«У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам» (Гиббон)

Эссе

В данном высказывании автор поднимает идею важности самовоспитания в жизни человека: оно является важнейшим фактором становления человека как личности.

Из курса обществознания известно, что человек, являясь биосоциальным существом, на начальных этапах своего развития является индивидом – носителем сугубо биологических черт и качеств. По мере интеграции в жизнь общества, человек приобретает различные социально-значимые качества – так происходит процесс формирования его как личности.

Другими словами, человек получает определенное воспитание и становится личностью в результате социализации – обучения образцам поведения, определенным социальным нормам, культурным ценностям, необходимым для его успешного функционирования в обществе.

За процесс воспитания человека отвечают агенты (то есть конкретные люди) и институты (организации, учреждения) социализации – они направляют и координируют индивида, обучают его нормам и правилам, способствуют его успешной интеграции в общественные структуры, то есть можно сказать о том, что агенты (семья, друзья) и институты (школа, государство, СМИ) социализации оказывают внешнее воздействие на человека, способствуют его «внешнему» воспитанию.

Читайте также

Однако автор высказывания большее значение придает непосредственно самовоспитанию человека, то есть его самостоятельной работе над собой, своим духовным миром. Человек, обладая определенным внутренним миром, посредством самообразования стремится обогатить его, развить свои способности, то есть на определенном этапе своей жизни он начинает нуждаться в самореализации, самовыражении.

Все это находит отражение на высшей ступени человеческих потребностей Маслоу, то есть можно сказать о том, что самовоспитание играет более важную роль в жизни человека, так как требует большего духовного развития личности и способствует большему обогащению внутреннего мира человека, чем воспитание, полученное от других людей.

2 стр., 908 слов

Примеры сильного человека из жизни

... том, чтобы не отвечать злом на зло. Также читают: Картинка к сочинению Примеры сильного человека из жизни Популярные сегодня темы Замечательное сказочное произведение под названием «Рике с Хохолком» ... другими мягкотелыми существами. В жизни встречается не мало таких сильных личностей. Они привлекают к себе внимание непроизвольно и вселяют уверенность в себя людям, которых любят. Сними можно ...

Приведем пример из личного читательского опыта. В романе «Мартин Иден» Джека Лондона на примере поведения главного героя мы видим всю значимость самообразования для становления личности человека. Мартин, будучи неграмотным моряком, благодаря усердной работе над собой (изучение научной литературы, опробование своего писательского опыта, усердные занятия над своим произношением) смог не только значительно повысить свою образованность, но и достиг успехов в писательстве – его произведения получили одобрение критиков и имели большой успех.

На данном примере мы видим, какую роль играет самовоспитание для самосовершенствования человека, его способностей и интеллекта.

Приведем пример из истории. Примечательной является биография великого русского полководца А.В. Суворова. Несмотря на дворянское происхождение и, соответственно, получения хорошего образования, Александр всегда хотел связать свою жизнь с военной карьерой, но слабое здоровье не позволяло ему воплотить свои мечты в жизнь. Однако мальчик занялся самовоспитанием: ежедневно закалялся, занимался спортивными упражнениями, читал военную литературу.

Воспитав в себе таким образом силу духа, целеустремленность, Александр Васильевич смог добиться больших успехов, стал генералиссимусом и прославил своим полководческим талантом Россию.

Данный пример показывает, что именно самовоспитание позволило юноше исполнить его мечту и сыграло ключевую роль в формировании его социально-значимых качеств, интеллекта.

Таким образом, действительно, несмотря на всю важность воспитания, полученного извне, процесс самореализации человека невозможен без его самостоятельной работы над собой и своим внутренним миром.