Театральные световые приборы

Контрольная работа

На протяжении всей своей истории театр использовал различные виды техники. Уже в античном театре применялись трехгранные поворотные призмы, так называемые телари или иначе периакты, грани которых несли определенную изобразительную информацию, а также знаменитое греческое полетное устройство «Бог с машины». Мощный толчок развитию сценической техники дало возникновение и развитие оперного театра. Этот новый театральный жанр требовал многочисленных перемен мест действия, которые должны быть обрисованы с предельной долей узнаваемости, красочностью. Эту проблему блестяще решил переход театра к плоскостным живописным декорациям, которые мгновенно меняли друг друга с помощью кулисных машин. Такая система верой и правдой служила европейскому театру на протяжении почти четырехсот лет. Лишь только в конце XIX начале ХХ века на смену кулисным машинам начала приходить новая техника. Ее появление теснейшим образом связано с заменой плоскостных декораций объемными конструкциями. Однако техника кулисных машин может оказать немаловажную услугу и современному театру. Она проста по устройству, надежна и позволяет бесшумно и быстро перемещать строеные декорации как на глазах у зрительного зала, так и за закрытым занавесом. Правда, для этого нужно особое устройство планшета сцены, которое трудно сочетается с современными способами механизации сценического пола. Особое место в истории театральной техники и технологии занимают различного рода сценические эффекты. Редкий спектакль классического театра обходился без полетов, имитации морских волн, разрушений и т.п. Но все это было бы невозможно без технических средств.

Под техническими средствами в культурно-просветительной работе понимаются все устройства, приборы и аппаратура, предназначенные для осуществления оптимального процесса фиксации, хранения и распространения различной информации в ограниченной аудитории.

Технические средства в культурно-просветительной работе отличает ряд специфических признаков:

1. Технические средства в культурно-просветительной работе имеют локальный характер, так как ориентированы на ограниченную аудиторию, что отличает их от технических средств массовой информации, рассчитанных на многомиллионных слушателей, зрителей, читателей. В культурно-просветительной работе понятие «аудитория» также имеет особое значение. Это группа людей, объединенная местом и формой участия в информационном процессе. Отчасти аудитория в КПР сродни аудитории в театре. Но только отчасти, поскольку одной из основных задач проведения большинства мероприятий является организация внутриаудиторного общения, где аудитория не только зритель и слушатель, но и главный участник мероприятия.

19 стр., 9205 слов

Научная работа «Антонимы как особое явление языка»

... Сочинение, реферат, доклад Антонимы и их роль в речи, какую роль в речи играют антонимы Антонимы.Разновидности антонимов,их употребление в речи. Лекция: Роль антонимов в речи Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы ... антонимов в высказывании придает особую ... — смерть, здоровье — болезнь, работа — отдых, победа — поражение, ...

2. Наличие внутриаудиторного общения указывает на то, что технические средства в культурно-просветительной работе связаны не только с рациональной, но и эмоциональной информацией. Более того, именно обмен элементарной эмоциональной информацией, как известно, в ряде случаев оказывается решающим для успеха многих форм культурно-просветительной работы.

Это обстоятельство во многом обусловливает большое значение технических средств для культурно-просветительной работы, так как они позволяют наглядно фиксировать не только сам факт, но и его эмоциональную оценку окружающими, подчеркивая, таким образом, социально-психологическую значимость рациональной информации.

3. Технические средства в культурно-просветительной работе ориентированы на фиксацию, хранение и распространение информации в ограниченной аудитории, и актуальность ее для участников культурно-просветительных мероприятий тем выше, чем теснее эта информация будет связана с жизнью и деятельностью самой аудитории.

Дело в том, что жизнь людей того небольшого региона (совхоза, городского района, завода), в котором работает тот или иной Дом культуры, не находит систематического освещения в средствах массовой информации. И вот этот информационный вакуум и должно заполнить клубное учреждение. Отсюда особое значение технических средств в фиксации, хранении и распространении информации.

1. На протяжении последнего столетия театр довольствуется одними и теми же видами механооборудования. Но почему?

Это непростой вопрос. Разобраться в нем необходимо, потому что он тесно связан с проблемой технического насыщения сценического пространства. В поисках ответа нужно понять, для чего вообще техника нужна театру. Какую роль она играет в современном спектакле. И что служит стимулятором поиска новых технических решений. И, наконец, существует ли связь между режиссерскими задачами и техническим прогрессом. Ответы на эти вопросы позволят глубже разобраться в проблемах механизации современной сцены.

Иначе обстоит дело с развитием театральной светотехники. В этой области технического оборудования сцены совершенно очевидный прогресс. От примитивных электрических светильников до современных приборов направленного и рассеянного света дистанция огромного размера. Хотя по сути своей и здесь совершенно новых технических идей не так уж много. В основе старых и современных прожекторов лежит одна и та же схема: лампа, отражатель, линза. Но эта схема, сохранив свою основу, подверглась такой модернизации.

Свет является одним из важнейших элементов выразительного языка режиссера- организатора клубного мероприятия. Свет раскрывает, дополняет и развивает общий замысел режиссера. Считается, что если без декорации, звукового оформления мероприятие может состояться, то без драматургии, включающей литературу, музыку, хореографию, без актера и без света сценического действия быть не может. В клубном мероприятии свет играет большую роль. Постановочное освещение здесь принципиально тоже, что и в театре, но выполнено в меньшем объеме.

Театральный световой прибор (ТСП) предназначен для художественного освещения сценической площадки (эстрады, арены и др.) с расположенными на ней декорациями, а также для освещения актёров.

5 стр., 2207 слов

Роджер Желязны — создание научно-фантастических романов

... откладывал на несколько страниц описание необычных созданий . «Причудливость огней, средоточие света, оно двигалось с ловкостью, почти изысканно ... именно окружающая обстановка требует усиленного внимания в научной фантастике и фэнтези. Здесь, как нигде более, вы балансируете ... образом он логически становился охотником за экземплярами внеземной жизни. Это звучало правдоподобно, и я это принял. Проблема ...

Основными задачами ТСП являются:

  • создание условий видимости на сцене, освещение вертикальных и горизонтальных плоскостей, живописных задников, декораций и т. п.;
  • высвечивание объемных декораций по всей глубине сцены;
  • подсветка декораций с целью передачи фактуры живописных работ;
  • подсветка костюмов актеров с целью создания иллюзорного впечатления фактуры декорационных материалов;
  • получение необходимого цветового решения за счет оптического смешения основных цветов;
  • создание световых декораций (светопроекций);
  • создание световых имитаций природных явлений (рассвет, закат, северное сияние и т. д.);
  • создание фона действия (море, горы, лес и т. д.);
  • подчеркивание светом (акцентирование) сюжетных поворотов и композиционных построений сценического действия (главных героев, появление новых лиц, переключение внимания зрителей и т. д.);
  • создание сценических иллюзий (расширение и углубление сцены, смещение планов, движение неподвижных предметов, геометрические иллюзии, цветовые иллюзии и др.);
  • создание отдельных лучей, бликов;
  • создание рефлексного (отраженного) света с помощью отражательных экранов;
  • создание световых эффектов.

Перечисленные задачи решаются с помощью различных видов освещения и специальных технологических приемов.

Подготовку и реализацию решений по использованию света в мероприятиях осуществляют режиссер, организатор мероприятия, мастер по свету. Совместно они разрабатывают светопартитуру, а затем переносят ее в конкретные условия КПУ.

ТСП размещаются в следующих помещениях КПУ:

  • аппаратной управления освещением сцены и зала (светоаппаратная), где устанавливается пульт регулятора освещением;
  • щитовой регулятора освещения;
  • ложах осветительных, где размещается выносное освещение сцены (ложи, могут быть фронтальные и боковые);
  • на сцене;
  • за сценой, где размещается диапроекционная аппаратура;

— выносной осветительной галерее (щель осветительная или щель световая), где устанавливаются световые приборы для выносного верхнего освещения сцены с наклоном оптических осей, направленных на переднюю границу просцениума под углом к горизонту 50°—60°.

Театральный световой прибор — устройство, состоящее из следующих конструктивных элементов:

1. Источник света — генерирует электромагнитные волны оптического диапазона (электрические лампы любого типа).

2. Оптическая система — перераспределяет световой поток необходимым образом, в зависимости от назначения прибора (отражатели, комплекты линз, набор объективов).

3. Электрическая система — обеспечивает работоспособность источника (электрический патрон, электропроводка, при необходимости — трансформатор, пускорегулирующий аппарат и прочее).

4. Электронный блок — обеспечивает управление различными функциями прибора по сигналу DMX.

5 стр., 2172 слов

Реферат свет и музыка

... звук» на музыку Ф. А. Гартмана, готовилась и её постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась ... световыми приборами для придания зрелищности музыкальному произведению. ПСА - допускается возможность непосредственной работы как светоинструмента. Светомузыка как светомузыкальный инструмент (СМИ) -- предназначен для непосредственного создания ...

5. Механическая часть — обеспечивает крепление источника и оптики таким образом, чтобы иметь возможность фокусировки и юстировки прибора (каретки перемещения оптики или лампы; юстировочные винты; устройства формирования луча: шторки, заслонки, ирисовые диафрагмы, держатели светофильтров, гобо, бленды, отсекатели, тубусы и др.).

6. Защитный корпус — обеспечивает защиту лампы и оптики от механических повреждений;

  • воздушный теплоотвод от источника, т.е. естественную циркуляцию воздуха внутри прибора (при необходимости в защитном корпусе может располагаться устройство принудительного охлаждения — вентилятор);
  • исключает паразитные засветы.

7. Лира — элемент крепления, обеспечивает подвеску или установку прибора на осветительную конструкцию, на штатив и другие места расположения.

Классификация ТСП (по характеру светораспределения потока излучения в пространстве):

1. Светильник — световой прибор, который с помощью оптической системы захватывает световой поток источника в большом телесном угле и перераспределяет его также в большой телесный угол

2. Прожектор — световой прибор, который с помощью оптической системы захватывает световой поток источника в большом телесном угле и концентрирует его в малый телесный угол.

3. Проекционный прибор — световой прибор, который с помощью оптической системы захватывает световой поток источника в большом телесном угле и концентрирует его в малом объёме в плоскости диапозитива (т.е. фокальной плоскости объектива), а затем снова перераспределяет световой поток в большой телесный угол.

4. Сканер — световой прибор, который с помощью оптической системы захватывает световой поток источника в большом телесном угле и концентрирует его в малый телесный угол, при этом технически обеспечивается возможность позиционирования луча в пространстве.

Классификация театральной осветительной аппаратуры:

1. Светильники — предназначены для получения заливающего светового потока:

  • однокамерные;
  • многокамерные;
  • симметричные;
  • асимметричные;
  • ультрафиолетовые (направленные и рассеивающие);
  • с газоразрядными лампами.

2. Прожекторы — предназначены для получения направленного светового потока:

  • с отражательной оптикой:
  • безлинзовые низковольтные;
  • прожекторы PAR с лампойфарой;
  • прожекторы PAR с комплектом сменных стёкол (Source Four PAR);
  • простые однолинзовые:
  • с линзой РС;
  • с линзой Френеля;
  • профильные:
  • с фиксированным углом;
  • Zoom, с диапазоном углов;
  • следящего света:
  • с лампой накаливания;
  • с металлогалогенной лампой;
  • дневного света с металлогалогенной лампой.

3. Проекционные приборы — предназначены для получения изображения:

  • с лампой накаливания;
  • с металлогалогенной лампой.

4. Интеллектуальные приборы — предназначены для получения динамического света:

2 стр., 872 слов

Альтернативные источники энергии ( на свободную тему)

... на альтернативные источники энергии, все почему-то представляют быстрый отказ от традиционных источников и их резкую замену альтернативными источниками энергии. Это в корне неверно. Переход на другие источники энергии ... Но в России на данный момент эти источники энергии мало распространены, поскольку климатические условия нашей страны ставят развитию альтернативной электроэнергетики определенные ...

  • со сканирующим зеркалом (сканеры);
  • с вращающимся корпусом («головы»).

5. Приборы эффектного света — предназначены для получения различных световых эффектов:

  • простые эффекты:
  • стробоскопы;
  • люминесцентные подсветки;
  • динамические эффекты: со звуковой анимацией;
  • эффекты с внешним управлением, когда функции программируются заранее и в нужный момент используются оператором;
  • центральные эффекты — приборы расположены в центре площадки и имеют зону охвата 360°;
  • встроенные непрограммируемые эффекты (веер лучей, непрерывная смена цветовой заливки, сканирующие гобо, стробирование и др.);
  • лазерные эффекты.

6. Приборы наполнения атмосферы- предназначены для получения необходимой плотности и фактуры воздушного сценического пространства (машины для получения дыма, тумана, снега, радуги, дождя, мыльных пузырей и др.).

Требования, предъявляемые к ТСП:

  • качественное регулирование интенсивности светового потока (электрическим или механическим способом);
  • равномерное распределение освещённости по световому пятну (без провалов);
  • температура нагрева корпуса прибора не должна превышать 150°;
  • простой доступ к обслуживанию источника;
  • удобная регулировка параметров луча: «шире-уже», фокусировка: «жёсткий луч — мягкий луч»;
  • надёжная фиксация прибора;
  • отсутствие паразитных засветов;
  • низкий уровень шума.

Театральные светильники (ТС) — приборы заливающего света, предназначенные для равномерного освещения больших плоскостей и пространств.

Различают светильники с симметричной и асимметричной заливкой. Асимметричные светильники, как правило, используются для вертикальной заливки, симметричные — для горизонтальной заливки.

Источники света, применяемые в ТС— трубчатые галогенные лампы накаливания типа КГ.

Отражающие системы:

1. Сферический отражатель — Контротражатель

2. Параболоидный круглосимметричный отражатель.

2. Качество звука

Качество звука в зрительном зале зависит, прежде всего, от так называемой архитектурной акустики зала, а также от качества всей электронно-акустической системы озвучивания зала, в которую входят: звукоснимающие элементы (головки тонарма звукоснимателя, магнитофонные головки), электроакустические преобразователи (микрофоны, динамики зала) и электронные преобразователи (усилители, фильтры, смесители, схемы звуковых эффектов и т. д.), вносящие свои искажения, шумы и уменьшающие верность воспроизведения,

Несовершенство архитектурной акустики зала приводит в основном к различным реверберационным эффектам, а несовершенство техники вызывает ограничение частотного диапазона воспроизведения, возникновение явлений резонанса звука на некоторых частотах, появление шумов и искажений звука, возникновение паразитной модуляции звуковых частот.

Для того чтобы организатор культурно-массового мероприятия мог определить источник ухудшения воспроизведения, приведем некоторые причины нарушения качества звука.

Сначала рассмотрим особенности акустических явлений в помещении.

Представим себе источник звука, излучающий звуковую энергию одинаковой интенсивности по всем направлениям. Как известно из законов физики, если мы будем удаляться от источника звука, то звуковая энергия будет уменьшаться обратно пропорционально квадрату расстояния, и, следовательно, при удалении от 2 до 20 метров от источника звуковая энергия уменьшится в 100 раз. Звуковая энергия, встретившаяся с ограждающей поверхностью, претерпевает ряд изменений. Часть ее проходит через эту поверхность и продолжает свой путь, другая тратится на тепло в момент прохождения через поверхность, а оставшаяся часть энергии отражается и продолжает свой путь, но в обратном направлении. Та часть энергии, которая прошла через поверхность и израсходовалась на тепло, в дальнейшем процессе распространения не участвует; она называется поглощенной. Количество отраженной энергии равняется всей энергии, упавшей на поверхность, за минусом поглощенной.

22 стр., 10813 слов

Акустический расчет зала

... на рисунке 3 Рисунок 3. 3. Определение оптимального времени реверберации Чтобы определить необходимое оптимальное время реверберации воспользуемся рисунком 3. Рисунок 4. Из рисунка 4 видно, что для театрального зала, ... реверберации: в диапазоне 125 - 1000 Гц в диапазоне 2000 - 4000 Гц средний коэффициент звукопоглощения n - коэффициент, учитывающий поглощение звука в воздухе. В октаве 2000 Гц n ...

Представим себе, что в помещении излучается короткий звуковой сигнал. В этом случае в любую точку объема зала сначала придет звуковая энергия непосредственно от источника, называемая прямой. Затем последовательно начнет приходить энергия после отражения от поверхностей. Так как при каждом отражении часть энергии будет теряться на поглощение, а путь, проходимый отраженной волной, будет увеличиваться, то в какой-то точке объема будет происходить процесс постепенного затухания звука.

Процесс постепенного затухания энергии в помещении за счет отражений и поглощений звука называется реверберацией, а время, в течение которого этот процесс продолжается, называется временем реверберации. Время реверберации в основном зависит от звукопоглощающих свойств поверхностей, с которыми встречается энергия. Чем больше поглощается энергии при каждой встрече, т. е. чем больше коэффициент поглощения данной поверхности, тем меньше энергии будет возвращаться после отражения и, следовательно, тем короче будет время реверберации.

Эффект реверберирующего помещения хорошо известен на практике. Например, в помещениях, поверхности которых отделаны мрамором или камнем, ощущается большая гулкость, т. е. звук не сразу исчезает, а еще продолжает существовать достаточно длительное время, плавно уменьшаясь. В таких помещениях обычно звучит неразборчиво речь, но зато в некоторых из них, например, в соборах, приятно звучит органная музыка, которая обогащается гулкостью помещения. В жилых же помещениях, комнатах с мягкой мебелью время реверберации обычно короткое, так как энергия быстро затухает.

Таким образом, если источник звука, например говорящий или поющий актер, инструмент или несколько инструментов, излучает в помещении звуковую энергию, то слушатели воспринимают звучание не так, как в открытом пространстве, а в виде сложных процессов постепенного нарастания и затухания звуковой энергии от каждого приходящего звука. Сначала к слушателю приходит прямая звуковая энергия, т. е. непосредственно от источника звука, затем первые отражения от поверхности, вторые, третьи и т. д. в зависимости от длительности излучаемого звука. В паузах между двумя звуками происходит затухающий реверберационный процесс, длительность которого зависит от поглощающих свойств ограждающих поверхностей.

Время реверберации в течение многих лет служило единственным критерием, оценивающим качество акустических условий в помещении. Так как средний коэффициент поглощения звука в помещении зависит от коэффициентов поглощения материалов и конструкций ограждающих поверхностей, а коэффициент поглощения любого материала или конструкции зависит от частоты, то очевидно, что время реверберации в помещении является функцией частоты и его частотная характеристика явилась дополнительным критерием оценки качества акустических условий.

4 стр., 1980 слов

Зал камерной и органной музыки (Челябинск)

... помещение «акустически превосходным»[20] . Все три предложенные администрацией города помещения для переноса органа после осмотра были названы абсолютно неподходящими, было рекомендовано построить новое помещение для органного зала[20] . Помещение ... специально для нынешнего помещения, интонация, высота тона и сила звука не могут быть приспособлены к другим акустическим условиям. Наконец, ...

Поискам оптимального значения времени реверберации и его частотной характеристики были посвящены многочисленные исследования, в результате которых составлялись рекомендации для практического применения. В литературе по архитектурной акустике встречается большоеколичество таких рекомендаций, найденных на основе теоретических и экспериментальных работ: зависимость оптимальной реверберации от объема помещения, от частоты, от назначения помещения (музыка, речь, воспроизведениезвука) и даже характера исполняемого музыкального произведения.

Акустические свойства зрительных залов значительно различаются. Это вызвано разными требованиями к оценке качества звучания речи и музыки, музыки разных жанров, речи актера и лектора и т. д.

Однако зрительные залы КПУ чаще всего являются универсальными, т. е. здесь встречаются все виды звучаний: и выступление лектора, и постановка спектакля, и концерт, и кинофильм. Таким образом, первой отличительной особенностью акустических условий в зрительном зале КПУ является универсальность его назначения.

Выход из этого положения, особенно для условий постройки залов из современных бетонных материалов, найден в оснащении залов качественной аппаратурой озвучивания с соответствующим расположением акустических агрегатов по залу.

В этих условиях, на первый взгляд, кажется, что при воспроизведении фонограмм оптимальные акустические условия полностью обусловливаются акустикой помещения, где звук записывался. А отсюда был сделан вывод, что вторичное помещение должно быть сильно заглушено, чтобы акустические процессы в нем дополнительно не влияли на качество звуковоспроизведения. Такое решение казалось настолько убедительным, что в течение многих лет на поверхностях зрительного зала располагалось максимальное количество поглотителей звука.

Но этот вывод в значительной мере был ошибочным. Когда мы слушаем исполнителя непосредственно в зале, то воспринимаем звуки в виде прямой энергии и реверберационного процесса, состоящего из двух участков. Качество звучания в большой степени зависит от его начального участка, где ранние отражения приходят к слушателю по разным направлениям. Кроме того, завершающая часть, создающая соответствующую гулкость помещения, характеризуется приходом множества отражений по равновероятным разным направлениям. Все это создает объемность звучания.

В зрительном же зале КПУ мы слушаем весь акустический процесс, происходящий в первичном помещении (и прямую энергию, и ранние отражения, и завершающий участок реверберации) из одного направления, т. е. излучаемый громкоговорителями, расположенными в определенных местах зала.

Проведенные опыты показали, что при излучении прямого звука ранних отражений и остальной части реверберационного процесса из одного направления пространственность звучания нарушается, звук воспринимается «плоско», исчезает ощущение объемного звука, характерного для «живых» залов. Следовательно, любые акустические процессы, записанные в фонограмме, не могут оправдать излишнее заглушение зрительного зала кинотеатра. Зал КПУ должен иметь свои акустические условия, при которых звучание речи и музыки окрашено приятным тембром и отличается пространственностью, как в больших концертных залах.

5 стр., 2227 слов

Особенности голосообразования и образования звуков речи

... виде чистого голоса без примеси шумов. Звук голоса, как было сказано, состоит из ... складок: А — при дыхании; Б — при голосообразовании; В — при фальцете (стрелки указывают направление ... и обеспечивает образование звуков речи, т. е. фонем. Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать ... пушинка возле рта остается совершенно неподвижной. Механизм шепота Есливо время звукопроизнесения смыкание ...

Хорошие результаты дает использование в универсальных залах многоцелевого назначения так называемых «гибких» систем звукоусиления, позволяющих изменять время реверберации в зависимости от вида проводимого мероприятия (лекция, спектакль, общественно-политическое мероприятие, концерт и т. д.).

Применение электронных ревербераторов позволяет оперативно настроиться по заданной программе на тот или иной жанр мероприятия, т. е. максимально использовать все возможности электроакустики для исправления акустики зала. Так, например, если в зале выступает эстрадный оркестр, то время реверберации должно быть минимальным и определяться архитектурной акустикой, так как электроакустическими методами его уменьшить нельзя. Если в зале звучит речь, то время реверберации должно быть несколько большим, чем для эстрадного концерта. Если же в зале звучит музыка, то время реверберации должно быть еще большим, чем в первом и втором случаях. Электронный ревербератор, включенный в систему звукоусиления, перестраивается на большее время затухания звука в зале.

Теперь рассмотрим причины ухудшения качества воспроизведения из-за несовершенной электроакустической аппаратуры.

1. Ограничение частотного диапазона. Для качественного воспроизведения звука частотный диапазон устройств для реализации должен находиться в пределах

20-15 000 Гц. На практике две крайние области оказываются очень труднодостижимыми. Так, например, для получения достаточного слухового ощущения на частоте 30 Гц необходимы зал длиной 12 м и специальная дорогостоящая аппаратура. Восприятие высоких частот в области выше 8—10 кГц очень сложное, а на более высоких частотах музыкальное восприятие вообще исчезает и заменяется неким неопределенным звуковым ощущением, зависящим от индивидуальности слушателя. Количество звуковой информации на частотах выше 15 кГц ничтожно мало. А для качественного воспроизведения этих частот требуются очень сложные акустические системы.

2. Резонансные явления. Паразитные резонансы возникают из-за механических резонансов механических устройств аппаратуры звуковоспроизведения (узла тонарма, механизма протяжки ленты в магнитофоне и т. д.) и акустических резонансов динамиков акустических систем. На резонансных частотах, например, звукоусиление может возрасти в несколько раз, что приводит к очень заметным искажениям звука.

3. Искажения. Электронные тракты вносят в основном так называемые нелинейные искажения, приводящие к появлению новых гармонических частот, отсутствующих в оригинале. Эти частоты видоизменяют тембр звучания и, таким образом, влияют на верность воспроизведения. Низшие гармоники образуют созвучные аккорды с основной частотой, а гармоники шестого порядка и выше создают очень неприятные ощущения для слуха.

4. Шумы

Все описанные выше дефекты воздействуют на сигнал, ограничивая или деформируя его; шумы же прибавляют звуки, которые не фигурируют в первоначальной музыкальной картине и ощущаются даже тогда, когда сигнал отсутствует, а усиление большое. Это очень неприятное для слушателя и назойливое явление весьма мешает звуковому восприятию. С этим явлением должны постоянно бороться звукооператор, звукорежиссер и организатор мероприятия. Рекомендуется до начала мероприятия в клубе прослушать, каков же уровень шумов аппаратуры озвучивания в зале, и потребовать от радиоспециалистов их уменьшения. Шумы в зависимости от характера и происхождения делятся на несколько групп:

15 стр., 7141 слов

Скорая медицинская помощь

... различные травмы во время падения. Пострадавшие свыше суток не могли получить никакой медицинской помощи, несмотря на то, что Вена в то время обладала множеством первоклассных и ... и одного фельдшера. Долгое время скорая помощь Перми находилась в подчинении Областной больницы. Только лишь в 1935 году её выделили в самостоятельное медицинское учреждение. Первым руководителем, или ...

  • электронные шумы, вызываемые электронными схемами;
  • они обычно прослушиваются при исправной схеме только на предельном усилении и не имеют ярко выраженных частотных свойств («белый» шум);
  • шумы носителей звукозаписи — грампластинок, магнитных лент. С этими шумами надо постоянно вести борьбу, следить, чтобы для записи фонограмм ответственных мероприятий использовалась качественная магнитная лента. Непосредственно перед записью она должна быть размагничена с помощью специального дросселя. Пластинки для озвучивания мероприятий должны иметь минимальное число проигрываний (10—15).

    Шумы носителей могут быть отфильтрованы с помощью фильтров системы озвучивания путем среза высоких частот. Однако надо помнить, что одновременно сужается и частотный диапазон воспроизводимого полезного сигнала;

  • шумы от механических нарушений, которые чаще всего происходят в тракте звукоусиления из-за загрязнения ползунковых регуляторов уровня.

Шумы в этом случае проявляются в виде тресков, щелчков. Примерно такой же характер шумов связан с пылью или царапинами на грампластинке, с дефектами на поверхности магнитной ленты. Из-за случайного характера этих шумов их нельзя никак устранить. Необходимо содержать аппаратуру в хорошем состоянии и использовать только качественные магнитные ленты;

— паразитные шумы чаще всего возникают из-за проникновения сигналов с частотой сети питания 50 Гц или ее гармоник, телевизионных сигналов, особенно на частоте кадровой развертки, сигналов от трансляционной сети или от работающих электромоторов, сварки и т. д. Проявляются эти шумы или как постоянный фон, или как сигналы радиопередачи или трансляции, или как сильный треск. Паразитные шумы мешают при озвучивании мероприятий. Борьба с ними заключается в требовании тщательного заземления аппаратуры и в ее хорошем содержании. В ряде случаев необходимо обратиться в местные службы радиоконтроля.

5. Паразитные модуляции

Паразитные модуляции звуковых частот чаще всего появляются при неравномерной скорости протяжки магнитной ленты или движении грампластинки. Они вызывают изменения высоты тонов, к которым ухо особенно чувствительно. В магнитной записи это явление носит название «детонация» и проявляется в виде завывания или плавания звука, а также хрипения, сиплости чистых тонов.

Надо отметить, что несовершенство акустики заАа и аппаратуры воспроизведения приводит к так называемой потере акустической перспективы. В месте, где записывается информация для какого-либо мероприятия (хора, оркестра, отдельных исполнителей), возникает первичный акустический сигнал, первичное акустическое поле, которое преобразуется с помощью электроакустических устройств в электрический сигнал и записывается на магнитную ленту. В зрительном зале с помощью аппаратуры звуковоспроизведения и усиления этот сигнал превращается в акустический (вторичное акустическое поле).

Но слуховое восприятие зрителя в первичном звуковом поле связано с бинауральным эффектом, обусловленным особенностью слуха человека определять направление, по которому к нему приходят звуки. Это объясняется тем, что в процессе слушания принимают участие оба уха. Левое и правое ухо слушателя только в среднем положении источника звука, находящегося прямо перед лицом слушателя, одновременно воспринимают звуковые волны с одинаковой фазой и интенсивностью. Если же источник звука находится слева или справа от осевой линии, звуковые волны достигают обоих ушей с разностью по времени (по фазе) и с различной интенсивностью. Разностью интенсивностей и объясняется способность определения расположения источников в пространстве. Вызванные бинауральным эффектом психофизиологические ощущения позволяют выделять отдельные источники звука из общего звучания ансамбля, сосредоточивать внимание на определенном направлении, отделять отраженные звуки от прямых. В этом случае создается как бы звуковая перспектива.

При передаче же воспроизводимого сигнала в одноканальной системе озвучивания зала ощущения, вызываемые бинауральным эффектом, теряются даже при наличии нескольких разнесенных громкоговорителей. Происходит нарушение звуковой перспективы.

В какой-то мере звуковая перспектива может быть восстановлена с помощью многоканальных систем озвучивания, в частности двухканальных. Здесь у слушателя, находящегося во вторичном звуковом поле, возникает искусственное впечатление присутствия в первичном поле.

Это явление получило название стереоэффекта. Стереоэффект в стереофонических системах во многом обусловлен разностью интенсивностей или задержкой во времени воспринимаемых слушателем сигналов от громкоговорителей.

Заключение

Перед культурно-просветительными учреждениями в условиях активизации всех сторон жизни нашего общества стоит задача повышения яркости, разнообразия, эмоциональной привлекательности всех сторон своей деятельности. Решение этой задачи требует от каждого клуба, библиотеки, спорткомплекса и т. д. широкого внедрения богатого арсенала современных технических средств. Каждый культпросветработник должен хорошо не только знать, зачем ему нужна та или иная аппаратура, но и уметь грамотно работать с ней, владеть основными технологическими приемами ее использования. Без этого в современных условиях нельзя рассчитывать на успех.

В настоящем пособии на примере художественно-массовой работы КПУ показано, какую неоценимую помощь практическим работникам могут и должны оказать современные технические средства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/stsenicheskie-svetovyie-effektyi/

1. Аксенов В.С., Наумов А.П., Технические средства в культурно-просветительной работе, М., Просвещение, 1988г.

2. Шимон А.А., Техника в клубном творчестве, М., 1981г.

3. Клюев С.А., Освещение производственных помещений, М., 1979г.