Женская судьба в драмах А. Островского («Гроза», «Бесприданница», «Горячее сердце»)

Сочинение

Женский характер в пьесах Л.Н. Островского («Горячее сердце». «Бесприданница»).

Женский характер в драматических пьесах Островского

1. Объединяет все 4 текста,

Лейтмотив застыаэвшего бытия, мир, в котором невозможно развитие. Павлин Павлинович Курослепов.

Атгаонист калновских порядков — кулигин. Огненный змей, которого запррягпют в петлицу.

Разыгрывал ту же ситуацию, что и Гроза, норе на былотхвом, а на мифологическом уровне. Ситуация кризиса, котораяхарактерризуетвнутренний мир этого произведения. Кризис связан с разрушенеим прежней реальности и недостроенности новой реальности. Религия представал носовой старого патриархального мира.

Любовь сменасяется её физическим эквивалентом. Появляется любовь к деньгам. Стуркрутная диспрропорция, проникающая в их мир.

Чужме — это вестники других миров. Появление существа из другого мира вызывает дисгармонию в жизни людей.

Мезгирь, как паукообразный персонаж, должен быть обитателем подземного мира

Аф лосев отпретимхл пше общин семантический уровень.

В «Горячем сердце» (1868) черты провинциального быта и поли­тической системы предельно заострены, переданы в форме буффона­ды. Многие стороны жизни приобрели в пореформенной провинции уродливые очертания. Семейные связи разрушились, семья утратила присущие ей ранее стабильность и надежность, перестала быть про­чным гнездом, хранилищем традиций и векового уклада.

Вакханалия беззакония и безумия во всем своем безобразии пред-стача в «Горячем сердце» как показатель неразберихи в социальной и политической жизни. В провинциальном городе Калинове городни­чий Градобоев судит не по законам («законов у нас много»), а «по душе, как Бог на сердце положит». Богатый купец Курослепов убеж­ден во всесилии капитала: «Нажил капитач, вот тебе и честь». Сняв с себя всякие заботы о делах, он ушел в беспробудное пьянство, как и богатый подрядчик Хлынов.

Горячим сердцем наделена Параша, дочь Курослепова. Решитель­ная, непокорная, норовистая, она страдает от попреков мачехи Мат­рены, мечтает о воле. Параша сама себе выбрала мужа, никому не позволив решать ее судьбу, — отдала предпочтение не Васе, готовому быть плясуном, песельником и шутом у Хлынова, а робкому, незащи­щенному и любящему ее Гавриле.

Сюжет, который мог бы развиваться как драматический, получает комедийную развязку (характерное для Островского соединение дра­матического и комического начал, проявившееся в «Бедной невесте», «Воспитаннице», в пьесах москвитянинского периода): Матрена и Наркис уличены в воровстве и измене, после скитаний возвращается домой Параша, Курослепов дает согласие на ее свадьбу с Гаврилой. Купеческая семья перестала быть домостроевской крепостью, рухну­ла и не приобрела новой формы.

14 стр., 6632 слов

Люди с горячими сердцами в пьесах островского гроза и бесприданница

... сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» — вариант 2 Островский пишет свою драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесу «Гроза» и многие ... Ларисы говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески». Самая главная же драма Ларисы — это ее ...

Драма «Бесприданница» (1879) также стала одной из вершин дра­матургии Островского.

Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые выстраиваются в соответствии с логикой положений и ситуаций. Центр произведения — судьба женщины.

В «Бесприданнице» представлен кусок русской жизни конца XIX столетия. Обедневшие дворяне Огудаловы, живущие в провинциаль­ном волжском городе Бряхимове, с трудом поддерживающие види­мость благополучия и светскости, богатые дельцы Кнуров и Вожева­тов, «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов, небо­гатый чиновник, «маленький человек» Карандышев, бродячий актер Робинзон, буфетчик, слуги, цыгане — таков состав действующих лиц драмы. Состав довольно пестрый, но точно отражающий приметы российской жизни того времени.

Пьеса необычна по композиции. В целом — это драма-кульмина­ция, ибо в ней запечатлен момент наивысшего напряжения в жизни главной героини Ларисы Огудаловой. Мучительные переживания «бесприданницы», душевный кризис вследствие длительной и непо­нятной для нее разлуки с Паратовым заставили девушку принять тя­желое для себя решение — стать женой неинтересного для нее и непривлекательного Карандышева. Лариса, явно идеализирующая Парато­ва, не видит его эгоизма и черствости и безоглядно идет за ним, нимало не сомневаясь в его благородстве.

«Бесприданница» — это пьеса о красивой, незаурядной девушке, оказавшейся в заурядном буржуазном окружении, которое смотрит на нее как на яркую, привлекательную вещь. Тема купли-продажи про­низывает все произведение, является основной и заявлена уже в са­мом начале драмы, когда идет разговор о «Ласточке», выгодно куп­ленной Вожеватовым у Паратова, об удовольствиях, за которые «пла­тить надо» (имеется в виду удовольствие бывать в доме Огудаловых), о том, что хорошо бы с Ларисой Дмитриевной прокатиться в Париж на выставку, и о том, что эта женщина создана для роскоши и ей, как дорогому бриллианту, требуется дорогая оправа. Все реплики относи­тельно Ларисы брошены не случайно, они получают развитие, и в финале раскрывается их подлинно драматический смысл.

В Ларисе нет той цельности и внутренней силы, какая чувствова­лась в Катерине Кабановой. Душа ее мечется между мечтой о чистой любви, о благородном женихе, между стремлением любить людей, жить по законам чести, по нормам морали, принятой в дворянской среде, и — способностью к нравственному компромиссу. В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого.

Одиночество Ларисы драматург подчеркивает неожиданным при­емом: героиня умирает под «громкий хор цыган». Перед смертью она воспринимает выстрел Карандышева как благо, как избавление от страданий. Под звуки цыганской песни Лариса говорит о любви к людям и посылает прощальный поцелуй. В начале пьесы дом Огуда­ловых сравнивался с табором, завершается пьеса таборной песней.

11 стр., 5447 слов

Трагедия чистой души — Катерина и Лариса «Гроза» и «Бесприданница»

... Катерины и Ларисы (работа с таблицами, самостоятельно составленными студентами) Аспекты сравнения образов Катерины и Ларисы. Смысл названия пьес. Действующие лица. Время и место действия пьес. Жизнь и окружение героинь в доме. Духовный мир Катерины и Ларисы. Смерть Катерины и Ларисы. Смысл названия пьес. ...

В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа — добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью. И самым значительным из произведений великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, «русская жизнь и русская сила вызваны… на решительное дело..,», является пьеса «Гроза». Сатирическое обличение представителей «темного царства» естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую Н. А. Добролюбов назвал «светлым лучом в темном царстве». В образе своей героини Островский изобразил новый тип — умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света.

В окружающем «мертвом царстве» Катерина живая. Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье. Любовь для нее — мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: «Точно я снова жить начинаю», — говорит девушка. Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», — убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: «Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна. У нее есть сила, потому она может вырваться из темного царства, стать лучом света. В пьесе Катерина противопоставлена прежде всего Кабанихе и Дикому как типичным представителям «темного царства».

Благодаря богатству они держат в своих руках всю власть. И делают все, что им заблагорассудится. Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей. Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, — непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых. В этом мире «все как будто из-под неволи». И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва «на нас с неба упала»? Движение, которое происходит вокруг, «шум, беготня, езда непрестанная» противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение. И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным. Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование.

И хотя в нем иногда прослеживаются проблески чувства, способность к глубоким переживаниям, но он не в состоянии устоять перед испытаниями. Он сидит в тесной клетке, из которой ему никогда не вырваться. Не вырваться из нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью и угрозами, он отступает перед «количеством старой силы»: «Нечего делать, надо покориться!» «Темное царство» замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители. Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена, что «по всем приметам» приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним. Эта гроза была необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться, чтобы дышать стало легче. И эта гроза разразилась — ею стал решительный протест Катерины и ее трагическая гибель. По словам русского критика Н. А. Добролюбова, «… характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из груди «самых слабых и терпеливых», был для критика прямым доказательством обреченности «темного царства».

< Предыдущая Следующая >

Основная проблематика произведения , Для «Грозы» характерны определённые проблемы, которые стали основой для сюжета

  1. Противоречивость русского народа.
  2. Самодурство.
  3. Невежество.
  4. Слабость.

Противоречивость русского народа выражается в том, что глубоко религиозная Катерина не может простить себе измену, так как это считается грехом, но, без сомнений, решается на самоубийство, что считается тяжким непростительным поступком. Скорее всего, она так поступила из-за того, что была в отчаянии и из-за сильных душевных переживаний не обдумала, какие могут быть последствия после принятия решения.

Самодурство выражается в том, что Дикой и Кабаниха варварски относились к подчинённым, лишая их проявления индивидуальности и права иметь своё мнение

Невежество заключается в том, что жители Калинова не стремятся к получению образования и не доверяют профессионалам своего дела. Они равняются на традиции и не хотят ничего изменить.

Катерина всю жизнь стремилась к свободе и к любви, но после замужества она не могла выйти за рамки дозволенного. Она не ощущала себя счастливой в браке, так как свекровь постоянно в чём-то упрекала, а муж равнодушно к ней относился. Благодаря этому примеру можно видеть, что случается со свободолюбивым человеком, если его запрут в неволе. Девушка ущемляла себя, не показывала характера и закрылась в себе, что в итоге привело к плачевным последствиям.

Образ Катерины и драма горячего сердца в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта». А. Н. Островский сюжет для драмы берет из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходит именно в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в совершенном грехе. Действия, описанные автором, могли произойти во многих городах России того времени. Здесь господствовали домострой и самодурство, унижение и грубость. Основной конфликт драмы можно определить как столкновение убеждений и мировоззрения консервативно настроенных представителей более старшего поколения и стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы. Автор ставит перед читателями вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, и всем ходом пьесы подводит к выводу, что это невозможно. Катерина, главная героиня пьесы, — натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества не только не присущи большинству людей; им просто недоступно их понимание. Не случайно в разговоре с Катериной Варвара сказала: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная. А в городе Калинове, наоборот, все просто: у кого деньги — у того и власть, а у кого власть, тот уже и пользуется ею безраздельно. Унизить, оскорбить, принудить к повиновению, запретить любое проявление живого человеческого чувства, заставить лгать, приспосабливаться — вот основные законы, по которым живут в городе. Катерина же эти законы отвергает, и в этом основная причина её трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой Водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве, совсем не так, как в доме Кабанихи, где все . то же самое, только «все как будто из-под неволи».. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины. Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом». Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! — говорила она. — Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Катерина — женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! — признается она. — Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу- здесь жить, так и не стану, .хоть ты меня режь!» Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. Наверное, этим можно объяснить конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся ещё и тем, что её выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла. Но она старается быть верной и любящей женой. Катерина и любит не так, как окружающие её женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для неё священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — скажет она Борису. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». А. И. Герцен, касаясь в 1864 году «Грозы», писал: «В этой драме автор проник в глубочайшие тайники… русской жизни бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, этой безгласной, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».