Изменение парадигмы образования
Происходящее в настоящее время изменение парадигмы образования существенно и неизбежно корректирует образовательную практику. Не претендуя на детальный анализ ситуации, можно, по нашему мнению, выделить две основные тенденции развития.
Личностно-развивающий аспект образования
Во-первых, нарастает личностно-развивающий аспект образования. Это означает, что статус учащегося как субъекта образовательного процесса повышается до равноправного участника и возможно далее, в зависимости от его мотивации и достигнутых результатов. При этом статус преподавателя также меняется кардинально.
Он перестает быть эксклюзивным источником информации и верховным арбитром. Теперь его функции связаны с организацией и поддержкой самостоятельной когнитивной деятельности учащихся, своего общения с ними и каждым из них, а также коллективной учебной работы учащихся. Изменение ролевой функции преподавателя влечет за собой расширение списка необходимых ему ключевых компетенций.
В частности, требуются понимание закономерностей когнитивной психологии, владение навыками педагогического проектирования и достаточное компьютерное мастерство. Последнее связано со второй тенденцией — активным внедрением современных инфокоммуникативных технологий (ИКТ) в образовательную среду.
Активное внедрение современных ИКТ
Активное внедрение современных инфокоммуникативных технологий (ИКТ) в образовательную среду является второй тенденцией изменения парадигмы образования.
Это означает, что использование современных информационных и коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Преподаватели должны обладать достаточным компьютерным мастерством и уметь эффективно использовать ИКТ в своей педагогической деятельности.
Внедрение ИКТ позволяет создавать интерактивные учебные материалы, проводить дистанционные занятия, обеспечивать доступ к актуальной информации и ресурсам, а также развивать навыки работы с современными технологиями у учащихся.
В целом, изменение парадигмы образования требует от преподавателей и учащихся адаптации к новым условиям и развитию соответствующих компетенций, связанных с личностно-развивающим аспектом образования и использованием современных ИКТ.
Использование инфокоммуникационных технологий в обучении русскому языку
В современном мире все более актуальными становятся вопросы, связанные с использованием инфокоммуникационных технологий в учебном процессе, потому что именно они создают принципиально новые возможности получения человеком знаний. Действительно, применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. Обучение русскому языку – именно та область, где использование информационных и коммуникационных технологий может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием информационных и коммуникационных технологий повышает темп урока, а главное, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. На уроках русского языка с помощью информационных и коммуникационных технологий можно организовать выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять, например, в таблицах и правилах нужную букву можно делать большего размера, чем остальные.
Оптимальная модель народного образования. «роль образования ...
... страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не ... знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информационного общества, становлении информационной цивилизации. Информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактором», ...
Преимущества закрепления материала с использованием информационных технологий
Необходимость закрепления материала обусловлена свойствами психики. Как известно, для глубокого и прочного усвоения знания недостаточно однократного его восприятия, необходимо восприятие повторить и посредством этого яснее осознать и прочнее усвоить. Значение закрепления объясненных новых знаний состоит в том, что это проверочное воспроизведение материала дает возможность убедиться в том, в какой степени и с какой полнотой произошло усвоение того, что объяснялось.
Роль информационных технологий в учебном процессе
Современное общество находится на таком этапе развития, когда дети с самого раннего возраста пассивно получают информацию из разных источников. По мере взросления детей информация накапливается, поэтому, достигая школьного возраста, ребенок нуждается в новых знаниях и новой информации. Низкая мотивация учения — одна из главных проблем современной школы.
Роль Телекоммуникаций в Образовании
В настоящее время телекоммуникационные технологии проникли практически во все сферы образовательной деятельности. С одной стороны, это связано с постоянным расширением возможностей сети Интернет, ее сервисов, размещенной с ее помощью информации, значимой с точки зрения образования. С другой стороны, современные средства телекоммуникаций, используемые в процессе подготовки школьников и студентов, делают возможным появление новых форм обучения, без которых становится невозможным решение постоянно расширяющегося спектра задач, стоящих перед образованием.
Профильное Обучение для Старшеклассников
Очевидно, что одной из возможных областей эффективного применения Интернет-технологий в общем среднем образовании может стать внедряемое профильное обучение старшеклассников. Благодаря таким технологиям к обучению школьников в рамках достаточно узких профильных направлений подготовки могут быть привлечены специалисты-профессионалы, которыми, по вполне понятным причинам, каждая школа обладать не может. И это лишь один из возможных аргументов, говорящих о необходимости создания и внедрения системы профильного обучения школьников с использованием Интернет-технологий.
«Мультимедийные технологии в обучении»
... графики, звукового сопровождения, видео, анимации. При использовании мультимедийных средств в открытом образовании существенно ... Понятие о мультимедиа технологиях Мультимедиа (multimedia) ─ это «современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в ... д.). Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных ...
Исследовательский Проект «Обучение с использованием Интернет»
Для создания такой системы необходима многолетняя научно-исследовательская и практическая деятельность, в ходе которой были бы решены вопросы отбора содержания образования, создания необходимых методов обучения, разработки технических и программных средств, их содержательного наполнения, подготовки необходимых специалистов, формирования критериев отбора школьников для обучения по каждому профильному направлению и многие другие вопросы. Часть подобных проблем призван разрешить экспериментальный исследовательский проект «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне,» реализуемый в семи пилотных регионах Российской Федерации по заказу Национального фонда подготовки кадров.
Цель Проекта и Его Значение
Основной целью реализации проекта является предоставление учащимся старших классов общеобразовательной школы доступа к качественному образованию, обеспечение школьникам возможности изучения выбранных ими общеобразовательных дисциплин на профильном уровне с использованием сервисов, ресурсов и технологий Интернет.
Таким образом, использование телекоммуникационных технологий в образовании открывает новые перспективы для обучения студентов и старшеклассников, обеспечивая доступ к качественному образованию и расширяя возможности профильного обучения.
Использование информационных технологий в учебном процессе
В современном обществе обучение с использованием информационных технологий (ИТ) пользуется особой популярностью среди детей. Это связано с тем, что использование технологий делает усвоение учебного материала более интересным для большинства учащихся, особенно из коррекционно-развивающих классов, у которых часто присутствует рассеянное внимание.
Одной из примечательных особенностей уроков с использованием информационных технологий является то, что учащиеся способны концентрировать своё внимание на учебном материале без посторонней помощи. На экране учащиеся видят задание, пошагово составляют кластер и имеют возможность оценить правильность своих ответов.
Возможности информационных технологий в образовании
Современное общество ставит перед учителями новые задачи, в том числе развитие личностно значимых качеств у школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же рассматриваются не как цель, а как способ развития личности. Современные информационные технологии (ИКТ) предоставляют богатейшие возможности для достижения этой цели.
Возможности ИКТ в образовании включают:
- Создание открытой системы образования, обеспечивающей каждому школьнику собственную траекторию обучения.
- Коренное изменение организации процесса обучения учащихся, формирование у них системного мышления.
- Рациональную организацию познавательной деятельности школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
- Использование компьютеров с целью индивидуализации учебного процесса и обращение к принципиально новым познавательным средствам.
- Охватывание обучением одновременно значительного количества учащихся, обеспечивая высокое качество подготовки.
- Применение в практической деятельности приобретаемых знаний и навыков по мере их освоения.
Использование информационных технологий в учебном процессе открывает новые перспективы для развития личности школьников и позволяет более эффективно реализовывать цели образования.
Обучение сочинению-рассуждению учебно-методический материал по русскому языку
... что… Подведение итогов урока. Предлагаем учащимся дома написать сочинение-рассуждение по статье В.Чивилихина. Это примерный текст сочинения-рассуждения: Каждый день мы пользуемся водой. Но, готовя, ... разных наук; термин – слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное понятие; риторическое восклицание – стилистическая фигура, играющая роль усиления эмоционального восприятия; ...
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Их эффективное внедрение позволяет последовательно отслеживать уровень знаний и приобретенных навыков учащихся. При этом ИКТ приносят целый ряд значимых выгод.
-
Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса.
-
Многоаспектное развитие школьника.
-
Подготовка выпускников школы к жизни в условиях информационного общества.
-
Реализация социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Первоочередным условием для успешного использования средств ИКТ на уроках русского языка является высокая техническая оснащенность школы и готовность учителя применять инновации в учебно-воспитательном процессе. Учащиеся, в свою очередь, давно готовы к нововведениям, так как компьютеры и телекоммуникации стали неотъемлемой частью их жизни, используя их как для учебы, так и для отдыха и развлечений.
У современных учителей русского языка и литературы есть доступ к разнообразным программным и аппаратным средствам, которые обеспечивают сбор, накопление, сохранение и обработку информации, а также предоставляют доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей. Однако важно уметь отличать действительно качественные и удобные информационные продукты, которые позволяют отслеживать результативность их применения.
Сегодня в распоряжении учителей есть образовательные программы на CD-дисках с тренажерами, моделирующими тесты и тренировочными упражнениями. Учащиеся проявляют живой интерес к работе на компьютерах с такими обучающими дисками, что целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе. Это также способствует усилению мотивации к обучению русскому языку, даже у тех, кто ранее был равнодушен к этому предмету и обладал навыками компьютерного владения на уровне продвинутого пользователя.
Изменения также затрагивают организационные модели учебного взаимодействия обучающихся и учителей. В условиях информатизации образования необходимо активно использовать ИКТ, чтобы обеспечить качественное и современное обучение.
В области образования существуют различные модели коммуникации. Одной из них является классно-урочная модель, которая предполагает коммуникацию между учителем и учениками в рамках учебного процесса. Еще одной распространенной моделью является проектно-групповая модель, основанная на сотрудничестве и взаимодействии учащихся в рамках проектных задач. Также существует модель индивидуальной деятельности, ориентированная на самостоятельную работу учащегося.
Обучение первоначальным навыкам игры на классической гитаре
... - педагогические возможности работы над развитием первоначальных навыков игры на гитаре. Цель исследования - обобщить опыт обучения игре на гитаре и разработать практические рекомендации воспитания учащихся младших классов ДМШ ... по данным смотра работы преподавателей ДМШ и ДШИ по классу классической гитары, который в 2007 учебном году проводился в Москве, в классе гитары работают 40% преподавателей ...
Изучение коммуникации в образовании включает в себя исследование различных способов общения, как межличностного, так и группового. В классе акцентируется внимание на вербальной и невербальной коммуникации. Особое внимание уделяется трудностям коммуникации, таким как коммуникативное понимание, проблемы восприятия на слух и недостаток навыков самовыражения.
С каждым годом все больше учителей включают в свою работу средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Они создают слайдовые презентации, видеоклипы, методические материалы, наглядные пособия и другие средства для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.
Использование программ, таких как Microsoft Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher, позволяет учителям создавать информационные продукты и электронные пособия для оптимизации подготовки учебных занятий и внеклассных мероприятий. Также возникает потребность в создании общегородского информационного банка данных для электронных пособий, чтобы делиться передовым педагогическим опытом креативных и творческих учителей.
Сочетание средств ИКТ и живого общения в классе, а также профессионализм учителя могут способствовать развитию высококультурного и просвещенного общества.
Электронные книги
Электронные учебники-самоучители по своей природе не отвечают целям и задачам организованного обучения в условиях вуза и школы. Концептуально ориентированные на индивидуального пользователя, они не могут стать полноценным средством взаимодействия субъектов учебного процесса.
Анализ результатов опроса учителей дает все основания говорить о том, что при использовании в практике преподавания подобных средств обучения педагоги ощущают определенный дискомфорт от отведенной им пассивной роли. Не случайно в отзывах учителей на существующие электронные учебники и пособия содержатся предложения по развитию среды электронного учебника, суть которых – стремление к интеграции с новым средством обучения.
В новый продукт фирмы «1С» «1С:Школа. Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6» заложена идея взаимодействия всех субъектов учебного процесса: его центральным звеном является не гипертекстовая статья, а «виртуальный урок», который представляет собой компьютерную имитацию учебного занятия (урока, семинара, лекции) с использованием совокупности средств мультимедиа. Активными участниками такого урока являются педагогические агенты (виртуальные учитель и ученики), а также реальные пользователи – педагог и класс.
Разработанный комплекс ориентирован на предметные и интеллектуальные цели обучения, обозначенные в государственных стандартах по русскому языку, и предлагает эффективные пути для их реализации. Для достижения поставленных целей и получения соответствующих им предметных и интеллектуальных результатов система обучения базируется на принципах:
- Активного взаимодействия участников учебного процесса;
- Использования средств мультимедиа для повышения интерактивности;
- Интеграции новых технологий в учебный процесс;
- Ориентации на предметные и интеллектуальные результаты обучения.
Инновационные технологии обучения
Инновационные технологии обучения ориентированы на эффективную реализацию главных психолого-педагогических принципов новой, перспективной образовательной системы. Они позволяют с высокой степенью наглядности и продуктивности организовать учебный процесс в проблемно-диалогическом ключе на всех этапах урока:
Учебно-исследовательская работа «Электронный мусор» ...
... энциклопедий, различных печатных изданий, интернета. Задачи исследования: - различные виды электронного мусора; - изучение проблемы загрязнения окружающей среды электронными отходами; - информирование окружающих о ... и взрослых. ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРОННЫЙ МУСОР? Электронный мусор – это электронные устройства, которые оказываются на помойке или в переработке. Электронным устройством считается любое ...
- Постановка проблемы
- Актуализация знаний
- «Открытие» новых знаний учениками
- Закрепление
- Текущий и итоговый контроль
Основой обучения являются проблемные объяснения, образцы рассуждения при коллективном обсуждении и решении проблемной задачи. Эти элементы становятся стимулами для участия в дискуссии и порождения собственного высказывания на заданную и свободную темы.
Учебные и информационно-справочные компоненты
Учебные и информационно-справочные компоненты включают массивы теоретических и практических материалов для обеспечения работы по всем темам и разделам школьного курса морфологии. Они учитывают возможный выход за пределы школьной программы, особенно для школ с углубленным изучением предмета.
Вариативность представления материала
Вариативность представления материала одной и той же темы реализована на разных уровнях. Это включает:
- Текстовое описание
- Совокупность практических задач и модели их решения
- Представление изучаемых явлений на основе базы данных однотипных языковых единиц
- Статичные и динамичные схемы
- Интерактивные многоуровневые таблицы
Это позволяет предъявлять материал и работать с ним с учетом уровня учащихся и их когнитивных стилей усвоения.
Концептуальная ориентация на индивидуальную и коллективную проектную деятельность
Учащиеся, предоставленные разнообразные задачи в области обучения русскому языку, могут находить решения через творческие задания, направленные на организацию учебных исследований. Этот подход позволяет эффективно учесть особенности образовательных стандартов, которые включают в себя не только теоретические знания, но и практические умения.
Умение извлекать информацию из различных источников
Комплекс учебных материалов учитывает важное практическое умение — способность извлекать информацию из различных источников. Учащиеся обучаются не только анализу текстов, но и работе с разнообразными информационными носителями, включая электронные ресурсы и лингвистические словари.
Использование современных информационных технологий
Комплекс направлен на развитие навыков работы с современными информационными технологиями. Учащиеся осваивают навыки поиска информации в интернете и работу с компьютерными ресурсами, что считается важной частью их образования.
Сбалансированный подход между теорией и практикой
Особенностью школьного курса русского языка является его практическая направленность, с уклоном в теоретические знания. Комплекс материалов поддерживает этот баланс, предоставляя уроки и практикумы для развития навыков общения на русском языке, а также грамматические материалы для углубленного изучения языковых правил и концепций.
Компенсация несоответствия
Авторы этого комплекса материалов сумели компенсировать несоответствие средств обучения и требованиям коммуникативного подхода к обучению русскому языку. Этот комплекс предоставляет необходимые инструменты для эффективного обучения, исключая пропуски в современных средствах обучения.
Методика обучения работе над м в жанре статья по русскому языку
... учащихся выражать своё отношение к автору произведения, герою, лишают их возможности превратить сочинение в пересказ учебника или компиляцию из заученных фраз. Теория и методика обучения написанию ... язык ? Сочинения в жанре эссе дают мощный толчок работе воображения. Разбуженное воображение рождает яркие видения, которые оживляют образу произведения, помогают читающему дорисовывать характеры и ...
Использование электронных учебников
На уроках и факультативах по русскому языку и литературе, а также во внеурочное время, широко используются электронные учебники. Среди них популярны такие ресурсы, как «Русский язык. 1С Репетитор», «Школьный курс русского языка», «Школьный курс литературы», и др.
Дидактические задачи, решаемые с помощью электронных учебников
- Поддержка учебного процесса.
- Современные методы обучения.
- Легкий доступ к обширным объемам информации.
Электронные учебники помогают решить множество дидактических задач, обогатить уроки и факультативы современными ресурсами и сделать обучение более интересным и эффективным.
Использование мультимедийных презентаций в образовании
Модерное образование требует от учащихся не только усвоения базовых знаний по предмету, но и развития целого спектра навыков, которые способствуют успешной учебной деятельности. Один из способов достижения этой цели — использование мультимедийных технологий в образовательном процессе.
Систематизация и усвоение знаний
Мультимедийные презентации позволяют систематизировать усвоенные знания и представить их в форме легко усвояемой информации. Интерактивность и визуальные элементы таких презентаций делают учебный материал более доступным и запоминающимся для учащихся.
Создание атмосферы экзамена
Важной частью подготовки к экзаменам является психологическая атмосфера. Мультимедийные презентации могут помочь сделать этот процесс менее стрессовым, предоставляя структурированный и наглядный материал для повторения и обучения.
Тренировка на каверзные вопросы
Чтобы успешно справиться с экзаменом, необходимо тренироваться отвечать на наиболее сложные вопросы. Мультимедийные презентации могут включать в себя разнообразные тестовые задания и сценарии, позволяя учащимся отточить свои навыки.
Формирование навыков самостоятельной работы
Использование мультимедийных технологий также способствует формированию навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Учащиеся могут изучать презентации вне урока, что развивает их способность к самоконтролю и мотивацию к учению в целом.
Удобная образовательная среда
Мультимедийные презентации обеспечивают удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации. Они способствуют активизации учебного процесса и формированию общеучебных навыков.
Повышение качества обучения
Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы позволяет интенсифицировать деятельность как учителя, так и ученика. Онлайн-ресурсы и интерактивные элементы презентаций делают обучение более интересным и эффективным.
Формирование системы мыслеобразов
Представление учебного материала в виде мультимедийных презентаций способствует формированию системы мыслеобразов у учащихся. Информация, представленная в виде опорных образов, легче усваивается и сохраняется в памяти учеников.
Итак, использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы не только укрепляет знания учащихся, но и развивает целый спектр навыков, необходимых для успешного обучения и самостоятельной работы.
Исследовательская работа «образ ласточки» учащихся (10 класс)
... добычу в воздухе. На теле ласточек могут паразитировать блохи, клещи. Интересные факты В рассказе про ласточку для 1 класса «Перелётные птицы» говорится, что ... 14−16 дней высиживают яйца. Чем старше становится самка, тем больше яиц она может отложить. В первый раз она ... см. Коротко о разновидностях Длительность жизни небольшая — в среднем 4 года, но может достигать возраста 8 лет. Всего в окружающем ...
Завершение
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовании становится все более актуальным и эффективным методом, способствующим повышению качества обучения и формированию у учащихся полезных навыков.
3. Для чего используется Интернет?
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернета в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по русскому языку и литературе в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без чёткого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:
— во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Творчество В.В.Маяковского» в 11 классе мною было дано задание найти материал о тайне смерти В.В.Маяковского. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данному вопросу.
— во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию. При изучении в 11 классе романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» мною было дано задание найти материал о роли библейских глав. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что данный вопрос вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие мнения учёных. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к проблеме.
— в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов.
Организация работы с ресурсами Интернет на уроке
Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны.
Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учитель русского языка и литературы полезные обзорные материалы может найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов или поисковые системы.
На серверах известных фирм и производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания русского языка и литературы. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебным материалом одновременно нескольким учащимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе.
Итоги использования Интернет-ресурсов в обучении
Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:
- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса,
- многоаспектное развитие школьника,
- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества,
- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Интернет-ориентированные педагогические технологии
В данном разделе перечислены некоторые технологии обучения, которые уже давно известны в системе очного обучения, но в последнее время в несколько измененном виде все чаще стали использоваться при дистанционном обучении.
Менторство (индивидуальное наставничество)
Сетевой ментор – профессионал в конкретной предметной области, который помогает учащемуся самостоятельно освоить тот или иной вопрос как в рамках учебной программы, так и вне ее (особенно, если речь идет об индивидуальной работе с талантливыми детьми).
Эта форма работы с учащимися идеально подходит для Интернета, поскольку при общении по электронной почте или в чатах учащиеся чувствуют себя более раскрепощенно, чем при личном очном общении со взрослым ментором. Отсроченная коммуникация позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них. Менторство заканчивается тогда, когда учащийся справляется с заданием или разбирается с темой.
Репетиция
Два участника группы совместно готовятся к итоговой презентации (представлению проекта, выступлению с докладом на конференции и т.п.).
Каждый из них подготовил свою собственную презентацию. Однако перед ними ставится новая задача – «проиграть» друг перед другом эти презентации, а затем обсудить их качество, задать друг другу как можно большее количество вопросов, пытаясь предугадать, какие ситуации могут возникнуть во время будущей официально запланированной презентации перед всей группой. После предварительного просмотра и обсуждения учащиеся корректируют свои материалы, помогают друг другу в их доработке (переработке).
При подобной форме работы учащиеся глубже вникают в суть изучаемого вопроса, заранее «проговаривают» весь материал презентации, что позволяет решить следующие задачи:
Друзья по переписке
Эффективное обучение через Интернет: формы совместной работы
Современные технологии превратили Интернет в незаменимый инструмент обучения, особенно в контексте изучения языков и гуманитарных дисциплин. Однако, чтобы добиться максимальной эффективности в обучении, необходимо правильно структурировать совместную работу учащихся. В данной статье рассмотрим несколько форм совместной работы, которые успешно применяются в образовательных процессах через Интернет.
Переписка по электронной почте и общение в чатах
Ставшая уже «классической» форма общения учащихся по Интернету, переписка по электронной почте и общение в чатах оказываются очень эффективными при изучении языков и общении с носителями языка. Однако, многолетний опыт преподавателей показал, что эта форма работы требует четкой структуры и контроля преподавателя.
Для того чтобы «друзьям по переписке» были поставлены конкретные задачи, и их деятельность вписывалась в определенный учебный курс, необходимо разработать план и темы для переписки. Такой подход делает переписку более продуктивной и структурированной.
Совместная творческая работа
Другой эффективной формой совместной работы является совместное творчество. Учащиеся получают одно творческое задание на двоих и начинают работу над ним в качестве соавторов. Это позволяет развивать творческие навыки и способствует более глубокому пониманию материала.
Преподаватель может предложить различные схемы совместной деятельности, но также важно давать учащимся свободу выбора, позволяя им сами определять, каким образом они будут работать в паре.
Рецензирование
Данная форма совместной работы учащихся предполагает обмен рецензиями на работы друг друга. Преподаватель может поставить перед двумя учащимися задачу: написать реферат, а затем обменяться этими работами и написать на них рецензию.
Рецензирование способствует развитию аналитических навыков и учит учащихся критически оценивать чужие работы, что является важным навыком в академической сфере.
Диспут
Диспут — это активная форма работы с учащимися, ориентированная на обсуждение актуальных проблем. Диспуты могут проводиться как асинхронно, с использованием форумов и списков рассылки, так и в режиме реального времени через телеконференции.
Для успешного проведения диспута необходимо тщательно планировать его проведение. Участники должны заранее ознакомиться с темой и изучить достаточное количество первоисточников, чтобы эффективно аргументировать свои точки зрения.
Итак, эффективное обучение через Интернет становится более доступным благодаря разнообразным формам совместной работы учащихся, которые способствуют более глубокому усвоению материала и развитию ключевых навыков.
Диспут
Диспут — это форма обсуждения определенной темы или вопроса программы обучения. Он может проводиться в форме видеоконференции или асинхронной конференции. В случае видеоконференции, участники или преподаватель выступают в прямом эфире. Асинхронный диспут предполагает написание выступления одним из участников или преподавателем, а затем публикацию его на конференции. Обсуждение проводится с участием координатора и обычно не превышает двух недель.
Диспут может быть объединен с ролевыми, индивидуальными или командными играми, что позволяет учащимся более активно взаимодействовать и участвовать в процессе обучения.
Доклад (презентация)
Доклад — это публичное сообщение, в котором подробно излагается определенная тема или вопрос программы. Доклад может быть представлен различными участниками обучения. При очном обучении докладчик и учебная группа находятся в одном месте, а при дистанционном обучении все присутствующие находятся на расстоянии друг от друга. В этом случае доклад проводится в виде телеконференции в режиме реального времени или может быть представлен в отсроченном режиме через размещение материалов на сайте Интернета. Такой формат позволяет учащимся более внимательно ознакомиться с материалами доклада и лучше усвоить новую информацию.
Проблемная лекция
Проблемная лекция — это форма лекции, которая активно применяется в условиях внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс. Она предполагает обсуждение перспективных технологий и проблем в рамках лекционного курса. Проблемные лекции часто используются в онлайн-образовании, где лекции и семинары являются основной формой обучения.
Проблемная лекция: ключевые аспекты
Проблемная лекция нацелена на представление учащимся какой-либо одной проблемы, которая считается наиболее важной в рамках учебного курса, концептуально значимой и актуальной. Эта лекция следует определенным правилам и структуре, включающей несколько этапов, каждый из которых играет важную роль в разрешении проблемной ситуации.
Этап 1: Формулирование проблемы и анализ
-
На первом этапе формулируется проблема, проводится анализ и устанавливаются рамки исследования. Это необходимо для ясного понимания сути проблемы и для определения направления исследования.
Этап 2: Актуализация проблемы и подготовка оснований
-
На втором этапе проблема актуализируется до уровня значимости для каждого учащегося, и готовятся опорные знания, необходимые для решения проблемы. Это помогает учащимся лучше взаимодействовать с материалом.
Этап 3: Сопоставление с нормой
-
Третий этап включает сопоставление результатов анализа ситуации с нормой, будь то концепция, теория или критерии. Это позволяет оценить, насколько проблема соответствует общим стандартам и требованиям.
Сотрудничество с экспертами
В рамках дистанционного обучения с использованием проблемного метода, метода проектов и кооперативного обучения, координаторы часто приглашают профессионалов в качестве экспертов. Эти эксперты играют важную роль в обучении, отвечая на вопросы учащихся, проводя «открытые уроки мастерства» или оценивая творческие проекты.
Координатор заранее информирует учащихся о предстоящей встрече с экспертом, указывая его имя, область профессиональных интересов и компетенций, а также время проведения встречи. Для экономии времени учащиеся готовят свои вопросы заранее и передают их через координатора эксперту. Эксперт анализирует вопросы и учитывает их при подготовке, что способствует более качественному взаимодействию и обучению.
Способы организации дистанционного обучения
Существует несколько моделей обучения, и одной из них является консультационная модель. Эта модель предоставляет студентам возможность получить консультации и помощь от экспертов, что обогащает образовательный процесс.
Основная модель обучения
Основной отличительной чертой данной модели является регулярное посещение студентом консультационного (учебного) центра. В центре студенты прослушивают лекции, встречаются с другими студентами и преподавателями, получают необходимые им разъяснения и результаты предыдущих работ. Преподаватели дают рекомендации о том, что необходимо выучить в ближайшее время, студенты приносят свои эссе и домашние задания. Оценки могут быть выставлены и сразу, но обычно результаты контроля объявляются в течение двух-трех недель. Учебный процесс контролируется в консультационном центре тьюторами.
Условия, необходимые для реализации данной модели:
-
- Студенты должны иметь время для регулярного посещения консультационного центра и достаточно средств для оплаты проезда к нему.
- Необходимым условием является наличие в центре тьюторов.
- Предполагается формирование группы студентов.
- Успех обучения зависит от мотивации.
-
Корреспондентское обучение
Модель корреспондентского обучения
В основе данной модели лежит процесс перманентного обмена между преподавателем и студентом учебными материалами, домашними заданиями и результатами выполнения их по почте или каким-то другим способом, без личного контакта. Студенты получают (по почте) учебные материалы, которые они должны изучить за определенный промежуток времени, задания, которые необходимо выполнить и вопросы, на которые необходимо ответить. Затем студент посылает все выполненные задания преподавателю и получает ответ, в котором содержится не только формальная оценка, но и анализ содержания ответов, рекомендации. Обмен информацией может происходить как по почте, так и по другим каналам связи: телефону, факсу, компьютерным сетям и так далее.
Необходимые условия для существования данной модели:
Модель регулируемого самообучения
Как и в консультационной модели, модель может быть дополнена личными встречами, отдельными лекциями (по выбору).
Учебные материалы должны быть хорошо структурированы.
-
Модель регулируемого самообучения
Основной характеристикой данной модели можно назвать большую самостоятельность студента, обладающего большой свободой выбора времени и места учебы, количества времени, затраченного на учебу, выбора даты начала изучения курса и экзамена. Обучение происходит с помощью заданий, вопросов и учебного материала (последний должен быть очень хорошо структурирован).
Качество усвоения знаний оценивается самим студентом с помощью вопросов с ключами.
Необходимыми условиями для этой модели являются следующие:
Эволюция организационных принципов и образования в ОУДО РФ под активным воздействием современных информационных технологий послужила признаком классификации ОУДО для авторов (Т.П. Воронина, В.П. Кашицина, О.П. Молчанова).
Ими выделены четыре модели ДО, которые представлены как этапы в развитии ДО. Это традиционное заочное, открытое, телеобразование, виртуальные классы и виртуальные университеты.
Открытая модель (обучение по типу Британского Открытого университета) рассматривается авторами как развитие заочного обучения с использованием средств новых информационных технологий, а модель телеобразования основывается на использовании телеконференций, которые могут быть и в реальном времени, являясь главной формой взаимодействия между преподавателем и обучающимися. При этом телеконференции могут проводится и между самими обучающимися. Это могут быть аудио-, аудиографические, видео- и компьютерные телеконференции.
По мнению авторов в модели виртуальных классов и университетов полностью реализуются те потенциальные возможности системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым с преподавателем и между собой на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа, которые замещают печатные тексты, аудио-видеопленки. В результате этого человек может получать обучение из многих источников. В этих моделях обучение осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения.
Все описанные выше модели достаточно полно описывают многообразие образовательных процессов ДО и технических средств, используемых для доставки и представления учебной информации, но в них не выделено основание классификации. Например, модель взаимодействия нескольких ОУДО для предоставления образовательных услуг не разведена моделью проведения учебного процесса обучения в конкретном образовательном учреждении. Однако эти модели можно взять за основу для анализа, обобщения и выработки типов моделей с учетом российской специфики.
4.1 Пять моделей организации образовательного процесса
4.1.1. «Кейс»-технология
После прохождения вступительных испытаний студент для проведения учебы получает набор (кейс, комплект) учебных материалов. Обычно формируется группа студентов, компактно проживающих в районе (хотя он может учиться по этой модели и автономно без контактов с другими обучающимися).
На установочном занятии по каждому предмету тьютор обьясняет, как работать с учебно-методическими пособиями, на что обращать внимание при изучении предмета, объясняет организацию самостоятельной работы, расписание и др. Затем периодически проводится консультирование и проверка тестов. Самостоятельная работа составляет основу учебного процесса. Завершается изучение предмета обычно заключительным занятием, на котором обсуждаются наиболее трудные вопросы, и проводится экзамен. Экзамены проводятся письменно в очной форме.
Основу комплекта средств обучения составляют бумажные (печатные) учебные пособия, которые могут дополняться аудиовидеоматериалами, компьютерными программами на CD или других носителях.
Образовательный процесс может происходить в базовом вузе или в Региональном Центре (РЦ), учебно-консультационном пункте (УКП), территориально удаленными от Центра. Для проведения учебного процесса преподаватели могут выезжать в РЦ (УКП) или для реализации учебного процесса могут готовиться тьюторы из числа преподавателей или специалистов, проживающих в регионе.
«Кейс»-технология напоминает схему заочного обучения. Видимые отличия заключаются в том, что разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки начала и окончания учебного процесса. По каждой дисциплине за студентом (группой студентов) закрепляется преподаватель-консультант (тьютор), который в обязательном порядке проходит сертификацию в базовом вузе и проводит со студентами занятия по индивидуальному, согласованному с администрацией вуза, графику.
Реальный процесс обучения (на примере ИДО МЭСИ, см. Приложение A. Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ)) включает в себя самостоятельное изучение под руководством тьютора и выполнение контрольных заданий. Продолжительность обучения по одному учебному курсу составляет 1-3 месяца в зависимости от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на изучение данного курса.
Процесс обучения начинается вводным однодневным семинаром, проводимым на территории регионального учебного центра по соответствующему учебному курсу. Очные встречи с тьютором происходят с периодичностью 1-2 раза в неделю. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с тьютором с помощью телефона, электронной почты и других возможных средств связи.
В процессе самостоятельной работы студент должен выполнять комплексные задания в виде теста, тренировочные задания и другие контрольные мероприятия.
Процесс обучения заканчивается итоговым однодневным семинаром проводимым на территории РЦ. Экзамен проводится в устной форме. В случае неудовлетворительной оценки учащийся может либо пересдать экзамен за дополнительную плату, либо пройти повторный курс обучения.
В учебном процессе используются: учебно-практические пособия, подготовленные в бумажном варианте специально для технологий ДО; учебный материал на аудиокассетах (для изучения английского языка); учебный материал на CD-ROM. (менеджмент, компьютер для начинающих).
Все эти средства укладываются компактно в кейс.
Как видно из описания «кейс»-технологии,– это хорошо известное заочное обучение.
По «кейс»-технологии с некоторыми вариациями обучаются, например, в Международном институте менеджмента «ЛИНК» (см. Приложение B. Международный институт менеджмента «ЛИНК»), МИЭП, МГИУ и др.
В данной схеме организации учебного процесса после оформления необходимых документов студент получает учебные материалы и к нему прикрепляется преподаватель, который консультирует и проверяет контрольные работы. Очные контакты не планируются. Основа информационного обмена чаще всего ложится на традиционную почту. При большом количестве студентов ввиду значительного объема документации в самом ОУДО оформление и мониторинг учебного процесса студентов автоматизирован.
Описываемая схема претерпела мало изменений от известного варианта, используемого за границей еще с 20-х годов и носящего название «по переписке» или «корреспондентское обучение». Отличие современной модели можно заметить в формировании комплекта средств обучения (включаются, кроме печатных учебных пособий, компьютерные программы, учебные пособия на аудио- и видеоносителях), а также использование телефона и других средств связи для дидактического и организационного взаимодействия студента с вузом. Модель в целом ориентирована на случаи, когда в месте обучения студента отсутствуют телекоммуникации. Временной график обучения гибкий и согласовывается с ОУДО. Итоговая аттестация может происходить очно или вообще без реального присутствия студента в Центре ДО.
Таким образом, в основе данной модели лежит процесс постоянного обмена по почте или каким-то другим способом между преподавателем и студентом учебными материалами, выполненными заданиями, рекомендациями и замечаниями преподавателя и т.д.
Описываемая модель обучения применяется в Европейской школе корреспондентского обучения (ЕШКО) (см. Приложение D. Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО)), Тантале (см. Приложение E. Российский гуманитарно-технический колледж и Русский институт управления «Тантал»), Центре обучения Хаббарда.
Основа трансляционной модели – применение телекоммуникации, аудио- и видеозаписи (радио и телевидения).
Условно ее можно назвать радиотелевизионной. Для доставки к обучающемуся учебно-методической информации могут использоваться телевидение, радио, радиотрансляционные городские сети. Используя эти системы и средства, проводятся установочные занятия, лекции. Консультации, экзамены и другие организационные формы занятий реализуются обычно в очной форме. Для доставки материалов, представленных в электронном варианте, в России находит применение система ТВ-информ, планируется применение вещательной системы «радиотекст» ОТИК и радиотрансляционная система СИВКА.
Типичная организация ДО при такой модели включает в себя обычно характерные моменты:
-
лекционную форму обучения по радиовещанию или телевидению;
-
самоподготовку по учебным пособиям и дополнительной литературе в соответствии с утвержденной программой, а также консультации по предложенному учебному курсу;
-
написание контрольных работ, а также дипломной работы;
-
мониторинг образовательного процесса, заключающийся в оценке письменных работ и тестирование;
-
итоговый контроль.
-
Такая модель реализована в Центре ДО старшеклассников общеобразовательной школы и незанятого населения (см. Приложение I. Центр ДО старшеклассников общеобразовательной школы и незанятого населения) (Экономический факультет МГУ и Государственной академии сферы бытовых услуг).
Данная модель базируется на использовании сети Интернет. Информация об учебном заведении, специальностях и порядке обучения располагается на сайте сервера ОУДО и желающий обучаться оформляет и отправляет в Центр ДО необходимые документы, представленные в электронном виде. После прохождения формальных процедур по оформлению и оплате курса, обучающийся получает пароль для санкционированного доступа к учебной информации и координаты тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов.
Общение с преподавателем реализуется посредством электронной почты, теле- или видео-конференц-связи. Экзамены для выдачи сертификата проводятся очно или с помощью видео-конференц-связи. Эффективная реализация сетевого обучения возможна при автоматизации документооборота, включающего в себя регистрацию, учет и т.д.
На конец 1998 года в мире насчитывалось около 10000 курсов, изучение которых можно осуществлять в сетевом режиме. Как показал анализ отечественных и зарубежных серверов, отличие схем сетевого обучения отличается только степенью интерактивности при общении студентов между собой и с преподавателем, которое может реализоваться с помощью электронной почты, телеконференций, видео-конференц-связью или их комбинацией. Кроме того, представление учебного материала может быть выполнено по степени сложности от простого гипертекста до гипермедиа.
В России впервые полномасштабное регулярное сетевое обучение реализовано в ИДО МЭСИ (см. Приложение A. Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ)).
Кроме того, в той или иной степени оно реализуется в лаборатории ДО Российской академии образования, в Центре ДО «Эмиссия» Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И. Герцена, в Центре «Эйдос», РКСИ и других образовательных учреждениях.
4.1.5. M-learing
Представляет собой вариант, при котором студент в процессе дистанционного обучения использует мобильный персональный портативный компьютер (МППК).
В случае применения МППК в режиме «плейера», он применяется для чтения учебных материалов, выполненных в электронном виде. МППК может быть приобретен студентом в личное пользование или взят напрокат. Электронные варианты курсов могут быть записаны в память МППК целиком в объеме, необходимом для изучения всей учебной дисциплины или частично, если это не позволяет память МППК. В последнем случае по мере изучения учебный материал обновляется путем перезаписи с настольных персональных компьютеров учебных центров через инфракрасную или кабельную связь.
Наиболее сложные и дорогие МППК являются полнофункциональными и по своим функциональным возможностям приближаются к персональным компьютерам серии Pentium и имеют выход в Интернет, то в таком случае m-learning не отличается по существу проведения учебного процесса от e-learning.
Рассмотренные выше модели можно для наглядности представить в виде комплексной таб. 1, где указаны характерные особенности каждой модели с позиций доставки учебно-методических материалов, средств обучения, средств дидактического взаимодействия между преподавателем и студентами (между студентами) и используемых организационных форм обучения.
Таблица 1
Модели обучения |
Доставка учебно-методического материала |
Средства обучения |
Средства дидактического взаимодействия |
Организационные формы обучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Кейсовая |
Очно |
Печатные учебные пособия, компьютерные обучающие программы, аудио, видео |
Очно, телефон, факс |
Установочные занятия, лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации |
Корреспондентская |
Почта |
Печатные учебные пособия, компьютерные обучающие программы, аудио, видео |
Почта |
Самостоятельная работа, консультации |
Трансляционная |
Телевидение, радио, радиотрансляция ТВ-информ, ОТИК, СИВКА |
Печатные учебно-методические материалы, компьютерные обучающие программы, аудио, видео |
Электронная почта, телеконференции |
Установочные занятия, лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации |
E-learning |
Интернет |
Учебные пособия в виде гипертекста, (гипермедиа) |
Электронная почта, телеконференции |
Лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации |
M-learning |
Очно, ТВ-информ, Интернет |
Учебно-методический материал в электронной форме |
Телефон |
Лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации |
Анализ показал, что по распространенности в России в настоящее время на первом месте стоит «кейс»-технология. Начинает активно внедряться модель сетевого обучения – e-learning.
Приведенные выше модели могут использоваться в различных отдельно взятых образовательных учреждениях ДО. Во всех описанных моделях предполагалось, что потенциальный потребитель образовательных услуг (абитуриент) с помощью рекламной кампании в средствах массовой информации, радио и телевидения или другими путями, выбрал конкретное образовательное учреждение, прошел вступительные испытания и оформил все необходимые документы. Как показали исследования, в большинстве ОУДО вступительные испытания имеют цель выявить начальный уровень знаний и способностей с тем, чтобы индивидуализировать и оптимизировать дальнейший процесс обучения, в то время, как при традиционном обучении в результате вступительных испытаний идет отсев из-за ограниченной пропускной способности. Вступительные испытания в ОУДО проводятся в форме специальных анкет, тестов, собеседования, а иногда очно с помощью экзаменов.
4.2. Модель дистанционного обучения школьников и учителей, в текущий учебный процесс
Не пытаясь оспаривать здесь полноту приведенного списка моделей, отметим, что дистанционного обучения, встроенного в учебный процесс, не вписывается непосредственно ни в один из разделов приведенной классификации. Одна из причин этого явления видится в том, что при встроенном в школьный учебный процесс дистанционном обучении ориентация сделана одновременно на два контингента обучаемых – как школьных учителей, так и на ведомых ими школьников. Используя, несомненные достоинства (ресурсные, организационные, методические) других моделей, дистанционное обучение непосредственно связано с текущей, повседневной деятельностью переподготавливаемого школьного учителя и дает возможность последнему сразу же в ходе его собственных методических исследований, проводимых в рамках университетских занятий, убедиться в эффективности тех или иных осваиваемых новых методических Занимаясь повышением собственной квалификации в Сетевом дистанционном университете, учитель не отрывается от своих уроков в родной школе (отсюда и берет свое начало термин «встроенного в учебный процесс дистанционного обучения»), а ведет дополнительную педагогическую нагрузку в виде факультатива, кружка или, быть может, непосредственно вводя новые методические приемы и инструменты в текущие уроки по своему предмету. Дидактические, психологические и экономические достоинства такой модели представляются очевидными. Успех практической деятельности Сетевого университета (см. Приложение J. Центры сетевого ДО), работающего по такой модели это подтверждает и дает убежденность в ее актуальности и жизнеспособности.
Модель дистанционного обучения, встроенного в текущий учебный процесс, не только пополняет набор актуальных моделей, но и показывает место дистанционного обучения в непрерывной подготовке и переподготовки учительства. Эта модель обеспечивает оперативное педагогическое внедрение и позволяет в короткие сроки реализовать путь развития дистанционного обучения на всех уровнях образования. Последний нормативный акт Минобрнауки (Приказ №137 от 6 мая 2005 г.) дал зеленый свет для использования технологии дистанционного обучения от начального образованию школьников до дополнительного образования взрослых.
Заключение
Представленные примеры – только часть потенциала использования информационных технологий. Бесспорен тот факт, что эти технологии предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей, внедрения новых методов и организационных форм учебной деятельности в современной школе.
В результате использования информационных технологий на уроках русского языка у учащихся наблюдается:
-
повышение интереса к изучению русского языка;
-
более полное усвоение теоретического материала;
-
формирование умения структурировать теоретический материал и умение использовать полученные знания в процессе обучения;
-
развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения.
Информационные ресурсы Интернет являются хорошим подспорьем учителю русского языка, они содержат: специализированные сайты по вопросам филологии; различные тематические форумы, чаты, где можно задать предметные вопросы и получить ответы от специалистов в определенной области; электронные библиотеки с книгами, журналами, справочной литературой, статьями по различным направлениям; контролирующие, моделирующие, обучающие и помогающие проектировать программы; различные сопровождающие учебный процесс элементы (учебные графики, глоссарии, указатели т.д.); официальные сайты разработчиков программных продуктов в предметных областях различного рода и т.п.; видео- и телеконференции; блоги (персональные веб-сайты, которые предоставляют обновляемые записи в сфере интересов автора, также могут включать дневники, комментарии и рекомендации, собранные пользователем) и электронную почту.
В заключение хотелось бы отметить, что предполагаемым значимым результатом проводимых исследований будет являться программа распространения целостной системы профильного обучения школьников с использованием Интернет-технологий на территории всей страны, а также мероприятия, направленные на повышение результативности новой формы учебной работы.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/informatsionnyie-tehnologii-na-urokah-russkogo-yazyika-i-literaturyi/
-
Булгакова Е.Т. Информационные технологии в гуманитарном образовании// Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов/ под общей редакцией проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 3. — Воронеж: ВГПУ, 2007.
-
Глушков В.М. Основы бумажной информатики.- М.: Наука, 1982г.
-
Зауторова Э.В. Компьютерная среда как средство организации познавательного интереса личности в области искусства//Инновации в образовании – 2007. №2. с. 104-108.
-
Богданова Д.А., Федосеев А.А. Проблемы дистанционного образования в России // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 94-97.
-
Бутырин Г.Н., Ефимов Н.Н., Нечаев В.Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов // Дистанционное образование. 1997. № 4. С. 20-23.
-
Бершадский А.М.,Кревский И.Г. Дистанционное обучение — форма или метод? / Дистанционное образование — № 4, 1998
</ol