Опера «Аида», Д. Верди

Сочинение

Опера «Аида»

История создания оперы довольно интересна. К открытию Суэцкого канала хотели построить каирский театр в 1869 году. Правительство Египта годом раньше обратилось к с просьбой написать оперу на египетскую тему. Но композитор согласился взяться за сочинение «Аиды» лишь в 1870 году. Краткий сценарий набросал французский египтолог Мариетт, живший в Каире.

Опера «Аида»

СЮЖЕТ ОПЕРЫ «АИДА»

Действие происходит во времена владычества египетских фараонов в Мемфисе и Фивах., Действие первое.

Во дворец фараона в Мемфисе приходит известие о том, что эфиопы угрожают нападением на египтян. Радамес горит желанием стать избранником покровительницы Египта Изиды («Se quel guerrier io fosso!» – «Ах, если б я был избран!»), он мечтает возглавить войска на египтян и одержать победу. А в награду он потребует освобождения своей возлюбленной – пленницы фараона Аиды («Celeste Aida» – «Милая Аида»).

Дочь фараона, Амнерис, тайно влюблена в Радамеса. Увидев юношу в сильном волнении, в разговоре с ним она догадывается о его любви к рабыне (дуэт «Forse l’arcano amore» – «Тайну подозревает»).

Также в сильном смятении сама Аида, она очень встревожена. Ее сердце разрывается на части между страхом за судьбу своего эфиопского народа и любовью к врагу народа Радамесу (терцет «Vieni, o diletta» – «О, подойди ко мне»).

Царь вместе со всей свитой под звуки фанфар появляется, чтобы встретить гонца. Он принес тревожные вести – эфиопы во главе со своим царем Амонасро (отцом Аиды) перешли границы Египта и приближаются к Фивам. Фараон провозглашает, что по воле богов египтян в бой поведет Радамес («Su! del Nilo al sacro lido» – «К берегам священным Нила»).

Аида приходит в отчаяние, она молится за своего отца, царя Амонасро, но с ужасом понимает, что победа отца означает смерть возлюбленного («Ritorna vincitor!..» – «Вернись с победой к нам!»).

В ее душе происходит мучительная борьба между любовью к Радамесу и страхом за отца, она молит Богов сжалиться над нею. Она не боится смерти, и даже предпочитает умереть, чтобы избавиться от этого мучительного страдания («I sacri nomi di padre… d’amante» – «И я не смею открыто, свободно»).

В храме идет торжественный обряд посвящения Радамеса. Рамфис вручает юноше священный меч («Nume, custode e vindice» – «Боги, победу дайте нам») и просит богов ниспослать победу войскам Египта.

15 стр., 7356 слов

Культура Древнего Египта

... как отражение духовной жизни Древнего Египта. В данной работе нами были использованы следующие ... страны, наука и техника египтян, их изобразительное искусство или литература. Знание древнеегипетского ... табличек, написанных вавилонской клинописью: переписка фараона с царями вавилонского, хеттского, митаннийского ... – ритуальные тексты, мифы, гимны богам, заклинания и сборники магических формул. ...

Действие второе.

Рабыни одевают Амнерис, которая ждет возвращения Радамеса («Ah! vieni, amor mio» – «Мой милый! Приди»).

Он одержал победу над эфиопами. Аида приносит ей корону. Подозревая в Аиде соперницу, Амнерис сообщает ей о Джузеппе Верди гибели Радамеса, чтобы выведать о ее чувствах к нему. Вопль отчаяния выдает чувства Аиды к Радамесу. Узнав правду, Амнерис отвечает ей страстно-гневными угрозами (дуэт «Tu la sorte dell’armi» – «Твоим братьям оружие изменило»; «Amore, amore!» – «Любовь и радость»).

На площади в Фивах все готовы к торжественной встрече победителей («Gloria all’Egitto, ad Iside» – «Слава Египту и богам!»).

Въезд Радамеса на колеснице вызывает всеобщее ликование на площади. Радамес склоняется перед фараоном, и его дочь Амнерис возлагает на голову победителя корону. Царь спрашивает у полководца, чего он желает. Радамес просит ввести пленных. Среди них – Амонасро, который предупреждает бросившуюся к нему дочь, чтобы она не называла его имени и сана. Он пытается отвести подозрения и выдает себя за военачальника, сообщает, что царь эфиопов погиб в бою. Несчастные пленники и рабы просят у фараона пощады («Quest’assisa ch’io vesto» – «Видишь эти одежды простые»).

Жрецы выступают против, они требуют смерти пленников, но египетский народ просит помиловать побежденных. Царь связан своим обещанием перед Радамесом и освобождает пленников, оставив, по настоянию жреца, Аиду и Амонасро заложниками. А Радамесу в качестве награды отдает руку своей дочери. Амнерис, конечно, ликует; Аида и Радамес, напротив, в отчаянии.

Действие третье.

Ночь. Из храма доносятся гимны Изиде («O tu che sei d’Osiride» – «Матерь бессмертная богов»).

Это Амнерис готовится к бракосочетанию с Радамесом. А на берегу Нила Радамеса ждет Аида, чтобы проститься с ним навсегда («O cieli azzuri» – «Небо лазурное»).

Но прежде чем появляется Радамес, Аиду находит Амонасро. Узнав о любви Радамеса и Аиды, он требует, чтобы она выведала у египтянина секрет, какой дорогой поведет Радамес войска против эфиопов. Он красноречиво объясняет ей, что будет означать для ее собственного народа новое поражение, а если он будет знать, где атаковать египтян, это поможет эфиопам победить («Riverdrai le foreste imbalsamate» – «Возвратимся мы скоро в край родимый»).

Сначала Аида в ужасе отказывается, но отец напоминает ей, что она не рабыня, а дочь царя. И она соглашается. Радамес с нежностью встречает Аиду («Pur ti riveggo, mia dolce Aida» – «Опять с тобой, дорогая Аида!»).

Аида предлагает бежать в Эфиопию – только там они смогут быть счастливы. Радамес не хочет быть предателем, он обещает ей вернуться с очередной победой и попросить у царя ее руки. Но Аида отвечает, что ему следует забыть ее и жениться на Амнерис. Тогда Радамес уступает и даже открывает ей тайну, какая дорога через границу не охраняется. Это как раз та дорога, по которой египтяне должны обрушиться на врага. Амонасро слышит разговор Аиды с Радамесом. Царь эфиопов выходит из укрытия, он открывает свое имя и предлагает Радамесу трон в Эфиопии. Он торжествует: теперь победа обеспечена (терцет «Ma dimmi per qual via» – «Скажи мне, где идти нам»).

5 стр., 2194 слов

‘Тишайший’ царь Алексей Михайлович

... как основы хозяйственной и общественной жизни России. Задачей данной работы является изучение личности царя Алексея Михайловича - особенностей ее формирования, развития и влияния на ... обусловлена значением, которое имели реформы царя Алексея Михайловича на процесс формирования Российской империи. При изучении данного вопроса использовались работы Ключевского В.О., Соловьева С.М., Боханова ...

Из храма выходят Амнерис и Рамфис. Аида с отцом бегут, а несчастный юноша трепещет при мысли, что предал родину, и отдает свой меч жрецу.

Действие четвертое.

Царский дворец. Несмотря на предательство Радамеса, Амнерис хочет спасти возлюбленного. В ее душе смешанные чувства: любовь и ревность, отчаяние и жажда мести. Амнерис спускается в подземелье дворца фараона, где готовится суд над Радамесом. Она умоляет возлюбленного покаяться и обещает ему заступничество царя, свободу, богатство, трон – все, лишь бы он забыл Аиду. Но Радамес отвергает ее чувства и помощь, даже когда узнает, что Аида спаслась (дуэт «Gia i sacerdoti adunansi» – «Там собрались все жрецы»).

Ради любви он пожертвовал честью, предал родину и готов понести наказание.

В подземелье дворца верховный жрец Рамфис выносит приговор: за предательстве своей страны Радамес будет погребен заживо в склепе храма, под алтарем бога, которого он осквернил. В отчаянном негодовании Амнерис проклинает бесчеловечность жрецов, но они непреклонны.

В подземелье храма Радамес ожидает смерти, но все его мысли об Аиде. Она где-то далеко, и никогда не узнает о его судьбе. Внезапно раздается стон: это стон умирающей Аиды. Она узнала, что случилось с Радамесом и тайно проникла в склеп, чтобы разделить участь любимого. Невыносимые душевные страдания приносит Радамесу мысль о том, что и она должна умереть («Morir! Si pura e bella» – «Погибнуть в такие годы!..»), но Аида утешает его («Vedi? di morte l’angelo» – «Видишь, открылись небеса»).

Влюбленные прощаются с жизнью в объятиях друг друга, а в это время Амнерис склоняется над склепом, молясь о Радамесе.

Фильм-опера «Аида», 1953

Фильм-опера «Аида», Франко Дзефирелли

Фильм-опера «Аида», Сан-Франциско 1981