Эссе «Креатив. Понятие и процесс»
Понятий креатива множество, большинство из них связано с рекламой или продвижением, но понятно, что креатив актуален и возможен не только в рекламной деятельности, но и в других сферах. Чтобы понять, как заниматься креативом и в какой сфере это возможно, нужно понять, что это такое и чем креатив отличается от творчества, инновации и пр.
Понятия «творчество» и «креативность» не синонимичны. Творческий процесс – это первооснова креатива, он основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Главной же составляющей креатива является прагматический элемент, то есть изначальное знание, зачем, для чего нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.
Люди творческие (художники, композиторы, писатели) как правило, не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями.
Таким образом, креативность – это всего лишь технология организации творческого процесса [1].
Задачи креатива
-
Креатив ради бизнеса (прибыли)
. Т.е. создать новый продукт, чтобы не было конкурентов. При этом необходимо создать спрос на этот продукт (креативная реклама). -
Креатив ради идеи (чистое творчество)
– дано творческим людям, которые живут идеей создания нового (дизайнеры, архитекторы, художники, …).На первом месте – оригинальность, интересность. На втором – практичность. Зарабатывание денег – не самый важный для них вопрос.
Креатив ради развития . Идея развития компании или деятельности приводит к идее использования креатива (креативные идеи перерастают в инновационные разработки, что ведет к развитию или расширению бизнеса).
Технологизация vs креатив. Взаимодополнение или противопоставление?
Как взаимосвязаны между собой креативная деятельность и деятельность по технологизации процессов или это взаимоисключающие друг друга процессы? Я считаю, что технологизация должна дополнять, а точнее обеспечивать креативные разработки, но одновременно эти процессы существовать не могут.
Научная работа. » Использование развивающих игр в развитии ...
... возраста. 3. Составить комплекс игр и применить его в опытно- экспериментальной работе по развитию творческого мышления младших школьников на формирующем этапе эксперимента. 4. Проанализировать полученные эмпирические данные и ...
Креатив – в проекте, при создании проектной идеи, замысла. Технологизация – второй этап, после превращения идеи в жизнь, должна быть технологизация процессов по обеспечению новой креативной разработки.
Креатив не знает границ и законов реальности, но все-таки направлен на решение конкретной задачи, а на этапе разработки и внедрения чего-либо не должно быть креатива (либо он должен иметь место лишь в продвижении готового продукта, а не в его разработке), т.к. задача претворить идею в реальную жизнь. На этапе проектной идеи можно создавать летающий автомобиль (креатив), но на этапе реального создания включаются законы физики и пр. Но без креатива нет ничего нового. Уверена, что и летающий автомобиль из креативной идеи и концепт-разработок скоро превратится в реальный продукт массового использования.
Ценность креатива в том, что без него невозможно прорыва, создания чего-то нового.
Для нашей команды доля креатива теряется, уходит в рутину, в технологически описанные процедуры. Этап креатива прошел, проектные идеи придуманы, теперь они оформляются в технологические конструкции, которые ставятся на поток (конвейер).
И чем больше поток, тем меньше времени остается на креатив.
Как я понимаю креатив и принципиальный процесс креативной работы (см. Рис 1).
Рис. 1. Понятие креатива
В данной схеме креатив представлен как творческое решение или осмысление прикладной задачи в соответствии с целями и задачами организации (бизнеса), конкретного лица, …
Креативный процесс можно представить как один из этапов создания чего-то нового или развития деятельности (см. Рис. 2).
Рис. 2. Место креативного процесса., Необходимость креатива.
Креатив возможен и необходим:
А) в тех областях, где без него невозможно создать продукт (дизайн, реклама, …).
Б) В случае кризиса, стопора, когда созданные продукты больше не востребованы или востребованы не в той мере. Тогда возникает задача включать креатив и переходить от стадии готовых продуктов к стадии креатива, создания новой идеи, а затем и нового продукта.
Процесс креатива.
Процесс креатива требует сосредоточенности и отключения от текущей деятельности. Чтобы достичь такой сосредоточенности для креативной деятельности, нужно:
1. Говорить на необходимую тему вслух, обсуждать ее (мозговой штурм, диктофон).
Креативный менеджмент и способы активизации мышления менеджера
... созданию интеллектуального продукта от идеи до новшества – этой областью деятельности и занимается креативный менеджмент. Креативный менеджмент – это метод управления творческим процессом, ориентированный на решение актуальных коллективных задач. Креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и ...
Это позволяет думать сфокусировано, не отвлекаясь.
2. Писать на необходимую тему. Когда мы записываем новую идею мы, безусловно, сосредоточены. Мы вынуждены думать, что писать дальше. Идеи приходят постоянно. Именно так работают писатели.
3. Также, по наблюдениям некоторых творческих людей, сосредоточиться помогают прогулки по незнакомым местам, когда идешь и мысли находятся в свободном полете, кругом незнакомые люди, улицы, дома, машины [5].
Методы (технологии) креатива
Одна из задач – использование креативных наработок в наших работах в те моменты, когда это необходимо, а не когда пришло озарение. Для этого должны быть определены (по возможности) стратегии креативной работы. Если это не чистое творчество, то этот процесс может быть каким-то образом описан.
«Технологии» креатива:
Креатив и аутсорсинг.
Одна из идей, которая сейчас обсуждается в Интернет пространстве – создание Open Concept [5] (свободные креативные идеи), по аналогии с Open Source (открытый программный код, в свободном доступе).
Open Concept – место, где могут выкладываться различные креативные идеи, которые рождаются в головах креативных людей, но так и не доходят до реализации в виду разных причин. Таким образом, можно находить нужную идею в open Concept пространстве и реализовывать ее под свои цели и задачи. С одной стороны можно говорить о том, что чужие идеи тяжело или невозможно реализовать, но с другой стороны – далеко не все могут заниматься креативом, но хорошо могут организовать процесс по реализации идеи.
Почему мало креатива? В т.ч. в нашей команде.
Мне кажется, есть несколько причин, из-за которых в нашем коллективе упал уровень креатива:
- Созданные продукты и так востребованы, и они приносят прибыль.
- «Креативить» сложно, требует включения воображения, мышления и пр. Сложно родить идею из головы. Креативные люди должны быть немного сумасшедшими.
- Из-за рутины нет времени на креатив («функционирование не дает возможности креативить»).
- Нет планов стратегического развития, не прописаны прогнозы и перспективы, которые могли бы быть основанием для проработки креативных идей на будущее.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/tvorcheskiy-protsess-vesch-neizmerimo-bolee-slojnaya/
-
Креатив. Понятие
-
Как оценить креатив: анализ эффективности творческой идеи.
-
Каверина Е.А. Феномен креатива и приемы создания креативных идей для специальных событий .
-
Классификация технологий креатива. http://www.triz-chance.ru/tk_0.php
2 стр., 777 слов«Серьезный художник или креативный бухгалтер?» (по направлению ...
... художником, за что я им очень благодарна. И по сей день, я продолжаю заниматься своим любимым делом. Но почему же правильный выбор своей будущей профессии ... большим интересом и даже, возможно, долей креатива, который разбавит общую серьезность профессии. Потому как такой подход – это ... или ни разу не использованный цветной карандаш. Стены моей комнаты зачастую тоже становились своеобразным «холстом» для ...
-
Что такое креатив? http://www.ageofweb.ru/lib/creative/articles_creative.html