Формирование певческого дыхания в процессе певческой деятельности

Курсовая работа

В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Одной из задач моей работы с хором является формирование вокальных навыков, основным из которых следует читать навык правильного певческого дыхания.

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение — это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера belcantoпридавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его основой пения.

В особенно на начальном этапе работы часто бывают беспорядочные дыхательные движения. Это происходит вследствие того, что учащиеся плохо следят за собой — не заботятся о равномерном распределении дыхания на всю музыкальную фразу, берут дыхание где это им необходимо. Это отражается на звучании голоса, интонации, Итальянский педагог Ф. Ламперти говорил: «Школа пения есть школа дыхания»: а замечательному певцу Э. Карузо принадлежат следующие слова:

«На умении набрать достаточно воздуха и умение правильно и экономно использовать зиждется все искусство пения».

Необходимость владения правильным певческим дыханием и применение его при пении, а также использование здоровье сберегающих технологий, считаю необходимым и обязательным в своей работе. Данную проблему считаю актуальной.

Цель работы- изучить и обобщить знания и практический опыт в области формирования певческого дыхания .

Задачи:

  • изучить и проанализировать методические пособия в области постановки и развития певческого дыхания;
  • выявить особенности певческого дыхания и определить наиболее оптимальный тип дыхания;
  • выявить роль вокальных упражнений в формировании певческогодыхания. певческое дыхание вокальный

Практическое значение методической разработки состоит в том, что начинающие певцы найдут в ней полезную информацию и практические рекомендации для применения их в своей профессиональной деятельности. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

1. Певческое дыхание как ведущий фактор звукообразования

1.1 Опора дыхания

Понятие «опора дыхания» трактуется в вокальной методической литературе недостаточно ясно, так как вопрос этот чрезвычайно сложен и в общем еще мало изучен. Однако разобраться в нём все же следует. 16 Известно, что спокойный физиологический выдох производится при пассивном спадании грудной клетки и расслаблении диафрагмы, переходящей из вдыхательного — низкого положения в выдыхательное высокое, приподнятое. При пении выдох на «опоре» требует активного торможения, спадения грудной клетки мышцами-вдыхателя, что даёт плавность, а главное, упругость выдоха.

14 стр., 6634 слов

Значение деятельности сенсорных систем в спорте

... осуществляют свои влияния на деятельность нижележащих отделов, в том числе спинного мозга, че­рез нисходящие пути, которые группируют обычно в две осно В составе сенсорной системы различают 3 отдела: ... процессов различна: небо Явление торможения в нервных центрах было впервые открыто И. М. Сеченовым в 1862 г. Значение этого процесса было рассмотрено им в книге «Рефлексы головного мозга» ...

При фонации дыхательные мышцы попеременно производят то вдыхательные, то выдыхательные движения. Однако этот вопрос должен, видимо, еще глубоко изучаться, так как на практике в пении выдох растягивается во времени, следовательно, элемент торможения в нём присутствует. Такое торможение выдоха в педагогической практике иногда называется «вдыхательной установкой». При «опоре дыхания» действия и ощущения поющего сводятся к следующему: после вдоха и «задержки» — выдох производится максимально плавно, нижние ребра спадают не сразу, а постепенно. Ощущение активного торможения выдоха, выражающееся в напряжении в области нижних рёбер и передней стенки живота, должно сохраняться до самого конца выдоха. Естественным результатом заторможенного выдоха явится экономизация дыхания.

Воздух не выпускается сразу, а истекает из лёгких постепенно и при фонации весь превращается в звук. Достижение экономного «опорного» дыхания, а в дальнейшем и звука, требует постоянной и целеустремленной тренировки.

1.2 Фазы дыхания

Процесс дыхания состоит из трёх этапов или фаз: вдоха, задержки дыхания и выдоха.Голосообразованию предшествует вдох. Эту фазу дыхания мы можемрегулировать сознательно, что очень важно для обучения. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнениелегких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущениемполузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количествовоздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования. Шум при вдохе создается от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки и вместе с этим малорасширенноерусло трахеи ибронхов. Помимо того, что он создает неприятный посторонний шум во время пения, такой вдох вреден для голосовых складок. Вызывая сухость, он отрицательно отражается на их работе и, следовательно, на качестве воспроизводимого звука. Для устранения этого недостатка необходимо постояннофиксировать внимание певца на шуме, сопровождающем вдох. Добиватьсябесшумного вдоха помогает зевок (см. дальше) и спокойное, глубокое дыхание).

Чтобы вдох был достаточно глубоким и полным, его надо брать в нижний отдел грудной клетки и при этом энергично поднимать и расширятьнижние ребра.Такое движение значительно увеличивает объем грудной клетки ипотому обеспечивает нужный запас дыхания (полнота вдоха).

Кроме того,поднятые и расширенные нижние ребра растягивают прикрепленную к нимдиафрагму и тем самым создают наилучшие условия для ее работы — длительного сокращения с наименьшим напряжением. Вместе с нижними ребрами во время вдоха поднимается и выдвигается вперед верхняя часть живота.

11 стр., 5206 слов

«Работа над певческим дыханием на х сольного пения»

... к данному вопросу наблюдается и в современных школах пения. В некоторых классах педагоги начинают обучение с показа верного певческого дыхания, в других, - ничего о нем ... в разговорной речи: при вдохе объем грудной клетки увеличивается, и легкие заполняются воздухом, выдох также происходит автоматически, когда организму необходимо избавиться от углекислого газа. Во время пения процесс дыхания ...

Это движение происходит вследствие активного сокращения диафрагмы, уплощения ее куполов. При этом органы брюшной полости, отжатые книзу, выпячивают брюшную стенку. Практикуемое иногда специальное втягивание верхней части живота перед подачей звука нерационально. Это движение создает излишнее давление на диафрагму и потому затрудняет ее работу.

В противоположность описанному вдох, взятый в верхний отдел грудной клетки, принято называть поверхностным, неглубоким. При нем мало увеличивается объем грудной полости и не обеспечивается нужный запас дыхания. Поверхностный вдох часто бывает шумным.Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос. Вдохчерез нос при закрытом рте легче наводит на ощущение полноты и глубины вдоха, и на первых уроках может помочь учащемуся найти это ощущение. Но вдох через нос при закрытом рте осуществим только при пении упражнений и невозможен при исполнении художественных произведений, когда неудобно и невозможно по времени после, каждой музыкальной фразы специально закрывать рот для вдоха. Поэтому обычно применяют вдох с приоткрытым ртом и дышат одновременно через нос и через рот, отдавая при этом предпочтение носовому дыханию.При правильном образовании певческого звука мягкое нёбо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т. е. находится в поднятом состоянии,близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование. При нем расширяется полостьглотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое нёбо при таком состоянии глотки создает условия для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции).

При зевке опускается корень языка и подъязычная кость, к которой подвешена гортань. Поэтому зевок является методическим приемом произвольного опускания гортани. Напряжение мягкого нёба при зевке через нервные связи вызывает необходимый тонус диафрагмы, влияет и на натяжение голосовых складок, что важно для образования смешанного регистра. В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем подчеркивается тот факт, что певческий зевок меньше обычного. Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на полузевок. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой — остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед непосредственным воспроизведением звука является моментом фиксации положения вдоха или, иначе, вдыхательной позиции. Под вдыхательной позицией, или установкой следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и особую подготовку ротоглоточного канала, установленного в положении полузевка. Основными задачами правильного певческого выдоха являются: экономное расходование дыхания (т. е. воздуха, набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве, плавный выдох.

Под экономным расходованием дыхания понимается постепенная его подача, при которой максимально больший процент воздуха превращается в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием. Необученные певцы, набирая обычно большое количество воздуха при вдохе, расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы. В связи с, этим у них значительная часть дыхания расходуется бесполезно. Создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления воздуха в подскладочном пространстве, а также плавный выдох (т.е, выдох без резких колебаний подскладочного давления) обеспечиваются сложной координированной работой поперечно-полосатых мышц грудной клетки: вдыхателей и выдыхателей, диафрагмы и гладких мышц трахеобронхиального дерева. Для певческого выдоха характерно особое взаимодействие мышцвдыхателей и выдыхателей. При обычном дыхании работа вдыхателей ограничивается фазой вдоха. При фонационном дыхании сокращение вдыхателейсохраняется и во время выдоха, постепенно уступая напору выдыхателей. Сокращение вдыхателей во время выдоха тормозит выдох: удлиняет его повремени, сдерживает и регулирует напор выдыхателей, тем самым создает оптимальные условия для работы диафрагмы и гладких мышц трахеобронхиального дерева, помогает им удерживать необходимое подскладочное давление.

8 стр., 3919 слов

Техника речи дыхание, голос, артикуляция, дикция

... В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем — длинный звуковой выдох. Звуки ... и орфоэпии должны проводиться одновременно. Почему? Потому что дыхание, артикуляция и голосообразование — это единые взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. ...

В вокальной педагогике для осуществления сокращения вдыхателей в фазе выдоха имеется методический прием — сохранение вдыхательной установки, или состояния вдоха, на все время пения (на весь фонационный выдох).

«Положение еще напряженного по окончании вдоха вдыхателя, лишь постепенно расслабляющегося, и составляет опору дыхания». Иными словами, опора дыхания — это умение поддерживать необходимое для голосо образования подскладочное давление выдыхаемого воздуха. Опора дыхания ни в коем случае не должна пониматься как нечто неподвижное, застывшее. Это «игра» дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения, т. е. движения. Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков. Необходимо следить, чтобы сохранение вдыхательной позиции не было сопряжено с перенапряжением вдыхателей во время выдоха (чрезмерной опорой дыхания), так как это может излишне затормозить выдох и привести к нарушению дыхания. Такое явление известно среди вокалистов как «запирание дыхания». Оно часто наблюдается у тех, кто только начинает обучаться пению, и объясняется отсутствием навыков согласованной работы дыхательныхмышц.

Вокалисты различают, кроме оптимального, еще вялое и форсированное дыхание. В первом случае, как определяет само название, дыхательные мышцы работают вяло, вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, отчего не создается нужное для фонации подскладочное давление (опора дыхания).

При таком дыхании работа голосовых мышц не может быть полноценной, они быстро утомляются, страдает сила, тембровая окраска звука и опора.

форсированным:

  • У начинающего петь прежде всего необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе; это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием.

Нужно следить за тем, чтобы у поющего при вдохе верхний отдел грудной

4 стр., 1952 слов

«Формирование навыков пения»

... делать дома. Расход звука при речи, а в пении особенно больше, чем при обычном жизненном дыхании. Если вдох в последнем по времени почти равен выдоху, то в пении вдох быстрее, а ... и фраз в целом. Звукообразующими органами являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками – артикуляционный аппарат. Работа над ним для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. ...

клетки оставался в покое и ни в коем случае не поднимались плечи. Этот не- достаток особенно распространен среди детей младшего школьного возраста.

Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые также довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже вначале пения музыкальной фразы заметно быстроеспадение (оползание) стенок грудной клетки. Это недопустимо ибо указывае на то, что поющий не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора дыхания отсутствует.

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Элементы певческого дыхания, особенно вдоха, на начальном этапе усваиваются учащимися сознательно. Учащийся должен прежде всего понять поставленные перед ним задачи, осознать все элементы фонационного дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во время пения музыкальной фразы), запомнить связанные с ними ощущения, затем путем постоянных упражнений научиться их правильно выполнять.

На первых порах при каждом новом вдохе торопить учащегося не следует. Надо, чтобы он научился сначала в замедленном темпе, сознательно контролируя себя, готовиться к подаче звука. Вначале даются короткие упражнения в медленном темпе, не требующие большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры. Нужно следить за тем, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное положение грудной клетки, как говорят вокалисты «оставался резерв дыхания». При таком явлении каждый новый вдох как бы наслаивается на предыдущий, певческая установка перед новым вдохом полностью не утрачивается. Это позволяет быстро организовать новый вдох.

Очень важно умение соразмерять полноту вдоха (количество дыхания), степень дыхательной опоры с задачами в каждой отдельной музыкальной фразе в зависимости от ее продолжительности, динамики звука, выразительных акцентов и т. д. В этом отношении умеренный вдох и экономное его расходование, не связанные с чрезмерным напряжением мышц, позволяют быстрее найти нужную координацию в соответствии с поставленными задачами. Для развития певческого дыхания не следует прибегать к изолированным от звука дыхательным упражнениям, так как они малоэффективны, а иногда могут оказаться и вредными. Работа дыхательных мышц во время пения тесно связана с работой гортани и верхних резонаторов. Поэтому певческим дыхание становится только в процессе фонации. Его качество зависит от согласованной работы дыхательного аппарата с этими органами. Певчекое дыхание не может развиваться в отрыве от голосообразования. Дыхательные упражнения, как и все физические упражнения, могут помочь укреплению и развитию дыхательных мышц, особенно у детей, но это прямого отношения к развитию певческого дыхания не имеет. Сильная дыхательная мускулатура, натренированная изолированно от звука, своими несогласованными с голосовыми органами движениями может мешать естественному певческому звукообразованию, вызывая зажимы в гортани и глотке.

Атака звука — начальный момент взаимодействия голосовых связок и дыхания. Известны два основных типа атаки звука: твёрдая и мягкая. Однако понимание твёрдости и мягкости может иметь различные степени сравнения, поэтому мы условно выделяем четыре вида атаки: 1) очень твёрдая (взрывная); 2) твёрдая; 3) мягкая; 4) очень мягкая (придыхательная).

9 стр., 4161 слов

«Строение голосового аппарата»

... дыхание. Это означает, что, в отличие от обычной голосовой речи, шёпотное произнесение может осуществляться не только на выдохе, но и на вдохе. Голосовой аппарат Строение голосового ... артикуляции, создании звуков ... по трубе, боковые ответвления (трубки переменной длины с глухим концом), которые поглощают тоны, соответствующие их настройке. Особенно важна эта роль носоглотки в пении для придания звуку ...

При голосообразовании атака звука имеет решающее значение для включения того или иного регистрового механизма. В этом отношении голосовые связки подчиняются нашему управлению, причём главным образом в момент атаки звука, установки их на тот или иной способ колебания. Зажатое голосообразование с «каркающей» атакой или «затылочное» с придыхательной атакой, свойственные обычно не обученным певцам,следует считать физиологически вредными и неприемлемыми с акустической и эстетической точек зрения, их следует изживать, особенно в детской вокальной практике.

Мягкая атака многими специалистами справедливо рассматривается как основа правильного звукообразования. О твёрдой и придыхательной атаках можно говорить лишь как об исключениях из правила в художественных целях, а также для активизации смыкания голосовых связок при слишком вялом пении начинающих певцов.

Вид атаки звука, используемый певцом, и степень сближения голосовых связок тесным образом связаны с силой голоса в момент его возникновения. Каждому виду атаки соответствует определённая степень напряжения при голосообразовании: 1) перенапряжение (голосовые связки работают, как ударяющиеся язычки в режиме пересмыкания, совершая полные колебания); 2) твёрдое напряжение (голосовые связки тоже работают, как ударяющиеся язычки, но удары их друг о друга менее жёсткие, замыкание голосовой щели плотное, хотя менее напряжённое);

3) мягкое напряжение (относительно лёгкое соприкосновение голосовых связок в момент возникновения звука и в процессе фонации, в колебаниях участвует большая или меньшая часть голосовых связок); 4) недонапряжение (сближение голосовых связок не плотное, голосообразование расслабленное, колебание краевое или близкое к краевому).

Более твёрдая атака, возникающая в результате более сильного толчка подскладочного воздуха, рефлекторно заставляет голосовые связки смыкаться плотнее и глубже. При твёрдой атаке подскладочный воздух под действием избыточного давления прорывает плотно сомкнутые голосовые связки и заставляет их колебаться большей своей массой, что способствует возникновению грудного звучания.

1.2 Певческое дыхание

Искусство пения есть искусство дыхания — очевидная истина для любого вокалиста. Воздух в лёгких — это топливо, без которого невозможно формировать звук. Поэтому с самого начала нужно уделить дыханию самое пристальное внимание.

При дыхании, как известно лёгкие наполняются воздухом, после выдоха снова возобновляется вдох. Наполнение лёгких воздухом, то есть вдох, происходит при помощи ряда мускулов, окружающих грудную клетку, сама же ткань лёгких в этом процессе активного участия не принимает. С боков лёгкие ограждены подвижными ребрами, которые расширяют грудную клетку при помощи мускулов, а со стороны брюшных органов — плотным мускулом, называемым грудобрюшной преградой или диафрагмой. Диафрагма имеет куполообразное положение, сокращаясь, «купол» становится более плоским и влечёт за собой вдох.

Обычно человек дышит 16-17 раз в минуту: на вдох и выдох уходит секунды 3-4, причем между выдохом и вдохом происходит короткая пауза.

4 стр., 1504 слов

Начальный этап работы над постановкой исполнительского дыхания

... исполнительского дыхания заключается в необходимости объединить два момента: быстрый, короткий вдох и продолжительный, равномерный выдох. ; без инструмента 2.1 Работа над развитием техники исполнительского дыхания ... воздух через носоглотку попадает в гортань. В ней расположены голосовые связки, в результате колебания которых возникают звуки. Ширина просвета голосовых связок оказывает влияние на ...

При пении вдох и выдох происходят не так часто, как в обычном состоянии. Чтобы пропеть ряд слов, приходится дышать не 16 раз в минуту, а 6-7 и меньше, причем вдох часто должен быть сделан очень быстро; затем, в полную противоположность простому дыханию, воздух приходится задержать в лёгких и выдохнуть его не сразу, а использовав

для воспроизведения звука. От состояния и качества мускулатуры, окружающей грудную клетку, в значительной степени зависит уменье певца владеть своим дыханием. Если мускулатура грудной клетки слаба, следует принять меры к её развитию. Дальше будет приведен ряд указаний, как это сделать. Основные типы дыхания много раз описаны в литературе по вопросам вокальной педагогики. Они сводятся к следующему:

1) «грудное» дыхание, в котором участвуют мускулы верхней части грудной клетки;

2) «ключичное» дыхание, при котором грудная клетка расширяется вверх, в сторону плеч;

3) «нижнерёберное» дыхание, когда расширяются в стороны нижние ребра.

4) дыхание «диафрагматическое», расширяющее грудную клетку в сторону брюшных органов, отчего этот тип дыхания называется также «брюшным».

Типы дыхания индивидуальны. Их можно разделить на две главные группы:

1) грудное дыхание, свойственное главным образом женщинам, 11 и 2) дыхание нижнерёберное, или диафрагматическое, свойственное мужчинам.

В пении все должно происходить естественно и свободно.

Положение тела поющего должно быть энергичное: слегка откинутые назад плечи, приподнятая грудь, прямо и естественно держащаяся голова.

Не рекомендуется во время пения ни на что опираться. Стоять нужно, делая упор в равной степени на обе ноги или слегка выдвинув одну из них вперед. Но, в то же время, нельзя допускать никакой напряжённости в положении корпуса.

Вопрос, как правильно дышать при пении, волнует педагогов уже несколько столетий. Пока никому не удалось аргументировано опровергнуть, что наиболее оптимальным для вокала является нижнерёберно — диафрагматическое дыхание. Именно оно дает отличную

опору звуку и позволяет вести длинные фразы. К сожалению, мы в повседневной жизни таким дыханием практически не пользуемся, поэтому придется немного поучиться. И это станет хорошим началом занятий по постановке голоса.

Давайте попытаемся воспроизвести нижнерёбернодиафрагматическое дыхание:

  • встаньте прямо, почувствуйте опору в ногах,
  • поставьте руки на нижнюю часть рёбер,
  • глубоко вдохните через нос так, чтобы руки почувствовали, как рёбра

раздвигаются в сторону,

  • передняя стенка живота при этом выдвигается вперёд,
  • плечи должны оставаться неподвижными;
  • постепенно выдыхайте воздух (рёбра и живот возвращаются в исходное положение).

Чтобы лучше понять, представьте, что вы шарик, который нужно наполнить воздухом, а затем постепенно сдуть.