Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс

Контрольная работа

^

Выполнить задания А31—А33 ЕГЭ—2003, А29—А32 ЕГЭ—2004.

По группам: составить задания, аналогичные вопросам демонстрационного теста, по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.

Уроки 14—15

Изложение

Цель урока:

Совершенствование навыков пересказа текста, выполнения творческих заданий.

^

I. Изложение

Наша первая юность проходила под знаком Блока. Сборники его стихотворений были нашими настольными книгами. «Блоком бредила вся молодежь обеих столиц, — вспоминал Борис Пастернак в «Докторе Живаго», Блок — это явление Рождества во всех областях русской жизни, в северном городском быту и в новейшей литературе под звездным небом современной улицы и вокруг зажженной елки в гостиной нынешнего века». К какому литературному течению, к какой литературной школе принадлежала поэзия Блока, нас тогда не интересовало: мы ее слушали, она проникала в нас и запоминалась мелодически.

Впрочем, Блок сам говорил: «Вначале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах. Рост мира есть культура. Культура есть музыкальный ритм».

Теории в нашем возрасте были нам еще не по вкусу. Не следует, однако, думать, что мы не были с ними знакомы; но теории, школы, направления, течения представлялись нам в то время не более чем темой для «умных» разговоров. Мы ждали от поэзии другого, и Блок не был для нас случайностью: он был нашим избранником.

Почему именно Блок? Вряд ли мы смогли бы ответить удовлетворительно. Рождение иллюзий, гибель иллюзий не были для нас символизмом, но жизнью.

«О блоковской “Прекрасной Даме” много гадали, — писал Гумилев, преступно расстрелянный Гумилев, — хотели видеть в ней то Жену, облеченную в Солнце, то Вечную Женственность, то Символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажется, сам образ, сделавшись ближе, станет еще чудеснее и бесконечно выиграет от этого в Художественном отношении». Такое объяснение казалось нам «упрощенством», но сами мы приблизительно так и верили.

«Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать», — писал в 1910 году сам Блок. (262 слова.)

13 стр., 6462 слов

Проблемы этнологии и теории пассионарности Льва Гумилева

... я ставлю рассмотрение проблемы этнологии и теории пассионарности Л.Гумилева. Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие задачи: Рассмотреть теоретические основы понятия теории «пассионарность» Л.Гумилева. Рассмотреть проблемы этнологии. 1. Личность Льва Гумилева. Этнология Л. Гумилева. Гумилев Лев Николаевич ...

Ю. Анненков.

^

1. Как вы понимаете слова Бориса Пастернака: «Блок — это явление Рождества во всех областях русской жизни»? Каково ваше отношение к творчеству А. А. Блока?

2. Как вы понимаете слова Александра Блока: «Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать»? Согласны ли вы с этим утверждением?

^

Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (анализ текста)

Цель урока:

  • Разбор заданий тестов;
  • повторение сложных вопросов различных разделов языкознания;
  • орфографические и пунктуационные правила.

Задания демонстрационных вариантов

ЕГЭ—2003 (А31—А33)

Наедине с толпой

(1) Человек в условиях многолюдства — вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.

(2) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3) Наедине с толпой.

(4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек-2003 в большом городе.

(5) Редкая поездка по столице обходится без метро. (6) Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7) Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8) Богатырское движение! (9) Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10) Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12) Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13) Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14) Вышли на платформу. (15) Приближается поезд. (16) Нам предстоит сесть в вагон. (17) Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем — входят. (18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19) Она не в силах удержать себя — дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20) Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно — так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

(21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23) А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину.

(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25) Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далеко от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28) Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

2 стр., 520 слов

Рассуждение В чем проявляется сущность и честолюбие мелочного ...

... них обман - это одно из средств достижения цели. Проблема мелочности человека показана Антоном Павловичем Чеховым не только в рассказе ... образом, данные аргументы убеждают нас, что мелочные и честолюбивые люди ради собственного блага готовы идти даже на самые низкие ... выполнивших задуманное. Таким образом, Антон Павлович Чехов утвержден, Что лживые и честолюбивые люди в надежде показать себя с лучшей ...

(По З. Паперному)

А31. Какое утверждение, отражающее точку зрения автора, содержится в тексте в виде прямого высказывания?

1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности.

2) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших манер».

3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.

4) В наши дни воспитанных людей стало гораздо меньше, чем раньше.

А32 . Определите стиль и тип речи текста.

1) разговорный стиль; повествование;

2) художественный стиль; повествование;

3) разговорный стиль; рассуждение-доказательство;

4) публицистический стиль; есть все типы речи.

А33 . В каком значении в тексте используется слово «толпа»?

1) скопление народа по поводу какого-либо события;

2) люди из народа, простолюдины;

3) много людей;

4) невежественные люди, люди с неразвитым эстетическим вкусом.

ЕГЭ—2004 (А29—А32)

(1) Что такое культура, зачем она нужна? (2) Что такое культура как система ценностей? (3) Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4) Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то — не помню кто — сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

(7) Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8) А Седьмая симфония Шостаковича — она же помогла выстоять Ленинграду!

(9) Русская литература — это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10) Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию» чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (12) Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

(13) Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14) Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там «народ»! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя…

(В. Непомнящий)

А29. Какова, по мнению автора текста, главная цель преподавания литературы в школе?

12 стр., 5835 слов

Официально-деловой стиль речи. Сфера функционирования, жанровое разнообразие

... и постоянства употребления являются функционально-стилистической нормой официально-делового стиля. 2.1. Лексические особенности ВДВ, МЧС, ВВС, НИИ, ЛДПР, ЧП, Деловые тексты отличаются употреблением слов и выражений, не ... как более отвлеченные по значению, чем глаголы совершенного вида, преобладают в жанрах деловой речи более общего характера (конституция, кодексы, уставы и др.). Формы ...

1) Передать подрастающему поколению лучшие культурные традиции, духовные ценности.

2) Расширить представление молодежи о разных сферах жизни, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.

3) Развить творческие способности школьников.

4) Научить подрастающее поколение ценить художественное слово, развить литературный вкус.

А30 . Определите стиль и тип речи.

1) научно-популярный стиль; повествование;

2) публицистический стиль; рассуждение;

3) художественный стиль; описание и рассуждение;

4) научный стиль; описание и рассуждение.

А31. Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы.

1) 2, 3; 2) 4, 5; 3) 10, 11; 4) 15, 16.

А32. В каком предложении использована метафора?

1) 5; 2) 6; 3) 9; 4) 11.

Ход урока

^

Работа по группам (реализация групповых домашних заданий): разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису (всего 5 вопросов).

^

Ученики по очереди читают выполненные задания, аргументируя полученные ответы.

Слово учителя

Перейдем к заданиям, которые касаются текста и требуют его анализа. Во-первых, надо прочитать текст, во-вторых, понять его, разобраться в его смысле, в-третьих, определить стиль и тип речи, в-четвертых, выяснить значение отдельных ключевых слов.

[А31]-2003, [А29]-2004

Прочитать текст можно в самом начале экзамена, как только раздадут тесты. Тогда он успеет уложиться в голове и во второй раз восприниматься будет легче. Читая второй раз, надо уже держать в голове вопрос задания, искать на него ответ в тексте.

Это задание легким лишь кажется. На первый взгляд, все четыре предложенных утверждения можно обнаружить в тексте. Однако нас просят найти то, которое отражает точку зрения автора в виде прямого высказывания.

Если вы выбрали фразу под № 1, значит, вы не уловили иронии в авторском голосе. Об «индивидуальности» З. Паперный пишет именно в ироническом контексте, «восхищаясь» богатырской силой крепкого паренька, который ненароком чуть не прихлопнул старушку, или натренированностью некоторых женщин и мужчин, соревнующихся за место в метро.

С фразой под № 2 действительно не поспоришь: «В общественном транспорте… нет условий для демонстрации «хороших манер». Однако это настолько очевидно, что вряд ли волнует автора. Посмотрим дальше: в предложении № 28 говорится о безупречности манер как далеко не самой важной составляющей воспитанности.

Среди четырех вариантов нет фразы, которая бы слово в слово повторялась в тексте, но смысл варианта 3 совпадает со смыслом высказывания, помещенного автором в конце текста в предложении № 27 и развитого в двух последних — 28, 29:

«(27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28) Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть».

2 стр., 769 слов

Развитие речи. Тип текста-рассуждение. 5-й класс

... Второй текст отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ акулу называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На ... каких частей состоит текст-рассуждение? Какие слова можно использовать в таком тексте? Домашнее задание. 24.06.2012 ... Слайд 5, 6) Как построить текст-рассуждение? Обратите внимание, что все части текста расположены в строгом порядке, как цвета светофора. ...

А по-моему

Четвертое утверждение тоже как будто прочитывается, но оно является довольно широко распространенным мнением, а не точкой зрения автора текста.

Итак, правильный ответ под цифрой 3.

Возможны другие формулировки подобных заданий, но все они касаются смысла текста, понимания его идеи, темы, толкования ключевых высказываний, выяснения значений некоторых выражений, авторской позиции и оценки.

[А29]—2004

Первое же высказывание, предложенное для выбора, оказывается подходящим. Нас просят определить, какова, по мнению автора текста, главная цель преподавания литературы в школе. Автор пишет по этому поводу: (12) «Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей». Эта же мысль сформулирована в тексте так: «Передать подрастающему поколению лучшие культурные традиции, духовные ценности». Остальные высказывания тоже отражают цели преподавания литературы, но нас спрашивают о мнении автора текста, а это мнение соответствует ответу под номером 1.

[А32]—2003, [А30]—2004