Итальянский оперный театр XIX века

Контрольная работа

ВВЕДЕНИЕ

Особое место в общественной жизни Италии занял оперный театр. И в предшествующие исторические периоды его было велико — это исконно национальная традиция Италии. Но сила социального воздействия музыки необычно возросла в годы беспощадных гонений со стороны австрийской полиции и иезуитов на малейшее проявление свободолюбивой мысли. Наряду с богатейшим народно-песенным наследием революционным фольклором, любимые оперные мелодии отечественных композиторов способствовали подъему чувств эмоционального самосознания, патриотизма. Когда любые собрания были запрещены, ложи музыкальных театров становились местом встреч, широкого общения различных слоев городского населения.

Чужеземные поработители и католические реакционеры, учитывая большое общественное значение музыкального театра, чинили всевозможные препятствия его развитию. Новые произведения проходили строжайшую цензуру, в них беспощадно зачеркивалось все, что хоть сколько-нибудь напоминало о современном положении итальянского народа. Время действия передвигалось в глубь истории, действующие лица переименовывались, драматургия оперы кромсалась.

Гонениям подвергались и оперные труппы. Они не имели права планомерно строить свой репертуар; время для театральных спектаклей строго ограничивалось двумя сезонами в год — так называемые «стаджони». Оперные труппы были вынуждены вести преимущественно кочевой образ жизни, находясь в полной зависимости от частных антреприз. Кабальные условия работы вызывали необходимость в максимальном сокращении артистического состава, особенно за счет хора и оркестра, и в выдвижении на первый план, в ущерб ансамблю, оперных премьеров-солистов. Это порождало произвол певцов, их одностороннее увлечение bel canto (то есть мастерством пения), приводило к пренебрежению музыкальной драматургией, сценическим воплощением образа, художественной цельностью спектакля.

С другой стороны, конкуренция оперных организаций стимулировала создание большого числа новых произведений, так как согласно практике «стаджони» показывалось обычно больше премьер, чем повторений уже созданных спектаклей. Лишь самые выдающиеся композиторы того времени, такие, как Россини, Беллини, Доницетти, Верди, могли рассчитывать на сохранение лучших своих произведений в репертуаре трупп.

Такая практика заставляла итальянских композиторов быстро и много писать. Статистика показывает, что, например, за годы 1840—1885 в Италии дано более пятисот премьер (среди них восемнадцать принадлежали Верди!) или, иначе говоря, в год создавалось в среднем от тридцати до сорока новых опер. Композитор, зажатый в краткие сроки между двумя «стаджони» (к тому же он нередко писал по заказу различных оперных трупп, то есть одновременно работал над несколькими произведениями), более следовал рутине, не выходил за рамки установленных норм, нежели пытался ставить перед собой новые и смелые творческие задачи.

10 стр., 4901 слов

Роль музыки в создании образа спектакля

... музыка в драматическом театре неизбежно занимает подчиненное положение. Но, несмотря на это, в спектакле ... в различных городах России. В массовых празднествах и представлениях используются различные стили музыки — фольклор, церковная, эстрадная, классическая, рок-музыка — в разных сочетаниях, народная и композиторская музыка. ... оперный спектакль, особенно если представление аншлаговое и проходит в ...

Однако, несмотря на эти слабые стороны, итальянский музыкальный театр первых десятилетий XIX века имел значительные достижения.

ГЛАВА I. ДЖОАКИННО РОССИНИ

1.1 Биография Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 года в городе Пезаро в семье городского трубача и певицы. Получив начальное образование, будущий композитор начал свою трудовую жизнь в качестве подмастерья кузнеца. В раннем возрасте Россини переехал в Болонью — тогдашний центр провинциальной музыкальной культуры Италии.

В 1806 году, в возрасте 14 лет, он был избран членом Болонской академии наук и в том же году поступил в музыкальный лицей. В лицее Россини овладел профессиональными знаниями. Большое влияние на него тогда оказало творчество Гайдна и Моцарта. Особый успех в его обучении наблюдался в области техники вокального письма — культура пения в Италии всегда была на высоте.

В 1810 году Россини, окончивший лицей, поставил в Венеции свою первую оперу «Вексель на женитьбу». Через год после этого спектакля он стал известен всей Италии и с тех пор посвятил свое творчество музыкальному театру.

Через шесть лет он сочинил «Севильского цирюльника», который принес ему славу.

Россини было всего тридцать лет, когда его имя стало известно по всему миру, а музыка стала неотъемлемой частью XIX столетия. С другой стороны вплоть до 1822 года композитор безвыездно жил на родине, а из 33 опер, написанных им в период с 1810 по 1822гг., лишь одна попала в мировую музыкальную сокровищницу.

В ту пору театр в Италии был не столько центром искусства, сколько местом дружеских и деловых встреч, и Россини не боролся с этим. Он привносил новое дыхание в культуру своей страны — великолепную культуру belcanto, жизнерадостность народной песни Италии.

Особенно интересными были творческие искания композитора в период между 1815 и 1820 годами, когда Россини пытался внедрить достижения передовых оперных школ других стран. Это заметно в его произведениях «Дева озера» (1819) или «Отелло» (по Шекспиру).

Этот период в творчестве Россини отмечен, прежде всего, рядом крупных достижений в области комического театра. Тем не менее, ему надо было развиваться далее. Большую роль в этом сыграло его непосредственное знакомство с новейшим искусством Австрии, Германии и Франции. Россини посетил Вену в 1822 году, и результатом этого стало развитие оркестрово-симфонических начал в последующих его операх, например, в «Семириаде» (1823).

В дальнейшем Россини продолжал свои творческие поиски в Париже, куда переехал в 1824 году. Причем за шесть лет он написал пять опер, две из которых представляли собой переработку его прежних произведений. В 1829 году появился «Вильгельм Телль», написанный для французской сцены. Он стал одновременно и вершиной, и концом творческой эволюции Россини. После его выхода Россини в возрасте 37 лет перестал творить для сцены. Он написал еще две знаменитых вещи «Stabat Mater» (1842) и «Маленькая торжественная месса» (1863).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

Не понятно, почему в триумфе славы композитор решил уйти с вершин музыкального Олимпа, но бесспорно то, что Россини не принял новые направления в опере середины XIX столетия.

В последние десять лет жизни (1857−1868) Россини увлекся фортепьянной музыкой. С 1855 он безвылазно жил в Париже, где и умер 13 ноября 1868 года. В 1887 его прах был перевезен на родину.

1.2 Опера «Севильский цирюльник»

«Севильский цирюльник» — высшее выражение россиниевского стиля в opera buffa — написан на либретто Стербини по известной пьесе Бомарше. Произведение Россини вытеснило популярную до того оперу Паизиелло на тот же сюжет и переняло ее название. Первоначально опера Россини носила название «Альмавива или Тщетная предосторожность».

Из предшествующих комических опер Россини только «Итальянка в Алжире» (1813), а из последующих «Золушка» (1817) в известной мере приближаются к «Севильскому цирюльнику», хотя они и не обладают присущими этой опере единством стиля и совершенством формы.

«Севильский цирюльник» написан в неправдоподобно короткий срок — примерно за двадцать дней. Это нельзя объяснить только изумительной легкостью, с которой обычно творил Россини. Не исключено, что (как предполагал Верди) большая часть музыки была уже создана в воображении композитора до того, как он практически приступил к записи. Однако не следует недооценивать еще одну возможность. В неимоверной быстроте, с которой была сочинена опера, вне всякого сомнения, значительную роль сыграли и прочные связи ее драматургии с художественной манерой, издавна установившейся в итальянском музыкальном театре. И в самом деле, «Севильский цирюльник» — блестящий пример сочетания старинных, прочно установившихся традиций с новаторскими приемами современности.

Комедия Бомарше, одного из наиболее ярких представителей культуры предреволюционной Франции, была подвергнута существенной переработке. В либретто россиниевской оперы нет ни философской риторичности, ни социальной сатиры, которые придавали в свое время произведению французского драматурга заостренную политическую актуальность.

В музыке «Севильского цирюльника» мало душевной взволнованности, психологичности, ясно проявившихся уже в новом романтическом искусстве современников Россини. В соответствии с традициями итальянской комической оперы, либреттист и композитор максимально демократизировали сюжет, развили и усилили все его комические моменты. Это чисто итальянская комедия — одна из тех, про которые Стендаль говорил, что надо закрывать глаза на все нелепости и «только умирать от смеха и удовольствия».

Персонажи французской комедии приближены к действующим лицам итальянского народного театра. Показ определенных типов в комическом преломлении напоминает драматургию «комедии масок» (монах, ханжа, ученый, слуга, легкомысленная девица, одураченный старик).

Идейный замысел оперы Россини — прославление предприимчивости и смелости и осмеяние косности, тупости и лицемерия — перекликается с типичным содержанием излюбленного национального театра Италии и облекается в близкую ему драматургическую форму.

7 стр., 3146 слов

Художественная культура и литература Италии в XIX веке

... Россини упрекают в поверхностности, в изображении в основном только светлых сторон жизни. Но это явление замечательно тем, что Россини создавал свои произведения в тягостные годы итальянской истории. Например, его знаменитый «Севильский цирюльник» ... и поз интересуют художника. При всей очевидности главенства музыки в художественной культуре Италии XIX века ее развитие было полно различного рода ...

И, однако, при всей связи с искусством прошлого, «Севильский цирюльник» принадлежит новой эпохе.

Россини не повторил, а обновил все музыкально-драматургические приемы старой opera buffa. Остроумие, яркость, блеск, пронизывающие музыку «Севильского цирюльника», были неведомы предшественникам Россини. Именно это новое эмоциональное качество и придает ей современное звучание.

Все огромное мелодическое обаяние композитора воплотилось в этом шедевре.

1.3 Опера «Вильгельм Телль»

Э. М. Гретри

Действие оперы развертывается в 1308 г. в Швейцарии, над которой тяготеет владычество Австрии. Гнет невыносим, и гнев зреет в сердце народа. Олицетворением мужества, патриотизма и свободолюбия являются главный герой оперы — стрелок Телль, старый крестьянин Мельхталь, горец Лейтхольд. Сын Мельтхаля Арнольд в тревоге: он любит австрийскую принцессу Матильду, сторонницу наместника Гесслера. Сначала Арнольд едва не совершает предательства — для того чтобы стать мужем Матильды, он готов служить австрийцам, — но затем под впечатлением трагической гибели отца, казненного по приказу Гесслера, присоединяется к швейцарцам. Телль вызывает особую ненависть наместника, который подвергает его жестокой душевной пытке, приказав сбить яблоко с головы собственного сына. Стрелок сбивает яблоко, но тиран замечает, что для него самого Телль приберег вторую стрелу, и смельчака арестовывают. Горцы готовятся поднять восстание. Буря настигает лодку Гесслера, который везет в темницу Телля. Тот опрокидывает лодку и, добравшись до берега, поражает Гесслера выстрелом из лука. Восстание охватывает Швейцарию. Власть австрийцев сломлена.

«Вильгельм Телль» занимает исключительное место в творчестве Россини: это такая же вершина среди его героико-патриотических опер, как «Севильский цирюльник» — среди комических. Здесь обобщены искания композитора, достигнут синтез драматизма и лирики, мужественного пафоса и жанризма. «Телль» — подлинно романтическое произведение, в котором, сохраняя верность итальянскому национальному характеру, певучей кантилене, Россини стремится воссоздать местный колорит, опираясь на подлинные швейцарские мелодии и ритмы. Впервые в оперном искусстве столь ярко была воплощена тема борьбы за свободу. Драматургия «Вильгельма Телля» строится на контрастном противопоставлении свободолюбивых швейцарцев и австрийских захватчиков. Многообразно и ярко раскрыты в музыке нарастание протеста, гнева, порыва к сопротивлению Композитор преодолел условные традиционные формы в партиях хора и основных героев (в меньшей степени оригинальны партии Матильды и Арнольда).

С необычайным мастерством и выразительностью воплощены образы природы; они даны в неразрывном слиянии с жизнью людей. Пейзаж не только поэтичен и красочен, природа — и могучая, грозная сила (сцена бури).

Успех спектакля в обстановке, насыщенной революционным настроением, был велик. Но вскоре вмешалась цензура, попытавшаяся путем переделки либретто ослабить взрывчатую силу произведения. Ни одна опера Россини не подвергалась таким частым и грубым искажениям. Имя героя оказалось ненавистно консерваторам, и Телль заменялся то тирольцем Андреасом Гофером, то шотландцем Валласом (Париж, 1836).

4 стр., 1771 слов

Биография и интересные факты о Джузеппе Верди

... сенату. На четырех листках нотной бумаги он весьма узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге... речи темпераментных законодателей! 7. Добрый знак Закончив работу над оперой "Трубадур", Джузеппе Верди самым ... 1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873). Умер Верди в Милане 27 января 1901. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ 1. Молодо-зелено Джузеппе Верди однажды сказал: Когда мне ...

ГДАВА II «ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ»

2.1 Биография Третьего ноября 1801 года в бедной семье итальянского церковного органиста родился мальчик Винченцо. Семья Беллини проживала в местечке Катанье на острове Сицилия. Отец Винченцо решил с раннего детства прививать сыну любовь к искусству и стал обучать маленького Винченцо игре на фортепиано.

Семья Беллини жила очень бедно, и если бы не помощь одного из дворян, который выделил средства на дальнейшее обучение, Винченцо вряд ли добился бы мировой известности. Богатый дворянин услышал игру юного Беллини и пришел в восторг, узнав о бедственном положении семьи одаренного юноши, он, не раздумывая, выделил средства на обучение Винченцо в Неаполитанской консерватории Сан-Себастьяно.

Обучаясь в консерватории, Винченцо Беллини пишет свою первую оперу «Адельсон и Сальвини». Премьера состоялась в 1825 году и прошла она с неожиданным даже для самого автора успехом. Тут же Беллини получает заказ на новую оперу, и в 1826 году была закончена работа над второй оперой — «Бьянка и Фернандо». Премьера этой оперы состоялась в неаполитанском театре «Сан-Карло».

Третья опера Беллини «Пират» имела огромный успех, а ее премьера состоялась в миланском театре «Ла Скала». Популярность Винченцо Беллини росла «на глазах». Только пятая опера «Заира» вызвала волну недовольства зрителей. Каждая премьера опер Беллини заканчивалась настоящим триумфом. В 1831 году была закончена лучшая опера композитора — «Норма». К сожалению на премьере зрители не выразили ни восхищения, ни осудили автора, другими словами, премьера прошла незамеченной. Лишь спустя несколько лет, «Норма» получила должный прием зрителей. Вторая неудача постигла Беллини на премьере оперы «Беатриче ди Тенда», которая с шумом «провалилась». Лишь последнее сочинение композитора смогло вернуть ему имя, это была опера «Пуритане». 23 сентября 1835 Беллини скончался в местечке Пюто близ Парижа.

2.2 Опера «Норма»

Опера в четырех действиях (первоначально в двух действиях, но разделенных на четыре картины) на либретто Феличе Романи, основанное на одноименной французской трагедии Луи Александра Сомэ.

Является превосходным образцом традиции бельканто. Заглавная партия — одна из самых трудных в репертуаре сопрано.

В истории итальянского оперного искусства дата первого исполнения оперы Беллини — такое же крупное событие, как премьеры опер Россини, Верди, Пуччини. Постановка «Нормы» знаменовала мощный призыв к единству Италии.

Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица Норма. В ее сердце чувство долга борется с любовью к римскому военачанальнику Поллиону, отцу ее детей. Но Поллион разлюбил Норму и увлечен молодой жрицей Адальджизой. Норма подает знак к восстанию. Поллион схвачен, ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный ее поступком, Поллион следует за ней на смерть.

«Норма» — произведение мощной трагической силы и чистоты стиля. Музыке свойствен высокий гражданский строй, этическое благородство, драматизм выражения. Музыка героична. Центральной идеей оперы является призыв к свержению власти захватчиков. Образ Нормы — один из самых возвышенных и героических в мировой оперной литературе. Ярко выражена в музыке борьба противоречивых чувств: любви, ревности, жажды мести, ненависти. Побеждают долг, верность отчизне.

9 стр., 4415 слов

Анализ музыкальных произведений Джузеппе Верди

... Состоит из сквозных сцен. С большой ролью декламационности. Джузеппе Верди ( 2. Традиционная оперная форма, полученная Верди по наследству от Беллини и Доницетти, главнейших представителей итальянской оперной школы 20 - ... и арии в 40-е годы народ распевал на улицах. Перечень произведений Дж. Верди. Оперы 40-х годов: “Битва при Линьяно”, “Набукко”, “Ломбардцы”. Либреттист того времени - Солера. ...

ГЛАВА III. ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ.

3.1 Биография Родители Доницетти были бедные люди: отец — сторож, мать — ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником. В дальнейшем музыкальное образование получил в Болонском музыкальном лицее (1815−1817) у С. Маттеи.

Готовился сперва быть адвокатом, затем архитектором, но скоро нашёл настоящее своё призвание. Первые его оперы — «Энрико, граф Бургундский» (1818) и «Ливонский плотник» (1819), — были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Винченцо Беллини. Правда, когда Беллини умер в 1835 году, Реквием для него был заказан не кому иному, как Доницетти.

Широкую известность он приобрёл лишь в 1831, после постановки в Милане оперы «Анна Болейн». В «Лючии ди Ламермур» его талант выразился с наибольшей силой.

В 1834—1839 профессор консерватории в Неаполе (с 1837 — директор).

После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, дал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьёзными достоинствами. С 1840 Доницетти работал для Парижа. Хотя его «Дочь полка», «Полиевкт» и «Фаворитка» не сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря комической опере «Дон Паскуале» (1843).

Это образцовое произведение было написано в 8 дней. В 40-х гг. работал также в Австрии (в 1842 г. получил звание австрийского придворного композитора).

Для Вены Доницетти написал в то же время оперу «Линда ди Шамуни» (1842).

Его последние оперы — «Мария ди Роган» (1843), «Катарина Корнаро» (1844) — не имели успеха [7, «https:// «].

3.2 Опера «Любовный напиток»

Мелодрама в двух актах итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Итальянское либретто было написано Феличе Романи на основе французского либретто Эжена Скрибадля оперы Даниэля Обера «Любовное зелье». «Любовный напиток» — сороковая по счету опера, написанная Доницетти. Он написал ее всего за две недели. Премьера состоялась в Милане в театре «Делла Канномббиана» 12 мая1832 года.

В либретто использованы мотивы одноименного водевиля Э. Скриба, послужившего также источником оперы Обера.

Молодой крестьянин Неморино влюблен в Адину, красавицу-арендаторшу, но не смеет открыться ей. Она мечтает о возвышенной любви, о которой вычитала в книжке про Тристана и Изольду. У Неморино есть опасный соперник — сержант Белькоре, которому красотка готова отдать руку. Купив у шарлатана Дулькамары бутылку любовного зелья (на самом деле — дешевого вина), робкий Неморино становится необычайно развязным. Однако зелье не приносит ему победы. Тогда, чтобы повторить прием, юноша соглашается стать солдатом, а на полученные от вербовщика деньги покупает еще бутылку. Тронутая любовью Неморино, Адина отдает ему руку и освобождает от солдатчины. Дулькамара убеждает окружающих, что все сделал любовный напиток.

Это одна из лучших комических опер Доницетти, претворяющая традиции итальянской оперы-буффа. В ней ощущается пародийная, сниженная трактовка романтической темы: любовное зелье, решающее судьбу Изольды и Тристана (историей которых увлечена Адина), подменяется дешевым вином — этот мотив идет от Скриба, певца практицизма, выразителя антиромантических тенденций. Однако в музыке пародийные элементы в обрисовке центральных героев — Адины и Неморино — не ощущаются. Вопреки комическим ситуациям, в которые под воздействием вина попадает робкий влюбленный, его мелос, когда он поет о любви, носит одухотворенный, мечтательный характер (такова ария Неморино, одна из самых популярных арий тенорового репертуара).

5 стр., 2227 слов

Верди. Биографические сведения.Хронологическая таблица

... Верди здесь творчески развивает достижения своих предшественников Россини, Беллини, Доницетти. Но в отдельных сочинениях («Макбет», «Луиза Миллер») вызрели черты собственного, неповторимого стиля композитора — выдающегося реформатора оперы. Опера следовала за оперой ...

Сфера комического — это образы Дулькамары и Белькоре, в их партиях использованы характерные приемы буффа. Блестящая, искрометная, полная веселья и искреннего чувства музыка написана Доницетти за две недели. Не лишена опера и некоторых сатирических акцентов как в осмеянии шарлатанов, для которых невежество, темнота народа служит питательной средой, так и в образе вербовщика солдат Белькоре.

В начале 40-х гг. XIX в. «Любовный напиток» принадлежал к числу самых популярных опер европейского репертуара, с успехом шел в дальнейшем, звучит и по сей день.

ГЛАВА IV. ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

4.1 Биография Джузеппе Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье. Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились у ребенка очень рано. До 10 лет Джузеппе учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.

Однако Джузеппе Верди не был принят в консерваторию. Он занимался музыкой частным образом у педагога Лавинья, благодаря которому бесплатно посещал спектакли «Ла Скала». В 1836 он женился на горячо любимой Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын.

Счастливый случай помог получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 в «Ла Скала» под названием «Оберто, граф Бонифачо». В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди. Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни: менее чем за два года (1838−1840) умирают его дочь, сын и жена. Д. Верди остается один, а сочиненная в это время по заказу комическая опера «Король на час, или Мнимый Станислав» терпит провал.

Из тяжелого душевного кризиса Джузеппе Верди вывела работа над оперой «Навуходоносор» (итальянское название «Набукко»).

Опера, поставленная в 1842 году, имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди).

Успех окрылил композитора, каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Джузеппе Верди популярным в Италии, то уже «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни ставятся на оперных сценах мира.

Произведения 1840-х годов принадлежат историко-героическому жанру. Их отличают впечатляющие массовые сцены, героические хоры, пронизанные мужественными маршевыми ритмами. В характеристиках персонажей преобладает выражение не столько темперамента, сколько эмоций. Верди здесь творчески развивает достижения своих предшественников Россини, Беллини, Доницетти. Но в отдельных сочинениях («Макбет», «Луиза Миллер») вызревают черты собственного, неповторимого стиля композитора — выдающегося реформатора оперы.

3 стр., 1459 слов

Доклад: Опера Джузеппе Верди «Риголетто» (Rigoletto)

... она горб Риголетто и мешок, в который кладут умирающую Джильду,- эти детали остались без изменения благодаря твёрдой воле Верди. Консервативная цензура выступила с нападками на оперу и ... это было в комических операх Моцарта и Россини. На всех них падает проклятье настоящего аристократа, Монтероне: это сигнал к раскрытыю судьбы Риголетто, уже давно навеки проклятого, ...

В 1847 Джузеппе Верди совершает первое заграничное путешествие. В Париже он сближается с Дж. Стреппони. Ее идея жить в загородной местности, занимаясь творчеством на лоне природы, привела по возвращении в Италию к покупке участка земли и созданию имения Сант-Агата.

В 1851 появляется «Риголетто» (по драме Виктора Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Джузеппе стремится не только показать чувства, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык отмечен органичными связями с итальянской народной песней.

В операх 1850−60-х гг. Джузеппе Верди обращается к историко-героическому жанру. В этот период были созданы оперы «Сицилийская вечерня (поставлена в Париже в 1854), «Симон Бокканегра» (1875), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы», которая была написана по заказу Мариинского театра; в связи с ее постановкой Верди дважды посетил Россию в 1861 и 1862. По заказу Парижской оперы был написан «Дон Карлос» (1867).

В 1868 египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Д. Верди отказался. Переговоры продолжались два года, и лишь сценарий ученого-египтолога Мариетт-бея, основанный на старинной египетской легенде, изменил решение композитора. Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских созданий. Она отмечена блеском драматического мастерства, мелодическим богатством, мастерским владением оркестром.

Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони вызвала создание «Реквиема» — великолепного творения шестидесятилетнего маэстро (1873−1874).

В течение восьми лет (1879−1887) композитор работал над оперой «Отелло». Премьера, состоявшаяся в феврале 1887, вылилась в национальное торжество. В год своего восьмидесятилетия Джузеппе Верди создает еще одно блестящее творение — «Фальстаф» (1893, по пьесе В. Шекспира «Виндзорские проказницы»), в котором он на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. «Фальстаф» отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.

В последние годы жизни Джузеппе Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 году объединил в цикл «Четыре духовные пьесы». В январе 1901 года его разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу.

4.2 Опера «Риголетто»

В 50 — е годы в творчестве Верди начинается усиление реалистической трактовки характеров оперных героев, углубляется психологическая сторона оперы. Первую вершину реализма образует знаменитая оперная триада — «Риголетто», «Трубадур», «Травиата» ее основное идейное содержание — трагедия социального неравенства.

Опера «Риголетто» написана по драме Гюго «Король забавляется». Верди и его либреттист Пиаве тщательно работали над сценарием и либретто оперы, которую планировали назвать «Проклятие». Музыка писалась Верди очень быстро, с необычайным подъемом и была закончена за 40 дней. Но цензура запретила либретто, сочтя его пошлым и безнравственным (на самом деле, потому что преступником и воплощением морального уродства там был король).

3 стр., 1136 слов

Опера «Аида», Д. Верди

... побежденных. Царь связан своим обещанием перед Радамесом и освобождает пленников, оставив, по настоянию жреца, Аиду и Амонасро заложниками. А Радамесу в качестве награды отдает руку своей ... границу не охраняется. Это как раз та дорога, по которой египтяне должны обрушиться на врага. Амонасро слышит разговор Аиды с Радамесом. Царь эфиопов выходит из укрытия, ...

Кроме того, указывали на то, что странно делать главным героем оперы урода — горбуна.

Верди пошел на некоторые уступки: действие было перенесено из Франции в Италию, король стал герцогом Мантуанским, но образ главного героя композитору удалось отстоять, он только был переименован в Риголетто.

Опера написана в жанре лирико — психологической драмы, лишь некоторые сцены страдают излишним мелодраматизмом и романтической патетикой.

Контрастность — основной драматургический принцип «Риголетто». Вся опера основана на резких сопоставлениях света и мрака, например, в 1к. 1д. сцена бала сменяется зловещей сценой проклятия Монтероне.

Главный контраст музыкальной драмы — характеристики беспечного общества придворных и мира сильных страстей, которые определяют жизнь Риголетто и Джильды. Олицетворяют эти сферы музыкальной драматургии образы Герцога и Риголетто. Герцог показан однопланово; он обаятелен, но легкомыслен и бессердечен. Его характеристика основана на танцевальных жанрах (тарантелла, вальс); мелодике, близкой итальянской народной песне; жизнеутверждающем характере его сольных номеров. Образ Герцога не развивается от начала и до конца оперы, он упивается своей молодостью, красотой и властью над людьми. Характеристика придворных дополняет характеристику Герцога: они тень своего господина, исполнители его желаний. Они представляют собой безликую массу, поэтому их хоры чаще всего звучат в унисон. Наиболее интересен хор «Тише, тише» в жанре быстрого марша (в сцене похищения Джильды).

Образ Риголетто многогранен: злой шут, любящий отец, униженный придворный, жестокий мститель. Его характеристика развивается, поднимаясь до трагической, «шекспировской» высоты. Трагическую, роковую обреченность судьбы персонажа заключает в себе лейтмотив проклятья, открывающий оперу (это единственный лейтмотив в ней).

Риголетто — шут, характеризуется «подпрыгивающими», кривляющимися, насмешливыми интонациями. Чувства отцовской любви (в сценах с Джильдой) выражены благородной сдержанной мелодикой, включающей романсовые интонации. Обличительная ария — монолог характеризуется гневной патетикой.

Образ Джильды так же развивающийся: от непосредственности и шаловливости — через глубокое разочарование и страдание — к самопожертвованию во имя любви. Джильда — самый благородный персонаж оперы, именно ей отданы самые лирические и задушевные темы.

Реалистично показаны образы разбойника Спарафучиле и его сестры Маддалены. Высшим достижением Верди — драматурга является сопоставление и объединение индивидуальных характеристик в знаменитом квартете 3д. Также несомненной драматургической находкой является резкое противоречие легкомысленной песенки Герцога и сцены смерти Джильды. 3 д. является самым лаконичным и напряженным в опере, завершаясь трагической развязкой.

Мелодика оперы наполнена бытовыми интонациями и ритмами, приобретшими драматическую выразительность. Очень многообразны вокальные формы: баллада, ариозо, ария, песенка, рассказ. Отдельные номера входят в крупные сцены, т. е. сквозное развитие в опере преобладает. Выразителен оркестр, о котором писали, что «он беседует и плачет вместе с вами».

Критика не сразу поняла новизну оперы, посчитав, что композитор обратил внимание на сферу ужасного и безобразного. Но у публики опера имела огромный успех; Россини считал, что в ней Верди, наконец, явил свой гений.

4.3 Опера «Аида»

Опера «Аида» была написана по заказу египетского правительства для торжеств в честь открытия Суэцкого канала. Время её создания — 1870−1871 годы. Верди был очень увлечён сюжетом «Аиды», автором которого стал известный египтолог Марриетт. В основу сюжета им была положена старинная египетская легенда. Действие происходит в Египте времён фараонов, что побудило Верди изучать историю и искусство этой, древней цивилизации. Постановка «Аиды» отличалась большой пышностью, монументальными декорациями храмов и дворцов, и имела грандиозный успех.

Верди очень тщательно работал над сценарием оперы, руководя сочинением либретто, стремясь добиться полной ясности и правдивости действия. Сюжет «Аиды» основан на драматическом конфликте, в который вступают чувства главных героев, и суровость, жесткость уклада жизни, руководимой жрецами и фараоном. Таким образом, в «Аиде» переплетаются две сюжетные линии — общественная и личная. В душе каждого из трех главных героев борются чувства любви и долга перед родиной и народом.

В опере сочетаются черты двух жанровых разновидностей:

  • «большой оперы» (обилие торжественных шествий, эффектных хоровых сцен, наконец размеры оперы в целом);
  • Психологической драмы (ситуация «любовного треугольника», реалистичность и глубина переживаний главных героев).

  • Трагический конфликт между стремлением к счастью и мрачной гнетущей силой власти определяет драматургию оперы. Одним ее полюсом являются лирические темы, череду которых открывает лейтмотив Аиды в инструкции.

Лирика в опере предстает в двух обликах: светлая. Хрупкая, часто доходящая до настроения возвышенного восторга (романс Родомеса «Милая Аида», «Молитва Аиды» «Боги мои», заключительный дуэт «прости Земля») драматическая, взволнованная (лейтмотив ревности Амнерис, ариозо Аиды «Прости и сжалься» в сцене с Америс 2к.1д., дуэт Амнерис и Радамесав в 4д.).

Светлые лирические темы обычно более контиленны, мелодически гибки, а лирико-драматические чаще декламационны, основаны на патетических интонациях.

Другая сфера музыкальной драматургии связана с характеристикой образов жрецов и фараона, олицетворяющих собой власть. Уже в интродукции звучит суровая тема жрецов, представляющая собой «мотив печального шествия». Основными жанрами, задействованными в этой сфере, являются марш и хорал. Эта сторона оперы также имеет две грани: торжественно-триумфальную (хоры «К берегам священного Нила»и «Слава Египту и богам», марш из 2д) и сумрачную, грозную (хоры жрецов, сцена суда в 4д).

Характеристика правителей Египта иногда окрашена в экзотические восточные оттенки (песня Великой жрицы, танец жриц).

Действие оперы движется от одной кульминации к другой, еще более драматической. Обычно они сосредоточены в финалах картин или действий. Несмотря на присутствие в драматургии оперы отдельных обособленных номеров Верди больше стремится к сквозному развитию и построению больших сцен. Арии и ансамбли оперы построены смело и свободно. Оркестр «Аиды» часто называют «вокальным», так как он насыщен линиями солирующих инструментов. Иногда главным носителем мелодии становится именно оркестр. Лейтмотив в «Аиде» по большей части звучит именно в оркестре, тембрами оркестра окрашены и характеристики героев: Аида-флейта, Амнерис-струнные, Радамес-героические фанфары, жрецы-тромбоны, контрабасы. Высокие достоинства оркестра «Аиды» восхищали многих музыкантов.

Всю свою жизнь Верди стремился к «шекспировскому» в искусстве. «Аида» своей идеей о самоотверженности любви и ее всепобеждающей силе близка «Ромео и Джульетте» Шекспира. Это одно из совершеннейших созданий Верди, где драматическое и композиционное мастерство Верди достигли полной зрелости и блеска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итальянская опера XIX века стала известна благодаря композиторам данной эпохи, которые отказались от традиционных мифологических сюжетов и обратились к человеку, к его внутреннему миру. Творчество Джоакино Россини и его последователей — Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти —это, пожалуй, лучшие достижения итальянского оперного искусства в первой трети XIX в. Эти композиторы обогатили итальянскую оперу, используя прекрасные мелодии, близкие к народной песне.

Продолжая традиции своих предшественников Верди создал свой стиль, для которого характерны яркая театральность, острота и выпуклость в обрисовке действующих лиц и ситуаций, непрерывность развития, гибкость вокальной декламации, мастерство ансамбля, усиление роли оркестра. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность.

Лучшее наследие итальянской классической оперы — творчество Россини, Беллини, Доницетти, и Верди. Произведения именно этих композиторов входят в репертуар большинства оперных и музыкальных театров.

1. Бронфин Е. Беллини // Сов. музыка № 9, 1960. С. 79−87.

2. Верди Дж. Избранные письма. Л.: Музыка, 1973

3. Джоаккино Россини. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания // Ред. сост., автор вступит статьи и прим. Е. Бронфин. Л.: Музыка, 1968.

4. Донати-Паттени Дж. Г. Доницетти. Л.: Музыка, 1980.

5. Конен Дж. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1972.

6.. Маркези Г. Опера: Путеводитель: От истоков до наших дней. М.: Музыка, 1990.

7. Нюренберг М., Джузеппе Верди. 1813—1901, 2 изд., Л., 1968

8. Соловцова Л., Джузеппе Верди, М., 1966;

9. http://www.classic-music.ru

10. http://www.belcanto.ru

11. http://operaclassic.net

12.