По обществознанию для учащихся 11 класса «Утопия как проект справедливого устройства общества»

Эссе

Эссе по обществознанию

Тема: «Утопия как проект справедливого устройства общества», Эпиграф: «Я описал вам, насколько мог правильно, строй такого

общества, какое я, во всяком случае, признаю не только

наилучшим, но также и единственным, которое может

присвоить себе с полным правом название общества»

Томас Мор (1516 год)

С давних времен мудрейшие из представителей человеческой цивилизации пытались найти ответ на самый неразрешимый вопрос, как же найти то равновесие, тот баланс в устройстве сложного человеческого мира, который устраивал бы всех жителей планеты Земля. Как распределить ограниченные природные ресурсы, установить справедливые политические формы государственного устройства, которые, с одной стороны, полностью удовлетворяли бы потребности отдельного индивида, а, с другой стороны, не ущемляли при этом прав других людей? Можно ли представить себе государство, где нет недовольных, где нет беспорядков и распрей?

Если познакомиться с трудами крупных мыслителей древности, то можно увидеть, что модель идеального общества пытались описать многие философы. Например, Платон и Аристотель в Древней Греции, Т. Мор и Ф. Бэкон в Англии, Т. Кампанелла в Италии, Ж-Ж. Руссо во Франции. Произведения, посвященные этой теме, образуют свой жанр, называемый «Утопия». Начало свое термин «утопия» берет из книги английского мыслителя и писателя XVI в. Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Хотя в произведении Мора Утопия — всего лишь название острова, а сам термин «утопия» в общепринятом сегодня смысле в литературу ввел священник Самюэл Перчес в 1613 году.

Самым первым произведением утопического жанра принято считать труд Платона, названный автором «Государство». В нем описано рабовладельческое общество, созданное по подобию Спарты. В таком обществе исключалась коррупция, угроза восстания, но это общество далеко от совершенства, так как подходило только для исторических реалий того времени. Утопические мотивы можно встретить в мифологической литературе многих народов задолго до Платона. В эпоху Возрождения начался расцвет жанра с активным участием ранних утопистов. В XIX веке утопии стали больше ориентированы не на создание нового государства, а на полемику о социальном идеале и моральных ценностях. Утопические взгляды Анри Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна впервые оформили новую научную концепцию социалистов-утопистов. Их вклад в копилку социальных утопий был настолько значителен, что их труды стали одной из важнейших предпосылок марксизма. У социалистов-утопистов Карл Маркс позаимствовал элементы критики капитализма и доказательства неизбежности установления нового справедливого общества. Можно с полным основанием утверждать, что на теоретической базе взглядов социалистов-утопистов К. Маркс и Ф. Энгельс создали концепцию научного коммунизма, названную позже по имени главного автора — марксизмом.

11 стр., 5308 слов

Концепции постидустриального общества

... Концепции постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен и др.) появляются в 60-е годы XX века, вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран [2]. Начало перехода к постиндустриальному обществу ... Цель данной работы - дать определение постиндустриальному обществу, охарактеризовать концепции развития общества Д. Белла и А. Турена. Работа состоит из введения, ...

Марксизм как научная доктрина отошел от утопических мечтаний, подверг критике слабые стороны социальных утопий и теоретически доказал, что реализовать вековые мечты человечества о социальном равенстве можно только одним способом. Необходимо совершить мировую коммунистическую революцию во главе с единственным по-настоящему последовательным классом – пролетариатом, которому «нечего терять, кроме своих цепей», зато его победа и установление диктатуры пролетариата начнут новую эпоху в общественном устройстве, создадут бесклассовое общество, где не будет частной собственности и социальной дифференциации. Такое идеальное по политической сущности и экономическому содержанию общество Карл Маркс называет коммунистической общественно-экономической формацией.

XIX

Попробуем рассмотреть понятие «утопии» еще с одной точки зрения.

Существует два подхода в толковании данного термина: литературный и обществоведческий. С литературной точки зрения, утопия – это жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии утопия характеризуется верой автора в безупречность модели. Литературоведы разделяют произведения утопического жанра на технократические (социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического процесса) и социальные (предполагают возможность изменения людьми собственного общества).

Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И.А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).

В обществоведении же, утопия – обозначение различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также все сочинения и трактаты, содержащие нереальные планы социальных преобразований. По мнению современных ученых утопии обладают рядом характерных отличительных признаков:

  • они не должны содержать антигуманистических элементов;
  • заведомо представляют собой несбыточную мечту о будущем;
  • при создании утопии не учитываются ограничения реального мира (в том числе и исторические предпосылки);
  • устранение всех общечеловеческих проблем возможно осуществить единожды, применив универсальную модель построения общества.

Попробуем с этой точки зрения рассмотреть социальную доктрину Томаса Мора и его «Золотую книгу». Томас Мор был другом и учеником Эразма Роттердамского, а также сторонником глубоких общественных преобразований. Т. Мор по праву считается одним из родоначальников утопического коммунизма. Более того, он создал первую стройную социалистическую систему. Мор критически относился к современным ему социальным порядкам, господствовавшим в Англии. Тем не менее, принимал активное участие в политической жизни своей страны, занимал должность премьер-министра при короле. В 1516 году в свет вышла «Золотая книга» Томаса Мора, которая поразила воображение читателей, так как была посвящена обличению устройства английского общества. Произведение Томаса Мора является ярким примером утопического жанра. Его «Утопия» делится на две части. В первой высказывается критика существующего устройства общества (например, высмеивание праздности жизни и разврата духовенства).

19 стр., 9265 слов

Искусство и процесс познания с точки зрения физики

... культуры). В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а ...

Кроме того, предлагается программа реформ, рассчитанных на улучшение социального положения. Но Мор не ограничивается критикой и возможными решениями проблем. Во второй части он подробно описывает идеальный социальный строй, существующий на воображаемом острове Утопия. Во главе государства Мор ставит «мудрого» монарха, то есть формой правления в его Утопии является ограниченная монархия. По административно-территориальному устройству Утопия — федерация, состоящая из 54 городов. По социально-классовым отношениям – социалистическое государство. Утопия – правовое государство, в нем признается верховенство права и закона, обеспечивается реализация свобод личности, присутствуют взаимная ответственность гражданина и государства, разделение властей, равенство всех перед законом и судом. Политический режим – демократия. Каждому гражданину Утопии гарантированы широкие права и свободы. Большое внимание Мор уделяет законодательству. Законодательство в Утопии настолько справедливо и незамысловато, что в стране нет юристов. Любой закон утопийцы считали тем более справедливым, чем проще звучало его толкование. Мор отмечал, что законодательство, для понимания которого требуются «тонкие рассуждения», недоступно простому народу, занятому повседневным трудом.

Поэтому Томас Мор разоблачил классовый смысл современного ему законодательства Великобритании, убедительно показав, что оно выражает волю привилегированных сословий, эксплуатирующих тех, кто трудится. Все должности в аппарате управления на острове Утопия выборные без какого-либо имущественного или социального ценза. Каждые 30 семей избирают на год филарха, а во главе 10 филархов стоит протофиларх. Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания, они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

Можно сделать вывод, что политическая система данного общества – это синтез гуманных вариантов государственного устройства. Утопия — светское государство, так как религия в нем – частное дело каждого человека. «Одержав победу, он, прежде всего, узаконил, что каждому позволяется принадлежать к той религии, какая ему нравится, если же он будет пытаться обратить к ней других, то может это устраивать только мирным и кротким путем, силой доказательств». В Утопии запрещен только атеизм, ко всем остальным религиям отношение терпимое. За приверженность атеизму человек лишался гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания. Самой главной особенностью Утопии является ее экономическая система. В Утопии нет частной собственности, нет и эксплуатации. Вместо этого устанавливается общественное производство. Труд является общеобязательным, господствует ручное производство. Рабочий день продолжается 6 часов и не изнурителен. Мор ничего не говорит о техническом развитии общества (это относит его произведение к социальным утопиям).

12 стр., 5666 слов

Идеи социализма в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы

... развитие в буржуазной политико-правовой идеологии последующих веков. Цель данного исследования — раскрыть сущность и основные положения течения социализма как государственной формы правления, по сочинениям Т. Мора и Т. Кампанеллы. ... частица и венец природы, его прав и свободы. 2.Идеи социализма в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы 2.1.Томас Мор и его «Утопия» Родоначальником утопического социализма ...

Отсутствует внутригосударственный обмен, нет также и денег. И то, и другое используется только для торговых отношений с другими странами. Торговля ведется только правительством. Распределение продуктов в Утопии ведется без ограничений и по потребностям. Томас Мор устраняет частную собственность и деньги, так как считает их причиной всех преступлений и распрей.

Все герои Утопии – приверженцы гуманизма. Семьи преимущественно патриархального типа. Но женщины пользуются полным равноправием. С детства утопийцам прививается уважение к страшим. Касательно вопросов войны и мира Утопия крайне пацифичная страна, считающая войну воистину зверским деянием. Жизнь утопийцев полностью регламентирована обществом, личность подчинена интересам общества. Но материальное благополучие, по мнению Мора, освободит человека от «телесного рабства для духовной свободы».

Величайшая заслуга Томаса Мора состоит в том, что он смог создать общество, в основе которого лежит сотрудничество и взаимная помощь граждан, свободных от эксплуатации. Но, создавая справедливое общество, Томас Мор оказывается недостаточно последовательным, ведь рабство в Утопии все же существует. Мор выступал в «Утопии» как решительный сторонник бесклассового общества. Он рационалистически подходил к вопросу о преобразовании земного устройства, был полон страстного желания помочь угнетенным и обездоленным. Томас Мор признавал, что построенная им Утопия далека от действительности. «Я охотно признаю, что в утопийской республике имеется очень много такого, чего я более желаю в наших государствах, нежели ожидаю», — писал он.

Томас Мор жил в XVI веке в Англии при короле Генрихе VIII, жестоком тиране. Рассуждать в те времена о бесклассовом, демократическом, справедливом обществе казалось, по меньшей мере, сумасбродством. Мор проводил действенную, активную политику во благо общества, но он никогда не пытался создать на британском острове что-либо похожее на Утопию. Мор не раз подчеркивает нереальность острова Утопия. Даже само название острова переводится с греческого как «место, которого нет». Но спустя пять столетий мир переменился, так можно ли теперь считать идею Мора неосуществимой? Слово «утопия» стало нарицательным, синонимом к слову «несбыточное». Но если посмотреть с общетеоретической точки зрения, то при определенных условиях государственное устройство Утопии применимо к большинству стран современного мира. В наши дни существует и монархическая форма правления, и федеративное устройство, и демократический режим. Единственную сложность в практической реализации Утопии Мора может представлять отсутствие социальной дифференциации и товарно-денежных отношений. Эти же факторы помешали в создании других утопических моделей общества («Новая Гармония» Р. Оуэна, Фалансер Ш. Фурье).

14 стр., 6735 слов

Томас Мор и Томмазо Кампанелла как основоположники утопического социализма

... английский гуманист Томас Мор и доминиканский монах Томмазо Кампанелла, идеи которых, высказанные в их знаменитых произведениях, получили развитие в буржуазной политико-правовой идеологии последующих веков. Объектом исследования является понятие утопического социализма эпохи ...

Позже написанные утопические произведения других авторов содержали аналогичные черты, описанные «Утопией» Томаса Мора. Так, итальянский монах-доминиканец Томмазо Кампанелла создает в 1602 году произведение «Город солнца». Кампанелла предлагает создать всемирное наднациональное католическое государство (всемирную теократию).

Город Солнца Кампанеллы во многом схож с Утопией Мора, там также нет частной собственности, точно также умственный труд ценится выше физического. Разница лишь в том, что в утопии Кампанеллы нет семейного института, общество превращается в одну единую общину. Шарль Фурье и Роберт Оуэн сделали попытку воплотить свои утопические идеи в жизнь. Оуэн специально для этого отправился в Америку, но в итоге лишь растратил все свое имущество на неудачную попытку построить трудовую коммуну, в которой хотел ввести принцип «каждому — по потребностям». Ошибкой социалистов-утопистов XIX века было то, что они верили, будто богатые добровольно откажутся от своей власти и собственности и поддержат идею создания справедливого общества. Они наивно полагали, что можно создать идеальное для всех жителей Земли общественное устройство мирным путем.

Практика показала, что создать такое общество, о котором мечтали социалисты-утописты, мирным путем невозможно. События XX века в мировой истории и в истории России подтвердили, что методом революций и гражданских войн революционеры-радикалы попытались создать бесклассовое общество и доказать всему человечеству, что нужен коренной переворот не только в историческом развитии человечества, но и в сознании людей. Кровавые перевороты совершить смогли, а вот сознание людей пришлось переделывать, используя методы тоталитарной системы, концлагерей и массового террора.

Сегодня, когда наступил