Формирование индивидуальных особенностей регуляции дыхания у артистов балета
Сидоркина И.А.
Дыхание есть один из основных физических процессов живого организма, и совершается этот процесс в основном автоматически, рефлекторно.
Но известно, что человек может сознательно влиять на процессы дыхания: дышать поверхностно, более глубоко, задерживать дыхание.
Во время большой физической нагрузки нетренированное дыхание теряет ритм. Так, например, на уроках хореографии, учащиеся, не умеющие правильно дышать, ощущают нехватку воздуха, у них может появиться отдышка, скованность движений, чувство стеснения в груди, учащенность пульса, разбросанность внимания, им трудно привести свое дыхание в норму. Неправильное дыхание становится большой помехой в момент исполнения сложных движений. Поэтому актуальной является проблема выработки правильного, рационального режима дыхания артистов балета во время танца.
Дыхание, которое дает человеку отдых, снимает физический стресс, не допускает переутомления, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. При высокой физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость вызываются избытком углекислоты в организме из-за активного забора воздуха, гипервентиляции легких и недостаточного выдоха углекислоты, накапливающейся в организме. Длинный упругий выдох хорошо очищает от углекислоты легочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше и организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что при тренировках очень важно учиться длинному ровному выдоху через рот. Вдох должен быть через нос, непроизвольным, руководить им не следует. Дыхание — диафрагмальное. [1]
О том, что правильное дыхание имеет большое общеукрепляющее значение и лечебное действие, знали еще в глубокой древности. Системы работы над дыханием были созданы в древнем Китае, Индии. Греции, Риме. Лечебный эффект дыхательных упражнений послужил основанием для возникновения специальных школ дыхания в Америке и Европе. В нашей стране распространение школы трехфазного дыхания связано с именем О.Г. Лобановой, которая в 20-е годы преподавала курс дыхания в Институте ритмики и театре им. Евгения Вахтангова.
Залогом успеха в любом виде искусства является тренировка. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения балетному искусству, связана с мобилизацией многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности.
Техника речи дыхание, голос, артикуляция, дикция
... дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания — вдох, выдох, пауза. ... обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни ...
Именно артистам балета необходимо помочь установить эти навыки и реализовать возможности организма с наибольшей полнотой.
Современная наука придает огромное значение состоянию нервной системы человека, регулирующей основные функции организма, и требует гармонического сочетания и развития исполнительных органов, обслуживающих движение. Это положение приобретает особую важность для тренировки танцовщика. балет дыхание танец лечебный
Все функции мозга являются упражняемыми, и поэтому нет пределов — такой вывод из материалистического учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова о мозге и высшей нервной деятельности дает право каждому педагогу оптимистически оценивать свои возможности.
Но возникает вопрос: как подчинить сознательному контролю работу внутренних органов человека, как научиться управлять теми физиологическими функциями, например функциями дыхательной системы, которые далеко не полностью находятся в сфере нашего сознания? Наряду с мышцами ребер грудной клетки, наряду с диафрагмой, движения которых мы можем, хотя и далеко не всегда, регулировать, внутри самих легких, в разветвлениях средних и малых бронхов, имеется обширная система мышечных волокон — гладких бронхиальных мышц. Они способствуют не только свободному движению воздуха в легкие и из легких, но и наиболее совершенному его распределению. Они делают возможным так называемое второе дыхание, хорошо известное спортсменам и позволяющее производить огромную затрату физической энергии почти без признаков утомления. [1]
В своем большинстве упражнения для тренировки дыхательного аппарата связаны с развитием контроля за мышцами, осуществляющими процесс дыхания. Известно, что у людей с нетренированным дыханием под влиянием волнения и различных эмоций зачастую нарушаются ритмичность и нормальная частота дыхания, и оно становится учащенным. Так, в хореографии, где наряду с эмоциональными переживаниями мышечная работа требует особенно больших затрат энергии, неорганизованное дыхание часто становится большой помехой для исполнителя. В момент осуществления сложных движений дыхание может задерживаться, наступает его недостаточность. Организм не может своевременно ликвидировать возникающий при этом недостаток кислорода, и в результате человек ощущает нехватку воздуха; у исполнителя при этом могут появиться одышка, скованность в теле, разбросанность внимания, чувство стеснения в груди, теряется внутренний ритм. [2]
Таким образом, неправильное, нетренированное дыхание может привести к преждевременной изнашиваемости организма танцовщика, значительно сократить срок его творческой жизни.
На уроке преподаватель предъявляет одинаковые требования ко всем учащимся, но далеко не каждый из них справляется с нагрузкой в соответствии со своими физическими данными. Отсутствие свободного, ритмичного дыхания в процессе работы на уроках может привести к нарушениям нормальной работы сердца. Примером тому может служить показание пульса после урока классического танца. Частота пульса у учащихся, не тренирующих свое дыхание, может возрастать до 192 ударов в минуту и восстанавливаться в течение 2-4 минут и более, а у учащихся, умеющих правильно дышать, при тех же нагрузках, показания пульса почти в норме или быстро приходят в норму. [2]
«Работа над певческим дыханием на х сольного пения»
... вдоха, количества вдыхаемого воздуха и продолжительности выдоха. Неоценимую помощь в этом может оказать приобретение знаний в области теории голосообразования. ПОНЯТИЯ И СВОЙСТВА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Дыхание (rеspirаtiо) – процесс, обеспечивающий поступление в организм ... наблюдается и в современных школах пения. В некоторых классах педагоги начинают обучение с показа верного певческого дыхания, в других, ...
Таким образом, в связи с постоянным повышением нагрузки и требований на уроках по хореографическим дисциплинам воспитание правильного дыхания становиться совершенно необходимым условием. Преподаватель во время занятий должен хорошо рассчитывать нагрузку, а учащийся должен научиться правильно дышать в процессе постепенного увеличения нагрузки.
Дыхание человека в своей физиологической основе при любых условиях остается единым. Не существует специальных видов дыхания для различных трудовых процессов. Наоборот, специфика любой профессии должна быть приспособлена к физиологически правильному дыханию.
В хореографии, дыхание, оставаясь физиологически правильным, может быть координировано с движениями, может видоизменяться по частоте и глубине. Координация дыхания с движением независима от ритма движения, так как движение обуславливается временем, метро-ритмом, музыкой, в то время как дыхание зависит от потребности организма в кислороде. Координация дыхания с движением не для всех одинакова. Необходим индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Очень часто преподаватели используют ошибочный прием «глубокого вдоха» — активного вбирания воздуха. Дыхание, основанное на активном вдохе, является искусственным, физиологически не обоснованным. При волевом вдохе излишне напрягаются мышцы, что создает скованность в теле. Такой вдох способствует развитию большого объема дыхания. Но не всегда, человек с большим объемом дыхания может и умеет им управлять. Суть дела не в количестве набираемого воздуха, а в умении рационально его использовать. [3]
Необходимо помнить, что дыхание осуществляется и регулируется дыхательными центрами нервной системы. Чтобы получить новую порцию кислорода, необходимо для окисления крови и питания организма, надо сделать выдох, благодаря которому освобождается место в воздухоносных путях, и тогда воздух, после естественной паузы, легко войдет через нос в легкие. При этом устраняется излишнее мышечное напряжение в теле. Такой вдох будет правильным и не нарушит общей слаженности работы всего организма.
Вдох полностью зависит от выдоха. Зависимость эта регулируется естественной физиологической паузой, возникающей после вдоха. Дыхательная пауза — это момент отдыха от выдоха к вдоху. Соблюдая паузу, мы обеспечиваем большую работоспособность, слаженность и неутомимость организма в процессе работы. Паузы не одинаковы по своей длительности. Их продолжительность зависит от величины физической нагрузки, от состояния нервной системы и потребности организма в кислороде. При большой физической нагрузке пауза несколько укорачивается, в состоянии покоя она удлиняется. Вдох возникает непроизвольно и естественно. Вдох и выдох по продолжительности могут быть различны. Здесь нет прямой зависимости. Выдох зависит от тренированности дыхательного аппарата, воли, а вдох — акт рефлекторный и зависит от выдоха. И так, при правильном дыхании, налицо три фазы: выдох, пауза, вдох. Фазы дыхания у разных людей индивидуальны. Они зависят от объема и силы дыхательного аппарата, нервно-психического и физического состояния, от характера деятельности в данный момент. Важно обеспечивать смену фаз дыхания. Соблюдая трехфазность дыхания, учащийся при любой физической нагрузке будет свободен от излишнего мышечного напряжения. Таким образом, средство для борьбы с переутомлением в хореографии — это правильно развитое дыхание. Правильное дыхание — ключ к достижению легкости в танце. При правильно организованном дыхании внимание исполнителя легко концентрируется на эстетической задаче, а это помогает свободе творческого процесса.
Формирование певческого дыхания в процессе певческой деятельности
... чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на полузевок. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой - остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед непосредственным воспроизведением звука ...
С каждым последующим годом обучения усложняется программа занятий на уроках, что требует большей затраты физических сил, мышечного напряжения. Учащиеся, не умеющие правильно дышать, плохо справляются с физическими нагрузками, несмотря на свои способности и старания. Им уже не до создания образа в танце.
Правильное дыхание можно выработать специальными упражнениями, тренирующими дыхательный аппарат. Для этого можно использовать речевой и голосовой аппарат, в дальнейшем сочетающийся с хореографическими движениями. . [3]
Задача преподавателя — научить такому нехитрому упражнению (произнесение звука «ПФ» на выдохе) своих учащихся и контролировать правильное дыхание до тех пор, пока оно не станет рефлекторным. В ходе урока полезно напоминать учащимся о правильном дыхании. На начальном этапе обучения правильному дыханию у некоторых учащихся возможны состояние неудобства, головокружения, сонливость, зевота, но это временные ощущения.
Настойчивая, серьезная, внимательная работа над дыханием учащихся принесет свои плоды. Правильное воспитание ученика-танцора требует хорошей подготовки его тела. «Поющее тело», «говорящее тело» возможно только при отсутствии излишнего напряжения в организме. Таким образом, учащийся, овладевший навыками правильного дыхания, освободит свое тело от мышечной скованности и сможет работать над движениями, танцевальными комбинациями и танцами с большей отдачей и выразительностью. [4]
Рассмотрим более подробно систему трехфазного дыхания. Ее три фазы совпадают с дыханием спящего человека. Спящий человек спокойно выдыхает воздух через слегка сомкнутые губы и после короткой остановки легко и быстро вдыхает носом. Таким образом, его дыхание складывается из трех моментов: выдох, пауза, вдох, которые принято называть фазами. Вот такое трехфазное дыхание необходимо освоить с помощью специальных упражнений. Принципиально важно началом дыхания считать выдох. Весь цикл складывается из трех фаз: выдох — пауза — вдох.
Первая фаза — выдох, выполняемый через рот. Он должен быть длинным, упругим и ровным, но одновременно дозированным, то есть он никогда не выполняется до предела.
Вторая фаза — пауза. Это очень важный этап дыхания, определяющий оптимальность газообмена при различных состояниях организма. Именно пауза определяет количество воздуха, необходимого для вдоха. Она должна быть естественной и приятной.
Третья фаза — вдох производится автоматически носом, не затягивая воздух, естественно без шума или почти бесшумно.
Очень многие при слове «вдох» стремятся втягивать воздух в себя. Это нецелесообразно. Чтобы избавиться от такого действия, необходимо вообразить процесс дыхания упрощенно: вы выдохнули и ждете, когда появится естественное желание вдохнуть, и тогда воздух за счет движения ребер и диафрагмы войдет в легкие и заполнит их, насколько требуется. Чтобы подчеркнуть естественность третьей фазы, заменим привычное слово «вдох» условным термином «возврат дыхания». Тогда три фазы дыхания будут выглядеть так:
Начальный этап работы над постановкой исполнительского дыхания
... вдоха сделать сильный толчкообразный выдох небольшими порциями воздуха: каждый выдох сопровождается энергичными сокращениями дыхательной мускулатуры до тех пор, пока легкие не освободятся от воздуха. 2.2 Работа над развитием техники исполнительского дыхания ... гибкость и координация дыхательных мышц в контакте с элементами исполнительного аппарата - губами, языком, внутриротовой полостью. Этот вид ...
- выдох (через слегка сомкнутые и поджатые с легким усилием губы);
- пауза (ожидание до естественного желания вдохнуть);
- возврат дыхания (непроизвольный вдох носом).
Трехфазное дыхание помогает снимать утомление, потому что упругий активный выдох очищает легкие от углекислоты, а естественный вдох носом (возврат дыхания) позволяет заполнить их количеством воздуха, достаточным для обеспечения организма кислородом. Таким образом, для выработки правильного трехфазного дыхания необходимо освоить специальные упражнения, построенные главным образом на использовании речи, так как она выполняется на выдохе. Постепенно в занятия вводятся упражнения, связанные с движением.
В обычной повседневной жизни нужно дышать так же, как и прежде, соблюдая основное гигиеническое правило — дышать носом. По мере тренированности ваше обыденное дыхание будет улучшаться.
Рассмотрим одно из упражнений на выработку правильного дыхания: освоение упругого выдоха и естественного вдоха. Сначала упражнение выполняем сидя. Устройтесь удобно на стуле. Согнутые в коленях ноги раздвинуты. Спина прямая, плечи расправлены. Руки на коленях. Поза свободная, без напряжения.
Губы слегка подобраны и чуть- чуть растянуты. Для выполнения выдоха губы сложите так, будто собираетесь подуть на пламя свечи, стоящей на некотором расстоянии от вас. При этом губы не выпячивать, а повернуть их центры к слегка разжатым челюстям и произнести негромко звук «пффф». Буква «п» звучит только в первый момент после раскрытия сжатых губ, затем слегка их разведите и выдыхайте воздух с небольшим усилием через щель поджатых губ, образуя звуки «ффф». Губы не выпячивать и не распускать полностью, щеки не раздувать. При таком выдохе воздух выходит упругой и плавной струей, которая не должна прерываться, изменяться по силе и на всем протяжении выдоха быть ровной, сохранять одинаковую плотность.
Никогда не следует выдыхать до конца, надо израсходовать примерно до половины запаса воздуха, находящегося в легких. Иначе появится неприятное ощущение, паузы не получится, а вдох окажется судорожным.
Правильность выдоха, как и всего цикла, контролируется неподвижностью плеч.
После выдоха губы приведите в обычное положение и в паузе ожидайте возврата дыхания. Затем через нос впустите воздух в легкие, стараясь не добавлять его, и сразу «подуйте на свечу» со звуком «пффф». Опять резко прервите звук и подождите, когда появится желание вдохнуть. Проделайте так 2- 4 раза.
Выдох — пффф,
Пауза,
Возврат дыхания,
Пффф,
Пауза,
Возврат дыхания,
Пффф,
Пауза,
Возврат дыхания,
Отдых.
У некоторых занимающихся упражнение может вызвать неприятные ощущения до тех пор, пока научитесь выдыхать ровно, спокойно и точно ощущать, когда и сколько воздуха надо впустить в легкие. Это чувство контролируется нервной системой подсознательно, не форсируйте его приход.
Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях ...
... литературы, наблюдение, беседы и другие. Экспериментальная работа проводилась на базе специальной коррекционной школы - интернат 8 вида для ... упражнения в работе с детьми разными специалистами, это актуализирует проблему нашего исследования. Проблема, которую мы освещаем в своем исследовании - это возможно ли использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике ...
В первые два — три месяц упражнение повторяйте по 8- 10 раз в день. Каждое занятие длится не дольше 5 минут. Переутомление не желательно, даже опасно. Общее требование: лучше не доделать, чем перестараться.
На первом этапе занятий типичны следующие ошибки: губы сложены слишком свободно, поэтому выдох получается неровным. Чтобы исправить этот недостаток, представьте, что хотите при выдохе не погасить, а только поколебать пламя свечи, стоящей не очень близко от вас. Сосредоточьтесь и произносите звук «пффф» несколько раз подряд ровно и плавно. Если губы сжаты слишком плотно, а затем сразу распускаются, весь воздух вылетает рывком, при этом опускаются плечи и верхняя часть груди. Ведь вы же не собираетесь совсем погасить свечу, а от воздушного толчка она непременно погаснет.
Еще одна типичная ошибка состоит в том, что воздушная волна при выдохе идет не ровно, а прерывается делает как бы зигзаги и т. п.
Всегда помните, что нельзя выдыхать воздух из легких до конца. Если, повторив упражнение 2-3 раза, вы почувствуете недостаток воздуха, восполните его нехватку обычным глубоким произвольным вдохом. Вначале занятий это допустимо, но надо добиваться, чтобы в легкие естественно поступало достаточное количество воздуха. Ведь его нехватка объясняется тем, что вы не умеете еще точно чувствовать свою потребность в кислороде в данный момент. А определяется эта потребность вашим самочувствием и конкретной ситуацией.
После освоения упражнения в положении сидя переходите к его выполнению в положении стоя — грудь и плечи расправлены, живот слегка втянут. При правильном возврате дыхания плечи и грудь неподвижны, нижние ребра слегка раздвигаются. Если же дыхание само не вернулось, а воздух вы затянули силой, плечи и верх груди поднимаются, что является признаком неправильного выполнения упражнения.
Для исправления неточностей можно иногда наблюдать за собой по отражению в зеркале; правильно ли сложены губы, спокойны ли грудь и плечи… Однако, нет надобности постоянно обращаться к помощи зеркала нужно вырабатывать внутреннее ощущение правильности трехфазного дыхания.
Необходимо помнить, что трехфазное дыхание тренируется понемногу, но часто: в день раз 8-10 по два-три выдоха подряд, сидя, стоя или лежа. В положении лежа лучше чувствуются все фазы дыхания.
Первым упражнением вы будете начинать все последующие занятия. Тем самым вы как бы настраиваете организм на правильное выполнение упражнений. [4]
Таким образом, трехфазное дыхания должно стать привычным для артиста балета, чтобы пользоваться им во всех случаях, когда организм утомляется.
Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А.Н.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой с каждым годом набирает большую популярность. Два упражнения — наклон и сведение согнутых в локтях рук, поднятых на уровень плеч и поставленных перед грудью, — главные в стрельниковской гимнастике. Основа ее — резкий короткий вдох через нос. Он проталкивает воздух на предельную глубину. Все упражнения простые и научится их выполнению, у учащихся не составляет труда. Однако возможны ошибки — затягивание вдоха и как можно большее набирание воздуха. Вдох должен быть коротким, активным, выдох же происходит сам собой, он слабый, пассивный. На нем не следует фиксировать внимание.
Готовое 9.2 «Я всё видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец!»
... и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек. (38)Я всё видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец! (По ... беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди – сердце. ... подростках. Готовое сочинение 9.2: Смысл финальной фразы текста Лиханова Альберта Анатольевича (“Я все видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты ...
Занятия нужно начинать с разминки., Вслед за разминкой — движения головы.
1. Повороты головы вправо — влево, сочетающиеся с быстрыми, резкими шумными вдохами носом. Выдох самопроизвольный через нос или слегка приоткрытый рот.
2. Наклоны головы вправо и влево, плечи неподвижны, при каждом наклоне резкий вдох.
3. Наклоны головы вперед — назад. В каждой точке каждого движения резкий вдох.
За этими упражнениями следуют основные упражнения комплекса.
4. Ноги на ширине плеч. Чуть приседая, повороты то вправо, то влево. При этом тяжесть тела переносится на ту ногу, в сторону которой выполнен поворот (короткий вдох в крайней его точке).
5. Пружинящие глубокие наклоны вперед. Короткий мгновенный вдох во второй половине наклона.
6. Ноги на ширине плеч. Держаться прямо. Согнутые в локтях руки поднимать до уровня плеч, ладони повернуть к себе и навстречу друг другу, локти развернуть. Бросать руки навстречу друг другу, так, чтобы левая рука коснулась правого плеча, а правая — левой подмышки, и в это мгновение активный шумный вдох.
7. Наклоны вперед — назад. Упражнение включает два предыдущих.
Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обхватывают плечи — снова вдох, и опять все повторяется.
8. Пружинящие полуприседы. Выполняются в трех вариантах:
- Ноги на ширине плеч.
- Одна нога впереди (на нее перенесен вес тела), другая сзади.
- Вес тела на ноге, стоящей сзади, а нога, стоящая впереди, чуть касается пола.
Во всех положениях выполняется легкий, чуть заметный присед и одновременно резкий вдох. [7]
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод занятия искусством танца предъявляют организму танцора очень большие требования, и именно поэтому важно заложить основы правильного дыхания. Работа над правильным дыханием является важным моментом в обучении учащихся на уроках хореографии. Главная задача преподавателя — уделять внимание дыханию на каждом уроке, так как это:
- увеличивает выносливость,
- оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему,
- оказывает общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм,
- помогает выполнять сложнейшую танцевальную нагрузку со значительно меньшим утомлением,
- дает возможность подготовить ученика с большими возможностями,
- позволяет формировать умения, навыки и способствует профессиональному росту исполнителя.
Танец через медитацию.
Слово «медитация» происходит от латинского «meditor», что означает «размышляю, обдумываю». Медитация — это состояние измененного сознания, которое вызывается целенаправленно.
Эта уникальная способность человека — мало известна, хотя и существует на протяжении сотен лет. Эта тайна, еще не разгаданная до конца, оставляет множество вопросов без ответа.
Реферат нормы красоты и гармонии тела
... человечество достигло зрелого понимания красоты человеческого тела. Мраморная статуя богини любви и красоты Афродиты, найденная на острове Милос, олицетворяет эллинские нормы красоты и гармонии совершенного женского тела. Представление о красоте женского тела менялось на протяжении ...
Медитация помогает танцору научиться лучше ощущать собственное тело, свои внутренние органы. Акцент на это делается в медитационной технике Випассана, при которой танцор учится концентрироваться на своих внутренних ощущениях.
Занятия медитацией ведет к нормализации кровяного давления, сердцебиения и уровня стрессовых гормонов в крови танцора. Её польза многократно усиливается, когда она становится регулярной. Медитация уменьшает изнашивание как тела, так и ума.
Таким образом, медитация также как и правильное дыхание помогает танцору быть более естественным в танце, по-новому взглянуть на себя и на свои возможности, а также стать более выносливым и уверенным в своих движениях.
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/dyihanie-v-horeografii/
1. Лобанова О.Г. Правильное дыхание, речь и пение М, 1923.
2. Лобанова О.Г. Дышите правильно. М. 1915 г.
3. Лукьянова Е.Я. Дыхание в хореографии. — М., 1979 г.
4. Попова Е.Я. Основы обучения дыханию в хореографии. — М.: Искусство, 1968 г.
5. Сергиенко В.П., Ермолаев О.Ю., Лукьянова Е.А. Учитесь правильно дышать // Спортивная жизнь России. — 1986 г.
6. Суриц Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. — М.: Искусство, 1979 г.
7. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой» «Метафора», Москва, 2002 г.