Урок-иследование «Этот незнакомый и трудный жанр — «

Эссе

Разделы:

Цели:

Обучающие:

  • дать собственное понятие о жанре эссе.
  • уметь определять жанр эссе.
  • применять теоретические знания на практике.

Развивающие:

  • формирование самостоятельно-познавательной деятельности учащихся.
  • опора на способности учащихся и их развитие.
  • развитие логического мышления учащихся.
  • развитие рефлексических способностей учащихся.
  • организация произвольного внимания в условиях смены форм познавательной деятельности.

Воспитывающие:

  • пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся.
  • воспитание привычки работать самостоятельно, стремление к приобретению новых умений.
  • формирование культуры отношений в процессе учебного труда.
  • воспитание способности продуктивно работать в условиях индивидуальной, групповой и коллективной работ.

Ещё со времён «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина

складывается свой собственный вариант эссеистического мышления.

(А. Эльяшевич)

Ход урока

I. По следам грамматических ошибок (выполнение теста).

Цель ставят сами учащиеся: для чего эта работа? (чтобы избежать ошибок по подготовке к ЕГЭ).

Как можно продолжить предложение?

Работая над сочинением:

1) сначала составляются тезисы;

2) не отвлекайтесь;

3) вас ничего не должно отвлекать;

4) вам нужны будут дополнительные материалы.

Самооценка (сверяют с ответами контрольной карточки).

II. Обращение к теме.

  • Почему тема урока носит вопросительный характер? (учащиеся считают, что эссе — трудный жанр).

(каждый ученик для себя определяет свои цели).

Маршрут работы класса (на доске).

  • ИДЗ (индивидуальное домашнее задание): компьютерная презентация: «История возникновения эссеистики» . Информация фиксируется учащимися в виде пункта плана по методике Ривина (МР).

  • словарная работа с терминами.
  • «Этимологическая минутка» (История слов) (ИЗ — индивидуальное задание).

    4 стр., 1729 слов

    Эссе философия как путешествие

    ... с чем несравнимое счастье. О. Скуратовская, педагог-экскурсовед, организатор музыкально-педагогического проекта «Юная опера» Путешествие как самая великая наука и серьезная наука , помогает нам вновь обрести себя. , (Альбер ... мама двух ангелочков Куда приводят нас наши мечты? Во время такого путешествия мы осознаем, как скучна и стандартна была наша повседневная жизнь. И вдруг, глаза начинают ...

  • работа в группах (маршрут свой у каждого) (ВПТ — взаимопередача тем).

  • работа с текстами (выделение особенностей жанра эссе) (ВП — взаимопроверка).

  • развитие речи (ИДЗ).

Методики:, Организационные формы:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • парная,
  • пары сменного состава.

Оборудование:

Книжная выставка книг писателей — эссеистов: «Исповедь» Л. Н. Толстого, «Былое и думы» А. И. Герцена, «Золотая роза» К. Паустовского, «Люди или нелюди» В. Тендрякова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.

Словари: орфографический, фразеологический, словарь литературоведческих терминов. Карточки-тесты, «правила открытого диалога», тексты сочинений.

После просмотренной презентации «История возникновения эссеистики» учащиеся переходят к работе в группах.

I Группа.

1) Найти в словарях определения эссе, выделить ключевые слова.

2) Подобрать к жанру эссе синонимы.

3) Какие особенности жанра обозначены в данных определениях? (запись после обсуждения).

4) Создать собственное определение эссе, отразив в нём ответы на следующие вопросы:

  • Каков объём жанра эссе?
  • Какой может быть тема?
  • Что требуется от автора для создания эссе?

прозаическое сочинение

II Группа

Пользуясь словарём, найти этимологию слова «лаконизм».

Работа с понятием «Скитце». А. А. Фета «Шёпот, робкое дыхание:» (чтение наизусть — ИЗ).

Выяснение значения слова импрессионизм (фр.).

Какую роль играет это направление в жанре эссе?

(Ответы учащихся: 1) в древнегреческом государстве Спарте был район Лакония, жители которого чётко умели формулировать свои мысли — отсюда появилось слово — лаконичность; лаконизм — краткость и чёткость изложения; 2) «Скитце» — маленькое произведение в жанре эссе, зарисовка, набросок, фрагментальный рассказ; 3) импрессионизм (фр. — впечатление) — направление в искусстве в последней трети XIX-начала XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и полно запечатлеть реальный мир в его подвижности и мимолётности, изменчивости, передать свои впечатления от того или иного явления. В русской литературе об импрессионистическом стиле говорят в связи с поэзией А. А. Фета, И. Ф. Анненского. Для них характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной тематике, мелодичность).

III Группа

1) Дайте определение жанрам:

  • авторская проза;
  • очерк;
  • записка;
  • дневник;
  • зарисовка;

2) Сравнить особенности жанра эссе с этими жанрами (что общего?), опираясь на текст В. В. Розанова «Возврат к Пушкину»

2 стр., 957 слов

Зарождение и развитие бытового жанра

... концу XV века бытовой жанр стал отдаляться от религии. Это можно отследить по картинам В. Карпаччо , Джорджоне , Я. Бассано. Считается, что признанное рождение и развитие бытового жанра началось в XVII ... то, что религии было посвящено все, включая искусство, бытовой жанр начал понемногу насыщать и религиозные сцены. Примером таких работ могут служить росписи Палаццо Скифанои в Ферраре и ...

(Ответы учащихся: 1) авторская проза — стремление понять себя и своё время, напряжённый диалог с самим собой; очерк — разновидность малой формы эпической литературы, затрагивающая, как правило, гражданские и нравственные проблемы и т. д.; 2) небольшой объём, свободная форма изложения, выражение авторской эмоции, оригинальный взгляд на проблему, речь афористична).

Защита ответов учащихся. Общая дискуссия, обращение к эпиграфу.

Выводы: тема-вопрос превратилась в тему-ответ (вопрос можно убрать?).

Учащиеся в рефлексии отмечают, что теперь этот жанр эссе из незнакомого трудного превратился в знакомый и интересный.

Домашнее задание:

Примерный перечень тем сочинений:

  • «Моё отношение к добру и злу»;
  • «Любимое стихотворение:»;
  • «Любимые страницы:»;
  • «Размышления о прочитанном:»;
  • «Размышляя над рассказом (повестью)»;
  • «Мои размышления над поэтической строкой:»;
  • «О милосердии в немилосердный век»;
  • «Кто мы — люди или нелюди?»;
  • «Что притягательнее для человека — дом или мир?».