В каких произведениях раскрывается проблема интеллигентного человека. Проблема интеллигентности — аргументы и

Сочинение

Определение понятия

Интеллигентность (в переводе с латинского означает мыслящий, понимающий) – это совокупность качеств индивида, которая отвечает ожиданиям культурного общества. Также имеются и другие определения этого понятия.

  1. Способность мыслить, умение выносить самостоятельные суждения о мироздании, о проявлениях человеческих действий.
  2. Терпимый характер, благородство, интеллект и надежность слов.
  3. Сочетание трудоспособного ума, благородной души и правдивого сердца.
  4. Способность понимать, принимать все новое, всегда уважительно относиться к мнению других людей, демонстрировать свои эмоции, не допускать вмешательство в личное пространство другого человека.
  5. Умение со стойкостью переносить грубость, бескультурное поведение, давать отпор несправедливости. У такого индивида высокие моральные ценности, развитое чувство благородства.

Нужно знать, какие преимущества у интеллигентности:

  • позволяет проявлять эмоции, обретать новые знания;
  • дарит свободу, позволяя выражать свои мысли;
  • интеллигентная особа может понимать значение общего блага;
  • награждает силами, позволяющими противостоять злой несправедливости и грубой цивилизованности;
  • уверенность в своих силах и возможностях, вера в себя;
  • интеллигентный мужчина или женщина имеет возможность проявлять интерес к жизни, являться доброжелательным к окружающим людям.

Характеристика интеллигента

Интеллигентного человека может выдавать наличие определенных качеств, особенно если рассматривать интеллигента старой закалки.

8 стр., 3854 слов

Чувства и эмоции. Влияние на здоровье человека

... эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. Эмоции – это более простое непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях. Эмоции ... Психическое свойство – это психическое явление субъекта: характер, темперамент, способности, качества личности и другие свойства индивида. Мышление — процесс ...

  1. Чистый патриотизм, который проявляется реальными поступками.
  2. Чувство сострадательности к боли других людей и животных.
  3. Мягкий, вежливый, уступчивый характер.
  4. Отсутствие грубого отношения к любому человеку, даже если тот поведет себя грубо по отношению к интеллигенту.
  5. Тяга ко всему прекрасному.
  6. Способность прощать людей.
  7. Чистосердечная правдивость, порядочное отношение к другим, уважение.
  8. Тяга к образованию, постоянное саморазвитие.
  9. В речи такого индивида часто используются цитаты, афоризмы. крылатые выражения, отсутствуют грубые фразы.

Примеры в современном мире

В повседневной жизни человек встречает на своем пути интеллигентных людей и не предает этому значения, а ведь это они делают нашу жизнь лучше, повышая ее качество, они сохраняют духовные и моральные ценности.

Примером интеллигентности является личность, которая показывает хорошие манеры, при этом не ведет себя наигранно, не занимается самолюбованием. Такой индивид никого не осуждает за неправильные поступки, при этом пытается определить их причину.

Пример интеллигентности – это писатель Александр Солженицын, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. В свое время политическая система пробовала его уничтожить, его отправляли в лагеря, в ссылку, накладывали цензуру, но его не удалось сломить. Александр Исаевич столкнулся с раком и смог победить его. Он был не только образованным, он также помогал другим и обществу в целом. Он терпимо относился к личным недостаткам людей, при этом противостоял общественным порокам. Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом.

Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности, последствия средств массовой информации, социальных сетей. Однако, нужно понимать, что человеческие ценности будут сохраняться в любые времена, всегда будет место состраданию, способности ставить себя на место других людей, уважительно к ним относиться, быть толерантным. Острый ум вместе с внутренней свободой, глубокой душой и тягой ко всему прекрасному всегда будут занимать значимое место в процессе эволюции.

Нынешняя интеллигенция не сильно отличается от представителей прошлого века. Такие люди сильны, у них добрая душа, они не выхваляются своими достижениями, поступками, делают все, чтобы менять мир к лучшему.

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства.

А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

3 стр., 1287 слов

Определите стиль речи текста. Неряшливость в одежде — это прежде ...

... в фитнес-одежде, а топ-модницу! ПИСЬМО ДВАДЦАТОЕ КАК ВЫСТУПАТЬ? Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. ... интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной « закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, ... былины. Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного ...

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия. Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового. Больше того…

Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти.

Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

2 стр., 518 слов

«Человеку нельзя жить без Родины»

... вывод о том, что семья и Родина – это единое целое, и одно не может существовать без другого. Очень важно помнить, что именно на ... достойные человека, любящего свой дом. И именно семья, прежде всего, должна взрастить в детях ответственность за поступки перед Родиной. Когда ... конечно, моя малая родина, мой лес, моё озеро, моя дорога в школу, мой родной дом. Я счастлива, что живу в мирной стране, ...

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье.

Лихачев История Мысли Интеллигенция Текст Длиннопост Пару лет назад нужно мне было делать ремонт и потребовались услуги сантехника для прокладки труб из полипропилена. Вообще у меня есть машинка для спайки таких труб, но мощность и предельный диаметр трубы оказались маловаты. Тогда папа посоветовал мне сантехника, сына его знакомого.Что ж, я созвонился, обрисовал ситуацию, договорился о времени его прихода. Пришло двое ребят лет 25. На входе в квартиру разулись. Сделали всё очень аккуратно, за собой прибрали. Ну золото, а не сантехники! Поскольку работы проводились на двух адресах, в процессе ожидания такси они разговаривали между собой. О компьютерном железе.Почти все работы были выполнены, как я вспомнил, что на кухонной мойке слегка подтекает кран, а *руки из жопы* (зачёркнуто) неудобное его расположение на микроскопической кухне делает самостоятельное решение проблемы затруднительным. Да и тем более все равно зашли.

Ребята посмотрели кран и сказали, что нужно поменять прокладку, которую уже сегодня не купить, т.к. пороковырялись мы до глубокого вечера. А вот завтра один из них заскочит и заменит. Купит он её по пути тоже сам.

Я на радостях отдал сумму сразу за всю работу, с учётом завтрашней замены прокладки. Получилось несколько тысяч им на двоих. Ребята вежливо попоощались и удалились, продолжая между собой обсуждать новинки и ремонт компьютерного железа.

2 стр., 932 слов

Сочинение рассуждение долг и совесть

... вопрос, но с точки зрения самого долга (и «людей долга») одно только сомнение в его правоте - есть уже непослушание, нарушение долга. Совесть именно судит, и почти не умеет указывать. Она заново ... не дающая переложить малейшей ответственности на «всех», социальное целое; это момент истины. Чувство вины - чувство провинности: неисполненного долга. Напоминает угрызения совести, но это больше страх или ...

На другой день я не смог дозвониться до этого сантехника. Голос в трубке каждый раз вежливо сообщал, что “абонент не абонент”, значит он выключил телефон. Так ч терзался целый день. А на следующий он сам мне перезвонил, извинился и договорился о замене прокладки. Короче говоря, забухали ребята сразу же, как только в руках у них оказалось по паре тысяч рублей…

[моё] Алкоголь Сантехник История Интеллигенция Ремонт Текст Сижу в макдаке, жду подругу, рядом со мной за столик садится бомж. Бомж заказал себе бургер и кофе. Делать нечего, поглядываю на бомжа, смотрю, как он ест. Он открыл влажную салфетку, протер лицо и руки, аккуратно развернул бургер и начал есть его, протирая губы салфеткой после каждого кусочка, да еще и держал его оттопырив мизинчик. Кофе пил тоже с оттопыренным мизинцем) доев все, он сложил мусор на поднос и все сам выкинул. Затем его место занял самый обычный мужик, практически с тем же набором еды. Прожевал все за 5 минут, ушел с грязными руками и ртом и не унес поднос. Забавный контраст) [моё] Макдоналдс Бомж Интеллигенция История Текст Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Источник: https://pikabu.ru/story/dmitriy_sergeevich_likhachev_chelovek_dolzhen_byit_intelligenten_prochitayte_ochen_interesno_nu_a_ya_opravdayu_svoy_nik_1767134

Как стать интеллигентом

Интеллигентность должна развиваться в человеке с детских лет

  1. Большое внимание необходимо уделять чтению книг. Тут речь идет ни о какой-то фантастике или о любовных романах, а о классической литературе.
  2. Важное место занимает образованность. Нужно понимать, что далеко не каждый человек с высшим образованием является интеллигентом, при этом все интеллигентные люди — высокообразованные.
  3. Самое большое значение имеет правильное воспитание. Если ребенка растить, прививаю уважение к другим людям, умение слушать других, способность здраво относиться к точке зрения каждого индивидуума, то у него начнут развиваться задатки интеллигентности.
  4. Просветительская деятельность и благотворительность также позволяет стать интеллигентом.
  5. Неотделимость поступков от слов. Человек, стремящийся стать интеллигентом, обязательно будет отвечать за свои слова и действия.

Теперь Вы знаете, в чем суть интеллигентности. Люди должны верить, что интеллигентность является культурой души. Это не показатель уровня образованности, это действия, которые соответствуют моральным принципам. Человечеству жизненно необходимы личности со светлой душой, которые будут указывать на надобность чистых отношений без меркантильности, на необходимость получения знаний с последующим развитием и духовным ростом.

Истинная и ложная интеллигентность..По Д.С.Лихачёву , Сочинение по тексту:

Как часто мы употребляем выражение «интеллигентный человек», не очень задумываясь над его истинным значением. Нередко мы путаем понятия «интеллигентность» и «образованность», а ведь это далеко не одно и то же.

1 стр., 492 слов

Искренность одно из лучших нравственных качеств человека

... целостный живой организм, составленный из многих частей, не делимых и взаимосвязанных. Писатели и поэты классической литературы являются интеллигентными людьми. Ведь только нравственный и интеллигентный человек способен вникать в ... связи с отечеством”. Это лишний раз подтверждает тот факт, что без нравственных качеств человек не сможет нормально жить, существовать, любить. 1 votes, average: 5.00 out ...

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, будучи по-настоящему интеллигентным человеком, помогает нам понять различия между истинной и ложной интеллигентностью. Проблема мнимой и подлинной культуры, нравственности и интеллигентности особенно актуальна сегодня. Ведь как часто за маской внешней добропорядочности кроется душевная чёрствость и пустота.

По словам Лихачёва, «интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого». Автор считает, что интеллигентность можно и нужно развивать и тренировать. Интересна и мысль о том, что душевное состояние человека отражается на его физическом здоровье.

Русская интеллигенция на протяжении веков создавала духовные богатства, наполняла жизнь нравственным смыслом, несмотря на гонения и унижения. Это мы видим на примере литературных героев, таких как булгаковский профессор Преображенский, жизнь посвятивший служению науке и понимающий, что к власти пришли хамы, которым не нужны ни наука, ни культура.

Злоба и зависть руководят поступками этих шариковых. Они не способны строить, они только разрушают.

Интересен образ старого провинциального интеллигента из повести писателя Владимира Железникова «Чучело» Николая Николаевича Бессольцева, собирателя картин. Его главные качества — доброта и бескорыстие, и внучку Лену он учит этому, хотя люди к ним жестоки и несправедливы. Но другими они не станут, так как им присуща внутренняя интеллигентность.

Заключительные слова статьи Лихачёва обращены к каждому из нас: «Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой». К ним стоит прислушаться.

Текст Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

(1)Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

(2)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

(3)Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти.

(4)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет интеллигентный человек…

(5)Интеллигентность не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого.

(6)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).

4 стр., 1725 слов

Рецензия на текст Д. Лихачева “Человек должен быть интеллигентен”

... поступки. Человек, издевающийся над другими, и не умеющий выслушать чужую точку зрения, не способен относится к интеллигентности. Д. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал, что интеллигентное ... темуДемократия → ЕГЭ 2020. Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту. Практикум. Задания 24, 25 / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. +аргументы Синягина Ю.В. ВАРИАНТ I 1. 1.Выразительно ...

(7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

(9)Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

(10)Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. (11)А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

(12)Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. (13)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

(14)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других : — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… (15)Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на всё реагирующий. (16)Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно.

(17)Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. (18)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (19)Душевная слабость ведёт к физической слабости. (20)Я не врач, но я в этом убеждён. (21)Долголетний опыт меня в этом убедил.

(22)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (23)Да, именно красивым.

(24)Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

(25)Социальный долг человека — быть интеллигентным. (26)Это долг и перед самим собой. (27)Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

(По Д.С. Лихачёву)

Источник: https://vopvet.ru/news/istinnaja_i_lozhnaja_intelligentnost_po_d_s_likhachjovu/2015-06-11-1447