Вопросы о художественном образовании не раз обсуждались на государственном уровне, где подчеркивалось, что к основным целям художественного образования на современном этапе необходимо отнести повышение значимости культуры и искусства в общем образовании; сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства. Сложившаяся в 70-80-х годах прошлого века трёхуровневая система художественного образования (ДХШ, художественное училище, ВУЗ) сохранилась до сих пор, но с каждым годом она теряет популярность среди студентов художников из-за тяжеловесности и временной длительности. Классическую академическую изобразительную грамоту можно получить только так, а тем более, качественно освоить профессию художника и дизайнера. Ни одни курсы или мастер-классы не смогут заменить цельной, стройной, академической системы обучения рисованию.
Русская академическая школа, в этом плане, лучший образец – именно в России сохранены традиции всех европейских академий, знания и навыки, преломленные через национальные особенности и культуру, и всё это закреплено годами и даже столетиями художественной практики. Но и европейские университеты также являются мощными учебными и научными центрами с богатым прошлым и впечатляющим настоящим. Как университетская степень для выпускника, так и право называться университетом для учебного заведения – это всегда почетно и престижно. Современные университеты Европы предлагают большой объем практики, гибкие индивидуализированные программы, и в большинстве они весьма демократичны и открыты талантам со всего мира.
Общество нуждается в творческом человеке, который обладал бы аналитическим мышлением, воображением, был бы готовым на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям.
Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества: осуществление собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире, в будущем позволит находить нестандартные решения в любой сфере деятельности. В условиях светского общего образования искусство – единственная область, в которой может закономерно совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа.
Влияние искусства на человека 11 класс
... Влияние искусства на человека Каждый человек осознает, что медицина и образование оказывают на нас сильное воздействие. Мы ... Проблема влияния искусства на человека Сочинение ЕГЭ: Вы когда-нибудь задумывались о влиянии на вас ... художественная реальность заменяет нам основную. Здесь часто речь идет о душевных травмах или жизненных трудностях. Рассмотрим другой аргумент: влияние искусства на человека ...
Актуальность
Цель исследования – рассмотрение истории и современности высших учебных художественных заведений России и за рубежом, а также подробное изучение этапов развития и современной структуры университета Оксворд Брукс, рассмотрение его особенностей.
Объектом исследования являются художественные вузы России и за рубежом, в частности университет Оксворд Брукс.
Предмет исследования – этапы исторического развития и современное содержание образования художественных вузов России и за рубежом, в частности, более подробное изучение на примере университета Оксворд Брукс .
Задачи исследования:
-
Изучить литературу и другие источники по теме исследования.
-
Рассмотреть историю развития высших учебных художественных заведений России и за рубежом в различные исторические периоды.
-
Охарактеризовать систему современного профессионального художественного образования в России и за рубежом.
-
Рассмотреть историю и современность университета Оксворд Брукс как одного из ведущих зарубежных вузов.
методы исследования
практическую значимость
Проблема исследования, Методологической основой
— основные положения научных работ, раскрывающие ключевые этапы становления высшего художественного образования России и за рубежом (А.С. Борисов, Д.Л. Зрелых, Е.Б. Миловзорова, В.Ф.Зив, О.В. Сабелева, Е.Я. Александрова, В.Л. Яконюка и др.);
— основные положения научных работ, отражающие современное состояние художественного образования в России (Ю. Протасов, М.В. Потехина, В. Малолетков, Ю. Азаров);
— различные статьи и интернет-ресурсы мировых рейтингов высших учебных заведений, официальные сайты вузов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Апробация материалов курсовой работы осуществлялась в рамках студенческой научно-практической конференции и учебной практики.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1.1. Первые художественные образовательные учреждения в РФ
Существует тенденция сужать область интересов художественного образования. Под ним традиционно подразумевается учебные процесс приобщения учащихся к изобразительному искусству. В немалой степени благодаря деятельности Центрального дома художественного воспитания детей (а с 1946г. — НИИ художественного воспитания, в настоящее время Институт образования РАО) в педагогике понятие «художественное образование» применяется и в расширительном смысле. Им всё чаще обозначается процесс ко всем видам искусства, как говорили когда-то в России, ко всем «художествам», включая литературу, музыку, театр, кинематограф, телевидение, возникающие новые и жанры, а также «комплексное воздействие» искусств на развивающуюся личность.
Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков
... исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей. Другие исследователи определяют музей ... артельным, его художественные принципы складывались как приемы ... работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в ...
Художественное образование на Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. В XVII в. центром иконописного и резного мастерства стала Оружейная палата в Москве. В XVIII в. положительную роль в развитии художественного образования в России сыграла созданная Петром I в 1711 Рисовальная школа при Петербургской типографии. В школе не только копировали образцы, но и рисовали с живой натуры.
«Крупной художественной школой в первой половине XVIII века стала так называемая живописная команда «Канцелярии от строений» — государственное учреждение в Петербурге, контролировавшее строительство в городе и осуществлявшее подготовку мастеров строительного дела, существовавшая с 1706-1797 гг.» [11].
В ней работали и учились многие известные русские мастера живописи — И. Я. Вишняков, А. П. Антропов и другие.
В середине XVIII века возникла Рисовальная палата при Академии наук, а также классы художеств при разночинном отделении гимназии Московского университета.
«Крупнейшим центром художественного образования в России стала основанная в 1757 в Петербурге Академия художеств, сыгравшая в XVIII — первой половине XIX вв. прогрессивную роль в развитии русского искусства. В ней учились представители многих народов России» [12].
В начале 70-х гг. XVIII в. окончательно сложилась академическая педагогическая система, которая строилась на изучении образцов античного искусства. Одним из основателей русской художественной педагогики был живописец А. П. Лосенко, утвердивший в преподавании строгую программность и разработавший методику преподавания рисунка. При академии существовало Воспитательное училище. В XVIII в. в академии изучался в основном исторический жанр; в XIX в. в ней стали развиваться портретные пейзажные жанры. В середине XIX в. в Академии художеств назрел конфликт между реакционным руководством, насаждавшим рутинный академизм, и передовыми художниками, стремившимися к реализму и демократической идейности. Благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов академия сохраняла своё значение как школа высокого профессионального мастерства. В XIX в. в ней получили образование художники-реалисты А. А. Иванов, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. А. Федотов, а также ставшие активными участниками передвижных выставок — Н. Н. Ге, В. М. Васнецов, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин и др. Помимо живописцев и графиков, в академии получили подготовку выдающиеся мастера пластики — М. М. Антокольский, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин и др.; зодчие В. И. Баженов, А. Д. Захаров, И. Е. Старов, А. В. Щусев и др. В 1893 проведена реформа академии, в результате которой учебная программа приблизилась к жизни, к преподаванию были привлечены крупнейшие художники-передвижники, в том числе Репин.
Академическое художественное образование в России в XVIII веке
... художественные школы XVIII века уже не могли отказаться от достижений в системе академического образования, они продолжали развивать дальше классическое направление в искусстве ... сменившего Шувалова в должности президента. При Академии было основано «Воспитательное училище», куда стали принимать детей с ... до 15 и четвертый - с 15 до 18 лет. В первом возрасте изучали закон божий, грамматику, ...
«Несмотря на большое значение изобразительного искусства и его роли в развитии и воспитании детей, история отечественного художественного образования содержит периоды, когда изобразительное искусство то входило, а то исключалось из числа обязательных предметов общеобразовательной школы» [3].
Так, в 1804 г., школьным уставом рисование было введено во все уездные училища и гимназии, а в 1864 г. Уставом средних учебных заведений исключено из числа обязательных предметов. В уставе говорилось, что отказаться от преподавания рисования приходилось, с одной стороны, по «недостатку времени», а с другой стороны, по «недостатку хороших учителей». Но уже в 1872 г. рисование вновь вошло в число учебных предметов общеобразовательной школы.
В XIX в. в России появились средние художественные школы. В 1809 открылась школа в Арзамасе.
Её основатель воспитанник Академии художеств А. В. Ступин построил систему обучения на академических принципах. За 40 лет существования школы в ней получили художественное образование свыше 150 молодых художников. Крупную роль в художественном образовании сыграла школа, созданная в 20-е гг. XIX в. А. Г. Венециановым в деревне Сафонково Тверской губернии.
В 1832 в Москве открылась русская художественная школа — Художественный класс (в 1843 преобразован в училище живописи и ваяния, в 1865, после открытия при нём архитектурного отделения, — в училище живописи, ваяния и зодчества).
Среди учеников московской школы были выходцы из народа (часто из крепостных).
В XIX в. из его стен вышли художники: А. К. Саврасов, Н. В. Неврев, В. В. Пукирёв, В. Г. Перов, Н. А. Касаткин, И. И. Левитан, К. А. и С. А. Коровины, М. В. Нестеров, С. В. Малютин и др. В разное время в училище преподавали Саврасов, И. М. Прянишников, А. М. Васнецов и другие. В начале XX в. в училище получили образование художники К. Ф. Юон, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, А. М. Герасимов и др.
«С 1839 при Обществе поощрения художеств в Петербурге открылась рисовальная школа. Ряд её воспитанников (В. В. Верещагин, Репин и др.) продолжал обучение в Академии художеств» [13].
Во второй половине XIX — начале XX вв. открылись художественные школы в Киеве и Казани, художественно-промышленная школа в Екатеринбурге, рисовально-технические классы в Пскове, художественные училища в Одессе, Пензе, Тбилиси и др.
В XIX в. получила развитие подготовка мастеров декоративно-прикладного искусства. В 1825 в Москве С. Г. Строганов основал «Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам» (ныне Московское высшее художественно-промышленное училище), где готовились специалисты декоративной живописи, резьбы по дереву, обработки металлов и т.д. Училище объявляло конкурсы, устраивало выставки, активно внедряло новые образцы в промышленность. Близким по профилю к школе Строганова было училище технического рисования, основанное А. Л. Штиглицем в Петербурге в 1876 (ныне Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной).
Художественное образование в современной России
... постоянно совершенствуют методы обучения и воспитания будущих художников, скульпторов, архитекторов, искусствоведов. Кроме профессиональных учебных заведений система художественного образования в России включает широкую сеть детских художественных школ, изостудий при Домах и Дворцах ...
1.2. Развитие художественного образования в СССР
После Октябрьской социалистической революции 1917 во всех союзных республиках созданы художественные вузы, училища и школы. В основу развития советского искусства и художественного образования положен метод социалистического реализма. Обучение рассматривается как единый процесс идейного воспитания, формирования образного мышления и овладения профессиональным реалистическим мастерством путём глубокого изучения натуры.
«История художественного образования в СССР можно рассмотреть по трём направлениям:
Как эволюция содержания и методов художественного образования детей и подростков в условиях общеобразовательных, специальных школ, а также в сфере дополнительного(внешкольного) образования;
Как история науки, изучающей теоретические вопросы эстетического воспитания, эстетические и художественно-творческие задатки ребёнка, особенности возрастного и индивидуального развития в разных видах искусства в области деятельности и восприятия;
Как часть истории художественной культуры ХХ века , в которой действующим лицом является юный художник( композитор, музыкант, танцор, поэт, писатель, артист)» [7].
В истории развития художественного образования СССР и предшествующего ему периода можно выделить четыре основных исторических периода. Периодизация эта условна, как всякое расчленение непрерывного процесса развития, в её основе — место ребёнка в отечественной культуре.
Первый период (рубеж XIX — XX вв. — первая половина 1930-х гг.) — определяется приоритетным значением в среде художественно-педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом, идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Новый век был назван «веком ребёнка». Ведущим, в данный период развития художественного образования, становится лозунг «от ребёнка к методу». Устанавливаются активные международные контакты, проблемы рассматриваются на уровне опыта многих стран Европы, Азии, Америки.
Хронологические границы были определены следующими событиями, в которых участвовали представители всех видов искусства: 1894 г. — первый съезд художников, собравшийся по случаю дарования П. и С. Третьяковыми своего собрания г. Москве. Рубежная дата этого периода — первая половина 1930-х гг., знаменательна становлением централизованной системы художественного образования, главным звеном которой стал Центральный дом художественного воспитания детей РСФСР.
В этот период определились научные методы изучения художественного творчества и развития ребёнка; создавались первые музеи и выставки детского творчества; коллекции произведений детского творчества (изобразительного, музыкального и литературного) научно-методического, эстетического и историко-документального характера [7].
Художественная культура как особая область культуры
... область культуры. Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства. Она включает: функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру ...
Второй период (вторая половина 1930-х гг.-1946 г) отмечен политизацией процесса художественного образования под знаком «социалистического реализма» как стиля эпохи и метода. В центре внимания художественного образования — одарённый ребёнок. Ведущий лозунг данного периода — «от методики к ребёнку».
Хронологические границы определяются следующими событиями в жизни страны и в области художественного образования: вторая половина 1930-х гг. — становление всех форм художественного образования и определение учебно-воспитательных целей общего и специального образования; 1946 г.- начало мирного строительства, проведение первой Всесоюзной выставки детского рисунка, преобразование ЦД ХВД в научно-исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР. Этот период отмечен значительными противоречиями в области художественного образования: регламентированная система приобщения к «обязательным» видам искусства (литературе, пению, рисованию) в условиях политехнизации общеобразовательной школы приводила к тому, что предметы художественного цикла, как эстетические, фактически не участвовали в образовании школьников. В то же время определились и получили распространение формы внешкольного (дополнительного) образования, расширилась сеть музыкальных и художественных школ, среди которых особый статус получили школы для одарённых подростков, профессионально ориентировавшие выпускников на поступление в музыкальные и художественные ВУЗы. Определяются существенные противоречия между сторонниками традиционных академических форм образования одарённых детей и подростков и методами, направленными на творческое развитие личности. Намечается проблема, ставшая центральной в области художественной педагогики, занимающейся и общим и специальным образованием — о соотношении декады национальных культур в Москве и крупнейших городах СССР, но преподавание искусства в общеобразовательных школах осуществляется по единым государственным программам, обязательным для всех школ СССР.
Третий период (1946-1970 гг.).
В центре внимания специалистов в области художественного образования, по-прежнему, одарённый ребёнок. Но в споре «творчество-обучение-развитие» всё активнее проявляют себя сторонники концепции «творчество в процессе обучения». В рамках данного периода происходит официальное признание научного статуса за областью художественного воспитания. Проводятся исследования, направленные на изучение «формирования коммунистического мировоззрения советского школьника средствами всех видов искусства». В развитии художественного образования большую роль играет Академия Художеств СССР, созданная в 1947 по постановлению Совета Министров СССР от 5 августа 1947 на основе реорганизованной Всероссийской Академии художеств. «Академия была призвана содействовать творческому развитию принципов социалистического реализма в практике и теории советской многонациональной художественной культуры» [8].
Начало 1970-х гг. ознаменовано масштабными социологическими исследованиями и началом Всесоюзного эксперимента в массовой школе по проверке нового содержания образования по музыке и изобразительному искусству.
Учебно-методический и информационный центр работников культуры ...
... на «до» и «после». Связь поколений незрима, но очень прочна! Сегодня и завтра мы будем помнить великий подвиг великого народа! Помнить – это один из способов сберечь завещанный нам мир! ... Твоим заветам следуя, мир надобно беречь нам, Чтоб радостными были «завтра» и «вчера». От вас мы эстафету принимаем, Как ... оставленные беды… И в этот славный день – день каждого из нас Присядем рядом, ты расскажешь о ...
Регулярный характер приобретают олимпиады и конкурсы художественного творчества детей и подростков, в организации которых активное участие принимают деятели культуры, прежде всего представители видов искусства, адресованных подрастающему поколению. Возобновляются международные контакты с конца 1950-х гг. «В НИИ художественного воспитания формируется научная школа, разрабатывающая проблемы эстетического воспитания, художественного образования в области изобразительного искусства, музыки, истоки которой восходят к 1920 гг.» [9].
Четвёртый период (1970-1990 гг.).
Предметом внимания учёных и художников-педагогов становится обычный ребёнок («массовый школьник»); активная деятельность на поприще эстетического воспитания представителей искусства обусловлена повторением ситуации рубежа XIX -XX вв. — возникла проблема «потребления искусства», дефицита «культурного зрителя, слушателя», «обнищания духовной культуры», потери народом «памяти культуры».
Пересматриваются целевые установки художественного образования во всех его формах и на всех возрастных этапах развития учащегося. Проблема «творчество-обучение-развитие» становится на уровне всей системы художественного образования, появляются сторонники её решения в пользу «творчества» и в образовательной школе, и в специальных школах, студиях, школах искусства. Возрождается интерес к спонтанному детскому творчеству и изучению природы художественной деятельности ребёнка и профессионального художника. Научно-исследовательская работа приобретает практико-ориентированный систематический характер во всех областях художественного образования.
Приоритетное значение приобретает национальная культура (а также региональный компонент) в художественном образовании, способствующая интегрированию всех предметов художественного цикла в школе [2].
Конец века ознаменован сменой формации, что породило новые явления — социально и содержательно дифференцированное как общее, так и художественное образование.
1.3. Высшее художественное образование в современном мире за рубежом и в России
Современное художественное образование — шире, чем просто сеть средних специальных и высших учебных заведений, которые готовят, музыкантов, художников, искусствоведов и т. д.
Художественное образование как система потенциально охватывает все слои общества и все сферы деятельности. Основываясь на функции просвещения и обучения мастерству, художественное образование должно стать интегрирующей системой, стимулирующей творческие инициативы не только в искусстве и культуре, но и в других сферах — в науке, бизнесе, производстве, общественной жизни и политике[5].
На английском языке Мой университет/ My University с переводом на русский язык
... на бизнес-образовании . Недаром он находится в центре Кремниевой долины, а его выпускники основали известные на весь мир компании: Google, Yahoo!, Silicon Graphics и другие. Сочинение на английском языке Мой университет/ ... fund-raising activities, volunteer work, etc. Я усиленно учился, чтобы стать студентом этого университета. На данный момент, я также являюсь членом Комитета студенческого союза и ...
Основанием для такой постановки вопроса являются следующие глобальные изменения:
· наступление «эпохи креативности» . Современный мир входит в фазу «креативности», в которой творчество выступает ключевым фактором экономического и социального развития. Креативность (творческая способность) перестает быть исключительной характеристикой художественных и других элит, она становится необходимым инструментом для достижения успеха, качеством, важным для самых разных профессий;
· демократизация культурного процесса . Вовлечение широких масс в культурный процесс происходило на протяжении XIX-XX вв., но именно на рубеже XX-XXI вв. в этой сфере произошла небывалая «бескровная революция». По подсчетам экспертов, в создании цивилизации участвовало примерно 20 миллионов имен и фамилий творцов в разных сферах. Сегодня, благодаря интернету, доступ к производству авторских продуктов получило около 2 миллиарда человек. Одновременно достижения культуры стали тотально доступными. Это актуализирует вопрос о необходимости столь же тотального образования в области эстетики и творчества;
·
Вместе с тем само художественное образование нуждается в модернизации, особенно в России, где сеть образовательных учреждений все еще несет печать советской идеологизированно-просветительской модели. Важнейшей целью современного художественного образования является воспитание Homo creans (человека творящего), то есть развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления и творческого подхода к деятельности, опирающихся на совокупность полученных знаний и опыта. В отечественной педагогике понятие «творчество» тесно переплетается с понятием «креативность», но не тождественно ему. Так, если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека, его способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые варианты решения проблем. Креативность также можно определить как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта. Исторически сложившиеся традиции художественного образования — это не только национальное культурное достояние, но и одна из реальных, практически значимых возможностей воздействия на духовное развитие человека. Практика и многочисленные исследования показывают, что обращение к отечественным культурно-историческим ценностям в образовательной и просветительской деятельности выступает эффективным фактором формирования у подрастающего поколения национального самосознания, чувства ответственности за будущее процветание страны, навыков межкультурного взаимодействия и толерантности. Художественное образование является одним из важнейших механизмов трансляции всей системы гуманитарных ценностей, сохранения и воспроизводства культурных традиций [5].
Едва ли стоит говорить, как высоко ценится диплом европейского университета в России. И дело здесь не только в том, что европейская система образования, а точнее сказать, характер реализации Европой Болонского процесса является результатом куда более высокого рейтинга учебных программ по сравнению с российскими. Сам процесс обучения за рубежом дает студенту не только подобающее образование, но и опыт взаимодействия с иностранными специалистами и возможность практики в выбранной области. Хотя и с каждым годом качество российских университетов неуклонно растет, и многие из них оставили далеко позади некоторые европейские, все же стремление студентов обрести опыт обучения за рубежом очень велико.
Тему «university of my dream (университет моей мечты)»…оооочень нужно..))
... издательство. В процессе обучения используется система тьюторства, когда специалист соответствующего профиля закреплен за каждым студентом и несет персональную ответственность за его подготовку и учебу. Сочинение на тему мой университет на русском Я учусь ...
На самом деле, что в России, что в Европе образование подчинено одному и тому же курсу — тому, что был задан на Болонском процессе. Болонский процесс состоялся 19 июня 1999 года, его целью являлась унификация систем образования в большинстве стран континента для повышения мобильности студентов и профессоров. До этого каждая страна имела свою собственную систему присвоения степеней. Соответственно, порой переориентировать студента даже соседней страны для новой обстановки было крайне тяжело, то же касалось и академиков, соответственно тормозило международное сотрудничество и научный прогресс. Учитывая, что Болонский процесс имел место относительно недавно, не все страны успели прийти к общей гармоничной системе. И тенденция такова, что университеты Восточной Европы до сих пор во многом придерживаются старых ценностей. Страны СНГ в этом плане разительно отличаются от европейских университетов. Естественно, с каждым годом этот разрыв все больше сокращается, а большинство передовых университетов страны уже вплотную приблизились к европейской системе. Но все же наше законодательство пока что ограничивает развитие эффективного образования, и в пугающем большинстве случаев диплом является фактически номинальным. Но, к огромному счастью, его наличие, так же как и наличие школьного аттестата, все же открывает доступ студентов к европейской системе. Но нужно быть готовым к тому, что ждет за границей [5].
По результатам трёх мировых рейтингов на сегодняшний день были выделены лучшие ВУЗы мира. Среди них и те, при которых есть факультеты изобразительного искусства и дизайна. Самые известные из них:
1. — старейший университет США, располагающий самым крупным фондом пожертвований среди вузов мира. В стенах Гарварда училось более 40 Нобелевских лауреатов, а также многие политики (например, Теодор Рузвельт и Барак Обама) и бизнесмены (например, Билл Гейтс и Марк Цукерберг).
2. Massachusetts Institute of Technology (MIT) — вуз, зарекомендовавший себя как мировой лидер в области точных наук и технологий. Именно здесь ведутся передовые исследования в области естественных наук и инженерного дела. MIT подарил миру 80 Нобелевских лауреатов, а также множество выдающихся ученых, инженеров и общественных деятелей, навсегда изменивших нашу жизнь.
3.University of Oxford — один из старейших университетов Европы и настоящая гордость Британской системы образования. Заветная мечта тысяч студентов со всего мира. Среди блестящих выпускников вуза: Льюс Кэррол, Джон Толкин, Маргарет Тэтчер и Тони Блэр. Учебное заведение бережно хранит свои традиции и поддерживает высочайший уровень преподавания.
4. Stanford University — университет создавался с целью воспитания не просто образованных, но и востребованных на рынке труда выпускников. И ориентация на общественную пользу сохраняется в Стэнфорде по сей день. Именно поэтому среди выпускников вуза множество новаторов и изобретателей, чьи идеи перевернули наш мир.
5. Yale University — престижнейшее учебное заведение, знаменитое не только качеством преподавания, но и потрясающей интернациональной атмосферой. Еще с начала 19 века Йельский университет начал активно приглашать талантливых абитуриентов из разных уголков планеты. В результате — среди выпускников вузов — множество лидеров различных стран мира, а также ведущие общественные деятели, ученые и предприниматели [16].
Художественные высшие учебные заведения Москвы также всегда находились на особом счету. Список художественных вузов в столице не очень велик, однако получить в их стенах образование считается престижным во всем мире. Высокий уровень преподавания в них был задан еще отцами-основателями этих учебных заведений. В их число входят Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, Российская академия живописи, ваяния и зодчества, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова и художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. В обязательном порядке необходимо упомянуть и о Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина — данный вуз, имеющий вековые традиции, был основан в середине XVIII века при покровительстве императрицы Елизаветы Петровны. Согласно действовавшему тогда Уставу обучались в нем в течение 15 лет. Сегодня официальный срок получения образования сокращен, однако для того, чтобы стать студентом, абитуриенту в прямом смысле придется потратить годы на подготовку к поступлению [1].
При каждом из перечисленных вузов есть собственная художественная школа или подготовительные курсы. Обучение и подготовка в них занимает от нескольких месяцев до двух лет. Стоит, однако, оговориться, что официально никто не дает их выпускнику гарантий на поступление.
Кроме того, при поступлении в художественный вуз очень важно учесть одну тонкость: при разборе заявок наибольшее предпочтение отдают тем абитуриентам, которые либо закончили специализированные художественные школы (например, Детскую художественную школу №?1 им. В. А. Серова на Пречистенке, Московский академический художественный лицей Российской академии художеств), либо имеют за плечами среднее профессиональное образование в художественных училищах (Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года или Московское художественное училище (колледж) прикладного искусства).
Делается это потому, что такого рода высшее образование не терпит случайных людей, которые внезапно загорелись желанием оказаться художниками, реставраторами или архитекторами. Конкуренция между поступающими достаточно жесткая, и принять должны лучших из лучших, поэтому строить планы о поступлении необходимо заранее, учитывая собственные возможности.
Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило рейтинг высших учебных заведений по результатам их деятельности:
1. Московский архитектурный институт (государственная академия)
2.Московский государственный художественно-промышленный университет
3.Уральская государственная архитектурно-художественная академия (Екатеринбург)
4.Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
5.Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
6.Ростовская государственная академия архитектуры и искусства
7.Красноярский государственный художественный институт [1].
На основе всех выше перечисленных данных можно сделать вывод, что уровень академического художественного образования в России также высок, уникален и качественен.
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
2.1. История возникновения и современность Оксвордского университета
Университет Оксфорда — это синоним престижности и элитности, качества образования, науки и знаний. ВУЗ отличается от других учебных заведений высоким уровнем академичности, научных исследований, замечательным финансированием, возможностью получения грантов и контрактов на обучение, проведения экспериментов, реализацию различных проектов. По этим критериям Оксфордский университет входит в ТОП высших образовательных заведений мира и Великобритании, составляя конкуренцию Кембриджу и Кардиффу. Обучение в Оксфорде открывает огромные перспективы перед выпускниками, многие из которых становятся лауреатами Нобелевской и Пулитцеровской премий, получают мировое признание в литературе, физике, химии, биологии, руководят транснациональными корпорациями и международными организациями.
Легенды Оксфорда говорят о том, что учебное заведение было основано Альфредом Великим в 872 г., который проводил длительные дебаты с монахами на различные ученые темы. Но историки не могут найти достоверных доказательств того, что именно с этой даты началось развитие Оксфорда как университета. В 1074 году на территории замка был основан колледж светских законов церкви святого Георгия, с которого и началась история университета. Уже в 1096 году тут полным ходом шел учебный процесс, но сведения о лекциях, семинарах и практических занятиях сохранились достаточно фрагментарные. Известно только, что курсы читались выдающимися мыслителями XI —XII вв., как Р. Паллен, Р. де Чесни и З. Стэмпенсис. В течение XII в. вокруг ВУЗа сформировались крупные религиозные центры — монастыри, аббатства и церкви. 1167 год стал поворотным в развитии университета, что было вызвано возникшим конфликтом между верховным понтификом католического мира Папой Александром Третьим, архиепископом Беккетом и английским королем Генрихом. В разгар противостояния монарх приказал всем студентам из Англии оставить Францию, запретив им вообще возвращаться за границу. Для этого нужна была специальная королевская лицензия, но король ее не давал. Поэтому студенты были вынуждены пойти дальше учиться в Оксфорд, чтобы получить документ о высшем образовании [14].
В дальнейшем развитии университета можно выделить такие этапы:
-
XIII —XIV в. — университет получил огромное количество прав, заняв привилегированное положение в городе. Студентам и преподавателям была значительно снижена оплата за проживание в кампусе. Также администрация создала для них систему скидок для приобретения товаров, продуктов, учебников. Кроме того, и сотрудники, и учащиеся получили защиту от городской власти. В это же время в Оксфорде появился канцлер, т.е. руководитель учебного заведения;
-
В XIII в. появилась система колледжей (сначала их было всего десять), которые владели прилегающей к ним землей. На своей территории администрация учреждений строили здания, в которых студенты проживали, питались и обучались. Самыми старыми являются колледжи Мертон и Баллайол, которые появились в 1264 году.
-
С начала XV в. студенты больше не арендовали квартиры в городе, им это делать запретила администрация Оксфорда, полностью переведя учебный процесс и досуг обучающихся под контроль канцлера;
-
В XIV в. университет превратился в крупный учебный, научный и образовательный центр Англии, где постоянно проводились споры на политические, идеологические и теологические темы; До 1878 г. поступать в университет женщины не имели право, а потом им это разрешили, которые получили полноправное членство только в 1920 г.; 1974 г. уставы колледжей были изменены — в них внесли пункт о том, что женщины и мужчины могут учиться вместе;
-
В XX в. к гуманитарным дисциплинам были добавлены курсы, касающиеся прикладных, естественных и медицинских наук [14].
На сегодняшний день Оксфорд — это система колледжей, которых в составе ВУЗа насчитывается 38. Среди них стоит отметить следующие: Университетский; Баллайол или Баллиол; Мертон; Эксетер; Ориель; Куинз; Нью-колледж; Магдаллены; Святого Иоанна; Святой Анны; Святой Хильды; Бенетс; Харрис Манчестер и т.д. В 20 в. появились колледжи святого Петра, святого Антония, святого Эдмонда (Эдмонд-Холл), Ньюфилд, Линейкр, святой Катерины, святого Креста, Волфсон, Грин Темплетон (до 2008 г. это было два отдельных колледжа Грин и Темплетон), Келлогг. Отдельно функционирует университет. Каждый колледж имеет собственное самоуправление. Среди функций колледжей стоит отметить: отбор и прием учащихся; организация и налаживание учебного процесса; организация питания и проживания студентов; спортивные занятия; организация свободного времени. Университет же обеспечивает учащимся аудитории для проведения занятий, лабораторных, экспериментов. Кроме того, на территории центрального кампуса расположены библиотеки и лаборатории, клубы, общества. Администрация университета принимает экзамены, устанавливает график лекций и практических занятий, занимается присуждением магистерских и докторских степеней.
В инфраструктуру Оксфорда входят и другие объекты: Множество библиотек, количество которых насчитывает несколько сотен, в том числе и Бодлеянская. Ее фонды хранят все книги, которые когда-то выходили в Великобритании; Музеи; Издательство; Ботанический сад; Клубы; Студенческие общества; Спортивные и тренажерные залы; Зоны для отдыха; Столовые; Общежития; Частные колледжи-общежития (холлы), которые были основаны христианскими религиозными орденами; Парки; Компьютерные классы и аудитории; Театр; Музыкальные комнаты; Хор; Часовня [14].
Программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры представлены на различных отделениях, которые созданы при колледжах и университете. Среди таких отделений-факультетов стоит отметить: Дополнительного образования; Международных отношений; Стран и регионов мира (отдельно по Африке, Латинской Америке, России, Японии и т.д.); Различных направлений медицины – клинической, молекулярной; Психиатрии, педиатрии, хирургии; Химии, биологии, физики, физиологии; Материаловедения; Истории разных периодов; Языков; Литературы; Филологии; Компьютерных наук; ИТ и программирования.
Самыми популярными специальностями в Оксфорде являются право, дизайн, биология, биомедицина, экономика, история, ИТ, гуманитаристика, химия. Колледжи проводят только занятия по отдельным курсам. В частности, историю изучают в 32 учреждениях, компьютерные науки есть в 13 колледжах, аспирантура и магистратура — в семи заведениях. Обучением студентов занимается огромный штат квалифицированных сотрудников, 70 из которых входят в состав Британского королевского общества, еще сто человек стали членами Британской Академии. Академический год в Оксфорде длится с октября по конец июня. Учебный процесс разделен на три семестра или триместра: Тринити, который охватывает весенний семестр; Миклмасс (осенний); Хилари (зимний).
Система образования строиться на таких формах обучения, как семинары, лекции, практические, лабораторные занятия, эксперименты, а также индивидуальные занятия с тьютором [14].
По итогу можно с уверенностью сказать, что Оксфордский университет, несомненно, прежде всего подкупает своим престижным статусом — он получил всемирное признание работодателей и сохраняет его в течение многих лет.
2.2. История и современность университета Оксворд Брукс
Оксфорд Брукс — динамичный, современный университет, расположенный в красивом, историческом месте. Ежегодно в нем обучается свыше 3,200 иностранных студентов (около 18% от общего числа студентов) из 140 стран мира.
Брукс имеет международное признание за высокое качество образования и инновационные методы преподавания и обучения. Здесь студенты имеют возможность получить квалификацию, которая ценится работодателями всего мира.
Оксфорд Брукс проводит обучение по самым разнообразным программам бакалавриата и последипломного образования — студенты могут выбрать от традиционных академических дисциплин до предметов, предоставляющих более широкие перспективы карьерного роста. Брукс также круглый год проводит подготовительные курсы и курсы подготовки к бакалавриату.
Университет был открыт в 1865 году. Тогда он назывался Оксфордская школа искусств. С 1970 до 1992 года учреждение называлось Oxford Polytechnic. Статус университета вуз получил только в 1992 году. Свое имя колледж получил в честь Джона Генри Брукса — своего первого ректора. Модульная форма обучения была впервые введена именно в Оксфорд Брукс. В университете действует больше 130 разнообразных программ обучения для получения степени бакалавра и больше ста программ для магистров. В каждом здании университета предоставлена возможность бесплатного пользования Интернетом. Во всех кампусах есть компьютерные залы, пользоваться которыми можно круглосуточно. Также здесь в распоряжении студентов и преподавателей библиотеки, рестораны, места отдыха, спортивные комплексы и студенческие магазины [15].
Oxford Brookes University — единственный современный университет в Англии, получивший высшую оценку Quality Assurance Agency по 24 специальностям вуза. Кроме того, университет дважды был удостоен королевской награды Queen`s Anniversary Prizes, которая присуждается университетам и колледжам Великобритании за выдающиеся достижения и высокое качество образовательных программ.
Высокие позиции в рейтингах были получены, в частности, за качество преподавания, перспективы трудоустройства выпускников, интенсивность научной деятельности, связь с бизнесом и производством. Кроме того, 94% исследовательских программ университета получили международное признание, а 59% из них входят в категорию «ведущие в мире».
Университет расположен в знаменитом студенческом городе Оксфорде, богатом своими культурными и академическими традициями. Оксфорд — многонациональный город, что традиционно привлекает в него массу студентов.
Университет стремительно развивается и в последние годы были вложены огромные средства в развитие инновационных средств обучения, передовое оборудование и строительство современных зданий. Университет Оксфорд Брукс известен в Великобритании своими бакалаврскими и магистерскими программами, а также исследованиями в таких областях как архитектура, строительство, городское планирование и управление, бизнес, менеджмент, экономика, компьютерные науки, машиностроение, проектирование гоночных машин, право, менеджмент гостеприимства, спортивные науки и менеджмент, социальные и гуманитарные науки [15].
Требования к поступающим: отличные оценки и знание английского языка. Для иностранных студентов требования разные: в частности, российским студентам необходимо сдать квалификации А-Levels или International Baccalaureate (IB), также подойдут американские SAT или ACT. Первого года бакалавриата, оконченного в другом университете, может быть достаточно для подачи заявки.
Подводя итоги, можно сказать, что Оксфорд Брукс выглядит очень достойно и действительно обеспечивает для своих студентов максимальные возможности. Хотя и был построен университет недавно, он имеет большой потенциал и уверенно продвигается к более высоким местам в мировом рейтинге — этому способствуют инвестиции в модернизацию зданий и в обеспечение всего, что необходимо для учебы, отдыха и развития. Модульная система образования и множество комбинированных предметов делают Брукс уникальным среди многих университетов в Великобритании [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественно-образовательный процесс направлен не только на получение профессиональных навыков, но и на освоение человеком культурной художественной информации, на присвоение личностью общественно-значимых ценностей в художественной культуре, фундамент которой не рационален, а эмоционален: в данном процессе общественно-значимые ценности передаются педагогами в межличностном общении, усваиваются переживанием и после этого становятся стимулами художественной деятельности человека, опирающего на культурную художественную информацию и стремящегося к воспроизведению общественно-значимых ценностей.
На сегодняшний день становление художественного образования позволяет проанализировать и осмыслить те процессы, которые происходят в художественном образовании на протяжении становления художественного образования в истории. Исторически сложившийся процесс освоения художественной культуры определяется не только трансляцией культурных ценностей от поколения к поколению, но и развитием культуротворческого потенциала личности — процесса, тесно сопряженного с решением проблемы самоидентификации. Актуализация культурно-образовательной среды способствует реализация творческого потенциала индивида с разным уровнем способностей. Доминанты идеальной модели современного художественного образования включают в себя не только знания, умения, навыки, но и показатели личностного развития индивида, ориентацию на общечеловеческие ценности, широкую эрудицию, потребность в непрерывном образовании, нравственное самоопределение, способность к творчеству и саморазвитию, ценностное восприятие произведений художественной культуры, связанные с компонентами необходимыми для реализации культуротворческого потенциала личности (креативные, когнитивные, аксиологические) [3].
На протяжении всех годов в России оформляются методы государственного управления художественным образованием как системой. Разрабатываются концептуальные связи между всеми уровнями художественного образования и искусством.
По итогам анализа современного состояния высшего художественного образования в Российской Федерации были составлены и уточнены рекомендации по дальнейшему перспективному развитию данной образовательной области.
1) включение вопросов развития художественного образования и воспитания в число стратегических направлений развития образовательной и культурной политики в Российской Федерации;
2) интенсивное развитие общего образования и воспитания в области культуры и искусства;
3) сохранение и совершенствование многоуровневой системы профессионального образования в сфере искусства;
4) изучение проблем современного художественного образования и воспитания в целях его совершенствования и обоснования политики в данной сфере.
Каждый университет любой страны имеет ряд преимуществ. Университеты России составляют неплохую конкуренцию зарубежным вузам. Но при всех плюсах высшего художественного образования в России, особую ценность и внимание всё же несут вузы стран зарубежья. Они были, есть и остаются самыми престижными и статусными. Но для того, чтобы обучаться в таких заведениях, необходим ряд обязательных условий. Например, свободное владение английским языком, чем не может похвастаться каждый студент, мечтавший туда попасть. И это только один нюанс. Помимо языкового барьера есть ещё финансовая сторона вопроса, а также высокий проходной балл при поступлении.
Университет Брукс: модульная система образования и множество комбинированных предметов делают его уникальным среди многих университетов в Великобритании. Хотя и был построен университет недавно, он имеет большой потенциал и уверенно продвигается к более высоким местам в мировом рейтинге.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Александрова Е.Я. становление и развитие системы художественного образования России / монография., канд. культурологии. -Москва, — 1997. -С. 137.
2. Алленов М.М., Евангулова О.С., Плугин В.А. История русского и советского искусства. М.: Высшая школа, — 2001. – С. 430.
3. Анчуков С. В.,История становления и современное состояние художественно-педагогического образования в России и за рубежом, учеб. пособие, С-Петербург, 2004, -С. 264.
4. Борисов А.С. Новая парадигма культуры и художественное образование// Художественное образование и духовное развитие личности. — Якутск, 2002.- С. 122-124.
5. Зива В. Ф. Культуроохранная миссия художественного образования// Научно — методический журнал Вестник ОГУ. — №11., Москва, 2008- С.38-42.
6. Зрелых Д.Л. Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком// Научно-методический журнал в школе.- №8., Курск, — 2008 — С.18.
7. История художественного образования в России: проблема культуры XX
8. Лисовский В.Г., Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк, Л., 1982; 225 лет Академии художеств СССР. Каталог выставки, т. 1-2, М., 1983, — С. 224.
9. Лихачев Б.Т., Квятковский В.В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Научно-теоретическая концепция исследования НИИ художественного воспитания. АПН СССР, М., 1980, — С. 210.
10. Мелик-Пашаев А.О состоянии и возможностях художественного образования// Научно-методический журнал в школе.- №1., 2008. — С.46.
11. Молева Н., Белютин Э., Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века, М., 1965, -С. 334.
12. Сборник материалов для истории имп. С.-Петербургской Академии художеств за сто лет её существования, ч. 1-3, СПБ, 1864 — С. 450.
13. Столпянский П. Н., Старый Петербург и Общество поощрения художеств, Л., 1928, -С. 78.
14. Оксфордский университет: история, факультеты и специальности, стоимость обучения, как поступить [Электронный ресурс] (дата обращения: 18.02.2019)
15. Университет Оксфорда: условия поступления, факультеты, стоимость обучения, отзывы и фото [Электронный ресурс] (дата обращения: 18.02.2019)
16. 10 лучших вузов мира [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.02.2019)
17. Оксфордский Университет Брукса [Электронный ресурс] (дата обращения: 21.02.2019)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Рис.1. Oxford Brookes University [17].