Урок развития речи «Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре «. 9 класс. план-конспект по русскому языку (9 класс)

Эссе

— Исторические

-Попытайтесь распределить эссе по тематике, отнеся к одной или нескольким разновидностям.

-Прочитайте текст, выделите в нём языковые черты эссе.

— Прежде чем подвести итоги, обратимся к домашнему заданию.

— Дома вы будете писать сочинение в жанре эссе, но я усложню задачу для того, чтобы вы имели представление о композиции сочинения, которое вы будете писать на экзамене.

-Ваше сочинение на тему «О времени и о себе» будет представлять следующую композицию:

1.Вступление (характеристика актуальности темы, заявленной в тексте)

2.Главная часть

А.основная мысль текста

Б)авторская позиция

В) ваше отношение к поднятой проблеме

3.Заключение (вывод)

— Давайте вспомним, что нового узнали на уроке?

Проводит рефлексию

— Урок закончен. Какими словами описали бы вы сейчас своё состояние?

Слушают учителя

Записывают число и тему урока в тетрадь.

Учащиеся отвечают на вопрос.

— Жанр – это определённый вид произведения искусства, его постоянная основа, сочетание своеобразных свойств, общих у него с другими произведениями этого же вида.

— Путевой очерк, портретный очерк, доклад, дискуссия, эссе.

Эссе (от фр. «опыт») – это разновидность очерка. Главную роль играют впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.

-Есть и другое определение жанра эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

Выделяют признаки, записывая их в тетрадь (небольшой объём, личностное осмысление темы, конкретная тема, афористичность, полемика с самим собой)

Устно отвечают на вопрос, анализируя заголовки.

— Нет, не всегда по названию можно сказать о содержании. Заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы или является точкой рассуждения автора, или вообще не связано напрямую с темой эссе.

— Письмо, заметка, похвала, слово, исповедь.

Определяют разновидность эссе:

Философские – «Похвала скуке»,

«Политическая исповедь молодого человека».

Исторические – «Политическая исповедь молодого человека», «Письмо президенту».

Литературные – «Слово о Пушкине», «Заметки о поэзии».

Читают текст и называют черты:

— ряды однородных членов;

— односоставные назывные предложения;

— вопросно-ответная форма изложения;

— субъективный характер изложения;

— вводные слова;

Записывают домашнее задание

— Вспомнили, что такое жанр,

какие жанры существуют,

вспомнили определение жанра эссе, которое дано в учебнике и в «Словаре литературоведческих терминов».

-Узнали, какие существуют разновидности эссе

-По заголовкам определяли, к какой разновидности относится произведение: к философской, литературной, исторической.

-В тексте В.Тендрякова выделяли речевые приёмы, характерные для жанра эссе.

Оценивают своё эмоциональное состояние.

Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.

Формирование целенаправленного характера деятельности.

Формирование знаний о новом понятии. Развитие произвольного внимания, репродуктивной памяти.

Первичное обобщение и систематизация нового учебного материала.

Актуализация имеющихся знаний учащихся.

Формирование осознанности мышления.

Активизация мыслительной деятельности учащихся.

Межпредметная связь с уроком литературы.

Отработка умений находить языковые черты.

Самостоятельная работа, обобщение знаний и применение их на практике.

Творческая работа, развитие речи учащихся.

Развитие умения делать выводы, умозаключения.

Развитие рефлексивной культуры учащихся