Проблема поколений в произведениях А.Н.Островского «Гроза» и А.Вампилова «Старший сын» (11 класс)

Эссе

Разработка занятия в 11 классе на тему:, Проблема поколений в произведениях А.Н. Островского и А. Вампилова «Старший сын».

Цель: Формирование умения сравнительного анализа идейно-тематического содержания произведений 19-20 веков.

Задачи:

1 Повышать интерес к чтению художественной литературы.

2.Развивать умение выделять «сквозные» темы и «вечные» проблемы в произведениях 19-20 веков.

3.Привлечь внимание обучающихся к проблеме традиций и новаторства в произведениях 19-20 веков.

4.Использовать материалы занятия для написания эссе.

Ход занятия:

1.Вступительная часть. Объявление темы, формулирование цели занятия.

2. Повторение теоретико-литературных понятий: «тема произведения», «идея», «проблема».

3.Слово учителя:

— Вы познакомились в 10 классе с драмой А.Н. Островского «Гроза», самостоятельно прочитали пьесу А. Вампилова «Старший сын». Произведения написаны в разное время, но проблемы, поднятые в пьесах, являются «вечными». Наша задача – проанализировать развитие темы поколений в каждом произведении и выявить, как раскрывает ее каждый из авторов.

4. Анализ произведений по вопросам.

Вопросы к обучающимся:

— Почему в пьесе «Гроза» остро назревает конфликт поколений?

Представители старшего поколения, Марфа Кабанова и Дикой, известные люди в городе Калинове. Представители богатых купеческих семей, они полностью подчиняют себе всех, кто зависит от них. В семье Кабановых царит тяжелая атмосфера: взрослый женатый сын не имеет права выразить свое мнение по любому вопросу, сестра Тихона, Варвара, хитростью пытается обойти запреты матери, а Катерина, жена Тихона, напрасно старается наладить отношения со свекровью. Лицемерие, жестокость, нежелание считаться с чувствами других – главные качества Кабанихи. Упивается своей властью над родными и своими работниками Дикой. Он чувствует свою безнаказанность, что выливается в дикие выходки.

12 стр., 5837 слов

Роман в таджикской литературе ХХ века ( проблемы формирование жанра )

... на дальнейшее развитие реалистического стиля современной таджикской литературы: эта тенденция получила еще больший импульс после создания им повестей «Бухарские палачи» и «Одина». Одновременно С. Айни в своих произведениях ... прозы в таджикской литературе ХХ века имеет непосредственную связь с творческой деятельностью С. Айни. Вместе с тем, необходимо отметить, что персидско-таджикская проза ...

Добрый, но слабохарактерный Тихон не смеет возражать матери, он пытается ей угождать во всем, боится ее рассердить. Мечтает выбраться из дома хоть ненадолго, с горя выпивает. Свое раздражение выливает на ни в чем не повинную жену.

Варвара приспосабливается к матери, обманывает ее. «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало», — оправдывается она перед Катериной.

Борис, племянник Дикого, покорно сносит все от дяди, надеясь получить наследство, завещанное бабушкой. И хотя читателям понятно, что вряд ли Дикой что-то отдаст Борису и его сестре, Борис не смеет возразить дяде ни в чем.

Из представителей младшего поколения лишь одна Катерина пытается постоять за себя: вежливо, но твердо, с чувством собственного достоинства отвечает на обвинения Кабанихи в притворстве. Доведенная до отчаяния в доме свекрови, Катерина бросается в Волгу. Лишь такой протест главной героини сумел «разбудить» Тихона (он посмел обвинить мать в смерти его жены).

Варвара, не желая терпеть запреты матери, убегает из дома с Кудряшом, а Борис, смирившийся со своим положением, отправляется по воле дяди в Сибирь.

  • Почему конфликт поколений в пьесе «Гроза» неразрешим?

Для разрешения конфликта между поколениями нужно обоюдное желание идти на уступки друг другу. Тихон, Борис были почтительны к старшим. Варвара открыто не возражала матери. Поколение «детей» пыталось наладить отношения с «отцами», но Кабаниха и Дикой не допускали даже мысли дать свободу уже взрослым детям. Гибель Катерины, по мнению Добролюбова, — «страшный вызов самодурной силе».

Слово учителя:

— Драма «Гроза» написана в 1859 году, пьеса А. Вампилова «Старший сын» — 1967г, опубликована в 1968. Прошло более 100 лет, но проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» по-прежнему актуальна.

Беседа с обучающимися по содержанию пьесы. Ответы на ключевые вопросы

1.Назовите жанр произведения.

2.Сюжет произведения.

3.Расскажите о взаимоотношениях в семье Сарафановых.

4.Кто из приятелей (Семен Севостьянов (Сильва) или Бусыгин) начинает меняться в лучшую сторону? Почему?

5.На чем должны, по мнению А.В. Вампилова, строиться отношения внутри семьи?

Пьеса по жанру заявлена автором как комедия, сюжет ее несложен: два молодых человека, опоздав на электричку, решают найти способ переночевать у кого-нибудь из жителей предместья, и приходят в квартиру Сарафановых. Юноши едва знакомы, но в их судьбах прослеживается общее: Бусыгин вырос без отца, а у Сильвы нет с отцом теплых взаимоотношений. Более того, родной сын (Сильва) раздражает отца, и он заявляет ему, что не хочет его видеть в доме. Сильва ожесточается в душе, его философия проста: «…лучше вот что: не думать ни о чем и с ума не сходить. Так оно спокойнее. По-моему». Бусыгин тоже уверен, что в людях не осталось таких качеств, как милосердие, сострадание, любовь к людям. Поэтому он соглашается с предложением Сильвы обмануть Сарафанова: назваться его старшим сыном. Обман удался, и Сильва с Бусыгиным получают возможность переночевать в квартире. Неожиданно дело принимает серьезный оборот: глава семейства Сарафановых простодушно признает в Бусыгине старшего сына, он рад его видеть, передает ему семейную реликвию (серебряную табакерку).

31 стр., 15233 слов

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского «Гроза»

... задач: осмысление особенностей изучения драмы в школе; рассмотрение методики преподавания пьесы А.Н. Островского «Гроза». Работа состоит из введения, двух ... в воссоздании их психологии — задача этого раздела. Драма изображает человека только в действии, в процессе которого он ... от эпических и лирических, отсутствуют авторские описания, по­вествование, отступления. Речь автора появляется только в ...

Так Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина хочет выйти замуж и уехать на Сахалин, а 16-летний Васенька собирается в тайгу на стройку. Заботиться об отце никто не хочет, каждый из детей Сарафанова думает только о себе. Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает сочувствовать Сарафанову и пытается уговорить Нину не бросать отца. К тому же Бусыгин узнает, что и на службе у отца Нины и Васеньки не ладится: его сократили в филармонии, теперь он играет в клубе и на похоронах. Сильва, глядя на все, что происходит в этой семье, просто развлекается. Ему никого не жаль, а когда он видит теплое отношение Сарафанова к «старшему сыну», то чувствует зависть и желание всем отомстить.

Общаясь с Сарафановым, Бусыгин на самом деле почувствовал в нем родного человека, захотел помочь ему. Доверчивость, душевность, доброта, щедрость, забота о близких, вера в людей – главные черты музыканта. Даже музыкальное произведение, которое пишет Сарафанов, называется «Все люди – братья». Встреча с Сарафановым разбудила в Бусыгине глубоко спрятанные чувства: совесть, желание бескорыстно помогать людям, сочувствие, сострадание. Он сумел сплотить семью Сарафановых и стать настоящим старшим братом. Он обретает семью, о которой всегда мечтал. Символично, что главный авантюрист и обманщик Сильва, а также правдолюбивый (а на самом деле бестактный, грубый «правдолюб») Кудимов, жених Нины, покидают дом.

Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вампилов подчеркивает, что людям нужно бережнее относиться к людям, не играть их чувствами.

Взаимоотношения в семье должны строиться на любви, доверии, уважении.

5.Заполнение таблицы

2

Время создания произведения

1859 год

1967 год

3

Жанр произведения, литературное направление

Драма (автор), трагедия. «Обычную бытовую тему Островский поднимает до высот трагедии» (исследователи).

Реалистическая драма

Комедия (заявлено автором, хотя комедийной выглядит только первая картина).

Немало драматических моментов: особенно в подтекстах высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

7 стр., 3325 слов

Островский – создатель русского национального театра. Пьеса «Гроза»

... может быть никакого подвоха, что «свои люди сочтутся». Тут-то жизнь и готовит ему злой урок. В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения: «отцы» в лице Большова и ... Щепкина и Мочалова, читает статьи В.Г. Белинского о литературе и театре. В конце 40-х годов Островский пробует свои силы на писательском, драматургическом поприще и публикует ...

Реалистическая драма

4

Общие темы, проблемы

Конфликт поколений, правда и ложь, одиночество, добро и зло, совесть, справедливость, грех и раскаяние

5

Изображенные в них события

Действие разворачивается в вымышленном городе Калинове, на берегу Волги, в купеческой среде. Автор показывает тяжелую атмосферу жизни города Калинова, «жестокие нравы».

Небольшой поселок, квартира семьи Сарафановых. Глава семьи – музыкант, неудачник в глазах собственных детей (его бросила жена, уволили по сокращению из филармонии, теперь он играет в клубе и на похоронах, не умеет за себя постоять, выпивает с горя).

В семье нет тепла, взаимной любви. Она на грани распадения.

4

Авторская позиция, идея

Осуждает представителей «темного царства»: ханжество, жестокость Марфы Кабановой, самодурство Дикого по отношению к людям и своим родным.

собственный выбор человека, а не зависящий от обстоятельств.

Быть по духу родными – это больше, чем по рождению.

5

Сюжетные и композиционные аналоги

Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон – Катерина – Борис) стал в драме основой конфликта старого и нового не только при смене поколений, но и при смене старого и нового в социальной жизни России.

Представители младшего поколения стремятся вырваться из-под власти старших разными способами ( побег из дома — Варвара), стремление быть вне дома у Тихона, уходит Катерина, чтобы освободиться от гнета Кабанихи – бросается в Волгу.

Действие пьесы разворачивается на набережной Волги, последняя сцена — также на берегу реки.

прием антитезы и сопоставления.

покинуть родной дом

Композиция

приемы антитезы

6

Языковые средства

«Говорящие» фамилии. Все герои «Грозы» говорят на общенародном языке. Но в речи многих из них есть элементы купеческого, мещанского и церковного жаргона. И вместе с тем речь каждого из них неповторима и своеобразна.

«Говорящие» фамилии, имена, прозвища.

7

Разрешены ли проблемы

Проблема поколений не разрешается, хотя автор показывает близость перемен в обществе (проблема в драме гораздо шире семейной).

Конец трагичен , но, по мнению Добролюбова, есть даже что-то освежающее и ободряющее». Это «что-то», по мнению критика, «фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства», и «характер Катерины, рисующийся на этом фоне», от которого веет «новой жизнью», открывшейся «в самой ее гибели».

5 стр., 2036 слов

Молодое поколение в пьесе «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов)

... пьесе «Вишневый сад») Поэтика чеховского рассказа Новые материалы раздела: Тема любви в пьесе Чехова «Вишневый сад» Деградация личности в рассказе Чехова «Ионыч» Молодое поколение. А. П. Чехов «Вишневый сад»(10 класс) Молодое поколение «Вишневого сада» А.П. Чехова 10 класс К молодому поколению ...

Счастливый финал

6. Подведение итогов занятия., Выводы по теме:

1.В рамках бытовой пьесы А.Н. Островский и А.В. Вампилов создают сложный конфликт между людьми разных поколений. Но Вампилов, в отличие от Островского, далек от трагического пафоса. Он преобразует трагедию в мелодраму со счастливым концом. Его пьеса добра, в ней рождаются счастливые превращения и обретения, а не разрывы и утраты.

2. А.В.Вампилов явился в литературу как посланец русской классики, как ее законный и единственный наследник . Исследователи сразу связали его творчество с традициями русской классической сцены, отечественной классической литературы. Заговорили о «театре Вампилова», как раньше о «театре Островского», «театре Чехова». В каждой пьесе Вампилова с первых же минут идет борьба между честностью и подлостью, верностью и предательством, чистотой и цинизмом.

3.Вампилова мало что роднило с современной ему советской драматургией и очень многое с русской классикой. То, что создано Вампиловым, продолжило и обогатило русскую классическую драматургию .

7. Домашнее задание:

Ответить на вопрос: «Возможно ли разрешить конфликт поколений?»