— Исторические
-Попытайтесь распределить эссе по тематике, отнеся к одной или нескольким разновидностям.
-Прочитайте текст, выделите в нём языковые черты эссе.
— Прежде чем подвести итоги, обратимся к домашнему заданию.
— Дома вы будете писать сочинение в жанре эссе, но я усложню задачу для того, чтобы вы имели представление о композиции сочинения, которое вы будете писать на экзамене.
-Ваше сочинение на тему «О времени и о себе» будет представлять следующую композицию:
1.Вступление (характеристика актуальности темы, заявленной в тексте)
2.Главная часть
А.основная мысль текста
Б)авторская позиция
В) ваше отношение к поднятой проблеме
3.Заключение (вывод)
— Давайте вспомним, что нового узнали на уроке?
Проводит рефлексию
— Урок закончен. Какими словами описали бы вы сейчас своё состояние?
Слушают учителя Записывают число и тему урока в тетрадь. Учащиеся отвечают на вопрос. — Жанр – это определённый вид произведения искусства, его постоянная основа, сочетание своеобразных свойств, общих у него с другими произведениями этого же вида. — Путевой очерк, портретный очерк, доклад, дискуссия, эссе. — Эссе (от фр. «опыт») – это разновидность очерка. Главную роль играют впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. -Есть и другое определение жанра эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Выделяют признаки, записывая их в тетрадь (небольшой объём, личностное осмысление темы, конкретная тема, афористичность, полемика с самим собой) Устно отвечают на вопрос, анализируя заголовки. — Нет, не всегда по названию можно сказать о содержании. Заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы или является точкой рассуждения автора, или вообще не связано напрямую с темой эссе. — Письмо, заметка, похвала, слово, исповедь. Определяют разновидность эссе: Философские – «Похвала скуке», «Политическая исповедь молодого человека». Исторические – «Политическая исповедь молодого человека», «Письмо президенту». Литературные – «Слово о Пушкине», «Заметки о поэзии». Читают текст и называют черты: — ряды однородных членов; — односоставные назывные предложения; — вопросно-ответная форма изложения; — субъективный характер изложения; — вводные слова; Записывают домашнее задание — Вспомнили, что такое жанр, какие жанры существуют, вспомнили определение жанра эссе, которое дано в учебнике и в «Словаре литературоведческих терминов». -Узнали, какие существуют разновидности эссе -По заголовкам определяли, к какой разновидности относится произведение: к философской, литературной, исторической. -В тексте В.Тендрякова выделяли речевые приёмы, характерные для жанра эссе. Оценивают своё эмоциональное состояние. |
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний. Формирование целенаправленного характера деятельности. Формирование знаний о новом понятии. Развитие произвольного внимания, репродуктивной памяти. Первичное обобщение и систематизация нового учебного материала. Актуализация имеющихся знаний учащихся. Формирование осознанности мышления. Активизация мыслительной деятельности учащихся. Межпредметная связь с уроком литературы. Отработка умений находить языковые черты. Самостоятельная работа, обобщение знаний и применение их на практике. Творческая работа, развитие речи учащихся. Развитие умения делать выводы, умозаключения. Развитие рефлексивной культуры учащихся |