В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития школьников, необходимо уделять гораздо большее внимание художественному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формирования у них эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой культуры, в частности музыкальной. Большое значение приобретают занятия музыкой, искусством, как нельзя более воздействующим на эмоциональную сферу человека. В начальных классах это пение детей в хоре. При этом обнаруживается, что у некоторых детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут чисто интонировать и сразу включаться в процесс пения. Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности.
Вопросы музыкально-творческого воспитания с использованием музыкальных инструментов выдвигались уже в 20-х годах прошлого столетия отечественными учеными Б.В. Асафьевым, Б.Л. Яворским и нашли дальнейшее развитие в работах Н.М. Гольденберг, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Метловым и других российских педагогов.
В формировании музыкальных способностей детей в общеобразовательной школе игра на простейших музыкальных инструментах давно признана плодотворной, что показала практика игры школьников в детских оркестрах 20—30-х годов. Успешное использование некоторых музыкальных инструментов в современных общеобразовательных школах доказывает как эффективность, целесообразность, так и жизненность этого вида детского музицирования.
Внеурочная деятельность в НОО обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Внеурочная деятельность призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Подготовка детей к школе на занятиях по изобразительной деятельности
... Объект исследования: процесс подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. дошкольник изобразительный подготовка ребенок Предмет исследования: условия, средства и методы педагогического воздействия на процесс подготовки детей к обучению в школе посредством занятий по изобразительному искусству. Цель ...
Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку музыкального мастерства, приобретают опыт творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят.
Несмотря на позитивные теоретические и практические предпосылки, проблема использования элементарных музыкальных инструментов в условиях общеобразовательной школы все же остается во многом неразрешенной. Игра на простейших (детских) музыкальных инструментах еще не имеет широкого распространения, прежде всего из-за недостаточной разработки методического материала, что и определило направление данной работы.
Игру на инструментах мы рассматриваем как творческий акт, как процесс, способствующий одновременно усвоению навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся.
При игре на элементарных музыкальных инструментах можно выделить следующие направления: усвоение навыков игры, сочинение несложных мелодий и подголосков, сольные и совместные импровизации на инструментах, интерпретация и сочинение аккомпанемента к песням и пьесам.
Надо заметить, что встречающиеся в работе термины «простейшие», «элементарные», «детские» — синонимы определения музыкальных инструментов для младших школьников.
Цель исследования, Задачи исследования:
2.. Рассмотреть теоретические аспекты игры на детских музыкальных инструментах младших школьников;
3. Описать методику обучения игре на детских музыкальных инструментах младших школьников;
4. Изучить опыт использования игры на детских музыкальных инструментах младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования, Предмет исследования
В ходе выполнения исследования были использованы следующие методы : изучение научно-методической литературы, сравнение, обобщение.
1.Характеристика внеурочной деятельности в НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Однако несомненными его отличиями являются: особое внимание к освоению образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности [2].
Значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входят привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это, в свою очередь, означает возрастание роли внеурочной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого.
Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников
... актуальность работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников. Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: ...
Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. При этом подчеркивается важность занятий по интересам, обеспечения их соответствия потребностям и возможностям здоровья учащихся разных возрастов.
Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями. Во внеурочной работе это были специально организуемые руководимые педагогами-организаторами или учителями, организаторами воспитательной работы: самостоятельные учебные занятия (как часть учебной деятельности), соединяющие выполнение текущих домашних заданий и факультативные занятия; занятия по подготовке к самостоятельному чтению, письму, подготовке докладов и т. п.; занятия творчеством в разных кружках, самодеятельных коллективах, агитбригадах, детским и юношеским спортом, туризмом; работа в школьных трудовых бригадах, кооперативах и в других трудовых объединениях, работающих по заказам предприятий; клубы и другие любительские объединения; школьные и внешкольные праздники, фестивали, соревнования и т. п. Отдельными формами внеурочной, внеклассной работы являлись «организация продленного дня» и «самоуправление учащихся». Независимо от формы одной из общих обязанностей для педагогов и воспитателей была организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности.
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [2].
Апеллируя к закону «Об образовании» (ст. 9, п. 6), стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся», с последующим включением в нее условно нового элемента — внеурочной деятельности. При этом «союз» учебной и внеучебной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся. Разработка и логика построения этой программы в образовательных учреждениях конкретизируются, концептуально и методически организуются на каждой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Фактически она включает в себя три преемственные подпрограммы воспитания и социализации школьников [1].
Согласно ФГОС, современное образовательное учреждение несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учреждение должно выделить время как на учебные курсы и их увеличение, так и на внеурочную деятельность, находя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
«Внеурочная деятельность и ее особенности в учебно-воспитательном ...
... литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; - классификация; - обобщение материалов исследования; Глава I. Внеурочная деятельность и ее особенности 1.1. Сущность внеурочной деятельности в системе образования РФ Воспитание в школе должно осуществляться только в процессе совместной деятельности ...
В материалах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.[2]
В соответствии с приказом Минобрнауки № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» место внеурочной деятельности в образовательном процессе школы было скорректировано.
В частности, отмечается, что реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением, а при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются учебные курсы, соответствующие интересам обучающихся, в том числе этнокультурным, а также внеурочная деятельность.
Реализация внеурочной деятельности напрямую зависит от возможностей образовательного учреждения и направлена прежде всего на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Финансирование обозначенных ранее 10 часов становится прерогативой муниципальных органов образования, решающих вопрос выделения на это средств.
внеурочная деятельность
Обращается внимание и на то, что формы этой деятельности отличаются от урочной системы обучения, а время, отводимое школой на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся.
Это определение закрепляет за словом «внеучебная» значения «вне учебного времени», «за рамками урока в классе», которые организуются согласно школьному расписанию. Кроме того, подчеркивается, что эта деятельность не является учебной . Однако далеко не все виды деятельности в этот временной период можно осуществлять вне усвоения способов деятельности и знаний, технологических навыков. Представляется неверным исключать учение из познавательной деятельности, проблемно-ценностного общения, производственной деятельности и других предложенных видов и направлений деятельности.
Образование всегда было синтезом обучения и учения как индивидуального процесса познания, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. В парадигме личностно центрированной педагогики, которую декларирует ФГОС, синтез — это не просто сумма процессов, форм, видов деятельности и других компонентов специального организуемого процесса образования в школе. Синтез есть всегда «созидательный процесс» — взаимопроникновение и взаимовлияние [15].
«Личностный портрет педагога дополнительного образования»
... Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности. Сегодня, когда проблема воспитания стоит особенно остро, педагог дополнительного образования ...
Внеурочная деятельность — это всего лишь координата пространства школы, которая может рассматриваться как заявка на определенный способ его организации на «оси» вне и после уроков в континууме (непрерывной совокупности) школьной жизни. Ее нельзя сводить только к деятельности школьников. К ее организации должны быть подключены все участники — взрослые и дети, учителя и ученики, родители и педагоги-организаторы, методисты, тьюторы и другие специалисты школы. Она нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемом педагогическим коллективом.
Внеурочная деятельность — это, прежде всего процесс, какое-то действие, способ исполнения чего-либо. Придание внеурочной работе статуса деятельности кардинально меняет ее качество. Для школы, как и любого другого образовательного учреждения, внеурочная деятельность становится новым видом подотчетной деятельности, за которую она несет ответственность. Используя различные формы этой деятельности, школа должна решать задачи по социализации детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности. Эта деятельность может стать показателем ее уникальности, привлекающим внимание потребителей и заказчиков, может использоваться как РК-средство, источник улучшения своего имиджа или материально-финансового положения.
внеурочная деятельность
Цель внеурочной деятельности, Задачи внеурочной деятельности:
- расширение общекультурного кругозора;
-
формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
-
формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
участие в общественно значимых делах;
-
помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения. [14]
Так сложилось, что в России связь внешкольной работы с учебно-воспитательным процессом в школе приобрела модусный характер, поскольку она может осуществляться за стенами школы, без ее участия, но никогда не бывает полностью свободна от школы. Она даже может инициироваться и проводиться самой школой, стать ее функциональной обязанностью.
В образовательных стандартах второго поколения о дополнительном образовании говорится значительно меньше и прежде всего в связи с расширением возможностей внеурочной деятельности. Так, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, как в учебное время, так и в период каникул для организации отдыха детей и их оздоровления. Можно заметить, что ФГОС не исключает дополнительное образование детей из контекста образования, но переводит его в положение ресурса, возможность использования которого каждая школа определяет самостоятельно.
«Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся 1-4 классов ...
... музыкального воспитания учащихся начальной школы; - проанализировать и обобщить формы внеурочной вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе. Новизна данной исследовательской работы заключается в обобщении методов и форм внеурочной вокально-хоровой деятельности младших школьников в условиях нового ФГОС. ...
Сторонники такого подхода не видят принципиальной разницы между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, полагая, что речь идет лишь о смене терминов.
Попытаемся разобраться в сути вопроса, с тем, чтобы уточнить общее и особенное во внеурочной работе и дополнительном образовании, понимание которых, так же как и их роль и задачи в учебно-воспитательном процессе, менялись в течение десятилетий [15].
Дополнительное образование детей
Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей занимается адаптацией детей к жизни в обществе, их профессиональной ориентацией, а также выявлением и поддержкой одаренных и талантливых детей.
Понятие «дополнительное образование» акцентирует органичную связь учебной и внеучебной работы, прежде всего в ценностно-целевых, содержательных и процессуальных аспектах общего гуманитарного образования школьников. Безусловно, оно влечет за собой обновление целей, проблематики, форм, технологий и результатов предметно-познавательной деятельности школьников, выдвигает новые требования к профессионализму педагогов, работающих в системе дополнительного образования.
Документы ФГОС, с одной стороны, значительно повышают статус внеурочной деятельности, а с другой — снижают значение и место дополнительного образования в целом и в школе в частности. По сути дела, можно говорить о подмене дополнительного образования детей внеурочной деятельностью, а в том случае, когда дополнительному образованию позволяется сохранить самостоятельность, ему отводится вспомогательная роль по отношению не только к основному образованию, но и к внеурочной деятельности.
Между тем представляется более целесообразным сохранить дополнительное образование в общеобразовательном учреждении (школьное дополнительное образование), что способствовало бы гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, задачи интеграции основного и дополнительного образования.
В связи с этим уточним само понятие. Школьное дополнительное образование является подсистемой дополнительного образования детей, которая строится на его основных принципах и гуманистических идеях, реализуется в различных творческих объединениях школьников на основе дополнительных образовательных программ. Будучи связанным с внеурочной работой, оно значительно шире по своим функциям и задачам. Функции дополнительного образования, организуемого в рамках общеобразовательного учреждения, во многом сходны с теми положениями, которые характеризуют работу в учреждениях дополнительного образования. И все-таки есть все основания говорить о том, что школьное дополнительное образование решает ряд специфических задач:
Особенности вокальной работы на дополнительных музыкальных занятиях ...
... вокальной работы (индивидуальной так и ансамблевой) на дополнительных музыкальных занятиях со старшеклассниками. Задачи исследования: Проанализировать и изучить теоретический материал по вокальной работе с детьми старшего школьного возраста. Определить, конкретные принципы вокальной и ансамблевой работы. ... подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. И от того, как ...
-
создает широкий общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
-
стимулирует школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях культуры и спорта на более высоком уровне;
-
компенсирует отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения образовательного пути, конкретизации их жизненных и профессиональных планов;
- способствует осуществлению «неморализующего» воспитания благодаря включению детей в личностно-значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения, эмоциональной сферы школьников;
- тесно связано с внеурочной деятельностью, что способствует расширению его социальных связей, делает занятия в творческих объединениях более открытыми и ориентирует детей на участие в общественно значимых делах;
- выступает связующим звеном между урочной и внеурочной деятельностью и способствует созданию системы «урок — внеурочная работа — занятия в творческих объединениях».
Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей вызвана тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.
Общими характеристиками внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования являются:
1) время реализации — вне или после обязательных учебных занятий и основных образовательных программ;
2) формы организации (кружки, секции, клубы) и виды и направления деятельности (художественные, спортивные, досуговые и др.);
-
связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы;
-
направленность на сотрудничество с родителями школьников.
Перечислим характеристики, отличающие внеурочную деятельность от школьного дополнительного образования:
-
основная организационная «единица» («модуль») внеурочной деятельности — класс или группа одноклассников (хотя внеурочная деятельность может быть организована и на уровне параллели классов, и на общешкольном уровне); «единица» дополнительного образования детей — творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов;
-
кадры: внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т. п.) и получившие квалификацию, позволяющую работать с детьми;
1 стр., 433 слов«Я воюю уже третий год. Неужто и прежде годы были такие длинные?..» ...
... ценить каждое мгновение своей жизни, все те простые вещи, которые тебя окружают. «Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. Впрочем, что ... только на жизнь взрослых, но и на жизнь детей. Оказывается, об этом свидетельствуют опыт героя-рассказчика. Докажу свои рассуждения, приведя примеры из текста. Во-первых, девочки ...
-
научно-методическую основу деятельности классных руководителей, воспитателей составляет план работы, а у педагогов дополнительного образования — образовательная программа с полным комплектом структурных частей и специальных процедур их оценки и утверждения;
-
весьма существенным различием является то, что внеурочная деятельность ориентирована на школьников (обучающихся), а дополнительное образование — на детей, что наиболее отчетливо демонстрирует принципиальную несхожесть данных сфер. В первом случае происходит взаимодействие между учителем и учениками, а во втором — между педагогом (мастером, тренером) и ребенком;
-
принципиальным является и такое отличие: если дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями), то внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный (на уровне класса или школы) план, что значительно сужает возможности выбора ребенка: ему трудно отказаться от тех дел, в которых участвуют его одноклассники [15].
Ориентация на детей означает создание пространства детства в школе, возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика — на роль ребенка, подростка — на спортсмена, художника, актера и т. п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают об учебных успехах и неудачах.
Там, где дополнительное образование достаточно развито и стало подразделением школы, большинство занятий проводятся не в учебных классах, а в иных помещениях. Это также положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
При всем желании классных руководителей возможность для общения с детьми вне привычных классных стен маловероятна для подавляющего числа школ. Что же касается научно-методического обеспечения, то в последние годы увеличилось число воспитателей, классных руководителей, создающих собственные программы внеурочной (воспитательной) деятельности. Однако пока это скорее исключение. И даже те школы, которые обращаются за помощью в учреждения дополнительного образования, вынуждены значительно корректировать их образовательные программы, с тем чтобы адаптировать их к внеурочной деятельности, соотнести с реальными возможностями учителей, условиями реализации и т. п.
Совершенно очевидно, что учителя не могут в полной мере заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку (это требует значительных средств, времени и т. д.).
Дело в невозможности (профессиональной, временной, качественной) соединить слишком большое число обязанностей — работу педагога-предметника, деятельность классного руководителя и проведение занятий в творческом объединении. Тем более что творческое объединение в системе дополнительного образования детей — это не просто занятия кружка по предмету, который ведет учитель.
Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...
... видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То есть, те конкретные виды музыкальной деятельности, которые осуществляются учащимися на музыкальных занятиях ...
Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественного и технического творчества, спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и других видов деятельности, число которых весьма велико. Сокращение их разнообразия и снижение качества подготовки приведет к выхолащиванию самой сути дополнительного образования детей, а значит, резко сократит образовательные, творческие, культурные и профориентационные возможности подрастающего поколения.
2. Теоретические аспекты игры на детских музыкальных инструментах младших школьников
Не секрет, что уровень музыкальности школьников имеет тенденцию к снижению, поэтому планомерная и грамотная работа учителя по восстановлению «музыкального фона» (В.А. Сухомлинский) в классе с учетом результатов научно-практических исследований — благодарная и благородная работа.
На современном этапе обучения и воспитания необходимо найти такие приемы, методы, модели, средства, формы, подходы, которые позволили бы ученику на основе полученных репродуктивных знаний проявлять творчество, самому находить ответы на возникающие вопросы, что значительно активизирует формирование различных способностей, в том числе музыкальных. «В такой ситуации, — пишет профессор В.А. Пятин, — учителю предстоит… подняться на более высокий организационный уровень управления творческой деятельностью ученика» [26, С. 6.].
Коммуникативность общения, широкая возможность самостоятельного пополнения знаний учащимися способствует внедрению в школу творческого начала, осмыслению на уроках художественно-эстетических явлений окружающей жизни. «Задача педагога в том, — отмечает Б.Т. Лихачев, — чтобы с самого начала преподавания искусства детям развивать в них комплекс способностей всестороннего восприятия, развивать… талант творческого воспроизведения, талант соучастия в творчестве» [22, С. 165.].
Не теряя драгоценного, ранее накопленного опыта, необходимо изыскивать, исследовать новые формы и методы музыкально-эстетического воздействия с целью активизации музыкально-творческой деятельности школьников, значение которой далеко выходит за рамки просто музыкального и художественного развития. «Конечно, музыка развивает музыкально-творческие способности, — писала О.А. Апраксина, — но значение этой работы велико по двум причинам. Во-первых, потому что творческие способности в одной области положительно сказываются и в других областях… Во-вторых, развитие музыкальных способностей имеет большое значение и само по себе, так как обогащает личность человека, его духовную жизнь через открытие перед ним чудесного мира музыки» [6 , С. 23].
Развитие музыкальных способностей детей происходит в процессе разнообразных видов деятельности, среди которых все большее признание получает инструментальное музицирование на уроках в общеобразовательной школе.
Весьма существенно, что инструментальное музицирование находит определенное отражение как в программе по музыке, подготовленной под руководством профессора Д.Б. Кабалевского, так и в типовой программе по музыке, разработанной под общим методологическим руководством профессора Ю.Б. Алиева.
В педагогической науке накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития.
Представляет интерес исследование, в котором автор убедительно доказывает целесообразность элементарного музицирования (с использованием различных ритмических и звуко-высотных музыкальных инструментов) как метода активизации музыкально-сенсорных способностей. Но из-за того, что основой усвоения ладовых интонаций в его работе, естественно, служили особенности литовской музыки, предложенные автором рекомендации полностью приемлемы лишь в прибалтийских странах[3].
Талантливый грузинский педагог и исследователь Ш.А. Амонашвили в пособии для учителей «Здравствуйте, дети!» также не обошел вниманием возможность инструментальной деятельности младших школьников. В концерте, посвященном празднику букваря, ученики готовили выступление детского оркестра. «Дети быстро становятся в полукруг, в два ряда. Те, которые в первом ряду, садятся на стульчики, — пишет автор, — перед ними на столиках стоят ксилофоны, барабаны. У остальных в руках кастаньеты, треугольники, деревянные ложечки… Играет ритмический оркестр, дети поют песенку» [5, С. 126].
Но более всего в работе Амонашвили ценно философское осмысление музыки как фактора активного освоения детьми окружающей жизни и фактора профессионализма учителя начальных классов. «В ушах у меня звучат звонкие голоса детей, — пишет автор пособия. — Надо иметь педагогический слух, чтобы различить в этом якобы шуме звуки настраивающихся инструментов оркестра. И вас охватит чувство предвкушения будущей симфонии жизни» [5, с. 10]. Это великолепное образное сравнение очень кстати подходит к проведенному нами педагогическому исследованию введения в начальную школу курса элементарных музыкальных инструментов и формирование на этой основе музыкальных способностей младших школьников, ибо работа с детьми в области музыкального воспитания является своеобразным ключом к открытию мира музыки, становлению духовной культуры, развитию творческих способностей учащихся начальных классов.
«Музыка и воспитание! Музыка и обучение! Я нахожу, что теория музыки может обогатить теорию и практику воспитания чистым, прозрачным ручейком гуманности и радости. Почему нельзя осмыслить школьную жизнь не как нескончаемую борьбу между педагогом и детьми, чтобы образумить последних, а как величественную музыку творения честной души и чуткого сердца? Она будет звучать большей частью в мажорной тональности, иногда — в минорной, не обойдется и без мелодрам, но эта музыка не должна звучать в тональности императива, принуждения, нервозности, раздражительности, грубости. Музыка не нуждается в таких способах исполнения, в них не должна нуждаться также педагогическая мелодия.
Музыка — одна из основ гуманности души человека. Педагог, идущий к детям с партитурой школьного дня, слыша музыку этой партитуры в звуках детского жриамули [веселого шума птиц и детей. — груз.], представляя себя у дирижерского пульта школьного дня с волшебной палочкой воспитания, веря, что чудо воспитания — в его одухотворенности и преданности детям, не может не быть счастливым от того, что выбрал профессию педагога»[5, с.130-131].
Теория музыкального воспитания в своей основе подтверждается практическим опытом работы в школе, в том числе введением в начальную школу игры на элементарных музыкальных инструментах, активизирующим формирование музыкальных способностей младших школьников.
Весьма ценны в педагогическом аспекте представления о психолого-физиологических предпосылках формирования музыкальности. Они дают материал к объективному обоснованию возможностей усвоения навыков игры на различных музыкальных инструментах, элементарного инструментального музицирования как средства эстетического познания музыкального искусства в условиях начальной школы.
Известно, что кинестетический анализатор теснейшим образом связан с кожным анализатором; и моторика, и вегетатика регулируются внешними воздействиями. В младшем школьном возрасте тактильные анализаторы особенно чувствительны, а это значит, что качество звука (например, при игре на детской флейте), зависящее не только от способа подачи воздушной струи в инструмент, но и от правильности расположения пальцев на отверстиях инструмента, будет полноценнее контролироваться учащимися именно начальных классов. В результате развития ребенка при направленном обучении регуляция его моторики и вегетатики становится неизмеримо тоньше и богаче.
Для верного восприятия временных соотношений И.М. Сеченовым подчеркивалась особая роль слухового и кинестетического анализаторов. Ощущение звука имеет вообще характер тянущийся; это значит, слух обладает способностью ощущать явление звука конкретно и вместе с тем он сознает, так сказать, каждое отдельное мгновение его. Слух есть анализатор времени.
Надо заметить, что такая сложная функция, как чувство времени, хотя и обостряется с возрастом, но, стабильных показателей достигает лишь в старшем школьном возрасте.
У учащихся начальных классов с низким уровнем музыкальных задатков объективно замедленное развитие чувства времени может компенсироваться введением в работу с детьми группы ритмических инструментов на первоначальном этапе музыкального развития.
Формирование достаточно высокого уровня музыкальности — сложный психический процесс высшей нервной деятельности, осуществляемый смежной деятельностью коры больших полушарий и подкорковых образований.
Слово учителя и наглядность играют взаимозависимую роль в сознании учащегося в процессе усвоения навыков игры на детских инструментах и формирования музыкальности. Посредством слова — «сигнала сигналов» (И.П. Павлов) — преподаватель апеллирует к усвоению учащимися представлений и понятий об определенном музыкальном явлении, к теоретическому осмысливанию изучаемого материала. Через иллюстративно-наглядный показ на инструменте демонстрируются тот или иной технический прием, вы- разительный звуковой нюанс и другие средства музыкальной выразительности. Восприятие и воспроизведение средств музыкальной выразительности стимулируют эмоциональный отклик учащихся.
Эмоциональное состояние (от лат. emoveo — волнение) вызывается активной деятельностью подкорки головного мозга. С физиологической точки зрения эмоциональное состояние можно рассматривать как некоторый сдвиг функций вегетативной системы человека, положительно или отрицательно влияющий на восприятие музыкальных звуков, о чем свидетельствует ряд высказываний известных физиологов и психологов.
И.М. Догель : «При изменении мажора на минор с продолжительным темпом… дыхание становится у человека реже и глубже; мышцы приходят в более расслабленное состояние, и чувствуется более грустное расположение духа» [17, С. 30]
В.М. Бехтерев : «Известно, что бравурная музыка в раннем детском возрасте вовсе не переносится, вызывая у ребенка слезы, а со временем та же музыка ребенка оживляет, возбуждает радостную эмоцию, как оживляет детей и мерная музыка танцев» [8, С. 7].
Дети младшего возраста, как отмечает В.А. Крутецкий, «отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью», что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности» [19].
Заметим, что умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие (и воспроизведение) музыки. На основе внимательного прослушивания происходит внутренний словесный анализ музыкального материала, приводящий к мысли о красоте музыки и о величии человека, написавшего ее. Великий композитор создал волнующую и радостную музыку, уже эта мысль порождает у школьника эмоциональное чувство. Надо заметить, что без предварительной беседы педагога о конкретном музыкальном произведении трудно говорить о его эмоциональном восприятии и воспроизведении. Предварительная беседа будит мысль учащегося при прослушивании, мысль пробуждает эмоциональный отклик.
Многочисленные примеры музыки детских песен свидетельствуют об адекватности музыкального содержания и позволяют развивать у младших школьников тонкость эмоциональных чувств.
Большое значение в понимании природы музыкального творчества имеют исследования Л.С. Выготского, который писал о важности процессов диссоциации, лежащих в основе абстрактного мышления, и ассоциации, как «приведения отдельных образов в систему».
«Полный круг этой деятельности (творческого воображения ) будет завершен только тогда, — писал Выготский, — когда воображение воплощается, или кристаллизируется, во внешних образах» . [12, С. 24]. В нашем случае «внешние образы» — это представление детских музыкальных инструментов, «творческое воображение» — активно развивающийся внутренний музыкальный слух, а «полный круг» — пусть краткая, но логически завершенная мелодия, сочиненная учеником.
В данной ситуации не лишним будет напомнить слова педагога И. Петровой: «Способность к созданию в воображении многообразных красочных звучаний инструмента, умение выявить в реальном звучании глубину и рельефность родившегося в воображении образа и можно назвать образным мышлением исполнителя» [25,с. 41.]
Представляется ценной концепция Б.М. Теплова, согласно которой относительная слабость какой-либо одной способности на определенном этапе может компенсироваться другой, в данный момент более развитой [29, С. 21]. Данное положение подтверждает актуальность введения игры на инструментах в работе с музыкально слаборазвитыми детьми, для которых инструментальное музицирование является способом развития различных музыкальных способностей.
Необходимо отметить важное значение активизации деятельности самих школьников под руководством учителей, родителей для упрочения условно-рефлекторных изменений чувствительности слухового, зрительного, тактильного анализаторов, о чем свидетельствует работа Б.Г. Ананьева «Труд как важнейшее условие развития чувствительности» [3].
В современных условиях огромного потока информации дети самостоятельно дают оценку тому или иному музыкальному произведению. И игра на инструментах как практика активного общения с музыкой может стать своеобразным основанием творческой и верной оценки, мнения, суждения.
«Родители, учителя, — пишет А.А. Люблинская, — используя книги, предметы техники, культуры и искусства, обучают, просвещают детей, учат их рациональным, результативным приемам и способам действия»[23, С. 81].
В литературе по педагогической психологии мы находим положения, которые свидетельствуют о достаточно широких творческих возможностях знакомства с инструментами в музыкальном развитии детей. Музыкальные способности, в первую очередь у учащихся со слабо развитыми данными, могут формироваться путем усвоения навыков игры на элементарных музыкальных инструментах, творческого применения усвоенных навыков в процессе инструментального музицирования.
По мере творческого развития происходят качественные изменения психики, дети открывают для себя что-то очень важное, ранее неизвестное им в мире музыки, совершается переход от простейших творческих проявлений к более сложным.
«Психологические данные говорят о том, — писал Б.М. Теплов, — что… раннее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую, а не только «воспринимающую» деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям» [29, С. 16]. То есть данные общей и музыкальной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что творчество является важным условием активизации музыкального развития. Добавим, что весьма существенным средством формирования музыкально-творческих навыков и различных музыкальных способностей у всех без исключения детей младшего школьного возраста, как показал практический опыт, может служить инструментальное музицирование.
На данном этапе нашего исследования мы обосновали инструментальное музицирование как вид деятельности младших школьников с психолого-педагогической стороны и методической. На теоретическом уровне определили важность и актуальность музыкальных проявлений учащихся в исполнении музыки
3. Обучение игре на детских музыкальных инструментах
младших школьников
Обучение игре на инструментах должно протекать в атмосфере, особенно большой заинтересованности. Вот почему вначале ребят следует познакомить с оркестровым звучанием в исполнении взрослых, затем с характером звучания и выразительными возможностями каждого инструмента. Дети слушают, а потом и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: гром, дождь. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов [3].
С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Вначале разучиваются ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке, — так детям легче сосредоточить свое внимание на точном выполнении приемов игры. Это различные попевки и несложные песенки. Их дети легко усваивают и могут играть самостоятельно. Помогают обучению включенные в репертуар разнообразные народные попевки и песенки, например русские: «Солнышко», «Дождик», «Ладушки», «Петушок», «Зайка», «Бай, качи-качи» и другие.
Подбор произведений для коллективного исполнения зависит от состава оркестра. Следует разучивать пьесы с четко выраженными музыкальными фразами и предложениями. Особенно важно это при смешанном составе оркестра, так как разные группы инструментов должны вступать каждый в свое время. Так, «Вальс» Е. Тиличеевой, помимо художественных качеств, имеет еще одно достоинство — каждая, фраза заканчивается длительной паузой, и дети успевают подготовиться к дальнейшему исполнению. Отметим, однако, что в этой пьесе фортепианное сопровождение написано в одной манере, характер звучания не меняется, поэтому трудно сделать инструментовку разнообразной.
Напротив, фортепианная обработка того же композитора русской народной попевки «Ворон» представляет собой удачный пример пьесы для оркестрового переложения. В каждом предложении меняется характер звучания: то мелодия звучит одноголосно, то она украшена трелью в высоком регистре, то появляются шестнадцатые, придающие попевке оживленный характер. Эти особенности представляют широкие возможности для различных вариантов оркестровки, в зависимости от имеющихся инструментов. Вот почему надо приветствовать попытки композиторов создавать партитуры специально для детского оркестра, например русские народные песни «Ах, вы, сени мои, сени», «Во саду ли, в огороде» в переложении В. Агафонникова; «Ослик», «Полька». «Тихий вечер» в переложении С. Урбаха. По основной репертуар для детского оркестра — огромные богатства уже имеющейся замечательной музыки (пьесы и песни), которые по своему мелодическому рисунку хорошо поддаются оркестровой обработке [16].
Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей. Выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения — хорошо проверенные, традиционные методы — могут еще пополняться иными. Детям предлагают самостоятельно «исследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению и самостоятельных занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех.
В практике часто приступают к обучению игре на многих инструментах одновременно, хотя каждый инструмент требует различных приемов исполнения, или же разучивают нею пьесу сразу.
При этом одним детям приходится ждать, пока учатся другие. Это утомляет ребят и рассеивает их внимание.
Очевидно, целесообразным можно считать другое. Знакомство детей с инструментами необходимо осуществлять постепенно, двигаясь от простого к сложному – от простых ударных и шумовых (бубны, ложки, маракасы) к сложным мелодическим (ксилофоны, металлофоны, глёкеншпили).
Причем иногда полезно ребятам предложить самим осмотреть инструмент, найти способы игры на нем, а потом уже педагог вносит свои поправки [16].
В методике обучения игре на инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. В этом вопросе еще нет длительных и прочных педагогических традиций. Так, Российский педагог-исследователь, кандидат искусствоведения, Татьяна Эдуардовна Тютюнникова в своих многочисленных трудах, посвящённых проблемам детского музицирования на занятиях музыкой, попыталась обозначить ключевые моменты, адаптировав систему Карла Орфа для Российских педагогов. Рассмотрим наиболее ценные, с педагогической точки зрения, идеи её методики [30].
Так, по мнению Т.Э.Тютюнниковой, с самого начала работы над оркестром целесообразно уделять особо важное место музицированию с аккомпанементом звучащих жестов. Так как игры звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребёнка, звучащие жесты являются надёжным путём к тому, чтобы дети начали элементарно музицировать. Звучащие жесты воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их педагогическая незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе обучения музыке происходит непосредственно через тело ребёнка.
Первоначальной работой над звучащими жестами с детьми является одновременная имитация по типу «делай как я». Это целая серия всевозможных заданий, которая даёт простор для формирования импровизационных навыков. Повторяя заданный педагогом ритм с помощью звучащих жестов, детям необходимо это параллельно проговаривать («хлоп», «шлёп», «топ», «щёлк»), для того, чтобы тактильное восприятие сочеталось со слуховым и речевым. Подобные упражнения в дальнейшем следует усложнять, предлагая детям самим придумывать и исполнять ритм с помощью звучащих жестов. Всё это направлено на интенсивное развитие метроритмического чувства детей, помогает им быстрее приобрести музыкальные навыки.
Звучащие жесты в орфовской педагогической практике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Обычно за каждым «природным» тембром условно закрепляется какой-нибудь инструмент. Например, щелчки пальцами – могут быть пальчиковые тарелочки, треугольник, глёкеншпиль. Хлопки – деревянные шумовые или ксилофон. Шлепки по бёдрам – ручные барабаны, бубны. Притопы – большие барабаны и басовые инструменты. Так в игре «Странное эхо» одни дети исполняют ритм в звучащих жестах, другие тут же воспроизводят его на условленных инструментах.
Музицирование с инструментами можно считать логическим продолжением музицирования со звучащими жестами. Инструмент появляется в руках человека как необходимость в тот момент, когда потенциал «телесного оркестра» оказывается исчерпанным. В китайской книге мудрости Ли Ги написано: «Свободно двигающиеся руки хлопают, хватают палочку и ударяют по звучащему дереву, металлу, натянутой шкуре, коже. Рот, которому недостаточно выкриков, восклицаний, вздохов, «протянутых» слов, посылает своё дыхание в звучащую трубку. Так рука и нога подчиняются ритму и дыханию мелоса». [33, с.10].
По мнению Т.Э.Тютюнниковой, анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей – чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Автор считает: «Логика применения и использования инструментария в детской музыкальной педагогике подчиняется закономерностям развития музыкальности детей». [30, с.35]. Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности ритм выступает как её фундаментальная основа, то и первыми инструментами детей становятся шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления.
В орфовской музыкальной педагогике существует целый раздел, который называется «игры звуками». Сама педагогическая идея принадлежит В.Келлеру, автору двух известных книг на эту тему. Анализируя научно-методическую литературу, а также существующую практику, Тютюнникова выделяет в играх звуками несколько важнейших аспектов их педагогической целесообразности:
- изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических), детских музыкальных инструментов (шумовых и орфовских), а также голоса и артикуляционного аппарата;
- приобретение многообразного опята звуковых ощущений;
- исследование различных способов получения звука и приобретение навыков игры на инструментах;
- развитие тонкости тембрового слуха как основы для звуковысотного;
- приобретение навыков интуитивного строительства музыкальной композиции [30].
Однако самым важным, по мнению автора, в играх звуками для музыкально-творческого обучения является естественный и простой путь в
музыкальную импровизацию. Техническая лёгкость игры звуками, полная свобода фантазии и способов манипуляции является основой для творческих проявлений детей. Однако считается нужным определить целесообразную последовательность действий педагога, выраженную в словах, побуждающих к определённым действиям детей:
1. «Поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки, постарайся найти разные».
2. «Сыграй свою музыку на инструменте – как ты хочешь» — свободные индивидуальные и коллективные импровизации, спонтанная комбинаторика.
3. «Буди дирижёром, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, которую ты хочешь» — ребёнок дирижирует оркестром из нескольких музыкальных инструментов.
4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них музыку дождя, песню ветра, танец ёжика, солнечный свет, гром, твоё сегодняшнее настроение. Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций, типа «кап-кап», «тик-так», имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредования ассоциативной связи.
5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» — здесь используется метод наложения свободной в метро-ритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.
6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь» — диалоги инструментов, например коробочки и маракаса. В дальнейшем можно разыгрывать различные сценки с помощью инструментов. Например, коробочка обиделась на маракас, маракас и коробочка давно не виделись, маракасу грустно, коробочка хочет его развеселить. Участие в подобных музыкальных диалогах, которые дети вынужденно будут дополнять мимикой и пантомимой, способно дать им возможность почувствовать многогранную природу музыкальной интонации и интуитивно понять очень многое.
7. «Сыграем вместе» — переходная форма от игр звуками в свободной аметричной форме к импровизациям в заданной структуре. Используется метод наложения – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне структурно оформленной импровизации педагога на фортепиано (ксилофоне, металлофоне).
Таким образом, игры звуками, являясь первичной формой осуществления игры на детских музыкальных инструментах, системно организует музыкально-творческую работу с детьми, охватывая звучащие жесты и все виды элементарных музыкальных инструментов.
Переходя к основному этапу работы над организацией шумового оркестра в начальной школе, автор, прежде всего, говорит о том, что данная работы должна соблюдать четыре основных условия:
- быть доступной для детей;
- быть интересной для детей;
- быть систематической формой обучения;
- быть групповой формой обучения.
Музыкальный репертуар для детских музыкальных инструментов должен отличаться художественными качествами и доступностью. Он составляется из произведений (или же их отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике, жанрам и индивидуальному почерку. Чувства младших школьников, вызываемые музыкой, нередко приобретают социальный характер. Дети этого возраста хорошо воспринимают и любят исполнять лирические произведения — русскую народную мелодию «Вейся, вейся, капустка моя» в обработке Т. Попатенко, «На лодке» Н. Любарского, «Колыбельную» Е. Тиличееной и другие.
В репертуар включаются и произведения, близкие интересам малышей. Это мир животных и птиц («Лошадка» М. Раухвергера, «Ворон», «Сорока-сорока», «Петушок» — русские народные), поэтические картины природы («Во поле береза стояла», «Дождик», «Солнышко» — русские народные песни), странички из жизни детей («Мы идем с флажками», «К пионерам в гости» Е. Тиличеевой).
Но, пожалуй, самым характерным является то, что Д.Б. Кабалевский назвал образно «тремя китами». Это песня, марш, танец. Если проанализировать весь детский репертуар, то станет очевидной справедливость этого высказывания. И дело не в большом количестве, а во взаимных проникновениях этих жанров, в их разнообразии. Например, марши могут быть совершенно различными по характеру. «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта — яркий, блестящий марш. Песня для малышей Е. Тиличеевой «К пионерам в гости» — легкий, простой марш. «Звёздочка» и «Праздничный детский марш» того же композитора марш для торжественного шествия на празднике.
Еще больше разнообразия можно отметить в танцах. Это, к примеру, ритмически четкий «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского и спокойные мелодии русских народных песен-хороводов «Сеяли девушки яровой хмель» и обработке А. Лядова, «Во саду ли, в огороде» в обработке В. Агафонникова. Это веселая, задорная украинская пляска «Ой, лопнув обруч» в обработке И. Берковича изящная «Латвийская полька» в обработке М. Раухвергера, грациозная чешская народная мелодия «Парная полька» и многие другие.
Но, помимо общих требований к музыкальному репертуару, есть и специфические, характерные для детской инструментальной музыки. Музыка для детского оркестра отличается своими особенностями. Многие пьесы как бы иллюстрируют звучание тех или иных инструментов. Для примера назовем пьесы «Шарманка» Д. Шостаковича, «Трубач и эхо» Д. Кабалевского, «Музыкальная шкатулка» Ю. Некрасова, «Гармошка» и «Наш оркестр» Е. Тиличеевой, «Звенящий треугольник» и «Азербайджанский танец с бубном» Р. Рустамова, «Веселая тройка с бубенцами» и «Маракас» К. Туманян [16].
В произведениях, предназначенных для оркестров, необходимо учитывать исполнительские возможности детей. Вот некоторые пожелания, основанные на опыте работы с детьми.
Диапазоны мелодий должны быть небольшими, а сами мелодии построены на поступенных ходах или небольших интервалах с повторяющимися оборотами, фактура должна быть достаточно прозрачной, ритмические рисунки несложными (предпочтительны остинатные ритмы, то есть многократно повторяющиеся ритмические обороты).
Если динамика развития музыкальных образов требует изменения их характера, то изменение это должно быть очень четким. Важна ясность структуры произведения, так как в соответствии с новыми музыкальными фразами, предложениями обычно вступают новые инструменты. Особенно хорошо инструментовать пьесы, написанные в форме вариаций, или песни с вариационной обработкой.
Все эти пожелания вызваны тем, что у младших школьников внимание еще неустойчиво, они слабо владеют техникой игры. Главная же задача педагога — обучить детей игре на музыкальных инструментах и тем самым заинтересовать их музыкой, вызвать желание самостоятельно музицировать.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе по музыке. Это не самостоятельный раздел урока, а одна из сторон процесса единой музыкально-творческой деятельности. [3]
Основная направленность этого вида музыкальной деятельности в начальной школе выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке. Это занятие приемлемо для всех детей без исключения. Младшие школьники с различным уровнем музыкальных способностей принимают активное участие в совместном инструментальном музицировании. У детей со слабыми музыкальными данными постепенно пропадает ощущение своей музыкальной неразвитости, неполноценности. Полученные навыки игры на детских музыкальных инструментах позволяют импровизировать, находить собственные ритмы и мелодии, сочинять коллективно, подбирать аккомпанемент к песням, играть несложные пьесы [11].
Игра на музыкальных инструментах младших школьников развивает творческие способности учащихся. При этом решаются следующие конкретные задачи:
- образовательные:
- воспитательные:
- развивающие:
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие – по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет).
Среди детских музыкальных инструментов есть все основные группы:
- ударные
- струнные:
- духовые:
- клавишные:
- клавишно-язычковые:
- электромузыкальные инструменты
С первых занятий целесообразно использовать инструменты всех типов – мелодические (звуковысотные) и немелодические (ритмические, шумовые).
Способ – это исходная позиция инструмента, т.е. вариант расположения его в руках исполнителя при игре стоя или сидя. Например, при игре на деревянных ложках могут быть следующие исходные положения:
1 способ – по одной ложке в каждой руке, держать «щёчкой к щёчке» за рукоятки;
2 способ – по одной ложке в каждой руке, но в левой руке ложка перевёрнута (держать за головку выпуклой стороной);
3 способ – 2 спаренные ложки в правой руке, выпуклостями обращены друг к другу, указательный палец меж их рукоятками (3-я ложка – за кушаком, 4 и 5 вставлены в колени или в голенище сапога);
4 способ – 2 пары спаренных ложек (в каждой руке по паре);
5 способ – 3 деревянных ложки (дополнением могут быть ложки за кушаком, в коленях, в голенищах сапога): 2 ложки в левой руке рукоятками наружу (меж первой и второй, 3 и 4 пальцами), выпуклостями друг к другу, пальцы вкладываются в углубление, 3-я ложка в правой руке.
Приёмы игры – это приёмы звукоизвлечения, а именно: удар (рукой, молоточком, палочкой, ложкой об ложку, плечо, колени, об пол, справа-слева около уха, по открытой-закрытой ладони, о локоть и под него, о ложки товарища), встряхивание, глиссандо (скольжение), трель (быстрое многократное чередование двух соседних звуков), тремоло (быстрое многократное чередование двух звуков на расстоянии, например, по двум сторонам треугольника), щипком (медиатором) и т.п.
Приёмов игры немного, но при использовании различных движений (наклонов, поворотов головы, туловища, движений запястья рук, ног) складывается впечатление, что их великое множество. Так со сменой способов и приёмов игры создаются игровые колена, т.е. игровые комбинации. Примером игры на деревянных ложках могут служить следующие:
— «переход» – 2-мя ложками в правой руке поочерёдно выполнять удары по ладони поднятой вверх левой руки, по левому-правому-левому колену (повторить несколько раз);
- «вертушка» – 2-мя ложками в правой руке поочерёдно выполнять удары по ладони, локтю левой руки, плечу левой-правой руки, при этом «вертеть» левой рукой на каждый удар (на «раз» – ладонь вверх, на «2» – вниз, на «3» – вверх, на «4» – вниз;
- повторить несколько раз).
Более подробные приемы игры на ложках представлены в приложении 4.
Виды инструментального сопровождения :
- пульсация долей;
- дублирование ритмического рисунка произведения;
- исполнение остинатного ритма: 2/4 [20]
Неоценимо значение ДМИ в развитии звуковысотного слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах:
1 этап – восприятие и воспроизведение унисона, попевок на одном звуке («Небо синее», «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Мы идём с флажками», «В школу», «Смелый пилот», «Барашеньки», «Месяц», «Снегири», «Котик», «Барабанщик» и т.д.);
2 этап – восприятие и воспроизведение мелодий на двух звуках (соседних и на расстоянии): «Сорока», «Лепёшки», «Гармошка», «Дождик», «Спите, куклы», «Два кота», «Гори ясно», «Верблюд», «Уж как шла лиса» и т.д.;
3 этап – на трёх звуках («У кота-воркота», «Кап-кап», «Ходит зайка» и т.п.);
4 этап – на четырёх звуках («Василёк», «Скок-скок», «Как под горкой», «Труба» и т.п.).
На последующих этапах идёт постепенное расширение диапазона [21].
Большую роль играют ДМИ и в развитии ритмического слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах (в 2-х и 3-х дольной музыке):
1 этап – равномерная пульсация долей;
2 этап – восприятие и воспроизведение только сильных долей;
3 этап – восприятие и воспроизведение только слабых долей;
4 этап – восприятие и воспроизведение ритма, т.е. точного ритмического рисунка произведения
5 этап – восприятие и воспроизведение остинатного ритма.
После освоения пульса сильных и слабых долей очень полезно 2-хголосное ритмическое сопровождение. При этом следует соблюдать следующие требования:
- разделив класс на 2 группы исполнителей, обеспечить тембровое различие;
- сначала учить без пения, затем – с пением учителя, потом – с пением учащихся.
Развитие чувства ритма должно идти параллельно в нескольких направлениях.
Наибольшей эффективностью в работе по обучению игре на ДМИ пользуются следующие методические приёмы:
- с помощью нотной графической записи (на «нитке» — 1 линейке;
- вертикальными, горизонтальными палочками), «лесенка», табличек, графического изображения музыкальной формы (с помощью небольших геометрических фигур);
- с сопровождением и без него;
- с помощью «музыкального эха» — буквального повторения музыкальных фраз на различных музыкальных инструментах;
- с анализом общих и различных моментов ритмических рисунков каждой партии;
- с остановкой на трудном месте;
- с «перестановкой мотивов»;
- с помощью преднамеренных ошибок учителя в роли исполнителя (приём «разрушения») [20].
При обучении детей игре на ДМИ большое значение отводится музыкальному репертуару. Он должен быть доступным, художественным, небольшим по форме, объёму и диапазону. Важно, чтобы на начальном этапе обучения мелодии исполняемых произведений были бы построены на повторяющихся звуках, оборотах, поступенном восходящем движении или на небольших интервалах (ритмы – несложные).
Особенно хороши пьесы в форме вариаций, т.к. обычно с новым проведением темы в виде вариаций вступают новые инструменты.
Совместное музицирование приносит детям радость, удовлетворение. У детей со слабыми музыкальными данными пропадает ощущение скованности. Создаётся атмосфера увлечённости и интереса к музыкальным занятиям, к музыке как к искусству.
4. Игра на детских музыкальных инструментах
во внеурочной деятельности младших школьников
Практическая часть исследования представлена в виде анализа опыта работы учителей по использованию во внеурочной деятельности детских музыкальных инструментов. Нами было изучено несколько рабочих программ внеурочной музыкальной деятельности. Мы увидели, что преобладающее большинство из них направлено на развитие вокально-хоровых навыков младших школьников. Вторую направленность рабочих программ мы определили как программы, синтезирующие несколько направлений и видов музыкальной деятельности – пение, слушание музыкальных произведений, пластическое интонирование и игра на музыкальных инструментах. В этом направлении заслуживают внимание программы, объединяющие несколько видов искусств: музыку, живопись и литературу. Каждое направление программ имеет возможность для реализации их во внеурочной деятельности. Но нам интересовали программы, которые бы основаны были на исполнительском виде деятельности.
Для изучения опыта работы мы выбрали программу внеурочной деятельности «Шумовой оркестр», написанную учителем музыки М. Шумилиной. Вся программа представлена в приложении 1. Рабочая программа Т.Шумилиной нас заинтересовала, потому что мы увидели собственную возможность в ее проведении. Основные подходы к ее реализации, тематическое содержание ясное, достаточно понятное. Мы считаем, что учитель начальных классов может работать по ней и добиваться поставленных результатов.
Данная программа является адаптированной. Основой для данной программы являются программа Т. Э. Тютюнниковой, программы «Элементарное музицирование младших школьников», созданной по системе музыкальной педагогики Карла Орфа, примерной программы И.М. Бгажноковой (ритмические упражнения и игра под музыку).
Занятия по музицированию на различных ударных музыкальных и шумовых инструментах позволяют эффективно развиваться сенсорной сфере детей. Дети начинают дифференцировать звуки по высоте, улавливают динамические нюансы, координируют движения и развивают мелкую моторику, коммуникативные способности.
Программа «Шумовой оркестр» имеет эстетическую направленность, ориентирована на воспитание детей через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, классической музыки, обучение игре на народных шумовых инструментах, музыкально-ритмических и творческих способностей и памяти.
Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.
В основе программы лежат следующие принципы:
- творческой направленности;
- максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей;
- этического отношения к личности ребенка;
- конструктивного общения;
- добровольности.
Отличительной особенностью данной программы является воспитание музыкальных способностей учащихся начальной школы, обучение игре на шумовых инструментах и приобщение детей к творческой деятельности.
Новизна и отличительная особенность программы заключается в системе обучения игре на народных шумовых инструментах учащихся, основанной на разнообразном сочетании творческой деятельности: ритмические, инструментальные, несложные игровые миниатюры со словом и пением, экспериментирование со звуками.
Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занятий, способствующих развитию различных сторон психики ребенка, включая эмоционально-волевую и познавательную сферы. Учащимся занятия в кружке помогают сформировать и развить творческий потенциал, коммуникативные навыки, научиться групповой сплоченности, культуре поведения в социуме.
Кроме того, проводятся индивидуальные занятия с учащимися.
Актуальность программы в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов — мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для учащихся.
Занятия оркестра детских шумовых и ударных инструментов во многом помогают решить эту проблему. Наличие оркестра расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.
Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей ребенка.
В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Дети приучаются слушать музыку и вникать в ее содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от ее прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.
Музыкальное воспитание детей также осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных шумовых инструментах. Характерные для русской народной культуры звуки, орнаменты, мелодии «пронизывают насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность шумовых народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
На занятиях кружка у учащихся вырабатывается чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.
Воспитание ребенка через музыкальное искусство, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности обусловили необходимость разработки данной программы.
Цель программы:, Задачи программы:
развитие индивидуальных способностей детей, их творческого мышления и ассоциативной фантазии;
- развивать память и концентрацию внимания;
- дать возможность и шанс каждому ребенку выразить себя, показать свое отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах;
- воспитание с помощью музыки духовно-богатой, творческой, развитой личности;
- обучение детей совместному музицированию, умению слышать не только себя, но и других участников оркестра;
- воспитывать культуру общения в коллективе. воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыки;
- воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.
Программа «Шумовой оркестр» рассчитана на учащихся от 7 до 11 лет. В творческое объединение принимаются дети по желанию.
Программа «Шумовой оркестр» реализуется в течение 1года.
Форма работы – групповое занятие два раза в неделю в объеме 36 часов, продолжительность занятия 45 минут, а также индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты программы:
играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм; слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему; петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте; понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле
Формы подведения итогов реализации программы.
Формой подведения итогов и реализации программы «Шумовой оркестр» является участие в проведении развлечений и досугов, праздников, концертов.
Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие параметры:
Формой подведения итогов и реализации программы «Шумовой оркестр» является участие в проведении развлечений и досугов, праздников, концертов.
В материалах программы «Шумовой оркестр» предусмотрены диагностические материалы, которые проводятся на первых занятиях и в конце учебного года и представлены ниже в таблице.
Таблица
Диагностический материал определения развития музыкальных способностей при реализации программы «Шумовой оркестр»
Интонирование |
Чувство ритма |
Дикция |
Правильное воспроизведение звуков. . |
Правильное воспроизведение ритма. |
ясность, разборчивость произнесения текста (с правильным ударением), позволяющая без напряжения понимать смысл слов, тем самым облегчающая восприятие музыки |
Координация. |
Ориентация в пространстве |
Сольное исполнение |
Умение согласовывать движения различными частями тела под музыку. |
умение ощущать свое тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене. |
умение исполнять произведение сольно в музыкальном сопровождении или без него |
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения. Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речитативом. Каждое занятие включает в себя теоретический материал об истории создания музыкальных инструментов и практический – школьники овладевают навыками исполнительства на народных и шумовых инструментах.
Ввиду того, что в рабочей программе предусмотрено использование разных игровых приемов, мы подобрали ритмические игры, которые способствуют развитию внимания, памяти, координации школьников. Например, ритмическая игра «Пение и хлопки».
Описание и ход игры: Неожиданный музыкально — ритмический эффект может дать следующий прием исполнения песни: часть класса поет ее мелодию, а другая, отстав на один — два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создается своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания и увлекает учащихся.
Более полный перечень ритмических игр представлен в приложении 2.
Для развития мелкой моторики рук, пальцев, мы подобрали несколько пальчиковых игр, представленных в приложении 3.
МЫ предлагаем провести на одном из заключительных занятий КВН, посвященный русской народной песне, который разработали. Сценарий КВН представлен в приложении 5.
В дальнейшей исследовательской работе мы разработаем содержание каждого занятия и проведем во время преддипломной практики несколько занятий.
Таким образом, проанализировав рабочую программу «Шумовой оркестр», мы убеждены в том, что оркестр детских шумовых и ударных инструментов является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание таких оркестров — это замечательное средство развития младших школьников. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активизация формирования детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах доказывает состоятельность и продуктивность этого вида музыкальной деятельности.
Инструментальная деятельность детей в начальной школе ведет к неоднозначным, неординарным и, самое главное, существенным результатам в деле музыкального воспитания.
Использование музыкальных инструментов сближает возможности всех учащихся и превращает класс на определенном этапе в единый музыкальный коллектив, способствуя в то же время проявлению и развитию индивидуальных музыкально-творческих сил ребенка. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
Стабильно протекающий процесс формирования музыкальных способностей в ходе игры на инструментах обусловливает возникновение активно выраженной потребности учащихся в расширении музыкального кругозора, изучении и усвоении дополнительного музыкального материала, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Игра на различных детских музыкальных инструментах опосредованно способствует значительному и эффективному развитию детей с первоначально низким уровнем музыкальных данных, что является следствием компенсаторного значения инструментального музицирования.
При последовательном ознакомлении с различными группами простейших музыкальных инструментов индивидуальные и совместные инструментальные импровизации способствуют осознанному восприятию средств музыкальной выразительности. Усвоение средств музыкальной выразительности активизирует эмоциональность восприятия музыки, развивает содержательность мыслительных операций (узнавание, сопоставление, анализ, обобщение), вырабатывает у детей умение верно, обоснованно и стройно рассказывать о переживаемом музыкальном впечатлении. Это ведет к музыкальному и общему развитию учащихся, активному формированию музыкального духовного потенциала учащихся начальной школы.
Задачи, поставленные в начале исследования, оказались выполненными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/igra-na-detskih-muzyikalnyih-instrumentah/
-
Закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.federalniy-zakon.ru/ дата обращения 22.2016.
-
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования http://минобрнауки/documents/922. Дата обращения 21.02.2016.
-
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория и методика музыкального образования. – М.: Академия, 2014. – 454 с.
-
Амлинская Р.С. Музыкальные инструменты-игрушки в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010. – 242 с.
-
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 2014. – 232 с.
-
Апраксина О.А . Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. – вып. 10. – 2005. – 178 с.
-
Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М.: Музыка, 2013. – 468 с.
-
Бехтерев В . М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства // Избранные произведения. – М., 2010. – 343 с.
-
Бонды С. М. О шумовых оркестрах в школе // Искусство в школе. — 2008. — №6. — С.12-16.
-
Бороздимов А.А . Коллективное инструментальное музицирование на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы. — Калуга, 2007. – 174 с.
-
Ветлугина Н.А . Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 2006. – 462 с.
-
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 2014. – 190 с.
-
Гольденберг Н.М . Яворский и музыкальное воспитание детей // Б. Яворский. Воспоминания, статьи и письма. — М., 2004. — Т. 1. — 334 с.
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 233 с.
-
Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников. – 2012. — №3. – с.15-21.
-
Дмитриева Л.Г. Творческое развитие младших школьников на уроке музыки //Музыкальное воспитание в школе. – 2009. – вып. 15. – с. 15-21.
-
Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных. – Казань, 2009. – 342 с.
-
Дябло Т.В . Методы формирования чувства мажора и минора у младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. — 2014. — Вып. 12. — С. 33—39.
-
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 2009. – 288 с.
-
Лаптев И.Г . Оркестр в классе. — М.: Владос, 1994 – 204 с.
-
Лаптев И.Г . Тронуть струны разума и сердца // Музыка в школе. — 2012. — № 3. — С. 19-22.
-
Лихачев Б . Т. Воспитательные аспекты обучения. – М., 2008. – 232 с.
-
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 2007. – 328 с.
-
Метлов В.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 2009. – 232 с.
-
Петрова И. В. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников // Вопросы музыкальной педагогики. — 2006. — Вып. 7. — С. 38—51.
-
Пятин В.А. Управление педагогическим процессом в современном мире. – М., 2008. – 294 с.
-
Сухомлинский В.А . Духовный мир школьника. — М., 2011. – 290 с.
-
Танько Т. Класс-оркестр // Искусство в школе. – 2014. – 31. – с.51-53.
-
Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. — М., 2005. – 422 с.
-
Тютюнникова Т.Э. Сто секретов музыки для детей. — СПб: ЛОИРО,2013 . – 190 с.
-
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. — М., 2010. — Т. 8, 9.
-
. Шацкая В.Н. Музыка в школе и учитель // Музыка в школе. – 2009. — №6. – с.19-23.
-
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. — М., 2008. – 344 с.
-
Юзбашян Ю.В. Развитие музыкального мышления младших школьников. – Ереван. – 2009. – 356 с.