«Личностный портрет педагога дополнительного образования»

Эссе

Личностный портрет педагога дополнительного образования., Педагог дополнительного образования

Деятельность педагогов дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит в будущем прогнозировать возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования, в различных жизненных ситуациях.

Сегодня, отдавая должное высоким технологиям образования, особенно выращиваемым на основе опыта учителя, не следует видеть в них основное средство реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество современного образования. В сущности, вопрос о развивающей педагогике, о новых технологиях обучения и воспитания — это вопрос о статусе педагога в обществе и престиже его профессии. Личность педагога развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от условий его жизнедеятельности, но, прежде всего, в процессе педагогической деятельности и общения. «Только личность, — по замечанию А. Кушнира, — может вырастить личность. Серость с завидным постоянством плодит себе подобных».

следующих компонентов

Педагог, работающий в УДО должен:

  • быть доброжелательным и чутким;
  • чувствовать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением детей;
  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора (но без сарказма);
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • иметь творческое, возможно нетрадиционное, личное мировоззрение.

В наше время социальных потрясений на педагога дополнительного образования ложится огромная ответственность за личность ребенка, так как пока именно образовательное учреждение дополнительного образования в большей степени способствует ее становлению.

Учреждение дополнительного образования детей — особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

профессионально значимые качества педагога

4 стр., 1566 слов

Образование, его значение для личности и общества

... и еще один важный момент: Сочинение Роль образования в жизни человека Какова роль образования в жизни человека? Каких людей считают образованными и для чего так необходимо получить образование? Наверное, эти вопросы волнуют каждого человека на определенном этапе его ...

  • педагогическая направленность (важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии);
  • педагогическое целеполагание (умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий);
  • педагогическое мышление (овладение системой средств решения педагогических задач);
  • педагогическая рефлексия (способность педагога к самоанализу);
  • педагогический такт (отношение к ребенку как к главной ценности).

Профессиональные качества педагогов, работающих в УДО:

  • умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся;
  • умение модифицировать учебные программы;
  • умение стимулировать творческие способности учащихся;
  • умение работать по специальному учебному плану;
  • умение консультировать учащихся.

Однако, человеческая психология — важный фактор развития педагогики дополнительного образования, также, как коммуникации и информационный обмен. Это значит, что к образовательному процессу следует подходить прежде всего как к процессу развития гуманитарной системы, так как в образовательной технологии неизбежна неопределенность, а успешные попытки жесткой алгоритмизации маловероятны.

Поэтому не столько овладение чужими методиками решает успех дела, сколько способность педагога дополнительного образования к собственной творческой деятельности. В таких образовательных процессах акцент делается не столько на объяснение ученикам «знания», сколько на развитии их интересов и расширении индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Сегодня, когда проблема воспитания стоит особенно остро, педагог дополнительного образования должен быть творцом, готовым экспериментировать, в процессе общения влиять на поступки детей, профессионально решать образовательно-воспитательные задачи. Педагогическая интуиция дается опытом и судьбой, ее не получишь, листая методички и читая брошюры. Технологии «работают» только у умного и творческого педагога. Поэтому качество образования, несомненно, зависит от культуры педагога, которая определяет его действия в конкретной образовательной ситуации. Но при этом в современных условиях нельзя делать немедленную ставку на личностную педагогику: наше общество к этому не готово. Такая педагогика — наш ориентир, не отрицающий существования технологичной педагогики, которая успешна в силу точного проектирования учебной деятельности, осуществляемой любым педагогом. Одна и та же технология может осуществляться разными исполнителями добросовестно, но любая технология опосредуется свойствами личности автора.

В сознании многих опытных педагогов укоренилась уверенность, что долгие годы работы с детьми дают профессиональную культуру, а использование новых приемов работы выводит их на современный уровень преподавания. Это профессиональное самообольщение, мешающее педагогу понять изменение социокультурной ситуации в образовании, которая требует совершенно иных подходов и позиций, соответствующих современной эпохе.

3 стр., 1100 слов

Ломоносов М.В. – великая личность. Поэтическая деятельность

... блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. Ломоносов гордился славой русского ... жизни России XVIII в., подчеркивал исключительную важность поэтической деятельности М. В. Ломоносова. Она, по его оценке, "явилась ... и общенациональной проблематике, казалось бы, исключает в нем личность самого поэта, мы представляем себе их автора сторонником ...

Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.

Профессионализм педагога дополнительного образования

Если попытаться определить наиболее важные факторы, влияющие на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования, то таким фактором будет профессионализм педагога: только рядом с мастером может вырасти другой мастер, а воспитать личность может только другая личность, кроме того, лишь у мастера можно научиться мастерству.

Поэтому профессионализм педагога — основа для формирования и развития личности ребенка. В чем же заключается профессионализация? Подходов к определению этого понятия много. На наш взгляд, интересна точка зрения тех специалистов, которые рассматривают профессионализацию как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации — это одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешаются специфические противоречия, присущие социализации в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия между личностью и профессией, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого. Не зря говорят, что нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности и профессионализма.

1) Способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества.

2) Знания и навыки, необходимые для работы. Это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт.

3) Склонность и желание работать, к чему относятся такие качества как воля, мотивация. При этом следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты).

Наиболее положительное влияние как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Кроме этого следует учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, высокое развитие которых свидетельствует о большом профессионализме работника. Н.Д. Левитов выделяет следующие:

  • «достаточная скорость работы…»
  • «достаточная точность работы…»
  • «безвредность работы для психофизиологического организма человека…». Здесь имеется в виду такая безвредность, при которой нет истощения сил, т.е. человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Профессиональный портрет педагога дополнительного образования — проблема внешкольной педагогики. Профессиональные и человеческие качества педагога-внешкольника в отсутствии науки «внешкольная педагогика» являлись и продолжают являться критерием эмпирики, ориентирами для подрастающих поколений человеческой доброты, тем магнитным полем, вокруг которого концентрируются и сохраняются многие годы детская любознательность, интерес к науке, творчеству, желание «делать себя с него».

24 стр., 11992 слов

Особенности вокальной работы на дополнительных музыкальных занятиях ...

... работы: Состоит, в выявлении особенностей вокальной работы (индивидуальной так и ансамблевой) на дополнительных музыкальных занятиях со старшеклассниками. Задачи исследования: Проанализировать и изучить теоретический материал по вокальной работе ... которые может и должен опереться педагог Большим достоинством подростка является его ... всего их значение для развития личности. Это связано с усиленным ростом ...

Наиболее ярко и точно дал характеристику профессионального портрета педагога-внешкольника Ш.А. Амоношвилли: «Педагог-внешкольник — это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения».