Родители ребёнка — первые и главные его учителя. Но сейчас время «трудное». Поэтому дети находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажается представление о мире, в соответствии с которым личная выгода становится выше морали, честности и любви, а это самым пагубным образом сказывается на их духовном развитии.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как частицу жизни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство. Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка посадили репку, …дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, …но каждое слово этой сказки — как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе — игра творческих сил народного духа. Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …»[5,С.67].
Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста
... в реализации системы работы над сказкой на практике: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста ... к сказкам. Самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как ...
Таким образом, тема нашей курсовой работы звучит так «Роль сказки в детском чтении».
Объект изучения — детская сказка.
Предмет изучения — сказка и её роль в досуговой деятельности ребенка.
Цель — изучить роль сказки в досуговой деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть мифологические корни русской сказки.
2. Рассмотреть сказку и её виды.
3. Выделить педагогическую ценность сказки.
4. Изучить роль сказки в досуговой деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что её материал может быть использован родителями, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, учителями младших классов, для изучения роли сказки в досуговой деятельности детей, ознакомиться с самой сказкой. Работа может быть использована студентами педагогических учреждений на уроках организации досуга, литературы, педагогики.
1. Мифологические корни сказки
В фольклоре народов мира сказки являются самым удивительным созданием. Их начало затерялось во мраке первобытных времён. Достоверная писаная история уже застала сказку у всех народов в стадии полного развития поэтического вымысла. Об этом свидетельствует дошедшие до нас памятники древней письменности индейцев, египтян, китайцев.
Сказке было тесно в манускриптах, её настоящая жизнь была в устах народа, в нескованном творчестве рассказчиков, но и творчество сказочников держится своих правил.
Не всякая выдумка становится сказкой. По традиции от поколения к поколению передавалась только то, что заключало в себе важное для людей. Сказочники выражали мудрость своих народов, их стремления и мечты. Отсюда происходит своеобразие и неповторимость сказок у каждого народа. Но у народов существует и общее, что делает их жизнь похожей. Всюду простые люди работают, строят жилища, чтобы укрыться от холода, дождей, борются с теми, кто посягает на их покой, любят и растят детей, передают им свои знания, смеются над очевидной глупостью, мечтают о лучшей доле. Много ещё найдётся общего у народов, хотя одни из них живут под палящим солнцем, а другие — в холодных снегах или высоко в горах, в низменных долинах рек. В общественном устройстве у народов тоже много сходного в установлениях, законах, каким бы своеобразным ни был общий уклад их жизни. Изо всего этого возникает сходство сказок в идеях, в вымысле.
Специалисты, изучавшие сказки во всемирном масштабе, сначала держались убеждения: сказки похожи потому, что были придуманы в одном месте, а потом распространились по всему земному шару. Первоначальной, общей для всех сказок родиной считали Древнюю Индию. Но очень скоро были записаны сказки в Южной Америке и в других отдалённых от Азии и Европы странах, и оказалось, что народы, никогда не находившиеся в культурных связках с народами Индии и Центральной Азии, рассказывают похожие сказки. Мысль о распространении сказок из одного источника пришлось признать неправильной.
Сказки А.С. Пушкина
... на церковной паперти и поющего вместе со слепыми нищими «Стих об Алексее, божьем человеке». Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять по-народному песни, сказки ... И. Чуковский. Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с ... похожая сказка. Но они ограничились моралистическим выводом: жадность вредна, довольствуйтесь тем, что у тебя есть. Сказка ...
Конечно, случаются и заимствования, и сказки народов бывают похожими потому, что сходны условия жизни, сходны стремления народов, их желания, чаяния и надежды. Будь вымысел сказок независимым от людской жизни, он не обнаружил бы сходства. Это сходство, близкое и всестороннее, касается многих сказок.
Персонажи действуют в сходных сказках у каждого народа по-разному. Сказка всякий раз воспроизводит на свой лад их поведение. Оно соответствует разным представлениям об уме, находчивости, целесообразности, об отваге и хитрости.
Обыкновение рассказывать сказки перед сном сохранились и до наших дней. В самих сказках встречаются эпизоды, когда сказывают сказки—такова северорусская история о Барме. Сказочники развлекали, смешили, поражали и учили своих слушателей, но боялись гнева господ и меняли смысл историй, а среди своих давали волю остроумию и воображению. Сказывание сказок церковь порицала, приравнивала к тяжёлому греху, к преступлению против веры. О сказочниках и о тех, кто их слушает, писали: «Сказки сказывают небылые, и празднословием, и смехотворением, и кощунанием души свои губят такими помрачёнными делами». Однако никакие гонения, никакие преследования не помешали сказке жить среди народа. Искусство весёлое, затейливое и пленительное, сказки донесли до нас народное свободомыслие. В каждой сказочной истории при откровенном вымысле всегда было нечто истинное, реальное, во имя чего, собственно, и сказывалась сказка[1].
В сказках наши предки передавали своё представление о мире. Предки не умели объяснять, почему день сменяется ночью, почему меняются времена года, почему день сменяется ночью, почему летом дни долгие, а зимой короткие. Не могли они объяснить, откуда появились люди, животные, почему возникают грозы, солнечные затмения. Догадываясь, что животные появились раньше людей, они приписывали им человеческие качества.
Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы и даже рыбы, которые помогают людям. Вспомним Сивку-Бурку, Серого Волка, Щуку, которая выполняет желания Емели. Сказка не только интересна своей занимательностью, она помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимала усталость. Мы хорошо знаем это по себе.
Если нам что-то интересно, то даже трудная и неинтересная работа выполняется быстрее и легче. Кроме того, в сказке много смешного и весёлого, а веселье всегда даёт бодрость.
Сказки возникли много тысячелетий назад, когда люди жили ещё в основном за счёт охоты и рыбной ловли, а некоторых животных только ещё приручили: лошадь, корову, овцу, свинью. А в дом взяли себе служить только кошку и собаку. Наши предки слагали сказки только о знакомых животных и тех, на которых они охотились. Но оружие для охоты у них было слабое, и поэтому нужно было долго сидеть в засаде, чтобы подкараулить зверя. Свой опыт наши предки и передали в сказках о животных[9].
Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху -об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его Икаре, а также сказка о ковре-самолёте; мечтали об ускорении движения по земле — сказка о сапогах-скороходах; освоили лошадь. Желание плавать по реке быстрее её течения привело к изобретению весла и паруса; стремление убивать врага и зверя издали послужило мотивом изобретения пращи, лука, стрел. Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошие жилище, дворец; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья, и создали сказку о Василисе Премудрой. Все народные сказки, отражавшие определённую историческую эпоху, были насыщены большим общественным содержанием. Сказки всегда звали на борьбу за переустройство природы и общества, на борьбу за лучшее будущее. В сказках народ воспел труд как творчество и воплотил мечту о торжестве правды на земле [5].
Исследование сказок А.Н. Толстого и К.И. Чуковского
... задачи реализуются в исследовании материалов сказок Чуковского и Толстого в тесной связи с исследуемыми теоретическими аспектами рассматриваемого вопроса. Дипломная работа основывается на достаточно разработанной теоретической ... единого определения этого жанра. Словом «сказка» можно называть и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и ...
Переходы сказочных сюжетов от одних народов к другим, конечно сопровождались их изменением и смешиванием друг с другом. Поэтому отличить, что в сказке принадлежит местному народу и что заимствовано, трудно: сказки по своим сюжетам и обработке международный и лишь слегка носят национальный отпечаток.
2. Сказка и её виды
Сказка увлекает образностью, развитием действия, необычностью положений, в которые попадают герой, поступками, отражающими их характеры.
Сказка заставляет детей делать определённые выводы, воспитывать высоки нравственные чувства.
Именно эти качества сказки используют в своих книгах детские писатели-природоведы.
Сказка, как известно, фантастическое произведение, которое всегда основано на реальных фактах. Фантастика сказки обязательно должна иметь меру, иначе у маленького читателя пропадёт интерес к ней. Наиболее важно соблюдение этой меры в познавательных сказках, цель которых — сообщить знания о реальных явлениях. Это особенно относится к сказкам о природе.
Ребёнок должен чувствовать границу между сказочной формой и реальными сведениями о природе, изложенными в этой форме. Реальное в подобной сказке должно быть строго научно, иначе ребёнок может усвоить неправильные сведения или вообще не увидит реальных фактов.
В познавательной сказке дети интересуются не только развитием сюжета, но и сведениями о животных или растениях.
Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Теперь признана их безусловная ценность, но ещё в 20-е годы нашего столетия некоторые педагоги и литературные критики отрицали за сказками право быть помещенными в детских книгах. Фантастический вымысел отождествляется с суеверием и религией. Суждения о вреде сказки сочетались с общим отрицанием значения культурного наследия, нужного для эстетического воспитания детей в социалистическом обществе.
Сказка — это литературное произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идёт борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Сказка несёт в себе элемент нравоучения.
А.Л.Никифоров писал: «Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»[8,С.109]. Поясняя смысл своего определения, А.Л.Никифоров указывал на «три существенных признака» сказки: «первый признак — целеустановка на развлечение слушателей»; «второй признак — временной сказки — необычное в бытовом плане содержание»; « наконец, третий важный признак сказки— особая форма её построения». Учёный уточнил смысл народного изречения: «Сказка-складка(вымысел)», говоря о «целеустановке на развлечение» и о « необычном» как о характерной примете содержания сказок. Известный исследователь фольклора В.Я.Пропп писал: «Сказка есть нарочитая поэтическая выдумка» и ещё: «она никогда не выдаётся за действительность»[1,C.25]. Это верно, но дальше учёный пишет: «Ни рассказчик, ни слушатель не относят рассказа к действительности. К действительности его может и должен отнести исследователь и определитель, какие стороны быта вызвали к жизни этот сюжет(речь идёт об одной из бытовых сказок.),но это относится уже к области не художественного восприятия, а научного». Получается, что художественное восприятие вымысла сказки со стороны рассказчиков и слушателей исключает соотносительность выдумки с реальностью[1,С.25].
Сказкотерапия детских страхов посредством сочинения сказок детьми
... методы – чтение сказок с их дальнейшим обсуждением, анализ сказок, дописывание готовых сюжетов и сочинение новых сказок. Все это оказывает положительное влияние на общее развитие детей, речевое развитие, ... единый сюжет и таким образом сочиняя сказку или рассказ; 2. Перед сочинением используется соответствующий настрой – включается спокойная музыка, детей просят закрыть глаза и представить себе ...
Сказки делятся на несколько видов:
1.Сказки о животных.
Другая группа специфических сказок, в которых ребёнок или напоминающее его маленькое существо выступает в роли главного героя, очевидно, создана взрослыми специально для детей.
Как и все другие виды русского фольклора, сказки о животных в записях XIX-XX веков, в которых они до нас дошли, проникнуты глубоко национальным колоритом. Сам круг животных, действующих в русской сказке, определяется условием русской природы и особенностями русского крестьянского хозяйства. Из диких зверей в сказке выступает медведь, волк, лиса, заяц; из домашних животных — бык, баран, козёл, кот, петух, конь.
Из сказки в сказку переходили хитрая лиса, простоватый медведь, жадный волк, трусливый заяц. Животные и звери в сказках всегда очеловечивались, на них переносили навыки и качества, присущие людям. Глубокая выразительность и простодушное обаяние сказочных персонажей достигались именно этим переплетением. Медведь в сказке собирается пахать землю, лиса выдаёт себя за повитуху, кот играет на гуслях.
Антропоморфизм русской сказки — основной для неё художественный способ изображения действительности, при помощи которого сказки о животных знакомят ребёнка с народными нравственными и социальными оценками поведения людей и человеческих взаимоотношений. Гуманистическая мораль народной сказки утверждает взаимопомощь в труде, заботу о слабых, верность дружбе и разоблачает насилие и обман, процветавшие в эксплуататорском обществе. Храбрый кот сражается с коварной лисой, защищая «братика-петушка»; дружно и смело выступая против хищников, домашние животные побеждают диких зверей.
Этическая проблема сказок о животных, придающая им большую воспитательную ценность, неизмеримо сложнее и богаче, нежели первые уроки народной морали, заключённые в прибаутках и посказульках.
Художественная форма сказок о животных вполне отвечает особенностям восприятия детей младшего возраста. Объём каждой сказки невелик, сюжет несложен. Преобладают одни и те же излюбленные способы построения сюжета: встречи одного животного с рядом других. Заяц встречает быка, медведя, петуха (Ледяная и лубяная избушка), в теремок мышки по очереди приходят лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. При такой композиции соблюдается последовательность в образах животных — от самого маленького к самому большому (либо наоборот).
Русские писатели о сказке
... в особенности из волшебного мира»? В большинстве сказок (о животных, новеллистических) вообще нет никакого волшебства. Оно есть только в так называемых волшебных сказках. Все не волшебные сказки остаются вне этого ... в ней в полной мере. Недаром крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали ...
Это помогает ребёнку сравнивать и сопоставлять сказочных зверей.
Многие сказки «про зверей» построены как своего рода цепочки образов, которые все время повторяются с самого начала с прибавлением ещё одного нового звена («Коза с орехами», «петушок и бобовые зёрнышко»).
Эти повторения помогают детям запомнить содержание. Главное же свойство подобных сказок, называемых цепными или кумулятивными, заключается том, что все звенья-эпизоды одной и той же сюжетной цепи — подобраны по принципу причинных связей, существующих в самой действительности. Цепная сказка даёт маленькому ребёнку урок логики, показывает ему, какие отношения существуют между людьми, животными, растениями. Цепные сказки известны самым различным народам и бытуют именно в качестве детского фольклора.
Для всех сказок о животных характерна необычная динамичность действия, его быстрота и активность. Описания почти отсутствуют, характеры рассказываются исключительно в ходе самого действия. Повествование в сказках о животных так драматично, что они легко превращаются детьми в инсценировку или игру.
Специфическим средством речевой характеристики для сказок о животных являются песенки: поёт лиса льстивую песню петуху: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шелкова бородушка…»; поёт и петух, призывая на помощь кота: «Несёт меня лиса за тёмные леса…»; поёт коза перед дверью дома: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»; поют волк, медведь и другие персонажи. Повторяясь по нескольку раз, они легко запоминаются и служат для маленьких слушателей своего рода опознавательными признаками того или иного животного. Сказки изобилуют весёлыми присловьями: «лиса — при беседе краса», «заюнок-кривоног, по горке скок», « комар- пискун», «муха-горюха», и другие. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придаёт сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания. Устойчивость образов животных, присущие им человеческие свойства и ясность выраженная назидательность подготовили возникновение литературной басни — жанра, который в XIX столетии органически вошёл в круг детского чтения[6].
Сказки о животных — самый распространённый вид сказок, который рано становится известный ребёнку.
Сказки утверждают ребёнка в правильном отношении к миру. Тянут репку дед и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка — тянут-потянут, а не вытянут им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь, когда он вырастет. Тогда сказка обернётся к нему многими корнями. Ребёнку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая маленькая сила не лишняя в работе: не много сил в мышке, а без неё не могли вытянуть репку.
«Курочка ряба» в народном варианте, хорошо представленном, в обработке писателя А.Н.Толстого, несёт в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох — от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий. Дети рано приучаются верно, оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.
Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей ...
... если: планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; определить ... русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно ...
Весёлый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, — вот он и попался лисе («Колобок»).
В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребёнку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усваивать морально- этические нормы поведения в обществе. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт, верно уловил особенности детского воспитания.
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребёнку, сюжет разворачивается быстро, сломя голову бежит курица по воду — петух проглотил зерно и подавился, река воды не дала, просит дать ей листа с липки. Курица — к липке, липка просит нитку от девушки и пр. В конце концов, курица принесла воды, петух спасён, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зёрнышко»).
Ирония сказки понятна ребёнку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребёнка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и простого веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевны силы. Однако сказки выдают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребёнка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу — радостям зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.
В сказке не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребёнка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени и качеств борца за справедливость[2].
2. Волшебные сказки
Повествование о сверхъестественной силе в волшебных сказках, казалось бы, должно привести к появлению в них мифических существ, характерных для русской демонологии: леших, полевиков, гуменников, хлевников, клетников, полудниц, водяных, русалок, домовых, овинников, баиников и прочих обитателей крестьянского двора и усадьбы. Однако в сказке почти нет этих существ, как нет и нечистой силы, олицетворённой в трясовицах, злыднях, кикиморах и в других злых духах.
Если в волшебных сказках и встречаются иногда лешие, водяные, кикиморы, то потому, что они заменили настоящих персонажей чудесного повествования. Так, например, в одной из вариантов сказки «Морозко» вместо всесильного хозяина зимних стихий Мороза представлен леший, который одарил падчерицу всем, чего только могла пожелать крестьянская девушка. Мир волшебных сказок в генетическом отношении более древний, чем развитое антропоморфное мышление, создавшее лешего и кикимор, русалок и трясух. В демонологических представлениях о лешем, водяном, злыднях и полуднице существует связь с природной основой. Образ лешего, несомненно, олицетворяет дремучую лесную глушь, образ водяного — дневной жар, который мог погубить неосторожного человека. Жизненная основа волшебного сказочного вымысла иная.
Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...
... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... выбранная нами тема является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитие речи, а также недостаточная разработанность ...
С демонологией вымысел русской волшебной сказки не связан. От демонологии ведёт начало не сказка, а особый жанр народной устной прозы-быличка, не похожая на волшебную сказку. Именно здесь говорится о леших, домовых, водяных, разных злыднях, клетниках и овинниках.
Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникли первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берёт своё начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом.
Изменения в жизни трудящихся определяли форму изменения и дальнейшего развития фантастического материала. Фантастика позднейших сказок сохраняла в себе зерна фантастического вымысла сказок древнейших времён.
В докладе на I Всесоюзном съезде советских писателей А.М. Горький, отстаивая материалистический взгляд на происхождение человеческой культуры, высказал мысль о том, что в фантастике волшебных сказок отразилась мечта первобытных людей, мысль давно исчезнувших поколений давно миновавших времён. Вот какой стариной веет от фантастики волшебных сказок!
Что же в волшебной сказке принадлежит старине а что вошло в сказки последующего исторического времени?
В традиционном произведении, передающемся из поколения в поколение, всегда находится жизненный материал, менее остального подвергшийся влиянию новых исторических условий. Попытаемся установить древние пласты.
Возьмём для анализа сказку «Белая уточка». Эта сказка защищает прямодушие и невинность, казнит обман и коварство. Фантастический вымысел сказки подчинён выражению именно этой идеи.
Наделив колдуна и ведьму сверхъестественными способностями, люди в стремлении обезопасить себя от влияния чар и чёрных колдовских дел обставляли свой быт множеством магических обрядов. Магия — это то же чародейство и то же волшебство, это обряды, связанные с верой в способность человека противодействовать сверхъестественным силам и находить у них поддержку и защиту. Магия желала подчинить человеку волю других людей, покорять животных, природу, а также действовать на воображаемых хозяев, духов и богов. Рождение магических обрядов относится к первобытным временам. Появление обряда в быту стало возможно из-за незнания человеком истинных связей и отношений в реальном мире. Человек зависел от природы. Его скованное сознание искало средств защиты в борьбе со стихиями природы и общественными бедами. Остатки обрядовой магии точно воспроизводятся в содержании многих волшебных сказок.
Вода, частая принадлежность обрядового действия, в сказках творит чудо за чудом: она возвращает зрение, даёт молодость, исцеляет от болезней, оживляет, лишает силы, делает героя сильнее самых страшных чудовищ. Есть и такая вода, которая может обратить человека в зверя, птицу, но есть и другая, которая возвращает людям человеческий облик.
Методика работы над русскими народными сказками
... со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка. Глава.1 Сказка как жанр устного народного творчества 1.1 Особенности сказки Веселые и грустные, страшные и ... и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление ...
Конечно, поздние сказочники дали волю поэтическому воображению и наделили предметы и вещи такими свойствами, которых обряд не знает. Они ввели в число чудесных предметы, которые никогда не входили в обряд, в магический ритуал. Чудесный ящик, где скрыта воинская сила: полки солдат, идущие с музыкой и под знаменами,- это выдумка какого-нибудь служивого. Это художественный вымысел. То же можно сказать и о чудесной суме, из которой выскакивают молодцы, готовые приняться за любое дело. Но, говоря о природе чудесного в сказках, необходимо отметить сохранение и в позднем фантастическом вымысле волшебных сказок некоторых свойств, идущих от магических обрядов. Таковы чудесные «моложавые» яблоки, которые в сказке возвращают человеку юность, силу и здоровье. Можно предположить, что проникновение этого чудесного предмета в волшебное повествование произошло не без влияния обрядово-магических представлений и понятий, живших в народе. До самых последних дореволюционных лет в некоторых русских селах сохранялся свадебный обычай: молодые по возвращении из церкви после венчания ели яблоки.
С помощью магических обрядов и словесных формул пытались лечить людей. И в сказках герои героини находят избавление от мук, прибегая к травмам. В некоем сказочном царстве растёт такая трава, что, стоит «потереть тутошней травой» глаза, слепой прозреет. Омовение отваром из чудесной травы делает героя неуязвимым.
Порча, сглаз, насылка, напускание вреда — словом, разнообразные виды вредоносной магии также полно отражены в сказках. Порча в сказочном повествовании обычно осуществляется через непосредственное соприкосновение, достаточно лишь напиться какого-нибудь зелья. Принять внутрь какую-нибудь наговоренную еду, дотронуться до наговорённого предмета. Сказки рассказывают о какой-то чудесной воде, глоток которой превращает человека в животное. В знойный день брели сироты Алёнушка с братцем в далёких краях. Напился братец воды из лужи и стал козлёнком («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
От съеденных яблок или ягод растут на лбу рога («Рога»).
Сказка о мёртвой царевне говорит, что чудо спасшаяся от смерти девица погибла от руки злой старухи, подавшей ей кольцо. Девица стала любоваться колечком и вздумала надеть его на пальчик; надела — и в ту же минуту упала мёртвая. Смерть может случится и по другой причине. Волосок, вплетенный в косу, губит девицу. Смертельные и наговорённые рубахи: «…она надела рубашку — и тотчас умерла». Булавка, воткнутая в одежду, клонит героя в сон. Он засыпает беспробудным тяжёлым сном.
Случай вредоносной магии, воспроизведённый в сказках, можно привести очень много. Древнейшим типом этой магии исследователи-этнографы считают напускание порчи по ветру. Порча исходила от человека, ветер доносил её до жертвы. Такая магия применялась против чужого племени и, по сведениям учёных, господствовала у народов, стоявших на низком уровне культурного развития. В сказках русского народа мы не встретимся с особенностями этого типа магии, но в сказках других народов они существуют[4].
В чтении детей всегда занимали большое место волшебные сказки. И это понятно. Любовь детей к чудесному, волшебному — специфическая черта их психики; в этом отношении дети резко отличаются от взрослых.
В волшебной сказке создан романтический герой, особенно привлекательный для детей. Часто этого героя из никчёмного человека превращается в героя-победителя. Иван-дурак, обычно призираемый старшими братьями в начале сказке, в конце её оказывается царём.
В волшебных сказках народ отражал реальную жизнь и выражал своё отношение к социальному устройству. Под внешней покорностью царям в сказках очень тонко проводилась сатирическая линия.
Создатель сказок, народ, мечтает в своих сказках о жар-птице, ковре-самолёте, живой воде, о прекрасном будущем человечества. Горький вспоминал, что сказки в детстве открывали перед ним просвет в другую жизнь, где люди летали по воздуху на коврах-самолётах, ходили в сапогах- скороходах, воскрешали убитых, в одну ночь строили дворцы. Сказка явилась толчком в области реального творчества человека, в области науки и техники[7].
В волшебных сказках изображались чудесные события, а героями оказывались мальчики, девочки либо маленькие забавные человечки. Сама тематика этих сказок, в большинстве случаев создавшихся непосредственно для детей, отражает педагогические требования народа и возрастные интересы слушателей. В них высмеивается обжорство («Глиняный Иванушка»), раскрывается необходимость заботы о младших («Гуси-лебеди»), прославляется самоотверженная любовь сестры к брату («Сестрица Алёнушка»).
Маленькие герои этих сказок воплощаю в себе лучшие качества, которые стремилась воспитать в детях народная педагогика. Они трудолюбивые и скромные (девочка из сказки «Морозка»), находчивы и сообразительны (Лутонюшка), добры к людям и животным.
В то же время образы детей в сказках этой группы не идеализированы. Они совершают ошибки, причём подобные ошибки в жизни свойственны именно детям. В характерах сказочных персонажей выступают вполне реалистические черты. Девочка, заигравшись с подружками, забывает о маленьком братце. Ивашечка становится жертвой собственной доверчивости, наивно следует уговорам ведьмы, которая его едва не погубила.
В волшебных детских сказках на первый план выступает героическое начало. Дети-герои мужественно ведут активную борьбу со злом и выходят из неё победителями. Сестрёнка спасает братишку от Бабы-Яги, Ивашечка губит ведьму и возвращается к родителям. Композиция детских волшебных сказок определяется происходящей в них борьбой маленького героя со злыми силами природы или общества и чаще всего приобретает форму противопоставления образов.
Контрастные положительные и отрицательные образы особенно заметны в сказках, где смелой и трудолюбивой героине противостоят её ленивые и дерзкие сестры («Морозко», «Сказка о наливном яблочке и серебряном блюдечке»).
В других сказках контраст выступает как противопоставление маленького отваженного героя большому по сравнению с ним чудищу (девочка и Баба-Яга, Ивашечка и ведьма).
В детских волшебных сказках появляется уже и лирическое начало. Оно особенно заметно в таких сказках, как «Снегурочка» и «Сестрица Алёнушка». Да и в других волшебных сказках речь идёт уже не только о поступках, но и о переживаниях действующих лиц: тоскуют бездетные дед и баба; скрепя сердце выполняет распоряжение вздорной жены отец девочки, отвезённой в лес. Вводятся пейзажи, очень сжатые, немногочисленные, но с ярко выраженной эмоциональной окраской: «День идёт, солнце печёт, жар донимает, пот выступает» («Сестрица Алёнушка»).
В народном творчестве прошлого волшебная сказка была научно- художественной утопией, прообразом утопического романа, появившегося в литературе много позже. В сказках люди легко и быстро преодолевали пространство до появления железных дорог, летали по воздуху до изобретения самолётов. Чем тяжелее и изнурительнее был труд для людей, ещё плохо вооружённых технически, тем ярче и ослепительнее сверкала в образах сказки мечта о труде легком и радостном. В сказках за одну ночь воздвигались хрустальные дворцы с золотыми мостами; обрабатывалось, засевалось и убиралось хлебное поле.
Сказочная фантастика сочетала в себе черты технической и социальной утопии. По мере роста и обострения классовой борьбы в волшебной сказке появилась мечта о восстановлении попранной социальной справедливости.
Необычно ценной педагогической стороной волшебной сказки была и осталась столь богато и всесторонне представленная в ней фантастика. Как домысел по отношению к действительности, как гиперболическое раскрытие свойств природы и человека фантастика очень близка психике ребёнка. Ведь все его игры и забавы неразрывно связаны с вымыслом, с творческой работой воображения.
Фантастическая форма сказки находила живой отклик в детской аудитории. Она позволяла донести до этой аудитории сложные и глубоки идеи, которые в другом, более прямом и логическом выражении оказались бы ещё недоступными. Так, например, красота самоотверженной, верной женской любви становится доступной детскому мышлению, когда эта подлинно гуманистическая идея раскрывается в трогательном и увлекательно сюжете сказки о девушке Машеньки и её милом друге Финисте-Ясном Соколе.
Не менее важным в воспитательном отношении свойством волшебной сказки является её оптимизм, постоянное художественное утверждение в ней торжества светлого, гуманистического начала над враждебными человеку злобными и мрачными силами.
Непревзойдённую по точности формулировку этой особенности народного творчества дал А.М.Горький: «Очень важно отметить, что фольклору совершенно чужд пессимизм, невзирая на тот факт, что творцы фольклора жили тяжело и мучительно-рабский труд их был обессмыслен эксплуататорами, а личная жизнь — бесправна и беззащитна. Но при всём этом коллективу как бы свойственны сознание бессмертия и уверенности в его победе над всеми враждебными ему силами»[9,С.45].
В образах сказки сквозь радужную фантастическую оболочку просвечивают вполне реальные и весьма устойчивые народные представления о том, каким должен быть человек. Положительный герой сказки наделяется не только большой физической силой, как Иван-богатырь или Покати-горошек, не только неописуемо прекрасной внешностью, как Иван-царевич или Марья Моревна, но и высокими нравственными качествами. Противники и враги героя уродливы физически и нравственно; им чуждо всё человеческое, светлое, радостное. Они жестоки, коварны, мстительны, живут чужим трудом, действуют насилием и обманом, защищают лишь свои эгоистические интересы.
Присущие волшебной сказке богатство вымысла, прославление героики, оптимистическое освещение действительности активно воспринимались и воспринимаются детьми, учат их ценить смелость и трудолюбие, верить в торжество справедливости и человечности на земле[6].
3. Сатирические бытовые сказки.
Разоблачение паразитизма и лицемерия эксплуататоров являлась важнейшей художественно задачей сказок этого типа и обусловило их острую сатирическую направленность. Сочный, неподдельный юмор, когда темой сказки является семейные и бытовые отношения внутри самой народной среды, едкая, беспощадная сатира в изображении правящих классов стали здесь основными средствами обобщения действительности.
Глупому барину, жадному и лицемерному попу, трусливому генералу противопоставлялись положительные герои, представляющие собой народ и наделённые его лучшими качествами. Помимо трудолюбия и смелости, эти герои обязательно характеризовались ловкостью, находчивостью, смекалкой. Уже не с помощью чудесных предметов и волшебства, а благодаря этим личным качествам герои бытовой сказки отстаивали свои интересы в борьбе. Элементы фантастики становились второстепенными, необязательными, превращались в условный приём для раскрытия реальных качеств героя. Бывалый солдат даже в аду не растерялся: заставил чертей становиться во франт и выделывать все воинские артикулы, как положено по уставу («Солдат и смерть»).
Сатирическая бытовая сказка по-своему раскрывала мечты и надежды народа. В ней с особенной силой и последовательностью проявлялась мечта о социальном возмездии, о борьбе с несправедливостью. В сказке мужик торжествовал над барином, батрак наказывал попа за скупость, солдат занимал место никчёмного генерала.
Показательно, что против этого вида народных сказок, проникнутых отголосками классовой борьбы, всегда возражала буржуазно-дворянская педагогика, считавшая преждевременным и неуместным знакомить ребёнка с «грубыми» нравами простонародья и социальными конфликтами. Опыт народной педагогики решительно расходится с этой охранительной традицией: сатирические сказки и бытовые анекдоты рассказывались детям, пользовались их любовью, часто исполнялись самими детьми. В детском репертуаре особенной популярностью пользовались смешные коротенькие сказки о глупцах, лентяях, упрямцах: «Маланья- голова баранья», «Горшочек», «Брито- стрижено».
Комизм положений, юмористическая окраска характеров и диалогов, неожиданность и остроумная изобретательность в развитии действия привлекали и привлекают интерес ребёнка-читателя к бытовой сатирической сказке. Широкое применение разговорной речи, пародийное использование многих её элементов (архаизмов в антипоповских сказках, военной терминологии в сказках о солдатах) часто перерастали в словесный комизм, каламбур, игру созвучиями. Появились целые комические диалоги. Все эти стилистические особенности бытовой сатирической сказки всегда находили благодарный отклик в детской аудитории[3].
3. Педагогическая ценность сказки
В педагогике много раз возникали споры о значении сказки в детском чтении. Ещё Сумарокова возмущало, что первоначальное обучение детей не обходимо без Бовы и Петра-Золотых Ключей. Детский писатель XVIII в. Курганов, наоборот, связал первоначальное чтение детей с фольклором. Белинский во всеоружии теоретической мощи выступил за сказку, как глубочайшее воспитательное средство. В 50- 60-х годах XIX в. педагог Толь обрушился на сказку за её «антипедагогичность». Тогда в защиту сказки горячо выступил Тургенев. В 70- 80 годах XIX в. спор разгорелся с новой силой. Ленский, Феоктистов, одно время Засодимский, выступили противниками сказок. Толстой, Каптерев, Хвощинская снова отстаивали и отстояли сказку.
Позиции противников сказки обычно подкреплялись одной и той же аргументацией. Сказки вредны, так как «задерживают умственное развитие детей» (Ленский), «сказки пугают ребёнка изображением страшного и расслабляют его волю (Засодимский), «сказка развивает грубые инстинкты» (Феоктистов).
Эти доводы повторялись противниками сказки на протяжении десятилетий, передавались из поколения в поколение. После Великой Октябрьской революции с этим же аргументами против сказки выступили её новые противники — «леваки» — педагоги. Прикрываясь громкой фразой, «леваки» восстали против сказки, потому что она уводит детей в мир фантастического, якобы путает их опыт и представления о реальности, что она вызывает у детей сочувствие царевичам и королевичам и, наконец, что сказки, показывая страшное, травматизирует неокрепшую психику ребёнка (Яновская).
Такие педагоги очищали от народных и классических сказок детские библиотеки, встречали в штыки всякое издание сказок.
Однако жизнь всегда неумолимо опровергала всю аргументацию противников сказки. Дети читали сказки, воспитывались на них, и никакими силами их нельзя было оторвать от этого живого источника народной мудрости[4].
Сказки педагогичны в самом высоком смысле слова. Не случайно К.Д.Ушинский считал их созданиями педагогического гения народа, а задолго до него Пушкин, считая их образцами художественного совершенства, восклицал: «Что за прелесть эти сказки: каждая есть поэма!» поэтому не случайно русские писатели всегда интересовались народными сказками, собирали, записывали их со слов сказателей и на этой основе создавали свои произведения.
Собиранию и исследованию русской сказки посвятили всю свою жизнь многие выдающиеся учёные. Но самый значительный вклад внёс в это дело А.Н.Афанасьев (126-1871), собравший и издавший «Народные русские сказки» (1855-1864) в нескольких томах[2].
4. Роль сказки в жизни ребенка
Научные знания нашего времени и понимание особенностей психики ребёнка основание для оценки педагогического значения сказки как богатого источника переживаний и настроений детей, дают основание для решения многовекового спора между защитниками и противниками сказки как материала для детского чтения.
Воспитательное значение сказки заключается в том, что она является единственным проводником высших чувств и понятий, к которым бессознательно, но сильно стремиться душа каждого здорового ребёнка; сказки — источник эмоций, которых не могут ещё дать детям ни образы исторические, ни отвлечённые понятия, ни впечатлении обыденной жизни.
В наш век дифференциации и специализации научных исследований и в то же время широких синтетических обобщений, стирающих границы, разделявшие и обособлявшие до сих пор области различных наук, воспитанию воображения как душевной силы, равно необходимой как для художественного, так и научного творчества, должно быть уделено особенно серьёзное внимание.
Научные исследования в области фольклора и современное понимание основ художественного творчества обязывают нас к тщательному выбору предназначаемых для чтения детям народных сказок, которые как продукт духовной жизни минувших культурных периодов существования человечества содержат много грубого, жестокого, тёмного, совершенно не приемлемого для души ребёнка нашего времени.
Сказка позднейшего происхождения, современных писателей по тому же праву, как и старые народные сказки, должна быть включена в материал для детского чтения. Выбор сказок этого рода требует ещё большей тщательности и строгости: старая народная сказка, прожившая в памяти народной века и тысячелетия, — всегда высокохудожественное произведение, между тем как сказки современного индивидуального происхождения лишь в виде редких исключений отвечают основным требованиям, которым должно отвечать всякое истинно художественное произведение[8].
Сказка в определённой степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка с проблемами развития, а также и детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
-Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идёт, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает… Иногда поведение героя вначале не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
- Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
Результатом удовлетворения этих потребностей выступает формирование таких качеств личности, как:
- автономность, которая выражается в стремлении проявить своё личное мнение, позицию или взгляды;
- активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнёров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на партнёров;
- социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
- мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
- когнитивного, связанного с познанием другого человека, способность понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
- поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Сказка заставляет ребёнка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляется новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт[3].
5. Сказка в Музыке
Волшебный мир сказок вызывает интерес у детей, развивает их воображение, творческую фантазию. Введение в музыкальную работу с детьми произведений с сказочным сюжетом М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского — Корсакова, А.Лядова, Э.Грига и других композиторов даёт возможность учащимся познакомиться не только с яркостью и живописностью звуков палитры, но и одновременно с разновидностями жанров и средств выразительности, рисующими сказочные образы.
Русские композиторы — классики много внимания уделяли сказочной тематике. Стремление к фантастике для них не было уходом от жизни, так как «и гиперболические и фантастические образы былин и сказок являются по существу реалистическим отражением той же правды жизни».
Идейный смысл народных сказок — преодоление «злых чар», прославление сил любви, мужества, человечности. Горький говорил: «…сказки открывали передо мною просвет и другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила».
В программу по музыкальному воспитанию для учащихся начальных классов включён ряд произведений на сказочную тематику. Это фортепианные миниатюры, и фрагменты из балетов, опер, симфонических произведений. сказка ребенок воспитательный педагогический
Подготавливая учащихся к восприятию произведений крупных форм, необходимо познакомить их сначала с более простыми по содержанию и по звучанию фрагментами из опер, симфонии и балетов. Дети 7-10 лет не в состоянии сосредоточивать своё внимание на каком-либо музыкальном образе на длительное время. Учитывая эту особенность детского восприятия, следует отбирать для слушания музыки более близкие и понятные для них
Заключение
Какова роль телевидения и средств массовой информации? Велика. Но в настоящее время телевидение и школа выступают соперниками в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит воспитатель.
Учитель постоянно думает: как добиться, чтобы дети глубоко знали родной язык, чтобы родное слово вошло в их духовную жизнь, стало и острым, метким резцом, и красочной палитрой, и тонким средством познания истины. Язык — это материальное выражение мысли, и ребенок лишь тогда будет знать его, когда вместе со смыслом воспримет яркую эмоциональную окраску, живое трепетание музыки родного слова. Без переживания красоты слова уму ребенка непостижимы сокровенные грани его смысла. А переживание красоты немыслимо без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которому — сказка. Сказки предназначены для детства.
Создание сказок — один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия — животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка,— невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи.
Читая сказку, ребёнок знакомиться с жизнью, учится их мыслить и чувствовать, тянется к добру и справедливости, верит в чудеса, склоняется к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира, ребёнок видит сложность жизни и понимает, что нельзя быть растяпой и поддаваться наглецам, он учиться призирать тех, кто живёт чужим трудом. Сказка не оставляет ребёнка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вмести с героями каждую неудачу и каждую победу, Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/rol-skazki-v-jizni-rebenka/
1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. — М.: Высшая школа, 2001.