Драматургия и театр эпохи Возрождения

Курсовая работа

Театр -это искусство представления драматических произведений на сцене. Такое определение этому понятию дает толковый словарь Ожегова.

Театр эпохи Возрождения – одно из самых ярких и значительных явлений в истории всей мировой культуры; это мощный исток европейского театрального искусства – на все времена. Новый театр родился из потребности перелить молодую энергию в действо. И если задать себе вопрос, в какую сферу искусств должно было вылиться это действо, это море веселья, то ответ ясен: конечно, в сферу театра. Карнавальная игра, уже не могла оставаться на своей прежней стадии стихийной самодеятельности и вошла в берега искусства, став творчеством, обогащённым опытом древних и новых литератур.

Я попытаюсь описать становление театрального искусства эпохи Возрождения.

Своей вершины театр Возрождения достиг в Англии. Теперь он воистину вобрал в себя все сферы жизни, проник в глубины бытия.

И главным чудом века был человек из Стратфорда, пришедший в Лондон, чтобы писать пьесы для театра «Глобус». Громкое название театра оправдалось – в творениях Шекспира действительно открылся мир: виднелись исторические дали прожитого, выяснялись главные истины нынешнего столетия и чудодейственно, сквозь пелену времени, проглядывали контуры грядущего. Театр английского Возрождения – это Шекспир и его блистательное окружение: Марло, Грин, Бомонт, Флетчер, Чемпен, Неш, Бен Джонсон. Но все эти последние имена принадлежат своему веку и своей нации. Шекспир же, глубже всех выразивший дух своего времени и жизнь своего народа, принадлежит всем векам и всем народам.

Термин «драма» применительно к испанской драматургии Золотого века является нововведением позднейших времен и основан на том жанровом восприятии, которое было свойственно периоду победы романтизма. Им, до некой степени произвольно, стали обозначать определенную категорию пьес («комедий») репертуара Золотого века.

Вершиной испанской драматургии стало творче­ство Лопе де Вега— художника глубоко народного, великолепного мастера сценической интриги, насе­лившего сотни своих пьес бесчисленным множеством типов, легко «узнаваемых» в тогдашней Испании и ставших достоянием всего человечества. Притом не забудем, что Испания этой поры — оплот католической реакции, страна, в которой свирепствовала инквизи­ция. Но именно в этих условиях испанский театр был тем более необходим народу — как общественная трибуна, как форма самопознания народа, общества. Испанская реалистическая драматургия свободно использовала любые формы, любые жанры, самые различные традиции, брала, что необходимо у «уче­ной» пьесы, у народного фарса. Реализм делал ис­панскую драматургию и испанский театр жизнестой­кими в борьбе с церковью, с королевским произволом, делал испанских мастеров выразителями народного духа, новаторами в искусств.

15 стр., 7014 слов

Театр Средних веков

... средневековья, время разложения феодализма и зарождения в недрах феодального общества нового, ... достижений театра и драмы почти полностью исчезли, театральные ... в течение многих веков после принятия христианства. Крестьяне удалялись в лес или поле, шли к морю или к ручью и приносили в ... в народной фантазии образную, действенную форму. Во всех странах Западной Европы в деревнях устраивались майские игры. В ...

Педро Кальдерона де ла Барка

1.Английский театр «Глобус» и В.Шекспир

Возник поистине великий театр.

ТЕАТР «ГЛОБУС»

«Глобус» открылся спектаклем Генрих V . Здесь были поставлены величайшие пьесы Шекспира, многие произведения Б.Джонсона, труппа «Слуги лорда-камергера» получила известность в елизаветинской Англии. Театр сгорел в 1613. В следующем году здание было построено заново, а в 1644 было снесено парламентом.

ШЕКСПИР, УИЛЬЯМ

Учился Шекспир, скорее всего, в Стратфордской грамматической школе – одной из лучших провинциальных школ Англии, где сыновья горожан получали бесплатное образование, главным образом изучая латинский язык и литературу.

Венера и Адонис, Сокровищница ума

В 1598 братья Бербеджи разобрали старый «Театр» – постройку на северной окраине Лондона, где играла труппа Шекспира, – и из его бревен соорудили театр «Глобус» на южном берегу Темзы, в Саутуорке. Шекспир стал одним из акционеров нового театра; такое же право он получил и в 1608, когда труппе достался еще более прибыльный театр «Блэкфрайерз», в городской черте. В 1603 король Яков взял труппу Шекспира под прямое покровительство – она стала называться «Слуги его величества короля», и актеры считалась такими же придворными, как камердинеры. «Слуг его величества» особенно любили при дворе, труппа выступала там часто и за хорошее вознаграждение, долю которого, безусловно, получал и Шекспир. Рост доходов позволил ему широко вкладывать деньги в откупа и недвижимость и в Лондоне, и в Стратфорде. Он понемногу отдалялся от театра и конец жизни провел в Стратфорде.

Приехав в Лондон, Шекспир, несомненно, примкнул к какой-то труппе. О его актерской деятельности мы не знаем почти ничего. Известно, что он играл «королевские роли», исполнял роль Призрака в Гамлете и Адама в Как вам это понравится . Он играл в пьесе Бена Джонсона Всяк в своем нраве ; в его же пьесе Сеян состоялось последнее засвидетельствованное выступление Шекспира на сцене. Именно сценический опыт дал Шекспиру знание возможностей сцены, особенностей каждого актера труппы и вкусов елизаветинской аудитории, которое мы чувствуем в его произведениях

В марте 1616 Шекспир составил завещание. Умер Шекспир 23 апреля 1616 и был похоронен в приходской церкви, где его могилу каждый год посещают тысячи людей.

2. Исторические хроники и трагедия Шекспира

К 1592 Шекспир приобрел некоторую известность в театральном Лондоне как актер и драматург. Есть сообщение современника о пьесе, изображающей англо-французские войны и героическую смерть Толбота, представленной с большим успехом труппой Стренджа в марте 1592. В этой пьесе не без оснований видят первую часть Генриха VI (Henry VI), впервые напечатанную в Первом фолио. Большая часть пьесы принадлежит перу других, скорее всего более ранних, драматургов. Вторая и третья части Генриха VI в виде отдельной двухчастной пьесы о войне Алой и Белой Роз были представлены до осени 1592. Они были изданы по отдельности в очень сокращенном и искаженном виде под названиями Первая часть Распри между династиями Йорков и Ланкастеров (TheFirstpartoftheContentionbetwixtYorkandLancaster, 1594) и Правдивая трагедия Ричарда, герцога Йоркского (TheTrueTragedyofRichardDukeofYork, 1595).

20 стр., 9938 слов

Шекспир как представитель эпохи возрождения

... Шекспира. Шекспир, наряду с Сервантесом, является, безусловно, крупнейшим западноевропейским писателем позднего Возрождения, в своих произведениях гениально отразившим эту эпоху ... в каких именно ролях и в каких пьесах играл Шекспир, хотя считается, что он играл роли второго ... с приобретением имущества и денежными операциями. Этот Шекспир был совладельцем театра и выступал на сцене как актер. Была ...

Современные ученые склоняются к мнению, что эти тексты составлены актерами по памяти, а в полном и исправленном виде двухчастная пьеса впервые появилась в Первом фолио. Другая пьеса этого периода, Тит Андроник, была поставлена труппой Сассекса в январе 1594, когда закрытым из-за чумы театрам на короткий срок разрешили играть.

На каких бы условиях Шекспир ни сотрудничал с труппами в начале своей карьеры, ясно, что после 1594 он постоянно работал для труппы лорда-камергера. У него появилось постоянное здание театра, известное как «Театр», и хорошо известные ему актеры, для которых он сочинял. Это привело к быстрому росту его независимости как драматурга.

Хроники приносили Шекспиру первый настоящий успех. Ранняя историческая пьеса Ричард III (Richard III, около 1594) – рассказ об истории Англии с того момента, на котором закончилась третья часть Генриха VI. Постановка этой пьесы имела огромный успех, и несли судить по числу ранних изданий (шесть до выхода Первого фолио), это была самая популярная при жизни Шекспира его пьеса. Король Иоанн (King John, около 1596) – не такая удачная и определенно не столь успешная пьеса.

Возможно, Мерес видел ее постановку, но напечатана она была только в фолио 1623. Шекспир по-прежнему подражал Кр.Марло в трагической трактовке английской истории, но определенная самостоятельность видна в трагикомическом характере Фальконбриджа. В Ричарде II (ок. 1595) очевиден прогресс Шекспира в жанре исторической пьесы. Он отказывается от шаблонных театральных битв и поединков, чтобы сосредоточиться на характере главного героя, короля Ричарда. Предмет пьесы теперь не целое царствование, как в прежних его хрониках, а последние два года – время краткого торжества, крушения и смерти Ричарда. В этой пьесе больше чистой поэзии, свободы в развитии мысли, больше игры слов и образов. С другой стороны, отсутствуют прозаический диалог и комические характеры и положения.

Созданная вслед за Ричардом II трилогия Генрих IV, часть первая (1596–1597), Генрих IV, часть вторая (1597–1598) и Генрих V (1599) – высшее достижение Шекспира в реформированном им жанре исторической пьесы. Самая увлекательная и драматичная из трех пьес первая – Генрих IV, часть первая. На всем протяжении пьесы ощущается конфликт между королем Генрихом и мятежной знатью во главе с блистательным Хотспером. Принц Гарри из гуляки превращается в опору и оплот своего отца, а главный комический персонаж, Фальстаф, излагает реалистический взгляд на вопросы чести и славы. Чередование комических и серьезных сцен – знак возвращения Шекспира к традициям английской драматургии, но в шутках меньше грубого и непристойного, чем в старой английской комедии. Вторая часть Генриха IV уступает первой. Говорливые мятежники – слабая замена Хотсперу. Принц, за вычетом одной живой кабацкой сцены, остается в тени вплоть до восшествия на престол. Если не считать беседы умирающего короля с Гарри, гений Шекспира заметнее всего в комических сценах, где остроумие Фальстафа достигает вершин бесшабашного веселья. Генрих V отличается от предыдущих пьес и по стилю, и по композиции. Действие целиком сосредоточено на короле, который в серии сцен показан как справедливый и разумный монарх.

13 стр., 6367 слов

У. Шекспир и его литературное окружение, их взаимодействие и взаимовлияние

... огромное влияние не только на его современников, но и на развитие коммунистических идей в будущем. Тему Шекспира я выбрала потому, что ... в четвертой главе. Работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена как таковому главному герою моей курсовой - великому поэту ... Конделю, которые впоследствии, в 1623 году, выпустили первое собрание пьес Шекспира. Джон Уорд, бывший священником в Стратфорде с 1662 ...

Ясно, что Шекспир хотел дать всестороннее изображение идеального короля в действии, и ради этого он прибег к самой пышной риторике, а восполняя скудость происходящего на сцене, выводит на сцену Хор (чего нет ни в одной другой его пьесе), дабы увлечь зрителей и разбудить их воображение. За это время Шекспир сочинил всего одну, но любимую во все времена оригинальную трагедию – Ромео и Джульетта (Romeo and Juliet, 1596).

Это свободное драматическое переложение поэмы А. Брука Ромей и Джульетта (1562), повествующей о трагической истории двух влюбленных.

Двенадцатая ночь, Юлий Цезарь

С Гамлетом (Hamlet , 1600–1601) Шекспир окончательно переходит к трагическому жанру; от хроник в пьесе нет и следа. Вместо того чтобы придавать драматическую форму историческому периоду, он взял старую пьесу (ок. 1588–1589; автором ее был, вероятно, Т.Кид) и превратил ее в одну из величайших трагедий мировой драматургии. Пьеса Кида утрачена, но представление о ней можно получить из позднейшего и искаженного немецкого перевода Наказанное братоубийство, или Принц Гамлет из Дании . Видимо, труппа Шекспира получила права на постановку пьесы Кида, поскольку известно, что еще в 1594 и 1596 она представляла некоего Гамлета . Если бы речь шла о трагедии Шекспира, она успела бы попасть в список Мереса, составленный в 1598. Вероятнее, что, закончив Юлия Цезаря , Шекспир взял рукопись старой пьесы из архива труппы и стал ее переделывать. Переработка эта была долгой и тщательной. Пьеса имела огромный успех, что ясно из мгновенно появившихся аллюзий, цитат и даже пародий. Она создала моду на «трагедии мщения», продлившуюся до закрытия театров в 1642.

Отелло (Othello ), сыгранный при дворе 1 ноября 1604, разительно отличается от Гамлета . Последний, подобно античным трагедиям, посвящен крушению царского дома; Отелло же больше, чем любая другая пьеса Шекспира, близка к елизаветинскому жанру «семейной трагедии». Имевшая успех при первых постановках, после Реставрации она была возобновлена; тогда же впервые роль Дездемоны сыграла женщина – Маргарет Хьюз. Представленный при дворе после Рождества 1605 Король Лир (King Lear ), в свою очередь, не похож на Отелло . Действие отнесено в далекое варварское прошлое; сюжет скорее символический, чем реалистический, и лишен того единства и цельности, которые отличают трагедию о венецианском мавре. Постановки Короля Лира никогда не имели большого успеха; более того, в эпоху Реставрации пьесу Шекспира вытеснила с подмостков сентиментальная переделка Н.Тейта .Ее ставят реже других великих трагедий Шекспира и в наши дни, но вдумчивые читатели ценят ее очень высоко. Макбет (Macbeth , 1606), одна из самых коротких пьес Шекспира, судя по всему, сочинялась в большой спешке, чтобы исполнить пожелание короля Якова представить новую пьесу во время празднеств в честь приехавшего в Англию Христиана Датского, свойственника короля.

7 стр., 3115 слов

Коллоквиум № 1. Драматургия П.Кальдерона

... чести Кальдерона. 1б. Особенности постановки проблемы чести в пьесе Кальдерона «Врач своей чести». 17. Концепция трагической вины в пьесе Кальдерона «Врач своей чести». ... западноевропейских классицистов. - М., 1980. Младшие современники Шекспира. - М., 1986. Хрестоматия по истории западноевропейского ... драматургической системы барокко (по Лопе де Веге). 2. Что нового вносит Кальдерон в эту систему? 3. ...

Тимон Афинский

3. Комедии Шекспира., Комедия ошибок»

«Много шума из ничего» (Much Ado About Nothing, 1598–1599)

Все хорошо, что хорошо кончается», Перикл, князь Тирский

4. Испанский театр. Драматургия Кальдерона и Лопе де Вега.

корралях,

Спектакль начинался с пения под аккомпанемент гитары, затем произносился пролог, после чего разыгрывалась сама комедия, насыщенная горячими переживаниями и стремительным действием. В антракте показывали интермедии, сайнеты (пьески с музыкой и плясками) и танцевальные номера. Спектакль заканчивался мохигангой — всеобщим танцем в масках, с куплетами и шутками, подхватываемыми зрителями.

Герои и героини испанской комедии — люди цельного и сильного характера. Согласно требованиям чести, они не допускают корыстных и низких поступков. Это движет всеми действиями героев. Власть королей, пренебрегающих этими законами, в испанской драматургии осуждалась как форма деспотизма.

Лопе де Руэда

Мигель де Сервантес Сааведра, Лопе де Бега Карпьо, Педро Кальдерона де ла Барка, ВЕГА КАРПИО, ЛОПЕ ФЕЛИКС де (Vega Carpio, Lope Felix de) (1562 г. — 1635 г.)

В его творчестве присутствуют две основных линии, в обеих из них явственно чувствуются главные мотивы мировоззрения Ренессанса: жизнелюбие, стремление к гармонии, обостренное чувство достоинства, отвага, ум и изобретательность в достижении цели.

Первая – т.н. «крестьянская», народная драма, высшим достижением которой стала пьеса Фуэнте Овехуна. При этом вряд ли правомерно считать Лопе де Вега идеологом крестьянства или выразителем его интересов. Представляется, что механизм формирования «крестьянской» тематики у него был совершенно иным, и обусловлен он был все той же Реконкистой, сформировавшей многие социальные принципы и нормы. Освободительная война сформировала мощную национальную идею, объединившую весь испанский народ и способствующую стиранию сословных различий. Понятие чести в Испании было одинаково и для герцога, и для крестьянина; достоинство страны впрямую связано с чувством собственного достоинства каждого из ее жителей.. Вот почему в пьесах Лопе де Вега так мощно звучат освободительные мотивы, мотивы личного достоинства и чести. При этом широкий народный фон его пьес ничуть не противоречит идеям справедливой монархии («Звезда Севильи», «Наказание – не мщение», «Государь, сброшенный со скалы», «Саламейский алькальд», «Разумный в своем доме», «Периваньес и командор Оканьи» и др.).

Вторая линия – т.н. «комедии плаща и шпаги», написанные в блестящей стихотворной форме, с яркими живыми характерами и запутанной интригой. Эти комедии («Учитель танцев», «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином», «Глупая для других и умная для себя» и множество др.) стали, чуть ли не единственным в Испании высшим отражением мировоззрения Ренессанса. Здесь господствует идеальный мир гармонии, к которому герои неизбежно приходят в результате разрешения всех конфликтов. Неразрешимых противоречий нет, здесь торжествует свободное содружество свободных людей.

9 стр., 4456 слов

Женские образы в творчестве Уильяма Шекспира

... поставленной цели предполагается решение следующих задач: - Ознакомиться с творчеством У. Шекспира. - Выявить своеобразие женских образов. - Рассмотреть основные качества женщин в комедиях. - Подвести итоги ... народов. Высокие ренессансные комедии – особый вид комедии. Они встречаются только у Шекспира и Лопе де Вега. Это комедии лишенные сатирического, ироничного отношения. Это комедия, которая ...

Отдельную линию его творчества, как было сказано выше, представляют его многочисленные ауто, в которых он последовательно применял приемы светской драматургии («Жатва», «Путешествие души», «Истинная ложь» и др.).

Сегодня Лопе де Вега считается не только классиком испанской драматургии, но и создателем целой школы драматургов.

Мигель де сервантес сааведра 1

КАЛЬДЕРОН де ла БАРКА

Кальдерону принадлежит около ста двадцати пьес и восемьдесят ауто сакраменталь. В отличие от Лопе де Вега, творческие принципы которого в целом он продолжил и реформировал, Кальдерон предназначал свои пьесы для постановки не столько в небольших театрах на городских улицах, сколько в придворном театре, где можно было использовать сложную постановочную технику и пышные декорации, а также различные световые эффекты и музыкальное сопровождение. Поздние пьесы Кальдерона больше напоминают оперу (искусство, родившееся в том же, 17 веке), чем драматическое представление.

Основная тема творчества Кальдерона — соотношения свободы человеческой воли и Провидения, с одной стороны, свободы личности и требований общества, с другой. Человек у Кальдерона свободен и зависим одновременно: его главная задача — уметь хорошо сыграть отведенную ему роль в «великом театре мироздания» (название известного ауто Кальдерона), сохраняя при этом право свободы выбора между Добром и Злом (свободу воли).

Жанровый спектр произведений Кальдерона

1629 годом датируются самые известные кальдероновские «комедии интриги» — «Дама-невидимка» (в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник; «Дама Привидение», перевод К. Д. Бальмонта) и «Дом с двумя выходами трудно охранять». Сюжет обеих комедий построен на использовании схожего сценического приема — наличия потайного входа в помещение, которым пользуется дама, желающая добиться любви приглянувшегося ей молодого человека. Но если у Лопе — комедиографа комедийная интрига развивается преимущественно в импровизационной манере, изобилует неожиданными поворотами, то в комедиях Кальдерона все идет по расчисленному автором порядку, подчинено доказательству того, что живое человеческое чувство и человеческую волю нельзя запереть в темницу: одна из ее стен обязательно окажется «хрупким стеклом» («Дама-невидимка»).

Опираясь на сценическую метафору «хрупкого стекла» (заставленный стеклянной посудой шкаф, маскирующий дверь между двумя комнатами), Кальдерон развивает перед зрителем и мысль о том, что единственной защитой чести любого человека может быть только он сам.

Для многих героев Кальдерона честь — не общественное достояние, а чувство собственного достоинства. В этом Кальдерон решительно расходится с общепринятыми представлениями. Маниакальное следование голосу превратно понятой чести — чести как социальной условности — может обернуться трагедией: такова основная идея знаменитых кальдероновских «драм чести», первая из которых — «Луис Перес галисиец» — была поставлена в 1627 году.

Самая знаменитая пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон» (1635?) включает в себя элементы религиозно-философской драмы, драмы чести и даже комедии интриги (характерный мотив: женщина, переодетая мужчиной, преследует неверного возлюбленного).

1 стр., 429 слов

Душевная драма Катерины» по пьесе A.Н. Островского «Гроза

... царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в этом с ним можно согласиться. Надеюсь, сочинение на тему «Душевная драма Катерины» по пьесе A.Н. Островского «Гроза» вам понравилось и помогла ... национального характера. Но люди, которые ее окружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, особенно Кабаниха. С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, ...

В ней Кальдерон пытается найти ответы на вопросы: что такое человек и насколько он свободен распоряжаться своей судьбой, каким должен быть «совершенный правитель», благодаря которому в мире, где действуют разнонаправленные силы, все же поддерживается порядок и согласие?

Пьесы Кальдерона, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Театр эпохи Возрождения был величайшим достижением культуры, он питал умы, волновал сердца, воспитывал характеры. Искусство сливалось с жизнью, а жизнь с искусством. В дальнейшем театр теряет связь с народом, ориентируется на вкусы высшей публики и во многом проигрывает, театральные шедевры остаются в прошлом.

Театр Шекспира – это своеобразный синтез культуры Ренессанса. Определив собой самый зрелый этап этой культуры, Шекспир говорил со своим веком и с грядущими веками как бы от имени всей эпохи «величайшего прогрессивного переворота». Творчество Шекспира было итогом развития национального английского театра. В то же время оно в известной мере суммировало достижения всей предшествующей поэтической, драматической и сценической культуры древнего и нового времени. Поэтому в драмах Шекспира можно ощутить и эпический размах гомеровской сюжетики, и титаническую лепку монотрагедий древних греков, и вихревую игру фабул римской комедии. Шекспировский театр богат высоким лиризмом поэтов-петраркистов. В творениях Шекспира отчётливо слышны голоса современных гуманистов, начиная от Эразма Роттердамского и кончая Монтенем. Углубленное развитие унаследованного – вот что было важнейшей предпосылкой рождения нового и наиболее совершенного типа ренессансной драмы, драмы Шекспира.

«драмы чести»

Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии: он отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пе́дро Кальдеро́н де ла Ба́рка — испанский драматург и поэт, чьи произведения считаются одним из высших достижений литературы золотого века. Автор около 200 драматических сочинений, Кальдерон завершает историю испанской классической драмы. С начала XIX века Кальдерон приобретает международную известность и часто сравнивается с Шекспиром по значению для европейского театра.

Библиографический список:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/dramaturgiya-v-epohu-vozrojdeniya/

1. Гражданская З. Т.От Шекспира до Шоу; английские писатели XVI-XX вв.- Москва, Просвещение, 1992 г.

2. Испанский театр. Художественная литература. – Москва, 1969 г.

3. История зарубежного театра/Под редакцией Г.Н. Бояджиева и

Образцовой А.Г. Изд.Просвещение, -М.,1981 .

4. Лопе де Вега, «Пьесы». – Мистецтво, 1979 г.

5. Кальдерон П. Пьесы.- т. 1. Искусство, 1961.

6. Смирнов А. А. Шекспир. – Ленинград. Искусство, 1963 г.