Журналистика как форма массовой коммуникации
Журналистика является важным видом общественной деятельности, осуществляемой через сбор, обработку и распространение актуальной информации с помощью различных каналов массовой коммуникации, таких как пресса, радио, телевидение и кино. Она также является одной из форм массовой пропаганды и агитации, оказывая влияние на формирование общественного мнения и мировоззрения.
Важной задачей журналистики является предоставление аудитории информации, которая имеет социально-ориентирующее значение. Журналисты должны давать представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности, а также о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни общества.
Основы и принципы журналистики
Журналистика имеет свои фундаментальные основания и принципы, которые охватывают организацию системы СМИ и работы редакций, а также убеждения и методы деятельности журналистов. Они играют важную роль в обеспечении качества информации, а также в формировании доверия аудитории к СМИ.
Однако средства массовой информации и коммуникации часто становятся объектом полемики в обществе. Вопросы, связанные с массовыми коммуникациями, важны, так как они оказывают прямое или косвенное влияние на жизнь людей. Например, освещение экономических вопросов или проблем охраны окружающей среды часто вызывает критику со стороны аудитории СМИ.
Аудитория СМИ имеет право выражать свои мнения и делиться впечатлениями о полученной информации. Влияние, которое СМИ оказывают на общество, также привлекает внимание и порождает дискуссии. СМИ находятся на виду и часто подвергаются критике, независимо от того, нарушают ли они законы профессиональной этики или нет.
Роль СМИ в обществе
Средства массовой информации играют важную роль в ориентации читателей в постоянно меняющемся и мало знакомом им мире. Они помогают людям получать истинное знание о различных аспектах жизни, а также понимать существующие проблемы и вызывают интерес к обсуждению их среди аудитории.
Однако для того, чтобы пресса могла осуществлять свою роль и не нарушать законные интересы тех, с кем журналисты вступают в контакт, их поведение должно быть регулируемым. Возникает вопрос о грани регулирования и о том, какое влияние оказывается на свободу журналистского творчества.
В итоге, журналистика является важной формой массовой коммуникации, оказывающей влияние на общество и формирующей его мнение и мировоззрение. Однако она также подвергается критике и вызывает дискуссии в обществе. Средства массовой информации играют важную роль в ориентации аудитории и помогают ей получать истинное знание об окружающем мире, но при этом должны соблюдать этические нормы и не нарушать законные интересы своей аудитории.
Роль средств массовой информации в становлении и развитии культуры ...
... Средства массовой информации призваны осуществлять: поиск; получение; передачу; производство; распространение информации. При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи. Задачи курсовой работы: Проследить становление СМИ в обществе; Выявить место, цели и роль СМИ в ...
Темой данной работы является творческая индивидуальность журналиста. Творчество представляет собой процесс, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. От изготовления (производства) творчество отличается уникальностью результата. Результат творчества невозможно получить прямо из начальных условий, каждый результат уникален для автора и не повторим для других людей.
Сегодня задача журналиста заключается в просвещении и программировании мотивационной сферы своей личности на истинно творческую деятельность. Один из основных критериев, который отличает истинного профессионала от начинающего — наличие вне логического знания и феноменальной наблюдательности. Эти две составляющие являются основой журналистики, как творческой деятельности.
Тема данной работы актуальна, так как общество осознает дефицит культуры. Проблемы формирования и развития современной российской корпоративной культуры и профессиональной культуры журналистов остаются мало разработанными, особенно в контексте их творческой доминанты.
Цель данной курсовой работы — раскрыть и описать творческую индивидуальность журналиста. Для достижения поставленной цели перед работой ставятся следующие задачи:
- Изучить основные понятия творчества;
- Исследовать массовую коммуникацию;
- Проанализировать журналистскую деятельность;
- Определить основные типы творческой индивидуальности журналиста.
1.2 Творческое творчество как отдельный аспект журналистики
Одним из важных аспектов журналистики является творческое творчество. Творчество в журналистике может иметь различные мотивы, цели и функции. Некоторые журналисты могут использовать творческий подход для развлечения и привлечения внимания к своим материалам, в то время как другие могут использовать творчество для углубления информации и выражения своих мыслей.
Также может возникнуть необходимость использования творческого творчества для достижения определенных целей. Например, для создания популярных и узнаваемых брендов СМИ, привлечения большей аудитории, повышения репутации издания.
1.2.1 Характеристики творческого творчества
Творческое творчество в журналистике имеет свои характеристики. Во-первых, оно должно быть оригинальным. Журналисты должны стремиться создать уникальный контент, привлекающий внимание, поскольку конкуренция в мире СМИ высока.
Во-вторых, творческое творчество должно ложиться в рамки этики. Журналисты должны производить материалы, соответствующие нормам морали и права, не нарушать законы и не обращаться к крайностям.
Технологичность и творчество в социальной работе
... опыту и др. Высокая степень эффективности творческих проявлений в социальной работе подтверждается тем, что креативность как способность профессионала к творчеству и творческая деятельность как процесс создания качественно новых материальных и духовных ...
В-третьих, творческое творчество должно соответствовать тематике издания. Хорошо продуманная и соответствующая концепции материалы принесут пользу не только журналисту, но и изданию в целом.
1.2.2 Влияние творческого творчества на журналистов
Творческое творчество является неотъемлемой частью журналистики. Это помогает журналистам успешно развиваться в своей области и улучшать качество своей работы. Многие журналисты, способные к творчеству, становятся авторитетными в своей сфере деятельности.
Творческое творчество может способствовать улучшению стиля публикаций журналистов, повышению уровня текстов и вниманию к деталям материалов. Однако не всегда нужно опережать события и преувеличивать эффект от своих материалов. Главное же — сохранить баланс и реализовывать свое неповторимое творчество в рамках этики.
1.2.2.1 Использование творческого творчества у провокационных и популистских журналистов
Некоторые журналисты используют творческое творчество для провокации, сквозняковской умозаключительности и добавления привлекательности материалу. Это может привести к недостаточной четкости в информации, оскорблениям, искажению информации и другим негативным последствиям.
Популистский подход в журналистике может выдавать себя за творческий. Однако стоит спросить себя: не создал ли я своего персонажа вместо того, чтобы вести отчет о том, что происходит вокруг нас? Журналисты обязаны воспринимать факты и делиться информацией объективно, без приукрас и спасений. К творческому творчеству необходимо подходить с умом и здравым мышлением.
Систематические научные исследования коммуникативных процессов начались в 20–30-х годах XX века в рамках различных теорий журналистики, что было обусловлено как бурным развитием средств массовой коммуникации, так и связано с фундаментальным и глобальным характером социальных процессов. Причем в дальнейшем развитии информационно-коммуникативных идей и концепций примерно к концу сороковых годов определилось два подхода – так называемый естественно-технический (Н. Винер, К. Э. Шеннон, У. Р. Эшби и др.) и научно-гуманитарный (К. Леви-Стросс, А. Ламсдейн, К. Ховланд, Ф. Шеффильд и др.).
Причем с конца 60-х годов исследования массово-коммуникационной деятельности в странах Запада, как правило, развивались в рамках социологических традиций с концентрацией на управленческих, идеологических и культурных аспектах воздействия СМИ на человека и общество.
В современной науке можно выделить следующие основные значения понятия «информация»:
- сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми;
- уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений (в технике связи);
- сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик (социальная информация);
- передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).
Специфика высшего типа организации информационных систем, характеризующих человеческую жизнедеятельность, состоит в появлении социальной системы порождения, хранения и переработки информации – культуры общества. Л.Н. Коган, рассматривая культуру как человеко-творческую общественную систему, отмечал, что основная ее функция содержит и ряд подфункций. К их числу относятся:
1. Передача социального опыта, социальной информации от одного поколения к другому;
Творческая индивидуальность педагога
... как учебной, так и реальной профессиональноориентированной деятельности будущих педагогов. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего ...
2. Регулирование общественных отношений средствами политической, правовой, нравственной, религиозной, экологической культур, культуры управления и т.д.;
3. Осуществление коммуникации, связи между людьми по поводу производства и освоения культурных ценностей;
4. Оценка явлений окружающей жизни с позиций культуры
Оценка явлений окружающей жизни с позиций определенной культуры является одной из подфункций культуры. Культура включает в себя множество аспектов, которые тесно связаны друг с другом, и объясняют множественность определений культуры. Некоторые ученые признают информационную функцию культуры главной, и определяют культуру как социальную информацию.
Журналистика и ее роль в формировании общественного мнения
Журналистика — это общественная деятельность, которая включает в себя сбор, обработку и периодическое распространение актуальной информации через различные каналы массовой коммуникации, такие как пресса, радио, телевидение, кино и другие. Она является одной из форм массовой пропаганды и агитации. Главная задача журналистики — предоставлять аудитории социально ориентирующую информацию, формируя ее общественное мнение и мировоззрение.
Журналистика должна давать представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.
Проблема обратной связи с аудиторией
Современное внедрение спутникового телевизионного вещания и переплетение компьютерной и телевизионной технологий привели к актуализации проблемы обратной связи с аудиторией средств массовой информации. Возникшая новая постановка вопроса о обратной связи привлекает внимание как журналистов-практиков, так и ученых, осмысляющих понятие «информационное общество».
Массовая коммуникация является целостным социальным явлением, которое отражает факты, события и явления в жизни общества, а также само оказывает определяющее влияние на их формирование.
1.2 Личность журналиста в системе журналистики
Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности.Компонентами творческой индивидуальности являются:а) знания – общекультурные и профессиональные;б) умения – опыт, самостоятельный творческий подход;в) желания журналиста – это его потребности – внешние (материальные потребности) и внутренние – специфические человеческие потребности.Потребности выявляют себя в сознании журналиста в форме мотивов (интерес, желание, страсть).Эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько прочно слились в сознании журналиста желание достичь определенных целей с помощью журналистского воздействия и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности.Система желаний журналиста обусловлена и опосредована объективными факторами. В их числе следует выделить:1) Объективное положение журналиста в творческой среде.2) Имеющиеся у него возможности для выявления своей индивидуальности: выбор тем, обращение к определенным источникам.3) Внутреннее устойчивое отношение к самой журналистской деятельности и к ее формам, принятым в данной редакции.Есть две формы выражения творческой деятельности журналиста, а именно:а) индивидуальный стиль деятельности,б) образ автора.Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным. Каждый индивидуальный стиль представляет собой уникальную систему, которую характеризуют нормативность, системность и историчность. Характерными признаками индивидуального стиля можно считать:а) устойчивость используемых приемов и способов деятельности;б) обусловленность этой системы определяется личными качествами;в) эффективность данной системы как средства приспособления человека к объективным требованиям.Индивидуальный стиль деятельности выявляет себя на текстовом уровне в оригинальной творческой манере, то есть в тех устойчивых идейно-содержательных, композиционных и лексико-стилистических особенностях произведений, которые позволяют читателю идентифицировать различные тексты данного автора, дают аудитории основание для определения журналиста как творческой индивидуальности.Творческая манера выступает как один из аспектов творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность управляет своей манерой, меняя ее в зависимости от типа информационного потока, типа издания и других факторов.Другой формой существования творческой индивидуальности является так называемый «образ автора». Образ автора – это не вся личность журналиста, а лишь какой-то ее срез, аспект, уровень отражения. Функции «образ автора» не исчерпываются воспитательным воздействием на читателя. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет важную конструктивную роль в структуре текста. Образ автора зачастую связывает воедино разнородные элементы произведения.Признаки творческой индивидуальности. Группа объективных признаков: сфера проявления творческого своеобразия, специфика творческого процесса. К субъективным признакам следует отнести доминирующую творческую ориентацию и степень личностной активности.«Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автор Журналистская специализация признак значительной авторской индивидуальности. У настоящего мастера всегда есть обогащенная длительными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая газете».Типологии творческих индивидуальностей журналиста характеризует их внутреннее, субъективное отношение журналиста к осуществляемой им деятельности.Формирование того или иного типа отношения зависит от многих факторов, в частности, от исполняемой социальной роли. Бывает, автор создал яркую метафору, убийственное сравнение – и гордится своим художественным достижением. Но редактор вымарывает, потому что у него свой резон. Причина таких разногласий в том, что автор осознает свой труд как литературное творчество, а редактор видит в этом труде активное вмешательство в общественную деятельность с помощью печатного слова. В глазах автора хороши те средства, которые наиболее эффективны.По степени активности профессионального поведения журналиста можно выделить:– Универсально-активный тип – ему присущи разнообразные интересы и знания.– Интеллектуально-активный тип – ярко выражена направленность на теоретическое осмысление описываемых явлений и событий.– Организаторский тип – журналист занимается организационными вопросами журналистки.Характеризуя творческую индивидуальность журналиста, следует определить его место в предметном поле журналистики:1. Экономика;2. Политика; право;4. Мораль;5. Культура, искусство;6. Вопросы религии;7. Наука;8. Идеология;9. Проблемы воспитания;10. Спорт.Следует определить тип профессионального мышления:– научно-теоретический;– научно-исследовательский;– художественно-образный;– опытно-практический.По типу доминирующей творческой ориентации:1. Литературную, идеолого-публицистическую деятельность;2. Организаторскую деятельность.По характеру и уровню активности профессионального поведения:а) универсально-активный;б) интеллектуально-активный;в) практический;г) организаторский.Границы между всеми этими группами носят нечеткий, размытый характер. Проблемы творческой индивидуальности многообразны и многосложны.
Статья » как одно из средств раскрытия творческих способностей ...
... творческих способностей учащегося. Сочинение – одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, раскрытия его творческого потенциала. Школьное сочинение- это особый род творческой деятельности. ... их творческую индивидуальность. А ведь задача воспитания творческой, самостоятельно мыслящей и действующей личности – одна из самых сложных, актуальных и увлекательных ...
Основные методы журналистского творчества
... журналистского творчества, но и функциональные особенности данного вида человеческой деятельности. В представленной работе мы рассмотрим основные методы журналистского творчества, которые развивают теоретики в изучении творческой деятельности журналиста; расскажем об особенностях творческого ... исследования, прием доказательства, образ и способ изложения теоретических взглядов. В современном ...
1.3 Истина в журналистике
Информация – это знание, у которого есть потребитель. А отношение с потребителем информации является важнейшим среди производственных связей журналиста. Кодексы, принятые во многих странах, требуют от журналиста категорически разделять реальный факт и мнение о нем, его комментарий. Этим требованием профессиональная мораль обязывает пишущих бережно обращаться с документальными основаниями информационной деятельности, а в подтексте заключает уверенность в способности читателя самостоятельно, без подсказки со стороны разобраться в жизненных реалиях, о которых сообщает пресса.
Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют перечень профессиональных добродетелей. Эти принципы получают так же более или менее детальную расшифровку. Правдивость изображения авторы кодексов ставят в зависимость от точности и полноты информации о действительности. профессиональная мораль обязывает журналиста излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между событиями и не допуская при этом искажений. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точнее воспроизведение сведений почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту, отделение фактов от мнения. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире.
Подобной детализации поддается и принцип объективности. Его толкуют как не ангажированнось, непредвзятость, беспристрастность. Это именно принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, а не жесткая норма. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных и групповых пристрастий, отражать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной моралью. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом читателю, иметь гарантии, что его не будут вводить в заблуждение.
Нравственная оценка отношения автора к читателю складывается из нескольких составляющих, носит комплексный характер. Она учитывает и общественный резонанс публикации, и мотивы пишущего, и методы, которыми он пользуется при подготовке и написании материала, и его реакцию на читательский облик, и, что не менее важно, способность пишущего взглянуть на сам процесс собственной работы, подвергнуть мысленной рецензии свои заключения и их исходные посылки. Право читателя на истину гарантируется в первую очередь сознанием журналистом своей ответственности перед ним и готовность реализовать это чувство в поступках. Отношение к людям, ради информирования которых журналист берется за перо, оказывается постоянным объектом его самосознания как в отдельном творческом акте, так и на протяжении всей профессиональной деятельности.
«Литературные игры на х литературного чтения как средство ...
... вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. [27, С.92 ...
2.1 Творчество в журналистике: критерии и формы
Внутренние закономерности журналистской деятельности выявляют себя в творческом методе журналистики в форме определенных регуляторов – принципов, норм, правил, следование которым обеспечивает оптимальный характер действий журналиста и соответствие полученных результатов общественным требованиям. Принцип есть знание о законе или закономерности. Являясь наиболее общим выражением основных закономерностей журналистской деятельности, принципы журналистики разворачиваются в системы разнообразных норм и правил, регулирующих конкретные акты журналистского творчества. В отличие от принципов, число которых всегда ограничено, количество норм и правил не поддается подсчету, поскольку они непрерывно возникают и исчезают.Иногда эти нормы и правила формализуются и оформляются специальным документом (редакционным).
В виде правил иногда оформляются выводы и рекомендации теоретиков журналистики. Представленные в творческом методе журналиста нормы и правила, в соответствии с которыми осуществляется его деятельность, имеют специфический характер – вероятностный и вариативный. Когда исчезает понимание гибкости норм и правил и они отождествляются с шаблонами, исчезает и творческий характер профессии. Нормы и правила в большей степени зависят от всех других компонентов структуры творческой деятельности. Но не сами нормы и правила повинны в стандартности, безликости многих журналистских текстов, а прежде всего сам журналист, не умеющий пользоваться этими нормами и правилами и не желающий их усовершенствовать. Подлинно творческое поведение журналиста предполагает знание существующих норм и правил, умение ими пользоваться в соответствующих обстоятельствах и умение превзойти их или создать новые, когда это необходимо. Самым распространенным критерием творчества считается такая характеристика продукта общественно-полезной деятельности, как новизна, оригинальность. Подразумевается, что творческая деятельность приносит новые, до сих пор неизвестные результаты. Под творчеством понимается «духовная деятельность, результатом которой являются созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры»1 .Журналистскую деятельность можно представить как совокупность тесно связанных, переплетающихся и, вместе с тем, относительно самостоятельных процессов. Прежде всего, следует выделить начальный этап, сущностью которого является выбор темы, формулирование замысла, определение порядка действий по реализации этого замысла.Выбор – это изучение действительности, т.е. этап получения информации из внешнего мира. Изучение действительности состоит из:а) сбора информации,б) ее интерпретации, осмысления, формулирование концепции, объясняющей суть изучаемого явления.Третий этап – воздействие на действенность, т.е. доведение созданного на основе полученной и осмысленной информации текста до сознания массовой аудитории. Этот этап складывается из двух стадий:1. Создание журналистского текста;2. Придания ему необходимых для «запуска» в СМИ качеств.Процесс создания журналистского текста также состоит из двух потоков: 1) выработки концепции текста; 2) реализации этой концепции.Процессы, стадии, этапы реального творческого поведения журналиста переплетаются, взаимодействуют. В отличие от других видов творческой деятельности, журналистское творчество одновременно и многословно, и целостно.Результатом каждого из процессов журналистской деятельности является не только информация, но и способы ее получения, преобразования и объективизации. Творческая индивидуальность может существовать и успешно развиваться только в условиях творческого коллектива. И, наоборот, творческий коллектив нуждается в развитых творческих индивидуальностях. Одна из систем, выступающих в качестве точки отсчета для творческой индивидуальности журналиста, является журналистская творческая среда. Сама творческая индивидуальность журналиста может быть понята как специфическая форма субъективного отражения объективно существующего опыта журналистского взаимодействия с реальной действительностью, как продукт тех отношений, которые возникают в ходе становления и развития творческой среды.Творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста. Творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста. В ходе этого регулирования и контроля творческая среда выполняет следующие функции:1. Критическую – оценивая предлагаемые или используемые журналистом способы и приемы деятельности;2. Селективную – отбирая предлагаемые творческой индивидуальностью способы и приемы деятельности для последующего закрепления в коллективной памяти;3. Программирующую – определяя возможные способы и пути деятельности журналиста в реальной ситуации.
Юридическая характеристика воспрепятствования законной профессиональной ...
... вывод о том, что к основаниям привлечения к уголовной ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов относятся основания: воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению информации или к отказу от нее; ...
В развитии профессионализма журналиста выделяют три уровня: начальный средний, высший.
Исследование психологии творческого склада людей демонстрирует, что существуют два основных типа творчества: начинательный и продвинутый.
На начинательном уровне творческой деятельности человек использует уже известные приемы и выполняет работу в привычных условиях. На этом этапе основной задачей является освоение навыков и начало практической деятельности. Становятся основными субъективными условиями творчества журналиста: знания, навыки и умения в структуре профессиональной деятельности.
Следующий этап – средний уровень творческой деятельности. На нем происходит освоение новых приемов и методик работы, которые уже имеются в виде идеальных проектов и повторяющихся действий. Источники таких методик могут быть найдены в различных научных областях, таких как теория систем, лингвистика, конфликтология, теории личности, социальная психология, а также из опыта коллег. На этом уровне достигается умелость, позволяющая применять навыки в новых, нестандартных условиях.
Высоким уровнем творческой деятельности является мастерство. К этому этапу уже достигнуто высокое искусство в своей деятельности и сохраняется творческий потенциал. Профессионал на данном уровне применяет собственные методы работы, основываясь на накопленном опыте и знаниях. Этот уровень профессионализма характеризуется уникальным подходом и результатами.
Сама журналистская деятельность включает три основных момента: целесообразность самого труда, предмет труда и инструменты, с помощью которых журналист воздействует на предмет труда. Цель — это осознанный образ ожидаемого результата, а способ — комбинация реальных компонентов журналистской деятельности, позволяющая достичь этого результата. Творческое отношение к труду основано на ощущении его осмысленности и осознании цели как собственной. Журналист стремится создать объективную картину мира.
Деятельность творческого объединения ‘Мир искусства’
... творческого объединения «Мир искусства». Задачи заключаются в изучении: организации выставок; организации литературно - художественного журнала «Мир искусства»; реформ театра; роли А. Бенуа в культурной деятельности художественного объединения ... -княгиню М. К.Тенишиву и Савву Мамонтова - в серьёзных организаторских способностях молодого Дягилева и даже в том, что он может вести большой ...
Вдохновением для труда являются стимулы, которые могут быть внешними факторами, побуждающими к трудовой активности, и мотивы, которые являются внутренними стимулами, зиждущимися на внутренней потребности и осознаваемые как что-то важное. Ценности и ценностные ориентации также играют важную роль в трудовой деятельности журналиста, определяя этические императивы.
Исследование показывает, что люди творческого склада можно разделить на два типа — начинательный и продвинутый. Каждый из этих типов имеет свои особенности и возможности в реализации творчества.
1. Дивергенты
2. Конвергенты
2.3 Структура творческой индивидуальности журналиста
Как и всякий труд, творчество имеет специализированный характер. Одна из таких областей – журналистское творчество, однако заниматься ею как чистым искусством или литературным творчеством невозможно. Отличие журналистского творца от творца-художника заключается в том, что первому формулируется жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналистское творчество ориентировано на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом научно-профессионального осмысления действительности.
Современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др.
Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия.
Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие, обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д.
В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления.
В психологии выделяют различные типы мышления:
1. Наглядно-действенное (осуществляющееся путем манипулирования объектом);
2. Наглядно-образное (основанное на преобразовании образа предмета);
3. Словесно-логическое (подразумевает опосредованное использование понятий, логических конструкций, языковых средств).
Кроме этой существует множество других классификаций, которые включают репродуктивное и продуктивное (творческой), интуитивное и логическое мышление и др. Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий.
Рассмотрим принципиальные основы журналистского творчества.
Принцип — основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт размышления. Принцип на практике находит свое воплощение в методе. Метод — путь, способ исследования, изложения, система правил и приемов подхода к изучению явлений. В отличие от принципов методы подвижны и изменчивы. Разная степень обобщенности, присущая методам деятельности журналиста в разных проблемных ситуациях, порождает диапазон различий в способе его деятельности. Выделяются пять уровней, характеризующих степень обобщенности применяемых методов.
Первый — философский уровень: всеобщий метод, применяющий мировоззренческие принципы к процессу познания, творчества, практики, диалектико-материалистическая и историко-материалистическая методология.
Второй уровень — общенаучные методы познания, модифицируемые в журналистике в соответствии с ее социальными функциями такими как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, сравнение и другие.
Третий уровень — специально-научные методы, применяемые в журналистике, например — социологический опрос, психологическое наблюдение, статистическое обобщение, экономический анализ и так далее.
Четвертый уровень составляют междисциплинарные методы, являющие собой синтез научных методов и способов художественного отображения действительности. Наконец, пятый уровень включает в себя конкретную методику и творческий прием, адекватные особенностям данной проблемной ситуации, замыслу произведения и позволяющие добиться максимальной эффективности при воздействии на аудиторию. Все это составляет определение техники и технологии при сборе, обработке и интерпретации материала.
2.4 Творчество и система, и импровизация
Творческие способности в журналистской деятельности связаны с мотивацией, темпераментом личности и умственными способностями. Каждый индивидуум имеет свою «систему координат», которая определяет наличие элементов индивидуального творческого мышления.
Журналист имеет возможность видеть новые проблемы в стандартных условиях, альтернативу решения, комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ. Исходя из природных, генетических и других особенностей, человек воспринимает только то, что укладывается в уже имеющиеся знания и представления, отбрасывая общую информацию.
Специфика журналистского мышления
Журналисты соединяют новое знание с имеющимся багажом знаний. Предметное поле журналистики ориентирует журналиста на концептуальное понимание и оценку ситуации. Вершинные знания изучаемого предмета дают журналисту уникальный доступ к проблеме и соответствующим выводам.
Анализируя «авторские технологии» стимуляции творческой деятельности, можно выделить два подхода. Первый подход — подбор «концептуальных материалов из личного архива». Подбор материалов определяется принципом «то, что дает идеи, а не конкретную информацию». Второй подход — фиксация полученных сведений, впечатлений, размышлений и т.д., для быстрого нахождения их и применения в повседневной практической деятельности.
Высокая мобильность
Большинство журналистов, участвующих в нашем опросе, имели свои подходы к анализируемым явлениям. Однако каждый второй журналист отметил, что при подготовке материала, очерк или фельетон, для них важно найти точный образ того, о чем они пишут или рассказывают. Для них образ — это упрощенное понятие, взгляд на ситуацию, процесс, и тональность, определяющая суть материала.
Это говорит о том, что эмоционально-образная окраска абстрактных схем и понятий существенна для передачи всего комплекса информационно-логических связей, но также важна и для стимуляции самого творческого процесса. Исследования психологов показали, что в художественных профессиях чаще встречается повышенный эмоциональный слух, метафоричные и сюжетные ассоциации, высокая коммуникабельность и экстраверсия. Эти особенности имеют психофизиологическую основу.
Гибкость мышления, Легкость генерирования идей
Стоит отметить, что гибкость мышления и легкость генерирования идей также играют важную роль в творческой деятельности.
способность к оценочным действиям
Эксперимент на ассоциативное мышление журналистов
В ходе исследования была выявлена связь между ассоциативным мышлением и специализацией в журналистике. Эксперимент проводился на пяти группах журналистов, включавших по пять представителей из различных СМИ. Они проходили тест, в котором нужно было записать пять слов, ассоциирующихся с фрагментом из журналистского интервью, и пять слов для продолжения следующего отрывка смысловой цепочки. В результате было названо более пяти тысяч слов.
Контрольные группы включали школьников, студентов философского факультета и представителей несвязанных со словом профессий. Обработав данные, было обнаружено, что журналисты имеют большую способность к ассоциативному мышлению. Их слова группировались более полно и точно относительно объектов или идей, высказываемых в интервью.
Кроме того, профессиональные навыки автора существенно влияют на количество и качество связей, которые он создает в процессе ассоциаций. Таким образом, можно сделать вывод, что ассоциативное мышление у журналистов – это важный навык, который составляет часть компетенций в профессии.
Результаты исследования
Изучив данные, было установлено, что журналисты имеют большую способность к ассоциативному мышлению, чем представители контрольных групп. Количество связей в их ответах было больше, а группирование слов было более полно и организовано.
Профессиональная составляющая также повысила эффективность ассоциативного мышления у журналистов. Подобное свойственно более опытным авторам, чьи интервью вызывали наибольшее количество ассоциативных связей в данных.
Таким образом, можно заключить, что ассоциативное мышление является неотъемлемым навыком журналистов, который позволяет им более эффективно и точно передавать информацию, делать выводы и создавать перспективных интервью.
Анализ способности к ассоциативному мышлению и ее роль в журналистском труде
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что способность к ассоциативному мышлению является важным показателем, характеризующим предрасположенность человека к журналистской работе. Этот вывод особенно важен, учитывая, что в традиционной психологии часто связывают группировки и образы, возникающие в сознании, с случайностями.
Также стоит обратить внимание на анализ способности творческой личности к ассоциативному мышлению через понятие «остроумие». Остроумие является основой для создания анекдотов, шуток и метких высказываний. По словам А.С. Пушкина, остроумие — это не только шуточки, но и способность сближать понятия и выводить правильные заключения из них.
Важным фактором является расстояние между понятиями и количество ассоциативных «шагов». Творческий человек стремится сократить эти расстояния в мыслительной деятельности, иногда даже неосознанно. Чем быстрее человек способен найти переходные понятия, особенно при работе над письменной речью в сфере массовой коммуникации, тем ярче и неожиданнее будут его выводы. Таким образом, способность к ассоциативному мышлению имеет важное значение для журналиста, позволяя максимально проявить свой творческий потенциал.
Итак, мы видим, что способность к ассоциативному мышлению предоставляет журналисту возможность оперировать разными понятиями и устанавливать между ними связи, что является основой для создания оригинальных и неожиданных материалов в массовой коммуникации.
2.5 Творческие показатели журналиста
В целом для характеристики творческих способностей журналиста можно назвать ряд совершенно конкретных «прикладных» показателей. Можно, к примеру, предполагать, что готовность памяти, то есть способность запомнить, опознать, воспроизвести нечто немедленно, с отсрочкой или в момент творческого акта, является одним из главных «компонентов» продуктивного мышления и показателем результативности творческой деятельности журналиста. Способность предвидения позволяет обеспечивать столь необходимую любому человеку, работающему в СМИ, прогностическую деятельность, зачастую интуитивно, предугадать настроение и насущные потребности своей аудитории. Скептицизм, самоирония характерны для определенной части журналистов. Связано это чаще всего с большей, по сравнению с представителями других профессий, информированностью по самому широкому кругу вопросов, с тем, что у них нет пиетета, определенной житейской робости перед авторитетами (ведь этих людей они могут часто видеть и в неофициальной обстановке).
Способность к доработке, беглость речи, умение адекватно и оперативно переводить внутреннюю речь в письменную являются «профессиональными» характеристиками.
Замысел журналистского произведения.
Теоретическое описание хода творческого акта предполагает несколько этапов. Первая операция – формирование замысла конкретного произведения – включает в себя окончательное определение темы, принципиальное определение идеи произведения, определение «хода» (термин Г.В. Лазутиной), то есть логики развития образного ориентира, усиливающего звучание идеи. Следующая операция – конкретизация замысла, в ходе ее возникает видение путей развития замысла произведения в конкретный текст. И, наконец, на этапе реализации замысла формируются те элементарные выразительные средства, благодаря которым оказывается возможным воплотить тему, идею, образный ориентир массово-коммуникационного произведения.
Исследование творческих технологий в журналистике
Сегодняшние условия функционирования СМИ привели к изменениям в творческой деятельности журналистов. Однако несмотря на это, некоторые аспекты остаются неизменными. Например, журналисты нуждаются в первотолчке к творчеству, который предшествует этапу «инкубации».
Инкубация — это период, в ходе которого журналист переводит задачу на бессознательный уровень и начинает непроизвольно вынашивать идею, формировать представления о структуре, форме и языке массово-коммуникационного произведения. Для творческой личности этот этап является не менее важным, чем само воплощение идеи в материальный носитель.
Мозг человека является самым совершенным созданием природы, а его фундаментальное свойство — память. Через память человек программировать свое ответное поведение и взаимодействие с окружающей средой, а в случае журналиста — поиск пути для решения творческих задач.
Как опытный архитектор, запоминает детали о зданиях, так и талантливый журналист после встречи с определенными людьми или ситуациями, собирает багаж знаний и впечатлений. Именно в деталях журналист находит необычное в обычном и воплощает это в своих произведениях.
След полученной информации присутствует у всех, но не все обладают навыком найти «ключ» к своему подсознанию. В ходе исследования были описаны некоторые продуктивные творческие технологии в журналистике, которые помогают журналистам находить вдохновение и развивать свое творческое мышление.
Извлечение следа памяти и творческая установка
Извлечение следа памяти, как правило, связано с воспроизведением эмоционального состояния, приобретенного во время запоминания информации. Для журналиста важно не быть просто регистратором информации, если это не требуется для передачи объективного содержания. Идеальным вариантом является возможность излагать суть информации, обращаясь к заметкам только для проверки фамилий и числовых данных. Только в этом случае подсознание полностью включается в творческий процесс.
Опорные сигналы для работы мозга формируются при соблюдении четырех условий:
- Когда информация нова;
- Когда информация вызывает эмоциональную реакцию;
- Когда журналист закрепляет информацию в сознании, периодически обращаясь к заметкам;
- Когда информация имеет значимость для индивида.
Но иметь творческую установку и программу оценки информации, сформированные на основе подсознательной памяти, — это еще не достаточная готовность к действию. Озарение, новые когнитивные структуры, позволяющие увидеть задачу с новой точки зрения, — это интуиция творческой личности.
Творческая интуиция характеризуется возникновением неосознанного решения, которое затем осознается. В журналистике и творческой деятельности интуиция играет ключевую роль в поиске оригинальных путей решения задачи.
Важно отметить, что творческую интуицию невозможно вызвать принудительно, можно только развивать ее. За исключением тех случаев, когда творческая личность по своей природе обладает более свободным доступом к подсознательным функциям, чем другие люди, которые могут быть потенциально одарены на равной степени.
Культивирование творческой интуиции
Чтобы развивать творческую интуицию, необходимо применять определенные подходы:
- Оставить место для эмоций: стимулирование эмоциональных реакций поможет активизировать интуитивное мышление;
- Использование творческих методов: экспериментирование, ассоциативное мышление, проблемное мышление и другие средства помогут развить интуицию;
- Наблюдение и анализ: умение замечать детали и понимать их значение помогут обогатить интуитивное восприятие;
- Практика и опыт: чем больше опыта и практики в творческой деятельности, тем больше возможностей развить и прокультивировать творческую интуицию.
Выводы
Творческая интуиция играет ключевую роль в процессе создания и передачи информации в журналистике. Она возникает под влиянием эмоций, новизны информации и ее значимости для индивида. Осознание и развитие интуиции требует определенных подходов и практики. Развитая творческая интуиция помогает найти оригинальные пути решения задач и придать особую ценность творческой работе.
Результаты анализа
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что личность журналиста играет важную роль в его творчестве. Творческая индивидуальность журналиста проявляется в его языковых и речевых средствах, которые используются в публицистическом тексте. Журналист должен иметь готовность памяти, способность запоминать, опознавать и воспроизводить информацию, что является важным компонентом продуктивного мышления и результативности творческой деятельности.
Также важной способностью журналиста является предвидение, которое позволяет ему предугадывать настроение и потребности своей аудитории. Скептицизм и самоирония также характерны для некоторых журналистов, которые благодаря своей информированности и отсутствию пиетета перед авторитетами могут более свободно и критически подходить к широкому кругу вопросов.
Влияние подсознания
Важно отметить, что подсознание играет значительную роль в творческом процессе журналиста. В подсознании хранится как информация, принятая подсознательно, так и информация, принятая сознательно, но забытая. Творческое вдохновение является активизацией памяти и творческой активности. Журналист должен четко представлять ситуации, обстоятельства и условия, в которых его творческая деятельность была наиболее продуктивной, чтобы достичь внутреннего «равновесия» и гармонии с окружающей действительностью.
Заключение
Таким образом, творческие способности журналиста зависят от его личности, включающей в себя готовность памяти, способность предвидения, скептицизм и самоиронию. Подсознание также играет важную роль, активизируя память и творческую активность. Все эти факторы влияют на результативность творческой деятельности журналиста.
Введение
Журналистское творчество является важной составляющей профессиональных характеристик журналиста. Способность к доработке, беглость речи и умение переводить внутреннюю речь в письменную являются неотъемлемыми навыками, которые позволяют журналисту успешно выполнять свою работу.
Тело
Журналистское творчество изначально индивидуально, но в текстах СМИ индивидуальные особенности мышления, знания, эмоции и чувства преобразуются и обобщаются, становясь общественными. Лучшие образцы журналистских текстов открывают для читателей, телезрителей и радиослушателей что-то новое в иной форме.
Творческое вдохновение — это активизация памяти и творческой активности. Журналист должен четко представлять ситуации, обстоятельства и условия, в которых его творческая деятельность была наиболее продуктивной. Только внутреннее «равновесие» позволяет истинно творческой личности находиться в гармонии с окружающей действительностью.
Заключение
Журналистское творчество требует от журналистов способности к доработке, беглости речи и умения переводить внутреннюю речь в письменную. Индивидуальные особенности мышления, знания, эмоции и чувства преобразуются в общественные тексты СМИ, открывая для читателей что-то новое. Внутреннее «равновесие» и творческое вдохновение являются важными компонентами журналистической деятельности.
Список литературы
- Горохов В.М. Основы журналистского мастерства., М 1995 г. 195 с.
- Олешко В. Ф. Журналистика как творчество., М.: РИП-холдинг, 2003 г. 356 с.
- Корконосенко С. Г.: Основы творческой деятельности журналиста Изд-во: «Аспект-пресс», 2004 г.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – М., 2002. – С. 193.