Развертка учебного плана
1. I четверть.
факт
1
I четверть.
Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 ч).
Повторение известного о словах (8 ч)
Перечитаем письмо.
Повторение
2. II четверть.
2
Обо всем понемногу.
Повторение
Упр. 8
3. III четверть.
3
Обо всем понемногу
Повторение
Упр. 14
4. IV четверть.
4
Все ли ты помнишь о речи?
Повторение
Упр. 15
5-7. IV четверть.
5-7
Все ли ты помнишь о речи
Повторение
Упр. 23, 21
(1-й текст),
25 (последнее задание)
8. V четверть.
8
«Личный дневник» и его ведение
Повторение
Составить страничку личного дневника
о прошедшем дне
9. VI четверть.
9
Повторение грамматических признаков слов и всех видов
разбора (6 ч)
Грамматическое значение слов
Повторение
Упр. 34
10. VII четверть.
10
Звукобуквенный разбор слова. Словарный диктант
Повторение
Упр. 42
11. VIII четверть.
11
Строение слова и его значение
Повторение
Упр. 49
12. IX четверть.
12
Распознавание слов по частям речи
Повторение
Упр. 54
13. X четверть.
13
Повторение изученного о глаголе
Повторение
Упр. 60
14. XI четверть.
14
Упражнение в выполнении различных грамматических действиях
Повторение
Упр. 63
15-16. XI четверть.
15-16
Орфографические умения как правильные орфографические действия
Повторение
Упр. 66,
Упр 67
17. XII четверть.
17
Совершенствование грамматических и орфографических умений
(4 ч)
Контрольная работа по итогам повторения
Проверка и контроль знаний
18. XIII четверть.
18
Анализ диктанта и работа над ошибками
Повторение
Упр. 55
19. XIV четверть.
19
Как средство развития речи у младших школьников
... вышесказанного следует, что сочинение является универсальным видом работы по развитию речи у младших школьников. Речь учащихся начальных классов при работе над сочинением развивается практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и на уровне ...
Учимся передавать
рассказы других
и говорить о себе
(2 ч)
Обучение изложению
от другого лица
Развитие речи
Учебный план для 5 класса
I полугодие |
|
1 |
Введение. Орфография и пунктуация Знакомство с программой обучения русскому языку. Привитие правильной орфографии и пунктуации. Изучение правил написания букв «е», «ё». Упр. 1, 2-3, 6 |
2 |
Правописание гласных звуков Изучение правил написания гласных звуков «и» и «ы». Применение полученных знаний в словах Упр. 8, 9, 11-13 |
Учебный план для 5 класса
II полугодие |
|
19 |
Тематическое письмо по Природе (осеннее когда вы почувствовали себя героем) Развитие письменной речи. Изложение своих чувств и впечатлений о природе осенью. |
20 |
Написание воспоминаний «Летние встречи» Развитие письменной речи. Написание сценария о летнем воспоминании. Упр. 75 |
21 |
Понятие «словосочетание» Знакомство с понятием «словосочетание». Практика в составлении и вычленении из предложений. Упр. 84, 85 |
Упр. 134
35
Знакомство с особенностями наречия как части речи
Изучение нового материала
Упр. 141
36
Наречие (Представляем еще одну часть
речи) (6 ч)
Правописание наречий
Закрепление изученного
Упр. 144
37
Закрепление правописания наречий, построение объяснений, как куда-то пройти
Изучение нового
материала
Упр. 149
38
Обучающее
изложение с изменением лица рассказчика
Творческая работа
39
Работа над ошибками. Закрепление изученного
о наречии
Закрепление изученного
40
Закрепление изученного о наречии
Закрепление изученного
Упр. 151
41
Проверь себя
(2 ч)
Подготовка к контрольной работе
Закрепление изученного
Упр. 156
42
Контрольная работа за I четверть
Контроль
знаний
и умений
43-45
Работа над ошибками. Пишем объявления
Изучение нового
материала
Упр. 163
46
II четв.
Имен
сущ. и имена прил.
(36 ч)
Повторение изученного об именах существительных
Повторение
изученного
Упр. 176
47
Знакомство с тремя склонениями имен существительных и способом определения склонения
Изучение нового
материала
Упр. 184
48-49
Формирование умения определять склонение в именах существительных
Закрепление
изученного
Упр. 187,
Упр. 189
50
Дополнение памятки анализа имени существительного новыми сведениями
Изучение нового материала
Упр. 197
51-52
Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных
Изучение нового материала
Упр. 207
217
53
Изложение повествовательного текста
Развитие речи
54
Работа над ошибками. Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных
Закрепление изученного
Упр. 225
55-58
Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных
Проверочный диктант
Повторение изученного
Упр. 232
233
237
238
59-60
Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного
Изучение нового материала
Упр. 245
Упр 252
61-62
Освоение способа определения безударных окончаний имен прилагательных
Закрепление изученного
Упр. 255
Упр. 256
63
Изложение: обучение художественной речи
Развитие речи
64
Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»
Развитие речи
Упр. 260
65-66
Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе
Изучение нового материала
Упр. 268
272
67-68
Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных; обучение пользованию словарем
Изучение нового материала
Упр. 279
284
69-71
Закрепление изученных вопросов правописания
Проверочная работа
Словарный диктант
Повторение изученного
Упр. 289
Упр 293
Упр 296
72-74
Работа над ошибками в образовании различных форм имен существительных
Повторение изученного
Упр. 303
Учебный план
№ урока | Тема урока | Цель урока | Упражнения |
---|---|---|---|
313 | Анализ ошибок контрольной работы | Изучение ошибок и способы их исправления | Повторить контрольную работу, выявить и проанализировать ошибки |
314 | Словарный диктант | Расширение словарного запаса | Произнести и перевести предложенные слова, записать их в тетрадь |
75-76 | Итоговая контрольная работа за I полугодие | Проверка усвоения материала за первое полугодие | Выполнить контрольную работу |
77 | Написание изложения на основе сказочного текста | Развитие навыка написания изложений | Написать изложение на основе предложенного сказочного текста |
78 | Написание изложения на основе делового текста | Умение составлять изложение по деловому тексту | Написать изложение на основе предложенного делового текста |
79 | Создание словесных этюдов | Тренировка в создании небольших литературных форм | Написать словесный этюд |
80 | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных | Закрепление знаний об именах существительных и прилагательных | Выполнить упражнения по повторению материала |
81 | Части речи: что мы о них знаем | Повторение изученного о частях речи | Выполнить упражнение 324 для закрепления материала |
82 | Выборочное изложение | Умение выбирать и выделять главную информацию | Написать выборочное изложение на основе предложенного текста |
83 | Количественные числительные и их изменение по падежам | Изучение правил склонения количественных числительных | Выполнить упражнение 324 для закрепления материала |
84-86 | Сложные числительные и особенности их изменения. Словарный диктант | Расширение знаний о числительных | Выполнить упражнения по изучению сложных числительных и провести словарный диктант |
87 | Употребление имен числительных в речи. Совершенствование орфографических умений | Практика правильного использования числительных в речи | Выполнить упражнение 347 для закрепления материала |
88 | Особенности местоимения как части речи, написание и употребление личных местоимений | Изучение особенностей употребления и написания местоимений | Выполнить упражнение 352 для закрепления материала |
89 | Написание и употребление местоимений. Словарный диктант | Укрепление знаний о местоимениях | Выполнить упражнение 358 и провести словарный диктант |
90-91 | Совершенствование умения находить неопределенную форму глагола | Улучшение навыка определения неопределенной формы глагола | Выполнить упражнение 364, выписать глаголы неопределенной формы, выделить суффикс |
Рабочая программа
Класс: 7
Предмет: Русский язык
Тема: Личные окончания глаголов
Урок | Тема урока | Основные задания |
92 | Самостоятельная работа | Проверка знаний |
93-95 | Времена глагола. Родовые и личные окончания | Изучение нового материала, выполнение Упр. 376, Упр. 377, Упр. 380 |
96 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима» | Развитие речи |
97 | Введение понятия «спряжение». Открытие двух спряжений глаголов | Изучение нового материала, выполнение Упр. 389 |
98 | «Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний глаголов | Изучение нового материала, выполнение Упр. 396 |
99 | Закрепление основных глагольных орфограмм. Словарный диктант | Закрепление изученного, выполнение Упр. 397 |
100 | Определение спряжения по ударным окончаниям. Решение освоенных орфографических задач | Закрепление изученного, выполнение Упр. 401 |
101 | Учимся определять спряжение глаголов с безударным окончанием | Повторение изученного, выполнение Упр. 411 |
102-103 | Постановка алгоритма определения спряжения глаголов по его неопределенной форме | Закрепление изученного, выполнение Упр. 416, Упр. 417 |
104 | Знакомство с одиннадцатью глаголами-исключениями и освоение действий по определению спряжения глаголов | Закрепление изученного, выполнение Упр. 424 |
105 | Определяем спряжения глаголов | Закрепление изученного, выполнение Упр. 431 |
106-107 | Решение орфографических задач в безударных личных окончаниях глаголов | Закрепление изученного, выполнение Упр. 437, Упр. 443 |
108 | Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении. Словарный диктант | Закрепление изученного, выполнение Упр. 452 (устно), 453 |
109-111 | Решение орфографических задач в окончаниях глаголов | Закрепление изученного, выполнение Упр. 456 (1-е задание), Упр. 460, Упр. 462 |
112 | Подробное изложение: обучение деловому повествованию | Развитие речи |
113 | Работа над ошибками | Закрепление изученного, выполнение Упр. 464 |
Раздел 1: Глагольные окончания
Контрольный диктант по теме «Глагольные окончания»
Контроль 115
Работа над ошибками
Закрепление изученного
116
Новое о строении предложений
(12 ч)
Знакомство с понятием «однородные члены предложения»
Изучение нового материала
Упр. 471
117
Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения
Изучение нового материала
118
Построение предложений с однородными членами. Выбор союзов.
Изучение нового материала
Упр. 477
119-120
Использование в речи предложений с однородными членами
Закрепление изученного материала
Упр. 487
121
Общее знакомство со сложными предложениями
Изучение нового материала
Упр. 494
122-124
Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами
Закрепление изученного материала
Упр. 499,
Упр 502,
Упр 504
125
Итоговая контрольная работа за III четверть
Контроль знаний и умений
126
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала
Закрепление изученного
127
Учимся рассуждать
(7 ч)
Знакомство с построением рассуждений
Изучение нового материала
Упр. 510
128
Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления
Изучение нового материала
Упр. 515
129
Обучение написанию объяснительной записки
Изучение нового материала
Упр. 523
130
Письменный пересказ текста-рассуждения
Закрепление изученного
Упр. 522
131
IV четв.
Конструирование текста-рассуждения
Закрепление изученного
Составить рассуждение, включив в него цитату
132
Обучающее изложение
Развитие речи
133
Работа над ошибками
Закрепление изученного
Упр. 527
134
И снова о главном работнике в языке – слове (32 ч)
Много ли слов в языке и почему появляются новые слова
Изучение нового материала
Упр. 533
135
О словах, которые выходят из употребления
Изучение нового материала
Упр. 536
136
Объяснение происхождения некоторых слов
Изучение нового материала
Упр. 543
137
Правильное употребление слов. Сжатое изложение
Развитие речи
Упр. 546
138
Об использовании слов в речи. Совершенствование умения пользоваться толковым словарем
Изучение нового материала
Упр. 553
139
Синонимы и антонимы; выбор точного слова. Словарный диктант
Изучение нового материала
Упр. 559
140
Подробное изложение: обучение словесному рисованию
Развитие речи
Упр. 561
141
Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне
Изучение нового материала
Упр. 568
142
История слова и непроверяемые безударные гласные в корне
Изучение нового материала
Упр. 570
143
Рассказываем истории некоторых выражений
Изучение нового материала
Упр. 574
144
Слово с разных точек зрения
Изучение нового материала
Упр. 581
145–146
Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора
Закрепление изученного
Упр. 585
Упр 591
147
Систематизация умений для грамотного письма. Словарный диктант
Закрепление изученного
Упр. 595
148
Контрольная работа по итогам года
Контроль знаний и умений
149
Анализ ошибок в контрольной работе. Совершенствование комплекса орфографических умений
Закрепление изученного
Упр. 600
602
150
Тестовые задания, культура речи: повторение и обобщение
Закрепление изученного
Упр. 603
151
Наблюдение за способами связи предложений в тексте. Словарный диктант
Закрепление изученного
Упр. 608
152–153
Обучение связи предложений в тексте
Изучение нового материала
Упр. 614
154
Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, рассуждения
Изучение нового материала
Тематическое планирование по русскому языку
Цель: развитие речевой культуры учащихся, совершенствование связной и выразительной устной и письменной речи, углубление знаний в области грамматики русского языка, развитие интереса к культуре своего народа через узнавание произведений русской литературы.
Первый семестр
1-4 недели:
- Изучение понятия «предложение». Состав и структура предложения. Употребление знаков препинания. Обучение составлению заданий на установление грамматической основы и выделение подлежащего.
- Развитие навыков устного повествования на материале сказок разных народов. Создание своей сказки о потерянном животном.
5-8 недели:
- Обучение образованию сложных слов и их значению. Различение корня и суффикса при образовании слов. Словообразовательные модели. Значение аббревиатур, сложных слов и фразеологизмов.
- Изучение глагольных времен. Употребление инфинитива и причастия. Изучение наклонений глагола и создание предложений при помощи них.
9-12 недели:
- Обучение условному наклонению глагола. Создание сложных предложений на его основе. Развитие навыков составления словаря-тезауруса, содержащего слова-синонимы и слова-антонимы.
- Создание презентаций на тему своей школы. Рабочее изучение языка и общественной жизни англоязычных стран.
Второй семестр
13-16 недели:
- Изучение причинно-следственных связей между словами. Употребление слов-связок для создания сложных предложений. Составление письменных пересказов текстов разных жанров.
- Обучение созданию текста-описания на основе видеофильма о животных. Составление карты выхода из затруднительной ситуации при общении.
17-20 недели:
- Обучение составлению метафоры, аналогии, компаратива, аллегории в разных ситуациях. Развитие навыков перевода слов с одного языка на другой с использованием словаря.
- Создание писем на разные темы. Изучение видов писем, обучение заполнению пейджера и электронной почты.
21-24 недели:
- Обучение составлению текстов разных жанров: рассказ, рассуждение, зарисовка-воспоминание на основе личных впечатлений.
- Работа с афоризмами и крылатыми выражениями. Изучение интересных фактов о культуре и искусстве русского народа. Ознакомление учеников с произведениями М. Горького.
Итоговые недели
25-28 недели:
- Повторение изученного материала по темам: «Предложение», «Фонетика», «Состав слова», «Части речи». Размышление об уроках русского языка и их значении в жизни.
- Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков. Написание письма учителю. Словарный диктант.
Источники:
- Соловейчик, М. С. Русский язык: учебник: в 2 ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2002.
- Соловейчик, М. С. Тетрадь – задачник (1, 2, 3).
– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008.
Контрольные работы: 16
1 четверть
-
Диктант
-
Контрольный диктант за 1 четверть
Урок15
Урок 35
2 четверть
1. Контрольное списывание
4. Контрольный диктант за 2 четверть
Урок 72
Урок 73
3 четверть
4. Контрольный диктант за 3 четверть
5. Контрольное списывание
Урок 112
Урок124
4 четверть
2. Контрольная работа по итогам года.
3. Контрольный диктант за 4 четверть
Урок 143
Урок 163
Уроки по развитию речи: 12
1 четверть
1. Написание воспоминаний «Летние встречи
Урок 19
2 четверть
2. Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»
3. Написание изложения на основе сказочного текста
4.Изложение-сочинение
Урок 55
Урок70
Урок 71
3 четверть
4. Изложение: деловое повествование
Урок 116
4 четверть
6. Сжатое изложение: правильное употребление слов
7. Подробное изложение: словесное рисование
8. Подробное изложение: построение рассказа
9. Подробное изложение: словесное рисование
10. Написание сочинений-рассуждений
11. Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков
12. Написание письма учителю
Урок 133
Урок 136
Урок 148
Урок149
Урок154
Уроки 155
Урок 156
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им.
В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание, предложение, текст.