Курсовая работа иллюстрирование сборника стихов введение

Курсовая работа

Актуальность темы

Комплекс задач и функции редактора требуют выполнения различных видов работ-от организационно-управленческой до литературно-творческой.

Предмет исследования. Особенности работы редактора над иллюстративным материалом издания ., Объект исследования, Методы исследования. Анализ литературных источников по данной теме., Цель работы:, Работа редактора над иллюстрациями литературно-художественных изданий., Литературный текст и иллюстрации.

Иллюстрация в широком смысле — пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами и изображениями, а в более узком область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений. Искусство иллюстрации книг является самостоятельным видом изобразительного искусства, оно очень своеобразно и специфично и требует глубокого творческого подхода. Произведения художественной литературы могут быть понятыми читателями и без иллюстраций, но всё-таки иллюстрации нужны. Они имеют большое значение в литературно-художественной книге, а именно: 1

  • с помощью иллюстраций читатель может более полно познать литературный текст, правильно его истолковать, понять его смысл;
  • иллюстрации помогают выявить основные идеи литератора;
  • читатель с помощью графических изображений может яснее представить себе образы героев книг;
  • иллюстрации повышают эмоциональное воздействие на читателя.

Иллюстрация не только истолковывает текст, но и обогащает его в своих зрительных образах, комментирует, развивает и дополняет мысли писателя или поэта. Важнейшими особенностями иллюстрации являются её зависимость от литературного текста и прямая цель — дополнить в наглядно-зрительных образах повествование автора. Часто она в отрыве от литературного текста может быть не понята зрителем. В ряду изобразительных искусств книжная иллюстрация по массовости повторения и распространения оригинала занимает ведущее место. Эта особенность иллюстрации подчёркивает её социально-воспитательную роль и большую ответственность издательств перед читателями по созданию настоящих, подлинно художественных иллюстраций. Иллюстрации всегда выступают как составная часть книги, тесно связанные не только с её содержанием, но и с её способом печати и брошюровки, техникой её исполнения. Ведь не тот рисунок, что исполнил художник пером или кистью, тушью или акварелью, а типографский оттиск, воспроизводящий рисунок художника. Качество иллюстрации в книге зависит не только от художников, но и от редакторов, работников типографии, т.е. иллюстрация становится в какой-то мере плодом коллективного труда. 2

32 стр., 15971 слов

Особенности создания иллюстрации как вида прикладной графики

... серию иллюстраций по сказочной повести В. Сутеева "Мышонок и Карандаш". Методы исследования: поиск и анализ литературы по проблеме исследования, создание творческой практической работы. 1. Графика как вид изобразительного искусства 1.1 Определение графики и ...

Часто у редакторов и художников возникает вопрос: каждое ли литературное произведение нуждается в иллюстрациях, нужны ли они читателям? Некоторые художественные критики полностью отрицали необходимость иллюстрирования художественных произведений,например, Ю.Тынянов. Однако, если взять литературу, повествующую о далёком прошлом, то современному читателю для полноты картины хочется видеть и облик героев, и их окружение. В этом случае иллюстрации помогают лучше увидеть нравы людей, их культуру, особенности покроя одежды, условия быта того времени, о котором идёт речь в произведении. Есть и ещё одно обстоятельство: большинство людей наиболее остро расположены к зрительному восприятию. А это значит, что иллюстрация будет способствовать более глубокому толкованию текста, помогать его правильному пониманию и хорошему запоминанию. Прекрасными иллюстраторами были известные художники Доре, Агин, Брок, Билибин, Кибрик, Лансере, Фаворский и др. Редактор главная фигура, определяющая характер иллюстрирования и художественного оформления изданий. Практика иллюстрирования различных литературных произведений показала, что наиболее полезными читателю оказываются те иллюстрации, которые продолжают и дополняют рассказ писателя.

Например, иногда писатель коротко говорит: на улице, вечером, в пальто. Пейзажи, предметы, какое-либо состояние он выражает скупо. Художник же, передавая их в зрительно ощутимых образах, конкретизирует написанное автором. Таким образом, в иллюстрации возникают определённые дома по сторонам улицы, её ширина, какие-то люди, идущие по ней. Часто художнику приходится по всей книге собирать отрывочные сведения для одного рисунка, часто пользоваться своим воображением. Такое продолжение рассказа писателя называется конкретизацией отдельных иллюстрируемых частей текста. Здесь редактор должен следить за тем, чтобы конкретизация была хорошо продумана и достаточно обоснована в результате глубокого изучения всего литературного произведения и исторической действительности, о которой идёт речь. 3

Значительно удачнее станут иллюстрации, если художник попытается понять стиль писателя, чтобы стать в иллюстрациях соавтором, а не только комментатором или конкретизатором. Редактору следует помнить, что иллюстрация должна создаваться в результате активного отношения к тексту, должна нести дополнение и развитие текста, а также быть с ним взаимосвязанной. Иллюстрации не должны стилистически противоречить литературному произведению (т. е. стиль автора и стиль художника должны соответствовать друг другу).

Поэтому при оценке иллюстраций редактор должен проверить:

  • соответствуют ли иллюстрации тексту;
  • выражены ли в рисунках основные идеи автора;
  • созданы ли художественные образы в иллюстрациях по художественным образам литературы;

  • выражен ли стиль писателя в иллюстрациях при сохранении индивидуальных черт творчества художника-иллюстратора;
  • правильно ли сделана конкретизация литературного произведения.
  • правильно ли сделана конкретизация литературного произведения.

Виды иллюстраций для художественной литературы. Работа редактора с ними

Виды иллюстраций можно рассматривать по их значению и месту в книге, по их связи с художественными особенностями литературного текста, по технике исполнения и полиграфическому воспроизведению.

3 стр., 1064 слов

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная ...

... средств; 2) широкое использование стилистических фигур. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная переработка текста. В точки зрения лингвистики текст – это группа предложений, объединенных в ... При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются. Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими ...

Иллюстрации по значению и месту в книге и на странице могут быть разделены следующим образом., Иллюстрации-заставки., Иллюстрации-концовки, Иллюстрации-заставки и иллюстрации-концовки, Иллюстрации полосные, полуполосные или форматные, оборочные и рисунки на полях

Перечисленные иллюстрации отличаются форматом. Выбор формата должен диктоваться важностью иллюстрируемого события, образа и др. Например, кульминационные части повествования иллюстрируются полосными рисунками. Этим подчёркивается их значение, акцентируется внимание читателя на изображаемом. Менее значимые части повествования выступают в качестве форматных или полуполосных иллюстраций. В отличие от заставок, текст к ним должен плотно примыкать то снизу, то сверху, а то и снизу и сверху, иллюстрации, выполняя роль узкой конкретизации текста, должны иметь маленький размер и либо врезаться в текст, либо лежать на полях страницы. Величина рисунков на полях определяется величиной полей, избранных для книги.

В книгах, где используются различные виды иллюстраций, редактору необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

Иллюстрация-фронтиспис, Иллюстрации на обложке или переплёте, Иллюстрация на титуле и шмуцтитулах.

Теперь рассмотрим виды иллюстраций по их связи с литературным текстом и способом трактовки образов и ситуаций, описанных автором.

Иллюстрации действия, Иллюстрация-портрет, Иллюстрации предметно-познавательные, Обстановочные иллюстрации, Психологические иллюстрации, Иллюстрации настроения или состояния.

  • иллюстрации к произведениям

Все эти виды иллюстраций различаются по сюжетно-образным признакам, тесно переплетаются и взаимно проникают в виды иллюстраций, различающихся по месту и роли в книге. Например, иллюстрация-портрет может быть в виде полосной или оборочной иллюстрации.

Иллюстрации могут быть различного характера: фотографии, рисунки, репродукции с известных произведений искусства. В литературе художественных произведениях большей частью используются рисунки, сделанные художником специально для какого-нибудь конкретного произведения, или рисунки автора к своему произведению. Репродукции с картин на темы литературных трудов, помещённые в книге рядом с соответствующим текстом, являются плохими иллюстрациями, так как они показывают лишь один момент, отбрасывая то, что происходило до него или после. В репродукциях художник неизбежно даёт такое обилие деталей и характеристик второстепенных элементов сюжета, какое обычно служит во вред книжной иллюстрации, где нужно максимальное сосредоточение внимания на главном, необходимом. Редактору следует отказаться от использования репродукций.

1 стр., 437 слов

По произведению : Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым ...

... к их восторгам и хуле. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Выть притчей на устах у всех. Пастернак относится к славе, как к мирской суете, его искусство сродни ... новых плодов. В этом стихотворении Борис Пастернак употребляет фразеологизмы: “Быть притчей на устах у всех” и “Не видать ни зги”. Они придают особую выразительность речи при малом объеме слов. ...

Особенности иллюстрирования разных жанров художественных произведений., Виды жанров художественного произведения

Жанровый ряд литературно-художественных изданий – это моноиздания, сборники, избранные сочинения, собрания сочинений. Структурно-композиционный состав издания, (включенные в него произведения и принципы их отбора для публикации являются в этом случае жанровообразующим признаком).4

Различные читательские пристрастия определяются принципы отбора произведений для издания, на этой основе создается жанровый ряд литературно-художественных изданий. Он позволяет издательствам целенаправленно пропагандировать произведения, творчество писателей, дифференцированно удовлетворять самые различные читательские потребности. То есть выбор того или иного жанра издания, а значит и принципов отбора произведения для издания зависит от издательства.

Каждый жанр литературно-художественных изданий имеет свои разновидности., Моноиздания

Сборники бывают авторские (включают произведения одного автора) и коллективные (включают произведения нескольких авторов).

Принцип составления авторского сборника определяет наличие нескольких его разновидностей. Сборник произведений одного жанра называют жанровым. Хронологический состоит из произведений, созданных автором в определенный период своего творчества. Тематические сборники включают произведения на одну тему, постоянно разрабатываемую автором. Сборники могут создаваться по нескольким признакам, например, жанрово-хронологические .

Нередко в сборники входят произведения подобранные по разным принципам: новые произведения, или лучшие, избранные сочинения одного жанра. Популярным изданием являются поэтические итоговые сборники , состоящие из значительных произведений поэтов, уже опубликованных в более ранних изданиях. И в сборники прозаических сочинений нередко входят такие произведения, которые уже были опубликованы прежде. Но они интересны читателю, ибо в них авторская индивидуальность нашла наиболее яркое выражение.

альманахи, антологии,хрестоматии.

Альманах – сборник новых произведений разных авторов одного направления, одного региона, произведений, объединяемых по видовому, тематическому, идейному или другим признакам. Таков, например, литературный альманах “Карамзинский сад”, издаваемый в Ульяновске.

Антология – такой сборник содержит избранные произведения, чаще поэтические, наиболее известных авторов национальной литературы, определенного периода ее развития или одного литературного направления и т.д. Слово “антология” не всегда упоминается в названии издания. Наиболее известные антологии – “Антология советской поэзии”, “Английская поэзия в русских переводах”.

Хрестоматия, Избранные сочинения, Предельное количество томов избранных сочинений – не более трех.

Собрания сочинений бывают двух разновидностей неполные и полные. Собрания сочинений классиков включают как литературно-художественные произведения, так и статьи, письма и другие тексты писателя. Неполные собрания сочинений издаются чаще полных, они содержат значительную часть всего творческого наследия писателя, но далеко не всю. Полные собрания сочинений и писем имеют целью познакомить читателей со всем творчеством писателя в исчерпывающем виде. Однако и здесь степень полноты в разных типах изданий неодинакова.

2 стр., 526 слов

Я пишу сочинение литературная акция

... которые представляли нашу школу на муниципальном этапе литературной акции. Ими стали сочинения Ульяны Ревковой (7-Б класс), Мери Оганезовой ... 350 учащихся 7-11 классов нашей школы писаил сочинение по одному из тематических направлений: Направление 1: 70 ... акции мирного неба над головой и бережного отношения к своей Родине и её героической истории. Школьная комиссия выбрала по два лучших сочинения ...

Редактор должен представлять, жанровый ряд изданий со всеми их разновидностями – явление динамичное. Он и сам может сформировать и новую разновидность с учетом особенностей творчества писателя. Например, собрать вместе произведения, написанные в каком-то определенном месте (предположим, стихи А.С.Пушкина, созданные в Болдине) или на одном языке (скажем, англоязычные произведения В.Набокова).

Задача редактора – выбирать наиболее соответствующий в данном случае жанр.

Типовой ряд литературно-художественных изданий – это особенность издания только художественной литературы. Это связано с изданием одного и того же произведения, но с разными целями.7

Типологический ряд представлен двумя типами литературно-художественных изданий – массовыми и научными. Оба со временем сформировали свою высшую форму. У массовых изданий такой формой стали научно-массовые издания, у научных – академические . Типовой ряд литературно-художественных изданий включает массовые, научно-массовые, научные, академические. Типообразующим признаком здесь является целевое назначение издания, его читательский адрес.

Массовый читательский интерес, ограничивающийся чтением и простым знакомством с произведением, удовлетворяют массовые издания. Повышенный читательский интерес, предполагающий систематическое чтение и углубленное знакомство с творчеством автора, а также с историей создания произведений, покрывается выпуском научно-массовых изданий. Профессиональный интерес, связанный с преподаванием, пропагандой художественной литературы, требует научных литературно-художественных изданий. Исследовательский интерес к литературе, в котором чтение органически идет параллельно с научным исследованием, может удовлетворить лишь академическое издание.

Типологические характеристики литературно-художественных изданий определяются целями издания, они составляют основу программы действия редакторского коллектива. Этим определяется и состав текстов, порядок их расположения, состав и содержание научно-справочного аппарата, объем и характер текстологической подготовки произведений. Это и создает типологическую определенность каждого издания8 .

Наиболее отчетливо типологические черты проявляются в собраниях сочинений классической и современной литературы. На их примере легче всего рассмотреть наиболее характерные черты каждого типа изданий.

Массовый тип литературно-художественных изданий, Издания научно-массового типа.

Для научно-массовых изданий проводится специальная текстологическая подготовка. Она делается с прицелом на подготовку научного или академического издания. Выявляются все редакции и варианты текста каждого произведения. Но наиболее значительные варианты текстов публикуемых произведений могут появиться только в составе историко-литературного комментария.

Выпуск в свет научно-массовых изданий – это показатель значительной степени текстологической изученности литературного наследия писателя, его важнейших произведений. Нередко они являются неким этапом в подготовке к выходу научного или академического издания. Нередко научно-массовое собрание сочинений заменяет научное, опубликованный в нем авторский текст используется при переизданиях, если признается научной общественностью авторитетным.10

3 стр., 1075 слов

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства

... действует независимо от наличия и действия авторского права на перевод или иную переработку произведения как самого публикатора, так и других лиц. Исключительное право публикатора на произведение действует в течение 25 лет. Определение момента ...

Научный тип издания, Академические собрания сочинений

Среди важнейших задач академического издания – выявление точного, подлинно авторского текста. Обычно потом он признается каноническим и используется при подготовке изданий других типов, прежде всего массового.

Отличительная особенность академического издания – наиболее полный раздел “Другие редакции и варианты”. В нем даются практически все выявленные редакции и варианты авторских текстов.

Самым объемным изданием русской классики (90 томов) является Полное собрание сочинений и писем Л.Н.Толстого, которое стало выходить в 1928 г. Издательство “Наука” выпустила полные собрания сочинений и писем Ф.М.Достоевского, И.С. Тургенева (в 30 томах), А.М. Горького в 63 томах. Завершено издание тридцатитомного академического Собрания сочинений А.П.Чехова.12

В силу жанрового разнообразия академических многотомников определилась их структура. Она представлена сериями томов. Каждая из которых имеет свой тираж. Самый большой – для литературно-художест-венных сочинений. Одну серию составляют тома с художественными сочинениями, другую – письма. Третью в ряде изданий – статьи писателя. Особую группу образуют тома с другими редакциями и вариантами.

Иллюстрирование разных видов художественной литературы.

Создание иллюстраций к классической или современной художественной литературе – очень сложный процесс, который требует не только наличия таланта живописца, но и других качеств. Иллюстрация к художественному литературному произведению выполняет такие задачи, как дополнение сюжета автора различными бытовыми или историческими деталями, помощь читателю в ориентировании в соответствующей эпохе, создание первоначального впечатления о произведении и т.д.

Некоторые редакторы считают, что создать качественную и подходящую иллюстрацию к классическому художественному литературному произведению может только художник, который живет в то же время, что и автор. По этой причине часто новые издания классики перепечатывают со старыми иллюстрациями, но этого не стоит делать. Ведь практика художественного иллюстрирования каждой эпохи дает примеры более подходящих иллюстраций по идейно-художественным качествам. Каждая эпоха рождает новую трактовку и понимание формы, поэтому современный читатель, который берет в руки старинное классическое издание, требует от художника современной иллюстрации, которая является актуальной и созвучной времени.

Иллюстрирование художественной литературы в обязательном порядке должно учитывать возраст читателя произведения. Ведь у каждой книги есть свой адресат и задача иллюстрации – завлечь читателя, привлечь его внимание, дать ему первоначальные сведения о книге. Иллюстрация должна соответствовать содержанию произведения и предполагать правильное восприятие ее читателем. Ведь бывают случаи, когда читатель берет в руки книгу с абстрактной иллюстрацией в надежде увидеть серьезный текст, а произведение оказывается обычным дамским романом. Для того, чтобы избежать такого несоответствия, иллюстратор должен в какой-то мере являться еще и психологом.

59 стр., 29443 слов

Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

... произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка. Задачи исследования: Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста; Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников; Описать состояние работы ...

В зависимости от типа, различные литературно-художественные произведения иллюстрируются по-разному. Качество и тип иллюстраций художественной литературы зависят от типа издания, круга читателей, тиража и т.д. Так, массовые издания оформляются просто и лаконично, без излишеств, что объясняется их низкой ценой и нетребовательностью целевой аудитории. Юбилейные издания предполагают серьезное отношение к иллюстрации как возможности выделить книгу из ряда других, подчеркнуть всю важность повода.

Характерной чертой академических изданий является научно-исследовательская направленность. Поэтому в данном случае уделяется большое внимание предисловиям, ссылкам, аналитическим статьям, в то время как иллюстрирование не имеет практически никакого значения (кроме сфер науки, связанных с искусством).

Особый подход мастера предполагается к иллюстрированию подарочных изданий, где иллюстрации играют практически самую важную роль, подчеркивая роскошь и высокую цену книги, ее предназначенность для узкого круга ценителей. Такие книги часто упаковывают в и преподносят в связи с различными торжественными событиями. При оформлении такого издания иллюстрации должны соответствовать тексту, быть выполненными в одной технике, не быть излишними.

Все типы изданий бывают несерийными и серийными. В оформлении несерийных изданий автор может полностью следовать своему вдохновению, а вот при работе с серийными изданиями ему придется соответствовать одному стилю, формату, технике и т.д.

Классическая литература., Иллюстрирование произведений, появившихся в наши дни,

Особого отношения требует работа редактора над зарубежной литературой. Редактору следует оценить иллюстрации к классической зарубежной литературе так, как и иллюстрации к классической русской литературе. При оценке современного зарубежного произведения и иллюстраций к нему редактор должен иметь хорошее представление о культуре зарубежных стран, их национальных традициях, о быте и образе жизни иностранцев. При работе над иллюстрацией как художникам, так и редакторам необходимо хорошо почувствовать особенности классической и современной литературы.14

Иллюстрирования художественной литературы в зависимости от адресата:, Художественное оформление книг.

Иллюстрирование художественной литературы всегда зависит от типа издания. Тип издания обуславливается кругом читателей, которому оно адресуется, поводом, по которому оно готовится, тиражом и др.

Массовые издания, Юбилейные издания, Академические издания.

специально иллюстрированные и подарочные издания.

серийными и несерийными

В основе современного художественного оформления книги лежит абсолютная гармония всех её элементов. Суть гармонии — соотношение пропорций. Пропорции встречаются во всём: в размере полей, в соотношении пробелов между строками, в выключке слов и во многом другом. Гармоничное сочетание элементов в совокупности образует архитектонику книги. Вопросы, связанные с оформлением современной книги, касаются работы художественных редакторов. Он должен быть не только профессионально грамотным, хорошо знать производство и обладать хорошим вкусом, но и быть человеком широко образованным, творческим, способным глубоко проникнуть в дух и стиль издаваемого произведения и к тому же знать художников, индивидуальные особенности и потен-циальные возможности их творчества. Редактор должен следить за тем, чтобы книга была удобочитаемой, прочной, опрятной. Она должна быть привлекательна во внешнем оформлении, организована и гармонична от титульного листа до выходных сведений, а её иллюстрации должны содержать подлинно художественные образы и быть гармоничными частями книжных страниц. При этом редактор должен иметь в виду, что “повествовательная, истолковывающая сторона иллюстраций должна быть ведущей, а украшение книги идти попутно с решением главной задачи и органически сливаться с ней воедино” редактора должно быть серьёзное, вдумчивое отношение к литературному произведению. Простота, выразительность, гармония, соответствие облика книги её содержанию и внутренней структуре, удобочитаемость – такими критериями должна обладать любая книга.

14 стр., 6508 слов

«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...

... писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. ... только в книгах Урманова, но и в рассказах М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского. Чтобы увидеть в обыденной природе ее ... что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу. Алёна ...

Особенностью работы над художественным оформлением и иллюстрированием книги состоит в одновременной работе редактора и художника. Её результаты – окончательный список тем иллюстраций. После этого начинается работа редактора над планом иллюстрирования, который является частью общего проекта художественно-полиграфического оформления книги. Он включает в себя: список тем иллюстраций, виды иллюстраций и решение архитектоники книги. Список тем иллюстраций возникает после тщательного выбора мест литературного произведения для иллюстрирования, который является частью проекта художественног-полиграфического оформления книги. Он включает в себя: список тем иллюстраций, виды иллюстраций и решение архитектоники книги. Список тем произведения возникает после тщательного выбора мест литературного произведения для иллюстрирования17 .

Заключение

Нужно сказать, что иллюстрирование художественной литературы имеет как противников, так и сторонников. Существует мнение, что, будучи одним из видов искусства, литературное произведение достаточно наглядно для восприятия «само по себе», и иллюстрации либо не могут адекватно отразить его смысл, либо отражают неверно. В массиве изданий представлено достаточно большое количество литературно-художественных изданий, не имеющих иллюстраций.

И в то же время искусство иллюстрирования произведений художественной литературы активно развивается, как самостоятельное направление изобразительного искусства и книжного дела, демонстрируя блестящие образцы отражения содержания литературного произведения.

Роль редактора в данном процессе определяется тем фактом, что именно редактор отчетливо представляет себе специфику произведения, понимает индивидуальность авторской манеры, знает особенности читательского восприятия книги.

При оценке иллюстраций редактор должен исходить из особенностей субъектно-объектных отношений, определяющих книгу.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/illyustrirovanie-sbornika-stihov-vvedenie/

17 стр., 8057 слов

Список произведений И. Ф. Стравинского : Игорь Стравинский : читать онлайн

... В Списке указываются даты первых исполнений и премьер; по отношению к ранним сочинениям даты ... не оговариваются). Приводятся также сценические интерпретации концертных произведений и даты их премьер. И. Белецкий , ... языческой Руси в двух частях И. Стравинского и Н. Рериха. Поев. «Николаю Константиновичу ... над сочинением приводятся по авторским указаниям в «Хронике моей жизни» и пяти книгах «Диалогов»; ...

1Абрамович А.В., Лазаревич Э.А. Литературное редактирование. — М., — 1968.

2. Алексеев В.И. Редакторский анализ. — М., — 1978.

3. Алексеева М.И. и др. Методика редактирования. — М., — 1975.

4. Антонова С.Г. Особенности издания современных литературно-художественных произведений для детей (из опыта издательства «Детская литература»).

Сер. «Изд. дело». Экспресс-информация. (Отеч. произв. опыт).

— М., — «Информпечать». — 1988. — Вып. 7.

5. Бабарыкин В.Е. Справочный аппарат изданий художественной литературы //Книга. Исслед. и материалы. — М., — 1987. — Сб. 55.

6. Боярская Н.С. Над рукописью детской художественной книги //Редактор и книга: Сб. статей. — Вып. 9. — М., — 1982.

7. Брейтбург С.М. Максим Горький — редактор «Сборников пролетарских писателей» //Книга. Исследования и материалы. — Сб. 10. — М., — 1965.

8. Брейтбург С.М. Фактические ошибки в художественной литературе и роль редактора в их устранении. /Книга. Исследования и материалы. — Сб. 7. — М., — 1967.

9. Бурков К.М. Записки художественного редактора. — М., — 1987.

10. Былинский К.И., Розенталь Д.Э. Литературное редактирование. — М., — 1961.

11. Вьюкова Т.Б. Восемьдесят пять радостей и огорчений. Размышления редактора. — М., — 1986.

12. Горький М. Письма молодым литераторам /Теория и практика редактирования. Хрестоматия. Под ред. Н.М. Сикорского. — М., — 1968.

13. Громова М.И. Русская современная драматургия. Учебное пособие. — М., — 1999.

14. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. Учебное пособие. — М., 2000.

15. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. — М., — 1999.

16. Жилин А.Н. Подготовка рукописи к изданию. — М., — 1958.

17. Жилин А.Н. Подготовка рукописи к набору. — М., — 1958.

18. Западнов А.В. От рукописи к печатной к печатной страницы. — М., — 1982.

19. Издание классической литературы. — М., — 1963.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/illyustrirovanie-sbornika-stihov-vvedenie/

20. Издательское дело: Науч.-техн. информ. сб. /РКПНИЦ «Информпечать». — М.. — 1992-2000.