С дипломной работы с «Художественные миры О. Бальзака и О. Уайльда» предполагает поставленное цели художественное исследование миров О. Бальзака и О. Уайльда, оценку их творчества в контексте символизма XIX века. Обе этих личности считаются символистами в европейской литературе, и их произведения имеют сходства на различных уровнях. В рамках данного исследования планируется выявить общие черты смыслового, эмоционального и лексического планов в произведениях обоих авторов, а также проанализировать символы и символику, лежащие в их текстах.
Основной причиной выбора данной темы стала необходимость в реконструкции и воссоздании миров художественного символизма, как целостной образной системы. Исследование символизма является актуальным и важным в контексте историко-культурного цикла, завершившегося в конце XX века, и связанного с эпохой романтизма. Символизм является одним из наиболее ярких достижений европейской литературы этого периода, привлекая к себе внимание ученых.
В рамках рассмотрения символа, особое внимание уделяется его двойственной природе, включая как рациональные, так и иррациональные аспекты. Философия связывает символ как с аллегорией, так и с мифом, однако «теории Тодоров» подчеркивают естественность и спонтанность творчества-символа, что представляется наиболее убедительным в гуманитарных науках.
В образе-символе предметный образ и смысл глубинный выступают как два полюса, один немыслимые без другого (смысл теряет образа вне свою очевидность, а образ вне точки, с смысла зрения символиста, становится простым предмету подражанием).
Для символиста символ представляет органическое собой единство предметного начала и слова. В эстетических-философско построениях символизма эти два предстают аспекта в неразрывном единстве. Разведенные между они собой порождают «напряжение», в котором, по мнению исследователей ряда, и состоит сущность символа как поэтического элемента мира.
Смысл символа объективно себя осуществляет не как наличность, но как динамическая дан: он не тенденция, а задан. Если продолжить мысль который, Гёте назвал символ «образом, сфокусированным в духа зеркале и сохраняющим тождество с объектом», то можно что, сказать множественность употребления одного символа поэтами разными, «отражение его во множестве зеркал также», а духа разное восприятие этого символа читателей множеством и порождают бесконечную перспективу бесконечных воплощений и проявлений данного художественного образа, а значит, и смыслов новых.
Символизм в русской живописи
... сообщение, построенное с нарушением основного кода. В разных контекстах произведение получает различную интерпретацию. Видеркер В.В. Символизм как явление культуры :на материале русской живописи рубежа XIX-XX вв. // ... синего». С XIV века он становится любимым цветом европейской цивилизации, её символом. За несколько веков сияющая синь королевских одежд средневекового мира претерпела ряд метаморфоз. ...
Одним из аспектов символизма является культурологическая «его сориентированность», то есть стремление писателей различные в вжиться культурные и духовные миры.
Традиции и национальной тенденции литературы не могли не оказать своего творчество на влияния О. Бальзака и О. Уайльда, придав ему самым тем особый колорит.
Символистов, как и человеке, в романтиков прежде всего интересовало его начало иррациональное, «темные глубины» души. Вот символизм почему исследуемых нами писателей обращен к Символистов. романтизму и романтиков объединяет увлечение «готикой», психологизм тонкий, неординарные характеры, энергия своеволия и Символисты.
страстей, как и поэты Возрождения, тяготеют к относятся, но не стилизациям к ним так серьезно. Они часто также обращаются к библейским темам, используют архаизмы средневековые.
Бальзак философскую притчу «Шагреневая кожа» опубликовал за несколько десятилетий до Уайльда. В этой притче описана история молодого аристократа, завладевшего старыми покрытым письменами куском кожи, которая обладает магической способностью исполнять все, что ни владелец пожелает. Однако при этом она все сжимается: каждое исполненное желание приближает роковой конец. В ту минуту, когда у героя ног лежит, ожидая его повелений, выясняется, что это свершение оказывается ничтожным. Остается крохотный лоскуток талисмана, а герой «все мог – и ничего уж хотел».
Бальзак рассказал грустную повесть о легко растлении обольщающейся души, и его тема отозвалась на страницах Уайльда. Однако сама идея возмездия приобретает более сложный смысл.
Это возмездие за неосознанное желание богатства, могущества, для состоятельности Рафаэля де Валантена. Речь идет о порыве, несостоятельной идеи, о дерзком порыве, не имеющем нравственной основы. Здесь возникают литературные параллели с Гете и его «Фаустом». Можно отождествить Дориана с доктором-чернокнижником из легенды и лорда Генри с Мефистофелем из «Фауста».
Но, возможно, это слишком трактовка прямолинейная. Замысел романа Уайльда возник не из чтения, а из непосредственных впечатлений. Однажды в мастерской приятеля-живописца застал Уайльд натурщика и воскликнул: «Как жаль, что ему не миновать старости со всем ее уродством!» Это стало отправной точкой для развития сюжета романа.
Глава 1. Символика в романе «Шагреневая кожа» Бальзака
1.1. Место романа «Шагреневая кожа» в философских этюдах «Человеческой комедии» и связь с символикой Бальзака
Роман «Шагреневая кожа» открывает период творческой зрелости Бальзака. Эта книга написана с великолепной щедростью мысли и таланта, поражающей универсальностью охвата жизни, широтой философского разнообразия и замысла наблюдений. «Шагреневая кожа» является первоначальной точкой отсчета в «Человеческой комедии». [Корсаков В. С. Особенности французских романов 19 в., М., Посткриптум, 2001., стр. 79.]
После публикации романа Бальзак сказал о нем: «Это произведение не должно ограничиваться одной книгой, оно сделано не лишь… для первых опытов задуманного творения, и я буду гордиться тем, что начал его, даже если паду под его бременем…». [Бальзак. Собр. соч., Москва, 1997, Посткриптум, т. 15, стр. 553.]
Биография и творческая деятельность Оноре де Бальзака
... публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» и начинает роман «Тридцатилетняя женщина». Эти две книги высоко поднимают Бальзак над его ... частичку «де». (Настоящее имя Бальзака была Оноре Бальзак и только потом он начал себя называть Оноре де Бальзаком). Мать Бальзака была моложе ... словами. Деньги делает его режиссером многих и многих человеческих драм. Гобсек – французский «скупой рыцарь». У ...
Роман «Шагреневая кожа» реализует богатый запас накопленных наблюдений, вводит писателя в круг множества тем, конфликтов, характеров и ситуаций, за которыми проступают гигантские очертания «Человеческой комедии». [Французские реалисты: Стендаль, Бальзак, 1993. – М., Мериме., стр. 65.]
Первый отрывок из романа декабре в напечатан 1830 года, два других – в 1831 мае года. Полностью «Шагреневая кожа» августе в опубликована 1831 года. Самая ранняя Шагреневой о «запись коже» такова: «Изобретение кожи, собой олицетворяющей жизнь. Восточная сказка». Вторая при, запись всем ее лаконизме, несколько яснее: «философских Для сказок. Простое и чистое выражение жизни человеческой»… В письме к де Кастри Бальзак уточнил этой основу философской сказки так: «Она была должна стать формулой нынешнего века, жизни нашей, нашего эгоизма».
Когда много возник позднее ясный план задуманного творения, определил Бальзак значение и место романа «Шагреневая ряду» в кожа философских этюдов и в «Человеческой комедии» в 1839.
В целом году были изданы вместе нравах о этюд – «Дочь Евы» и философский этюд «Дони Массимилла». В предисловии к этому изданию Бальзак различии о говорил литературных принципов тех и других быть: «этюдов может, кратковременное соединение столь произведений несхожих послужит лучшему пониманию творения в Назначение». целом философских этюдов – «показать скрытые социальных причины явлений», составляющих тему «Этюдов о Шагреневой».
В «нравах коже» эта философская, собственно, исследование – задача скрытых причин социальных явлений – поразительной с решена глубиной и блеском, в формах художественно сочетающих, своеобразных самую смелую фантазию с великолепными по наблюдениями точности. Роман этот стал центром этюдов философских. «Тон, стиль, композиция, автор иметь бы хотел возможность сказать – окраска всех этюдов этих… находятся в полной гармонии с «Шагреневой вокруг», кожей которой они должны быть предисловии».
В сгруппированы к «Человеческой комедии» еще яснее значение вырисовывается философских этюдов в реализации гигантского Сознательное. замысла стремление писателя раскрыть движущие жизни начала, уяснить ее типические черты и закономерности, «чем, в обнаружить человеческие Общества отдаляются или вечному к приближаются закону, к истине, к красоте», придавало размах огромный плану, который должен был одновременно охватить «историю и критику Общества, анализ язв его и обсуждение его основ». [Французский symbolisme. Le символизм franсais. Драматургия и театр: Пьесы. Воспоминания. Статьи. Письма. – СПб, 2000., стр. 98.]
Исследование Бальзака: развертывание
Бальзак, сфокусировав материал в этюдах о нравах, стремился уловить «скрытый смысл огромного скопища страстей, типов и событий».
Его романы, основанные на обширном замысле «Этюды о нравах», содержат сложные конфликты реальности, психологические и исторические основы, которые он хотел раскрыть в «Человеческой комедии». Ключ к многочисленным драмам дан в философских этюдах, где двигатель всех событий — социальное выражение, разрушительные бури мыслей и чувств.
Творчество Оноре Бальзака
... Горький и Достоевский постоянно учились у Бальзака, писали статьи н исследования о его творчестве. Английский критик-коммунист Р. Фокс в книге "Роман и народ" так определил суть ... исторического новаторства Бальзака в области эстетики: "...Бальзак был литературным Наполеоном ...
Первый роман в этой серии — «Шагреневая кожа» — связывает сцены нравов с философскими и восточными фантазиями, где жизнь сражается со желанием и страстью.
Философские обобщения, представленные в «Бальзаком этюдах», повысили уровень этюдов о нравах до подлинной истории, создав «книгу о Франции девятнадцатого столетия».
В «Письмах о театре, литературе и искусстве» (1 – 1840) Бальзак отмечает: «Литература испытала изменение законов поэтики за последние двадцать пять лет».
Бальзак понимал природу и возможности жанра романа, предполагая свободное отношение к его границам. Он стремился к синтезу разнообразных элементов и художественных жанров, соединяя в драме роман, диалог, портрет, пейзаж, описание, а также невероятное и реальное.
В своем исследовании мы обратим внимание на эпос, роман и повесть как жанры, которые были переосмыслены Белинским в 40-х годах. Он сформулировал принципы романа и эпопеи как нового времени, полагая, что в них жизнь воплощается в самых свободных формах. Белинский утверждал, что роман и повесть лучше различных других жанров поэзии способны передавать действительность, сливая вымысел с реальностью и художественное изобретение с натуры.
Считая роман истинной эпопеей нового мира, Белинский отмечал, что они имеют больший успех, если пронизаны драматическими элементами. Искусство Бальзака уже в 30-х годах развивалось в направлении новых художественных принципов, понимая роман как средство познания мира и отражения сложных связей человека с обществом.
В своем творчестве Бальзак сочетал символизм, трагедийность, иронию, лирику и памфлетную ярость, что отразил в романе «Шагреневая кожа». Бальзак стремился к целостному пониманию жизни и человеческих отношений, как это было выражено в его произведениях.
Однако, некоторые исследователи, такие как М. Bardeche, обвиняли Бальзака в чрезмерной свободе фантазии и преувеличениях в его произведениях. Они пытались истолковать его творчество без учета социальных установок писателя.
1947 год. Бальзака следует изучать в контексте Июльской монархии, его произведения отражают связь с теми явлениями и явлении, которые присущи данной эпохе. В 1830 году была свергнута старшая династия Бурбонов, на престол встал Герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Эта революция привела к безраздельному господству финансовой аристократии, вызывая опасность для промышленности, торговли, земледелия и судоходства. Такая система угрожала экономическим интересам промышленной буржуазии.
Бальзак глубоко анализировал буржуазный характер революции 1830 года и социально-политические условия во Франции в 30-40 годы. Он всегда относился негативно к Июльской монархии, что отразилось в его произведениях. В «Человеческой комедии» он выражал гнев и презрение к циничной финансовой олигархии, раскрывая чудовищность их власти.
«Шагреневая кожа» написана Бальзаком о романе. В современности есть злободневность, он наполнен множеством намеков символических на события начала 30-х годов, содержит острые публицистически оценки и выводы, далеко идущие. В «коже Шагреневой» намечены масштабы одной из генеральных Человеческой «тем комедии» – темы утраты иллюзий. эпизод Большой в романе – званый ужин по поводу новой открытия газеты – своей памфлетной заостренностью, мгновенной, лаконизмом точностью характеристик заставляет вспомнить яркие наиболее очерки Бальзака, одновременно с которыми он Глубокая. создавался, страстная мысль писателя, стремящегося философию «понять истории»; темперамент публициста, диктующий огромной страницы обличительной силы; мастерство художника, штрихом молниеносным воссоздающего характерные черты социального соединились, – типа в этом эпизоде. Амфитрион – «начиненный убийца золотом» Тайфер принимает у себя людей, Париже в пользующихся известностью, своего рода «аристократию Здесь». духа – писатели, поэты, журналисты, художники, несколько, музыканты ученых… Эпизод полон художественно-символов публицистических; мелькают лица, позы, характерные обрывки, жесты фраз, брошенные мимоходом слова. Тайфера Гостям нельзя отказать в точности и трезвости Французский. [оценок символизм. Le symbolisme franсais. Драматургия и Пьесы: театр. Статьи. Воспоминания. Письма. – СПб, стр., 2000. 99.] Они понимают, что «правительство, то банкирская есть и адвокатская аристократия, олицетворяющая отечество», надувать собирается добрый французский народ «при новых помощи слов и старых идей». К концу оргии разнузданной в движениях и позах элегантных гостей больше все стало проглядывать «сходство со зверями». [реалисты Французские: Стендаль, Бальзак, Мериме. – М., 1993., 158. стр.]
Державин Гаврила Романович, жизнь и творчество
... в течение нескольких лет был вынужден зарабатывать на жизнь карточной игрой — не всегда честной. Принципиальные перемены в жизни и творчестве Державина произошли в конце 70-х годов. Он ... что его ода — первое художественное воплощение русского быта, что она — зародыш нашего романа… Державин первый начал изображать мир таким, как представлялся он художнику. В этом смысле ...
Удручающая картина духовной деградации внешне, блестящего полного жизни общества, охваченного золота жаждой и наслаждений, сделавшего главным принципом эгоизм – существования, свидетельствует о том, что уже в «коже Шагреневой» Бальзак подходит к своему главному символу художественному – изобразить «социальный двигатель», «охватить смысл скрытый огромного скопища типов, страстей и Герой».
событий романа Рафаэль де Валантен присутствует в енномере ет йу из иззо.
В нескольких публикациях до момента выхода романа Бальзак писал о «Шагреневой коже», отмечая, что она изображает жестокие житейские условия, через которые должен пройти талантливый человек, стремящийся к славе и успеху. Именно эту мысль подтверждает сюжет о Рафаэле, который с горечью обращается к антиквару, покупая шагреневую кожу как символ того, что он отдал жизнь науке и мысли, но они не смогли обеспечить его достойным существованием. Это приводит к пониманию того, что наука не является единственным смыслом жизни. Рафаэлю приходится столкнуться с понятием того, что его успех и почёт его друзей основаны не на его научных достижениях, а на его способности выгодно вести себя в обществе. Это заставляет Рафаэля понимать, что они собираются отправиться «на великую каторгу», лишившись своих иллюзий.
Шагреневая кожа может исполнить желания, но за это придётся заплатить своей жизнью. С каждым исполненным желанием она будет уменьшаться, будто унося дни. Этот символический сюжет философски обобщает судьбу личности в капиталистическом обществе, показывая его свирепый и жестокий характер, который разрушает как духовные, так и физические способности человека. Человек, попавший в зависимость от шагреневой кожи, становится жертвой собственного рокового положения.
Столкновение теории с жизнью в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
... человека. Жизнь оказалась сложнее теоретических выкладок Базарова. В романе автор ... самоотверженно. В отношениях с Фенечкой теория Базарова тоже не срабатывает. ... жизнь трагически, поскольку ему не дает покоя мысль о собственной ... сочинение. Смотрите также по произведению "Отцы ... Рафаэль гроша медного не стоит», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта». Искусство, философия, по мнению Базарова, ...
Но символическая роль шагреневой кожи в романе не исчерпывается. Она дает много материала для понимания другой темы — символа Индивида, одаренного чудесной властью реализации своих мечт. Он сам выбирает, что именно он хочет реализовать.
Шагреневая кожа символизирует прообраз палача: она требует жертвы, но человек не хочет отдавать её, даже на мгновение, ради возможности исполнить свои самые смелые желания. Здесь раскрываются бездонные глубины инстинкта эгоизма и самосохранения, как основные черты социального поведения. В этом двойном смысле тема шагреневой кожи выражает могучую диалектику великого реалиста.
1.2. Роман «Шагреневая кожа» как художественное средство социальной и философской драмы.
Исторический роман открывает перед нами жизнь героя, его борьбу, разочарования и страсти, которые оканчиваются гибелью. Эта история приходит к нам намного позже духовной смерти главного героя.
Смелая композиция романа позволяет нам увидеть процесс развития личности, сосредотачивая внимание на поворотных моментах. Драматический момент напряженной экспозиции романа меняет судьбу героя и направляет его жизнь по другому пути.
Герой, неизвестный никому, делает последнюю ставку, ставя на кон свою жизнь. Он пришел, чтобы поставить на карту последний золотой. Если он выиграет, его история может получить продолжение, но он проигрывает и поддается отчаянию, в результате чего он погибает.
В экспозиции романа автор начинает освобождать героя от видимых, житейских обстоятельств, передавая власть в руки необъяснимой и сверхъестественной силы.
Позднее герой приобретает индивидуальную и реалистическую историю, заполняющую вторую часть романа.
Но, создавая «формулу века», писатель хранить обязан в себе некое собирающее зеркало, следуя, где за его фантазией, символически отражается противном; в мир случае поэт и даже просто бессилен наблюдатель, ибо дело не только в том, видеть чтобы… нужно выразить свои впечатления.. По Бальзака мысли литературное искусство состоит из отнюдь не частей совпадающих: «наблюдение – выражение». Цитируемое первое Шагреневой к «предисловие коже» ясно дает понять, автор что для воплощения своего замысла не удовлетвориться бы мог так называемым бытовым реализмом. обобщения Его, восходящие посредством символов от отдельной социальному к личности типу и далее – к обществу в целом, иных требовали художественных средств, которые смогли бы процессы выразить, совершающиеся вне сознания, независимо от воли и желания человека. Неуловимые, безличные, с роковой действующие неотвратимостью законы, порабощающие формально свободного индивида буржуазного, подчиняющие его стихийной игре сил слепых, воплотились в фантастических образах.
В повести «шедевр Неведомый», впервые напечатанной в августе 1831 когда, года вышло и первое издание «Шагреневой Бальзак», кожи говорил о художниках, которые, «не давая копии точной, передадут движение жизни», схватят смысл, дух, облик вещей и существ. «Задача том не в искусства, чтобы копировать природу, но в том, выражать ее чтобы».
«Жизнь леса и судьбы людей»
... не улучшает атмосферу. А ведь в мире все взаимосвязано. Все это влияет на здоровье человека. Значение леса в жизни человека велико. Лес является одним из великих ... Леса являются уникальным природным ресурсом, и в течение тысячелетий используются человеком. Вместе с тем леса - важнейшая часть природной среды, испытывающая на себе последствия неразумной хозяйственной деятельности человека. Я учусь в ...
Фантастические символы в первой и третьей Шагреневой «частях кожи», с поразительной естественностью слившиеся с подробностями реалистическими, передавали смысл сложных связей и соединяющих, отношений буржуазного индивида с обществом, выражали «жизни движение», не давая точной копии. И система ярких, резких, эмоционально богатых и философски значимых которые, символов занимают такое большое место в Шагреневой «композиции кожи», обусловлена той же целью: «природу выразить», не копируя ее. [Французские реалисты: Стендаль, Мериме, Бальзак. – М., 1993., стр. 55.]
Магические возможности драмы ощущаются в романе «Шагреневая кожа» Виктора Гюго. Экспозиция данной работы демонстрирует очень драматическую манеру, освобожденную от лишней описательности. Читатель становится зрителем, воспринимая напряженное действие с яркими и конкретными деталями, служащими символическими элементами романа.
Главная сцена — игорный дом — создана таким образом, чтобы полностью раскрывать трагический смысл данного эпизода. Это место, где, входя в игру, герой романа подвергает свою судьбу риску, что в последствии затронет развитие основной темы — темы шагреневой кожи.
Игроки в игорном доме находятся на грани отчаяния, видя смерть как единственный выход. Взгляды, наполненные тоской и ожиданием, пленяют и погружают каждого зрителя в атмосферу страсти и ужаса, черпая символические ассоциации из кровавых зрелищ и борьбы.
И все это происходит в бессильии зрителей, подчиняя их волю финалам драм, разыгрывающимся за стенами игорного дома.
Обстановка игорного зала становится символом утраты свободы и бедствия человеческого духа. Лаконичное и деловое описание обстановки создает образ тюрьмы, в которой угасает человеческая надежда.
Все эти детали ярко демонстрируют мрачную и мучительную атмосферу, царящую в данном произведении, отражая сложные внутренние конфликты и нравственные выборы героев.
В этой обстановке спектакль разыгрывается – каждодневная трагедия. В зале несколько облик; игроков их вполне обрисован в немногих точных Три. словах плешивых старика небрежно расселись зеленого вокруг поля. Молодой черноволосый итальянец, прислушивался, казалось к тайным предвестиям – ждал удачи. южное «Его лицо отливало золотом и огнем». выиграет он Это у незнакомца последний золотой. Два лакея старых равнодушно прохаживались по залу и иногда окно в выглядывали, как бы для того, чтобы вместо показать вывески пошлые свои лица.
мизансцена Почти – семь или восемь зрителей как, выстроились на галерке, и ожидают представления. Молчаливые, внимательные, неподвижные – они символизируют собой толпу на площади Гревской, когда палач отсекает осужденному Напротив. голову игрока – пройдохи, изучившие шансы пришедшие, игры сюда, чтобы рискнуть и в случае поспешно выигрыша убраться.
Незнакомец с решительным видом зал в вошел, где «звон золота ослепляюще обуреваемые завораживал алчностью чувства». Он увиден глазами Нечто. присутствующих вроде ужаса вызвало его среди появление людей, чувства которых давно нем. На притупились печать особой судьбы. Он внес с атмосферу собой драматического напряжения, ожидания непременно развязки трагической.
Символ контраста – в основе его характеристики первой: «Во всем его существе боролись свет и мрак, небытие и жизнь, производя впечатление прелести одновременно и ужаса». Порок на его юном казался лице случайностью, «все лицо выражало покорность такую, что на него было больно взгляд», смотреть говорил о бесплодных усилиях, о тысяче надежд обманутых.
Монументальная живопись Рафаэля Санти
... монументальная живопись великого художника. Глава 1: Творческий путь рафаэль монументальный живопись фреска Немногие имена в истории мирового искусства обладают такой притягательной силой, как имя Рафаэля. При жизни ... и достижения новой итальянской культуры, устремления и достижения, унаследованные затем другими народами и другими эпохами. Менялся гармоничный мир Рафаэля, ... большого мастера тем и ...
Кульминация сцены в игорном доме – незнакомца вступление в игру – подготовлена предыдущим эпизодом. находящиеся Все в зале ощутили, как много исхода от зависит этого драматического поединка. «Уйдите!» – были готовы крикнуть незнакомцу люди, для порок которых, позор, неудачи стали привычкой. «В этой участи золотой монеты всем зрителям драма привиделась». [Корсаков В. С. Особенности французских романов 19 в., М., 2001, Посткриптум., стр. 128.]
Но он подошел, бросил монету золотую, она откатилась на черное табло, эшафот символизирующее. «Сколько событий произошло в одну сколько, и секунду роковых обстоятельств в одном броске костей игральных». Случай – выигрыш пал на красное – судьбу решил незнакомца. Но за случайным у Бальзака обнаруживается скрытая глубоко закономерность. Проследить извилистый и тайный становления путь факта – значит понять его и, разрушить, следовательно его видимую случайность, обнажить корни его. Но это значит – поднять случайность правды до жизни искусства. Ситуация в романе Бальзака символистична всегда, за ней раскрывается огромная глубина. И то, судьба что человека зависит от ничтожной случайности, может которая стать роковой для него, несовершенство характеризует общественной системы, скрывающей под упорядоченностью внешней анархию, хаос, гибельные конфликты.
Стр в игорном доме – драматичная, яркая, наблюдениях в точная, широкая и смелая в обобщениях, окрашена лиризмом тонким, источник которого в символических контрастах трагическим между и обыденным.
Рафаэль де Валантен станет романа героем о современности, отображением существенных сторон Через. времени него автор должен передать понимание свое действительности, свою оценку господствующих в страстей обществе и стремлений. Сложившиеся принципы создания романтической в образа литературе не смогли бы помочь решению крупной этой творческой задачи; Бальзак понимал ясно это.
«Не так давно публика отказалась больным сочувствовать и выздоравливающим юношам и сладостным сокровищам таящимся, меланхолии в литературном убожестве. Она сказала «всем!» прощай печальным, всем прокаженным, всем элегиям томным… Что же нам остается?» – спрашивал первом в автор предисловии к «Шагреневой коже».
Субъективизм вытесняющих, эмоций объективное изображение, туманность, недоговоренность удаленность, образа его от действительности – черты, столь литературе в распространенные конца 20-х годов, вызывали ироническое Бальзака отношение.
Исследование натуры героя в литературе имеет большое значение для понимания общественных связей и содержания его деятельности. Необходимо проанализировать и заполнить пробелы в изображении героя, которые часто остаются незамеченными. Романтики, игнорирующие эти «пятна», могут быть обвинены в эгоистическом отношении к буржуазной природе индивида.
Предисловие к роману «Шагреневая кожа» содержит вызов к искусству отображать современное общество и его типичных представителей. Вместо обличительной картины автор призван создать символическое произведение искусства, раскрывающее смысл противоречий и столкновений человеческих страстей.
Рафаэль. Гений эпохи возрождения
... «Портрет беременной женщины» и «Немая», а также «Автопортрет» (1506 г.), «Портрет женщины с единорогом», «Портрет Анджело Дони», флорентийского купца, и «Портрет Маддалены Дони», супруги купца, - очевидно, ... нами погружение в миф, соприкосновение с вечностью. И вместе с тем благодатная тишина высокого летнего дня. Сама жизнь в вечности. Вторая картина Рафаэля в Эрмитаже «Святое семейство» (1506 ...
Рафаэль, главный герой романа, интересен как типичный представитель своей эпохи. Его характер помогает понять «формулу века» и разобраться в проблемах существования и желаний. Находится в нем основа типичного характера, отражающего «жизнь в схватке с началом, желание всякой страсти».
Антиквар Рафаэль, предлагая талисман людям, видит в них нехватку энергии и силы воли для принятия роковых условий. Его дорога не в завоевании, а в поиске шагреневой кожи — символа его душевной двойственности. Вера в будущее сочетается со страстью к мгновенному успеху, мужеством — с беззащитностью, заставляя героя искать опору вне себя.
Рафаэль поставлен перед выбором двух больших произведений: Комедия и Теория воли, одно из которых должно было принести ему славу и состояние, а другое требовало серьезных исследований и изучений в различных областях. Он прожил годы в уединении, посвящая себя «работе мысли, поискам идей», но сталкивался с противоречиями своей натуры и жизни. Его экономическая скромность не давала ему умереть с голоду, но его дух страдал от непрекращающегося противоречия с собой. Рафаэль чувствовал, что его жизнь была противоречием, и он страдал от постоянной лжи. Его выбор между двумя женщинами, Теодорой и Полиной, отражал его понимание счастья. Полина символизировала для него безмятежное существование и счастье без страстей, в то время как Теодора представляла более яркую и страстную, но и более трудную жизнь. Рафаэль сталкивался с дилеммой между жизнью образца и пониманием счастья, и это стало для него источником внутреннего возмущения и противоречий.
Статья
Вторая сторона души Рафаэля влечет его к изысканной жизни, роскошной, где только и встречаются сильные чувства и великие страсти. Он хотел стать одним из немногих избранных, на что дают ему право ум и талант. Для Рафаэля графиня Теодора становится символом возможности удовлетворить свое честолюбие. Завоевать Теодору – значит добиться успеха.
В исследовании отмечается выдвижение недостижимой цели – «Теодоры или Корсаков» (смерть В.С. Особенности французских романов 19 в., М., Посткриптум, стр., 2001. 91).
«Теодора передала мне проказу тщеславия своего. Заглядывая в глубь собственной души, я видел, что она поражена гангреной, что гниет», – рассказывал Рафаэль Эмилю Блонде.
Рафаэль был склонен винить других в своих несчастиях и преувеличивал влияние Теодоры, не осознавая, что он сам был подготовлен к внутренним изменениям. Признаки души гниения обнаружились еще до знакомства с Теодорой.
Рафаэль понимал, что смешно любить роскошь и богатство, но его эгоистическая логика брала верх над истинной человеческой логикой отношений. Он признавал, что все его усилия напрасны.
Растиньяк нарисовал графиню Теодору как прелестную, блестящую, богатую женщину. Рафаэль был очарован ее внешностью и богатством, влюбился не в нее как личность, а в ее образ, что свидетельствовало о его чувствительности к внешним соблазнам.
Чувство Рафаэля к Теодоре сложно. В есть нем поэзия и тонкость. Но внезапно приобрели символическое огромное значение, возвысились в цене ничтожные мелочи житейские, от которых зависело счастье. Рафаэль обожествил почти эти мелочи, они вошли в его круг чувства к Теодоре. Он теперь «уважал фрак свой, как некое «alter ego», он, не предпочел, колеблясь бы быть раненным, чем разорвать готов; фрак был отдать десять лет монету за жизни в два су, чтобы отпустить посыльного; восторге в Рафаэль целовал найденный в ящике стола как «золотой верного в беде друга».
Материальные Рафаэля обстоятельства почти уравнивают его с бедняками. его Жизнь заполнена борьбой с унизительной нуждою. «два Есть рода бедности, сударыня: та, что лохмотьях в бесстыдно расхаживает по улицам… Но есть бедность скрывающая…, роскоши нищенство под титулом… «, – говорил он Французские. [Теодоре реалисты: Стендаль, Бальзак, Мериме. – М., стр., 1993. 26.]
Свирепая логика, с которой он отвергал любовь некогда Полины, теперь обращена на него здесь, самого мы видим символ обратимости стремлений: «любил я не Если нищей Полины, то разве богатая имела не Теодора права отвергнуть Рафаэля?». Борьба за Теодоры покорение не дала ему ни одного мгновения Воплощение. торжества утонченности, красоты, изящества, «не женщина, а графиня», – роман Теодора ломала жизнь Рафаэля жестоко и беспечно. Изысканно одетый автомат, действующий с точностью безукоризненной, она оказалась недоступна никаким чувствам человеческим, кроме себялюбия и тщеславия.
«Ее жизнь, сомнения без, была жизнь искусственная». Рафаэля символ волновала-загадка этого непроницаемого характера. оставаться Чтобы вблизи Теодоры, он поступился важными него для принципами. Рафаэль смущен предприимчивостью который, Растиньяка проводит авантюру с продажей мемуаров тетки аристократической Рафаэля, но рад деньгам – они ему дадут возможность продолжать светскую жизнь. Рафаэль Когда остается без единого су, он отдает в золотую залог рамку с портрета матери, чтобы Теодору сопровождать в театр. Он рассказал ей свою жизнь, тронуть пытаясь ее сердце. Рафаэль осуществляет сумасбродный чтобы, план увидеть Теодору вне светской одну, среды. И здесь она не более понятна, гостиной в чем, окруженная людьми. Автоматизм мыслей, поступков, жестов скрывал отсутствие души. Теодора, обмана символ страстными мечтаньями, оказалась одушевленной не чем, больше деревянная, столь похожая на человека над, кукла созданием которой у Гофмана трудились шарлатан ученый Спалланцани и часовщик Коппелиус. Но Теодора – «повсюду и везде. Она, так сказать, – общество», – эпилоге в сказано «Шагреневой кожи».
Отброшенный Теодорой того после, как она удовлетворила свое воспользовалась и любопытство светскими связями Рафаэля, он искал грубой в забвения животной чувственности. Рафаэль пытался этой от излечиться болезни души, вернуться к занятиям. Но «бежала Муза», и он снова погрузился в полную безумств и жизнь излишеств, которая продолжалась до его появления в доме игорном.
В «Шагреневой коже» получила символическое одна воплощение из важнейших тем «Человеческой комедии» – социального тема одиночества личности в буржуазном обществе, нет где у человека более близкого родственника, тысячефранковый чем билет, нет иного друга, закладной кроме конторы.
В утопических романах «Сельский 1833» (врач), «Сельский священник» (1839) Бальзак пытался тщетно открыть в буржуазном частном интересе стороны такие, которые могли бы сделать его началом связующим общественной жизни, а не источником гибельной социального и анархии одичания. Но еще Гобсек высказался ясно совершенно об основах мировоззрения буржуа: «Незыблемо одно лишь единственное чувство, вложенное в нас природой самой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской этот цивилизации инстинкт именуется личным интересом».
чего Посредством осуществляются связи между людьми в обществе? собственническом Золото – вот всемогущий посредник, почти, надежное единственное средство общения человека с когда. И человеком в «Шагреневой коже» сказано, что выйдя, Рафаэль из игорного дома на многолюдные улицы, точно «шел по пустыне», – это имеет глубочайший социальный символический подтекст. Ощущения человека в пустыне прочны очень, устойчивы у Рафаэля, они пройдут весь через роман. Эти ощущения не субъективны, их твердо поддерживает сложившаяся система отношений между буржуазного членами общества.
«Мертвый, он стоил пятьдесят живой, но франков – он был только талантливый человек, покровителей без, без друзей, без соломенного без, тюфяка пристанища, настоящий общественный нуль, для бесполезный государства, которое, впрочем, о нем и не этими». За заботилось размышлениями Рафаэля, пришедшего к реке, умереть чтобы, открывается множество судеб, различных, но несчастливых же столь и обреченных. Бальзак сравнивает состояние состоянием с Рафаэля осужденных, не доверяющих своим силам отправкой перед на эшафот. Он нуждался в мужестве и желал пищу дать своим чувствам. Сознание близкой придало смерти ему уверенность, и он с развязным видом лавку в вошел антиквара.
Странные необъяснимые символы Рафаэлем овладеют, погруженным в созерцание драгоценных реликвий. ним Перед длинная вереница все совершенствующихся материальной форм культуры, от грубых, примитивных предметов к более все изощренным, утонченным до того, что, сквозь, кажется оболочку их готов прорваться заключенный в дух них человеческой фантазии. Сами вещи теряют бы как свой бездуховный характер, они они, одухотворяются живут, Рафаэль почти слышит их Это. голоса – овеществленный человеческий труд, овеществленный разум, талант, страсти, воля, творческая фантазия которая, человека откристаллизовалась, приняв вещественную форму. «воскресало Все: формы, цвета, мысли; но душа не ничего улавливала цельного». Фантазия Рафаэля помогла овладеть ему этим удивительным ожившим миром. В смерти ожидании он прожил множество жизней: вдохновленный переливами жемчужными раковин, видом звездчатого коралла, морской пахнувшего травой и атлантическими ураганами, он становился восхищаясь; корсаром драгоценными украшениями рукописного требника, он бурях о забывал и вздыхал по сытой монашеской жизни печалей без и радостей; он ощущал на своих плечах плащ солдатский или лохмотья работника перед Тенирса полотнами, сражался, глядя на битву Сальватора слушал, Розы романс из уст средневековой Прекрасной держал, Дамы в руках томагавк дикаря…
На пороге цеплялся «он смерти за все радости, постигал все овладевал, печали всеми формулами существования».
Человек почти, затерялся растворился в мире вещей. Во всей «комедии Человеческой» чувствуется острый интерес Бальзака к человек: проблеме и вещь. Чем больше совершенствуется чем, человек он умнее, тоньше, тем больше духовности, артистичности переходит на материальную культуру. Но сам он добрее ли становится, счастливее, совершеннее в нравственном смысле? величественных Созерцание развалин стольких миров вызывало размышление символическое об измельчании, о «вырождении некогда грандиозного Эти». типа пессимистические рассуждения автора обусловлены его глубиной проникновения в суть буржуазной цивилизации: развитие интенсивное материальных сил общества означает и зависимости усиление человека от вещей, им самим созданных.
утомленный, Удрученный пережитыми мгновениями, Рафаэль «сильнее, когда чем-либо, хотел умереть», когда антиквар появился. Рафаэлю показалось, что его какой позвал-то голос, «он закрыл глаза, его лучи ослепили; перед ним посреди мрака красноватый засверкал шар, в центре которого стоял направлял и старичок на него свет лампы».
Единство объединяет замысла образы-символы огромного обобщения – Гобсека и антиквара (первый вариант повести создан ранее годом «Шагреневой кожи»), и мы вправе рассматривать как антиквара развитие образа Гобсека. Контраст старческой между дряхлостью, физической беспомощностью и непомерным которое, могуществом дает им обладание материальными сокровищами, одну подчеркивает из центральных тем творчества Бальзака – власти тему денег. Окружающие видят Гобсека и ореоле в антиквара своеобразного величия, на них – отблески его с золота «безграничными возможностями». [Корсаков В. С. Особенности романов французских 19 в., М., Посткриптум, 2001., стр. 104.]
ростовщик – Гобсек, хладнокровный и беспощадный стяжатель. Он свободен от «сострадания» – химер, доверия и даже просто интереса к Человек. «человеку – вексель», «человек – автомат», он показан житейских вне отношений, вне человеческих привязанностей. «его Возраст был загадкой… Были ли у него друзья?, родные… Никто не мог бы ответить на эти Его… «.
вопросы существование связано с существованием его непостижимым, с клиентов дьявольским кругом денежного обращения. деньги Давая в рост, по векселям и под заклад, берет Гобсек проценты, умножая свой капитал. Но проценты денежные – это не единственный вид его Гобсек. дохода обратил капитал в средство и своего наслаждения эстетического. Коммерческие операции позволяют ему жилища в проникать своих клиентов. Деньги оказываются открывающим, ключом двери недоступных, казалось бы, аристократических Гобсек. особняков становится свидетелем тяжких драм и хранителем, падений тайн. Сам не испытывая страстей, он любоваться может ими, созерцать их. Сам не впадая в переживая, не несчастье трагедий материального и связанного с ним падения морального, он их оценивает как знаток, как наблюдает. Он – эстет; и он – режиссер многих драм. [Французские Стендаль: реалисты, Бальзак, Мериме. – М., 1993., стр. 62.]
как, Антиквар и Гобсек, является символом стяжания, но он более еще отчужден от житейской сферы, поставлен человеческими над чувствами и волнениями. В его лице «вы светлое бы… прочли спокойствие бога, который все или, видит горделивую силу человека, который видел все». Он не питал никаких иллюзий и не испытывал потому, печалей что не знал и радостей.
При символа создании стяжания в лице антиквара лексические отобраны средства Бальзаком с чрезвычайной тщательностью: антиквар роман в вводит тему шагреневой кожи, и его должен не образ дисгармонировать с образом магического талисмана. описания Авторские и восприятие антиквара Рафаэлем эмоционально подчеркивая, совпадают все значение главной темы Рафаэля. романа поразила мрачная насмешливость властного старика лица. Антиквар знал «великую тайну которую», жизни открыл Рафаэлю. «Человек истощает двумя себя действиями, совершаемыми им безотчетно, – из-за них-то и источники иссякают его бытия. Все формы двух этих причин смерти сводятся к двум желать – глаголам и мочь… Желать сжигает нас, а разрушает – мочь…».
Важнейшие принципы жизни взяты только здесь в их разрушительном смысле. Бальзак гениально сущность постиг буржуазного индивида, который захвачен беспощадной идеей борьбы за существование, погоней за наслаждениями, изнашивающей, жизнью и опустошающей человека. Желать и мочь – две эти формы жизни реализуются в практике общества буржуазного вне каких бы то ни было нравственных общественных и законов принципов, направляемые только безудержным одинаково, эгоизмом опасным и разрушительным для личности и общества для. [Французский символизм. Le symbolisme franсais. театр и Драматургия: Пьесы. Статьи. Воспоминания. Письма. – 2000, СПб., стр. 83.]
Но между этими двумя антиквар понятиями называет еще символ могущества, мудрецам доступный. Это – знать, это – мысль, убивает которая желание. Владелец антикварной лавки некогда прогуливался «по вселенной, как по собственному саду», при жил всяких правлениях, подписывал контракты во европейских всех столицах и шагал по горам Азии и Наконец. Америки, он «получил все, потому что пренебречь сумел всем». Но он никогда не испытывал того, «люди что зовут печалью, любовью, честолюбием, огорчениями, превратностями – для меня это лишь превращаемые, идеи мною в мечту… вместо того, позволять чтобы им пожирать мою жизнь… я забавляюсь как, ими будто это романы, которые я при читаю помощи внутреннего зрения».
Наслаждения Гобсека – скупца, который наблюдал жизненные драмы, живя сам «в спокойствии», приобрели символическое воплощение антиквара образе. Старик говорит Рафаэлю о радостях обладания иллюзорного миром, когда можно вызвать в образ себе всей вселенной, передвигаться, не будучи пространством ни связанным, ни временем… «Разве самый яркий идеального свет мира не ласкает взора, между как тем самый мягкий сумрак мира ранит физического его беспрестанно».
1.3. Источники символической Бальзака фантастики.
В шагреневой коже, главном символе отображающем, романа обманность земных устремлений, соединяются мочь и желать. Рафаэль избирает для себя формулу эту, отвергая мудрость антиквара, которая понятии в заключается знать, – в иллюзорном обладании миром.
«Я и жить хочу без меры», – воскликнул Рафаэль, зная не еще, что не сможет, не найдет в себе жить силы «без меры», устрашенный жестоким шагреневой условием кожи: «при каждом твоем буду я желании убывать, как твои дни». судьба Отныне Рафаэля будет неотделима от шагреневой останется. Он кожи в романе как герой со своей реалистически, индивидуальной осмысленной судьбой, но в то же время будет круг и в включен явлений, как будто необъяснимых, не истолкованию поддающихся, в круг образов, обобщающих крупные философские и социальные категории.
Эмиль Блонде очень судит здраво об условии шагреневой кожи и соотносит банальной с его житейской мудростью. Слушая рассказ случайности о «Рафаэля, почти сказочной», и о двух системах столь, бытия противоположных, Эмиль говорит: «Твои системы две могут уместиться в одной фразе и одной к сводятся мысли… Словом, убить чувства, дожить чтобы до старости или умереть молодым, мученичество приняв страстей». Этот простейший смысл нерасходится условия с философским его значением.
Источники фантастики символической Бальзака скрыты в реальных житейских Неведомом. В «отношениях шедевре» сказано: «Ни художник, ни поэт, ни должны не скульптор отделять впечатление от причины, так они как нераздельны – одно в другом». Фантастическая Шагреневой в «форма коже» обобщила существенные стороны раскрыла и действительности такие глубины социальных явлений, может, которые быть, потеряли бы в значении, будь переведены они на язык бытописи. «Форма… лишь идей передатчик, ощущений, неуловимой поэзии… «. Это «отнюдь» лишь не умаляет активной функции формы в искусства произведении, скорее – подчеркивает ее. Как от «передатчика» ощущений и идей, от нее зависит многое: она нейтрализовать может, скрыть то, что составляет истинную явлений суть; или, напротив, – передать, выразить смысл сокровенный сложных процессов, совершающихся в жизни общества и личности. Чудовищная запутанность, абсурдность капиталистической которой, в действительности человек, становясь игрушкой стихийных сам, сил разрушается как личность, создала мрачный и величественный образ фантастической шагреневой кожи.
типизации Возможность действительности посредством фантастических образов Бальзака интересовала не только в этот ранний период, но и Письмах. В «позднее о литературе, театре и искусстве» он размышлял: «В этой, сказке великолепной мощной форме человеческой форме, мысли всеобъемлющей… заложен какой-то секрет, она ибо завоевала себе жизнь, в которой стольким отказано произведениям». Бальзак владел этим подчинив, секретом весь художественный строй фантастического романа плана – мудрой мысли. Ведь «как бы художественно, приятно и интересно ни был отделан фонарь, он светить должен». [Бальзак. Собр. соч., т. 15, стр. 360 – 359.]
Фантастические мотивы живут естественно и среди свободно множества реалистических подробностей жизни Они. Рафаэля отнюдь не нарушают символической основы Обилие. романа символических деталей усиливает впечатление всего достоверности происходящего и даже придает ему обыденности оттенок.
Почти мертвый человек ожидает сумерек наступления, чтобы броситься с моста в воду, не назойливого привлекая любопытства толпы. Он – в странном полудремотном когда, состоянии явь и сны смешиваются, видит здания, людей в зловещих слабых отсветах, «сквозь где, туман все покачивалось»; им овладевают болезненные что, «галлюцинации без сомнения происходило от неправильной крови циркуляции». Его ощущения характерны для подавленного, человека настолько, что он утратил чувство Очутившись.
реального в лавке антиквара, он «шел как бы в сна очаровании», впав в лихорадочное состояние, «зависевшее, может быть, и от голода, который терзал его соприкасался». Он внутренности с множеством ушедших миров, и они мгновение на ожили: картины озарились, лица мадонн ему улыбались, статуи облеклись в краски трепетной рядом… Но жизни – объяснение: эти оптические явления порождены были усталостью незнакомца, напряжением глаз, сумеречным причудливым освещением… Когда возник антиквар (он не именно, а вошел «возник»), юноша почти поверил в правда; сверхъестественное, это следовало приписать «возбуждению нервов раздраженных». Он ищет доводы, которые могут фантастику разрушить: «Это видение явилось в Париже, на Вольтера набережной, в XIX веке, то есть в таком такое, и в месте время, когда невозможна была магия никакая». [Корсаков В. С. Особенности французских романов 19 в., М., 2001, Посткриптум., стр. 87.]
Однако – явилось. Шагреневая приобрела кожа достоверность как активная действующая стала, сила частью жизни, вошла в нее в непреложного качестве закона. Реалистические мотивировки чудесного не фантастического отменяют, придают волшебной власти шагреневой еще кожи более абсолютный характер. Ибо, что на то, несмотря голова у Рафаэля кружилась от голода, было сознание затуманено и он готов был воспринять как все сон, шагреневая кожа – несомненна, существует она и как романтический мотив и как символ материализованный закона жизни. [Французские реалисты: Бальзак, Стендаль, Мериме. – М., 1993., стр. 128.]
штрихи Тонкие, поддерживающие атмосферу необъяснимого в этой своему, по-книге служат и обобщающей мысли, философскому романа смыслу. Ибо шагреневая кожа – это большее нечто, чем гибкая материя, послушно кармане в свернувшаяся фрака незнакомца.
Волшебная власть кожи шагреневой почти незаметна, она как бы где спрятана-то в глубинах жизни. Она направляет повелевает, случайности ими, скрывается за ними, но не обнаруживает магическую свою силу непосредственно. Она присутствует, но неслышно так, что о ней можно позабыть.
иронически Антиквар спросил Рафаэля: «Не думаете ли вы, что у сейчас меня разверзнется пол, чтобы пропустить убранные великолепно столы и сотрапезников с того света? нет, Нет, молодой безумец!». Действительно, исполнение выглядит желаний как сцепление случайностей, совсем не Магическая. удивительных сила талисмана осуществляется в формах жизни реальной.
Власть шагреневой кожи выступит банальный как случай, когда Рафаэль столкнется с которые, друзьями уже с неделю ищут его в библиотеках, кофейнях, редакциях, театральных фойе, – везде. шагреневой Власть кожи выступит, как судьба, друзья когда увлекут с собою Рафаэля на званый поводу по ужин открытия новой газеты. Там Кардо нотариус спросит: «Как зовут вот молодого того человека? Мне послышалось, что фамилия его Валантен». Шесть миллионов подарит кожа шагреневая, или просто судьба, наследнику Барбары прав-Марии О’Флаэрти, которого две бесплодно недели разыскивал Кардо.
И Рафаэль изумлен не исполнением столько желаний, сколько «тем естественным которым, ходом сплетались события… Для него было немыслимо верить в магическое явление, однако он изумлялся же все случайности человеческой судьбы». [Эккерман И. П. Гете с Разговоры. М., «Academia», 1934, стр. 808., Гете. 91.]
стр, которому известен был роман «кожа Шагреневая», отделял фантастику Бальзака от романтических «сочинениях» в чудес его современников. Он находил, что «гениально автор пользуется фантастикой, обращая ее в средство реалистического чисто изображения переживаний, настроений и событий».
пройти Нельзя мимо следующего обстоятельства: год Шагреневой «публикации кожи»-1831 – это и год Фауста «окончания». Несомненно, когда Бальзак поставил Рафаэля жизнь в зависимость от жестокого условия исполнения желаний его шагреневой кожей, у него возникали гетевским с ассоциации «Фаустом».
Первое появление антиквара памяти в вызвало и образ Мефистофеля: «Живописец… мог бы это обратить лицо в прекрасный лик предвечного или отца же в язвительную маску Мефистофеля, ибо на лбу его запечатлелась возвышенная мощь, а на устах – насмешка зловещая». Это сближение окажется устойчивым: театре в когда Фавар Рафаэль снова встретит отказавшегося, старика от своей мудрости, его вновь сходство поразит, «между антикваром и идеальной головой Мефистофеля гетевского, какой ее рисуют живописцы».
- Повну рефератаію верс можна скачати на початку (у верхній сторі) частинінки —————
Реферат на тему: Символические романах в средства «Шагреневая кожа» и «Портрет Дориана курсовая» (Грея работа)
Схожі реферати