Разделы:
Цели:
Обучающие:
- дать собственное понятие о жанре эссе.
- уметь определять жанр эссе.
- применять теоретические знания на практике.
Развивающие:
- формирование самостоятельно-познавательной деятельности учащихся.
- опора на способности учащихся и их развитие.
- развитие логического мышления учащихся.
- развитие рефлексических способностей учащихся.
- организация произвольного внимания в условиях смены форм познавательной деятельности.
Воспитывающие:
- пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся.
- воспитание привычки работать самостоятельно, стремление к приобретению новых умений.
- формирование культуры отношений в процессе учебного труда.
- воспитание способности продуктивно работать в условиях индивидуальной, групповой и коллективной работ.
Ещё со времён «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина
складывается свой собственный вариант эссеистического мышления.
(А. Эльяшевич)
Ход урока
I. По следам грамматических ошибок (выполнение теста).
Цель ставят сами учащиеся: для чего эта работа? (чтобы избежать ошибок по подготовке к ЕГЭ).
Как можно продолжить предложение?
Работая над сочинением:
1) сначала составляются тезисы;
2) не отвлекайтесь;
3) вас ничего не должно отвлекать;
4) вам нужны будут дополнительные материалы.
Самооценка (сверяют с ответами контрольной карточки).
II. Обращение к теме.
- Почему тема урока носит вопросительный характер? (учащиеся считают, что эссе — трудный жанр).
(каждый ученик для себя определяет свои цели).
Маршрут работы класса (на доске).
- ИДЗ (индивидуальное домашнее задание): компьютерная презентация: «История возникновения эссеистики» . Информация фиксируется учащимися в виде пункта плана по методике Ривина (МР).
- словарная работа с терминами.
- «Этимологическая минутка» (История слов) (ИЗ — индивидуальное задание).
3 стр., 1090 слов
Урок развития речи «Подготовка к сочинению-рассуждению в ...
... В тексте В.Тендрякова выделяли речевые приёмы, характерные для жанра эссе. Оценивают своё эмоциональное состояние. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний. Формирование целенаправленного характера деятельности. Формирование знаний о новом понятии. Развитие ... о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. -Есть и другое определение жанра эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и ...
- работа в группах (маршрут свой у каждого) (ВПТ — взаимопередача тем).
- работа с текстами (выделение особенностей жанра эссе) (ВП — взаимопроверка).
- развитие речи (ИДЗ).
Методики:, Организационные формы:
- индивидуальная,
- групповая,
- парная,
- пары сменного состава.
Оборудование:
Книжная выставка книг писателей — эссеистов: «Исповедь» Л. Н. Толстого, «Былое и думы» А. И. Герцена, «Золотая роза» К. Паустовского, «Люди или нелюди» В. Тендрякова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.
Словари: орфографический, фразеологический, словарь литературоведческих терминов. Карточки-тесты, «правила открытого диалога», тексты сочинений.
После просмотренной презентации «История возникновения эссеистики» учащиеся переходят к работе в группах.
I Группа.
1) Найти в словарях определения эссе, выделить ключевые слова.
2) Подобрать к жанру эссе синонимы.
3) Какие особенности жанра обозначены в данных определениях? (запись после обсуждения).
4) Создать собственное определение эссе, отразив в нём ответы на следующие вопросы:
- Каков объём жанра эссе?
- Какой может быть тема?
- Что требуется от автора для создания эссе?
прозаическое сочинение
II Группа
Пользуясь словарём, найти этимологию слова «лаконизм».
Работа с понятием «Скитце». А. А. Фета «Шёпот, робкое дыхание:» (чтение наизусть — ИЗ).
Выяснение значения слова импрессионизм (фр.).
Какую роль играет это направление в жанре эссе?
(Ответы учащихся: 1) в древнегреческом государстве Спарте был район Лакония, жители которого чётко умели формулировать свои мысли — отсюда появилось слово — лаконичность; лаконизм — краткость и чёткость изложения; 2) «Скитце» — маленькое произведение в жанре эссе, зарисовка, набросок, фрагментальный рассказ; 3) импрессионизм (фр. — впечатление) — направление в искусстве в последней трети XIX-начала XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и полно запечатлеть реальный мир в его подвижности и мимолётности, изменчивости, передать свои впечатления от того или иного явления. В русской литературе об импрессионистическом стиле говорят в связи с поэзией А. А. Фета, И. Ф. Анненского. Для них характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной тематике, мелодичность).
III Группа
1) Дайте определение жанрам:
- авторская проза;
- очерк;
- записка;
- дневник;
- зарисовка;
2) Сравнить особенности жанра эссе с этими жанрами (что общего?), опираясь на текст В. В. Розанова «Возврат к Пушкину»
Научно- исследовательская работа «Творчество легендарной ...
... новое дыхание в мир музыки. С каждым годом мой интерес к творчеству группы «Битлз» только возрастал. ... песни и сейчас. Первым моим шагом в исследовательской работе был поиск необходимой информации и ... из «Белого альбома» была записана в 1968 году. Следует заметить, что слова « BackintheUSSR », певцы проговаривают ... Леннону наскучило петь в церковном хоре. Этого оказалось более чем достаточно, чтобы к ...
(Ответы учащихся: 1) авторская проза — стремление понять себя и своё время, напряжённый диалог с самим собой; очерк — разновидность малой формы эпической литературы, затрагивающая, как правило, гражданские и нравственные проблемы и т. д.; 2) небольшой объём, свободная форма изложения, выражение авторской эмоции, оригинальный взгляд на проблему, речь афористична).
Защита ответов учащихся. Общая дискуссия, обращение к эпиграфу.
Выводы: тема-вопрос превратилась в тему-ответ (вопрос можно убрать?).
Учащиеся в рефлексии отмечают, что теперь этот жанр эссе из незнакомого трудного превратился в знакомый и интересный.
Домашнее задание:
Примерный перечень тем сочинений:
- «Моё отношение к добру и злу»;
- «Любимое стихотворение:»;
- «Любимые страницы:»;
- «Размышления о прочитанном:»;
- «Размышляя над рассказом (повестью)»;
- «Мои размышления над поэтической строкой:»;
- «О милосердии в немилосердный век»;
- «Кто мы — люди или нелюди?»;
- «Что притягательнее для человека — дом или мир?».