В настоящее время в отечественной этномузыкологии проблемы ареального исследования песенных традиций являются одним из активно разрабатываемых направлений. Для исследователей, занимающихся изучением местных форм традиционной культуры, стало нормой рассматривать локальные традиции в их географических границах, выделяя целый ряд
Одной из важнейших характеристик
В верхнем течении реки Псёл и ее притоков выделяется локальная традиция, которая охватывает несколько южных районов Курской области (Суджанский, Беловский, Обоянский, Больше-Солдатский, частично Медвенский и Пристенский), а также северо-западные районы Белгородской области — Ивнянский и Ракитянский, частично Прохоровский и Борисовский, которые ранее входили в состав Курской губернии. Яркая и самобытная культура Курско-Белгородского
Хореографические жанры являются централизующим компонентом местной традиции, преобладают в репертуаре певцов и оказывают заметное влияние на всю систему музыкальных жанров, что проявляется как в структурной организации
Не все исследователи курской традиции едины в жанровом определении песен, сопровождаемых хореографическими движениями. Так, для В.М. Щурова, автора монографии «Южнорусская песенная традиция», термины «хоровод», «танок», «пляска» являются синонимами и при употреблении не дифференцируются: «Место календарных обрядовых в данном районе прочно заняли сезонные хороводные («карагодные») и их особая разновидность — «таночные» песни», или «.чередовались хороводные игры и пляски…» (8, с.51).
Жанр прозаической миниатюры в русской литературе второй половины ХХ века
... введения, трех глав, заключения и приложений. Первая глава: определение миниатюры как жанра, особенностей ее развития. Вторая глава: сопоставительный анализ миниатюр В. Астафьева и Ю. Бондарева. Третья глава: факультативный ... прозы 50-60-х годов, как отмечает Н. Яновский в монографии, посвященной творчеству В. Астафьева, вызвано не только традицией, но и значительными историческими событиями, ...
Ту же тенденцию мы видим в монографии И.Н. Карачарова: «В псельской традиции основными формами бытования хороводно-плясовых песен являются танки и карагоды». (4, с.17).
Между тем, еще несколько десятилетий назад Е.М. Рогачевская указывала на отсутствие четкой классификации хореографических жанров как на одну из проблем их изучения: «Абсолютная неразработанность классификации русского песенно-игрового и танцевального фольклора и отсутствие общепринятых научных определений его разновидностей приводило и приводит ко многим противоречиям и недоразумениям». (5, с.121-122).
Разграничить значение терминов «танок» и «карагод»
Такое же разграничение между танками и карагодами на основе хореографии делает И.И. Веретенников (1).
При этом все исследователи отмечают существенный признак отличия танков от карагодов: танки исполняются только под пение, карагоды часто сопровождаются не только пением, но и инструментальной музыкой.
Трудности в жанровой дифференциации танков и карагодов, в выделении в них классификационных
Рассмотрим подробнее уровни организации текста, составляющие сущность жанров «танок» и «карагод».
Обращаясь к хореографическому компоненту, мы можем выделить уже в нем как минимум два уровня организации: уровень хореографической лексики (характерные для данной местности виды шага, движения рук, корпуса исполнителей), и уровень хореографической композиции. Хореография танков и карагодов Курского Попселья достаточно подробно рассмотрена в книгах Рудневой(6) и Веретенникова(1).
Анализируя тот материал, который в них относится к освещаемой нами традиции, можно констатировать, что танок и карагод, проявляя единство на уровне хореографической лексики, демонстрируют разительные отличия на уровне композиции. Танки в исследуемой традиции принципиально неоднородны, имеют массу вариантов хореографических композиций, которые различаются от села к селу. Ограничимся в данной статье перечислением основных принципов построения таночных композиций:
Научная работа «Курский край — жемчужина на литературной ...
... большие важные темы, и стихи его были на виду. В 20-30 годы курские края дали русской литературе немало интересных писателей. Были ... одарен. В 20-е-30-е годы 19 века в литературной жизни России активно участвовало немало курян: Николай Билевич – автор книги ... из тех писателей, которые вывели литературу для детей из ограничительного круга детской тематики. С юными читателями он заговорил об очень ...
1. Исполняемые на месте: а) на основе круга (с
2. С перемещением в пространстве: а) танки-шествия
Карагод, напротив, отличается стабильностью композиционного строения на всей очерченной территории. В основе его лежит форма круга, или вернее, нескольких концентрических окружностей: в центре — круг музыкантов, стоящих друг к другу лицом, вокруг них -круг пляшущих, и более широкий круг — зрительский:
Здесь и далее на рисунках полукругами обозначены женщины, треугольником — мужчины. Открытая сторона -перед
Из трех этих кругов внутренний (круг музыкантов) и внешний (круг зрителей и отдыхающих) стабильны по своему строению, а средний круг — пляшущих — мог иметь различные варианты построения. Они возникают по разным причинам:
— варианты построения пляшуших могут быть
Отметим, что второй вариант не
участвующие в карагоде мужчины образовывали пары с женщинами, находясь рядом с ними (а) или перед ними (б).
Если мужчина находится перед женщиной, то, как правило, он идет спиной по ходу движения, а женщина лицом, хотя возможен вариант, когда девушка идет спиной, а парень лицом;
— Существенным свойством карагода является то, что он, хоть и движется по кругу, тем не менее, стоит на месте, поэтому слово «карагод» часто употребляется в значении места, где происходят карагоды. Обычно это место твердо закреплено в каждом селе и предназначено именно для карагодов: «у нас на плану (в центре села — О.Т.) всегда карагод был»» (с.Плехово Суджанского р-на Курской обл.), «зли школя карагод сабиралси» (с.Песчаное Беловского р-на Курской обл.), «у саду» (с.Бегичево Обоянского р-на курской обл.), «зли клуба» (с.Бобрава Беловского р-на курской обл.).
То, что карагод прочно ассоциировался с определенным локусом, наглядно демонстрируют речевые обороты типа «пайти у карагод», «зайтить у карагод», «скакать у карагодя».
Новогодняя сказка о том, как Колобок нашёл себе друзей. (собственное )
... чью-то дед убил И поэтому застыл. Звучит приятная волшебная музыка. Появляется Фея. Фея. Здравствуй, Колобок! Здравствуй, Мышка! Прихожу я в дом тогда, Когда случается ... Сн-ка. Тогда совет тебе такой: В лесу Медведь живёт – друг мой. Мы с сёстрами его берлогу греем И с его снами ... то я тебя и съем! Кол-к. Конечно, голодному Зайцу невдомёк про чужую беду! Заяц. Какую такую беду? Кол-к. Ох, Заяц, бабка ...
Танок же в отличие от карагода водят, его основная идея — перемещение в пространстве, имеющее определенную конечную цель. Чаще всего это движение к месту карагода (= гуляния).
«Танок — эта крух людей(в значении «группа людей») атдельный. И ани сабирают танок и с паясами идут в танке и крутятся, выкручиваются. В карагод(Здесь: в значении «место гуляния») идут танками… Идут в карагод и сами танок ведут. Можна и в карагоде(Здесь: в значении «форма досуга») танки вадить.» (Селехова Е.П., Бегичево) Реже танок — это круговое движение на месте. Но даже круговые формы танков отличаются от карагода: в карагоде участники двигаются
Обращает на себя иерархичность участников танков и карагодов, которая также различна. В «кривом» танке (а также в танках «вилёк», «журавль», «щука», «ворота», «поясок», «плетень») всегда выделяются ведущие («танководники, «танководницы», «хазуны») и ведомые. Вожатый выделялся из всей остальной группы участников танка, получал статус «ритуального специалиста»: от него требовалось умение «вести» танок, организовать его пространственное воплощение. Этот особый статус часто подчеркивался и половозрастными отличиями: танководниками были, как правило, мужчины, зачастую пожилые; участницами танка — исключительно девушки брачного возраста и молодки, еще не родившие детей.
В карагоде участники совсем по-иному наделены культурной значимостью: здесь важна иерархия карагодных кругов, внутри каждого из которых все равны по статусу. Наиболее высоким статусом обладают участники внутреннего круга — музыканты, следом за ними идут составляющие средний круг искусные танцоры. Внешний круг — зрительский — наиболее пассивный. Карагод не имел такого жесткого половозрастного ограничения, как танок: в карагоде принимала участие молодежь обоего пола, молодожены, мужчины, независимо от возраста. В целом состав участников карагода обнаруживает тенденцию к максимально возможному расширению, так как кто не играл на инструментах или не плясал, тот присутствовал во «внешнем кругу» в качестве зрителя. Красноречивы с этой точки зрения свидетельства информантов о том, что в праздничные дни село «словно вымирало» — дома не оставалось практически ни одного человека, «все были в карагоде».
Оппозиция танков и карагодов проявляется и в их календарной приуроченности, что неоднократно отмечалось исследователями. Карагоды оформляют все значительные праздники в течение года, за исключением времени Великого поста, принимая вид массового, поистине всенародного гуляния в дни великих праздников (среди них выделяются прежде всего Рождество, Крещение, Троица) и престольных праздников, которых в каждом селе было, как правило, два. Время исполнения танков, напротив, ограничено в календаре. Крайними точками их вождения в отдельных случаях являются масленица (с. Крупец Беловского р-на Курской области) и Троица (с. Бегичево Обоянского р-на Курской области).
Но наиболее часто упоминаются «разрешенные» дни Великого поста — Благовещение и Вербное воскресенье, иногда воскресные дни с 3-ей недели поста. Это время вождения «постовых», или «говеенских» танков. Другой период, изобилующий упоминаниями о вождении танков -пасхальная неделя, как правило, не с первого, а со второго дня после Пасхи. В тех селах, где начало вождения танков было приурочено к Пасхе, они длились до Красной горки или до «маргосок» — дня жен-мироносиц, 2-го воскресенья после Пасхи. Концентрация танков в этом периоде календаря говорит об их особой обрядовой функции — они являлись знаком ранневесеннего периода, который ощущался как время перехода к новому аграрному циклу. То, что в основе приуроченности исполнения танков первоначально лежала ориентация не на церковные праздники, а на природные приметы, видно из частых определений вроде «танки водють — как только земля чуть падсохня».
Кукуруза, товарищи, — это танк в руках бойцов!
... всегда поддерживает умных! – подводит итог Хрущев, поправляя соломенную шляпу. Точка. Разговор окончен. Кукурузная эпопея Вернувшись в Москву Никита Сергеевич немедленно решил действовать, ведь кукуруза сулила прорыв ... и заниматься там агитацией. «Кукуруза, товарищи, — это танк в руках бойцов, я имею в виду колхозников; это танк, который дает возможность преодолевать барьеры, преодолевать преграды на ...
В противопоставлении двух жанров значимо становится не только годовое время, но и суточное. Танки водили всегда в светлое время суток — по неоднократным упоминаниям, «днём, после обедни». Карагод же, начинаясь во второй половине дня («с церкви придём, паснедаем — и в карагод»), мог продолжаться до глубокой ночи. Время карагодного гуляния даже обретало внутреннее членение и соответствующее ему поведение участников: днём в карагод одевали самый лучший наряд, чтобы «показать себя во всей красе», а с наступлением сумерек его меняли на одежу попроще, так как в темноте внешний вид был менее важен, а дорогой наряд следовало беречь.
При анализе музыкально-
1) структурные особенности, характерные и для танков, и для карагодов;
2) структурные особенности не характерные для танков;
3) структурные особенности не характерные для карагодов.
К первой группе следует отнести наиболее общие закономерности организации текстов, которые будут демонстрировать общность жанров танка и карагода. Это:
- опора на силлабический тип стихосложения, состоящий из двух слоговых групп с одинаковым количеством слогов (5+5, 6+6, 8+8);
- организация композиционной единицы поэтического текста по принципу AR, где А — смыслонесущие слова, R — рефрен (припевные слова «ляли, лёли» в различных
модификациях); - реализация СМРФ в рамках строгослоговой формы (первичный тип композиции, по принципу слог — нота или мелизматический распев)
- использование цезурированного типа ритмического периода,
совпадение цезур стиха с границами ритмических единиц; - организация КЕ напева по принципу повтора одного или двух ритмических периодов (АА или АВАВ соответственно);
- координация музыкального ритма с ритмом хороводного движения, включение ритма пляски в ритм пропевания слогов;
- в звуковысотном строении — использование архаичных
узкообъемных ладов с квартовой (часто — в объеме ув.4) основой; - использование гетерофонного типа фактуры (вариантная
гетерофония). 21 стр., 10409 словАнализ финансового состояния организации по данным финансовой отчетности
... снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности организации. Эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Поэтому тема исследования "Учет и анализ финансовых результатов" является актуальной в современных условиях. Целью работы является исследование данных нормативной ...
Наряду с этими объединяющими признаками есть ряд черт, по которым и в структурном отношении танки и карагоды противопоставлены друг другу.
Итак, мы можем видеть, что карагод пользуется большим арсеналом выразительных средств, чем танок, стилистически группа карагодных песен неоднородна, так как находилась в постоянном развитии и пополнялась стадиально более поздними явлениями. Танок более консервативен и ограничен в отборе используемых средств, его структура
Подведем некоторые итоги.
Танок и карагод в традиционной культуре Курско-Белгородского
Бытование танков только в ранневесенний период, участие в них особо выделенной социо-возрастной группы — девушек и молодаек — говорит об обрядовом происхождении этого хореографического жанра. Обилие форм реализации танков в пределах одной традиции объясняется тем, что традиция курско-белгородского
Напротив, жанр карагодной песни выполняет в местной традиции функцию консолидации, является централизующим компонентом системы. Отсюда -стремление к объединению всех групп населения в карагодных гуляниях, их регулярность в течение года, унификация форм бытования (карагод — это всегда пляска по кругу, часто с музыкантами в центре).
Карагод берет на себя роль календарного жанра, сопровождая все годовые праздники, влияет на семейный цикл обрядов, особенно на корпус свадебных песен, а также выполняет социально-регулирующую функцию и становится оформлением любого вида праздничного досуга. Полифункциональность карагода приводит к тому, что он перерастает границы жанра, становится комплексным фольклорным
По мировой художественной культуре. Тема : «культура и традиции ...
... издавна большую роль играет линия и распространены монохромные картины. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Развитию японской живописи способствовали контакты с ... в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание. Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по ...
Влияние карагода как централизующего компонента жанровой системы проявляет себя в том, что обрядовые жанры (таночные — в календарном цикле и свадебные — в семейном) в структурном отношении унифицируются по модели карагодных. Исполнительская манера для них тоже становится общей.