Анализ хорового произведения А.С. Аренского «Анчар»

Контрольная работа

Автор хорового произведения «Анчар» — Антон Степанович Аренский (1861-1906) является замечательным русским композитором, учеником и последователем великих мастеров русской классической музыки ХIХ века.

А. Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет его начали обучать игре на фортепиано, а с девяти — он стал сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор К. К. Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова.

По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя.

С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения).

Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр.

После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов. Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892).

Затем и весь балет (издан в 1894).

В 1888—1895 годах композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

Аренский имеет большое значение как педагог — он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского — Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (со скандалом отчисленный Аренским со второго курса свободного сочинения), Рейнгольд Глиэр, Георгий Конюс.

В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского. Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана, причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок и в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Антония Аренского высоко ценил Лев Толстой.

2 стр., 732 слов

Обучение сочинению музыки

... в удобную Вам тональность. Подробнее о комплексном методе обучения музыке читайте на странице Методики обучения музыкальной композиции (сочинению музыки) Искусство музыкальной импровизации Также Вы сможете овладеть ... а не изучаем правописание отдельных нот или теоретические вопросы. Вся программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания ученик получает из своего практического ...

Среди обширного творческого наследия композитора хоровое творчество по объему и значимости занимает второстепенное место. Тем не менее, оно представляет значительный интерес, как любые произведения русского мастера, позволяющие судить о процессе становления его творчества, о его эстетических принципах, приоткрывая дверь в его творческую лабораторию.

Для хорового творчества Аренского характерны народно-бытовые сцены (оп. «Сон на Волге» — лучшая из его опер), выразительные мелодические образы, преобладание лирического начала в характеристике хора. Удобство хоровых партий, слаженность голосоведения, красочная инструментовка.

Преобладание в хорах без сопровождения яркой выразительности мелодического и гармонического языка, созерцательно-элегической окраски. Насыщенное звучание всей хоровой фактуры, использование сочных вокальных тембров, придающих при исполнении инструментальный оттенок в хоре.

Хоровые сочинения: Анчар, Ноктюрн, Жемчуг и любовь, Кантата на 10-летие коронования императора Александра III.

Автор поэтического текста — Пушкин Александр Сергеевич (06.06.1799-10.02.1837)родился в Москве, в небогатой дворянской семье, которая, однако, в предках имела и бояр времен чуть ли не Александра Невского, и «царского арапа» Абрама Петровича Ганнибала. В детские годы великого поэта большое влияние на него оказал дядя, Василий Львович Пушкин, знавший несколько языков, знакомый с поэтами и сам не чуждый литературным занятиям. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски.

19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей, и одним из первых воспитанников лицея стал Александр Пушкин. Шесть лицейских лет коренным образом повлияли на юношу: он сформировался как поэт, свидетельством чему — высоко отмеченное Г.Р.Державиным стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» и участие в литературном кружке «Арзамас», — а атмосфера свободомыслия и революционных идей во многом определили впоследствии гражданскую позицию многих лицеистов, в том числе и самого Пушкина.

По окончании в 1817 году лицея Александр Сергеевич Пушкин получил назначение в Коллегию иностранных дел. Впрочем, чиновничья служба мало интересует поэта, и он окунается в бурную петербургскую жизнь, вступает в литературно-театральное общество «Зеленая лампа», сочиняет проникнутые идеалами свободы стихи и острые эпиграммы. Крупнейшим поэтическим произведением Пушкина стала поэма «Руслан и Людмила», опубликованная в 1820 году и вызвавшая яростные споры. Выпады против власть предержащих не остались без внимания, и в мае 1820 года, под видом служебного перемещения, поэта, по сути, высылают из столицы. Пушкин отправляется на Кавказ, потом в Крым, живет в Кишиневе и Одессе, встречается с будущими декабристами. Написаны «Кинжал», «Кавказский пленник», «Демон», «Гаврилиада», «Цыганы», начат «Евгений Онегин». Жизнь Александра Пушкина остается бурной до самой его смерти.

1 стр., 478 слов

Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»

... рабами». Пушкин применяет в строках жалостливые глаголы: «лег – и умер», «принес - ослабел». В стихотворении мы видим глобальное сравнение и обобщение. Александр Сергеевич ... что зло человеческое намного ужасней. Тирания ведет и влечет смерть. Стихотворение «Анчар» наполнено антитезами: раб - владыка. Есть в строках и анафора, ... над человеком свободным и вольным. Понравилось сочинение? А вот еще:

Поэзия такого великого мастера широко используется среди композиторов: А. Даргомыжсий «Буря мглою небо кроет», П. Чайковский «Что смолкнул веселия глас?», В. Калинников «Элегия», 3 части (Зимнее утро, Мери, Наташа) из цикла «Пушкинский венок» Г. Свиридова, Р. Щедрин «Тиха украинская ночь», А. Аренский «Ноктюрн» и «Анчар» и многие другие.Среди 76 романсов Н. А. Римского-Корсаковаесть 2 ариозо для баса на поэзию А. Пушкина, одно из которых «Анчар» (1887).

композитор хор вокальный тембр анчар

I. Музыковедческий анализ

Текст хора по смыслу делится на три части. 1 часть — строки 1-12, вторая — 13-24, третья — 25-28.

В первой части перед нами раскрывается пейзаж знойной пустыни, в которой растёт одинокое «древо». Однообразность и монотонность выражена и в музыке: первый двухтактный напев повторяется на терцию выше — ровная мелодия оживляется только небольшим изменением динамики, подсказывающим нам фразировку ( cresc . и dim .).

Кроме налетевшего внезапно вихря, ничего не беспокоит Анчара.

Аренский меняет последовательность слов в последнем четверостишье этого раздела. У Пушкина оно звучит так:

«К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный,

На древо смерти набежит —

И мчится прочь уже тлетворный».

Вероятнее всего, этим композитор добивается большего контраста образов.

Средняя часть первого раздела — это движение (строки 13-24).

Композитор ставит « Poco piuvivo » (более живо).

«Но человека человек послал к Анчару властным взглядом» — гордая тяжелая поступь, приказ, властный взгляд — это все слышно в музыке. Пушкин намечает конфликт словами «Но человека человек», ни царь, ни князь, а именно человек, такой же, как и его раб. Он подчеркивает, что они, равны и только положение в обществе различает их. И раб идет к смертоносному древу, приносит «смертную смолу» и умирает… Погребальной песнью звучат слова: «И умер бедный раб». С укором звучит вторая половина фразы: «непобедимого владыки». В этом разделе есть небольшие изменения текста: вместо слова «Да ветвь» — «И ветвь». Возможно, это не совсем правильно, поскольку, если вникнуть в эти два слова, то у Пушкина,в некотором смысле, точнее подобран союз. Посмотрим в контексте фразы — у поэта раб приносит «смолу да ветвь» — подчеркивается ничтожность просьбы, ради которой пропадает целая человеческая жизнь. Союз «и » сглаживает этот момент.

В третьей части царь-тиран использует принесенный яд для того, чтобы снова убивать людей.

Так строится данное произведение. Хору необходимо объяснить смысл произведения, чтобы певцы поняли общее построение стихотворения.

Это произведение отличается особой звукоизобразительностью. Композитор чутко следует за текстом, умело пользуясь динамикой, тесситурными условиями и ритмом.

Первые такты живо рисуют слушателям монотонность пустыни — фраза повторяется на малую терцию выше. Резкий взлет на сексту в унисон характеризует худое дерево, отравляющее всех, кто к нему приблизится. Наделение акцентами отдельных слов («чахлой», «зноем», «грозный», «мертвую», «ядом»), имеющие яркое эмоциональное значение. Дробление 3 строфы на маленькие паузы-цезуры, которые довольно реалистично дают возможность представить слушателю картину одинокого пугающего дерева. Далее идет описание «древа яда», появляется полифоническая фактура, оживленный рассказ переходит из партии в партию.

«К нему и птица не летит,

К нему и тигр нейдет»

diminuendo

Здесь нет слов «на древо смерти», а «набежит», заменено словом «налетит». Следовательно, меняется образ, становится более стремительный и внезапный. И такой же неожиданный уход на dim .

В начале второй части происходит действие — царь посылает раба за ядом, но фактически, на смерть. Структура мелодии меняется, становится маршеобразной. Первые три повторяющиеся ноты в теме дают ощущение речитатива — императивное начало присутствует в каждой ноте.

Следующая фраза отвечает покорностью первой. Та же кварта в начале темы, только без речитатива, то есть слуга «послушно в путь потек» (пошел).

К тому же меняется нюанс с mf на p .

Органный пункт в басу — это смерть уже дышит рабу в лицо. Отсутствуют квартовые затакты, что придает образу плавность, покорность судьбе. Рвущаяся мелодия ниспадает, как прерывающийся стон умирающего. Композитор ставит двойную черту и паузу — это и есть момент смерти. Дирижеру не следует здесь торопиться. Наступает момент второй главной кульминации.

В части Adagio (медленно) фактура полностью аккордовая. Ходы сопрано и альтов в сексту напоминают погребальную песнь, плач по умершему («И умер бедный раб»).

Последняя часть. Снова нюанс p — царь уверен в своей силе. В словах: «И с ними гибель разослал» — чувствуется приказ (снова кварты).

Это как бы лейттема, царя, построенная на речитативном повторении первых трех нот, а затем в повелительном скачке на кварту и в нюансе f . Те же слова повторяются, но на pp . Очень выразительная тема у вторых сопрано и альтов, уходящая в низкий регистр, а за ними и весь хор, как бы сожалея, вторит на pp и в низком регистре, нисходящая мелодия: «Соседям в чуждые пределы…»

Размер стихотворения «Анчар» — четырехстопный ямб. Ямбическое начало текста проявилось через начало фразы со слабой доли. Проводя анализ стихотворения «Анчар», нельзя не обратить внимание на его ритмическое своеобразие. В первых пяти строфах, дающих определение анчару, имеется сходное расположение ударений. В каждой строке три ударения, шестой слог — безударный. За счёт этого ритмический рисунок в интонационном отношении однороден. Такого рода однородность вполне оправдана. Идёт перечисление свойств анчара. Исключение составляют только четырехударные и двухударные строки.

Четырёхударные: «Стоит — один во всей вселенной», «И тигр нейдет — лишь вихорь черный», «Стекает дождь в песок горючий».

Двухударная: «И застывает ввечеру».

Далее, при переходе ко второй композиционной части, когда накал растет, звучание меняется. Вторая композиционная часть — это центральная часть стихотворения, ядро трагедии. «Но человека человек…» — дважды повторенное слово «человек» подчёркивает напряжённость ситуации. Лирический герой потрясён, в его голосе чувствуется негодование. Здесь Пушкиным объединяются все средства звуковой выразительности: повторение слов, повторение звуков, доминирование звука «а» («Послал к анчару властным взглядом»).

Начало второй части поддержано и ритмически. Шестая строфа, начинающаяся с союза «но» — двухударна.

Все эти приёмы намеренно использованы автором для показа драматизма ситуации.

Что касается показа истории раба, то здесь тоже имеется свой интонационный и ритмический рисунок. Повествование идёт на трёхударных строках. Когда наступает трагическая развязка — «И умер бедный раб у ног» следует четырёхударная строка, а за ней — двухударная. Объединение всех деталей, элементов, вплоть до расположения ударных и безударных слогов, придают своеобразие ритму, и обусловливают художественную ценность, силу и весомость произведения.

Характер и структура текста стали основой для выбора композитором музыкально-выразительных средств: пунктирный ритм, обилие мелких длительностей, изменяющаяся фактура на протяжении произведения, образуют нестандартную форму произведения. Особенность формы обусловлена способом воплощения текста композитором. Аренский в этом плане опирается на принцип детализации, в результате чего образовалась свободная, сквозная форма, в которой можно выделить 4 раздела. Есть черты репризности, причем зеркальной. Схематически выглядит как:

I раздел

II раздел

III раздел

IV раздел

16т + 13т

11т + 12т

9т + 3т дополнения

Для исполнения данного произведения перед дирижером стоит определенный комплекс задач.

II. Исполнительский анализ

Дирижеру, прежде чем выйти к хору, следует провести тщательный анализ произведения. Первая трудность — это показы всех вступлений и снятий, т.к. структура текста ямбического типа произведение начинается со слабой доли, следовательно, рука дирижера сначала пойдет вниз. Из-за своеобразного ударения в каждой строфе, в произведении преобладает пунктирный ритм, который требует задержанного ауфтакта и постоянного стремления руки дирижера вниз после точки. Помимо этого, дирижер должен следить за отдачей. В I разделе она всегда равна по времени замаху. Лишь во II разделе («Но человека человек…») при маркатном штрихе отдача будет чуть больше по времени. И уже с фразы «И тот послушно в путь потек» отдача снова выровнится. Причем между этими фразами будет немертический ауфтакт, т.к. внезапно меняется динамика и штрих. Необходимо, чтобы все ауфтакты и снятия были предельно четкие и ясные. Иначе не будет слышен полифонический склад произведения. Кроме того, каждое из них должно быть не только в темпе и характере данной музыки, но и в тембре каждой партии. То есть в руках дирижера должен быть тембр. Это необходимо для правильной подачи звука и хорошей вокальной позиции.

Выявление нужной партии в нужный момент даст нам полную полифоническую картину произведения, это так же должно быть в руках дирижера.

Хоть произведение насыщено деталями, нельзя забывать о фразировке, которая образует общую картину, где есть 2 кульминации (побочная и главная).

Первую кульминацую я бы назвала смысловой («Лишь вихорь чёрный налетит»).

Вторая же — кульминациявсего произведения, которая подвела собой итог произошедшего.

Композитор очень хорошо выражает в музыке смысл стихотворения. Большую роль играют штрихи и нюансы. Акценты, фразировочные cresc . и dim ., динамика — все это необходимо выражать в дирижерском аппарате предельно ясно. Это облегчит работу на репетициях, а так же поможет создать полноценный образ произведения.

Особое внимание дирижер должен обратить на смены темпов. Каждый переход следует отработать сначала в жесте, а затем уже требовать от хора.

Произведение написано для 4-х голосного профессионального смешанного хора с использованием divisi.

Диапазоны хоровых партий:

SI

AI

Диапазон всего хора

SII

AII

TI

BI

TII

BII

Хоровое произведение А. Аренского «Анчар» на стихотворение А. Пушкина сложное в исполнительском отношении, в большей степени исполнительские задачи связаны с художественными моментами. Разучивая это произведение с хором, хормейстер не только обогащает репертуар коллектива, но и ставит задачу развития исполнительских навыков. Данное произведение займет достойное место в репертуаре смешанного четырехголосного профессионального хорового коллектива, либо учебного хорового коллектива высших учебных заведений сферы искусства.