# Развитие культуры в обществе
## Введение
Культурное развитие является одним из самых важных факторов для стабильного и устойчивого развития общества. Однако, с каждым годом, это значение имеет все меньшее значение для людей. В каждый промежуток времени ценности теряют свою значимость, а другие становятся наоборот более значимыми. Именно поэтому сохранение культурных памятников так важно для общества.
## Сохранение культурных памятников
Сохранение культурных памятников помогает не утратить историю культуры при смене жизненных ценностей. Культурные организации, такие как музеи, театры, галереи, библиотеки и другие, служат центрами, где человечество может изучить основы культуры своей страны. Большой объем знаний о культуре и малое количество времени на ее изучение заставляет человека систематизировать и обобщать информацию.
## Третьяковская галерея
Одним из наиболее известного и значимого музеев является Государственная Третьяковская галерея. Этот музей связывает предыдущие поколения художников, скульпторов, живописцев с современностью и служит источником изучения основ культуры России.
## Цели и задачи
Целью нашей работы является рассмотрение Третьяковской галереи как явления культуры. Для достижения этой цели мы выполняли следующие задачи:
— Изучение истории создания Государственной Третьяковской галереи
— Анализ биографии Павла Михайловича Третьякова
— Проанализирование знаменитых картин известных художников, содержащихся в коллекции музея
Мы использовали разнообразные источники, содержащие биографии авторов, а также подробное описание истории создания и размещения конкретных картин в Третьяковской галерее. Сборники с иллюстрациями пейзажной живописи, портретов, икон помогли провести более детальный анализ задумки авторов.
## Заключение
Третьяковская галерея является важным источником знаний о культуре России, которым нужно ухаживать и сохранять для будущих поколений. Систематическое изучение ее коллекций помогает сохранить связь между поколениями и не утратить историю культуры.
Данная работа состоит из двух глав. Первая глава «История создания Государственной Третьяковской галереи» раскрывает нам историю основания Третьяковской галереи, а также содержит биографию её главного основателя Павла Михайловича Третьякова.
Так как создание Третьяковской галереи длилось несколько веков, то эта коллекция охватывает многие эпохи: Древнюю Русь, классицизм, реализм.
Третьяковская галерея 3 класс
... Третьяковской галереи. Советы родителям: Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения ... или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.). ... Общей чертой всей художественной культуры этой эпохи было ... Одно из самых волнующих созданий Кипренского — «Портрет мальчика ...
Вторая глава «Народная гордость Третьяковской галереи» посвящена описанию знаменитых в народе картин известных художников, таких как:
- «Март» И.И.Левитана
- «Всадница» К.П.Брюллова
- «Рожь» И.И.Шишкина
- «Явление Христа народу» А.А.Иванова
- «Девочка с персиками» В.А.Серова
Здесь же можно увидеть уменьшенные изображения этих картин, а также портрет самого П.М.Третьякова.
1. История создания Государственной Третьяковской галереи
1.1 Павел Михайлович Третьяков
Павел Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве, в купеческой семье.
Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом.
С четырнадцати лет Павел вместе с братом Сергеем приобщался к семейному делу в лавках Старых торговых рядов между Варваркой и Ильинкой: торговали Третьяковы льняным полотном.
Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. В дальнейшем успешное ведение дел позволило Третьяковым тратить немалые средства на благотворительные цели, а также собирание художественных коллекций.
Павел Михайлович Третьяков и его меценатство
В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства с намерением передать ее городу. Несмотря на отсутствие специального художественного образования, он распознавал талантливых художников и приобретал наиболее значительные работы известных мастеров. Коллекция быстро пополнялась работами таких художников, как: И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других [2;26]. Уже к 1860 году Третьяков справил завещание, в котором выразил желание создать общедоступное хранилище изящных искусств, чтобы это принесло пользу и удовольствие для всех людей, любящих живопись.
Кроме занятий собирательством, Третьяков активно участвовал в благотворительной деятельности. Он был почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества, поддерживал все просветительские начинания и вносил солидные суммы на благотворительность. Он участвовал в количестве пожертвований для помощи семьям погибших во время войн и установил стипендии в коммерческих училищах. Третьяков также никогда не отказывал в денежной помощи художникам и другим просителям, тщательно следил за эффективным расходованием средств [4;22].
Павел Михайлович Третьяков оставил свой след в этом мире как один из наиболее известных российских меценатов, оказавших огромное влияние на развитие художественной культуры России.
История жизни и дел Павла Михайловича Третьякова
Павел Михайлович Третьяков, один из крупнейших коллекционеров и меценатов России, родился в 1832 году в Москве. Он был старшим сыном богатого фабриканта Михаила Третьякова, который владел текстильной фабрикой и имел передовую политическую и экономическую репутацию. Отец мальчика был умным и энергичным бизнесменом, который объездил всю Европу, чтобы изучить отрасль своей будущей деятельности.
Детство Павлика прошло в изобилии и благополучии. Он и его младший брат Сергей получили образование дома и у своих учителей. По словам П. М. Третьякова, в тот период он читал по три-четыре часа в день и переводил на русский язык произведения Элизабет Барретт Браунинг и Роберта Браунинга.
Третьяков Павел Михайлович
... галереи русской живописи.Дело жизни: Третьяков и его собирательство Это можно было бы охарактеризовать как вызов для обычного человека, но для Павла Михайловича Третьякова ... на демократической основе. Уже в 1857 году Павел Третьяков писал художнику-пейзажисту А.Г. Горавскому: "Об моем пейзаже, ... эти картины как на предварительное введение к их пополнению в коллекцию. Сочинение понравилось? Тогда ...
В начале 1850-х годов Третьяковы начали заниматься торговлей металлами, и быстро развили этот бизнес после Крымской войны. После смерти Михаила Третьякова в 1856 году, его сыновья перешли к управлению родительским предприятием. Павел несколько лет путешествовал по Европе и изучал новые технологии в текстильной промышленности, а также познакомился с мировой живописью и начал коллекционировать картины русских художников.
Коллекционирование картины было увлечением, которым Павел Михайлович занимался всю свою жизнь. Многие его современники считали его «настоящим хранителем национальной идеи через национальное искусство». Он покупал картины не только для себя, но и для будущих поколений. В течение более четверти века П. М. Третьяков собрал более 2 тысяч картин русских художников, превратив свой дом в настоящую галерею.
Открытие галереи и переход ее в государственную собственность
В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы.
Смерть
В конце ноября 1898 года Павел Михайлович слег, началось обострение язвы желудка. Он отказался от консилиума врачей. Скрывая свои страдания от близких, каждое утро вызывал к себе служащих галереи и торговой конторы с докладом. О галерее он думал и в свое последнее утро 4 декабря 1898 года. Молча выслушав сообщения, Павел Михайлович угасающим голосом произнес: «Берегите галерею…» и тотчас умер. Эти слова были последними.
К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств.
Похороны и перенос могилы
Похоронили его на Даниловском кладбище. А в 1948 году прах был перенесен на Новодевичье кладбище.
Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье.
Развитие Третьяковской галереи
Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым, такой сохранилась она до наших дней [6;23].
Читая Джойса. 100 лет “Портрету художника в юности”
... - «Цирцея». Александр Генис:, Борис Парамонов: Это одна из двух главных тем “Портрета” - становление художника Джойс видит как некий великий отказ, даже два отказа: от религии, разрыв ... они до сих пор - мужчин имею в виду - делают старинные стрижки и причесываются по старинке - точь-в-точь тридцатые годы. Александр Генис:, Борис Парамонов:, Александр Генис:, Борис ...
Дата основания Третьяковской галереи — 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие», — писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: «…я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников».
Пройдут годы, и благие намерения молодого коллекционера окажутся блистательно выполненными. В 1892 году Москва, а с нею и вся Россия, получили в дар от Третьякова большую (около двух тысяч картин, рисунков и скульптур) и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: «…Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв».
Вместе с собранием Павла Михайловича в дар Москве была принесена и коллекция его брата Сергея Михайловича, незадолго перед тем скончавшегося, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже собирателем, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа [3;45].
Павел Михайлович Третьяков был известным купцом, который на протяжении всей своей жизни оставался преданным деловым человеком. Вславе и в безвестности он представлял достойное продолжение деловой карьеры своего деда, московского купца 3-й гильдии, чье звание было самым низким среди купеческой «табели о рангах». Начав свое дело с небольшого капитала, Третьяков усердно трудился и смело инвестировал, приумножая состояние своих предков. К моменту своей смерти он стал именитым и почетным гражданином Москвы, сделав значительные вклады в развитие капитала.
Но особенность Третьякова заключалась в его стремлении накопить не только для себя, но и для общества. С самых юных лет его не покидала мысль о том, что его состояние должно быть использовано во благо народа. «Моя идея, — говорил он по окончании своего пути, — заключалась в том, чтобы нажитое благосклонностью общества возвратить обратно в общественные учреждения, которые были бы полезны для народа. Эта мысль всегда сопровождала меня на протяжении всей моей жизни…». Он разделял общественное служение, типичное для его времени, и искренне верил в то, что его деятельность должна быть направлена на общую пользу.
Тем не менее, Третьяков был также удивительным коллекционером. Современники восхищались его естественным умом и безупречным вкусом, который был врожден этому купцу. Художник И. Н. Крамской писал в 1873 году: «Я должен сознаться, что этот человек обладает, должно быть, каким-то дьявольским чутьем». При отсутствии специального образования (братья Третьяковы получали домашнее образование, скорее практического характера), он обладал широким кругозором, особенно в области литературы, живописи, театра и музыки. Художник и критик А. Н. Бенуа назвал Третьякова в 1902 году «ученым по природе и знаниям» в своей книге «История русского искусства».</
Художники-передвижники
... Н. Мокрицкий, С.К.Зарянко, однокашником и другом - И.М.Прянишников. Уже в раннем творчестве Перов выступил как художник ... своей галереи. Передвижники были убежденными реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства ... и разнообразием композиционных решений. Последняя 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923г. ... ученических оков, и можно говорить о новизне его выразительных средств. Различные ...
В своих исследованиях мы обратили внимание на работу Третьякова с художниками и его подход к выбору произведений искусства. Опираясь на многочисленные свидетельства, можно сделать вывод, что Третьяков не прибегал к помощи «суфлеров» и всегда принимал решения самостоятельно.
Благодаря близкому знакомству с огромным числом художников, писателей и музыкантов, Третьяков был готов выслушать их советы и замечания. Однако он всегда действовал в соответствии с собственным видением и редко менял свои решения. Он не допускал вмешательства в свои дела и ценил независимость.
Известный художник Крамской отмечал, что никто не имел такого влияния на Третьякова, как в выборе картин, так и в личных мнениях. Те, кто полагал, что смогут повлиять на него, скорее всего, ошибались и в конечном итоге отказывались от своих заблуждений.
С течением времени высокий вкус, строгий подбор и благородство целей принесли Третьякову заслуженный авторитет и особые привилегии. Он получил право первым рассматривать новые работы художников, будь то непосредственно в их мастерских или на выставках, еще до их официального открытия.
Визит Павла Михайловича к художникам всегда был значимым событием, и все они, как опытные, так и начинающие, с трепетом ждали его признания. Когда Третьяков признавал картину, это было равносильно общественному признанию. Известный художник Репин писал Третьякову в 1877 году: «Я доверю вам продажу своей картины ‘Протодиакон’, так как считаю это большой честью для себя видеть ее в вашей галерее».
Не редкость были случаи, когда художники шли на уступки Третьякову, а сам Третьяков, в свою очередь, никогда не покупал произведения искусства без торговли. Художники снижали цены, чтобы поддержать его начинание. Таким образом, поддержка была обоюдной.
Третьяковская галерея как музей Русского Искусства
Историки искусства отмечают важную роль П.М. Третьякова и созданной им галереи в сохранении и продвижении Русского Искусства.
Если бы не появился Третьяков, не сфокусировавший свои усилия на сборе произведений российских художников, значение этих работ могло бы утеряться со временем и они остались бы неизвестны широкой публике. Многие знаменитые полотна такие как «Боярыня Морозова», «Крестный ход» и другие, которые сегодня почитаются за реликвии русской живописи, могли быть неизвестными нам.
Правда, собрать такую коллекцию не было просто и требовало огромных затрат, но он все равно приобретал работы, заинтересовавшие его личность и дух времени. Он не позволял критикам или цензуре остановить покупку тех картин, которые показывали новые веяния в русском искусстве. Например, в этом числе полотно В. Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» и работа И. Е. Репина «Иван Грозный». Провозглашая свою коллекцию музеем, П. М. Третьяков превратил ее в настоящее историческое и культурное наследие страны.
Размах и широта спектра творчества в коллекции галереи Третьякова
П. М. Третьяков стремился не только к сбору картины одного периода или «школы». Одной из интересных особенностей его коллекции является то, что он не строил её с фиксацией на конкретном стиле, жанре или возрасте, а собирал всё, что в его понимании отражало на наиболее точной и объективной картине развития искусства в России. Каждый год в собрание музея Третьяков попадало десятки или сотни работ, отличающиеся по технике исполнения, стилю, ориентации автора и содержанию. При этом, собиратель обладал высокой степенью образованности и эрудиции, что позволяло ему принимать правильные решения по поводу того, что стоит включать в коллекцию и что является показательным для его времени.
Письмо на английском о посещении третьяковской галереи. Третьяковская ...
... ценность. Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год 1.’The Fighting Temeraire’ картинная галерея на английском, The Fighting Temeraire ... галерее представлено несколько экспозиций: Искусство Древней Руси 12-17 веков; Искусство 18 века; Искусство 19 века; Искусство начала 20 века; Искусство ... Интересные факты 1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской ...
Широта подхода и кругозор Третьякова обеспечили полноту и достоверность его коллекции, простирающуюся на всех рубежах как времени, так и контентной направленности представленных работ.
Российский купец и меценат Павел Михайлович Третьяков был не только предпринимателем, но и многообещающим коллекционером произведений искусства в XIX веке. Он был первым, кто создал музей, отражающий развитие русского искусства.
С самого начала своей карьеры, отдающий предпочтение современному искусству, Третьяков упорно следил за всем лучшим на рынке искусств. Он приобретал произведения русских художников прошедших эпох XVIII — первой половины XIX века и даже древнерусского искусства. Правда, Третьякову удалось избежать некоторых ошибок, включая свой фокус на творчестве передвижников, при этом недостаточно освещая работы консервативных художников XIX века, например, Айвазовского. В конце жизни собиратель с опаской присматривался к новым художественным тенденциям русского искусства 1890-х годов.
Создавая картинную галерею, Третьяков постоянно пополнял свою коллекцию, редко приобретая скульптуру и графику. Размещение всего необходимого в доме семьи Третьяковых в Лаврушинском переулке быстро перестало быть возможным, поэтому Третьяков приобрел два дополнительных здания, одно на Крымском Валу, а другое на Лаврушинском переулке. Произведения были размещены в соответствии с темой в них залов, отражая их эстетическую красоту.
Погибнув в 1898 году, П. М. Третьяков не успел увидеть, как его музей стал одним из престижнейших в России и в мире. Приобретения его коллекции служат общим культурным достоянием и охватывают все периоды русской художественной истории.
История Третьяковской галереи
В 1872 году началось строительство здания картинной галереи по проекту зятя П. М. Третьякова — архитектора А. С. Каминского. Здание состояло из двух больших залов, которые были соединены с жилым домом Третьяковых (находившимся в замоскворецкой усадьбе). Однако уже к концу 1880-х годов количество залов возросло до 14.
Постройка специального здания для галереи придала ей статус настоящего музея, который был бесплатным и открытым на протяжении большей части недели. P.M. Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства.
После смерти P.M. Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый московской думой. В его состав входили видные московские художники и коллекционеры, а бессменным членом совета была дочь P.M. Третьякова — Александра Павловна Боткина.
Искусство передвижников в Русском музее
... начиная с конца 18 в. и заканчивая началом 20 в. Хотя название нашей работы «Искусство передвижников в Русском музее», охват такого периода нам необходим в работе для проведения сравнительного ... решению Государственной Третьяковской галереи. Составители и авторы В.В. Андреева, М.В. Астафьева, С.Н. Гольдштейн, Н.Л. Приймак. Издательство «Искусство» 1987 г. В 2007 году вышло в свет прекраснейшее ...
В 1892 году П.М. Третьяков подарил свой музей городу Москве. Галерея продолжала расширяться, к существующим залам было пристроено еще 8 просторных.
История Третьяковской галереи
В 1899-1900 годах опустевший жилой дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи (ныне залы № 1, 3-7 и вестибюли 1 этажа).
В 1902-1904 годах весь комплекс построек был объединен по Лаврушинскому переулку общим фасадом, построенным по проекту В. М. Васнецова. Структура получившегося здания является уникальной, отличается своеобразием и выделяется среди прочих московских достопримечательностей [3;48].
В начале XX века Третьяковская галерея стала одним из самых крупных музеев не только в России, но и в Европе. Она активно пополнялась произведениями как нового, так и старого русского искусства. В 1913-1918 годах художник и искусствовед И. Н. Грабарь, будучи в это время попечительницей Третьяковской галереи, инициировал реформу ее экспозиции. Если ранее новые поступления выставлялись отдельно и не смешивались с основной коллекцией П. М. Третьякова, то теперь все произведения были организованы по историко-хронологическому принципу [3;48].
К началу 1930-х годов, в связи с национализацией частных коллекций и процессом централизации музейных собраний, количество экспонатов в Третьяковской галерее увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи вошло несколько малых московских музеев, таких как «Цветковская галерея», «Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова» и частично «Румянцевский музей». Одновременно из коллекции Третьяковской галереи была выведена и передана в другие музеи коллекция западноевропейского искусства, образованная из собраний С. М. Третьякова, М. А. Морозова и других дарителей.
Источники:
- [3;48] Г.В.Картсис. ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
## Развитие Третьяковской галереи: от музея до научного центра
Третьяковская галерея, приобретая свою известность за последние пятьдесят лет, не только стала огромным музеем, но и крупным научным центром. Здесь активно занимаются не только сохранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей, но и разработкой вопросов истории и теории русского искусства.
Научные сотрудники третьяковской галереи являются ключевыми участниками создания выставок и проведения лекций, экскурсий. Они успешно представляют свою деятельность как в пределах России, так и за рубежом. Кроме того, сотрудники галереи внедряют новые формы информационных технологий в работу музея.
Библиотека Третьяковской галереи является одной из самых богатых в России по специализированной литературе в области искусства. В ее фондах насчитывается более 200 тысяч томов книг. Уникальная фото- и слайдотека делает ее неповторимой. Современное оборудование специальных реставрационных мастерских также доступно в галерее.
Таким образом, Третьяковская галерея развивается как культурный центр России, сочетающий не только музейные функции, но и научно-исследовательскую и пропагандистскую деятельность. Ее сотрудники делают активный вклад в исследование и популяризацию русского искусства, а ее фонды значительно расширяют доступ к уникальной информации о прошлых эпохах.
Крупные художественные музеи в россии
... частные собрания графа Румянцева и еще несколько крупных. Музей был ликвидирован в 1925 г., а его фонды распределены между Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств им. Пушкина, а книжное собрание Румянцева ...
В процессе быстрого роста коллекции Третьяковской галереи в 1930-е годы возникла неотложная потребность в расширении ее выставочных помещений. Новые залы пристраивались там, где это было возможно, а также включались в комплекс галереи жилые дома и другие постройки, прилегающие к ее территории. К концу 1930-х годов экспозиционные и служебные площади были увеличены практически вдвое, однако этого оказалось недостаточно для быстроразвивающегося музея.
Возникла необходимость разработки проектов реконструкции Третьяковской галереи. Варианты включали в себя проект сноса всех зданий, прилегающих к галерее, с последующим расширением до набережной Обводного канала (проект архитекторов А. В. Щусева и Л. В. Руднева в 1930-е годы) и строительство нового здания на Крымском валу с переносом всей коллекции Третьяковской галереи (здание на Крымском валу, архитектор Н. П. Сукоян и др., 1950-1960-е).
В результате многих дискуссий было принято решение сохранить историческое здание в Лаврушинском переулке. В начале 1980-х годов началась его реконструкция и расширение при активной поддержке директора Третьяковской галереи О. К. Королева (1929-1992).
Первый корпус, депозитарий, был введен в строй в 1985 году, предоставив просторные хранилища для произведений искусства и реставрационные мастерские. Во втором корпусе, или Инженерном корпусе, который был завершен в 1989 году, разместились помещения для временных выставок, лекционные и конференц-залы, детская студия, информационно-компьютерная и инженерные службы.
Реконструкция основного здания стартовала в 1986 году и завершилась в 1994 году. 5 апреля 1995 года галерея окончательно открылась для посетителей [3;197].
Концепция Третьяковской галереи в контексте ее реконструкции
Третьяковская галерея — один из крупнейших музеев старого искусства России, по праву занимающий первое место в списке национальных достояний. В течение нескольких лет проводилась работа по реконструкции музея, которая позволила создать новую концепцию его развития.
Структура галереи
В результате перестройки галереи, была сформулирована новая структура единого музея на двух территориях:
- Лаврушинский переулок: экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов;
- Здание на Крымском валу: экспозиционные площади, отданные искусству XX века.
Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях. Причем, в ходе реконструкции здания галереи в Лаврушинском переулке, многие из историко-архитектурных памятников, расположенных в непосредственной близости от галереи, были восстановлены и включены в состав музея. Такой подход позволил расширить возможности экспозиций и организовать их в целостной форме.
В рамках этого проекта заброшенная после 1930-х годов и отреставрированная церковь Святителя Николая в Толмачах (XVI-XIX вв.) была восстановлена и приглашена за коалицию музейного комплекса. Также в старинных городских постройках XVIII и XIX веков по Лаврушинскому переулку (дома № 4 и 6) будут располагаться дополнительные музейные экспозиции традиционной русской графики и древнерусского искусства. В дальнейшем планируется построить новый выставочный зал на улице Кадашевская набережная и Лаврушинский переулок.
Конспект с презентацией по русскому языку Рр Подготовка к сочинению ...
... мы пишем сочинение по картине Юона и И.И.Шишкина..Обратите внимание на названия картин, репродукции которых представлены на уроке. Что объединяет эти картины? - Ребята, многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее ... Сейчас в доме отца художника размещается единственный в стране Дом-музей И.И.Шишкина. Интерес к искусству, тяга к рисованию проявились у Шишкина с детских лет. Этому ...
Собрание Третьяковской галереи
В настоящее время выставочные залы галереи на Крымском валу размещают коллекции
- древнерусского искусства XII-XVIII веков (иконы, скульптура, мелкая пластика);
- прикладного искусства (около 5 тысяч экспонатов);
- живописи XVIII — первой половины XIX века, второй половине XIX века и конца XIX-начала XX веков (около 7 тысяч произведений);
- ру
Экскурсия в Третьяковскую галерею
Государственная Третьяковская галерея — сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая, шедевры созданные более чем за тысячу лет. Указом президента Российской Федерации галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов культуры нашей Родины.
Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира, основанный в 1856 году П.М. Третьяковым как его личное собрание картин русских художников. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию в дар Москве. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье.
Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 г. Несколько залов частной коллекции П.М. Третьякова впервые были открыты для посетителей в 1874 г. С 1893 — Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, с 1918 — Государственная Третьяковская галерея, с 1986 — Всесоюзное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», с 1992 — современное название.
Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея П.М. Третьяковым, такой сохранилась она до наших дней.
В музее богатейшее собрание иконописи всех основных школ древнерусского искусства, в том числе работы Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, С.Ф. Ушакова. Здесь хранятся значительные образцы русской живописи и скульптуры XVIII — первой половины XIX вв. (произведения Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Ф.С. Рокотова, скульптора Ф.И. Шубина и др., полотна К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, П.А. Федотова, картина А.А. Иванова «Явление Христа народу» и уникальная по полноте подборка эскизов к ней).
Наиболее полное собрание работ передвижников: В.Г. Перова, И.Н. Крамского, В.Е. Маковского, А.М. Васнецова и В.М. Васнецова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина (в том числе «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали»), В.И. Сурикова (в том числе «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове» и др.), большая коллекция произведений В.В. Верещагина, скульптуры М.М. Антокольского, работы живописцев и графиков конца XIX — начала XX вв., в том числе членов «Мира искусства», Союза русских художников, «Голубой розы», «Бубнового валета» и других художественных объединений (И.И. Левитана, М.А. Врубеля, В.А. Серова, В.Э. Борисова-Мусатова, К.А. Коровина, Н.К. Рёриха, А.Н. Бенуа, К.А. Сомова и др.) [3;65].
Лучшими образцами в Третьяковской галерее представлены также все периоды развития отечественного многонационального искусства XX в.: произведения мастеров авангарда (В.В. Кандинского, М.Ф. Ларионова, К.С. Малевича, М.З. Шагала и др.), представителей более умеренных течений (Н.А. Андреева, С.В. Герасимова, С.Т. Конёнкова, П.П. Кончаловского, П.Д. Корина, В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, Ю.И. Пименова, М.С. Сарьяна и др.).
В созданном в 1922 отделе рукописей — более 200 тыс. документов по истории русской художественной культуры XVIII-XX вв., личные фонды художников и искусствоведов [9;83-84].
Первоначально в состав коллекции входило 1287 живописных произведений, 518 рисунков и 9 скульптур. В настоящее время коллекция насчитывает более 100 тысяч единиц хранения. Они размещаются не только в основной экспозиции в Лаврушинском переулке, но и в помещении на Крымском валу, 10, второй ее части, являющейся продолжением первой.
Галерея расположена на двух территориях, отделенных друг от друга несколькими городскими кварталами. Это дает возможность представить в одном музее в лучших произведениях всю историю русского искусства от древнейшего периода до творчества наших художников-современников. Кроме того, Третьяковская галерея имеет в своей структуре мемориально-художественные музеи: музей-квартира А.М. Васнецова, дом-музей В.М. Васнецова, музей-мастерскую А.С. Голубкиной, музей-квартиру П.Д. Корина, дом-музей Н.С. Гончаровой и М.Ф. Ларионова [3;147].
Общая площадь — 79745 кв.м; экспозиционная — 20500 кв.м; фондовая — 4653 кв. м. Общее количество единиц хранения — 100 577.
Народная гордость Третьяковской галереи
Первые дни весны в картине «Март» И.И. Левитана
Исаак Ильич Левитан вошел в историю искусства как создатель пейзажа настроения, пейзажа состояния, автор пленэрной, тонко нюансированной живописи. Его талант был признан современниками безоговорочно.
И. Левитан очень любил стихи русских поэтов о природе, причем простодушно любил всякие стихи — и Ф. Тютчева, и А. Толстого, и даже второстепенных поэтов. Ему и в живописи хотелось достичь такого совершенства чувств, чтобы о нем впоследствии тоже могли сказать: «С природой одною он жизнью дышал».
Сам И.И. Левитан написал однажды: «Вот идеал пейзажиста — изощрить свою психику до того, чтобы «слышать трав прозябанье». Какое это великое счастье!» И он всегда учился слышать и «трав прозябанье», и «говор древесных листов», и «ручья лепетанье». В природе он любил все: различные ее рельефы, любую погоду, любую пору — утро, день или вечер.
Пейзажи И.И. Левитана: воплощение русской природы в его произведениях
Художник И.И. Левитан прославился своими пейзажами, которые однозначно можно назвать чисто русскими и наполненными ощущением русского духа. В его картинах присутствует человеческое начало, причем именно русского человека. Левитан изображал только обжитые пейзажи и никогда не стремился показать дикую и нетронутую человеком природу. В вечернем сумраке можно увидеть лодки на берегу, а в осеннем овраге — мельницу. За майской зеленью проступают крыши домов, даже березовая роща кажется ухоженной людьми. Даже если человека нет непосредственно на картинах Левитана, обжитость природы все равно подчеркивается и напоминает о присутствии человека.
И.И. Левитан — выдающийся художник русской пейзажной живописи. Его талантливая и отзывчивая душа позволяла ему тонко воспринимать изменения в природе и передавать их на своих картинах. Одной из признанных его шедевров является картина «Март», написанная в 1895 году в имении Турчаниновых, где он отдыхал. Эта привлекательная картина с теплым солнцем на рыхлом снегу навсегда запомнилась всем. Главным акцентом полотна стала мохнатая гнедая лошадь, изображенная в центре картины с необычайным цветовым тактом. В прозрачных снежных тенях можно почувствовать мартовский холод. Многие художники рисовали похожие мотивы до Левитана, и мотив «Марта» был неоднократно использован другими художниками. Но, как сказал А. Бенуа, картины Левитана — не просто виды местностей или документация, это сама русская природа со своим тонким очарованием — тихая, милая, скромная русская природа.
Пребывание в Горке в марте принесло И.И. Левитану много радостных открытий в искусстве. Он наблюдал и рисовал первые дни весны, а стремительное приближение весны заставляло его торопиться. Несмотря на то, что окружение все еще было покрыто снегом, пейзаж менялся быстро. Только вчера были глубокие сугробы, а сегодня уже текли звонкие ручьи. Наблюдая эту красоту, художник видел, как пористые хлопья снега тают на его глазах и сливаются с журчанием веселой воды.
Раскрытие темы
Художник Исаак Левитан в своей картине «Март» (1895 год) передает начало весны. Воздух прозрачен, и солнце уже гладит своими лучами землю, деревья и деревенскую лошадку, запряженную в сани. Повсюду еще лежит снег, и птицы не вернулись из далеких стран, но природа замерла, прислушиваясь к весне.
На картины видно, что золотой свет заливает стену и крыльцо двухэтажного деревянного дома. Дверь раскрыта, и весна тихо входит в дом, неся свежесть и радость. Звенящее, высокое бирюзовое небо отражается на ноздреватом снегу голубыми бликами, а темные тени деревьев подчеркивают нежность красок весеннего дня.
Особое внимание привлекает скворечник, который расположен высоко на березе. Такой домик для птиц, словно устремленный ввысь и выглядывающий своих пернатых жильцов, наверное, был прикреплен к березке еще в детстве дерева. Сейчас березка выросла и гладит своими веточками небо.
На картине отсутствуют люди, но их присутствие ощущается. По открытой двери, протоптанной дороге и молчаливому ожиданию лошади мы чувствуем, что человек где-то рядом. Он становится частью пробуждающейся природы, и его мысли и надежды связаны с весной.
Исаак Левитан умело погружается в созерцание внутренней жизни природы, позволяя нам прикоснуться к ее чарующей красоте и услышать в тишине весеннего дня песню пробуждения природы.
Конный портрет «Жованин на лошади» К. П. Брюллова
Брюллов Карл Павлович (1799-1852), русский художник. Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге 12 (23) декабря 1799. Учился в Академии художеств (1809-1821), в частности у А.И.Иванова. В 1823-1835 работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства.
Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной негой («Итальянский полдень», 1827, Русский музей, Петербург; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика [5;86]. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты («Всадница» (Джованин и Амацилия Паччини), 1832, Третьяковская галерея).
Стремясь к большим историческим темам, начинает в 1830 работу над «Последним днем Помпеи» (побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия).
Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф». «Помпея» Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и др.), так и за рубежом, где ее приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, он создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению Николая I к русской истории, Брюллов пишет «Осаду Пскова Стефаном Баторием» (1836-1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. Важную сферу его творчества отныне составляют монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839-1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора) [13;57].
Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (типа «Графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью А.Паччини», около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более непринужденны, психологически задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора И.П.Витали, 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же).
Все более слабея от болезни, с 1849 Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 — в Италии. Умер Брюллов в местечке Мандзиана (близ Рима) 23 июня 1852.
Брюллов написал много превосходных портретов; ими он оказался ближе всего реалистическому вкусу второй половины XIX века. Большие парадные, импозантные, «сюжетные» портреты светских красавиц — явление в своем роде единственное и больше уже не повторявшееся в русском искусстве. Они нравятся нам по-другому, чем в те времена: мы не воспринимаем их слишком всерьез, в их роскошности есть что-то наивное, но тем-то они и привлекательны [11;76]. «Всадница», изображающая молодую даму на прекрасном коне и встречающую ее маленькую девочку, — одно из обольстительных произведений Брюллова. По просьбе Юлии Павловны Самойловой Карл Павлович Брюллов исполнил портрет ее воспитанниц: старшей — Джованины и младшей — Амацилии. Счастливая девушка, возбужденная прогулкой, скачкой, ветром в лицо, круто осадила коня, маленькая подруга восторженно выбежала навстречу — и ей тут же передалось, многократно усилившись в ней, возбуждение всадницы; вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы; чувствуя настроение хозяев, волнуются собаки; ветер гнет верхушки деревьев; бегут по небу облака: все возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей. (Милая и смешная подробность: на ошейнике выбежавшей на крыльцо собачки помечена фамилия «заказчицы» — «Samoylo») [10;94]
Восторженные итальянцы сравнили Брюллова с Рубенсом и Ван Дейком, писали, что никогда прежде не видали конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. Это преувеличение — от необычности брюлловского создания. Конный портрет всегда был парадным. <mhtml:file://D:\Documents%20and%20Settings\Вовик\Рабочий%20стол\Курсовая%20работа\картины\К.П.%20Брюллов%20-%20Всадница.mht!fr0139_02.htm>Он неизбежно таил в себе скрытый смысл: всадник, оседлавший и подчинивший себе горячего скакуна, — человек властвующий. Здесь не полководец, ведущий армию в сражение, не завоеватель, вступающий в захваченную столицу, не монарх, венчаемый на царство, — девушка вернулась домой с прогулки.
В этой работе Брюллов окончательно соединяет парадный портрет и бытовую сцену. Он сам назвал работу «Жованин на лошади», но для всех это «Всадница». «Жованин на лошади» немного рассказывает о самой «Жованин» — Джованине; маленькая Амацилия — восхищение, порыв, прелесть детства.
Брюллов писал картину с чувством полноты и радости бытия, любуясь красотой и живописностью мира, с тем чувством, которое жило в нем, и которое он нашел в этих девочках, Джованине и Амацилии [7;42].
2.3 Образ родины в картине «Рожь» И.И. Шишкина
Шишкин Иван Иванович (13.01.1832 — 8.03.1898), русский художник-пейзажист. Происходил из елабужской купеческой семьи. В 1849 окончил Казанскую гимназию, в 1852-1856 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1856-1865 — в Петербургской Академии художеств. В течение 1862-1865 как пансионер (стипендиат) Академии находился в заграничной командировке (в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе); один из учредителей Товарищества передвижных выставок. С 1873 профессор Петербургской Академии художеств, в 1894-95 — руководитель ее пейзажной мастерской.
Первые работы Шишкина — «Жатва» (начало 1850-х), автопортрет (1854), «Вид в окрестностях Петербурга» (1856), «Дубки под Сестрорецком» (1857).
В 1858-1859 были написаны этюды «Сосна на Валааме» и «Вид на острове Валаам. Местность Кукко», удостоенные соответственно серебряной и Большой золотой медали Академии.
Шишкин много путешествовал по России, изучая ее природу. Его «художественной стихией» был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Шишкиным написаны получившие широкую известность и прославившие его как крупнейшего пейзажиста картины: «Рубка леса» (1867), «Рожь» (1878), «Лесные дали» (1884), «Среди долины ровныя…» (1883), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубовая роща» (1887), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Корабельная роща» (1898), в которых созданы целостные образы русской природы, ее лесов и полей.
В полотнах живописца красноречиво выражены коренные качества русского пейзажа с характерным для него сочетанием могучих вертикалей и горизонталей, спокойной гармонией масс земли и неба. Сфера художественного воплощения приобретает, таким образом, учитывая реалистически достоверную изобразительную манеру, почти символический статус. Образ Родины прочитывается в картине «Рожь» (1878), где, кажется, мир сведен до основных «первоэлементов» бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее, и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин. Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны — великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. Эта, с детства знакомая картина родной природы одно из классических произведений русской реалистической пейзажной живописи. На эскизе картины художник сделал надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство». Тезисно перечислил все, что хотел передать своей картиной. И ему это отлично удалось [8;46]. «Рожь» — одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», — писал И. Н. Крамской Илье Репину. Благодаря широкой линейной перспективе и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи и почти безжизненной воздушной среды, живописец достигает монументальности повествования. Пейзаж намеренно статичен, словно запечатлен художником для вечности. Это ощущение не перебивают даже ласточки, скользящие над дорогой во ржи. Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. Верный себе, он даже сосны выбрал для этой картины (как, впрочем, и для многих других) не случайно. Ему хотелось показать богатырей-долгожителей — вечнозеленые хвойные деревья, а не трепещущие на ветру березы. И композиционное и чисто живописное решение картины подчинены одному — воспеванию силы и богатства родной природы.
.4 Нравственное преобразование человека в картине «Явление Христа народу» А.А. Иванова
Иванов Александр Андреевич (16.07.1806-3.07.1858), живописец, сын профессора Академии художеств А. И. Иванова. Получил хорошее домашнее образование, преимущественно художественное. В 1817 был принят в Академию художеств, которую окончил в 1830. Первая его картина «Приам, испрашивавший у Ахилла тело Гектора» (1824).
С 1831 и почти до конца своей жизни Иванов находился в Италии [1;14].
Ранний период творчества Иванова посвящен темам истории античности и древнегреческой мифологии. Картина «Аполлон, Кипарис и Гиацинт» (1830 — 1834) завершает этот цикл его творчества. С середины 1830-х Иванов обращается к евангельской тематике («Явление Христа Марии Магдалине» и др.) [13;70].
Делом всей жизни Иванова стало создание величественного полотна «Явление Христа народу», которому он посвятил 20 лет (1837 — 1857).
Во время работы над картиной Иванов сделал 258 эскизов. В этом произведении выражена тема нравственного преобразования человека. Иванов показал людей, жаждущих свободы и ищущих правды.
В Италии Иванов жил на скудные средства пенсионера (стипендиата) петербургского Общества поощрения художников, отказываясь от лестных предложений занять должность профессора в Академии художеств. В Риме неоднократно встречался с проживавшим там Н. В. Гоголем. Из-за прекращения пенсии вынужден был, уже тяжело больным, вернуться в Петербург. Там он и скончался от холеры 3 июля 1858 года [1;16].
Около 1833 года Иванов начинает разрабатывать эскизы к будущей большой картине «Явление Христа народу». Сюжет взят из первой главы Евангелия от Иоанна. На первом плане под вековым деревом группа апостолов, возглавляемая пророчествующим Иоанном Крестителем, который указывает на шествующего вдали Христа. Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Пространство картины оказывается, таким образом, как бы пронизанным действиями сил, влекущих к Христу и уводящих от него. Обозревая первый план картины, мы встречаем лица, отмеченные мучительной работой сознания. Композиционно картина построена так, что люди на первом плане будто глядятся в гигантское зеркало, в котором отразилась природа с выступающей на ее фоне фигурой Христа. Он словно приносит с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии, которые властвуют в природном мире. Затянувшаяся на многие годы работа над картиной была связана с взыскательным поиском того, что можно было бы назвать конкретным наполнением символистического каркаса композиции. Полем экспериментального поиска стали этюды. В них многократно варьируются образы картины — раба, дрожащего, сомневающегося и других [11;59].
«Человечество на историческом перепутье» — такова ведущая тема картины, где люди показаны на рубеже эпох — язычества и христианства, происходит духовный переворот. Гоголь писал, что великое творение, такое как «Явление Христа», растит, воспитывает, создает самого художника: за годы работы его талант, натура становятся глубже, значительнее — нужно нравственно, идейно подниматься до своего замысла.
Работа над этой картиной стала синонимом творческой деятельности художника. В письме отцу он ясно сообщает свой план: «Я бы хотел, чтобы без рассказов были понятны мысли, в нем помещенные. Иоанна я представлю с крестом, чтобы каждый вдруг понимал, что это Иоанн… Сзади Иоанна ученики его, из коих некоторые были впоследствии Христовыми. …я представил подле Иоанна Крестителя молодого Иоанна апостола и евангелиста, а далее Андрея, брата Петрова; я постараюсь обоим дать типы, изобретенные Леонардо да Винчи в «Вечери тайной»… На этой стороне картины стоит в воде дед со внуками; далее молодой человек, сходящий в воду, оглянулся к громкому гласу, вопиющему в пустыне…» Потом художник перечисляет фигуры одну за другой. В этом перечислении еще отсутствуют зажиревший богач и измученный неволей раб. Композиция картины превосходно продумана и выявлена. Здесь Иванов следовал своему собственному стремлению. Фигуру Христа он обособил, поставил отдельно от остальных участников события. Люди, собравшиеся на берегу Иордана, разделяются на жаждущих получить избавление и на тех, кто не желает обновления. Мы видим, что одни и другие смешаны в толпе. В истории искусства это единственный случай, когда автор до такой степени проникся одной темой. Все силы и материальные и духовные сосредоточил он на своей картине. Из проведенных в Италии двадцати восьми лет, по крайней мере, около десятка лет художник потратил на нее. Общий характер отдельных персонажей можно определить как состояние ожидания чего-то лучшего, как упование на то, что это лучшее приведет к уничтожению зла. Отсюда вытекало убеждение, что душевные порывы людей получат удовлетворение и этим утвердится правда на земле [7;58].
В 1858 г., когда были исчерпаны окончательно все средства к жизни, художник решил возвратиться в Петербург, с тем, чтобы там продать картину, на вырученные деньги осуществить, давно задуманное, путешествие на Восток и затем окончательно поселиться в Москве, которая, как думал Иванов, рано или поздно снова должна стать центром русской жизни. Но мечтам его не суждено было сбыться. Картина — главное дело его жизни встречена прохладно, не оценена, нет и намека на ее приобретение. Всего шесть недель прожил он в Петербурге. Через несколько часов после его смерти лакей из придворной конторы принес пакет: царь за недорогую цену решил купить «Явление Христа народу» [1;17].
.5 Образ вечной молодости в картине «Девочка с персиками» В.А. Серова
Серов Валентин Александрович (1865, Петербург — 1911, Москва) — художник. Родился в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. Рано проявив художественные способности, с 1871 Серов брал уроки живописи в Мюнхене у К. Кеппинга, затем у И.Е. Репина в Париже и в Москве. Репин ввел Серова в Абрамцевский кружок в имении С. И. Мамонтова, во многом повлиявший на молодого художника. Занятия в различных гимназиях дополнялись серьезной подготовкой к поступлению в Академию художеств, студентом которой Серов стал в 1882. Учился главным образом у П.П. Чистякова, но курса не окончил, покинув Академию художеств в 1885, завершив художественное образование в музеях Голландии и Италии, оказавших на него огромное влияние. Начав свой творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к условности художественного языка, отдав дань импрессионизму, «Миру искусства», стилю «модерн», и во многом определил художественный облик своего времени. Серов стал широко известен как живописец, рисовальщик, иллюстратор, театральный художник. От ранних работ — «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, — Серов перешел к психологичным, выразительным портретам «К.А. Коровина» (1894), «Николая II» (1900), «К.П.Победоносцева» (1902), «С.Ю. Витте» (1904), «Ф.И. Шаляпина» (1905) и др., историческим композициям «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» (1900), «Петр I» (1907) и др., иллюстрациям к басням И.А. Крылова и др. В 1895 — 1897 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1903 был избран действительным членом Академии художеств, которую покинул в 1905 в знак протеста против расстрела людей 9 января 1905г. Принимал участие в организации сатирического журнала «Жупел», в котором рисовал политические, карикатуры. В последние месяцы жизни Серов стремился реализовать свои искания в области монументально-декоративной живописи. В 1914 была организована посмертная выставка его произведений, оказавшая огромное влияние на современников [12;7-12].
Полотна Серова, посвященные прошлому нашего Отечества и красоте родной земли, широко известны и по сей день. Не случайно историк искусства и художник Александр Бенуа говорил: «Серов отразил в своем творчестве всю русскую действительность и ее историю». Прекрасно написал о блестящем мастерстве Серова Валерий Брюсов, один из знаменитых поэтов «Серебряного века»: «…художник вошел в область, принадлежащую живописи, как в свое царство» [13;65].
Картина «Девочка с персиками» — одно из первых произведений В. А. Серова написана в 1887 году.
На картине изображена дочь известного промышленника и купца, мецената и друга многих русских художников Саввы Мамонтова — Вера Мамонтова. Загорелая девушка пристально смотрит на зрителя с полотна. У нее большие и темные глаза с тайным огоньком. Можно подумать, что девушка задумала какую-то шалость, кажется, что в серьезно сжатых губах таится намек на лукавство [10;76].
Вся картина залита солнечным светом, и создается впечатление, что только рама мешает ему вылиться. Свет заливает всю комнату, играет разноцветными бликами на стене, на мебели, на подсвечнике, виднеющемся справа, на серебряном ноже, лежащем на белоснежной скатерти.
Общий фон картины холодновато-голубоватый, поэтому очень хорошо выделяется смуглое лицо девушки, ярко контрастируют теплые тона красного банта на груди, лежащие на столе свежие персики и листья.
Вся картина насыщена энергией, движением, молодостью, все дышит свежестью. Даже поза девушки выражает нетерпение, будто она на несколько секунд присела за стол [8;48].
«Идея портрета зародилась так: Веруша оставалась после обеда за столом, все ушли, и собеседником ее был лишь до крайности молчаливый Серов. Он после долгого созерцания попросил у нее дать ему 10 сеансов, но их оказалось мало, и он проработал целый месяц» (Из воспоминаний М. Нестерова).
Но портрет Веруши Мамонтовой не случайно был переименован в «Девочку с персиками». В этом кроется особый смысл. Серова настолько очаровала натура, что он создал не просто портрет знакомой девочки, а образ вечной юности, нежности, света. Картина заражает своим поэтическим настроением. Так, И. Грабарь писал, что в русской живописи он знает только одну вещь, напоминающую ему пушкинскую юную Татьяну, — серовский портрет Веры Мамонтовой.
Правда искусства, как говорил скульптор Роден, — «это душа, чувство, идея, переданные чертами лица, движениями и действиями человека, тонами неба, линиями горизонта».
Картина «Девочка с персиками», поразила тогдашнюю Москву, но по прошествии более 100 лет она так же удивляет новизной и завораживает своей порывистостью в сочетании со спокойствием и благородством [10;77].
Заключение
По моему мнению, каждый человек должен посетить хотя бы несколько самых известных музеев, галерей и даже библиотек, потому что необходимо знать фамилии известных художников и хотя бы раз в жизни увидеть их картины. Пусть от этого человек не сможет сформировать полное мнение о развитии культуры своего народа, зато у него будет сложено общее представление о нем.
В ходе проделанной работы поставленная цель была полностью достигнута и все поставленные мной задачи были раскрыты.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/galerei-rossii/
1. Алпатов М. Ф. А. А. Иванов. Жизнь и творчество. — М., 1956.
2. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М., 1993.
. Ватолина Н.Н. Прогулка по Третьяковской галерее. — М., 1976.
. Грязнов А. И. Почетный гражданин Москвы. — М., 1982.
. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. — Л., 1971.
. Королев Ю.К. Государственная Третьяковская Галерея. — М., 1987.
7. Лебедев П. И. Русская советская живопись: Краткая история. — М., 1963.
8. Логинова А.С. Музей 7. Художественные собрания СССР. — М., 1987.
. Пищулин Ю.А. Справочник-путеводитель «Все музеи Москвы». Издание журнала «Мир музея». — М., 1997.
10. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1890-х начала 1910-х годов. Очерки. — М., 1971.
11. Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. — М.,1999.
12. Чугунов Г.И. Валентин Серов в Петербурге. — Л., 1990.
13. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — М., 1997.