«В числе людей, которые принимали участие в моём воспитании..» (ВАРИАНТ 23)

Сочинение

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Елены Михайловны Лазуткиной: «Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение говорящего к действительности».

Восклицательные предложения выражают особое чувство, с которым произносится какая-либо фраза. Иногда они выражают сильную эмоцию, иногда показывают эмоциональность говорящего и таким образом служат речевой характеристикой.

Например, в предложении 19 в тексте, который я прочитал, выражаются чувства детей, которые очень расстроились, когда узнали, что их учителя уволили. В данном случае восклицательный знак призван выразить глубину огорчения ребят.

Далее в тексте мы встречаем много предложений с восклицательным знаком: 30 – 31, например. Восклицательным является также предложение 36. Всё это слова учителя, про которого идёт речь в тексте — Ивана Яковлевича. Можно предположить, что он был по натуре очень эмоциональным человеком, поэтому из нескольких предложений, которые он произносит на протяжении текста, почти все являются восклицательными. Действительно, мы можем и по содержанию текста понять, что Иван Яковлевич — человек с большой душой. Он очень неравнодушный и поэтому неудивительно, что в словах его столько чувства.

Рассмотрев примеры из текста Н. С. Лескова, я могу сделать вывод что восклицательный знак действительно выражает эмоциональность говорящего.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Для этого одного стоит всегда быть правдивым во всех случаях жизни. Это чистая совесть!»

В финале текста приведены слова учителя Ивана Яковлевича. Возможно, это самые важные слова во всем тексте. В них говорится о том, что чистая совесть — это важное достоинство человека и добиться чистоты совести можно с помощью правдивости и честности.

Действительно, в тексте мы встречаем много доказательств этой мысли. Например, в начале текста говорится о том, как как мальчик, пришедший в гости в семью рассказчика нашалил, но никому не признавался и даже попросил других ребят поклясться, что они тоже никому не скажут. Таким образом ребята сразу стали как бы соучастниками его нехорошего поступка. Они уже не чувствовали себя спокойно и радостно, как бывает, если у человека чистая совесть.

18 стр., 8856 слов

Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения ...

... личности учителя в сочинениях учащихся. Таким образом, возникает противоречие между значимостью личностных качеств учителя в воспитательном процессе и отсутствием инструментария в использовании и оценке отношения младшего школьника к личности учителя. Проблема ... очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной. По словам Я. А. Коменского, «учителями должны быть люди... честные, ...

Но ребятам стало стыдно, особенно когда они узнали, что за дурной поступок наказали ни в чём не повинную сына садовника. В предложении 12 говорится о том, как рассказчик не мог заснуть: его мучила совесть. И он обо всем рассказал учителю. К сожалению, раскаяние было слишком поздним: неповинного мальчика уже наказали, а попытка исправить случившееся привела к тому, что учителя уволили.

И всё же Иван Яковлевич не сердится на детей — он рад, что они усвоили урок и поняли, что только правдивый человек может иметь чистую совесть.

9.3 Как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ?

Совесть — это способность человека оценивать свои поступки с точки зрения нравственности, понимать, что хорошо, а что плохо, и стараться воздерживаться от тех поступков, которые позже будут вызывать моральный дискомфорт.

Чистая совесть важна именно потому, что человек, которому нечего стыдиться, чувствует себя спокойно и радостно. Он прямо смотрит в глаза окружающим людям и ничего не боится. Если же совесть человека нечиста, он чувствует себя виноватым, ему тяжело.

Действительно, дурные поступки часто приводят к неприятностям не только для совершившего их человека, но и для окружающих. Именно так произошло с героями текста, который я прочитал. В предложении 12 мы читаем, что мальчик-рассказчик чувствовал себя очень несчастным, понимая, что из-за его молчания пострадал ни в чём не повинный человек. Совесть обличала его. На этом примере мы видим, что если у кого-то совесть нечиста, то он испытывает муки и не может быть спокойным.

В жизни мы часто встречаем примеры того, как плохо приходится людям, совершающим поступки, которых они потом стыдятся. Был такой эпизод и в моей жизни. Теперь мне очень стыдно о нем вспоминать. Однажды (я училась тогда в третьем классе) мы с девчонками решили подшутить над одной общей знакомой и сильно напугали ее. Удивительно, но мне казалось это смешным. И только позже я осознала, как нехорошо мы поступили. Мне стыдно до сих пор, хотя эта девочка простила нас и позже с нами общалась по-дружески.

Трудно сохранить совесть чистой. Есть такая шутка: «У него была чистая, не бывшая в употреблении совесть». Вот, наверное, только такой человек, по сути бессовестный, и может хвастать своей «чистой» совестью. А у большинства из нас есть поступки, которых мы стыдимся. Но надо стремиться к тому, чтобы их было меньше, и стараться исправить зло, которое мы причинили.