Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как они не только создают большие удобства, но снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете. В дополнение ставшим уже традиционными средствам связи (телефон, телеграф радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронна почта, факсимильная передача информации и другие виды связи5 .
В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное требует специального учета, т.к. только в этом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека, стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере отрицательными общественными последствиям информатизации.
Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода к разработке прежде всего устройств ввода-вывода информации в ЭВМ. Например: во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут осуществлять работу на компьютере, ввод информации двиением глаз при помощи специальных шлемов.
В России создана специальная программа по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения (например, в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей, что очень важно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим заболеванием); существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с ограниченными возможностями.
Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу. Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный, образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит социальную напряженность.
Программы по восстановлению данных
... полное спасение файла довольно высоки. Важно, чтобы программа восстановления не помещалась в раздел, на котором ведется поиск удаленных данных. Иначе возникает опасность перезаписи спасаемой информации файлами самой программы. ... первоначальный формат данных: текстовый файл в формате DOC, а изображение в формате JPG. Большинство программ, например MicrosoftWord, для работы требуют абсолютно ...
Появление информации в качестве потребительских благ ведет к качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель жизнедеятельности индивидов. В условиях информационного общества особо важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а организационно-информационные факторы — «порядки» 6 . Уровень и образ жизни начинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса, одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т. д.
Однако стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому, что значительное количество людей «потеряется» в этом море изобилия, включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге приведет к деградации общества.
Информатизация в социальной сфере – это решение проблем разработки и внедрения типовых информационно-вычислительных систем по следующим направлениям:
- социальная защита населения;
- трудоустройство и занятость населения;
- охрана здоровья;
- народное образование;
- охрана окружающей среды;
- мониторинг общественного мнения.
Внедрение современных информационных средств и технологий позволит повысит эффективность работы территориальных органов управления и их служб, предприятий и организаций, занятых в социальной сфере, за счет автоматизации операций по сбору, учету, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для принятия решений.
Глава 3. Развития творческих способностей социального работника
Для успешного выполнения профессиональной деятельности в сфере социальной работы специалисту необходимо обладать не только полученным в ходе обучения набором методов, знаний, умений, навыков и т.д., но и рядом особых творческих способностей. В их число входят: умение неформально подойти к проблемам клиента; развитое воображение; восприимчивость, чувствительность к противоречиям и неопределенности; способность к внутреннему планированию действий; интуиция; способности к прогнозированию, предвосхищению и преобразованию; ассоциативность мышления, нонконформизм, открытость новому опыту и др. Высокая степень эффективности творческих проявлений в социальной работе подтверждается тем, что креативность как способность профессионала к творчеству и творческая деятельность как процесс создания качественно новых материальных и духовных продуктов (А. Маслоу, Дж. Гилфорд, П. Торренс) обеспечивают планомерное развитие профессии, появление новых, прогрессивных идей, влекущих за собой оптимизацию условий и методов выполнения работ, предотвращают возникновение ситуаций застоя.
Таким образом, важность и значимость использования творчества в социальной работе приводят нас к необходимости выделения в составе профессиональной компетентности социального работника творческого компонента и выявлению психологических условий его развития. Итак, творческий компонент в профессиональной компетенции социального работника представляет собой системное образование, позволяющее специалисту в области социальной работы принимать мобильные решения с учетом специфики конкретных проблем клиентов, разрабатывать новые методы работы, строить точные прогнозы относительно динамики и качества изменений проблемных ситуаций клиентов, генерировать свежие идеи и т.д., что достигается за счет соотношения и взаимодействия определенных элементов, составляющих данный компонент. К ним относятся: когнитивный, эмоционально-ценностный, саморегуляционный, операциональный и мотивационно-энергетический элементы, а также собственно творческие задатки и способности. Количество и специфика данных элементов обусловлены тем, что во многих концепциях креативности (Концепции редукции творчества к интеллекту Л. Термена, К. Кокс и др., Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности Дж. Гилфорда и П. Торренса, Концепция творчества и креативности М. Воллаха и Н. Когана, и т.д.) 7 , при описании осуществления творческого акта указывается на тесную взаимосвязь функционирующих мотивационных, эмоционально-ценностных, когнитивных, саморегуляционных проявлений, обеспечиваемых операциональной активностью.
Импровизация как стимул творческой деятельности
... предварительной подготовки [52, с.302]. В этом смысле музыкальные импровизации младших школьников несут в себе все признаки профессиональной творческой деятельности композиторов. Идеи Б.В. Асафьева и Д.Б. Кабалевского продолжили и ...
Для целенаправленного создания психологических условий, способствующих формированию, развитию и актуализации творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника (как во время обучения в образовательных учреждениях, так и в период осуществления профессиональной деятельности в соответствующих организациях), необходимо выявить такие условия для всех его элементов, опираясь на знания их особенностей и специфики функционирования.
Когнитивный элемент включает в себя совокупность знаний и представлений специалиста по социальной работе (общая эрудиция, приобретенные в ходе учебы и практики знания о профессии и профессиональных тонкостях в социальной работе, о смежных профессиональных областях, воссозданные на основе предыдущего опыта представления о проблемных ситуациях нуждающихся в помощи граждан, возможных способах и методах решения поставленных задач, и др.) и является интеллектуальным звеном в данном творческом компоненте. Сущность эмоционально-ценностного элемента творческого компонента проявляется в том, что эмоции служат сигнализаторами смысла творческой деятельности, ориентируют избирательность поведения, побуждают к действиям и сопровождают весь процесс творческого решения поставленной перед социальным работником задачи, а наличие ценностей, обусловливающих особый взгляд через их призму на окружающий мир, детерминирует эмоционально окрашенное отношение к осуществляемой деятельности. Посредством саморегуляционного элемента, проявляющегося в самоконтроле и самокоррекции, социальный работник удерживает процесс творческой работы над проблемой клиента в изначально заданном русле, при необходимости вносит в него определённые коррективы, осуществляет контроль за его выполнением. В операциональный элемент творческого компонента включаются умения и навыки, полученные в ходе обучения и практики и применяемые социальным работником в своей профессиональной деятельности для достижения поставленных целей. Мотивационно-энергетический элемент (влечения, желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, состояния вдохновлённости) является средоточием динамических сил, которые приводят творческие процессы в действие и сопровождают их по мере протекания. К благоприятным психологическим условиям формирования и развития данных элементов, входящих в состав творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника, относятся:
Театрализованная деятельность как средство развития творческих ...
... на отдельных этапах исследований. театрализованный педагогический творческий дошкольник 1. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей 1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности ...
- условия ближайшего окружения: широкий круг
общения, в том числе с творческими взрослыми; - взрослое окружение,
выступающее как образец для подражания; - демократический стиль взаимоотношений родителей и детей;
- разрешение ребенку эмоционального самовыражения;
- активная, деятельная позиция взрослых;
- ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду;
- приобщение к творчеству через посещение различных кружков;
- одобрение исследовательской деятельности ребенка и т.д.;
- моральные и материально-
технические условия обучения в образовательных учреждениях: вовлечение преподавателями всех обучающихся в активную работу на занятиях8 ; - использование современных материально-технических средств обучения, а также вспомогательных средств;
- акцентирование при обучении нравственных аспектов профессиональной деятельности будущих социальных работников;
- использование при обучении профессиональным навыкам игровых ситуаций, методов акцентирования эмоций и ценностей, решения моральных дилемм (Л. Кольберг) воспитывающих ситуаций;
- создание учебных ситуаций, требующих от обучаемого осуществления деятельности по планированию, проектированию и моделированию;
- приобщение к активным занятиям физической культурой и спортом9 и др;
- условия рабочей среды и трудового коллектива: доброжелательные взаимоотношения с
сотрудниками; - достойный размер оплаты труда;
демократический стиль управления персоналом; - целенаправленность, последовательность, алгоритмичность профессиональной деятельности (перед человеком должны стоять конкретные задачи, решение которых приводит к достижению ясной цели) и т.д.
Что же касается собственно творческих задатков и способностей социального работника, наличие и задействование которых наделяет его деятельность определённой степенью креативности, то к целенаправленно создаваемым психологическим условиям их формирования и развития в учебных заведениях и социальных учреждениях и организациях по оказанию помощи нуждающимся относят:
- Наличие в вузе высокопрофессиональных преподавателей, ориентированных на работу с креативами (внимательное и чуткое отношение к проявлениям творческой активности учащихся, стремление к формированию высокой самооценки учащихся и др.), обладающих творческими способностями и использующих их в преподавательской работе (умение нестандартно взглянуть на проблемы обучения, мотивируя студентов к учебной деятельности, нестереотипное мышление, гибкость ума, развитое воображение и т.д.), располагающих соответствующими средствами обучения и воспитания (высокой квалификацией, заслуженным авторитетом, учебно-методическими и материально-техническими средствами вуза и т.д.) 10 ;
- Психолого-педагогическое сопровождение одарённых
студентов – работы Дж. Гилфорда, С. Майлза, С. Ладжоула и др. показали, что к концу школы многие творчески одаренные и талантливые дети испытывают тяжелые состояния депрессии и вынуждены «маскироваться» от сверстников и взрослых, а самоубийства среди одаренных детей встречаются в 2,5 раза чаще, чем у их сверстников, что приводит к пониманию необходимости специальной психологической помощи и поддержки в развитии творческой личности (помощь педагогов и психологов в определении индивидуального подхода к процессу познания, составлении плана индивидуальной работы с обязательной последующей самооценкой выполнения; - систематизация методики преподнесения изучаемого материала;
- разработка тематики практических работ, а также формы контроля изучаемого материала и т.д.);
- Внедрение в учебный процесс игровых и тренинговых технологий, создающих предпосылки к сознательному проявлению оригинальности мышления студентов, нивелированию запретов, накладываемых культурными традициями, снижению зависимости от общественного мнения, открытости для дискуссий, поиску необычных способов применения обычных вещей, отказу от привычных способов деятельности, использованию метода мозгового штурма и мн.др.;
- Изучение опыта, возможностей и способов креативного
поведения профессиональных социальных работников (так как подражание креативному поведению ведёт к росту креативности личности и усилению таких качеств, как открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве и т.д.
(Е.Л. Солдатова), включение в систему образования некоторых аспектов и способов креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий, освоения технологий творческой деятельности приводит к формированию профессионально значимых творческих способностей социального работника)11 [2, с. 130];
История развития социальной работы в России
... Особенности складывания системы профессиональной социальной работы в России С начала 90-х гг. XX в. в нашей стране стала складываться социальная работа как профессиональная деятельность. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений ...
— Психолого-педагогическая работа по выявлению, оцениванию и преодолению барьеров для актуализации творческих способностей социальных работников, возникающих в трудовом коллективе, при взаимоотношении с клиентами и т.д. 12 [1, с.73].
Ориентация в учебных заведениях и организациях по оказанию социальной помощи и поддержки населения на создание данных психологических условий способствует задействованию творческих резервов социального работника и благоприятному сопровождению его креативных тенденций проявлениями когнитивного, эмоционально-ценностного, саморегуляционного, операционального и мотивационного характера.
Заключение
Таким образом, современные информационно-коммуникационные средства – это программное обеспечение, созданное с учетом особенностей применения на различных объектах управления для эффективного использования ресурсов компьютеров за счет общих элементов для всех приложений. Команды меню, панели инструментов, средства проверки орфографии и грамматики русского и английского языков, средства рисования представлены единым набором инструментов. Это позволяет сэкономить дисковое пространство и организовать эффективное использование серверной архитектуры корпоративной сети. Расходы, которые приходятся на обучение специалистов по социальной работе навыкам работы с информационной системой, по данным Microsoft, могут составлять около 45 % от общих затрат на функционирование информационных систем.