Дети на оперной сцене

Эссе

На этой странице вы можете познакомиться

с работами -победителями конкурса эссе в рамках

проекта «Дети на оперной сцене».

Мир музыки и слова

Эссе Чигориной Татьяны, ученицы 10 класса МАОУ «СОШ № 40»

(учитель — Т.И. Арчакова)

«Театр не отображающее зеркало, а увеличительное стекло», — так говорил Владимир Маяковский. В этом я убедилась, посмотрев оперу «Царская невеста» Н.А. Римского – Корсакова.

Самый обычный день, простой «поход» в театр превратился в событие, важность которого для меня сейчас трудно переоценить.

Уже первые аккорды музыки заставили забыть обо всем. Действие еще не началось, но музыка настраивала на восприятие эпохи, весьма далекой от нашей, пленила меня сразу, влилась потоком благодати. Я не могла и не хотела противиться этому. Музыка разливалась по залу, а мне представлялись бескрайние просторы земли русской, о которых говорится еще в былинах. Вот она, «широта поднебесная», леса и реки. Музыка звучала одновременно и торжественно, и лирично. Под воздействием ее каждый русский человек чувствует, как просыпается в нем голос давно минувших поколений, забытый, забитый в самые дальние уголки души и памяти. Музыка очищала, как под увеличительным стеклом показывала, чем должен жить человек, что в жизни наносное, а что непреходящее, вечное. Я впервые поняла смысл стихотворной строчки Ф. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь». Нельзя передать словами то, что чувствуешь. На это способна только музыка.

Я волновалась и переживала за героев. Словно под лупой, ярко и зримо увидела черты нашего русского национального характера: широту натуры, нравственную чистоту, умение сопереживать, «полной мерой» любить и ненавидеть. Отчаяние, всепоглощающая ревность, месть, убийства, желание быть любимой, обрести частичку счастья, надежды на счастье любой ценой – наша сегодняшняя жизнь слишком скучна и обыденна по сравнению с этим шквалом страстей.

2 стр., 682 слов

Эссе о театре ионеско

... подчеркнуто аномальным. Итак, в завершение нашего исторического эссе о театре абсурда и Эжена Ионеско, можно сказать, что авторское сознание в драматическом произведении ... и лингвостилистические средства мастерства. В финале нашего исторического эссе о театре абсурда и Эжена Ионеско скажем, что контраст традиционной композиции и парадоксальных, ... краха всех мировоззренческих подходов к человеку.

В центре внимания авторов не исторические события, а судьбы людей. Больше всего мне запомнились женские образы. Зрителя не может оставить равнодушным судьба Марфы, поступок Любаши. Оправдать его нельзя, но она заслуживает и жалости. Ее песня, печальная, предвещающая несчастливую долю, — песня всех русских девушек, оплакивающих свою горькую судьбу без любви, без «милого друга». Как не похожа она на песню Марфы, пронизанную светлыми надеждами на будущее. Там нет трагичности, звучит она легко. Так парит птица, так льются лучи солнца. Столько чувств в каждом слове! Я невольно повторяла какие-то движения актеров, даже не осознавая этого.

Поражают воображение декорации спектакля. С какой тщательностью воссоздали художники черты древнего быта! Боярский терем и парадные палаты Ивана Грозного, купол православного храма и крыльцо с резным украшением – все это ценно для нас, так как увидеть сейчас их можно только на сцене театра. Очень трогательно выглядят скамейка перед домом боярина, деревце, калитка в жилище лекаря. От каждой детали быта, одежды веет стариной, забытой красотой.

Три с половиной часа мы жили в другой эпохе, чувствовали по-другому. Музыка, игра актеров, декорации – мир, где я не чувствую себя чужой. Спектакль позволил мне многое пережить, ощутить сопричастность всему происходящему на сцене.

***

Урок творчества

Эссе Гордеевой Марины, ученицы 7 «Б» класса МАОУ «СОШ № 40»

(учитель — Т.И. Арчакова)

22 февраля вместе с учениками нашей школы я участвовала в проекте «Дети на оперной сцене».

Мы долго готовились: слушали музыку, смотрели видеозаписи, где поют прославленные мастера. Казалось, причин для волнения нет: слова выучены, сарафан сшит хорошо, кокошник сделан добросовестно, косички заплетены. Первое действие уже началось, мы смотрим на происходящее из-за кулис.

Но вот настало время выходить на сцену. Сразу все пошло не так, как я ожидала. Спокойствие мое улетучилось в одно мгновение. Я сразу почувствовала на себе сотни взглядов. Казалось, внимание всего зрительного зала сосредоточено именно на мне, на том, как я пою, как дышу, правильно ли все делаю. А еще свет софитов и телекамера! Как трудно было справиться с собой! Я совсем не сразу обрела спокойствие и собранность и первые секунды не только не помнила, о чем пою, не знала – дышу ли?! Потом все время смотрела на актеров и дирижера, чтобы увериться, что все идет, как надо.

Вторая песня была труднее, но веселей и задорней. Волнение уже улеглось. Помнила обо всем, чему учили: сохранять темп, четко проговаривать слова.

За несколько минут, проведенных на сцене, получила массу впечатлений и удовольствия. И чувство ответственности (нельзя подвести школу, своих учителей, артистов), и чувство гордости (в тот момент я тоже была оперной певицей!) переполняли меня. Хотелось, чтобы песня не заканчивалась!

Во втором действии пели другие ребята. Я понимала, что они испытывают то же самое, так же хотят продлить минуты выступления. Я гордилась ими, гордилась школой, своим городом, где есть такой театр, где профессиональные актеры не считают для себя недостойным петь с ребятами из обычной школы.

15 стр., 7097 слов

История русского театра

... вкусы зрителей. Возникновение театров в России было вызвано ростом абсолютизма, развитием школьного дела, ... немецком языке, вольное переложение ее на русский язык сделал подьячий посольского приказа Петр ... и действие продолжалось уже под сопровождение песен. Иногда круг - хоровод - разрывался, ... показал дрессированного льва. Скоморохи разыгрывали диалогические сцены, в которых один притворялся глупым ...

Мы знаем только азы музыкальной грамоты, но выступление на сцене стало для меня самым интересным, ярким, запоминающимся уроком.

После спектакля веселились, смеялись, позировали перед фотоаппаратом. Никто не хотел расходиться – так переполняли эмоции.

Но все это было потом! А перед этим, стоя в двух шагах от края сцены, я поняла, какой труд вложен в каждый спектакль, в каждую спетую музыкальную фразу. Теперь я знаю: театр – это не только праздник. Театр – это труд и самоотверженность всех, кто там работает. Это главный жизненный урок, который усвоили мы все.

***

Воспоминания об оперной сцене

Эссе Хохряковой Дарьи, ученицы 7 «А» класса МАОУ «СОШ № 105»

В тот момент, когда учительница сказала мне, что я буду выступать на оперной сцене, у меня было такое чувство, что я лечу на Луну. Я, простая семиклассница, на Сцене, в нашем знаменитом Театре, рядом с оперными певцами! Просто дыхание перехватывало.

Конечно, предстоял большой труд. Того, что я хорошо пела в школе, конечно было недостаточно. Мы очень много репетировали, я даже не представляла, что надо столько всего подготовить, хоть наша роль в постановке была совсем небольшая.

Участие в этой опере принесло и еще одну пользу. Я подтянула знания по истории. Захотелось побольше узнать про времена Ивана Грозного, про ту эпоху, в которой развивается действие оперы. После этого я специально прочитала побольше про Римского-Корсакова, ведь интересно было, почему композитор решил написать оперу именно про то время.

Когда мы начали репетировать в оперном театре, казалось, что я попала в другой мир. Вот оперное закулисье, подготовка постановки. А вот оперные певцы, которые могут творить чудеса голосом. В жизни они такие простые, неформальные, с ними легко общаться. Мне кажется, теперь я очень много знаю о театре, как будто прикоснулась к великому таинству. И в эту тайну посвящены лишь избранные, среди которых и я!

Хоть и прошло уже несколько недель, но в душе у меня до сих пор восторг и радость. Я уверена, что память об этом событии останется со мной на всю жизнь. Своим детям и внукам я обязательно буду рассказать, что когда была совсем маленькой девочкой, мне довелось прикоснуться к великому искусству.

Теперь мною гордятся родители. Для них я больше не маленькая девочка, а уже взрослый человек, который добился чего-то важного своими силами.

***

Я в оперном театре

Эссе Мурашовой Ксении, ученицы 7 «А» класса МАОУ «СОШ № 105»

Раньше я думала, что способ чего-то добиться, прославиться, стать знаменитой, это например, попасть на какое-нибудь реалити-шоу на телеканале. Теперь же я понимаю, какой глупой была. Добиться многого можно только трудом, а не такой ерундой.

14 стр., 6678 слов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ , «Актуальность театра в современном мире»

... на наш взгляд, именно искусство театра, поэтому на него необходимо обратить особое внимание, как на источник обогащения культурной и духовной жизни современного школьника. Анализируя данные исследования и ... к определенному виду искусства, я теперь относила лишь тех, кто называл это искусство наиболее предпочтительным среди других, либо отметил его как одно из любимых развлечений И ...

Все те недели, что мы готовились к участию в опере «Царская невеста» были очень сложными. Мы много репетировали, придумывали костюмы, оттачивали буквально все и старались ничего не упустить. Но это было настоящее волшебство. Сейчас это самое яркое мое впечатление и, наверное, даже самое большое приключение.

Когда мы пришли на репетицию в театр, то с артистами я почувствовала себя на равных с самого начала. Возникло чувство единения – все мы вместе участвовали в постановке, и титулованные артисты и мы, всего лишь школьники, которые впервые попали на сцену. Но страшно перед таким количеством искушенных зрителей не было, все вместе делали общее дело – несли радость людям.

Знакомство с дирижером, хормейстером, солистами, было как знакомство с великими людьми. Понравилось, что великие люди очень простые и легкие в общении и мне было очень комфортно в их компании.

После всего, я могу сказать, что выход на сцену дал ощущение, что в жизни многого можно добиться. Это придало уверенности в своих силах. Теперь я знаю, что к своей цели надо идти с высоко поднятой головой, ничего не бояться и все будет по плечу.

***

Есть чем гордиться!

Эссе Ярусовой Анны, ученицы 7 «Б» класса МАОУ «СОШ № 12»

Очередная встреча с оперой… Теперь это «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова. Его музыка с самого начала пленяет зрителей и уже не выпускает из своей власти. Настолько она мелодична, красива, величественна, проникновенна! Ни одна опера раньше не вызывала у меня таких эмоций!

Мне казалось, что я переживаю так же, как герои на сцене и , судя по тишине в зале, так же, как другие зрители. Хотя опера не современная, события, которые в ней описываются, разворачиваются в эпоху Ивана Грозного, но чувства героев, я думаю, понятны во все времена. Это эгоизм Грязного, наивность Лыкова , коварность Бомелия…, но самым главным чувством, которое пронизывает всю оперу является, конечно, любовь. Она затронула многих героев оперы. И получилось, что это чувство может иметь разную окраску, а в опере любовь у каждого героя своя: Бомелий испытывает чувство к Любаше, Любаша — к Грязному, Грязной — к Марфе, Марфа — готовиться к свадьбе с Лыковым. У каждого свое понимание этого чувства…На всем протяжении оперы ощущалось присутствие царя — Ивана Грозного. Он — безмолвен в опере, но, пожалуй, он один из самых важных, т.к. незримо определяет судьбы всех героев.

Я думаю, что в восприятии оперы было важно все — декорации, которые были яркими и помогали передать дух того времени, костюмы, которые были очень красивыми, голоса артистов оперы, сильные, мощные, каждое слово понятно. Но главное — это музыка — она передает все эмоции, которые не передать ни словами, ни костюмами, ни декорациями. А музыка оперы очень-очень проницательная, мелодичная.

8 стр., 3681 слов

Знаменитые оперные театры мира

... Это произошло через год после премьеры его оперы "Риенци". Вскоре после его назначения на сцене театра состоялись премьеры двух других его опер - "Летучий голландец" (1843) и "Тангейзер" (1845). ... - и всему миру понятно, в каком городе будут проходить Игры. Сиднейский оперный театр - единственное здание XX века, вставшее в один ряд с такими великими архитектурными символами XIX, ...

Мне понравилось, что в «Царской невесте» приняли участие дети. Они отлично показали весь свой талант и артистичность. Если бы я не знала, то и не подумала бы, что выступающие дети такие же как я и мои одноклассники, неопытные в плане оперы артисты. Я думаю, мысль об участии детей из обычных школ в оперном спектакле очень хорошая, хотя роль оперного артиста непростая. Но тем и увлекательней! Я сама хотела бы попробовать себя в этой роли! Опера нужна человеку, ведь она делает нашу жизнь интереснее, заставляет задуматься, вызывает эмоции, а значит, преображается душа. Сейчас очень много в искусстве современного, нового, но Римский-Корсаков — это наша русская музыкальная классика. И России есть , чем гордиться!

***

Дебют на оперной сцене

Эссе Ярковой Александры, ученицы 8 класса МАОУ «СОШ № 145»

24 февраля этого года театр оперы и балета города Перми в очередной раз собрал поющих детей из разных школ для того, чтобы они приняли участие в постановке оперы «Царская невеста».

Когда я узнала, что у меня есть возможность выйти и спеть на сцене оперного театра, то я очень обрадовалась и сразу же согласилась. На репетициях мы старались запоминать все, что нам говорили и показывали. Учили текст и движения.

И вот, настал тот долгожданный день, когда театр радушно открыл свои двери гостям и жителям города Перми. Прозвучал первый звонок, второй, третий. В зале погасили свет, за кулисами чувствовалось волнение. Занавес открылся, раздались аплодисменты, началось первое действие. Зрители были увлечены тем действием, что происходит на сцене. Стоя за кулисами, наблюдая за действием, я прислушивалась к словам, вживаясь в образ. Я чувствовала все происходящее на сцене так, как будто я нахожусь в той самой Александровской слободе в 1572 год у. Но закончилось первое действие и кулисы медленно закрылись, включился свет — антракт. Мне кажется, что это был самый волнительный момент для меня. Так как я знала, что через несколько минут мне нужно было выйти на сцену.

И вот уже прозвучал третий звонок, снова погас свет. Я вышла на сцену, занавес открылся, и сердце просто замерло от волнения. Хоть из-за яркого освещения я и не видела зрителей, но ощущала каждый взгляд на себе.

Я попала в совершенно другой мир, будто по волшебству перенеслась через столетия в 16 век. Там все по-другому, не так, как сейчас. Страха у меня, девушки того времени, не было. На сцене все (народ) общались между собой – это придавало мне уверенности. В какой-то момент появились опричники, они наводили страх и ужас на народ. После того как они ушли, мы начали разговор о царской свадьбе. Надо же, свезено сорок сороков девок, а выбрать нужно всего одну! Этот разговор отвлек нас от жутких мыслей об опричниках, нам всем стало интересно, кого же выберет царь. Но вот, настал тот момент, когда мы попрощались друг с другом и нужно уходить со сцены. Мне, школьнице 21 века, было весело и грустно одновременно. Хотелось остаться и петь дальше. Меня переполняли положительные эмоции. Такое ощущение, будто ты совершил что-то невероятное, невозможное… После второго действия я прошла в зал и досмотрела оперу до конца. На следующий день я спрашивала себя: «Неужели я выступала на сцене знаменитого пермского театра оперы и балета?» Да, я пела в пермской опере!

11 стр., 5313 слов

Сочинения пушкина на сцене русских театров

... на театр как на трибуну в дальнейшем разовьют Гоголь, Островский, Салтыков-Щедрин и многие другие русские писатели и драматурги. Пушкин ... благопристойнее, вообще имеет более благородства на, сцене, более уважения к публике, тверже ... героя, выносить приговор. Исследованию родной жизни и должен подчинить драматический поэт ... самих актеров и авторов пьес, опер, балетов. Заседания общества «Зеленая лампа» ...

В тот вечер я получила массу новых впечатлений. Этот день запомнился мне как огромный праздник. Ведь такой шанс дается очень редко. Я очень надеюсь, что это было не последнее мое выступление на сцене оперного театра. И если в следующем году у меня будет такая же возможность, то я обязательно соглашусь!

***

Первое знакомство с театром

Эссе Смолиной Татьяны, ученицы 8 «Б» класса МАОУ «СОШ № 145»

Затерявшийся в глубине сквера Пермский академический театр оперы и балета в будний день всегда тих и безлюден, если нет спектакля, парадный подъезд свободен от толчеи и редкие прохожие никак не тревожат его массивных дверей. Кажется, театр дремлет. И вот в один из таких непримечательных дней собралась в театральном сквере наша шумная стайка. Для нас открылась «потайная» дверь с «теневой» стороны здания, откуда вход вовнутрь разрешен лишь посвященным лицам, для кого театр – не вечерние часы досуга, легкое развлечение , а дело всей жизни, служение и труд, поиск и озарение. Мы выстроились гуськом, кто-то сказал «входите», и я, затаив дыхание, сделала шаг, и вот я в театре.

Сразу же меня ожидало первое удивление: театр предстал не тихим мирком, похожим на музей, наполненный покоем и древностью, а живым, взбудораженным организмом, этакий закипающий котел в предвкушении вечернего пиршества. Все вокруг дышало, двигалось, шумело и звучало. Шла подготовка к спектаклю. Нужно было создать атмосферу города иной эпохи, с архитектурой того времени, характерными чертами быта, домашней утвари, нарядов и прочее. Музыка оперы задавала тон всему действу, и вот уже каждый его участник становится частью общего замысла. Я, осознав всё, ужаснулась: вошла в театр ученица школы №145, а на сцену выйдет девица из народа стародавнего времени и никак иначе, потому что вокруг меня неотвратимо возникал другой мир.

Сегодня мне не быть в зале, не сидеть в удобном кресле, сегодня я играю, я нужна театру, ему не обойтись без меня, так распорядилась судьба, мне выпал случай, и я не верю своему счастью.

Но что же делать сейчас? Видимо, нужно как — то готовиться, но как? Текст я знаю.. Нужно просто погрузиться в ожидание, отвлечься, чтобы не перегореть, но легкая тревога холодком блуждает по душе, и мне странно было видеть, что и большие, настоящие актеры испытывают что-то подобное. Театр главенствует: подчиняет себе и сочинителей, и исполнителей, и всех прочих слуг своих. Театр требует полной душевной отдачи от каждого, взявшегося служить ему верой и правдой, но взамен театр облагораживает душу человека, наполняет мудростью, согласием с окружающим миром и с самой жизнью.

7 стр., 3467 слов

История театров Башкортостана

... — Башкирский государственный академический театр драмы им. М.Гафури, Башкирский государственный театр оперы и балета, Государственный академический русский драматический театр, Уфимский государственный татарский театр «Hyp», а также имеющие башкирскую и русскую труппы Национальный молодежный театр им. М.Карима и Башкирский государственный театр кукол. В ...

И город Пермь, и вся Россия за последние сто лет претерпели колоссальные изменения, мир рушился и воскресал, преобразился до неузнаваемости, но, как и век назад, не изменившись ни на йоту, идет «Царская невеста», русская классическая опера, как особо оберегаемое сокровище.

Вот, наконец, и мой выход.

Только бы не споткнуться, не чихнуть (сколько, оказывается, может произойти с человеком всяких несуразностей, раньше и в голову не приходило).

Пусть будет что угодно, но потом. Через пять минут. Через десять. Одно дело школьное представление, концерт среди своих, для своих, а здесь и сейчас, среди маститых певцов, при таком почтенном собрании, наступить на гвоздик и резким взвизгом заглушить оркестр, как — то не хочется.

Конечно, все прошло хорошо. Как — то очень быстро все кончилось. Было забавно увидеть (или представить) со сцены педагогов и родителей, сидящих в зале неподвижно, боящихся скрипнуть креслом. Было занятно предстать перед ними во всем блеске и показать, что я сама, без их подсказок знаю, что и как мне делать.

Так хочется надеяться, что теперь всегда мной будут только любоваться и … слушать затаив дыхание.

Спасибо, тебе, театр, и за это.

***

Жизнь оперы изнутри

Эссе Шавшуковой Любови, ученицы 8 «Б» класса МАОУ «СОШ № 145»

Ученикам нашей школы предложили принять участие в проекте «Дети на оперной сцене» и петь в хоре оперы «Царская невеста». Согласились немногие, и, признаться честно, когда поступило такое предложение, я наотрез отказалась. Ведь эта такая ответственность! Но, хорошо поразмыслив, я решила, что это очень интересно и можно получить массу новых ощущений.

Время шло. Мы читали пьесу, рассуждали об истории России, учили свои партии… В театре было всего две репетиции, но за эти несколько часов мы по-настоящему ощутили себя частью театра. Оперные певцы давали советы, как лучше преподнести свой образ зрителю, дирижер управлял нами. Даже приезжала телевизионная группа, чтобы снять нашу репетицию!

С точки зрения зрителя, время в торжественном и строгом здании театра вечно и никуда не торопится. Но как только ты попадаешь за кулисы … Время бежит со скоростью света, оно не терпит опозданий и задержек. Вообще, жизнь театра оказалась совсем не такой, как я себе её представляла. Мне казалось, что все будет очень размеренно, будет ясно кому и что делать и где взять свой костюм. Но оказалось, что многое придется решать и делать самому по ходу.

На сцене нужно полностью отдаваться своим чувствам, а чтобы зрители тебе поверили, нужно окунуться в жизнь и быт тех людей, в чью жизнь мы «попали». У наших героев своя судьба, своя жизнь, и если бы к ним, жителям России 16 века, попали наши современники, я думаю, что их привычная жизнь была бы нарушена. Мы поняли, что играть нужно так, как чувствуешь, но нельзя «разрушать атмосферу» того времени.

10 стр., 4791 слов

Итальянский оперный театр XIX века

... истории, действующие лица переименовывались, драматургия оперы кромсалась. Гонениям подвергались и оперные труппы. Они не имели права ... году появился «Вильгельм Телль», написанный для французской сцены. Он стал одновременно и вершиной, и концом ... французской комедии приближены к действующим лицам итальянского народного театра. Показ определенных типов в комическом преломлении напоминает драматургию ...

24 февраля. Вот и настал долгожданный день нашего выхода на сцену Пермского академического театра оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского (страшно, верно?).

Открывается занавес, оркестр играет первые ноты. Мы оказываемся у церкви, отпели вечернюю службу, и между жителями завязывается разговор. Вроде бы все так просто, но когда ты стоишь на сцене, голова не думает. И 8-10 минут, которые мы были на сцене, пролетели в один миг!

Этот вечер был сплошной суматохой: то костюмы не подошли по размеру, то неизвестно, с какой стороны выходить на сцену и где же тот человек, кому нужно дарить букет?! Одним словом — суета, одни переживания.

Но вечер сменяется ночью, расходятся зрители и артисты. А у нас на всю жизнь останется в памяти день, когда мы были частью огромного театра, частью театральной семьи. И были не просто детьми на оперной сцене, а настоящими оперными певцами.

История России на сцене театра

Эссе Соснина Юрия, ученика 6 класса МАОУ «СОШ № 145»

Автор оперы «Царская невеста»– Николай Андреевич Римский-Корсаков — великий русский композитор, создавший много опер и симфонических произведений. «Царская невеста» написана по драме Льва Александровича Мея. Мей – русский поэт, сюжеты его драм в стихах «Царская невеста», «Псковитянка» и «Сервилия» послужили основой опер Римского-Корсакова.

Действие оперы «Царская невеста» происходит в XVI веке – жестоком веке опричнины. Иван Грозный в 1565 году создал опричное войско – гвардию, задачей которой было «выметать и выскребать измену». Внешним знаком опричников были голова и метла. При подозрении в измене опричники могли конфисковать имущество и казнить любого боярина, а отвечали за свои поступки только перед царем. Опричники обладали неограниченной властью и использовали ее в своих целях.

В основе оперы лежит историческое событие – женитьба Ивана Грозного. Царь устроил смотрины, на которые приехало множество девушек со всей Руси. Марфа действительно была женой Ивана Грозного, но умерла вскоре после свадьбы.

Мей сочинил интересный, сложный и трагический сюжет, раскрывающий причину смерти Марфы.

Боярин Григорий Грязной любит Марфу, но у нее уже есть жених – Иван Лыков. Грязной идет к лекарю за приворотным зельем. Любаша, любовница Грязного, узнав об этом, тоже идет к лекарю за зельем, которое сделало бы Марфу некрасивой. И Грязной, и Любаша подсыпают зелья Марфе. Царь Иван Грозный на смотринах выбирает Марфу, и прямо во время свадьбы опричники забирают ее. Вскоре она умирает, Иван Грозный казнит Ивана Лыкова, обвиняя его в смерти Марфы. Грязной сдается опричникам, прося «разведаться с виновником смерти Марфы». Выходит Любаша и говорит, что это она виновата. Грязной бросается к Любаше и убивает её.

Боярин Грязной, желая добиться любви Марфы, разрушил жизнь и ей, и Любаше, и Ивану Лыкову – жениху Марфы, и себе.

4 стр., 1703 слов

История русской оперы. Оперное творчество М. Глинки. М. Мусорского, ...

... оперы  Деятелям русской оперы приходилось учиться оперному мастерству па образцах западноевропейской оперы и одновременно отстаивать независимость своего национального направления. Эта борьба на долгие годы стала условием существования русской оперы, принимая на ... темы: 1.Возникновение русской оперы. Здесь исследовалась история возникновения оперы в России. Выявлено, что  Первые русские оперы ...

Из оперы мы многое узнаем о том времени. Мы видим быт того времени: деревянные избы, терема, широкие скамьи, самовары – все это на сцене. Артисты одеты так, как одевался русский народ той эпохи. Крестьяне носили сарафаны, рубахи с кушаками. Бояре наряжались в красивые кафтаны, богато украшенные драгоценностями. Всё ярко, величественно. Также мы узнаем некоторые особенности жизни XVI века. Русский народ был очень верующим, в каждом доме висели иконы с ликами святых. «Иконы» были расположены в глубине сцены, но глаза святых такие выразительные, что казалось, будто они смотрят прямо на тебя. Меня восхитила речь героев оперы. Плавная, мелодичная, наполненная нежными обращениями друг к другу. Отношение младших к старшим очень уважительное.

Страшно бесправие простых людей. Опричник, как это сделал Григорий Грязной, мог просто выкрасть понравившуюся девушку и оставить ее у себя в доме. Поражает своеволие и жестокость царя. Он, из-за своего желания жениться, рушит судьбы многих людей.

Мне понравилась сама опера, и то, как она показывалась в театре. Мне понравились декорации, песни, музыка. Но главное в постановке то, что в ней учувствовали дети.

***

Любовь — это святое чувство

Эссе Краснопёровой Ольги, ученицы 6 класса МАОУ «СОШ № 145»

Опера — какое маленькое слово, всего пять букв! Но за этими буквами многое стоит. Это и игра актёров, проживающих судьбы своих персонажей, это и прекрасная музыка, завораживающая зрителей своими переливами и разнообразием красок, это и декорации, уносящие нас далеко-далеко от современного мира в захватывающую историю нашего государства, и, конечно же, это голоса артистов, мелодичное, искреннее и пронизывающие до глубины души пение. Всё это настолько прекрасно, что теряешь счёт времени и перестаёшь ощущать себя человеком, который просто сидит в кресле оперного театра, чувствуешь, как история всё больше окутывает тебя.

Я сидела в большом зале оперного театра и ждала начала оперы «Царская невеста». Бордовый занавес закрывал сцену. Вокруг было шумно и людно, всюду царила суматоха. Зрителям не терпелось погрузиться во времена Ивана Грозного. Раздался третий звонок, и разговоры стихли. Свет медленно погас. Зазвучала грозная, устрашающая мелодия. Я немного насторожилась, понимая, что в этой опере будут и трагические события, но скоро тревожную мелодию сменила безмятежная и спокойная. Я услышала в этой мелодии что-то лёгкое и беззаботное, я сравнила её с молодой красивой девушкой, которая не знает горя и живёт счастливой жизнью.

Удивительно! Занавес ещё не открылся, а музыка уже рассказала нам о том, что в опере будут и любовь, и счастье, но произойдёт и что-то трагическое.

Занавес медленно открылся и перед зрителями распахнулись палаты боярина Григория Грязного. Длинный дубовый стол, узкие окна, роскошные скатерти выглядели очень реалистично. Григорий сидел за столом в глубоких раздумьях. Впервые в жизни он по-настоящему полюбил Марфу, но она просватана за Ивана Лыкова. Мне стало жаль Григория Грязного, ведь это очень тяжело, когда любишь человека, но не можешь быть с ним вместе. Чтобы забыться, Грязной устраивает праздник. Приходят гости, среди них — Иван Лыков, царский лекарь Елисей Бомелий, Малюта Скуратов. Меня поразили их красивые костюмы — красные сапоги и расшитые золотом кафтаны. Актёры выглядели в них очень величественно. Григорий приглашает в зал свою любовницу Любашу. Она выходит на сцену плавно и грациозно, как белоснежный лебедь скользит по воде. Любаша начинает петь прекрасным нежным голосом печальную песню о том, как она променяла своих подруг и батюшку родимого с матушкой любимой на друга сердечного – Григория Грязного. Когда гости стали уходить, Грязной попросил Бомелия остаться и спросил про волшебное зелье, которое заставит Марфу полюбить его. Их разговор подслушала Любаша.

В антракте зрители бурно обсуждали оперу. Мы с Дашей попытались представить, что же будет дальше. Мы предположили, что Григорий Грязной останется с Любашей, потому что только она любила Грязного и души в нём не чаяла, а Марфа не обращала на Григория никакого внимания.

Вечером Любаша приходит к Бомелию и просит отравляющее зелье, чтоб отравить Марфу. Мне это не очень понравилось, хотя и в настоящей жизни так бывает. Чего только люди не делают ради любви.

Среди избранниц Ивана Грозного были Дуняша и Марфа. Грязной предлагает за это выпить, наливает в бокалы мёд, Марфе подсыпает зелье. Но Любаша поменяла зелья и вместо приворотного тот подсыпает девушке отравляющее. Неожиданно в дом приходят бояре и говорят, что царь выбрал в жёны Марфу.

Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её губит неизвестный недуг. Появляется Грязной и говорит, что под пыткой Лыков признался в том, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён. В этот момент у меня мурашки по коже побежали. Неужели Лыков был казнён за то, чего он не делал! Марфа, в безумии, принимает Грязного за Лыкова. Грязной, видя страдания любимой, сознаётся в том, что это он подсыпал зелье для приворота. Я очень удивилась, до этого момента я считала Грязного бесчувственным и даже жестоким человеком (как он с Любашей поступил), но теперь я изменила своё мнение о нём. Грязной действительно любил Марфу и не желал ей зла.

Появляется Любаша и рассказывает, что она подменила зелье, от того Марфа и зачахла. Безответная любовь к Грязному, предавшему её, не угасла в её сердце. Любаша не выдержала мучений любимого и созналась в преступлении.

В гневе Грязной зарезал Любашу.

Кажется, что опера о давно прошедших днях, о трагедии, произошедшей несколько веков назад, но она о вечном : о любви, о предательстве, о верности, о боли и радости, и потому опера интересна современному зрителю. Эта опера учит нас тому, что любовь нельзя завоевать силой, нельзя купить или украсть, нельзя добиться хитростью и коварством. Любовь — это святое чувство, необъяснимое, но очень важное.

В те времена люди умели беречь любовь, дорожить ею, потому что это сокровище могли у них отнять и знатные бояре, и сам царь, взяв в жёны не по любви молодую девушку, а потом бросить её.

***

Опера в жизни моей семьи

Коллективное эссе учащихся МОУ «СОШ № 9» им. А.С. Пушкина

Опера – искусство классическое и высокое. К опере принято относиться с великим почтением… Такие слова я часто слышу у нас дома. И это неспроста. Моя семья любит и ценит оперу как-то по-особому. Каждый раз, когда речь заходит о той или иной опере, у моих родителей загораются глаза. Они без устали часами рассуждают, оценивают и, конечно, восхищаются игрой актёров, постановкой того или иного музыкального произведения.

Когда я был совсем маленьким, моё отношение к опере было однозначным: дождаться антракта, чтобы купить в буфете что-нибудь вкусненькое.

Опера мне стала ближе и родней относительно недавно. С одной стороны — все разговоры об опере у нас дома, с другой стороны — увлекательные и познавательные уроки музыки в школе, сделали своё дело. Я стал понемногу понимать и оценивать прелести оперного искусства, ощущать себя в оперном театре действующим лицом, непосредственным участником предлагаемых спектаклем событий. И уже сам с большим интересом рассуждаю с моими родителями о той или иной опере.

Конечно, в полной мере понять, осмыслить и оценить по достоинству великие оперные произведения я пока не могу, но, мне кажется, надёжный фундамент в этом начинании уже заложен, а всё остальное – дело времени.

Мне близко высказывание П.И. Чайковского: «Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях – всего народа».

Мовсесян Давид, 5а класс.

На протяжении семи лет на уроках музыки мы знакомимся с оперным искусством.

В детском саду мы пели разные детские песенки, но когда я пришла в первый класс и на уроках музыки мы стали исполнять настоящую оперу, я почувствовала себя оперной певицей.

С третьего класса я являюсь участницей проекта «Дети на оперной сцене». Мне посчастливилось выступать в операх «Князь Игорь», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Царская невеста». Это было очень здорово! Из всех этих опер мне больше всего понравилась «Царская невеста», в этой опере у нас были очень красивые костюмы и кокошники.

Нельзя сказать, что опера занимает большое место в моей жизни. Моя семья нечасто ходит в оперный театр, мы чаще посещаем ТЮЗ, и Театр-Театр, но участие в замечательном проекте «Дети на оперной сцене» точно оставило след в моей памяти.

Токарева Богдана, 7в класс.

Эта история началась, когда нам было предложено участвовать в проекте «Дети на оперной сцене».

Было очень интересно выступать плечом к плечу с профессиональными оперными певцами. Наши родители, приходя на выступления, не перестают удивляться хорошей певческой и сценической подготовке юных артистов.

Теперь у нас дома есть много фотографий, где я в разных костюмах представляю героев различных оперных спектаклей на сцене театра. Мои близкие, рассматривая их, восхищаются костюмами, да и просто хвалят меня за то, что я выступаю на большой оперной сцене.

Ефимова Александра, 6в класс.

Опера для меня и моей семьи – это не просто поход в театр. Пермский театр оперы и балета находится недалеко от моего дома, и, когда я был маленьким, мы часто всей семьёй гуляли в театральном сквере.

Несколько лет назад наша семья участвовала в конкурсе «Лучшая семья театральных зрителей» и была награждена билетами на премьерный спектакль – оперу «Призраки Рождества». Все вместе мы слушали её в канун Рождества.

Участие в проекте «Дети на оперной сцене» позволило мне не только слушать оперные сочинения из зрительного зала, но и самому принимать участие в их создании и исполнении.

Предварительно изучив историю, связанную с событиями конкретной оперы, мы разучиваем арии главных героев, поём хором, разыгрываем спектакль по ролям. На репетициях в театре узнаём, когда нам выходить и как действовать на сцене. Мне это очень интересно.

Дома я посвящаю своих родителей в тайны театрального искусства, помогая им постигать искусство оперы.

Симонов Кирилл, 6в класс.

Раньше я и моя семья очень редко посещали оперу, но после моего поступления в школу всё изменилось. Опера стала частью нашей жизни. Дыханием стал проект «Дети на оперной сцене» и моё участие в нём.

Каждый год я жду того дня, когда нашему классу предстоит выйти на сцену театра. Столько эмоций, и эта душевная радость в преддверии предстоящего действа!

Выход на сцену – это томительно и даже немножко страшно. Столько переживаний и волнений, создаётся ощущение, что сейчас ты выйдешь и на тебя будет смотреть весь зал, один неловкий взмах рукой, шаг или мимика лица – и всё – конец и провал. Но это всего лишь ощущения, ведь на самом деле всё выходит хорошо, ты сделал всё как надо. С каждым годом я чувствую себя на сцене всё более уверенно.

Прежде, чем выступить, безусловно, нужно подготовиться. В классе на уроках музыки мы разучиваем все необходимые мелодии для исполнения оперы, а дома я пытаюсь подражать оперным певцам. Хотя это не всегда получается, но я стараюсь, получается очень забавно!

Жить оперой – значит жить полной жизнью. Мне бы очень хотелось продолжить выступления на оперной сцене!

Ватуллин Алексей, 4б класс.

Мои родители, бабушки и дедушки по своим профессиям далеки от мира искусства, поэтому опера в жизни моей семьи всегда занимала очень скромное место. Походы в оперный театр были крайне редки и случайны. Моё участие в проекте «Дети на оперной сцене» позволило привлечь к постижению музыкального искусства всю мою семью.

В процессе подготовки очередного оперного спектакля на школьных уроках музыки мы досконально изучаем его содержание: разбираем каждую фразу, каждую реплику героев.

Наши семьи невольно становятся свидетелями и участниками нашей подготовки, потому что дома мы делимся со своими близкими впечатлениями, полученными на уроках. Затем родители, дедушки и бабушки в день постановки приходят в театр в качестве заинтересованных и подготовленных слушателей оперного спектакля, вызывающего их неподдельный интерес.

Сейчас я с гордостью думаю, что мы со своей семьёй можем слушать оперу, можем понимать её и любить. Мне же посчастливилось увидеть рождение волшебного мира оперы не только из рядов зрительного зала, но и со служебного входа, за кулисами, в непосредственной близости от её профессиональных создателей.

Софронова Полина, 6в класс.

А я верю!

Эссе Трониной А., ученицы 9 класса МАОУ «Гимназия № 8»

(учитель — Т.В. Попова)

22.02.13.

В зале нет пустых мест. Здесь любители музыкального искусства и родители, педагоги, одноклассники и приятели тех, кто ещё утром сидел за школьной партой, сегодня на равных с народными артистами расказывает историю трагической любви Григория Грязнова.

Соню Внутских

Спасибо!

***