Сочинение рассуждение долг и совесть

Эссе

И все же тайну совести, наверное, никогда не смогут раскрыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, все видит и знает, почему умеет подсказать нам, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему вообще именно перед ней нужно держать ответ. Одни полагают, что совесть — это голос Бога внутри человека, другие утверждают, что она результат долгого развития человеческого опыта.

Впрочем, так ли уж это важно? Важно, что она есть.

Долг

Совесть

Долг — направляет, указывает. Он всегда знает, чего от тебя хочет. И спрашивает по максимуму, — точнее, «от сих до сих», не меньше и не больше. Если ты его не слышишь — твой грех. Несет ли он другим людям радость или страдания, это другой вопрос, но с точки зрения самого долга (и «людей долга») одно только сомнение в его правоте — есть уже непослушание, нарушение долга.

Совесть именно судит, и почти не умеет указывать. Она заново переживает тобою прожитое и даже только помысленное и даже за честно исполненным долгом способна обнаружить обстоятельства и намерения, в которых ты, может быть, не хотел отдать себе отчета — и, post factum, говорит тебе всю правду о тебе.

Итак долг — знает. Классический лозунг долга — «ты должен, значит, можешь»; это значит: никакие обстоятельства не рассматриваются, кроме разве что непреодолимых физических. И уж конечно долг слышать не желает о том, что ты персонально, по совести, думаешь о ситуации и своей роли в ней. Ибо нельзя — то есть глупо или прямо преступно — надеяться поступить лучше, чем того требует долг. «Рассуждать» — хотя бы и «как лучше» — значит выкручиваться, юлить, выискивать для себя лазеек.

Задача и, так сказать, материал совести, с которым она работает — внутреннее и ситуативное. Но таковое не только служит обоснованием для каких-то поблажек себе (как в том уверен всякий человек долга), но, напротив, бывает в иных случаях и куда строже. Слишком мало для нее заведомо ясных вопросов — чем и пользуется наша слабость… Зато по прошествии времени, рассмотрев много больше того, что видно сразу, она вполне может сказать: нет, ты мог тогда еще и то и то, а значит, был должен…

Больше всего долг боится — поблажек и послаблений. Которые каждый, как в то верит «святая простота», обязательно себе даст, как только позволит себе рассуждать.

Совесть не дает поблажек. Всякому мыслящему известно, что спрятаться от правды все равно невозможно. Тем паче, когда эта правда таится в глубине твоей же души…

Работа долга — «серийная». Он в точности равен себе и не ведает исключений.

Работа совести — «штучная», индивидуальная. В каждом случае она начинает свою работу заново, не ведает никаких «вообще», «раньше», «другие в таких случаях»…

Итак, долг печется о правильном. Тут нелишне повторить, что правильнее правильного быть невозможно. Потому, кстати, как бы долг ни был тяжек, морально он — удобен…

Совесть печется о лучшем. Которое как говорится «враг хорошего» (то есть просто правильного).

Потому, как только скажешь себе — «я совершенно прав», тут же чувствуешь, что покривил душой… Совесть — неудобна.

Долг есть твоя верность общему, твоя надежность как звена в социальном целом; это проба на соответствие.

Совесть — твоя уникальность, не дающая переложить малейшей ответственности на «всех», социальное целое; это момент истины.

Чувство вины — чувство провинности: неисполненного долга. Напоминает угрызения совести, но это больше страх или дискомфорт.

Нет ценностей, кроме ценности Жизни, и нет вины, кроме прямой или косвенной вины перед нею. Чувство вины — «угрызения совести» — это чувство невозможности жить дальше с ощущением полноты своего права жить.