Таночные и карагодные песни курской области

Контрольная работа

В настоящее время в отечественной этномузыкологии проблемы ареального исследования песенных традиций являются одним из активно разрабатываемых направлений. Для исследователей, занимающихся изучением местных форм традиционной культуры, стало нормой рассматривать локальные традиции в их географических границах, выделяя целый ряд характеризующих их признаков (К признакам, по которым выделяется локальная традиция в первую очередь относятся: особенности материальной культуры, говор, особенности отправления календарных и семейных обрядов, иерархия музыкальных жанров, их музыкально-стилистические особенности, соотношение форм бытования фольклора. Подробнее о принципах выделения локальной традиции см. (6)).

Одной из важнейших характеристик локальной песенной традиции становится сложившаяся в ней система жанров. При этом важным становится не просто перечисление входящих в систему жанров, но и их внутренняя иерархия, так как «…каждая система познается не только по признаку состава ее компонентов, но и по всем формам их взаимосвязей внутри каждого иерархического ряда системы и между компонентами всех рядов». (3, с.7)

В верхнем течении реки Псёл и ее притоков выделяется локальная традиция, которая охватывает несколько южных районов Курской области (Суджанский, Беловский, Обоянский, Больше-Солдатский, частично Медвенский и Пристенский), а также северо-западные районы Белгородской области — Ивнянский и Ракитянский, частично Прохоровский и Борисовский, которые ранее входили в состав Курской губернии. Яркая и самобытная культура Курско-Белгородского пограничья привлекает внимание исследователей на протяжении многих десятилетий. Отличительным признаком местной традиции является чрезвычайно развитая хореографическая культура, которая реализуется в двух традиционных жанрах: танок и хоровод (в местном произношении «карагод»).

Хореографические жанры являются централизующим компонентом местной традиции, преобладают в репертуаре певцов и оказывают заметное влияние на всю систему музыкальных жанров, что проявляется как в структурной организации напевов, так и в исполнительской манере.

Не все исследователи курской традиции едины в жанровом определении песен, сопровождаемых хореографическими движениями. Так, для В.М. Щурова, автора монографии «Южнорусская песенная традиция», термины «хоровод», «танок», «пляска» являются синонимами и при употреблении не дифференцируются: «Место календарных обрядовых в данном районе прочно заняли сезонные хороводные («карагодные») и их особая разновидность — «таночные» песни», или «.чередовались хороводные игры и пляски…» (8, с.51).

29 стр., 14232 слов

Жанр прозаической миниатюры в русской литературе второй половины ХХ века

... трех глав, заключения и приложений. Первая глава: определение миниатюры как жанра, особенностей ее развития. Вторая глава: сопоставительный анализ миниатюр В. Астафьева и Ю. Бондарева. Третья глава: факультативный ... появление лирической прозы 50-60-х годов, как отмечает Н. Яновский в монографии, посвященной творчеству В. Астафьева, вызвано не только традицией, но и значительными историческими ...

Ту же тенденцию мы видим в монографии И.Н. Карачарова: «В псельской традиции основными формами бытования хороводно-плясовых песен являются танки и карагоды». (4, с.17).

Между тем, еще несколько десятилетий назад Е.М. Рогачевская указывала на отсутствие четкой классификации хореографических жанров как на одну из проблем их изучения: «Абсолютная неразработанность классификации русского песенно-игрового и танцевального фольклора и отсутствие общепринятых научных определений его разновидностей приводило и приводит ко многим противоречиям и недоразумениям». (5, с.121-122).

Разграничить значение терминов «танок» и «карагод» применительно к курской традиции пыталась еще А.В. Руднева в своем капитальном труде «Курские танки и карагоды: «Танки — это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Карагоды в Курской области — род пляски, в основе которой лежит индивидуальное мастерство пляшущих, самостоятельность действий, почти полная независимость плясуна, плясуньи или пары солистов от других пляшущих»(6, с.82).

Такое же разграничение между танками и карагодами на основе хореографии делает И.И. Веретенников (1).

При этом все исследователи отмечают существенный признак отличия танков от карагодов: танки исполняются только под пение, карагоды часто сопровождаются не только пением, но и инструментальной музыкой.

Трудности в жанровой дифференциации танков и карагодов, в выделении в них классификационных признаков связаны с тем, что они представляют собой синтетическое явление, сочетающее в себе несколько видов искусств: музыку, поэзию, хореографию. Как справедливо отмечал Е.В. Гиппиус, «…во всех случаях, когда музыкально-фольклорное произведение сочетает различные виды искусства (музыку и поэзию, музыку и танец), важно помнить, что в каждом таком случае мы имеем дело не с однородными явлениями, а с пересечением двух оппозиционных структур, все формы координации которых основываются на принципе единства противоположностей».(2, с.26) Поэтому нам представляется, что отождествлять танки и карагоды, или анализировать их с обобщающих позиций, неверно, так как оппозиция этих двух жанров проявляется практически на всех уровнях организации текста (термин «текст» используется нами в семиотическом значении), а также на уровне функционирования этих жанров в традиционной культуре Курско-Белгородского пограничья.

Рассмотрим подробнее уровни организации текста, составляющие сущность жанров «танок» и «карагод».

Обращаясь к хореографическому компоненту, мы можем выделить уже в нем как минимум два уровня организации: уровень хореографической лексики (характерные для данной местности виды шага, движения рук, корпуса исполнителей), и уровень хореографической композиции. Хореография танков и карагодов Курского Попселья достаточно подробно рассмотрена в книгах Рудневой(6) и Веретенникова(1).

Анализируя тот материал, который в них относится к освещаемой нами традиции, можно констатировать, что танок и карагод, проявляя единство на уровне хореографической лексики, демонстрируют разительные отличия на уровне композиции. Танки в исследуемой традиции принципиально неоднородны, имеют массу вариантов хореографических композиций, которые различаются от села к селу. Ограничимся в данной статье перечислением основных принципов построения таночных композиций:

3 стр., 1150 слов

Научная работа «Курский край — жемчужина на литературной ...

... важные темы, и стихи его были на виду. В 20-30 годы курские края дали русской литературе немало интересных писателей. ... поистине сказочно одарен. В 20-е-30-е годы 19 века в литературной жизни России активно участвовало немало курян: Николай Билевич – автор книги ... тех писателей, которые вывели литературу для детей из ограничительного круга детской тематики. С юными читателями он заговорил об очень ...

1. Исполняемые на месте: а) на основе круга (с включением орнаментальных движений); б) на основе нескольких рядов (два — с одновременным или поочередным движением навстречу друг другу; четыре — с различными комбинациями смены расположения рядов).

2. С перемещением в пространстве: а) танки-шествия параллельными шеренгами; б) орнаментальные танки колонной или двумя колоннами с мотивами завивания, заплетания, виляния («кривой танок» и ему подобные).

Карагод, напротив, отличается стабильностью композиционного строения на всей очерченной территории. В основе его лежит форма круга, или вернее, нескольких концентрических окружностей: в центре — круг музыкантов, стоящих друг к другу лицом, вокруг них -круг пляшущих, и более широкий круг — зрительский:

Здесь и далее на рисунках полукругами обозначены женщины, треугольником — мужчины. Открытая сторона -перед

Из трех этих кругов внутренний (круг музыкантов) и внешний (круг зрителей и отдыхающих) стабильны по своему строению, а средний круг — пляшущих — мог иметь различные варианты построения. Они возникают по разным причинам:

— варианты построения пляшуших могут быть устойчивыми в том или ином селе и определяться местной традицией и происходящими в ней изменениями. А.В. Руднева приводит пример из с. Плехово Суджанского р-на, где, по свидетельству носителей традиции, в прошлом существовал обычай двигаться друг за другом и в ходе пляски изредка поворачиваться друг к другу лицом (а), а позже возник вариант построения, когда пляшут парами лицом друг к другу (б).

Отметим, что второй вариант не вытеснил первый, а существует наравне с ним.

участвующие в карагоде мужчины образовывали пары с женщинами, находясь рядом с ними (а) или перед ними (б).

Если мужчина находится перед женщиной, то, как правило, он идет спиной по ходу движения, а женщина лицом, хотя возможен вариант, когда девушка идет спиной, а парень лицом;

— Существенным свойством карагода является то, что он, хоть и движется по кругу, тем не менее, стоит на месте, поэтому слово «карагод» часто употребляется в значении места, где происходят карагоды. Обычно это место твердо закреплено в каждом селе и предназначено именно для карагодов: «у нас на плану (в центре села — О.Т.) всегда карагод был»» (с.Плехово Суджанского р-на Курской обл.), «зли школя карагод сабиралси» (с.Песчаное Беловского р-на Курской обл.), «у саду» (с.Бегичево Обоянского р-на курской обл.), «зли клуба» (с.Бобрава Беловского р-на курской обл.).

То, что карагод прочно ассоциировался с определенным локусом, наглядно демонстрируют речевые обороты типа «пайти у карагод», «зайтить у карагод», «скакать у карагодя».

8 стр., 3731 слов

Гордость земли Курской

... добровольности и, главное, необходимо создание соответствующей базы. Как свидетельствует зам. директора Курского НИИ агропромышленного производства, доктор экономических наук, профессор Д. Ванин, для этого ... Талантливый ученый В.Г. Шухов (1853 - 1939), уроженец города Грайворона Курской губернии, еще будучи студентом Высшего технического училища проявил исключительные математические способности. ...

Танок же в отличие от карагода водят, его основная идея — перемещение в пространстве, имеющее определенную конечную цель. Чаще всего это движение к месту карагода (= гуляния).

«Танок — эта крух людей(в значении «группа людей») атдельный. И ани сабирают танок и с паясами идут в танке и крутятся, выкручиваются. В карагод(Здесь: в значении «место гуляния») идут танками… Идут в карагод и сами танок ведут. Можна и в карагоде(Здесь: в значении «форма досуга») танки вадить.» (Селехова Е.П., Бегичево) Реже танок — это круговое движение на месте. Но даже круговые формы танков отличаются от карагода: в карагоде участники двигаются индивидуально, в танке -согласованно, взявшись за руки или за платочки; карагод всегда водят против солнца, круговой танок — по солнцу.

Обращает на себя иерархичность участников танков и карагодов, которая также различна. В «кривом» танке (а также в танках «вилёк», «журавль», «щука», «ворота», «поясок», «плетень») всегда выделяются ведущие («танководники, «танководницы», «хазуны») и ведомые. Вожатый выделялся из всей остальной группы участников танка, получал статус «ритуального специалиста»: от него требовалось умение «вести» танок, организовать его пространственное воплощение. Этот особый статус часто подчеркивался и половозрастными отличиями: танководниками были, как правило, мужчины, зачастую пожилые; участницами танка — исключительно девушки брачного возраста и молодки, еще не родившие детей.

В карагоде участники совсем по-иному наделены культурной значимостью: здесь важна иерархия карагодных кругов, внутри каждого из которых все равны по статусу. Наиболее высоким статусом обладают участники внутреннего круга — музыканты, следом за ними идут составляющие средний круг искусные танцоры. Внешний круг — зрительский — наиболее пассивный. Карагод не имел такого жесткого половозрастного ограничения, как танок: в карагоде принимала участие молодежь обоего пола, молодожены, мужчины, независимо от возраста. В целом состав участников карагода обнаруживает тенденцию к максимально возможному расширению, так как кто не играл на инструментах или не плясал, тот присутствовал во «внешнем кругу» в качестве зрителя. Красноречивы с этой точки зрения свидетельства информантов о том, что в праздничные дни село «словно вымирало» — дома не оставалось практически ни одного человека, «все были в карагоде».

Оппозиция танков и карагодов проявляется и в их календарной приуроченности, что неоднократно отмечалось исследователями. Карагоды оформляют все значительные праздники в течение года, за исключением времени Великого поста, принимая вид массового, поистине всенародного гуляния в дни великих праздников (среди них выделяются прежде всего Рождество, Крещение, Троица) и престольных праздников, которых в каждом селе было, как правило, два. Время исполнения танков, напротив, ограничено в календаре. Крайними точками их вождения в отдельных случаях являются масленица (с. Крупец Беловского р-на Курской области) и Троица (с. Бегичево Обоянского р-на Курской области).

Но наиболее часто упоминаются «разрешенные» дни Великого поста — Благовещение и Вербное воскресенье, иногда воскресные дни с 3-ей недели поста. Это время вождения «постовых», или «говеенских» танков. Другой период, изобилующий упоминаниями о вождении танков -пасхальная неделя, как правило, не с первого, а со второго дня после Пасхи. В тех селах, где начало вождения танков было приурочено к Пасхе, они длились до Красной горки или до «маргосок» — дня жен-мироносиц, 2-го воскресенья после Пасхи. Концентрация танков в этом периоде календаря говорит об их особой обрядовой функции — они являлись знаком ранневесеннего периода, который ощущался как время перехода к новому аграрному циклу. То, что в основе приуроченности исполнения танков первоначально лежала ориентация не на церковные праздники, а на природные приметы, видно из частых определений вроде «танки водють — как только земля чуть падсохня».

3 стр., 1015 слов

Кукуруза, товарищи, — это танк в руках бойцов!

... всегда поддерживает умных! – подводит итог Хрущев, поправляя соломенную шляпу. Точка. Разговор окончен. Кукурузная эпопея Вернувшись в Москву Никита Сергеевич немедленно решил действовать, ведь кукуруза сулила прорыв ... и заниматься там агитацией. «Кукуруза, товарищи, — это танк в руках бойцов, я имею в виду колхозников; это танк, который дает возможность преодолевать барьеры, преодолевать преграды на ...

В противопоставлении двух жанров значимо становится не только годовое время, но и суточное. Танки водили всегда в светлое время суток — по неоднократным упоминаниям, «днём, после обедни». Карагод же, начинаясь во второй половине дня («с церкви придём, паснедаем — и в карагод»), мог продолжаться до глубокой ночи. Время карагодного гуляния даже обретало внутреннее членение и соответствующее ему поведение участников: днём в карагод одевали самый лучший наряд, чтобы «показать себя во всей красе», а с наступлением сумерек его меняли на одежу попроще, так как в темноте внешний вид был менее важен, а дорогой наряд следовало беречь.

При анализе музыкально- поэтического строения танков и карагодов также можно выделить несколько уровней организации текста: 1) уровень стихосложения; 2) уровень слоговой музыкально-ритмической формы (СМРФ), воплощающей координацию ритма стиха и ритма напева; 3) уровень композиционных единиц (КЕ) стиха и напева; 4) уровень звуковысотной организации в ее звукорядном, ладовом и фактурном воплощении. Анализ всех этих уровней вскрывает общие закономерности структурной организации танков и карагодов. Можно выделитьследующие группы признаков:

1) структурные особенности, характерные и для танков, и для карагодов;

2) структурные особенности не характерные для танков;

3) структурные особенности не характерные для карагодов.

К первой группе следует отнести наиболее общие закономерности организации текстов, которые будут демонстрировать общность жанров танка и карагода. Это:

  • опора на силлабический тип стихосложения, состоящий из двух слоговых групп с одинаковым количеством слогов (5+5, 6+6, 8+8);
  • организация композиционной единицы поэтического текста по принципу AR, где А — смыслонесущие слова, R — рефрен (припевные слова «ляли, лёли» в различных модификациях);
  • реализация СМРФ в рамках строгослоговой формы (первичный тип композиции, по принципу слог — нота или мелизматический распев)
  • использование цезурированного типа ритмического периода, совпадение цезур стиха с границами ритмических единиц;
  • организация КЕ напева по принципу повтора одного или двух ритмических периодов (АА или АВАВ соответственно);
  • координация музыкального ритма с ритмом хороводного движения, включение ритма пляски в ритм пропевания слогов;
  • в звуковысотном строении — использование архаичных узкообъемных ладов с квартовой (часто — в объеме ув.4) основой;
  • использование гетерофонного типа фактуры (вариантная гетерофония).

    49 стр., 24273 слов

    Бухгалтерская отчетность в анализе финансового состояния организации ...

    ... исследовании финансового состояния организации и прогнозировании возможного ее банкротства; 3) оценка ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и прогнозирование возможного банкротства по данным бухгалтерской отчетности организации; 4) определение основных направлений совершенствования анализа финансового состояния предприятия. Предметом исследования в данной работе ...

Наряду с этими объединяющими признаками есть ряд черт, по которым и в структурном отношении танки и карагоды противопоставлены друг другу.

Итак, мы можем видеть, что карагод пользуется большим арсеналом выразительных средств, чем танок, стилистически группа карагодных песен неоднородна, так как находилась в постоянном развитии и пополнялась стадиально более поздними явлениями. Танок более консервативен и ограничен в отборе используемых средств, его структура откристаллизовалась в универсальной форме КЕ текста/напева по типу AR/АА. В то же время следует отметить черты, присущие исключительно таночным песням и не встречающиеся в карагодных: использование составного ритмического периода (например, образованного сочетанием шести- и восьмивременников) и употребление архаического звукоряда в объеме терции, который в данной традиции встречается, помимо таночных, в календарных масленичных припевках и некоторых свадебных песнях. Эти специфические черты характерны для «постовых» («говеенских») танков, обрядовая функция которых наиболее ярко выражена.

Подведем некоторые итоги.

Танок и карагод в традиционной культуре Курско-Белгородского пограничья по многим параметрам противопоставлены друг другу, сохраняя единство лишь на уровне общей хореографической лексики и музыкально-поэтической структуры. Все различия в композиции и формах бытования двух жанров обусловлены их функциями в культуре. Выполняя эти различные функции, они существуют как комплиментарные, дополняющие друг друга в системе жанры.

Бытование танков только в ранневесенний период, участие в них особо выделенной социо-возрастной группы — девушек и молодаек — говорит об обрядовом происхождении этого хореографического жанра. Обилие форм реализации танков в пределах одной традиции объясняется тем, что традиция курско-белгородского пограничья относится к традициям вторичного формирования. Сложные процессы заселения Курского края в 16-17 веках привели к тому, что на одной территории встретились переселенцы из разных мест, относящихся к коренным территориям поселения восточных славян. Танки, несущие функцию календарного обрядового действа, дольше сохраняли свою специфику, сопротивлялись тенденциям консолидации разрозненных переселенцев в единую традицию. Та же ситуация прослеживается и в другом жанре календарной приуроченности — новогодних поздравительных песнях (колядках, щедровках), которые даже в соседних селах могут иметь разный текст и напев.

Напротив, жанр карагодной песни выполняет в местной традиции функцию консолидации, является централизующим компонентом системы. Отсюда -стремление к объединению всех групп населения в карагодных гуляниях, их регулярность в течение года, унификация форм бытования (карагод — это всегда пляска по кругу, часто с музыкантами в центре).

Карагод берет на себя роль календарного жанра, сопровождая все годовые праздники, влияет на семейный цикл обрядов, особенно на корпус свадебных песен, а также выполняет социально-регулирующую функцию и становится оформлением любого вида праздничного досуга. Полифункциональность карагода приводит к тому, что он перерастает границы жанра, становится комплексным фольклорным явлением и начинает включать в себя все большее количество разнородных и разностилевых элементов. В рамках карагодных гуляний начинают бытовать свадебные песни величального характера, появляются жанры вокально-инструментальной природы (карагодные припевки под наигрыши «Тимоня», «Батюшка», «Чебатуха» и пр.) и инструментально-хореографической (городские танцы -полька, краковяк, вальс).

19 стр., 9085 слов

По мировой художественной культуре. Тема : «культура и традиции ...

... линия и распространены монохромные картины. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Развитию японской ... Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии нескольких веков перед миром, наконец, открылась богатейшая ... тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции ...

Влияние карагода как централизующего компонента жанровой системы проявляет себя в том, что обрядовые жанры (таночные — в календарном цикле и свадебные — в семейном) в структурном отношении унифицируются по модели карагодных. Исполнительская манера для них тоже становится общей.