«Творческое саморазвитие учителя»

Эссе

Моя дорога в педагогику началась много лет назад с маленькой тропинки. Я выбрала её интуитивно, и на ней было удивительно комфортно. Почему? Потому, что она была наполнена прекрасными примерами- школьными учителями и вузовскими преподавателями. Но больше всего на мой жизненный выбор повлияла мой учитель истории и классный руководитель – Газаматова Марьям Актасовна, она до сих пор работает учителем, в той самой нашей родной школе №7 в городе Алметьевске. Уроки как и учителя бывают разные, многогранные, многоаспектные, поисковые, исследовательские, прямолинейные. Уроки Марьям Актасовны были яркими, впечатляющими, запоминающими. До сих пор ловлю себя на том, что в рассказе, невольно подражаю ей.

Сейчас я точно знаю, что выбрала ту дорогу, по которой трудно, но так интересно идти. И теперь я иду не одна, а веду за собой своих воспитанников. Это колоссальная ответственность.

Педагогическая деятельность, может быть, медленнее, чем другие сферы человеческой практики, но тоже претерпевает изменения. Сейчас намечены такие тенденции как компьютеризация, интернационализация, гуманизация образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов есть такие школы-проекты, где и вовсе пытаются создать новое образовательное пространство. Современный педагог должен соответствовать новым требованиям и вписываться в усовершенствованные стандарты образования.

Саморазвитие педагога – обязательное условие реализации этих условий и стандартов. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, этот уровень должен постоянно расти. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.

Саморазвитие и самообразование — процесс сознательной самостоятельной познавательной Деятельность с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков. От выявления способности учителя к самооценке и самоанализу зависит рост его профессионального мастерства, требовательность к своей работе, правильное отношение к критике в свой адрес, адекватная оценка реального уровня профессионального развития, а в дальнейшем и его творческое саморазвитие. Саморазвитие педагога – это достаточно значимый процесс, который способствует формированию определенного стиля в профессиональной деятельности, помогающий достаточно осмысленно понять свою сущность в профессии, помогающий самосовершенствованию и становлению профессионала. Саморазвитие педагога возможно только в результате объединения его личностного и профессионального роста.

10 стр., 4756 слов

Методическая разработка. Профессионально-творческое саморазвитие личности

... основ личности в условиях высшего профессионального образования. Под саморазвитием личности мы понимаем ее стремление к раскрытию и осознанию своих профессионально значимых ... образовании начала XXI века признается острейшая потребность государства в творческих личностях с высоким уровнем инновационной культуры. Интеграция нашей страны в мировое экономическое и культурное пространство, ...

Нам учителям, надо изменить свой взгляд на образование в целом. Позиция каждого из нас должна быть в первую очередь направлена на творческое саморазвитие и самосовершенствование, с целью повышения своего профессионального роста. У успешного учителя – успешные ученики. Отсюда и учащиеся, будут готовы к практическому использованию полученных знаний.

Для того чтобы учить кого-то – педагог не только отлично должен знать свой предмет, и владеть эффективной методикой его преподавания, но и уметь ориентироваться в различных сферах жизни, быть культурным современным, человеком.

Поэтому творческое саморазвитие педагога – это основной инструмент его профессионального и общественного роста.

Мотив к саморазвитию на самом деле есть у каждого педагога, так как учитель в современном условиях должен быть готов мыслить и действовать творчески, активно, это залог его профессионального успеха, для того, что бы быть востребованным на рынке труда. Кроме этого, саморазвитие педагога направленно на воспитание всесторонне развитой, конкурентоспособной личности ученика. Немаловажную роль играют жизненные ориентиры педагога, ведь они могут повлиять на формирование ценностей и у учеников.

Получение диплома дает нам лишь часть профессии, остальная часть приобретается в процессе работы с различными источниками. Думаю, саморазвитие в целом осуществляется творческим путем. Непрерывное образование в педагогической практике, влияет на формирование профессиональной компетенции и совершенствует мастерство.

Составной частью непрерывного образования является самообразование. Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования и в повышении культуры личности.

Основной источник самообразования- чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствует прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач. Для педагога это так же исследовательская, методическая, творческая работа, участие в конференциях, семинарах, конкурсах, подготовка ребят к олимпиадам

В России наряду с вышеперечисленным, существует ряд дополнительных путей к самообразованию. Так, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направленны в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей. К примеру, я окончила курсы краеведения при КФУ и получила дополнительную, сопутствующую основному историческому образованию профессию-экскурсовода. Знания полученные на курсах я активно применяю и в своей педагогической практики на уроках и при подготовки учеников для научно-практических конференций.

4 стр., 1883 слов

Роль педагога в век информационного общества

... деятельности. Цель данной курсовой работы является – рассмотреть личность педагога, как главного элемента в жизни каждого малыша. Для рассмотрения данной цели ставятся следующие задачи: рассмотреть роль педагога в век информационного общества; выяснить, что такое профессиональная ...

Ученые полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через интернет. Оно способно предоставить дополнительное образование всем желающим. Для педагогов сейчас активно практикуются вебинары, дистанционные олимпиады, конкурсы и другое.

Еще одним способом творческого саморазвития педагога может является классное руководство. Основным структурным элементом школы является класс. Именно в классе осуществляется познавательная деятельность, развивается личность школьника, формируются социальные отношения между учащимися. В классах проявляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель, который получает возможность для профессионального, личностного и творческого развития посредством организации внеучебной деятельности школьников.

Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной).

Видеть как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя. Я хочу, чтобы они стали такими, делаю все возможное для этого через личные беседы и различные мероприятия.

Труд учителя имеет не только количественные, но и качественные показатели. Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности возможно добиться качественных результатов обучения.

Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на дороге учителя. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему.

Если молодой учитель пришел в школу и остался в ней навсегда, он – Учитель! Ведь труд учителя нелегок, любые методические указания, программы и конспекты великих мыслителей мало чем помогут в его реальной, каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои индивидуальные особенности, а иногда и трудности. И здесь для учителя начинается выработка собственных подходов, личных форм общения с растущим человеком. Начинается творческая деятельность педагога.

Мой педагогический стаж 4года. Все это время я работаю в одном учреждении. Два года являюсь классным руководителем, периодически провожу открытые уроки (городского и республиканского уровня), готовлю рябят с докладами на ежегодную школьную конференцию «Петровские чтения», помогаю ребятам в подготовке к олимпиадам школьного, муниципального уровня (в этом году мой ученик Бубнов Иван занял 4 место в муниципальном туре олимпиады по истории), а так же дистанционных конкурсах, имею опыт проведения курсов для подготовки девятиклассников к сдачи ОГЭ по обществознанию, выступаю с докладами на заседаниях районных МО, в 2013 году вместе с учениками была волонтерам в организации международных студенческих игр, которые проходили в нашем городе, увлекаюсь изучением краеведения.

10 стр., 4992 слов

«Творчество учителя и учащихся на х технологии»

... и выбор темы реферата Цель работы над рефератом – проанализировать повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе развития и творчества учащихся. Постараюсь как можно полнее раскрыть данную тему, опираясь на литературные источники, на свой опыт ...

Считаю девизом моей педагогической деятельности слова известного польского просветителя Януша Корчака (который пожертвовал жизнью ради своих подопечных)+:

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут».

Так какой же он, современный учитель?

По моему мнению, учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям!