Особое место в истории отечественной педагогики занимает идея свободного воспитания. На протяжении многих веков педагоги, философы, общественные деятели искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение.Эту идею в разное время обосновывали и развивали К.Н. Венцель, М. Монтессори, Ж.-Ж.Руссо, Толстой Л.Н. и др. В России одним из основоположников теории свободного воспитания является Л.Н.Толстой. Он рассматривал воспитание как стремление одного человека сделать другого таким, каков он есть сам, как действие насильственное, а потому незаконное и несправедливое, и образование как действие свободное, а потому законное и справедливое. Л.Н. Толстой писал: «Идеал наш сзади, а не впереди. Воспитание портит, а не исправляет людей. Чем больше испорчен ребенок, тем меньше его воспитывать, тем больше нужно ему свободы». По мнению Толстого, ребенка нужно лишь обеспечить материалом, необходимым для гармоничного развития, предоставив полную свободу для работы с ним [1, с. 46-47].
яснополянский толстой мыслительный книга
1. Яснополянская школа Л. Н. Толстого
В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.
В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.
Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.
Учащиеся делились на три класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40-50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6-7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым.
«Натуральная школа» в истории русского литературного языка»
... писателей, к ней причислявшихся, в Литературной энциклопедии выделено три течения по степени их революционности 6 . Философские и эстетические основы «натуральной школы» По-разному видели единство «натуральной школы» Виноградов, Кулешов, Манн. ...
Небольшой коллектив учителей школы работал очень дружно и согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельные планы работы, которые обсуждались совместно. В учебные планы вносились изменения в соответствии с мнениями коллег, интересами и запросами детей.
Сам Л. В. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю. Под его руководством ученики писали много сочинений. Дети особенно любили сочинения на свободную тему; тематика сочинений и лучшие тексты читались и коллективно обсуждались в классе. Толстой вел также беседы по физике, проводил физические эксперименты.
Отчеты учителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы обучения, на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко раскрывались особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных учеников, фиксировались особые периоды их развития.
Все описания школы современниками показывали, что Л.Н. Толстой как организатор и учитель Яснополянской школы действительно сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренни в своих отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний, самостоятельно мыслить и работать.
Очень высоко оценил Яснополянскую школу Л. Н. Толстого выдающийся революционный демократ Н. Г. Чернышевский за то, что в ней относились с уважением к учащимся, изучали их интересы, не применяли насилия, не наказывали учеников [9, с.39]. Яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, его гуманному отношению к детям и учителям.
2. Общепедагогические и дидактические взгляды Толстого 90-х годов
Вопрос о содержании обучения в народной школе Л. Н. Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным «Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем», имея в виду обычную программу школы того времени — чтение, письмо, арифметика, закон божий.
Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал 12 учебных предметов в школе, но объем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей (Толстой упоминает, что дети не любили грамматики и географии).
Когда Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения, объявляется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось. Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только знание русской и славянской грамоты, учить счету, закону божьему.
Этапы работы по обучению детей современным музыкально-ритмическим движениям
... занятий по формированию музыкально-ритмических навыков в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: Исследовать в психолого-педагогической литературе вопрос об основах музыкально-ритмических ... 2014 г. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. музыкальное ритмическое воспитание дошкольный Глава 1. ...
Наконец, в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения (или по крайней мере главное в этом содержании), опять менялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе «очищенного христианства». Школу, в которой учитель «ограничится одним внешним, механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии», Толстой называл пустячным делом.
В воззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что недопустимо разделять воспитание и образование. Он говорил, что «И образование и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [8, с.67].
Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам совершенно правильное положение — принцип воспитывающего обучения, Толстой, однако, наполнил его реакционным содержанием, требуя, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т. п.
Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики», — писал Толстой . Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.
Среди различных методов обучения Л. Н. Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания.
Придавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу, например сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой художественно описал процесс написания учениками коллективного классного сочинения.
Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к «Азбуке» он перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение: если ученику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там, где учится ребенок, нет непривычных предметов и лиц; если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые, естественные отношения; если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику. Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала.
Придавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности, Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинами (хотя предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде), отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так называемых «предметных уроков».
«Педагогические взгляды Л.Н.Толстого, Н.И.Пирогова, С.Т.Шацкого»
... ” (Л. Н. Толстой. Педагогические сочинения. М., 1953, стр. 340). Данный принцип совершенно не означает того, что образовательный процесс должен быть максимально упрощен. Требуя соблюдения принципа доступности обучения, Толстой считал, ...
Толстой относился критически к звуковому методу обучения грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 60-90-х годов (Ушинский, Корф, Бунаков и др.).
Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена. По предложению Толстого Московским комитетом грамотности была даже организована экспериментальная проверка результатов обучения грамоте звуковым методом и методом Толстого в двух школах с одинаковым возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель, после чего была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного результата: степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой.
Активизацию мыслительной деятельности по Л.Н. Толстому представляется возможным осуществлять через вовлечение детей в повествование не только как слушателей, а как участников, побуждение детей к корректированию чужих ошибок, в том числе, ошибок своих товарищей.
Ситуация затруднения. Ситуация затруднения использовалась Л.Н. Толстым как средство активизации мыслительной деятельности и способ стимулирования ребенка находить неизвестное через известное. Л.Н. Толстой рекомендовал педагогам создавать наибольшее число ситуаций, требующих наблюдения и умозаключения и избегать передачи детям готовых ответов, определений и терминологий, полагая, что только собственные выводы закрепляют полученные знания и стимулируют желание к их новому поиску.
Индивидуальный подход. Соблюдение принципов индивидуального подхода к учащимся Л.Н. Толстой видел во всестороннем изучении особенностей ребенка с целью проведения грамотной диагностики, установления психолого-педагогических причин затруднений, ошибок и эмоциональных состояний детей, мешающих им добиваться результатов в учении, и их своевременной коррекции.
Л.Н. Толстому принадлежит заслуга в рассмотрении и актуализации внимания педагогов на такие психологические особенности детей как непосредственность, образность и конкретность мышления, непосредственность и искренность выражения чувств и мыслей.
Все дидактические принципы Л.Н. Толстого в первую очередь отстаивали идею активизации учебного процесса посредством создания психологических и социальных установок на самостоятельный выбор всего, что относится к учебе, творчеству и жизни в целом.
3. «Азбука» Л. Н. Толстого и книги для чтения
В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материал из жизни родины, легко запоминающийся и производящий на детей сильное впечатление.
В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге Толстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под заглавием «Новая азбука». Им были составлены также четыре «Русские книги для чтения». Как «Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше 30 изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с «Родным словом» Ушинского самыми распространенными учебными книгами в земских начальных школах.
Проблема безграмотного воспитания, обучения (По А.П. Чехову)
... письмо Чехова брату Николаю. (Выдержки из письма) Москва, 1886 год Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно ... Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому ...
Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.
Педагогическая печать по справедливости высоко оценила эти учебные книги сразу же после их выхода в свет. Следует, однако, отметить и серьезный недостаток этих книг: некоторые рассказы проникнуты религиозными взглядами Толстого. Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов помещены в советских книгах для чтения в начальной школе и выпускаются в наше время отдельными изданиями.
В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль и дореволюционную школу России, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося.
Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.
4. Выпишите и дайте определения основным понятиям темы контрольной работы (не менее 10)
1.Цель народной школы — это воспитание творческой, нравственной личности.
2. Задача обучения и воспитания — это формирование творческого мышления и нравственного самосознания.
3. Ребенок — представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным — есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным.
4. Воспитание ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых.
5. Свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения.
6. Учении о свободе в воспитании по Толстому — он отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.
7. Педагогическая модель Л. Н. Толстого ориентирована на достижение идеала — совершенного человека, цели воспитания, сформулированной писателем как «… формирование само сознательной личности…».
8. Общие правила организации образования русского крестьянина — свобода как действие и самостоятельное творчество.
9. Права ребенка — это невмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей. Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает принуждение.
Л.Н. Толстой о значении народного образования
... которого стоит индивид, получающий образование, а именно ребенок. Актуальность данной концепции обусловлена тем, что изучение взглядов Льва Николаевича Толстого на значение народного образования, воспитание личности ребенка и роль личности ... была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве учащихся при помощи преподавателей. ...
10. Свобода должна быть положена в основу воспитания как педагогический принцип. Свобода в воспитании, по Л.Н. Толстому, означает определенную форму побуждающего воздействия на ребенка, при котором он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, не чувствуя над собой его власти, но вместе с тем находясь в сфере его интеллектуального влияния, наиболее полно может проявить активность, самостоятельность во всех областях своей деятельности.
Вывод
Таким образом, характеризуя идею свободного воспитания в интерпретации Л.Н. Толстого можно сделать вывод, что основой ее является любовь к ребенку, внимание к его интересам, потребностям, жизни. Ключевым принципом теории свободного воспитания Л.Н. Толстого выступает свобода, понимаемая мыслителем, как отсутствие насилия, всяческого принуждения, реализация естественного права ребенка в воспитательном общении.
Л.Н. Толстой является крупнейшим отечественным педагогом-мыслителем и признанным новатором в своих взглядах на внутренний мир, природу, потребности ребенка, которому были свойственны непрекращающиеся педагогические искания и преданность педагогической деятельности.
Следуя своей педагогической концепции, Л.Н. Толстой признавал за ребенком право на свободу выбора, что обуславливает развитие его разума и чувства и способствует созданию собственного жизненного пути, защищая ребенка от пагубного воздействия муштры, схематизма и механицизма не только учебной деятельности, а всей человеческой деятельности в целом.
Грамотная и тщательная разработка Л.Н. Толстым педагогической концепции свободного воспитания включает в себя систему дидактических принципов, среди которых наиболее значимыми он признавал принцип сознательности, принцип тесной связи обучения и жизни, принцип доступности обучения, принцип прочности усвоения знаний и принцип природосообразности, которые были тесно взаимосвязаны, четко описаны и логически вытекали один из другого.
Осуждая традиционные методы обучения и воспитания, Л.Н. Толстой разработал свою собственную методическую систему, которую использовал на экспериментальной базе Яснополянской школы, соразмерно организуя учебно-воспитательный процесс с возрастными и психологическими особенностями детей, а также учитывая их потребности и отвечая их интересам.
Наиболее значимыми методами обучения и воспитания в рамках концепции Л.Н. Толстого признаны методы наглядности, метод рассказа, метод эмоционального воздействия, метод ситуации затруднения, метод индивидуального подхода.
Вся педагогическая концепция Л.Н. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребенка, отказа от принуждения и защиты от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности.
Содержание и развитие основных понятий (ребенок, воспитание, цель, содержание и др.) в теории Л.Н. Толстого детерминированы философскими воззрениями авторов в решении проблем соотношения индивидуального и социального, человека и общества, личной свободы и ответственности. Их педагогическими взглядами на природу ребенка и принцип свободы; педагогической практикой Яснополянской школы и Дома свободного ребенка.
Понятия воспитания и образования в трактовке Л.Н. Толстого
... детям, - при осторожной помощи педагога. Цель воспитания и образования, по Л.Н. Толстому, - способствовать развитию наибольшей гармонии качеств, которые ребенок несет в себе. Основным педагогическим принципом Л.Н. Толстого являлась «свобода», но понимание свободного воспитания ...
Идея свободы в альтернативной педагогике рассматривалась в русле признания необходимости создания условий для саморазвития личности, подлинное бытие которой отождествлялось с экзистенциальным изменением. В качестве главного условия выступало воспитание, основанное на идеях антиавторитарности, антирепрессивности и психотерапевтической коммуникации.
Л.Н. Толстой проявлял интерес к душевной жизни человека, особенно растущей, развивающейся личности ребенка. Одной из определяющих была его мысль о неограниченных возможностях нравственного совершенствования человека, который рожден для постоянного движения и духовного роста.
Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.
Толстой обеднял содержание учебной программы школы для народа, оставив в ней как обязательное лишь обучение грамоте и счету. Тем самым он принижал образовательные запросы и потребности народа. Отстаивая идею свободной организации школ народом и доказывая, что народ противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество и правительство, Толстой пытался, таким образом, отстранить деятелей народного образования от строительства народной школы, полагался на стихийное ее развитие. Эту ошибочную позицию Толстого в свое время справедливо подверг убедительной критике Н. Г. Чернышевский.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/ideya-svobodnogo-vospitaniya-l-n-tolstogo/
1. Гагаев А. А. Русские философско-педагогические учения XVIII — XX веков : культурно-исторический аспект / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. — М.: Русское слово, 2002. — 462 с.
2.Заварзина Л. Э. Л. Н. Толстой в оценке П. Ф. Каптерева // Педагогика. — 2008. — № 8. — С. 65-76
3.Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе : культурные практики детей / отв. ред. канд. пед. наук М. А. Ушакова. — М. : Сентябрь, 2007. — 191 с.
4.Можарова М. А. Знание не есть еще истинное просвещение : яснополянская школа Л. Н. Толстого и учение ранних славянофилов // Литература в школе. — 2013. — № 9. — С. 19-22
5. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова — М., 2000.
6. Педагогика : учебник / под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005.
7. Педагогика : учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2002.
8. Шаталов А. А. Гуманистическая концепция педагогической системы Л. Н. Толстого // Воспитание школьников. — 2014. — № 9. — С. 66-72
9. Шиянов Е. Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева. — М. : Народное образование : Илекса, 2003. — 334 с.