Роль проведения музыкальных фестивалей в развитии музыкального туризма

Курсовая работа

В современном мире, массовые фестивали уже давно завоевали всеобщую любовь и превратились в истинно народные гуляния. Периодическое проведение фестивалей — это одна из популярнейших и эффективнейших разновидностей PR-акций. Для того чтобы организация фестиваля не пропала даром, необходимо провести тщательную подготовку и учесть все нюансы. Выбор площади для народных гуляний, техническое оснащение, переговоры с артистами и подготовка декораций развлекательной программы, сообщения в СМИ о предстоящем событии, получение разрешения от местных властей и многое-многое другое предстоит учесть организаторам праздника. Организация фестиваля — это необходимость смотреть в разные стороны одновременно и не упускать ни одной мелкой детали. Согласование проведения массовых мероприятий с органами местной власти — это одно из непременных условий, без выполнения которого подготовка к празднику становится невозможной. В данном случае все очевидно: большое скопление людей — это большие проблемы. Ну что поделать, если таков русский менталитет, и во время любого праздника обязательно найдутся нарушители общественного спокойствия. Организация фестивалей в первую очередь должна обеспечивать безопасность гостей и участников мероприятия. Огромная ответственность ложится на плечи устроителя в случае даже самого мелкого ЧП. Стоит отметить, что современное региональное руководство доброжелательно относится к проведению массовых праздников. Городские власти, как правило, берут на себя обеспечение трех обязательных составляющих любого массового события: наряды милиции, скорую помощь и МЧС. Поэтому в случае непредвиденных обстоятельств, помощь оказывается быстро и эффективно. Конечно, хочется надеяться, что вмешательство специализированных служб не понадобиться, но предосторожность будет не лишней.

Глава 1. Общая характеристика фестиваля (определение, специфика)

Ни в одном из энциклопедических изданий или монографических исследований в области исполнительских искусств нет развернутого определения фестиваля как организационно-художественной формы театральной или музыкальной деятельности. Единственное определение этого термина дает словарь русского языка С.И. Ожегова: «Фестиваль — широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств»

Отличие музыкального фестиваля от обычного концерта — Фестиваль представляет собой серию событий, объединенных общей идеей или стилем музыки. В отличие от концертов, которые, как правило, длятся несколько часов, фестивали легко могут продолжаться на протяжении нескольких дней.[1]

2 стр., 758 слов

Как речевое упражнение: назначение, специфика, виды, современные ...

... недели) б) Организация наблюдений ( коллектив. и индивид.) (личные, и чтение книг и т.д.) 2. Непосредственная подготовка (на уроке) написания сочинения: а) Начинается урок с речевой ситуации, которую ... продолжение обучения речевым умениям ( в виде выполнения речевых упражнений, на основе типичных ошибок и речевых недочетов; орфография в конце, если есть). 1класс: Свои первые сочинения Тема: «Учимся ...

Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями. В это время в международных документах и в практической политике формируется и утверждается концепция единого европейского пространства, в котором каждая страна, сохраняя исторически сложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность, является частью общего межгосударственного пространства. Наряду с формированием нового международного политического порядка это привело и к складыванию общеевропейского культурного пространства, в котором сеть крупнейших международных фестивалей играет важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур.

Временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны проведения, взаимодействие с региональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы и источники финансирования, численность постоянно действующей дирекции и уровень административных расходов т. п.[2]

Фестиваль может функционировать и как единовременная и как систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей исполнительских искусств как единовременных акций в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам.

По продолжительности проведения фестивали можно разделить на краткосрочные (от нескольких дней до двух недель), среднесрочные (от двух недель до одного месяца) и долгосрочные (от одного месяца до года).

Следует учитывать, что далеко не всегда продолжительность фестиваля напрямую связана с величиной затрат на его проведение и его авторитетом в культурном сообществе. Дополнительной, но не менее важной характеристикой фестиваля является его статус в культурной жизни. С этой точки зрения, можно выделить международные, национальные и региональные фестивали. Различия между ними, на первый взгляд, могут носить достаточно условный характер, поскольку в любом из перечисленных выше фестивалей может принимать участие интернациональный состав исполнителей. Различия будут наблюдаться в уровне престижа фестиваля в сознании публики, профессиональных исполнителей и их менеджеров, его значении в системе приоритетов международного театрального и концертного рынка, источниках субсидирования его деятельности и финансовых возможностях оплачивать участие известных исполнителей.[1]

Сроки проведения любого фестиваля за редким исключением ограничены четкими временными рамками. Более того, если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярно повторяющейся акцией, то они стараются сохранить период проведения фестиваля неизменным на протяжении многих лет.

Такое положение диктуется требованиями международного исполнительского рынка. В практике проведения крупных фестивальных мероприятий, которая сложилась в ведущих европейских странах в послевоенный период, стало очевидно, что успех фестиваля практически невозможно обеспечить только за счет национальных музыкальных и театральных коллективов и исполнителей. Поэтому ставка, как правило, делается на участие известных зарубежных исполнителей, в том числе и звезд первой величины. Стремление пригласить ведущие коллективы и исполнителей диктует руководству фестивалей необходимость планирования программы как минимум за полтора-два года, что значительно легче осуществить при неизменных сроках проведения фестиваля. К тому же между ведущими европейскими фестивалями существует своеобразная корпоративная солидарность. Календарные сроки проведения ведущих европейских фестивалей находятся в одном временном интервале (например, июль-август или август-сентябрь), что позволяет планировать так называемые «фестивальные гастроли» известных коллективов и исполнителей. Такой вид гастрольно-концертной деятельности выгоден всем. В рамках одного фестиваля практически невозможно провести более двух-трех концертов одного исполнителя, тогда как с помощью фестивальных гастролей их агенты получают возможность заблаговременно планировать гастрольные выступления в ведущих театральных и концертных залах Европы, а дирекции фестивалей могут значительно сократить издержки по их организации, прежде всего в части транспортных расходов.[2]

2 стр., 686 слов

Вторая четверть. Фестиваль вокального джаза Jazz Voices состоится ...

... лауреаты различных международных и всероссийских музыкальных конкурсов и фестивалей, учатся в ведущих музыкальных колледжах и ВУЗах Москвы, работают как ... Карина Кожевникова Карина Кожевникова Карина дебютировала в 1996 году в московском «Джаз Арт клубе» и за несколько лет стала одним ... Носковым, Аллой Рид и др. На фестивале Юрий выступит и как вокалист, и как инструменталист в сокращенном составе ...

Место проведения фестиваля также играет важную роль в формировании художественной концепции, привлекательного образа в сознании слушателей, зрителей и даже маркетинговой стратегии. Один из самых популярных в мире джазовых фестивалей в Монтре (Швейцария) проводится ежегодно в июле на берегу Женевского озера на специально оборудованной летней сценической площадке в пятнадцати километрах от города. Любители джазовой музыки, среди которых велико число поклонников именно этого фестиваля, живут в кемпингах и специально организованных стоянках для автокараванов (автомобилей с прицепами в виде домика).

Незначительные затраты посетителей фестивальных концертов на проживание и демократичность формы его проведения, а также относительная дешевизна билетов привлекают к нему молодежь и представителей среднего класса практически из всех европейских стран. Приглашенные музыканты, в том числе и звезды первой величины, живут практически в тех же условиях, что и их благодарные слушатели. И одной из самых привлекательных особенностей фестиваля в Монтре являются джем-сейшны с участием ведущих джазовых музыкантов мира, которые проводятся ежедневно бесплатно после окончания вечернего концерта для всех желающих в импровизированном музыкальном баре. В основе концепции фестиваля — сочетание музыки и отдыха в условиях прекрасного природного ландшафта.[3]

Понимая значение крупных фестивальных проектов для городской экономики, местные власти создают им режим наибольшего благоприятствования, финансируя значительную часть расходов из своих бюджетов. И хотя даже самый престижный и дорогой фестиваль не может обеспечить финансирование своей программы только за счет продажи билетов, местная экономика и органы городского управления получают немалую косвенную прибыль от их проведения.

Модель культурного туризма получила широкое распространение в тех европейских странах, регионах и городах, которые обеспечивают проведение крупных международных культурных акций. Они ориентированы на мировой туристический рынок, сотрудничают с крупнейшими фирмами в этой сфере бизнеса. Во всех туристических справочниках на всех ведущих языках можно найти самую подробную информацию о сроках проведения фестивалей и их программе, а также контактные телефоны для бронирования билетов. Этот механизм великолепно отлажен в течение многих лет.[2]

8 стр., 3877 слов

Технология подготовки и проведения фестиваля

... художественному творчеству. Знакомясь с публикациями СМИ, следует отметить, что вопреки возникающим трудностям, организуется много массовых зрелищ и акций, традиционных праздников, различных творческих мероприятий, в том числе и фестивалей. Проведение ...

Похожая модель действует и в отношении национальных и местных фестивалей во всех крупных европейских странах. Различия заключаются в том, что они вовлечены во взаимодействие с национальными и региональными туристическими рынками и программами.

1.1 Особенность музыкального фестиваля. ( Экономически, политически, культурно)

музыкальный фестиваль жанровый туризм

Фестивали различных видов искусств обладают большим социальным и экономическим потенциалом, благодаря чему могут приносить выгоду не только своим организаторам, но и целым регионам. Среди множества фестивалей, пожалуй, самыми распространёнными на сегодняшний день являются музыкальные. Ресурсы этих культурных событий выгодно отличаются от ресурсов, имеющихся в условиях стационарной деятельности учреждений культуры.

Планируя проведение музыкального фестиваля, следует уделить особое внимание маркетингу этого культурного «продукта», оценить фестиваль с коммерческой точки зрения и ответить на традиционные для коммерческих мероприятий вопросы.

Какова потенциальная аудитория фестиваля? Сколько предполагается посетителей на предстоящих мероприятиях? Как спланировать рекламную кампанию? Довольно часто такие вопросы ставят организаторов музыкальных фестивалей в тупик. Между тем, туристические фирмы используют происходящие события для привлечения туристов и зарабатывают на этом деньги. Даже если устроители музыкального фестиваля не предполагают получить большой прибыли, маркетинг все равно необходим, поскольку предполагает формирование особой аудитории для этого события.

Работая в направлении туризма, организаторы фестивалей сразу обеспечивают себе несколько дополнительных возможностей:

  • расширение потенциальной аудитории фестиваля за счет привлечения зрителей из других регионов и иностранных туристов;
  • получение дополнительной прибыли за счет групповых продаж;
  • рекламирование фестиваля через туристические фирмы;
  • дополнительная продажа сувениров, рассчитанных на туристов;
  • усиление привлекательности фестиваля для спонсоров.

Кроме того, заблаговременная продажа билетов на мероприятия фестиваля дает возможность снизить коммерческие риски.

Музыкальные фестивали — это публичное действие, готовый рекламный продукт, с помощью которого можно:

  • формировать и продвигать торговые марки (бренды);
  • привлекать туристов в места проведения фестивалей;
  • рекламировать товары и коммерческие фирмы;
  • формировать имидж политических деятелей, партий, общественных движений, организаций;
  • формировать имидж региона, города, преобразовывать городскую среду;
  • привлекать внимание к проблемам общества, экологии;
  • формировать культурные потребности посетителей фестивалей.

Дополнительные возможности музыкальных фестивалей:

  • запись концертов на аудио и видео носители;
  • продажа права трансляции по радио и телевидению;
  • возможность повторных трансляций по телевидению и радио (при этом не теряется художественная значимость и актуальность события);
  • выпуск аудио- и видеопродукции с записями прошедших мероприятий;
  • аудио и видео подборка с предыдущих фестивалей может продаваться в виде сувенирной продукции;
  • продвижение молодых артистов и коллективов;
  • присвоение различных званий участникам в целях рекламы самого фестиваля.

Перечисленные ресурсы доказывают большие возможности музыкальных фестивалей. Анализ конкретного фестиваля поможет раскрыть его дополнительные возможности, к примеру, показать, что данное событие способно заинтересовать не только местного спонсора, но и международную компанию, общественную организацию или общественное движение.

6 стр., 2956 слов

Музыкальный фестиваль

... культуры. Планируя проведение музыкального фестиваля, следует уделить особое внимание маркетингу этого культурного «продукта», оценить фестиваль с коммерческой точки зрения и ответить на традиционные для коммерческих мероприятий вопросы. Какова ...

Демократичность, праздничность и творческая свобода делают музыкальные фестивали более доступными для различных групп аудитории, чем традиционные концерты в учреждениях культуры. «Большая часть населения либо вообще не посещает культурные мероприятия в опере и концертных залах, либо посещает, но очень редко. Многим людям само понятие „храм культуры“ внушает благоговейный страх, они чувствуют себя там чужими и уязвимыми, и поэтому у них даже не возникает мысли пойти, к примеру, в оперу. Такое определение больше всего подходит тем группам населения, у которых уровень образованности и культурная традиция очень невелики», — пишут исследователи (Blau, DiMaggio, Judith. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago: Chicago University Press 1989).

Однако ситуация меняется коренным образом, когда речь идет о широко разрекламированных культурных событиях, которые привлекательны для всех групп населения. В основном это касается фестивалей, проводимых в общественных местах, а не в «храмах искусства». Наблюдения показали наличие среди посетителей фестивалей представителей разных социальных групп, в отличие от обычных концертов. В свою очередь, для организаций культуры такой «выход в народ» служит поводом для новых творческих решений, экспериментов, на которые творческие коллективы не решаются пойти в обычных условиях. Как правило, оперные и музыкальные коллективы довольно ограничены в творческом плане, часто они не могут по-новому интерпретировать классические произведения, а тем более исполнять произведения современных или неизвестных авторов, из-за боязни потерять своих постоянных слушателей. Владельцы абонементов чаще всего обладают достаточно консервативным вкусом и активно интересуются репертуаром коллектива, тем самым оказывая на него сильное давление. Это также распространяется на менеджеров и спонсоров, которые не должны разочароваться в «своем» оперном коллективе или оркестре.

В противовес этому, независимые фестивали обеспечивают возможность проявить творческую изобретательность. Главной идеей фестиваля может быть оригинальность, превосходство, желание выйти за пределы повседневной деятельности, ограниченной стенами театров и залов.

Чрезвычайно важная составляющая фестиваля — событийность. Фестиваль — это событие, привлекающее внимание телевидения и других СМИ. А внимание со стороны прессы, в свою очередь, укрепляет позицию руководства фестиваля по отношению к политическим лидерам, спонсорам и финансирующим организациям. Такой интерес объясняется тем, что фестивали и народные празднества вносят значительный вклад в социальную и экономическую жизнь страны, влияют на социокультурную ситуацию в местах их проведения. А поскольку фестивали — мероприятия массовые, они привлекают внимание политических деятелей и бизнес-организаций своими рекламными и коммуникационными ресурсами. Органы власти европейских государств, считают исследователи, стремятся стать покровителями культурных массовых мероприятий, пользующихся успехом, и готовы выделить на это определенные бюджетные средства. Это связано с возможностью публичного выступления, демонстрации своего покровительства искусству и, тем самым, приобретения положительного имиджа.

14 стр., 6709 слов

Культурно-познавательный потенциал Вены как музыкальной столицы Европы

... и известность. Регулярно в Вене проводят музыкальные фестивали, наиболее известный - Зальцбургский фестиваль, «Венские музыкальные недели». Такие фестивали имеют огромную ... статья X-XIV]. Рассмотрим понятие культурного туризма. В понятии Международного Совета по сохранению памятников и ... Австрии - Вене. Во время экскурсии можно увидеть, как исторические, так и современные районы города, ...

Менеджерам фестивалей важно учитывать то, что эти мероприятия публичны, поэтому фестивальные события могут быть не только желанной новостью для СМИ, но и нести определенную PR информацию. Исследователями замечена способность массовых культурных мероприятий влиять на настроения, интересы и предпочтения людей, чем сегодня активно пользуются политики и бизнесмены. Во время развлекательных мероприятий фестиваля происходят массовые кратковременные объединения большого числа лиц, иногда представителей различных социальных групп с различными интересами. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, и в ней действуют законы массы. Праздничная, веселая непринужденная атмосфера фестивалей способствует повышению внушаемости. Посетители фестиваля открыты для общения, настроены на принятие информации, воспринимают предложенную информацию позитивно. Именно поэтому аудитория фестивальных мероприятий особенно интересна для рекламодателей и политических деятелей.

Точные временные рамки фестиваля также положительно влияют на его посещаемость. Ограничение возможности посетить фестиваль из-за его кратковременности заставляет посетителей не откладывать с покупкой билетов, в то время как поход в местную оперу или концертный зал можно легко отложить просто потому, что туда можно сходить в любой другой день.

Важное отличие фестивальных мероприятий от стационарной деятельности учреждений культуры — это юридическая, административная и творческая свобода. Поскольку фестивали контролируются меньше, чем другие концертные организации, их устроители могут более свободно определять программу по своему усмотрению. То же самое можно сказать о спонсорской активности тех компаний, которые производят товары, не имеющие отношения к искусству; они могут за определенную сумму денег прорекламировать свой товар более заметно, с привлечением СМИ и широких масс.[4]

И, наконец, главное в фестивале — это праздник, который он дарит всем своим участникам и посетителям. Праздник для посетителей, который делается руками режиссёров и артистов.

1.2 Сценарно-режиссёрская разработка музыкального фестиваля. Проблема недостаточной театрализации

Помимо вопросов маркетинга и менеджмента, которые остро стоят в наши дни, так же остро стоит и проблема театрализации. Год от года мы сталкиваемся с музыкальными фестивалями, большинство которых кроме рекламы пива и популярной музыки не несут ничего, а лишь подстраиваясь под предпочтения не столь образованной массы, опускают ещё больше её моральный облик. И проблема эта возникла, как мне кажется с распадом СССР. Когда массовая западная культура потоком хлынула к нам. Мы же, не обладая достаточными навыками и имея иной менталитет, не способны были качественно реализовать задуманное. Для наглядности я хочу сравнить 2 концерта одного музыкального жанра, оба из них проходили в рамках музыкальных фестивалей.

5 стр., 2001 слов

Музыкальный коллектив «Терем-квартет»

«Терем-Квартет». С чего, собственно говоря, начинается история музыкального коллектива? С момента появления идеи? С первой репетиции? С первого концерта? Или все ... «Septembre musica» (Турин, Италия, 1994 год) «TradizioneinMovimento» Фестиваль современной музыки (Флоренция, Италия, 1994 год) WOMAND Фестиваль Питера Габриэля «Мир музыки и танца» (с 1991 года в разных странах ...

Первый- Концерт Элиса Купера 80-х годов под названием « Добро пожаловать в мой ночной кошмар» . Хотелось бы затронуть идею данного концерта и провести аналогию с концертом группы Пинк Флойд- Стена. И в том и в другом случае рассказывается о страхах детей и о чёрствости взрослых по отношению к ним. А так же что может получиться , когда эти дети вырастут. Итак для наглядности отрывок из концерта Купера на 4мин.30сек. Первое, что бросается в глаза- оформление сцены. Метафоры и ассоциации в оформлении представлены сполна. Затем отличная для подобного рода мероприятий хореография. Само её наличие уже свидетельствует о многом. Недочёты вокальных данных главного героя заполняются его артистизмом. Свет и музыка довершая происходящее создают тот неповторимый эффект и держат зрителя в напряжении. Особое внимание хочу уделить 53:00 минуте и показать как использован экран.

Второй- Концерт группы СПЛИН в Петрбурге в 1996 году. Из видео мы видим скудное оформление сцены, практически статичных музыкантов и событие в целом не несущее никакой идеи.

Ни в коем случае я не хочу сказать, что данная проблема сугубо Российская. Нет. Это наблюдается практически во всём мире, но не в таком объёме. И я даже не призываю делать так же как на западе. Я призываю сделать ещё лучше. Лучше для нас!

2.1 Понятие и классификация музыкальных фестивалей

Фестиваль — массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного творчества.

Исходя из этого определения, можно вывести более конкретное определение музыкальному фестивалю, т.к. научного определения нет.

Музыкальный фестиваль — это массовое мероприятие, празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного музыкального творчества [12].

Музыкальные фестивали — это одна из главных форм развития музыкального туризма. Для местной экономики — это еще более прибыльное явление, поскольку зачастую они охватывают несколько дней или, по крайней мере, выходные. Кроме того, музыкальные фестивали, как правило, включают в себя более чем одну группу, увеличивая вероятность, что люди захотят присутствовать.

В некоторых городах или регионах решили заработать на приезжих за счет фестиваля музыки, одновременно затрагивая иные события, такие как фестивали еды или другие общественных мероприятия, которые могут генерировать дополнительный доход. Аналогичным образом, в некоторых городах с учетом культурных особенностей, связанных с определенным стилем музыки, стали привлекать исполнителей и поклонников на почти постоянной основе.

В музыкальной индустрии туризма существует развитие практически типов музыки, хотя рок-музыка является самым популярным. Все больше и больше независимых групп сейчас едет на гастроли, однако, часто это не большие площадки в городах. Это дает даже владельцам малого бизнеса возможность заработать дополнительный доход от музыкальной индустрии туризма. Например, владельцы небольших ресторанов и кафе, баров, организовывают площадки, места, позволяющие музыкантам выступать, и часто даже одно шоу может принести хороший доход. Пока музыка соответствует предпочтениям клиентов, часто посещающих заведение, это может способствовать большому повышению доходов [12].

Музыкальные фестивали начали проводиться еще в незапамятные времена, В самом широком смысле являются одними из старейших и наиболее распространенных форм музыкального туризма. Музыканты были неизменной частью празднества вокруг урожаев, равноденствий, сельских ярмарок. Но невозможно проследить, когда фестивали начали развивать туристическое измерение. На название «старейшего фестиваля Европы» претендует фестиваль хора в Англии фестиваль, который восходит к 1724 (и до сих пор продолжается) в соборе города Херефорд, Глостер и Вустер, хотя Antrim’s Oul’ Lammas Fair — фестиваль-ярмарка в Балликасл был основан в 1606 году. В середине 1800-х годов во многих европейских городах получили распространение оперные и оркестровые фестивали, важные направления на Гранд Тура.

13 стр., 6455 слов

Фестивали в россии на английском языке с переводом

... и поджигание чучела зимы. Праздники России на английском языке Обзор главных праздников России на английском языке с переводом на русский. Holidays of Russia in English Holidays in Russia are numerous. People love them, ... неофициальные русские праздники. Среди них есть религиозные и иностранные торжества: Старый Новый год (14 января), День св. Валентина (14 февраля), православная Пасха, Масленица, ...

Подъем музыкальных фестивалей стал ответом на увеличение спроса, которое объясняется относительным ростом после Второй мировой войны располагаемых доходов и свободного времени, наряду с этим становятся дешевле авиа-перелеты, увеличивается количество автострад, усложняется туристическая инфраструктура. Фестивали первоначально стали развлечением преимущественно для среднего класса в рамках туристических впечатлений [14].

Пожалуй, первым из по-настоящему масштабным событием, случившимся в 60-е, несомненно, можно назвать Вудсток. Интересно, что с точки зрения промоушна, его устроители сработали ниже всякой критики: совершенно непотребные афиши, сложности с продажей билетов (их можно было купить только в ряде районов Нью-Йорка, а также по почте через одну не самую известную радиостанцию) и многое другое [12].

Особо показательно «позиционирование» события. Один из музыкантов, некто Тони Джеймс (Tonne James) со своей группой, отказался от участия в фестивале — и вот по какой причине: «Когда мы были на Гавайях, мой секретарь позвонил мне и сказал, что какой-то хозяин свинофермы под Нью-Йорком приглашает там выступить…».

В то же время, результат, как говорится, был налицо — тогда на фестиваль приехали около полумиллиона человек. И это говорит не только о сильнейшей программе события и о флюидах «лета любви», как теперь называют то лето, но и о том, что спрос на такие мероприятия явно превышали предложение.

Вудсток не стал ежегодным — зато появились другие фестивали, которые стали проводиться на радость публике и рекламодателям из года в год. Так, в 1970 году состоялся первый концерт ставшего за последующие годы всемирно известным Glastonbury Festival (кстати, в цену входного билета (1 фунт), тогда почему-то вошла порция молока — неожиданная, однако оставшаяся в веках «придумка»).

Через год в городе Roskilde (Дания) состоялся Sound Festival, организованный при полном отсутствии средств, зато на большом энтузиазме (впрочем, это можно сказать о большинстве фестивалей тех лет) [19].

С тех пор их число с каждым годом увеличивается. И кстати, многие из них, так или иначе (в названии, в продвижении и т.п.) обыгрывают слово «Вудсток».

Сегодня же в мире проходит необычайное количество разнообразных музыкальных фестивалей и с каждым годом их становиться все больше. Возможности фестивалей растут очень быстро. Конечно, сегодняшние фестивали не отличаются координально от родоначальников этого мероприятия, но перемены все же происходят.

2 стр., 726 слов

Роман «Накануне»: появление новых людей для новой России (Тургенев И. С.)

... Такая тоска обуревает всем русским народом в 1850-60-х годах, России нужен «новый» человек. Так чем же Инсаров отличается от ... испытывая мук совести, как получилось у главных героев романа «Накануне». Роман «Накануне» — шедевр русской классики. Автор смог показать погоню страны за ... Инсарова, и любовь у них взаимная, однако счастливого конца Тургенев им дарить не собирался, хоть может очень и хотел. ...

Сейчас одной из основных тенденций становится многоформатность. Если раньше формат «все в одном» расценивался скорее как «минус» событию (первый Roskilde Festival собрал фолк, джаз, рок- и поп-музыкантов все же скорее от бедности), то теперь это несомненный «плюс». Чем больше музыкальных жанров представлено на фестивале, тем больше публики он привлечет.

Соответствует этой тенденции и позиционирование — так, один из крупнейших в Европе российский open-air пивной фестиваль «Крылья» всеми силами стремится уйти от приставки «рок-фестиваль». И дело здесь не только в том, что термин «русский рок» себя давным-давно дискредитировал, но и в общей тенденции — своеобразной «музыкальной политкорректности», когда приверженность одному жанру становится все менее характерной как для слушателей, так и для самих артистов.

При этом, такая многоформатность может стать не только трендом, но, по сути, и брэндом, одинаково привлекательным и престижным как для публики, так и для участников. Например, один из самых статусных мировых фестивалей Montreaux Jazz Festival (Швейцария) проходит одновременно на нескольких площадках. Это позволяет не в ущерб вкусам уж совсем ярых приверженцев того или иного жанра собирать ключевых артистов самых разных жанров: в этом году там участвуют Deep Purple, Massive Attack, B.B.King, Kid Koala, Sigur Ros и многие другие.

Еще одна тенденция — все менее навязчивое спонсорское участие. Еще лет 10 назад корпорации стремились максимально «логотипизировать» фестиваль — можно вспомнить едва ли не самый активного в мире спонсора музыкальных фестивалей компанию Pepsi и фестиваль Sziget, несколько лет подряд называвшийся Pepsi Sziget. Теперь же спонсоры, как правило, стараются вести себя спокойнее и ищут другие пути продвижения своей идеологии. Так, «Старый мельник» (пивоварня Москва-Эфес) «отбивает» свое участие в «Крыльях» более тонкими способами — еще один слоган события, «душевный музыкальный фестиваль», стал таковым благодаря декларируемой брендом душевности пива «Старый мельник». Многие бренды обходятся даже без этого, довольствуясь небольшими, но более-менее заметными логотипами.

Классификация музыкальных фестивалей:

1 По масштабу:

  • местные;
  • региональные;
  • в масштабе одного государства (всероссийские);
  • глобальные.

2 По национальной принадлежности участников:

  • национальные;
  • международные.

3 По стоимости входа:

  • платные;
  • бесплатные.

4 По музыкальной направленности или формату:

  • Рок — фестивали;
  • Метал — фестивали;
  • Реп — фестивали;
  • R’n’B-фестивали;
  • Джаз фестивали;
  • Фестивали электронной музыки;
  • Смешанные или многоформатные фестивали.

5 По месту проведения:

  • на открытой местности (Open air);
  • в закрытом помещении.

Рассмотрим подробнее некоторые виды музыкальных фестивалей.

Местные или локальные фестивали проводятся с участием местных исполнителей и приглашенными хэд-лайнерами (известная в стране группа).

Реклама и распространение информации происходит в городе, в котором проходит фестиваль, в других городах и регионах информация не распространяется.

Региональные фестивали проводятся с участием исполнителей не с одного города, а со всего региона. Так же бывают хэд-лайнеры — главные гости.

Международные фестивали или глобальные в России пока не проводятся, но в мире такие, конечно же, есть. Такие фестивали собирают людей разных национальностей, но с одной идеологией или стилем со всего мира на несколько дней в одном месте. Это очень масштабные фестивали и сейчас выступление на них стало престижным. Самым известным фестивалем такого рода является metal-fest «Waken» в Германии [12].

Фестивали на открытых местностях и в закрытых помещениях связаны с платными и бесплатными. В закрытых помещениях фестивали всегда платные, т.к. ограниченны места. Фестивали на открытом воздухе (Open air) бывают как платные, так и бесплатные.

Фестивали, смешанные по музыкальным направленностям — самые распространенные. Они обычно проходят в несколько дней. В основном это Open air. На таких фестивалях существует несколько сцен, каждая из которых соответствует своему стилю. Фестивали смешанного типа очень познавательны. Здесь можно посмотреть на совершенно разных людей, послушать абсолютно разную музыку. Человек, который всегда был приверженцем какого-то определенного стиля музыки и был в этом законсервирован, на таком фестивале обязательно расширит свой кругозор.

Масштабные фестивали, как уже упоминалось, чаще всего проводятся в теплое время года, то есть летом. Длительность таких фестивалей, как правило от двух до пяти дней. Места проведения выбирают, руководствуясь одним или несколькими из ниже перечисленных критериев, которые мы выделили:

  • благоприятные природно-климатические условия;
  • центральное положение площадки;
  • равнинная местность;
  • приличная удаленность от населенных пунктов.

Природные и климатические условия не всегда являются главным критерием. Организаторы, не могут нести ответственность за метеорологические условия, но что касается природных условий, то опен-эйры проводят на свежем воздухе, на полянах, подальше от городской суеты и выхлопных газов, где люди действительно расслабляются. Для некоторых фестивалей, например Каzантип, природный фактор выступает главенствующим. Их проводят на берегу моря, предоставляя посетителям не только возможность наслаждаться музыкой, но и отдыхать на пляже, купаться в море, что делает отдых более разнообразным и комплексным.

Однако для большинства фестивалей Европы характерно размещение фестивалей в городах, часто в столицах. И это легко объяснимо, ведь это города с самой высокой численностью и с развитой транспортной сетью, так что добраться до них можно с любого уголка страны и так как большинство стран входит в Шенгенскую зону, то на каждый фестиваль съезжаются туристы с соседних стран. Также, как было сказано выше, фестивали в Европе размещаются иногда совсем в небольших городках, отдаленных от столиц с целью подъема экономики этих регионов. Поэтому в Европе так много фестивалей. Уровень проведения, как и доход многих из них самый высокий в мире, этому способствует высокая плотность населения Европы и неограниченная возможность посещать соседние страны, входящие в Шенген и к этому можно добавить мягкие климатические условия [27].

Равнинная местность является неотъемлемым условием для проведения опен-эйров, так как это обеспечивает удобство организации фестиваля, транспортную доступность.

Удаленность от населенных пунктов характерна для многих фестивалей США для того чтобы шум и разъяренные толпы не мешали местным жителям и для того, обеспечения условия девственной природы и свежего воздуха для посетителей. Но обычно, если это фестивали, затягивающиеся ни на один день, то, как правило, их располагают в близости от населенных пунктов (деревень), где посетители могут снять жилье.

На территории фестиваля, как правило, обязательным является наличие инфраструктуры: пунктов питания, биотуалетов, медпункта и другое. Почти во всех фестивалях осуществляется продажа алкогольных напитков, сувениров с логотипом фестиваля и любого другого товара, не запрещенного для использования на территории лагеря; и проводятся дополнительные развлекательные программы: конкурсы, игры (в том числе спортивные, настольные) и многое другое. Спонсоры данных фестивалей устраивают различные рекламные акции.

Главной составляющей фестиваля является событийность. Фестиваль — это событие, привлекающее внимание телевидения и других СМИ. А внимание со стороны прессы, в свою очередь, укрепляет позицию руководства фестиваля по отношению к политическим лидерам, спонсорам и финансирующим организациям. Такой интерес объясняется тем, что фестивали и народные празднества вносят значительный вклад в социальную и экономическую жизнь страны, влияют на социо-культурную ситуацию в местах проведения. А поскольку фестивали — мероприятия массовые, они привлекают внимание политических деятелей и бизнес-организаций своими рекламными и коммуникационными ресурсами. Органы власти европейских государств, считают исследователи, стремятся стать покровителями культурных массовых мероприятий, пользующихся успехом, и готовы выделить на это определенные бюджетные средства. Это связано с возможностью публичного выступления, демонстрации своего покровительства искусству и, тем самым, приобретением положительного имиджа.

На посещаемость фестиваля влияют самые различные факторы, в том числе качество программы, доступность (жилье, транспорт, легкость приобретения билетов), гибкость передвижения по территории фестиваля и разнообразие событий, а также дополнительные достопримечательности в окружающего района или города [24].

2.2 Особенности организации музыкальных фестивалей в России

В России, как и на западе, более активными путешествующими меломанами является молодежь. Популярным видом фестивалей являются опен-эйры (проводимый на открытом воздухе) — это музыкальное событие, концерт, фестиваль, который проходит на свежем воздухе. Размер концертов может быть весьма различным: от корпоративной вечеринки на несколько десятков человек до музыкального шоу с мировым именем на тысячи участников.

На опен-эйрах может быть самая различная музыка: от народной и классической до рока и джаза. Распространено мнение, что опен-эйры представляют собой в основном электронные вечеринки. В России с данным значением связывают, прежде всего, дискотеки, проводимые вне клубного помещения.

Как упоминалось выше, чаще всего путешествует молодежь, следственно и наиболее популярными являются фестивали современной молодежной музыки, а именно рок, джаз и электронная музыка.

Вообще первые музыкальные фестивали появились еще в СССР в 1930-е годы. Музыка советского периода (1918-1991) в России и других союзных республиках за свою историю состояла из самых разнообразных жанров и периодов. Хотя основная часть музыкантов и композиторов были русскими, значительный вклад сделали и другие народы СССР, в особенности украинцы, белорусы, евреи, народы Кавказа.

С развитием электронной музыки и её проникновением в Россию в начале 1990-х стали популяризироваться опен-эйры в их современном понимании — рэйв-вечеринки, проводимые за городом, в заброшенных и недостроенных зданиях, и т. п. Зачастую такие фестивали перерастают в масштабные мероприятия и проводятся не один день.

Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» [10].

Первые советские рок-группы появились ещё в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины 1970-х представлял собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей. Среди сформировавшихся в 1970-е групп наиболее известны: Автограф, Пикник, Машина Времени, Аквариум. Подобно бардам того периода, ранние рок-группа распространяли альбомы только через самиздат и считались самодеятельными. Распространенной формой выступления был квартирник — стихийный концерт на квартире у музыкантов или их знакомых с приглашением только близких друзей. К концу 1970-х — началу 1980-х в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самоорганизовываться не без помощи властей. Чтобы упорядочить стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый рок-клуб в СССР (под тихим надзором КГБ).

Благодаря рок-клубам, у рок-групп впервые появилась возможность легально записываться и давать концерты, а у властей — держать рокеров под наблюдением. В это время был проведён первый рок-фестиваль «Тбилиси-80». Некоторые группы получили доступ к радио- и телеэфиру благодаря программе «Музыкальный ринг». Эта «оттепель» дала толчок второй волне русского рока, особенно ленинградским группам в стиле «нью-вэйв» — «Алиса», «Кино», «Странные игры», «АукцЫон», «Оберманекен» и др. [6].

В России насчитывается несколько десятков фестивалей данных жанров, собирающих с каждым годом все больше посетителей. Некоторые, как и на западе имеют продолжительность в несколько дней

В настоящее время самым популярным фестивалем в России является Самарский рок-фестиваль «Рок над Волгой», образованный в 2009 году. Одной из главных причин такой популярности является бесплатный вход на территорию фестиваля, и при этом большое количество Российских и зарубежных рок-звезд. За последние три года число участников резко возрастает. В 2012 году количество посетителей составило более 300 тысяч человек а в 2013 — около миллиона. Такое количество побило рекорды многих зарубежных фестивалей (Приложение А, рисунок А1, рисунок А2).

Зрители приезжали не только с окрестных городов, ближайшего Тольятти и Уфы, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Омска, Новосибирска, Владивостока [5].

Вторым по популярности можно назвать «укоренившийся» рок-фестиваль «Нашествие», количество участников остается относительно стабильным — более 150 тысяч. Этот фестиваль образован в 1999 году, проводится в Рязанской области.

Фестивалем, число участников которого увеличивается с каждым годом почти в 2 раза, является Кубана (образовался в 2009 году).

Увеличивается не только количество участников, но и количество дней проведения, масштаб.

Что касается фестивалей электронной музыки, одним из ярких является фестиваль Пиратская Станция, образованный в 2003 году, проводился Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Красноярске, Челябинске, Украине, Белоруссии и Эстонии.

GLOBAL GATHERING, зародившийся в Великобритании, проводился в США и Малайзии, и на сегодняшний день стал также ежегодным событием в Австралии, Польше, Украине, Белоруссии, Турции, Южной Корее и России. Первый GLOBAL GATHERING в Cанкт-Петербурге состоялся в 2008 году и стал на тот момент самым масштабным европейским событием, когда-либо проходившим в России. С этого момента он с каждым годом поднимает планку качества и уровень посещаемости — 31 400 человек в 2011 году.

Яркими фестивалями, посвященными джаз-музыке, являются Усадьба Джаз и Дикая Мята [4].

Усадьба Jazz — самый большой в России музыкальный фестиваль под открытым небом, где можно услышать музыку в стиле джаз, фанк, world music, acid jazz, lounge, jazz rock, blues. При этом организаторы фестиваля вкладывают в него и особую социальную миссию: привлечь внимание к старинным русским усадьбам, наполнить их новой жизнью и воздухом современности. Проводился в Московской области, а в 2012 переехал в Санкт-Петербург.

Дикая Мята» — самый крупный world music фестиваль в России, который ежегодно проходит летом в культурно-этнографическом комплексе «Этномир» (в 100 км от столицы по Киевскому шоссе, на границе Московской и Калужской областей) с 2008 года, и на который съезжаются самые яркие артисты со всего света. Здесь представлена вся музыка мира: залихватские балканские мелодии и кельтские ритмы, протяжные русские напевы и лаконичный афробит, благородный этно-джаз и солнечная рагга, грузинское многоголосье и португальские мелодии, песни независимой испанской эстрады и затейливые угро-финские причитания.

Очень часто фестивали приезжают в Россию из других стран Европы, а многие образуются внутри России и путешествуют по ее регионам [10].

Рассмотрим особенности организации самых известных и масштабных фестивалей России: фестиваль авторской песни Валерия Грушина и многоформатный фестиваль «Кубана».

Best Medium

Фестиваль проводится ежегодно, начиная с 2009 года, в Краснодарском крае, в поселке Веселовка Темрюкского района на берегу Черного моря и один раз в 2013 году был проведен в станице Благовещенской под Анапой. За это время количество посетителей возросло в десять раз (с 15 тысяч человек в 2009 году до 150 тысяч человек в 2013 году).

По месту проведения фестиваль относится к опэн эйру, по масштабу является международным, по музыкальной направленности (формату) фестиваль смешанный; вход на фестиваль платный. Длительность фестиваля варьируется от трех до семи дней. Преобладающий возраст посетителей: 18 — 28 лет.

На территории фестиваля было установлено 4 сцены:

  • Главная или основная сцена LIBRE — самая крупная сцена, на которой проходили выступления заявленных исполнителей, ради которых все собрались;
  • Ночная сцена TURBO, работа которой начиналась после 12 часов ночи. Здесь выступали известные ди-джеи, организовывалось яркое лазерное шоу;
  • Дополнительная пляжная сцена ARENA Клинское, где выступали начинающие и менее известные исполнители — ди-джеи, рок группы;
  • Цирковая сцена, где проходило яркое шоу циркачей из Венгерского передвижного цирка.

Последние две сцены стали новой находкой организаторов. На прошлых фестивалях этих сцен не было. Вдобавок к этому на территории фестиваля появился кинотеатр под открытым ночным небом от телекоммуникационной компании Ростелеком, спортивная зона «BEACHSOCCER KUBANA OPEN» под предводительством пляжного клуба «Кубань», где гости могли попробовать себя в самых разнообразных видах спорта, таких как: волейбол, бадминтон, пляжный футбол, футволей, панна, фрисби идругих оригинальных играх. Как и в 2012 году на фестивале книжным автобусом «Бампер» организована детская программа, включающая в себя рок-чтения от известных звезд, в 2013 она дополнилась рок-концертами.

Территория фестиваля ограждена высоким забором. Инфраструктура включала в себя контрольно-пропускные пункты, палаточный лагерь, биотуалеты, пункты питания (кафе, VIP кафе), медпункт, информационный центр, парковки.

На Кубане 2013 стала еще богаче и разнообразней развлекательная программа, благодаря многочисленным шатрам, в том числе шатры с настольными играми от генерального партнера «Клинское», зона «Прокачай свой Look» от компании «Alcatel», пляжная зона «Pepsi», «Lay’s strong Bar». Кроме того бренд «Клинское» устраивал большое количество конкурсов, развлечений с памятными призами.

Второй год подряд на Кубане успешно реализуется экологическая программа «Залоговая стоимость тары». Суть ее заключается в том, что стоимость тары включается в стоимость напитка (плюс 10 рублей — тара), организуются специальные пункты приема тары, которые возвращают 10 рублей за каждую принесенную тару сдающему. Количество сдаваемой тары не ограничено. Благодаря этой программе территория фестиваля оставалась чистой и аккуратной на протяжении семи дней [9].

Сравнивая организацию фестиваля с прошлыми годами, видно, что организаторы с каждым разом пытаются повысить ее уровень, включая больше развлекательных программ. С целью увеличения площади территории юбилейной Кубаны 2013 организаторы перенесли ее на новое место, в станицу Благовещенскую. К тому же на бывшем месте территория фестиваля имела вытянутую вдоль берега форму, что создавало некоторые неудобства, например, чтобы с дневной сцены добраться до ночной, необходимо было пересечь всю территорию фестиваля. Важным преимуществом этого места так же служит транспортная доступность (аэропорт города Анапа — 20 км); наличие развитой инфраструктуры (столица, базы отдыха); близость к морю (50 м).

Станица Благовещенская позволяла установить фестиваль удобной квадратной формы. Однако организаторами был проигнорирован тот факт, что в отличие от Веселовки, с его обширными песчаными территориями, в Благовещенской были каштановые почвы, что стало главным недостатком Кубаны 2013. Гости фестиваля жаловались на пыль, которая как серое облако, поднялась над всей территорией, особенно у сцен. Можно назвать еще ряд небольших недостатков, таких как нерегулярная чистка биотуалетов, частые поломки душа, некачественная работа медпункта. Последнее является особенно важным, так как здоровье гостей подвергается опасности. Очень сильное воздействие солнечных лучей, солей, что может вызвать кожные заболевания, многие просто тяжело переносят акклиматизацию и многое другое. В медпункте не всегда можно найти нужное лекарство, а до ближайшей аптеки около 7 километров. На территории фестиваля должна быть как минимум своя аптека. Еще одним недостатком, на который также поступало не мало жалоб, можно назвать высокие цены на продукты питания и на плохое качество их приготовления.

Таким образом, мы делаем вывод, что организаторы уделили большое внимание развлекательной программе, сцене, звуку, участникам, но мало позаботились о комфорте гостей. Среди молодежи распространено такое мнение, что главное на фестивале — это музыка — то, ради чего все приехали, а комфорт — для «неженок», которым здесь не место, к тому же они могут разместиться в гостинице. Но желающих попасть на фестиваль очень много, среди них большая часть — студенты, доход которых не позволяет им выбирать такие условия. В результате, у большинства приезжих осталось грустное впечатление от фестиваля, несмотря на большое количество увиденных живых выступлений их кумиров. Отдых должен быть полноценным, и ничто не должно портить впечатления о таком ярком событии, поэтому элементарные и заявленные перед фестивалем условия, обеспечивающие комфорт должны выполняться на все сто процентов. Любой отдыхающий должен чувствовать себя в полной безопасности, чтобы расслабиться, будь то курорт или фестиваль. Организаторы фестиваля, по крайней мере, учли главный недостаток (пыль), и следующий фестиваль вернули на старое место. Главный девиз Кубаны 2014 — «С шумом, но без пыли!».

Не менее известным фестивалем является Всероссийский фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина. Его можно назвать старейшим фестивалем авторской песни в России. Дата проведения первого Грушинского фестиваля приходится на 1968 год. С тех пор он стал ежегодным, за исключением периода с 1980 по 1986, когда фестиваль был объявлен нелегальным. Грушинский фестиваль сейчас — самый известный и масштабный фестиваль авторской песни, на который ежегодно приезжает более ста тысяч человек.

В 2007-2009 годах по ряду причин фестиваль проводился на двух площадках:

  • Фёдоровские луга (под Тольятти) — Всероссийский фестиваль авторской песни им. В.Грушина на «новом-старом» месте проводил «Самарский областной Клуб Авторской песни им. Валерия Грушина» (образован в 1993 году).

  • Мастрюковские озёра — на «традиционном» месте с 2007 по 2009 включительно Всероссийский Фестиваль бардовской песни им.

В. Грушина проводили Фонд «Фестиваль Авторской песни им. В. Грушина», Научно-производственная фирма «Мета», Творческое объединение «Самарские барды», под общим руководством коммерческой фирмы «Мета» — арендатора территории. Проезд к месту проведения Фестиваля: можно проехать электричкой в направлении Жигулевского моря от ст. Самара и ст. Тольятти до станции « Пискалы»; машиной, автобусом и другим транспортом до поселка Федоровка, далее по указателям до контрольно пропускного пункта.

Фестиваль не зря расположен рядом с городом Тольятти, так как город является крупным транспортным узлом. В городе расположен железнодорожный и автомобильные вокзалы, в пятидесяти километрах находится международный аэропорт Курумоч, есть речной порт.

Между Самарским областным клубом авторской песни им. В. Грушина и Фондом «Фестиваль авторской песни им. В. Грушина» существовал ряд конфликтов, выливавшихся в различные судебные процессы.

После череды судебных разбирательств права на товарные знаки «Грушинский фестиваль», «Фестиваль авторской песни им. В. Грушина», все права на проведение фестиваля принадлежат Самарскому областному клубу авторской песни им. В. Грушина. С 2010 года Грушинский Фестиваль проводится на Фёдоровских Лугах.

Фестиваль проводится под открытым небом, вход — бесплатный, по музыкальной направленности фестиваль бардовский, по масштабу — всероссийский, длительность фестиваля составляет около 4-х дней [8].

Фестиваль включает в себя множество больших и маленьких сцен, каждая из которых отличается своей программой, есть даже детская сцена. Самая главная — сцена «гитара», установленная в виде плавучей гитары, где проходит прощальная концертная программа в последний день фестиваля; зрительным залом для нее служит гора, расположенная на берегу. Выступления проходят и днем и ночью.