Жанр драмы в творчестве Стивена Спилберга

Курсовая работа

Введение

За более чем сто лет своего существования, кинематограф стал одним из наиболее популярных и известных видов искусства. Основной жанр, которым являются различные виды драмы, имеет долгую историю, уходящую своими корнями в Античность. Драма проявила себя в литературе, театре и кинематографе, и именно последний вывел драматические произведения на совершенно новый уровень. В данном жанре работал американский режиссер Стивен Спилберг, снимавший биографические, военные, исторические, социальные и психологические драмы.

Актуальность темы

Тема курсовой работы «Жанр драмы в творчестве Стивена Спилберга» является актуальной, поскольку она позволяет изучить истоки зарождения и формирования жанра драмы в различных видах искусства. Проведение полномасштабного анализа драм Стивена Спилберга имеет важное значение, так как этот аспект работы пока мало изучен и может показать основные направления современного американского кино.

Цель и задачи работы

Цель работы заключается в рассмотрении проблем зарождения и становления драмы на базе Античной литературы и театра, а также появлению и развитию драмы в кинематографе. Основные задачи включают в себя теоретико-исторический анализ жанра драмы, показ тенденций развития драмы в Античный период, выделение особенностей становления драмы в Европе, анализ драматургического жанра в киноискусстве, и проведение структурного анализа драм Стивена Спилберга.

Объект и предмет исследования

Объектом изучения является жанр драма, его зарождение, становление и развитие в различных видах искусства, в ведущих странах мира. Предметом исследования являются драмы с разной жанровой спецификой, снятые американским режиссером Стивеном Спилбергом.

Введение

Киноработы Стивена Спилберга давно завоевали мировое уважение и признание. Его работы отличаются необычайной глубиной переживаний и гармоничным сочетанием масштабности и интимности. Отсутствие научной литературы, посвященной анализу драм в творчестве Спилберга, ставит задачу исследования этого важного аспекта его кинокарьеры.

Источники информации

В работе использовались разнообразные источники, включая публикации в специализированных изданиях о кинематографе, выступления деятелей культуры, а также историческую литературу, включая в том числе работы, посвященные истории театра и литературы.

Анализ драм в творчестве Стивена Спилберга

Драмы Стивена Спилберга поразительны тем, как тонко и глубоко они показывают события и эмоции персонажей. Несмотря на относительную новизну темы анализа драм в кино, можно утверждать, что каждая драма Спилберга содержит уникальные идейные закономерности и эстетические качества.

33 стр., 16445 слов

Журналистика в авторском игровом кинематографе

... посвящены специальные монографии, в частности – «Кинопроцесс в коммуникативной перспективе» (М., 2008). Более того, в ряде работ прослеживается мысль, что именно кинематограф в наше время становится ведущим средством массовой коммуникации, отчасти вытесняя традиционную ...

Некоторые критики обращают внимание на использование Спилбергом мотива мести в своих драмах. В «Инопланетном» мотивом мести является личность героя, который жаждет вернуть в семью умершую дочь. «Цветок пустыни» также описывает мстительный план главного героя, но его мотивацией выступает тяга к истинной справедливости. Но, несмотря на общую тему, каждая драма Спилберга является уникальным творением, со своими темами, сюжетом и героями.

История театра в работах А. Арто, В. Головня, В. Агеев

Исследования истории театра Уильяма Шекспира предоставляют уникальный взгляд на культурное наследие того времени и являются важным источником для тех, кто изучает театральную историю. Так, Аро, Головня и Агеев обращаются к изучению роли театра, культуры и истории в формировании идентичности конкретных произведений и их понимания в наше время.

История драмы в работах Б. Зингерман и А. Манегетти

Драма как жанр искусства имеет длительную историю, начинающуюся с древнегреческих трагедий и комедий. Зингерман и Манегетти обращают внимание на сущность жанра драмы и на историческое значение отдельных произведений, а также на сложности их трактовки в свете современной культуры и современных взглядов.

История литературы в работах Л. Баженовой, Д. Комма, Ю. Драбова и др.

История литературы охватывает обширный период развития культуры и искусства, начиная от древности и античности и заканчивая современностью. Работы Баженовой, Комма, Драбова и других авторов дают общую панораму развития литературы, а также обращаются к теоретическим работам об искусстве и литературе, определяя их сущность и роль в культурном наследии человечества.

Творчество Стивена Спилберга в работах Э. Эпштейна, К. Дэнсиджера, Д. Раша и др.

Творчество Стивена Спилберга является интересной темой для многих исследователей. Эпштейн, Дэнсиджер, Раш и другие авторы обращаются к изучению творчества самого режиссера, описывая их ключевые идеи, визуальные приемы и стилистику. Эти работы в значительной степени способствуют лучшему пониманию кинематографического наследия Стивена Спилберга.

В развитии киноискусства в настоящее время наблюдается увеличение интереса исследователей к изучению жанров, в частности драмы. Работы таких исследователей, как В. Агеев, А. Менегетти, Н. Изволов, Л. Баженова, В. Головня, А. Арто, представляют собой попытки решить проблему изучения жанра драмы. Однако большинство из них лишь касаются этой проблемы поверхностно, а для более глубокого понимания требуется дальнейшее исследование.

В данной курсовой работе были использованы методы сравнительного, типологического и системного анализа. Структура работы состоит из вступления, двух глав, выводов и списка использованных источников и литературы. Во введении были рассмотрены актуальность темы, цель, задачи, объект и предмет исследования, а также проведен анализ используемых источников.

Первая глава работы включает в себя три параграфа, посвященных истории появления драмы в Античном театре, основным тенденциям развития драмы в Европе и ее роли как основного жанра в кино. Во второй главе рассматривается противостояние режиму в военных фильмах «Империя Солнца», «Список Шиндлера,» «Спасение рядового Райна», психологические аспекты в кинолентах «Терминал» и «Мюнхен», а также историческая линия в драмах «Амистад» и «Линкольн».

5 стр., 2046 слов

Творческая история комедии «Горе от ума»

... работу над двумя по­следними актами “Горя от ума”. В это же время комедия получила в свое окончательное назва­ние вместо первоначального “Горе уму ... позволяющий получить наглядные представления о творческих принципах драма­турга: “Ты находишь главную погрешность в ... уме своем переделал свою комедию, он написал такие ужасные брульоны*, что разобраться было невозможно. Видя, что гениальнейшее создание ...

РАЗДЕЛ 1. ЖАНР ДРАМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, ТЕАТРЕ И КИНО, .1 История появления драмы в Античном театре

Жанр драмы зародился в Древней Греции под названием «серьезная пьеса». В таких пьесах изображалась обыденная жизнь греков. Драма берет начало еще в устном народном творчестве. Игры с мимикой, которые сопровождались танцами и пением. Именно такие игры и приобщили древних греков к созданию художественной драмы, которая не изменила свои компоненты до сих пор. Как утверждает Н. Тамарченко, в Античной литературной драме существует три вида: комедия (цель, которой рассмешить и развлечь своего читателя), сатира (высмеять политические и социальные пороки древнегреческого общества) и трагедия (показать и оценить обстоятельства, в которых оказалась так называемая жертва) [1, с. 99 -103].

Два основных вида древнегреческой драмы являются резкими противоположностями. Трагедия представляла собой ритуальные действа. Герои пьесы надевали на лицо маски с изображением козлиной бороды и рога данного животного. Актеры играли образ спутников бога Диониса, которых называли — сатирами. Отсюда вытекает еще один вид драмы — сатировская драма. Данные представления происходили осенью и весной, в специальное время, которое называлось — дионисий. Эти ритуальные мероприятия и положили начало истокам греческого драматического театра.

Первые драматурги интенсивно работали над созданием трагических драм, а также над теоретической частью драмы, как жанра в литературе. Выдающиеся трагики Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид иллюстрировали психологическую и идеологическую составляющею землевладельческой аристократии и торговые отношения между представителями власти на разных этапах развития.

Трагедия и комедия в античном мире

Произведения каждого из выше перечисленных трагиков имели собственные мотивы. Например: у Эсхила — это рок, его могущество, бессмысленность и обреченность борьбы с ним; у Софокла это эпоха побед над персами и новые возможности для торговых отношений; у Еврипида отрицание религии и победа торговцев над аристократией. Чаще всего в трагических произведениях действие нарастает до предела, после данного нарастания следует развязка. Существует также понятие три единства греческой трагедии: места, действия и времени, которые играют важную роль для передачи реального действия. Появляться интрига, которая переворачивает мир трагедии.

Комедия рождается в одно время с трагедией, на тех же праздника Диониса, но совершенно в других обстоятельствах. Трагедия — серьезное, ритуальное и божественное произведение, то комедия — это легкое, веселое произведение, которое развлекает читателей и зрителей на праздничных мероприятиях. В. Головня считает, что главными атрибутами являются песни и пляски, шутки и остроты. На этих увеселительных торжествах родились основные элементы жанра комедия, а именно: дорическая бытовая сценка и аттическая обличительная хоровая песня.

Тематика первых комедий часто обращалась к мифическим сюжетам, которые имели сатирический характер. Комедийные произведения в то время демонстрировали злободневные политические аспекты. Знаменитыми представителями древнегреческой комедии были: Кратин и Аристофан. Они показывали в своих произведениях борьбу с властью и воспевали мир.

12 стр., 5678 слов

Трагедия любви в произведении А. Н. Куприна «Гранатовый браслет»

... счастливой. Мысль о неиспользованной возможности – что может быть ужаснее?.. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, ... на этот счёт, наверное, поменяется. Ильяс Хафизов Трагедия любви в произведении А. Н. Куприна «Гранатовый браслет» Александр Иванович ... году писатель написал рассказ «Храбрые беглецы» об этом периоде своей жизни. 80-е годы – годы обучения ...

Античный театр появился благодаря мистериям, которые посвящались богам. Годом рождения театра считается 534 год до н. э. Появление актеров в этом же году, способствовало тому, что герои пьесы могли общаться между собой, при этом происходит драматическое действие, независящее от хора. В итоге это произвело к преобразованию сатирического хора в драму.

В Античном мире драма являлась основным жанром в литературе. Огромное распространение драма получила в театральном искусстве, в частности в трагических и комических пьесах. Драматурги неоднократно обращались к данному жанру, ведь многие зажиточные прослойки общества Древней Греции любили проводить свое время, посещая театр.

Развитие драмы в Античный период

В Древнегреческом искусстве существовали два вида пьес — комедии и трагедии. Они имели исторические и мифологические сюжеты. Роли исполняли только мужчины. Актеры надевали маски, декорации отсутствовали. Знаменитыми драматургами Античности можно назвать Софокла и Эсхила.

Чтобы изучить появление драмы в Античный период, нужно обратиться к историческим источникам. Пожалуй, самым главным является произведение Аристотеля «Поэтика». Автор указывает на то, что трагедия и комедия были созданы из импровизации. Дошедшие до нас источники не могут дать полной картины развития греческой драмы и театра от начала их зарождения до середины V в. до н. э.

В период развития греческого общества, где происходило разложение родового строя и образование рабовладельческого строя, сопровождалось жестокой борьбой среди оппонентов, начинает развиваться новый вид драмы, более усовершенствованный и с улучшенной художественной формой. Итак, следует, заметить что V в. до н. э стал расцветом греческой драмы. Я. Подгребная отмечает, что лирика, которая была одним из ведущих жанров в Античности отходит на второй план, уступая первенство трагедии [2, с. 94].

Главными темами жанра драмы в древнегреческом государстве были: государственное устройство, моральное поведение человека и правовые отношения. Новое общество, которое строилось при постоянной социальной борьбе, требовало появление такого жанра, как драма. Она стала не только совершенно новым жанром в литературе на то время, а основой театрального искусства.

Античная драма в театре включает в себя обязательные элементы такие как — рассказ, характер, язык, музыка, зрелище и главная мысль. Главным в трагическом произведении считается действие, которое должно быть обязательно законченным. Еще одним из главных атрибутов трагедии — страдание, которое должно у зрителя вызывать жалость. Композиция древнегреческой трагедии включает такие элементы, как пролог, эписодии, эксод и хоровую часть, которая разделяется на парод и стасим. Итак, теперь относительно каждого из выше перечисленных понятий. Пролог — часть трагедии перед выходом хора на сцену. Эписодии — часть трагического произведения между хоровым пением. Эксод — часть трагедии, после которой хор не выходит. Парод — первое выступление хора, а стасим — последний.

1.2 Основные тенденции развития драмы в Европе

Драма в европейском обществе была одним из основных жанров театрального искусства и литературы. Государства Европы, такие как Англия, Франция, Германия, Италия и Испания создали национальные школы драматургии.

5 стр., 2313 слов

Композиция драмы

... драматургии, не только отрицая эстетическую или идейную иерархию жанров, но и разработав новый, промежуточный между трагедией и комедией жанр «мещанской драмы», ... Многие положения Аристотеля в области композиции, действия, характеров драматургии сохранили свое фундаментальное значение и для ... XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так ...

Литературная основа английской драматургии зародилась в VII веке, после того, как Англия приняла за свою веру христианство. Уже в IX веке рождается совершенно новый вид драмы — литургический. Во всех странах Европы, в том числе в Англии, драматические произведения происходили в виде театроподобных празднованиях. Это продолжалось до XV века, когда стала возможной постановка театральной драматургии. Студенты высших учебных заведений, таких как Кембридж и Оксфорд, ставили студенческие постановки латиноязычных драм. В следующем веке наступил расцвет придворной драмы, чаще всего сопровождавшейся маскарадами, живой музыкой и обильными танцами.

Англичане развивают свою систему драматических жанров. Горбодук или другое название Феррекс и Поррекс являются основными жанрами английской драматургии. Горбодук — это трагический жанр, часто с политическим подтекстом. Наряду с академической драмой, которая берет за основу античные образцы, появляется демократическая драматургия. Цель, которой смешать как можно больше в себе — комического и трагического.

Начинает развиваться и теория драмы, теория преимущественно сводиться к полемике по поводу классических античных произведений и противоположной им современной английской драмы. К примеру, произведение «Промос и Кассандра» Джорджа Уэтстона, «Танкред и Гисмонда» Роберта Вильмота [4, с. 34].

Французская драма берет свое начало с литургического действа, религиозных мотивов. Как утверждает, А. Михайлов многие французские драмы изображают Богородицу и прочих святых. В XV веке показывались драматические страсти Христовы. Светские сюжеты проникают в драму фрагментами. Также возникли специальные виды театра — фарс и соти. Драматурги Франции всегда пытались подражать итальянской драматургии. Лишь спустя век французы начали вырабатывать самостоятельную теорию драмы. По этой теории часто брались античные или библейские сюжеты, не оставалась не замеченной и современная политическая жизнь.

Немецкая драма Средневековья делилась по сословной принадлежности на: литературу духовенства, литературу рыцарства и литературу городского (мещанского) сословия. А. Дживилегов считает, что поле начатия антифеодального движения, немецкая драма продемонстрировала все свои недостатки и как она далеко от совершенства.

Испанский светский театр появляется в Кастилии в период Средневековья. Подобно и другим странам Западной Европе, испанский национальный театр зарождается из религиозных представлений. Сюжеты часто брались из Священных книг или жизненного писания святых. Первая драма на территории Испании имела сатирический характер, в которой изображался простой народ и дворянство, ведущие между собой диалог. Основателем национальной драмы Испании считается Хуан дель Энсина, его произведения пользовались огромным спросом у публики.

Прослеживается постепенное развитие драматургии в итальянском театре Средневековья, начиная с церковного служения и переходя к привлечению широких слоев общества на городских площадях и улицах. Особое место занимает литургическая драма, объединяющая ритуальные сцены с пантомимой.

Ренессансный период приносит новые постановочные принципы и расширяет жанровое разнообразие благодаря творчеству Уильяма Шекспира, охватывающего трагедии, комедии, исторические хроники и сонеты. Сам Ренессанс сочетает в себе темы любви, ненависти, дружбы, предательства и зависти, отраженные в произведениях.

25 стр., 12346 слов

Новаторство драматургии Чехова

... интерес вызывает творчество Чехова- драматурга. Именно в лице Чехова русская драма ломает национальные перегородки и начинает играть решающую роль в развитии мировой драматургии и театра. У ... исторические корни? Известны знаток драматургии Чехова М. Н. Строева так отвечает на этот вопрос. « Драма Чехова выражает характерные особенности начинающегося на рубеже веков в России общественного ...

В эпоху классицизма театр ориентируется на придворную аристократию, что делает произведения более строгими и изысканными, а во времена Просвещения появляется идея воспитательной функции театра, направленной на просвещение умов зрителей в общественно-нравственном аспекте.

В XVIII веке английская драматургия пополняется новым жанром трагедии «кошмаров и ужасов», а во французской драме появляется новый период, отмеченный приходом А. Арди и его классическими драматическими теориями.

К XVII веку драма становится в центре литературного движения, привлекая внимание высшего света и вложения в развитие театрального искусства.

В немецком искусстве XVIII века преобладают направления классицизма и реализма, хотя больше внимания уделяется первому, заимствованному из Франции, и ярким представителем этого периода становится Готшида, проводивший реформирование театра и утверждавший строгие рамки драмы классицизма.

Важно отметить, что к 60-м годам XVIII века принципы немецкой национальной драмы нового времени существенно утвердились под влиянием работы немецкого драматурга Г. Лессинга, который стал классиком немецкой драмы. Его вклад в изменение драматургических принципов был значительным.

В XVI веке испанская драма переживает «золотой век». В это время происходит появление двух течений в драматургии: одно связано с античными традициями, а другое — с народными традициями и уникальной испанской культурой.

Развитие итальянской драмы неразрывно связано с распространением гуманистических идей Ренессанса. Гуманистическая драма, или ученая драма, возникла как результат возрождения античной драматургии, и являлась средством борьбы с консервативными течениями.

Первой драмой, написанной под влиянием новых идей, стала «Софонисба» Триссино, выполненная в соответствии со всеми правилами античной драмы, впоследствии ставшая классикой европейской трагедии.

В период Ренессанса развивался также комедийный жанр. Существовали два направления: неолатинское и новеллистическое. Первое подражало латинским образцам, второе черпало сюжеты из итальянской литературы и реальной жизни. Знаменитыми драматургами Италии этого периода были Аристо, Биббиен, Макиавелли.

В XVI веке появился уникальный вид драмы — пастушеский, который стал популярным по всей Европе. Его сюжеты повествовали о приключениях и путешествиях героев, чаще всего пастухов, пастушек и нимф. Линия любви также присутствовала в этих произведениях.

В XVIII веке появляется новый жанр — музыкальная драма, в которой особое внимание уделяется музыкальному сопровождению. Первые опыты в этом жанре были сделаны А. Дзеном и А. Метастазио.

Французская драматургия

Во французской драматургии процесс подчинялся катастрофе, как в елизаветинском театре, так и в романтическом направлении XIX века. А. Менегетти считает, что любая катастрофа в классической французской драме тесно связана с психологической составляющей героя произведения.

Распространяется героическое направление трагедии, где переплетается реальность бытия и морально-этические цели. В эпоху классицизма начинается формирование национального французского театра, но тематика пьес не изображала жизнь обычного француза, а показывала жизнь аристократии и духовенства. Ведущими драматургами Франции были Мольер, Вольтер, Легран и Данкур.

9 стр., 4426 слов

Драма Островского «Бесприданница». Проблематика и поэтика

... смысл заглавия драмы – «Бесприданница»? Давайте обратимся к словарям. Ожегов: в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного имущество, даваемое невесте ее семьей для жизни ... Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма. Направление Анализ «Бесприданница» Островский Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Она ...

Немецкая драматургия

«Золотой век» немецкой драмы тесно связан с именами Гете и Шиллера. Они смогли привнести в немецкую национальную драму элементы демократизма и народности, что вызвало большой спрос у публики. Начинают массово рождаться новые тенденции драмы, где основную роль играет натурализм. Основным жанром становится семейная драма, главная тематика которой семейные ценности и традиции.

Испанская драматургия

Следующим этапом испанской драмы является разделение на географические школы. Они находились в Мадриде, Валенсии и Севильии. В каждом из перечисленных городов были собственные театры, где большой успех имели драмы, повествующие о простых людях и повседневных событиях. Классические трагедии и комедии у испанцев не пользовались успехом.

Главным героем испанской драмы является идальго, обедневший, но благородный дворянин, готовы сражаться до конца за собственную честь. Подобные герои пришлись по вкусу испанскому зрителю.

Итальянская драматургия

В XIX веке на итальянской территории господствовал жанр политической гражданской трагедии. Революционные перевороты, гражданские войны стали главными темами итальянских драм. Публика воспринимала их как личную трагедию, так и трагедию всего государства.

Драматургия XX столетия

Драматургия XX столетия пополнила английский театр множеством социальных драм, они поднимали насущные проблемы общества, раскрывали пороки высших слоев населения. Б. Зингерман утверждает, что в данном жанре работали: Дж. Голсуорси с произведениями «Серебреная коробка», «Мертвая хватка» и У. Моэм — «Домашний очаг и красавица», «Страна обещаний».

К середине 1950-х в английский театр пришло новое поколение молодых мастеров, что в свою очередь, отразилось на тематику и проблематику драматических произведений. Героями подобных драм выступали простые люди из народа, которые имеют свои недостатки (чрезмерное употребление алкоголя, проституция).

Представители: Джон Осборн, Брендон Биэн, Джон Арден и Арнольд Уэскер.

Также стоит отметить, что продолжались развиваться и традиционные жанры драмы. В конце XX века драматургия Англии отмечена теми же традициями, что и вся европейская драматургия [4, с. 138].

Французская драматургия XX века

В XX веке во Франции пользовались спросом «бульварные» драмы, главной целью которых было развлекать гражданское общество. В 20-30-е гг. XX столетия появились критические драмы, которые отличались многообразием жанров, тем и художественных форм. В данном жанре работали: А. Савуар, Э. Бурде и Ж. Деваль.

В середине 1930-х гг. складывается новый тип «проблемной» или философско-интеллектуальной драмы идеи.

В годы Второй мировой войны французская национальная драма пополняется новыми темами, а именно темой Сопротивления. В 40-е гг. XX века драматургия ощущает влияние философии экзистенциализма. Это нашло отражение в драмах, посвященных теме краха гуманизма. Например: «Недоразумение» А. Камю.

Вторая половина XX века была наполнена поиском новых жанров, тем и подходов к созданию принципиально новых национальных драм.

5 стр., 2426 слов

Топик « Мой любимый фильм» (My favourite film) на английском языке

... носки для эльфов- домовиков. Мой любимый фильм сочинение на английском Therefore, Harry Potter films are worth seeing, ... зрителей в удивительный мир фантастики и мистики. Я рекомендую посмотреть фильм "Гарри Поттер" всем, кто ... пришлось отрывать с кожей ложку от языка, которую он положил в рот в ... фильм тем, что Гарри — очень смелый, честный мальчик, верный друг, который готов умереть ради спасения ...

Немецкая драматургия XX века

В XX веке происходит «революция» в театральной жизни Германии. Немецкая драма возрождается после долгого застоя и становится выразителем идей, переживаний и тревог своего народа. Данную «революцию» связывают с именем немецкого драматурга — Бертольдом Брехтом.

Развитие драматургии в Западной Европе в XX веке

В XX веке в Западной Европе происходили значительные изменения в общественных настроениях, идеологии и предпочтениях в литературе. Эти тенденции не обошли и Германию. Немецкие драматурги и писатели, согласно Л. Баженовой, часто были свидетелями или участниками трагических событий, которые ярко отражались в их произведениях. Документальная драма также получила важное место в их творчестве, осуждая войну, насилие и фашизм.

Современные немецкие драмы все больше обращаются к психологизму, антифашизму, человеколюбию и различным аспектам человеческой жизни.

Сюжеты современных национальных драм Испании охватывают множество тем и жанров. Многие сюжеты имеют исторический и политический контекст, что привлекает внимание зрителей.

В начале XX века национальная драма Италии столкнулась с противоречиями между отображением реальности и иллюзией, вызванными Первой мировой войной. Население уставало от постоянного напряжения и хотело увидеть в спектаклях что-то сказочное, что стимулировало драматургов.

В период диктатуры Б. Муссолини национальная драма Италии переживала кризис. Цензура запрещала показ спектаклей, в которых реалистически отображалась действительность. Разрешалось ставить только те пьесы, которые не представляли опасности для режима. Многие драматурги не смогли приспособиться к новой власти и покинули Италию.

После окончания войны начался новый этап в искусстве Италии. Неореализм играл важную роль в литературе, театре и кино, поднимая темы Сопротивления, пацифизма, любви и патриотизма.

Современные итальянские драматурги, такие как А. де Бенедетти, К. Лодовичи, С. Джованинетти, в своих пьесах часто используют мотивы тоски, идеи католицизма и глубокий психологизм.

Можно сделать вывод, что во всех странах Западной Европы сложились свои национальные драматические школы. Европейские драматурги удерживались на классических античных жанрах трагедии и комедии, но также стремились создать что-то собственное и новое. Результатом этого стали наследие в литературе, театре и кино со стороны драматургов Англии, Франции, Германии, Испании и Италии.

1.3 Драма, как основной жанр в кино

Драматические жанры являются самыми популярными в киноискусстве. Они появились раньше всех других жанров в истории кинематографа. Мелодрамы и комедии положили основу художественного кино и стали основой для создания более сложных форм жанров [ссылка 7, с. 24-25].

В драме выделяются два основных направления — социально-психологическое и лирико-психологическое. Психологическая драма является специфическим жанром в кинематографе. Главная проблема героя заключается в исследовании взаимоотношения с окружающим миром и анализе времени, в котором оказался герой. Оба направления в драме тесно связаны с психологическими аспектами главного героя. В режиссуре психологической драмы работали такие известные режиссеры, как К. Занусси и И. Бергман.

12 стр., 5825 слов

Особенности документального фильма «Пассажир поезда №12»

... №12». Цель данной курсовой работы - определить основные особенности документального фильма «Пассажир поезда №12». Для достижения намеченной цели ставились задачи: Дать определение понятию – «документальное кино»; Определить особенности документального фильма; Проанализировать особенности киноленты ...

Центром драматического произведения является герой с уникальной индивидуальностью и собственным характером. Это особенно заметно в мелодрамах и трагедиях.

Мелодрама имеет несколько основных черт сюжета: любовный треугольник, рассказ о несчастной любви, сопровождающейся страданиями, большое количество эмоциональных сцен, идеализация чистой любви и нахождение зла под наказанием. Эти свойства мелодрамы являются причиной ее массовой популярности. В данном жанре работали такие известные режиссеры, как Ч. Чаплин и Л. Висконти.

Трагедия является менее распространенным жанром, в котором главный герой противостоит моральному разложению общества и погибает в борьбе с ним. Примерами фильмов в жанре трагедии являются «Гибель богов» и «Полковник Редль» И. Сабо.

Комедия и приключенческие фильмы являются наиболее популярными и разнообразными жанрами в кинематографе. Они относятся к низшим жанрам и рассчитаны на массовую аудиторию. В таких фильмах редко встречаются серьезные темы, и если они присутствуют, то у них не главная роль в сюжете произведения.

Комедия и приключения в киноискусстве

Комедия в киноискусстве обладает различными подвидами, включая легкий юмор, сатиру, сарказм и эксцентрическую комедию. Лирическая комедия представляет собой добрый рассказ с комическими элементами о любви главных героев. Один из примеров такой комедии — фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».

Сатирическая комедия показывает социальные пороки через сатиру и позволяет обществу задуматься о происходящем на экране. Ярким примером такой комедии является фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Эксцентрическая комедия основана на преувеличении и характеризуется большим количеством тюков, быстрым ритмом и гротеском. Легендарным мастером эксцентрической комедии был советский режиссер Леонид Гайдай с его работами «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука».

Комедия может также быть саркастической, где используется черный юмор, а также брутальной или «сухой», специфичными видами комедии.

Приключенческие фильмы отличаются острым сюжетом, высоким динамизмом развития действия и особыми типами героев. Они могут варьироваться от детектива до фильма-катастрофы.

Детективный жанр

Первым видом приключенческого жанра является детектив. Он основан на классических чертах, включая завязку, развитие и развязку. Главный герой таких фильмов — сыщик или частный детектив, который расследует преступление. Детектив также может иметь разновидность триллера. Альфред Хичкок был одним из величайших создателей детективных фильмов, таких как «Птицы», «Психо» и «Жилец». Политический детектив также получил большую популярность, в числе режиссеров данного жанра итальянец Джорджо Дамиани с фильмами «Признание комиссара полиции прокурору республики» и «Следствие закончено — забудьте».

Героико-приключенческие ленты

Особое место среди приключенческих фильмов занимают героико-приключенческие ленты. Они характеризуются риском, невероятными событиями и наличием отважных героев. Персонажи часто сталкиваются с захватывающими перипетиями. Один из примеров такого жанра — фильмы о приключениях агента 007 Джеймса Бонда.

Уникальный вид героико-приключенческих фильмов — «фильмы плаща и шпаги». Они часто опираются на исторический контекст, в котором героем выступает отважный рыцарь или гордый мушкетер. Подобные примеры можно наблюдать в фильмах «Три мушкетера», «Фанфан-Тюльпан». В отечественной истории кино это фильмы Э.Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» и «Неуловимые мстители».

Национальным жанром США является вестерн. Главный герой в них благородный ковбой, который противостоит злодею или гангстеру. Действие развивается на Диком Западе. И. Долинский отмечает, что первый известный вестерн принадлежит американскому режиссеру Э. Портеру и имеет название «Большое ограбление поезда». Зрелищность и динамизм вестерна привлекли внимание многих европейских режиссеров[].

В Италии С. Леоне снимал «спагетти-вестерны» — «Хороший, плохой, злой», «За несколько лишних долларов» является трансформацией классического американского вестерна. Стоит отметить, что на современном этапе героико-приключенческий жанр включает в себя много вариантов: гангстерский фильм, «боевики», кун-фу фильмы [9].

Научно-приключенческие киноленты делятся на фильмы путешествия и фантастические фильмы. Если первые демонстрируют взаимодействие природы и человека, к примеру, «Неотправленное письмо» М. Калатозова, то вторые напротив, строятся на основе художественного вымысла режиссера и сценариста. В них путешествия в космос, персонажи — роботы, инопланетяне. Например: «Метрополис» Ф. Ланга, «Аэлита» Я. Протазанова, «Близкие котакты третей степени» С. Спилберга.

С 1950-х гг. фантастический жанр образует новые разновидности: галактический фильм, фильм-катастрофа и фильм ужасов. Итак, следует, что галактические фильмы повествуют о космических приключениях главного героя, например: «Космическая Одиссея» С. Кубрика. Фильм-катастрофа демонстрирует на экране глобальные бедствия, техногенные катастрофы, например: «Ад в поднебесье» Д. Гиллермина, «Приключения «Посейдона»» Р. Нима. Последний вид — фильмы ужасов показывают разнообразных монстров, «зомби» и чудовищ, примером могут служить киноленты «Челюсти» С. Спилберга, «Франкенштейн» Д. Уэлла [10].

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ДРАМ В ТВОРЧЕСТВЕ СТИВЕНА СПИЛБЕРГА

.1 Противостояние режиму в военных фильмах «Империя Солнца» «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райна»

Военная драма или батальные фильмы — это фильмы, которые демонстрируют на экране военные действия, события, операции и сражения. Кульминацией подобных фильмов является определенная битва, например: «Курская битва», «Верденская битва». В военных фильмах используются панорамы и крупные планы главных героев. Считаются самыми затратными из-за дорогостоящего реквизита. В этом жанре работали такие режиссеры, как Акира Куросава, Анжей Вайда, Роман Полански, Григорий Чухрай, Сергей Бондарчук. Стивен Спилберг снял в жанре военной драмы такие фильмы — «Империя Солнца», «Список Шиндлера», «Спасение рядового Райна».

Фильм «Империя Солнца» был снят в 1987 году. Основой данного произведения стала автобиографическая книга Джеймса Балларда. Повесть о жизни мальчика, который столкнулся с войной один на один. Голод, холод, боль, нищета, жестокость и одиночество — это все с чем он остается после обеспеченной родителями жизни.

В 1993 году Стивен Спилберг приступает к экранизации романа австрийского писателя Томаса Кинелли под названием «Ковчег Шиндлера». Данное произведение повествует о жизни немецкого афериста, спекулянта, который в 1944 году с помощью влиятельных друзей создал в Cудетах собственный концлагерь и благодаря чему спас от гибели тысячу девяносто восемь представителей еврейской нации.

После долгого перерыва в 1998 году Стивен Спилберг начинает снимать фильм на военную тематику под названием «Спасение рядового Райна». Лента основана на реальных событиях. Во время Второй мировой войны на полях боя во Франции, воевали братья Ниланды, из которых в живых остался лишь один. Его отозвали с фронта на Родину, чтоб мать не потеряла последнего сына.

Кинолента «Империя Солнца» насчитывает множество масштабных съемок, показа войны в фильме нет, но встречаются сцены, где задействовано большое количество народа, этот прием показывает масштабность трагедии, которая выпала на судьбу китайского народа. К. Дэнсиджер считает, что режиссер уделяет огромное внимание деталям: москитная сетка над кроватью больного, банка сгущенного молока, падающий детский игрушечный самолет.

Фильм «Список Шиндлера» был снят в черно-белом цвете, для того чтобы предать фильму историческую достоверность. В киноработе использованы уникальные съемки, которые производились преимущественно ручной камерой. В создание фильма принял участие составитель этого самого списка — Мечислав Пемпер, который стал прообразом Ицхака Штерна, управляющего фабрикой Шиндлера. Съемки продолжались 72 дня. Стивен Спилберг работал и над сценарием кинофильма. Например, сцену, где уничтожают краковское гетто, он увеличил с одной страницы до двадцати, и отвел двадцать две минуты на экране. И. Мусский утверждает, что режиссер создавал свой фильм на основе реальных событий и свидетельств людей, которые были заключены в концлагерях нацистской Германии.

Следующая работа «Спасение рядового Райна» включает технологию снижения насыщенности цветопередачи кинопленки на 70%, чтобы фильм максимально реалистично передал военное время. Начальные сцены, где после высадки в Нормандии в первом бою солдатам отрывает ноги и руки, для правдивости были приглашены актеры с ампутированными конечностями. Все съемки производились сферическим объективом, для боле широкого восприятия на экране [12].

Жанр фильма «Империя Солнца» — сочетание военной и психологической драмы. Тема — история мальчика, который теряет семью во время эвакуации и остается в одиночестве противостоять войне. Идея киноработы — нужно бороться до конца за свое право на жизнь, преодолевая все трудности, которые возникаю на пути, и в итоге человек добьется истинного счастья.

Жанр киноленты «Список Шиндлера» это симбиоз военной, исторической и автобиографической драмы. Тема фильма — жизнь и деятельность Оскара Шиндлера, который спасал жизни евреев, давая им рабочие места на своей фабрики и тем самым доказывая, что место человечности всегда найдется в сердцах людей. Идея — жестокость и бессмысленность Второй мировой войны и фашизма, а также деятельность нацистов которые отбирают жизни людей и при этом остаются безнаказанными.

Жанр кинофильма «Спасение рядового Райна» — военная драма. Тем у фильма две, во-первых, ценность каждой жизни и никто не имеет право отбирать у человека жизнь, а во-вторых, женская судьба во время войны. Молодые парни гибнут и матери теряют, самое родное и ценное — своих сыновей, которые никогда не вернутся с поля боя. Идея — жестокость, бескомпромиссность и бесчеловечность войны, она как машина пожирает человеческие жизни и ломает сотни судеб, надежд и мечтаний людей.

В режиссерских работах «Империя Солнца», «Списке Шиндлера» и «Спасение рядового Райна» Стивен Спилберг придерживается классического линейного повествования с ясно прописанным сюжетом, эффективность данной повествовательной стратегии доказывает коммерческую успешность и популярность фильмов среди зрителей. «Империя солнца» имеет легкий сюжет, но затрагивает серьезные аспекты детской психологии на фоне военных событий. «Список Шиндлера» отличается прозрачностью и ясностью сюжета, все герои преследуют ясно обрисованные цели, что позволяет любого зрителя сопоставить себя с ними. И. Мусский отмечает, что «Спасение рядового Райна» берет за основу сюжета спасение одного солдата, при этом рискуют и погибают гораздо больше людей, отсюда возникает вопрос, а стоит ли это делать? С. Спилберг отвечает своей работой «да». Ведь жизнь любого человека наивысшая ценность.

В этих фильмах, мы можем наблюдать экстремальные характеры. С. Спилберг создает противоположные характеры, в виде ребенок — взрослый, еврей — нацист, защитник — оккупант за счет этого возникает высокая степень конфликтности сюжета. В итоге это становится схемой отношений протагониста и антагониста в дальнейших работах режиссера [13, с. 103 — 121].

Персонажи всех фильмов ориентированы на достижение своих целей, и они стремятся добиться их до конца своей миссии. В «Империи Солнца» главная задача мальчика пережить войну и воссоединится с потерянной семьей. Джим Грэхэм — юный человек проходит через дружбу и предательство, голод и холод, любовь и ненависть. Но, несмотря, на все трудности, в том числе и потерянное детство, он понимает ценность жизни даже врага. В «Списке Шиндлера» Оскар Шиндлер стремится спасти, как можно больше евреев от гибели в нацистском лагере. Чтобы главный герой приобрел в глазах зрителей героический характер, ему нужен сильный и достойный противник отмечает К. Дэнсиджер. В фильме им становится заядлый нацист Амон Гёт, который пропитан ненавистью к евреям, он жесток и беспощаден, суров и страшен в гневе. Сущность нацизма воплощена в нем, комендант концлагеря в Польше олицетворяет власть и деспотизм нацистов по отношению к евреям. Чем большей властью обладает антигерой, тем большей убедительностью будет обладать героизм главного персонажа. Оскар Шиндлер знает, что Амон Гёт представляет огромную опасность для него, но все же идет прямо, не сворачивая с пути своей цели — спасению евреев из концлагерей. В «Спасение рядового Райна» капитан Миллер выполняет задание спасти и доставить рядового Джеймса Райна на Родину, к одинокой матери. Он пробирается через массу испытаний, но находит солдата и рассказывает суть задачи.

Композиционная структура в кинолентах «Империя Солнца», «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райна» базируется на одновременно линейном и центрированном повествовании. Неотступное движение персонажа к достижению цели наперекор противостоянию соперника и преодолению разнообразных трудностей становятся героическими в глазах зрителя [13, с. 103 — 121].

В работах Стивена Спилберга существует три модели сюжетосложения, отмечает американский исследователь К. Дэнсиджер.. Анализируя сюжет в «Империи Солнца», стоит отметить стойкость и твердость юного Джима. 1941 год, продолжается Вторая мировая война. Японцы вторглись в Шанхай, а Д. Грэхем теряется в толпе и остается один в оккупированном городе до конца войны. Он оказывается в лагере, терпит предательства и оскорбления, болезни и голод, теряет детство, борется за выживание. Капитуляция Японии и мальчик встречается со своими родителями.

Рассмотрим сюжет «Списка Шиндлера». Бесчеловечная жестокость нацистов по отношению к евреям, организовываются специальные гетто, отправляют в лагеря смерти, массовые уничтожения, транспортировка евреев в Освенцим, все эти сюжетные эпизоды иллюстрируют нам кровавые преступления нацистов. Главная цель Оскара Шиндлера называет американский исследователь Д. Раш — спасение как можно больше евреев от гибели. Для этого он создает фабрику, на которой будут работать евреи, благодаря чему хоть малая часть по сравнению с масштабным миллионным показателем сохранит себе жизнь.

В «Спасение рядового Райна» цель главного героя капитана Миллера, заключается в спасении жизни своих солдат. Сюжет показывает события со дня высадки американских войск во Франции до спасения рядового Райна, единственного сына американской матери, который остался живой в войне.

Фильмы «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райна» повествует не только про войну, но и показывает наши дни. Израиль, люди, которых спас Оскар Шиндлер, кладут на могилу цветы и камни совместно со своими детьми и внуками, выражая благодарность за спасение своих жизней. Франция, старый ветеран со своей семьей приходит на кладбище американских солдат в Кольвиль-сюр-Мер, где похоронен капитан Мюллер. Старый ветеран — это Джеймс Райн, он произносит слова благодарности, когда-то спасшему его жизнь капитану Миллеру. Этим С. Спилберг доказывает, что добрые поступки забвению не подлежат [14, с. 221].

Актерский состав «Империи Солнца» — Кристиан Бэйл, Джон Малкович, Миранда Ричардсон, Питер Гейл и Найджел Хэйверс показали в своих образах тонкий психологизм и экзистенциализм души. Оператор — Аллен Давио снял картину масштабно и аккуратно, наполняя видеоряд символами и аллегориями. Музыкальное сопровождения, созданное композитором Джоном Уильямсом четко передает теме и настроение фильма.

В «Списке Шиндлера» роли исполнили — Лиам Нисон, Бен Кингсли и Рэйф Файнс, которые смогли в точности показать исторические характеры военного времени. Оператор Януш Камински продемонстрировал разные техники съемки: панорамы, трэвеллинги, игра с планами и ракурсами. Композитор Джон Уильямс создал уникальные музыкальные композиции с аутентичным характером еврейской нации.

В фильме «Спасение рядового Райна» сыграли роли знаменитые актеры, а именно: Том Хэнкс, Эдвард Бёрнс, Том Саймор, Вин Дизель и Мэтт Деймон, который показали истинное лицо солдат на войне. Оператор Януш Камински в очередной раз доказал свое мастерство. Батальные сцены с наездами, отъездами и проездами показывают масштабность действия. Композитором вновь выступил Джон Уильямс, который в этот раз менее ярко себя проявил.

Киноленты имели большой успех среди зрителей и получили хорошие отзывы от кинокритиков. «Империя солнца» был номинирован на шесть премий «Оскар», но увы не получил не одной, уступив все награды фильму «Последний император» Бернарда Бертолуччи. «Список Шиндлера» был номинирован на 11 премий «Оскар», победил в семи, а именно: лучший фильм, режиссер, декорации, операторская работа, монтаж, оригинальная музыка и сценарий. «Спасение рядового Райна» также был номинирован на 11 премий, а победу одержал в пяти — лучшая режиссура, операторская работа, монтаж, звук, звуковой монтаж.

Можно сделать вывод, что фильмы Стивена Спилберга «Империя Солнца», «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райна» это шедевры мирового киноискусства. Жанровая специфика фильма, затрагивает актуальные проблемы человечества, такие как мира и войны, равенства и дискриминации, детей и отцов. С помощью художественных решений режиссер показывает трагичность и бесчеловечность войны, которая не замечает не детей, не одиноких матерей, а оставляет за собой лишь разбитые надежды. Темы и идеи фильмов перекликаются, чем создается эффект трилогии. Бесспорно, фильмы «Империя Солнца», «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райна» заслуживают высокие оценки по таким критериям, как операторская работа, музыкальное сопровождение и актерское исполнение.

2.2 Психологические аспекты в кинолентах «Терминал» и «Мюнхен»

Психологический фильм — это произведение, в котором показывается герой или героиня во взаимоотношениях с окружающей средой. Для создания психологических драм необходимо серьезное, глубинное исследование личности. Фильм строится на внутренних монологах персонажа и размышлений о произошедшем событии. Главным в этих фильмах является жизненный конфликт, неповторимая личность героя, нестандартное поведение. Зритель пытается в подобных фильмах найти образец нравственного поведения, героический характер, мужество и стойкость героев в сложных жизненных ситуациях. В жанре психологической драмы работали такие мировые режиссеры, как Стивен Содерберг, Клинт Исвуд, Андерс Баиз, Владимир Тихий и Стивен Спилберг, который снял в данном жанре «Терминал», «Мюнхен».

Фильм «Терминал» был снят в 2004 году. В основе сюжета лежит реальная история, которая произошла с иранским беженцем Мехраном Карими Нассери, он прожил восемнадцать лет в парижском аэропорту, из-за утраты документов. Как утверждает К. Бэли, для съемок данного фильма специально был построена копия современного терминала. Большинство отснятого материала, 96 % не выходило за пределы аэропорта.

Через год Стивен Спилберг выпускает на экраны новое произведение под названием «Мюнхен». Фильм поставлен по книге Джорджа Джонаса «Месть. Правдивая история израильской контртеррористической команды». В центре сюжета находятся агенты израильской спецслужбы МОССАД, которые мстят за произошедший теракт на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Кинолента снята в мрачных и темных тонах, выделяет психологизм героев и их мотивы отмщения.

В «Терминале» режиссер использует практически только два вида планов: крупный и общий, избегая средний. Этим С. Спилберг показывает ничтожность одного человека среди массы, и тем самым противоречит себе, силу духа человека, которого не так просто сломить. Не остаются без внимания и детали, где герой, не имея денег, начинает подрабатывать в аэропорте, чтобы иметь средства на еду.

Фильм «Мюнхен» сочетает в себе разные приемы монтажа, уникальностью стало то, что фильм монтирован по технологии старого аналогового монтажного стола, что на данный момент является редкостью и уже почти не используется [15].

Фильм не имеет характерных для жанра спецэффектов, но имеет трюковую основу актеров.

Киноработы «Терминал» и «Мюнхен» затрагивают важные социально-политические проблемы. Внимание концентрируется в первом случае на военном перевороте в Каракозиии и признанием этой республики государством в Соединенных Штатах Америки, а во втором — вечная борьба между палестинцами и евреями за территории.

Главные герои фильмов С. Спилберга обладают двумя качествами, несмотря не на возраст, не на статус в обществе [13, с 103 — 121]. Во-первых, детской непосредственностью как Виктор Наворский в «Терминале», это придает живость и игривость персонажу, во-вторых, неповоротливостью и заторможенностью как Авнер в «Мюнхене», где герой находится во власти сомнения.

Жанр фильма «Терминал» — психологическая трагикомедия, социальная драма. Темой киноленты является показ потерянного человека, который находясь в воздухе, остался без Родины. Идея «Терминала» — ожидание человека может побороть все трудности на пути, ведь человек приспосабливается ко всему, главное дождаться и не сдаваться.

Жанр киноленты «Мюнхен» — соединение политической, психологической и социальной драмы, также фильм включает в себя элементы исторического триллера. Тема киноработы — вражда между Израилем и Палестиной из-за территорий. Идей является патриотизм европейского народа, который основан на чувстве крови и родственности, и любой человек, который нанес обиду — будет наказан.

Стивен Спилберг вновь не отступает от классического линейного повествования, в котором ясно прописан сюжет, и фильмы вновь имеют коммерческий успех и популярность у зрителей. «Терминал» имеет одну линию и медленно развивающийся сюжет. «Мюнхен» наоборот нагнетает сюжет до последнего кадра, постоянные убийства террористов в фильме еще больше накаляют обстановку.

В фильмах используется схема отношений протагониста и антагониста: начальник аэропорта — эмигрант, еврей — палестинец. Поэтому конфликтность героев имеет наивысший накал. По мнению К. Дэнсиджера, ясно прописанный сюжет и детализация мелочей имеет большой интерес у публики.

Персонажи фильмов имеют свою мечту. Например, Виктор Наворский в ленте «Терминал» мечтает взять автограф для отца, и вернутся на Родину, а Авнер в «Мюнхене» увидеть окончание кровопролитных конфликтов между народами и чтоб его семье ничего не угрожало [16, с. 123]. И герои фильмов пытаются осуществить мечту всеми им доступными способами.

Композиционная структура в кинолентах «Терминал» и «Мюнхен» все также базируется на одновременно линейном и центрированном повествовании. Непреодолимое желание героя достижения своей цели, несмотря на противостояния. Д. Раш отмечает, чтобы понять суть этой структуры, стоит разобраться, как работает сам сюжет. В «Терминале» — это история человека из выдуманного государства в Восточной Европе — Каракозии, прилетевшего в Нью-Йорк. Пока совершался перелет, на Родине Виктора произошел переворот и его паспорт стал не действительным. Он не имеет права въехать в США до разъяснения обстоятельств. Целый год он должен жить в терминале 67, пока в его родном государстве не закончится война. В фильме «Мюнхен» сюжет заключается в том, что агент МОССАД и его специальная группа выслеживает и с помощью разработанной методики уничтожает палестинских террористов, которые виновны в смерти израильских спортсменов в аэропорту Мюнхена после Олимпиады 1972 года.

Второй фильм также уделяет большое место психологическим аспектам, но уже другого характера. Психология терроризма (группа палестинцев организовывает теракт в мюнхенском аэропорте), психология геноцида и массовых убийств (одиннадцать спортсменов убиты одновременно), психология национализма (вечный вопрос между палестинцами и евреями чья территория Израильская земля), психология национальной идентичности (еврейский вопрос), психология национальной нетерпимости (вражеские отношения между Палестиной и Израилем)

Актерский состав «Терминала» — Том Хэнкс, Кетрин Зета-Джонс, Стэнли Туччи и Чи МакБрайд смогли показать, что человеческие возможности не ограничены, сила духа и разума может покорить весь мир. Операторская работа Януша Камински очень велика. К. Бэйли зачмечает, что съемки фактически производились в одном помещении, но смотрятся они совершенно по-разному в зависимости от художественных задач, поставленных режиссером. Композитор — Джон Уильямс, создал музыкальное сопровождение, которое полностью сочеталось с сюжетом.

В «Мюнхене» роли исполнили: Эрик Бана, Дэниел Крэйг, Киаран Хайндс и Матье Касовиц, которые доказали уникальность еврейского феномена, и смогли передать национальный характер своих героев. Вновь оператором стал Януш Каминский, который передал гнетущую и тягостную атмосферу фильма с помощью темных и мрачных тонов. Музыкальное сопровождение Джона Уильямса было на высшем уровне. Аутентичные мотивы мелодий и композиции на основе скрипки передали многолетние страдания еврейского народа.

Фильм «Терминал» не был номинирован не на одну премию. Лента «Мюнхен» была номинирована на премию «Оскар» в пяти номинациях, а именно: лучшая режиссура, монтаж, музыка к фильму, фильм и адаптированный сценарий, но в итоге не победила не в одной.

Подходя к выводу, следует отметить, что в фильмах «Терминал» и «Мюнхен» Стивен Спилберг уделил место типизации героя через призму психологизма. Многие психологические аспекты взаимоотношений людей находят место данных работах. Ленты затрагивают глобальные современные проблемы человечества такие как: одиночество, взаимопонимание, война, терроризм, национальная нетерпимость. Герои пытаются найти разрешения этих проблем своими методами. Темы и идеи данных произведений являются актуальными современному обществу. В фильмах показана мастерская работа режиссера, оператора и композитора, которые смогли создать целостные произведения.

2.3 Историческая линия в драмах «Амистад» и «Линкольн»

драма военный фильм

Исторические драмы или костюмированные фильмы изображают конкретные исторические эпохи, периоды, события и людей прошлого. Главная цель, преследуемая данными фильмами — показать реальных исторических деятелей в тех исторических условиях в которых он жил. Исторические драмы могут показывать жизнь одного человека, группы или целых поколений людей. Дэвид Селезник, Дэвид Лин, Лукино Висконти, Андрей Тарковский, Квентин Тарантино снимали свои кинофильмы в жанре исторической драмы. Стивен Спилберг снял фильмы «Амистад», «Линкольн», которые относятся к этому жанру кинематографа.

Фильм «Амистад» был снят в 1997 году. Кинолента основана на реальных событиях, а также романе Уильяма Оуэнса «Черный бунт». Роман рассказывает о борьбе за отмену рабства в Соединенных Штатах Америки В 40-х гг. XIX столетия. Происходит бунт против работорговцев на корабле «Амистад» (в переводе с испанского языка означает — Дружба).

Последний фильм Стивена Спилберга, который вышел 2012 году под названием «Линкольн». Основой киноленты стала книга Дориса Кернса Гудвина «Team of Rivals: The Political Genius Of Abraham Lincoln», права на экранизацию которой были куплены в 2001 году, когда книга была опубликована лишь в 2005 году. В ней рассказывается о жизни и политической деятельности шестнадцатого президента США.

В работе «Амистад» режиссер показывает преимущественно темное время суток или использует затемненные съемки, показывая тем сам тяжелое положение рабов. Масштабные съемки корабля и массовые скидывания рабов в океан лишь усиливает эффект беспомощности рабов перед владыками мира. В. Рокотов утверждает, что в «Линкольне» Стивен Спилберг продолжил работу с затемненными съемками, уменьшил масштабность и сконцентрировался на детализации мелочей. Фильм создает эффект исторического документа, где главной целью являются не художественные задачи, а показ правдивых исторических фактов.

В фильмах «Амистад» и «Линкольн» Стивен Спилберг является рассказчиком, главной задачей которого удержать внимание зрителей любой ценой. Эти фильмы будоражат, погружают в раздумья, заставляют наблюдать за героями и их жизненным путем. Несмотря что в этих киноработах есть персонажи президентов США (Мартина Ван Бюрена и Аврама Линкольна) С. Спилберг показывает их как самых обыкновенных людей со своими заботами слабостями и недостатками [13, с. 103 — 121].

Режиссер любит ставить своих героев перед выбором, и решение которые тот примет, высветит значимые для него ценности. Чаще всего они выбирают глубоко человеческие, а не материальные ценности, чем они утверждают собственную гуманность. Преимущественно идет борьба за ценность жизни, каждого человека. Именно такой выбор в пользу человеческих ценностей содействует идентификации с главными героями.

Режиссер в работах «Амистад» и «Линкольн» снова отдает предпочтение классическому линейному повествованию. Данное повествование начинается с того, что нам предоставляется целеустремленный персонаж в некий кризисный момент истории (в случае этих фильмах назревании и в момент гражданской войны).

Герои встречаются с трудностями, которые предусмотрены сюжетом или действиями антигероя. Они прорываются вперед, преодолевая некий поворотный пункт первого акта, за которым последует открытое повествование.

Во втором акте под названием конфронтации, действие становится интенсивнее, и вторичный сюжет становится более весомым. Второй акт заканчивается на второй кульминационной точке, на событии, которое заставляет главного героя совершить выбор. После чего наш персонаж вступает в третий акт, чем приближается к развязке и его усилия выходят на новый уровень. По мнению Д. Раша наступают две развязки — основного сюжета и вторичного сюжета. В результате герой или достигает поставленной цели, или не достигает ее. В этом пожалуй и состоит суть линейного повествования.

Моментами, которые укрепляют композицию произведения являются критический момент, на котором мы входим в данную историю и развязка сюжета. В «Амистаде» начинается в момент разгара бунта рабов на корабле, а в «Линкольне» — идет кровопролитная гражданская война между Югом и Севером. В конце «Амистада», Синке оправдан, а практика рабовладения дискредитирована, в «Линкольне» также принимается долгожданная поправка запрещающая рабство к Конституции через палату представителей и мятежники конфедераты отступают.

Жанр фильма «Амистад» — историческая драма. Темой данного произведения является борьба против рабства. Идея — каждый человек имеет право на свободу. Жанр киноленты «Линкольн» — историко-биографическая драма с политическим подтекстом. Тема киноработы — жизнь и деятельность шестнадцатого президента Аврама Линкольна, который боролся против рабства. Идея фильма заключается в равенстве всех людей, все рожденные обладают правом на свободу жизни.

С. Спилберг вновь прибегает к системе противоположности характеров в этих кинолентах — это рабовладелец и рабы в сочетании с политиками и обычными гражданами. Герои как обычно ориентированы на достижение своих целей любыми средствами[]. В «Амистаде» раб Синке возвращается на Родину в Серра-Леоне, в «Линкольне» президент А. Линкольн добивается долгожданной поправки к Конституции.

Композиция сюжета основывается линейно-центрированном повествовании, как было уже отмечено выше. В фильме «Амистад» сюжет заключается в невероятном путешествие рабов из Африки, которые захватывают во время бунта работорговый корабль «Амистад» и пытаются вернутся на Родину, но власти арестовывают корабль и отправляют его в США, глее начинается борьба рабов за свои права и свободы. Биографическая лента «Линкольн» имеет сюжет поэтапной борьбы Аврама Линкольна за равноправие среди населения и вклад шестнадцатого президента США в победу северян во время гражданской войны.

Обе киноленты относятся к историческому жанру и имеют четкую историческую линию [17, с.45]. Показываются реальные государственные деятели Соединенных Штатов Америки. С. Кудрявцев отмечает, что именно достоверные даты и события подчеркивают историзм данных фильмов. В лентах «Амистад» и «Линкольн» показаны всевозможные источники того времени (географические карты, предметы быта, мебель, оружие, одежда), установлена последовательность событий, объективность показанных на экранах фактов и сделаны выводы о причинах данных событий.

Актерский состав «Амистада» — Морган Фриман, Найджел Хоуторн, Энтони Хопкинс, Джимон Хонсу и Мэтью Макконехи продемонстрировали тонкую актерскую игру, которая раскрыла полностью, поставленные режиссером задачи. Оператор Януш Камински создал целостное, эпическое произведение, длинные панорамы моря и горизонта, вызывали ощущения эффекта присутствия. Музыкальное сопровождение композитора Джона Уильямса соединило в себе уникальные африканские национальные мотивы с классической музыкой.

В кинопроизведении «Линкольн» роли исполняли — Дэниэл Дэй-Льюис, Салли Филд, Дэвид Стрэйрн, Джозеф Гордон-Левитт и Томми Ли Джонс, которые с помощью актерской игра правдиво и достоверно передали историческую атмосферу того времени.

Фильм «Амистад» был номинирован на премию «Оскар» в четырех номинациях: лучший актер второго плана, операторская работа, художник по костюмам и композитор, но не одержал победы ни водной из выше перечисленных номинациях. Кинолента «Линкольн» имела больше номинаций на престижную кинопремию «Оскар» — двенадцать, но победу одержала лишь в двух, а именно: лучшая мужская роль и работа художника.

Таким образом, фильмы «Амистад» и «Линкольн» пронизаны исторической линией. Жанры фильмов имеют не большое различие, если первый включает в себя историю в общем виде, то второй основывается на биографической основе выдающееся личности истории США. Киноленты затрагивают важные проблемы истории человечества, такие как войны и мира, равноправия всех граждан, открытые дипломатических отношения между государствами. Совместная работа режиссера, оператора и композитора доказала еще раз уникальность единства и целостности кинопроизведений.

ВЫВОДЫ

Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Рассмотрев теоретико-исторические аспекты жанра драмы, мы удостоверились, что данный жанр — это уникальное явление в искусстве, которое имеет глубокие корни, уходящие в историю Древнего мира. Основными тенденциями развития драмы в Античный период были религиозность представлений, политизация сюжетов и зависимость тематики от зажиточных сословий общества и наигранность актеров.

Примечательно, что зарождение самого слова «драма» произошло от слова «дромена»- показывать, то есть сама по себе первая, еще не достаточно «спелая» драма уже включала в себя действия. То же самое можно сказать и про трагедию — «трагодию» как её тогда называли, комедию — «шествие песен». Эти слова не только похожи по звучанию, но и зачастую сродни самим действиям. На этапе своего развития они не терялись, а наоборот, приобретали более светский характер. Организация театральных представлений уже в те времена подразумевала наличие действия и взаимоотношения между героями. И именно это было толчком к появлению и развитию жанра драмы.

На смену рабовладельческому обществу пришло феодальное, которое создало свою собственную драму, но за время своей многовековой революции он не раз обращается к усвоению и переработке того, что было оставлено в эпоху античности. Глубокое и плодовитое усвоение драмы Античности выражается и в эпоху Возрождения, где творцы обращались и вдохновлялись произведениями Эсхила, Софокла, Еврипида.

Выделяя главные особенности становления драмы как жанра в Европе, мы заметили, что становление драмы происходит в Средневековье и становится промежуточным этапом, которой способствует возникновению усовершенствованной драмы эпохи Возрождения. Также в этот период в развитых странах Европы происходит зарождение национальных школ драмы. В Англии, Франции, Германии, Италии и Испании появляются новые виды драм, которые тесно были связаны с политическим положением страны.

Ознакомившись с закономерностями драматического жанра в киноискусстве, мы убедились, что драма в кинематографе качественно отличается от литературной или театральной драмы. Драматургия в кино имеет нарастающею авторскою активность, что заставляет переосмыслить проблемы субъектно-объектной организации драмы. показать особенными формами выражение авторского сознания. Стоит отметить, что кинодрама имеет три основных разновидности: мелодрама, психологическая и лирическая драма. Система жанров в киноискусстве в целом позаимствована из литературы, но при этом нельзя сказать, что литературные и кинематографические жанры идентичны, поскольку у кино свои способы воздействия на зрителя и построения произведения в целом. Общей их особенностью является динамическое развитие конфликта в сюжете, упор на действие.

На сегодняшний день, мир кино знает многих талантливых режиссеров, одним из которых является Стивен Спилберг. Его фильмы смотрели или хотя бы слышали про них почти все. Так как они наполнены особой атмосферой правды жизни. Стивен Спилберг пришел в кинематограф в 1959 году, а уже в 1975 году обрел мировую известность с работой «Челюсти». С того времени он ежегодно пополняет своими фильмами сокровищницу мирового киноискусства. Долгое время он работал в жанре фантастики, но в 90-х годах ХХ столетия начал работать совершенно новом жанре для себя — драме. Проанализировав фильмы Стивена Спилберга и установив их жанровую принадлежность мы пришли к выводу, что «Империя Солнца», «Список Шиндлера», «Спасение рядового Райна», «Терминал», «Мюнхен», «Амистад» и «Линкольн», пользуются успехом, как среди зрителей, так и среди критиков. Они поднимают вопросы о вечном и показывают злободневные проблемы человечества. Герои фильмов обычные люди, которые стремятся найти свое счастье несмотря не на какие преграды. Режиссер работал в разных видах драмы, а именно в военных, исторических, биографических, социальных и психологических. Главной целью которых было, добиться сочувствия от зрителей и дать понять им же что такое ценность человеческой жизни.

Стивен Спилберг внес огромный вклад в историю не только американского, но и мирового кинематографа и стал известнейшим и влиятельным режиссером всех времен и народов благодаря своим драматическим фильмам.

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что жанр драма является одним из популярных и распространенных жанров в литературе, театре и кинематографе и многие деятели искусства (в том числе и Стивен Спилберг) создавали в этом жанре многие свои работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/janr-kino-drama/

1.Арто А. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%BE,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD> Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра <http://teatr-lib.ru/Library/Artod/Doubl/> / Сост. и вст. ст. В. И. Максимова, Комм. В. И. Максимова и А. Ю. Зубкова. — СПб., М.: Симпозиум, 2000. — С. 99-103. — 443 с.

  • Головня В. В. История античного театра. / В. В. Головня. — М.;
  • Искусство, 1992.
  • Агеев, В. Семиотика театра, кино и телевидения. // Семиотика / В. Агеев. — М.: Весь мир, 2002. — С. 123-137.
  • Зингерман Б.

И. Очерки истории драмы ХХ века. / Б. И. Зингерман. — М,1999.

  • Менегетти Антонио. Кино, театр, бессознательное. / А. Менегетти. — Том 1. / Пер. с итальянского ННБФ «Онтопсихология». — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. — 384 с.
  • Погребная Я.

В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/pogrebnaya-srednie-veka/index.htm.

  • Соколова Н. П. История и теория кино / Н. П. Соколова — Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. — 240 с.
  • Баженова Л.

М., Некрасова Л. М. Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка / Л. М. Баженова, Л. М. Некрасова. — Спб.: Питер, 2008. — 432 с.

  • Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// ramafond.ru/uchebniki-kinodramaturgii.htm.
  • Пронин В.

А. Теория жанров. Алгебра и гармония жанра <http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook005/01/index.html ?part-001.htm>. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// textfighter.org/raznoe/Literat/Pronin/pronin_va_teoriya_ janrov.php.

  • Добротворский, С. Ужас и страх в конце тысячелетия: очерк экранной эволюции // Кино на ощупь: сб. ст. 1990-1997 / С. Добротворский. — СПб.: Сеанс, 2005. — С. 58-75.
  • Эпштейн Э.

Экономика Голливуда. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3902244.

  • Дэнсиджер К., Раш Д. Нарратив и антинарратив. Два Стивена: Спилберг и Содерберг // Искусство кино. — 2011. — №12. с. 103 — 121.
  • Миняев, В.

Стивен Спилберг и его мастерская / В. Миняев, Франк Шнелле. — М.: Панорама, 2000. — 325 с.: ил. — (Мир кино).

  • Тынянов, Ю.Н. Об основах кино / Ю.Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. [Электронный ресурс] — Режим доступа: <http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/file/Teoriya_kino/Tinyanov_ob_osnovah.html >.
  • Изволов, Н.

Феномен кино: история и теория / Н. Изволов. — 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Материк, 2005. — 164 с., ил.

  • Агафонова, Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н.А. Агафонова. — Минск: Тесей, 2008. — 392 с.
  • Филиппов, С.

Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. Филиппов. — М.: Клуб «Альма Анима», 2006. — 208 с.

100 великих режиссеров. / Авт.-сост. Мусский И. А. — М.: Вече, 2004. — 480с.

  • Рокотов В. Голливуд. От «Унесенних ветром» до «Титаника» / В. Рокотов. — М.,2001.