ТЕОРИЯ КАРЛА МАРКСА: ОБЩЕЕ ПОНИМАНИЕ И КРИТИКА
Карл Маркс — классик социологии, чьи идеи по-прежнему оказывают влияние на социологическую мысль, несмотря на критику и разные интерпретации. Мировая социологическая мысль оценивает его труды в контексте социокультурных и научных ценностей того времени, когда он жил.
Российские общественные ученые имеют разные мнения в отношении теории Маркса. Многие склонны считать крах Советского Союза кризисом марксизма и считают это как негативный показатель и серьезную критику теории, не замечая растущего интереса мировой социологии к его трудам. Группа других пытается сохранить свою приверженность к Марксу, но только в его советской версии. Лучшее решение — объединить Маркса-ученого от лидерства Маркса-политика.
При жизни Маркса было создано множество версий марксистской теории, так что подклассы марксизма (ленинизм, сталинизм, троцкизм и т.д.) неотъемлемы от основных концепций теории.
В рамках академической социологии предпринимались попытки обновить методологический инструментарий марксистской теории, что привело к появлению неомарксистской группой социологов.
МАРКСИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
Основные концепции марксистской социальной теории можно изложить в нескольких пунктах:
- исторический материализм;
- теория абсолютной и относительной прибыли;
- теория классов и классовой борьбы;
- теория эксплуатации и оправдания эксплуатации;
- теория революции и диктатуры пролетариата.
Критика марксистской теории
В современной социологии Маркса находятся как сторонники его теории, так и много критиков. Он получил критику не только от американских капиталистов, но и от научных социологов, которые заявляют, что Маркс не учитывал более прогрессивные формы капитализма и их воздействия на социальные процессы.
Маркс опирался только на экономические факторы для обоснования классовой борьбы и противопоставления пролетариата и буржуазии. Но сегодня социология считает социальную реальность более сложной, что не во всех местах экономика является единственным и важнейшим фактором. Чтобы более правильно оценить вклад Маркса в социологию, требуется отбросить предрассудки относительно теорий.
Марксистская теория и постмарксистские течения представляют собой сложную междисциплинарную концепцию, которая объединяет философию, экономику, культурологию и социологию. Маркс сам не использовал термин «социология», так как связывал его с О. Контом и его эволюционистскими взглядами, которые Маркс категорически отвергал. Однако, Маркса ценят социологи по всему миру за его оригинальную диалектико-материалистическую социологическую теорию, которая позволяет анализировать общество, его структуры, функции и динамику.
Понимающая социология М.Вебера
... идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.Веберовский ренессанс в социологии Макс Вебер ...
Жизненный путь К. Маркса
Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в городе Трире. Его отец, Генрих Маркс, был юристом и советником юстиции. В семье Маркса приняли протестантизм, чтобы устранить препятствия в юридической деятельности. Карл Маркс поступил в Боннский университет в 1835 году, а затем перевелся в Берлинский университет, где изучал право, историю, философию и теорию искусства. Он стал приверженцем философии Гегеля и сблизился с младогегельянцами.
В 1841 году Маркс получил степень доктора философии за диссертацию о различии между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. В то же время он начал публиковаться в «Рейнской газете», издаваемой оппозиционными кругами прусской буржуазии. В 1843 году Маркс женился на Женни фон Вестфален, дочери советника Людвига фон Вестфален.
С мая по октябрь 1843 Маркс провел в Крейцнахе, а в октябре переехал в Париж, где намеревался издавать общественно-политический журнал. Единственный номер журнала «Немецко-французский ежегодник» (Deutsch-Franzosische Jahrbucher), ознаменовавший собой окончательный переход Маркса от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму, вышел в феврале 1844.
Маркс занялся изучением политической экономии и Великой французской революции. Печатался на страницах немецкой эмигрантской газеты «Форвертс!» (Vorwarts!); в издательстве газеты в конце августа 1844 состоялось очное знакомство К.Маркса с Ф.Энгельсом.
В феврале 1845 была опубликована первая совместная работа К.Маркса и Ф.Энгельса — «Святое семейство, или Критика критической критики». В январе 1845, по требованию прусского правительства, французские власти распорядились о высылке редакторов и сотрудников «Форвертс!». 3 февраля 1845 Маркс выехал в Брюссель, а в апреле туда же приехал Энгельс.
В начале 1846 Маркс создал Брюссельский Коммунистический корреспондентский комитет. В начале 1847 руководители «Союза справедливых» обратились к Марксу и Энгельсу с предложением о реорганизации союза. В июне 1847 в Лондоне при участии Энгельса состоялся 1-й конгресс, положивший начало Союзу коммунистов. Карл Маркс возглавил Брюссельский окружной комитет Союза, а для открытой пропаганды коммунистических идей основал легальное Немецкое рабочее общество.
В конце ноября — начале декабря 1847 на 2-м конгрессе Союза коммунистов в Лондоне Марксу и Энгельсу было поручено составить программу союза. В феврале 1848 «Манифест Коммунистической партии», написанный Марксом и Энгельсом, вышел из печати. 4 марта 1848 Маркс был выслан из Бельгии и вновь переехал в Париж, где сформировал новый ЦК Союза коммунистов и основал клуб немецких рабочих с целью возвращения немецких эмигрантов на родину.
В начале апреля выехал в Германию и 11 мая прибыл в Кельн, где с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 являлся редактором ежедневной «Новой Рейнская газеты», входил в руководство кельнского Демократического общества, в Рейнский окружной комитет демократов, с октября 1848 по февраль 1849 был председателем Кельнского рабочего союза.
За это время Маркс дважды привлекался к суду присяжных и оба раза был оправдан. В мае 1849 прусское правительство добилось прекращения выпуска «Новой Рейнская газеты», а Карл Маркс, во время своего пребывания в Брюсселе вышедший из прусского подданства, подвергся высылке из Германии.
Николай Ульянов. «Замолчанный Маркс»
... …> Сражение в ходе подавления Польского восстания 1830–1831 годов. Худ. Ю. Коссак. По замечанию Николая Ульянова, Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали Польшу гордым лебедем революции среди ... -видимому, главным виновником того, что немецкий народ, для Маркса, имел все права на первенство. Достаточно беглого просмотра его сочинений и переписки, чтобы заметить особый тон всякий ...
Карл Маркс, выдающийся немецкий философ, экономист и политический деятель, родился 5 мая 1818 года в Трире, Германия. Он был одним из основателей современного коммунизма и марксизма, а его работы оказали огромное влияние на развитие социальных наук и политической мысли.
В начале июня он переехал в Париж, а 24 августа 1849 года — в Лондон, где занялся реорганизацией Союза коммунистов и воссоздал Центральный комитет. В 1850 году Маркс и Энгельс начали издавать журнал «Новая Рейнская газета. Политико-экономическое обозрение» (Neue Rheinische Zeitung. Politisch-Okonomische Revue), который стал платформой для их идей и критики капитализма.
Осенью 1850 года разногласия с фракцией Виллиха-Шаппера привели к расколу Союза коммунистов, и 17 ноября 1852 года, по инициативе Карла Маркса, Союз был фактически распущен. Однако его влияние на политическое движение и идеологию продолжалось.
28 сентября 1864 года Маркс стал участником учредительного собрания Международного товарищества рабочих, известного как 1-й Интернационал. Он фактически возглавил руководящий орган этой организации, Генеральный совет, и занимал пост секретаря-корреспондента для Германии. В 1870 году по просьбе Русской секции, образовавшейся в Женеве, Маркс стал секретарем-корреспондентом Генерального совета для России.
Однако в конце 1873 года деятельность Интернационала фактически прекратилась, и он официально был распущен в 1876 году. Несмотря на это, идеи Маркса и его вклад в политическую и экономическую мысль остались актуальными и влиятельными.
Находясь в Лондоне, Маркс сотрудничал с рядом пролетарских и буржуазных газет, включая «Пиплс пейпер» (People’s Paper), «Реформ» (Reform; эмигрантская газета в США), «Нью-Йорк дейли трибюн» (New York Daily Tribune), где он был корреспондентом с августа 1851 года по март 1862 года, и «Пресса» (Presse; венская либеральная газета).
В сентябре 1867 года был издан первый том его главного произведения «Капитал». Параллельно с работой над вторым и третьим томами «Капитала», Маркс активно занимался переводами первого тома на другие языки. Он помог подготовить русское издание «Капитала», которое вышло в 1872 году, и изучил русский язык в 1869 году.
Карл Маркс также проявлял интерес к различным областям науки, таким как всемирная история, химия, агрохимия, геология и биология. Однако с начала 80-х годов его здоровье начало ухудшаться.
В декабре 1881 года умерла его жена, а в январе 1883 года — старшая дочь Женни. В январе того же года Карл Маркс заболел бронхитом, который привел к осложнениям, и 14 марта 1883 года он скончался. Похоронен он был 17 марта 1883 года на Хайгетском кладбище в Лондоне.
Элеонора Маркс — одна из основателей социалистических движений в Англии
Карл Маркс был известным немецким теоретиком коммунизма, который оказал значительное влияние на современное общество. Из семи детей Карла Маркса только три дочери — Женни, Лаура и Элеонора — дожили до взрослого возраста. Младшая из них — Элеонора Маркс — стала важной фигурой в английском и международном рабочем движении.
Что вам известно о голоде начала 30-х гг.? Напишите короткое ...
... таблицу. Основные задачи советской внешней политики В какой области 1928—1933 гг. 1933—1938 гг. По линии Коминтерна В области межгосударственных отношений В области экономического сотрудничества ...
Элеонора родилась 16 января 1855 года в Лондоне и вышла замуж за Э. Эвелинга (Aveling) в 1884 году. Она была одним из основателей Социалистической лиги, созданной в 1884 году, а также Независимой рабочей партии, основанной в 1893 году. Вместе с другими деятелями рабочего движения Элеонора боролась за права рабочих и улучшение их условий труда.
Семья Маркса часто страдала от нищеты, хотя Карл Маркс был автором нескольких важных работ и его работы были популярны как в Германии, так и в Англии. Однако, помощь семье Маркса оказывал их друг и коллега Фридрих Энгельс, работавший в конторе текстильной фирмы в Манчестере.
Элеонора Маркс внесла важный вклад в развитие социалистических и рабочих движений в Англии. Ее борьба за социальную справедливость и права рабочих продолжаются и по сей день, и она остается подвижницей и иконой движения.
Список работ Карла Маркса
- Сохранились различные работы Карла Маркса, которые включают статьи, памфлеты, международные обзоры, рецензии и книги. Некоторые из них воспроизводятся ниже:
1841
- Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура — эта работа была опубликована в 1841 году.
1842
- Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции — написанное в феврале 1842 года, данное эссе является критикой прусской правительственной системы и полицейских мер против оппозиционной печати.
1844
- К еврейскому вопросу — написанное в феврале 1844 года.
- К критике гегелевской философии права. Введение — написанное в феврале 1844 года.
- Экономическо-философские рукописи — написанное в 1844 году. В этом труде производится критика работ классиков английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо.
1845
- Святое семейство, или Критика критической критики (Die Heilige Familie oder Kritik der Kritischen Kritik) — написанное в феврале 1845 года, является первым совместным произведением Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Данная работа направлена против младогегельянцев.
1846
- Немецкая идеология — написанное в 1846 году и состоящее из двух томов.
1848
- Манифест Коммунистической партии — написанное в феврале 1848 года совместно с Фридрихом Энгельсом.
- Июньская революция — статья об Июньском восстании 1848 в Париже.
1850
- Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. — опубликованное в 1850 году произведение, в котором излагается классовая борьба во Франции.
1852
- Великие мужи эмиграции — запись 1852 года, однако опубликована только в 1930 году. Данный памфлет был направлен против мелкобуржуазных демократов.
- Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (Der 18-te Brumaire des Napoleon Bonaparte) — произведение о бонапартистском перевороте 2 декабря 1851 года во Франции.
1860
- Господин Фогт — памфлет, выпущенный в 1860 году.
1871
- Гражданская война во Франции — работа 1871 года, в которой автор освещает гражданскую войну во Франции.
1875
- Критика Готской программы — эссе 1875 года, освещающее критику одной из программ Готского движения.
Кроме того, Карл Маркс написал ряд других работ, включая памфлеты, рецензии и международные обзоры. Известными из них являются «Заработная плата, цена и прибыль» (1865), «Капитал» (серия работ, выпущенных с 1867 по 1894 годы), «Разоблачения о кельнском процессе коммунистов» (1852) и многие другие.
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет
... развития и воспитания детей 5-6 лет. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка. На развитие его мышления. Если проследить путь работы ... как они любознательны и как нестандартно, эмоционально воспринимают окружающий мир! Их игры – это созидание, творческий ... развивает тонкую моторику пальцев, пространственное воображение, аккуратность в работе, умение читать чертежи, чувство ...
Научное творчество К.Маркса
Многие из знавших Маркса отмечали его гениальность, колоссальную эрудицию, глубину и широту его познаний в самых разных областях, а также чрезвычайную требовательность к себе в научных вопросах. Определить его научную непросто, как непросто отделить его научную деятельность от публицистической и политико-практической. Маркс окончил юридический факультет, диссертацию написал по философии, многие годы посвятил изучению экономики и других наук. Его труды носят междисциплинарный характер. Но к какой бы научной дисциплине или жанру формально ни относилась та или иная его работа, ему было присуще социологическое видение исследуемой проблематики. Идеи, понятия, проблемы, которые он разрабатывал в своих философских, исторических, экономических, публицистических трудах, являются социологическими по сути и составляют вклад в развитие социологии как науки. Это относится, в частности, к таким его трудам, как уже упоминавшаяся (написанная в соавторстве с Энгельсом), (1847), (1859), (1850), (1852), (т. I, 1867; тт. II-III изданы после смерти Маркса Энгельсом) и т. д.
Неудивительно поэтому, что учение Маркса очень рано стали истолковывать не только как экономическое или политическое, но и социологическое, и такое истолкование сохранилось по сей день. Исследованию социологии Маркса посвящено огромное количество трудов; каждый более или менее серьезный курс истории социологии содержит о ней раздел.
Но понимание Маркса-социолога связано со специфическими трудностями, вытекающими из особенностей его творчества. Неразрывная связь научного поиска и практических устремлений вызывает необходимость выделения собственно научного содержания его теорий. Междисциплинарный характер его творчества усложняет поиск собственно социологических аспектов его научных исследований.
Сам Маркс не использовал в них термин . Это неудивительно, учитывая, что термин этот в его время, во-первых, еще не утвердился более или менее прочно, во-вторых, связывался исключительно или главным образом с доктриной Конта, к которой Маркс в целом относился отрицательно.
Творчество Маркса носит в значительной мере незавершенный и многозначный характер. Он не создал произведения, в котором бы в связном и развернутом виде представил свою систему взглядов на общество, подобно тому, как это сделал Конт. Его социологические идеи рассеяны в самых разных произведениях. К тому же эти идеи очень часто излагаются не в форме позитивного развертывания, а в форме полемики с теми или иными оппонентами, иногда известными, иногда малоизвестными или безвестными.
Некоторые произведения Маркса остались неоконченными и при его жизни были опубликованы лишь частично, другие — вообще увидели свет десятилетия спустя после его смерти. К последним, помимо «Капитал», «Повесть о восстании в Париже», и др. Каждая новая публикация порождала новые интерпретации идей Маркса.
Как творчество влияет на человека с научной точки зрения
... человеку в отдельности. Другие сочинения: ← Интернет — добро или зло?↑ На свободную темуМир моих увлечений → Влияние науки ... В случае если окружение человека курящее, то самому человеку трудно бросить курить; если друзья ... к развитию научной революции в эпоху Возрождения, принято называть современной наукой. Феномен ... Наши преграды, негатив, заставляющие двигаться по замкнутому кругу событий, находятся на ...
Все эти обстоятельства имеют два важных следствия. Во-первых, всякая интерпретация взглядов Маркса — это всегда, так или иначе, их реконструкция. Так происходит в какой-то мере с любой масштабной теоретической системой, но с марксовой — особенно. Во-вторых, существует огромное множество самых разнообразных, противоречивых и взаимоисключающих интерпретаций наследия Маркса.
Это многообразие усиливается тем, что в процессе своего распространения в качестве политико-идеологической системы марксизм получал истолкование в зависимости от того, на какую социальную, национальную, культурную почву он попадал, в какой среде он функционировал.
К настоящему времени в мире существует огромная марксистская и марксологическая литература, по масштабам и стилю напоминающая тексты по теологии и библеистике.
В результате отделился от своего создателя и стал жить собственной жизнью. Это началось еще при жизни Маркса; так, по поводу своих французских последователей конца 70-х годов он говорил: [2, 370]. После его смерти этот процесс значительно усилился. В результате к настоящему времени существует такое множество разнообразных интерпретаций и трактовок его учения, иногда весьма причудливых, что правильнее говорить уже не о марксизме, а о марксизмах.
Разумеется, каждый из этих марксизмов имеет какое-то отношение к Марксу, но определить степень близости к первоисточнику или истинность интерпретации не всегда возможно. Некоторые интерпретаторы, марксисты или марксологи, заняты поисками, подлинного Маркса. Другие, используя те или иные фрагменты его произведений, исполняют своего рода Маркса, иногда весьма изысканные и утонченные, хотя и вольные. Можно предположить, что если бы Марксу довелось познакомиться и с первыми, и со вторыми интерпретациями, то многие из них вызвали бы у него немалое удивление, и он бы не узнал себя в этих изображениях.
Итак, реконструкция при истолковании социологии Маркса необходима и неизбежна, учитывая незавершенность и многозначность его творчества, слияние в нем различных научных дисциплин, а также научных и вненаучных компонентов. Но для того чтобы эта реконструкция могла быть более или менее адекватной, важно постоянно различать и разделять:
1) доктрину Маркса, или марксизм Маркса, с одной стороны, и марксизм, точнее, марксизмы, возникшие после Маркса, — с другой;
2) научные и вненаучные компоненты творчества Маркса;
3) внутри научных компонентов: социологические и внесоциологические, относящиеся к другим социальным наукам;
4) социологию Маркса и марксистскую социологию, т. е. те социологические теории и подходы, которые представляют собой развитие, истолкование и применение его идей. Даже для того, чтобы понять взаимовлияние этих сторон, их необходимо различать.
Разумеется, осуществлять это различение и разделение далеко не просто, а иногда и невозможно, но стремиться к этому нужно, если мы хотим понять именно социологию Маркса (а не что-то другое) и социологию Маркса (а не кого-то другого).
Влияния человека на окружающую среду
... землями включает в себя ряд мероприятий, способных предотвратить истощение и загрязнение почвы; сохранить и повысить полезные качества и свойства. 2.2. Негативное влияние человека на ... 1. Показать реальную угрозу воздействия человека на окружающую природу. 2. Привести яркие примеры влияния человека на окружающую природу. 2. Воздействие человека на природу Воздействие Преднамеренное воздействие ...
Существует известное представление, идущее от Энгельса и сформулированное В. И. Лениным в статье, о том, что источники учения Маркса в целом — это немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Кроме того, Маркс и Энгельс признавали своими предшественниками английских и французских материалистов XVII-XVIII вв.
Как жаловался один из выдающихся неортодоксальных последователей Маркса, Антонио Грамши, — «эти прилагательное и наречие стерты, как монеты, прошедшие через слишком многие руки».
Генеалогия марксизма
Генеалогия марксизма Маркса является неоспоримой, однако она требует дополнения другими источниками, которые были представлены в других областях знания и не были признаны самим Марксом. Кроме того, данная генеалогия нуждается в уточнении.
Особое влияние на стиль и метод научного мышления Маркса, включая социологическое мышление, оказали два представителя немецкой классической философии — Гегель и Фейербах. Гегель больше других мыслителей повлиял на Маркса в отношении его представления об объективных социальных законах, пронизывающих желания и действия отдельных людей, а также на его идею прогрессивного развития как противоречивого процесса, разрешающегося в диалектическом синтезе. Маркс также усвоил ряд идей Гегеля, включая его теорию отчуждения. Под влиянием Людвига Фейербаха Маркс разработал свою теорию отчуждения, приняв его материализм и антирелигиозность. Однако Маркс, оставаясь верен своему полемическому методу, постоянно полемизировал с этими философами.
Влияние Конта на Маркса является сомнительным. Фундаментальные проблемы теории познания, поставленные Контом, не были решены, а Маркс обошел их с помощью материалистического постулата, согласно которому сознание является всего лишь отражением бытия, преобразованным в человеческой голове.
Среди социалистов, оказавших наибольшее влияние на Маркса, следует отметить Сен-Симона. В социологическом аспекте он сыграл важную роль в оценке Марксом:
- Роли производства в широком смысле, согласно Сен-Симону;
- Значения форм собственности и классов, особенно пролетариата;
- Важности революционных сдвигов, согласно Сен-Симону.
Влияние Сен-Симона на Маркса и формирование его идеалов
Еще до Маркса, французский мыслитель Сен-Симон высказывал идею о том, что современное государство является препятствием для развития индустриального общества. Его идеи сильно повлияли на формирование социалистическо-коммунистического идеала Маркса, особенно в Германии.
Сен-Симон выдвигал такие идеи, как обязательный производительный труд, государственное планирование промышленного и сельскохозяйственного производства, превращение государства в орудие организации производства, стирание национальных границ и всемирная ассоциация народов в будущем и т.д.
Существуют основания полагать, что влияние Сен-Симона на Маркса было даже более ранним, чем его знакомство с Гегелем. В Германии влияние сенсимонистов было чрезвычайно велико. Один из пропагандистов сенсимонизма, Мозес Гесс, был другом Маркса, но впоследствии стал объектом его полемических атак.
Следует отметить, что идеалы Маркса сформировались раньше, чем он сосредоточился на научных изысканиях. Это означает, что не наука привела его к идеалу коммунизма, а наоборот, уже утвердившийся в его сознании коммунистический идеал побудил его искать на��чное обоснование.
Проблема губительного влияния человека на природу
... люди. Губительное влияние человека на природу может остановить только сам человек, если сможет до конца понять важность этой проблемы. В последнее время бесчеловечное воздействие на природу ... производства и восстановление, хотя бы частичное, разрушенных природных систем, вырастает в едва ли не самую крупную, масштабную и дорогостоящую программу. Воздействие человека на природу ... развития своих ...
Интересно отметить, что в отличие от Маркса и Энгельса, аналогичные символы веры у Сен-Симона и Конта появились в конце их жизни, как итог их научных и ненаучных размышлений.
Влияние уже упоминавшегося Мозеса Гесса (1812-1875) на Маркса было достаточно велико и носило многосторонний характер, несмотря на то, что сам Гесс, участвовавший вместе с Марксом в кружке младогегельянцев, увидел в нем величайшего философа человечества. Он первым соединил социализм с гегелевской философией. По Гессу, идеал социализма — реализация социальной сущности человека. Теорию отчуждения человеком своей собственной сущности в религии, разработанную Фейербахом, он расширил и применил к интерпретации различных социальных явлений. Он доказывал, что над человеком в отчужденной форме господствуют его собственные силы: бог — в религии, деньги — в экономике, государственная власть — в политике. Будущее социалистическое общество освободит человека от господства созданных им, но отчужденных от него сущностей. Во всех этих положениях легко просматривается та теория отчуждения, которую вслед за Гессом разрабатывал Маркс. Еще до выхода , в конце 1847 г., Гесс, который принимал активное участие в рабочем движении, опубликовал работу , в которой сформулировал положения, ставшие затем основополагающими для Маркса: о концентрации и централизации капитала в современную эпоху, о росте нищеты пролетариата, о перепроизводстве и периодических кризисах перепроизводства, о грядущей гибели капитализма.
Вероятно, Гесс познакомил Маркса и Энгельса с книгой известного немецкого историка и правоведа Лоренца фон Штейна (1842).
Штейн был противником коммунизма, но он одним из первых, если не первым, засвидетельствовал, что этот бродит по Европе. Он предсказывал его слияние с рабочим движением, всеобщее распространение и последующее крушение. Он же обратил внимание на стремление французских социалистов, последователей Сен-Симона, строить свои идеи на научном фундаменте. Энгельс назвал книгу Штейна, но такого рода оценки у него, как и у Маркса, часто служили признаком серьезного воздействия на их мышление: уже само их раздражение часто весьма симптоматично.
Вообще в истории социологии существуют два вида влияния одних мыслителей на других. Первый состоит в том, что идеи одного мыслителя воспроизводятся, продолжаются, развиваются или применяются в исследованиях другого; при этом влияние может признаваться или не признаваться. Такие влияния достаточно очевидны.
Влияния в истории социологии
В процессе развития социологии неизбежным фактором является влияние одних мыслителей на других. Обнаружить влияния может быть сложно, но они проявляются через оппозицию и противопоставление различных мыслей и воззрений.
Полемический метод Маркса был связан с энергичной полемикой даже с наиболее авторитетными фигурами своего времени, такими как Гегель, Фейербах и Рикардо. Влияние оказали также Гесс и фон Штейн. Некоторые мыслители и политические деятели, такие как Прудон, Бакунин и Лассаль, также оказали влияние на Маркса, но взаимовлияние было присутствующим.
Социальная природа искусства
... Проблема происхождения искусства: идея мимезиса Аристотеля, трудовая теория К. Маркса Социальная суть искусства состоит в том, что художественное развитие искусства обусловлено ... искусство является ступенькой в выделении человека из природы, служит удовлетворению специфической духовной потребности и гуманизации самого человека, еще не решает проблемы его места в системе общественного производства, в ...
Маркс относился отрицательно к идеям Конта, особенно в политическом отношении, где ему был чужд социальный пацифизм Конта. Однако, в социологических взглядах Маркса и Конта можно обнаружить много общего, что объясняется влиянием идей Сен-Симона на них обоих.
В конце своей жизни Маркс взялся изучать этнографические исследования первобытных культур, включая работы Льюиса Моргана.
Влияние естественных наук на формирование социологии Маркса
Одним из важных аспектов формирования социологии Маркса является влияние естественных наук, таких как геология и биология. Геология играла значительную роль в развитии его представлений о социальной системе и ее структуре, особенно в понятии формаций. Биологические идеи и открытия также оказали влияние на социологические взгляды Маркса, особенно понятие биологического организма и морфологических представлений в биологии, а также открытие клетки и разработка клеточной теории.
Особое значение для Маркса имело эволюционное учение Дарвина, которое было изложено в его знаменитом труде «Происхождение видов» (1859).
Маркс видел в этом учении биологический аналог и подтверждение своих социальных теорий, а также стимул для их дальнейшего развития.
Философская антропология Маркса
Всякая значительная теория общества предполагает наличие определенной философской антропологии, которая определяет видение человека, его сущности и места в мире. У Маркса его представление о человеке сформировалось под влиянием просветителей, Гегеля, Фейербаха и Гесса. Хотя у Маркса не было целью создание особой философской антропологии, его концепция человека была оригинальной.
Согласно Марксу, человек — это прежде всего homo faber, то есть человек, производящий. Производительный труд является отличительной чертой человека, отличающей его от животных. Человек не только приспосабливается к окружающему миру, но и приспосабливает его к себе.
Однако труд также связывает человека с природой. Человечество, развиваясь и владея природными ресурсами, создает силы и отношения, которые становятся внешними и враждебными человеку. В результате происходит отчуждение, которое охватывает результаты труда, сам процесс труда, общество и самого человека. В коммунистическом обществе, заключительном этапе истории человечества, человек сможет преодолеть отчуждение и вернуться к самому себе.
Воззрения Карла Маркса на человеческую природу и ее трансформацию
Маркс исходит из руссоистского взгляда на человеческую природу, согласно которому человек по природе своей — существо целостное, доброе. В оценке человеческой природы он непоколебимый рационалист: человек, в его понимании, существо изначально и безусловно разумное. Конт даже в своей социологии, не говоря о, оставляет место для веры и чувства как важных факторов человеческой жизнедеятельности. У Маркса, по существу, для этих факторов места нет, точнее, они являются выражением либо того же рационального начала в человеке, либо отчуждения.
Для того чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество. В будущем коммунистическом человечестве (Маркс, как и Конт, исходит из представления о, рассматривая человечество как расширенное до предела общество) человек, преодолевая отчуждение, вернется на новой, более высокой ступени к своему исходному и в то же время подлинному состоянию. Отличие же этого, нового от первобытного заключается в том, что здесь базируется не на низком уровне производительных сил и ограниченности отношений людей между собой и с природой, а, наоборот, на безграничном росте производительных сил, на всемогуществе человека и невиданном изобилии.
Эта концепция человека, непосредственно перерастающая в утопию, составляет своего рода постоянный фон научных изысканий Маркса. Последние, однако, нуждались в менее абстрактных постулатах и категориях. Поэтому Маркс формулирует тезис о социальной сущности человека и обращается к ее изучению. Важно иметь в виду, что это не психологический, а именно философско-антропологический постулат: он относится не к личности, а именно к природе человека вообще, поскольку речь идет о совокупности всех общественных отношений.
Маркс и его вклад в социологию
Как и Эмель де Конт, Карл Маркс был одним из первых мыслителей, который внес важный вклад в открытие социальной реальности и основание социологии как науки. Однако, их понимание этой реальности различается.
В отличие от Конта, Маркс нельзя считать социальным реалистом или номиналистом. Он понимает взаимоотношения общества и индивида как взаимозависимость, взаимодополнительность и взаимопроникновение.
По Марксу, общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, которые формируются в процессе деятельности, особенно трудовой. Социальность проявляется не только во взаимодействии индивидов лицом к лицу, но также и во влиянии общества на поведение и сознание индивида, даже когда он находится один.
Маркс также представлял исторический процесс в виде драмы, в которой люди выступают авторами и актерами одновременно. Он верил, что люди являются практически действующими существами и создают социальные системы, но делают это в определенных социальных и природных условиях, которые существуют независимо от их воли.
Маркс подчеркивал социальную обусловленность сознания и поведения индивида. Он рассматривал развитие личности как высшую цель общественного развития, которая может быть достигнута только после радикальных преобразований общественных отношений.
Как и Конт, Маркс считал, что социальное развитие происходит в соответствии с определенными законами. Для Маркса эти законы были нечто большим, чем просто отношения между социальными фактами, они представляли собой универсальные и неизменные исторические законы, которыми руководствуется развитие человечества.
В целом, и Маркс, и Конт являются эволюционистами, полагая, что все общества проходят через одни и те же стадии развития. Задача социолога заключается в исследовании общества в рамках его прогрессивного развития.
Важность знания законов исторического развития
По мнению Маркса, знание законов исторического развития имеет огромное значение. Оно позволяет не только понимать прошлое и настоящее, но и предсказывать будущее. Пророчества, которые активизируют этот процесс, занимают важное место в его трудах. Маркс считал, что знание предначертаний исторической необходимости, заменяющей волю божественного провидения, обязывает следовать историческим законам и тенденциям как моральному долгу.
Такое понимание законов приводит к выводу, что люди, познавшие эти законы, являются авторами исторической драмы. Они не должны ждать, пока законы сами себе пробьют дорогу, а могут и должны ускорить их действие, чтобы перейти из царства необходимости в царство свободы. Такое активистское истолкование социальных законов сочеталось с политическим радикализмом Маркса и его последователей.
Выявление противоречий и конфликтов в методологии Маркса
В методологии Маркса важное место занимает выявление противоречий, коллизий, напряжений и конфликтов. Это относится к исследованию взаимоотношений между различными факторами социальной жизни, обществами, социальными институтами и группами. Маркс рассматривал противоречия и борьбу между противоположными силами и тенденциями как источник и движущую силу развития.
Такая методологическая установка Маркса противоположна контовской, которая стремилась обнаружить единство, солидарность и согласие в различных сферах социальной реальности.
Две противоположные методологические тенденции у Маркса
У Маркса можно выделить две противоположные методологические тенденции: естественнонаучную и специфику социологического знания. Естественнонаучная тенденция, связанная с позитивизмом как идеологией науки, пересекалась с материалистическими установками Маркса.
Он уже в своих ранних работах высказывал суждения, которые могли бы подписать и многие другие социологи позитивистской и натуралистической ориентации.
Заключение
Знание законов исторического развития, пророчества и выявление противоречий являются ключевыми элементами методологии Маркса. Он активно использовал эти подходы для понимания прошлого, настоящего и предсказания будущего. Его методология сочетала естественнонаучную и социологическую тенденции, что стало основой для развития различных школ социологической мысли в XX веке.
Взаимосвязь естественных наук и социальных исследований в работах Карла Маркса
Исследования Карла Маркса, проведенные в области социальной науки, осуществлялись с использованием методологических принципов естественных и общенаучных наук. В системном подходе Маркса к анализу общества проявляются отражения геологических систем и биологического организма. Изобретение клеточной теории воздействовало на его анализ товаров, рассматриваемых как элементарные единицы капиталистической экономической системы. Одновременно, Маркс применяет противоположный метод, двигаясь от сложных форм к простым, используя при этом морфологические представления. Маркс неизбежно прибегает к использованию биологических аналогий.
В качестве общенаучного метода, Маркс рассматривает процесс движения от абстрактного к конкретному, который состоит из трех ступеней познания:
- Эмпирическое исследование объекта с последующим созданием абстрактного представления о нем на теоретическом уровне.
- Формирование полного представления об объекте.
Еще до возникновения структурного функционализма, Маркс предпринял первые попытки применения данного метода исследования, анализируя различные явления с учетом их влияния на определенные социальные системы. В его работах также применялись историко-генетический и сравнительно-исторический методы.
Математика также привлекала внимание Маркса, который время от времени занимался ей в свободное время. Он считал использование математики показателем зрелости научной дисциплины.
Антипозитивистская тенденция в творчестве Маркса была тесно связана с его публицистической и политико-революционной деятельностью. Он рассматривал научную деятельность как часть социальной практики, опираясь на диалектику, социальный критицизм и политический радикализм. Все это сделало его предшественником различных антипозитивистских и антиакадемических течений, таких как феноменология, диалектика, леворадикализм, включая Франкфуртскую школу и т.д. Более того, эта тенденция вывела Маркса за пределы позитивизма и даже за пределы самой науки как особого вида деятельности.
Некоторые работы Маркса можно отнести к жанру публицистической социологии. В них широко используется метод полемики, а также методы обличения, иронии и сарказма.
Теоретический анализ и эмпирическое социальное исследование в социологии Маркса
В социологии Карла Маркса теоретический анализ занимает ведущее место. Он обладал огромной научной эрудицией, публицистической и политико-практической деятельностью, что позволяло ему опираться на обширный эмпирический материал. Этот материал включал данные из социальной истории, экономики, права и других областей. Маркс обладал глубоким пониманием специфики отдельных обществ и исторических периодов, иногда противоречащей его общим теоретическим схемам.
Уже в своих ранних публикациях 1842-1843 годов Маркс проводил элементы эмпирического социального исследования. Он изучал положение мозельского крестьянства, опираясь, в частности, на анализ официальных документов, писем и результатов опроса. Большое значение в работах Маркса придавалось также анализу прессы и статистических материалов. Одним из примеров такого исследования является анкета, опубликованная в апреле 1880 года, в которой Маркс адресовал сотню вопросов непосредственно рабочим о условиях труда, быте и политической борьбе рабочего класса.
Важной особенностью трудов Маркса является его развернутое представление об обществе как системе. Он разрабатывал понятие общественной формации, которое было введено в науку из геологии и ботаники. Термин «формация» имел множество значений в геологии и обозначал комплекс геологических пород, связанных как в вертикальном, ��ак и в горизонтальном отношении. Маркс заимствовал этот термин из геологии, возможно, под влиянием Гегеля и Фейербаха, которые также использовали его с геологическим значением.
В содержательном отношении выбор этого термина был не случайным и выражал теоретическую близость марксовой трактовки социальных систем тогдашним представлениям о системах геологических. В самом деле, его понятие общественной формации, так же как и соответствующее геологическое понятие, содержит в себе указание на присущий этому комплексу многоуровневый характер; тесную взаимосвязь различных уровней; наличие слоев в этом комплексе, унаследованных от прежних эпох; общность признаков, объединяющих весь комплекс, особенно одинаковый возраст. Ведь согласно эволюционистской и прогрессистской точке зрения Маркса (формации — это развития общества, от наименее прогрессивной — к наиболее прогрессивной) определить, к какой формации относится то или иное общество, значит определить его возраст.
Еще одним естественнонаучным источником системной ориентации у Маркса было представление о биологическом организме, но главным теоретико-методологическим прецедентом в данном отношении для него было все же понятие геологической формации.
Впервые Маркс использует термин для обозначения французского общества начала XIX в. в работе (1852).
В дальнейшем он применяет его к социальным системам различного масштаба и уровня: от глобальных систем до социальных микроединиц. В (1881) он использует его применительно к первобытной общине. Термином он обозначает отдельные подсистемы общества: экономическую и идеологическую. Но главным, с социологической точки зрения, является его понятие как социальной системы в целом.
Общественная формация, по Марксу, — это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т. е. экономическая подсистема; для ее обозначения Маркс иногда использует также термины. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.
К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение и т. д. Особенно важное место среди производительных сил развитых формаций Маркс, вслед за Сен-Симоном, отводил промышленности, утверждая, что страна промышленно более развитая показывает стране промышленно менее развитой картину ее собственного будущего.
Производственные отношения, вторая сторона способа производства, выражается, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.
Важно иметь в виду, что Маркс часто понимает производство как общий цикл движения производимого блага, куда входят собственно производство, или производство в узком смысле, распределение, обмен и потребление.
Каждая фаза этого цикла выполняет важную функцию, без которой в развитых социальных системах процесс производства невозможен. Маркс придает особое значение завершающей фазе этого цикла — потреблению, — отмечает он. Это положение весьма важно именно с социологической точки зрения, так как оно касается не только производства и продвижения, материальных благ, но и всех процессов коммуникативного взаимодействия в обществе.
Обе стороны способа производства находятся в состоянии соответствия и взаимодействия; при этом ведущую роль играют производительные силы.
Способ производства составляет, по Марксу, системообразующий компонент социальной системы, определяющий остальные ее компоненты. Именно способ производства создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой. Но помимо производительных сил и производственных отношений, которые составляют, структуру общества, формация включает в себя и надстройку, или суперструктуру. В нее Маркс включает прежде всего юридические и политические отношения и институты (находящиеся ближе других институтов и отношений к базису) и далее, точнее, — остальные сферы социальной жизни, которые, как и право и политика, относятся к области , или : мораль, науку, религию, искусство.
То, что надстройка — это надстройка над базисом, а базис — это базис надстройки, делает тезис об определяющем влиянии одного на другую тавтологичным и бессмысленным. Маркс понимал относительную автономию надстройки по отношению к базису (а искусство вообще рассматривал как сферу, независимую по отношению к экономической подсистеме) и ее обратное воздействие на него. Но в целом он был убежден в том, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти политика; все же остальные сферы обладают лишь ограниченным собственным бытием, у них нет, по Марксу, собственной подлинной истории, поскольку они являются лишь отражением, осознанием , бытия — производственных отношений.
Такая позиция в трактовке социальной системы резко отличала Маркса от Конта, для которого наука, мораль и религия — это действующие, практические силы, обладающие собственной реальностью и эффективностью и выступающие в роли марксовых производительных сил.
Помимо базиса и надстройки формация, по Марксу, включает в себя и определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая, так же как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей, в частности потребление, о котором уже шла речь. По-видимому, вся эта сфера, по Марксу, должна быть отнесена скорее к базису, чем к надстройке.
Какие же конкретно общественные формации выделяет и изучает Маркс? Широко известна его классификация формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая. В основу этой классификации были положены различия в способе производства. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родственных отношениях. Следующие три формации базируются на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер. Его история должна наступить с утверждением коммунистической формации, завершающей, на гегелевский манер, триаду и возрождающей в новой форме первобытный коммунизм.
Коммунистическая формация в своей развитой форме (согласно мар-ксовой , 1875) обладает такими чертами, как:
1) исчезновение подчинения человека порабощающему его разделению труда;
2) одновременное исчезновение противоположности умственного и физического труда;
3) превращение труда из средства в первую потребность жизни;
4) всестороннее развитие индивидов;
5) небывалый рост производительных сил и общественного богатства;
6) реализация принципа (лозунг, первоначально провозглашенный французским коммунистом Э. Кабе).
Эта стройная периодизация дополнялась, а отчасти нарушалась, марк-совым понятием . На протяжении многих лет это понятие широко дискутировалось в марксистской и марксо-логической литературе. Одни аналитики доказывали, что составляет особую общественную формацию, занимающую промежуточное историческое положение между первобытной и рабовладельческой формациями и основанную на системе земельных общин, объединенных государством. Другие отрицали, что Маркс считал специфической общественной формацией. Эти дискуссии носили в значительной мере схоластический характер, но первая точка зрения была для многих социальных ученых, в частности историков, средством выйти за жесткие рамки деления всемирной истории на пять формаций, деления, которого обязаны были придерживаться социальные ученые в странах, где была провозглашена пятая, самая из указанных Марксом формаций.
Маркс пишет о или и формациях, подразумевая, очевидно, и (коммунистическую).
Первая, по-видимому, включает в себя те общества, которые основаны на общинной собственности (первобытные и), вторая — те, которые основаны на частной собственности.
Для Маркса общественные формации — не просто социальные системы различного масштаба и сложности. Подобно контовским это следующие друг за другом периоды всемирной истории, этапы, общественного прогресса, ведущие к истории человечества, т. е. к земному раю. Такое истолкование социальных систем вытекало из его веры в прогресс и представления о социальной эволюции как процессе, в котором все общества неизбежно проходят одни и те же фазы, и все человечество, в общем, движется в одном направлении. Сам Маркс иногда критиковал этот теоретико-методологический стереотип своего времени. [18,732]. Золотые слова! Но Маркс, к сожалению, не сумел применить их к своей собственной теории, оставаясь в плену того же критикуемого им предрассудка. Неудивительно, что впоследствии представление о формациях в официальном советском марксизме приобрело гипостазированный вид и из научного понятия превратилось в идеологическую догму.
Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями — с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. В целом развитие производительных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они не могут не развиваться. Для него это развитие тождественно самой жизни.
Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается, и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот процесс выражается в разного рода коллизиях и конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т. д. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т. е. социальная революция. Но и после социальной революции элементы прежних формаций продолжают частично сохраняться в качестве постепенно отмирающих пережитков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Многие идеи К. Маркса являются основополагающими в социологии. Его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли, например, в так называемом неомарксизме Франкфуртской школы. К. Маркс, как экономист и социолог, анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда и некоторые другие.
Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности, главное — для производства самого человека. Но вряд ли столь бесспорны были рекомендации К. Маркса по ее достижению.
Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, по его мнению, является только частная собственность. Следовательно, устранив институт частной собственности в форме капитала и связанные с ним классы, мы получим всеобщее благоденствие. Тем более налицо был и класс неимущих — пролетариат, которому терять нечего, кроме «собственных цепей», и он может взять на себя инициативу устранения исторической несправедливости.
Но жизнь оказалась куда сложнее этой предельно простой и ясной схемы. В социалистических странах ликвидировали частную собственность, исчез интерес к работе, социальное иждивенчество приобрело массовый характер. В результате в обществе начали возникать застойные явления, а управление объективно приобрело командно-административный, авторитарный, а то и открыто тоталитарный характер.
Основная заслуга К. Маркса в научной социологии заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/jizn-i-tvorchestvo-k-marksa/
1. Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Социология: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1995.
2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Мартис, 1995. – Лекция четвертая
3. История социологии в Западной Европе и США // Ответственный редактор — академик РАН Г.В. Осипов. — М.: Издательская группа: НОРМА-ИНФРА
— М, 1999.
4. Каутский К. «К критике теории и практики марксизма» — М.: Юнити, 2003 – 154 с.
5. Каутский К. «К критике теории и практики марксизма» — М.: Юнити, 2003 – 154 с.