Многие педагоги отмечают, что профессия современного учителя включает в себя элементы других профессий: психолога и инженера, скульптора и психотерапевта, художника и актёра. Черты этих различных профессий переплетаются в ежедневном труде педагога, определяют его умение взаимодействовать с учащимися на разных уровнях, интересно и разнообразно выстраивать урок, проживать его как важную часть жизни, насыщая своей энергией, творчеством. При этом важно не только, что он говорит, но и более того – как говорит (обращаясь ко всем сразу как к безликой аудитории или к каждому, улавливая по взгляду ребят степень их готовности услышать, эмоциональной реакции, желания к сотворчеству на уроке) и как действует.
Если учитель неплохой психолог, то он старается выстраивать наиболее целесообразные взаимоотношения с учениками, позволяя им раскрыть свои потенциальные возможности, свою индивидуальность, неповторимость и оригинальность. Учитель старается создать благоприятный микроклимат в ученическом коллективе, находя путь к сердцу каждого ребёнка. И помогает ему в этом искреннее, тактичное, душевное слово. Ответная реакция со стороны детей не заставит себя долго ждать: они будут рады общению с таким педагогом, что, несомненно, скажется на подготовке к уроку, к их желанию сделать всё для любимого учителя, чтобы порадовать его своими успехами.
Как инженер педагог проектирует свою будущую деятельность: продумывает ход урока, ставит определённые цели, определяет приёмы и методы, в том числе и словесные, которые помогут ему сделать учебный процесс более результативным, продуктивным, развивающим. При этом он использует и апробирует в своей работе важнейшие достижения науки и передового педагогического опыта и совершенствует своё педагогическое мастерство. Если учитель компетентен и в этой области ведения урока, то время летит незаметно, каждому находится дело по его возможностям и способностям. Хорошо и чётко продуманная и организованная работа всех и каждого позволяет детям работать целеустремлённо, качественно, много успеть за короткое время, а, значит, стать увереннее в себе, легко справляться с задачами различной сложности. Ученики непременно заметят и эти замечательные качества урока, мастерство и старания педагога. Они будут и сами стараться ставить перед собой учебные цели и добиваться их, искать для решения учебных задач оптимальные способы и средства.
Образ главного героя в произведение «Уроки французского»
... действуют герои рассказа «Уроки французского». Друзья-читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Вадика в повести Валентина Распутина “Уроки французского”. Главный герой рассказа родом из деревни. Мальчика считали умным, ... главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Имена и таблица характеристик героев могут быть полезны при написании сочинений и творческих работ ...
А разве учитель не художник? Используя в своей речи образные сравнения, удачные эпитеты, красочные метафоры, он словами способен так живописать любой предмет, процесс, состояние, явление, что учащимся не пригодятся и иллюстрации. Это оказывает позитивное эмоциональное воздействие на ребят, формирует их эстетические представления, показывает, что слово имеет материальную основу и способно преобразовать мир, сделать его лучше, так же, как и самого человека. Недаром великий узбекский поэт Алишер Навои сказал:
Словами можно смерть предотвратить
Словами можно мёртвых оживить.
Именно учитель – художник развивает творческое воображение детей, даёт им понимание вдохновенного труда и его значения в жизни человека, заряжает их верой в силу слова. Именно у педагога ребёнок учится работать со словом, любить его, наслаждаться его звучанием, относиться к нему со вниманием или равнодушием. Смотря на своего наставника и слушая его, ученик впитывает в себя стиль и манеру речи, даже её интонации в качестве образца на многие годы вперёд, может быть, даже навсегда. Поэтому информация, исходящая от педагога, должна быть прочувствована, прежде всего, им самим, должна быть одухотворённой, и только тогда она не оставит обучаемых равнодушными. Так, однажды открыв волшебный ларец создания «картин» в своём воображении, ученик будет тянуться к книге, как к источнику, который позволяет рисовать различные образы, фантазировать, создавать воображаемые миры благодаря талантливому слову поэтов и писателей.
Как актёр учитель демонстрирует творческие возможности перевоплощения; импровизируя на уроке, он показывает, как рождающиеся идеи, мысли и чувства можно воплотить на практике. Он действует в данном случае как искусник, мастер. Варьирование интонациями голоса, соответствующие содержанию речи мимика и жесты, умение с помощью логического ударения акцентировать внимание слушающих на главном помогает удерживать внимание учеников, сопереживать героям произведений, делать их поступки понятными ребятам. А если объяснение и беседа учителя сопровождается ярким зрительным рядом: фильмом, умело подобранными красочными слайдами, предметами, характеризующими быт и обычаи народа,- то это всё надолго врезается в память. Таким образом учитель создаёт определённое настроение у ребят, помогает им почувствовать красоту и разнообразие мира, времени, характера человека. И как не вспомнить здесь слова замечательного писателя В.Г. Короленко: «Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: он должен подымать за собою известную тяжесть. И только по тому, сколько он захватывает и подымает за собой чужого настроения, мы оцениваем его значение и силу» .
Как психотерапевт учитель корректирует поведение ребят, воздействуя на их сознание словесным убеждением и обучая их речевому этикету, такому необходимому при общении с людьми. Он старается нейтрализовать конфликтные ситуации, помогает найти правильный выход из трудных ситуаций в жизни и учебной деятельности, часто приводя примеры не только из реальной действительности, но и из художественных произведений. Учащиеся начинают понимать, что книга – это кладезь мудрости, в которой заключён многовековой жизненный опыт сотен поколений людей; что в книге они могут найти ответы на различные вопросы. Что иной раз она помогает жить и выживать, воспитывает в человеке лучшие качества. Разве после этого «открытия» ребёнок не захочет заглянуть в книгу?
Помогает ли литература человеку познать самого себя?
... люди: «Предупрежден, значит вооружен». Несомненно, литература помогает познать себя, ведь познание происходит через мнение других людей, окружающей среды и многое другое. Литература ... выносливость и, самое главное, ... Литература, как составная часть воспитания, раскрывает в людях новые чувства, черты характера, и иногда даже таланты. Как говорили наши далекие предки: «Люди перестают думать тогда, ...
«нравственность человека видна в его отношении к слову
Но самое главное, что я поняла: ребёнок только тогда серьёзно и ответственно начнёт заниматься любым предметом, когда в полном объёме осознает их назначение в своей, а не чьей – то жизни, на практике поймёт, что они предоставляют ему огромные возможности самореализации в будущем. И мы очень неправы, когда, обучая ребят основам наук, не объясняем, как они могут и где использовать эти знания; что неграмотный человек смешон и жалок в наше время. Итак, чтобы «влюбить» ученика в любой предмет, надо учителю самому страстно любить их; понимая их важность и значение для всестороннего развития личности, всеми возможными способами, в том числе, и используя элементы других профессий, показать их непреходящую ценность в системе общего образования. Другими словами говоря, это должно быть со стороны педагога не преподавание, не ремесленничество, а огромный душевный, умственный и физический труд, труд самоотверженный, ежечасный, ежеминутный, над собой, иногда над своей ленью, усталостью. Только тогда он окупится любовью ребёнка к тому, что он изучает на уроке, и только в этом случае он сможет стать единомышленником учителя. А прекрасные знания дадут ему ощущение гордости за то, что он является непрерывающимся звеном в цепочке передачи мудрости и жизненного опыта, накопленных человечеством за тысячелетия его развития. Ведь когда для учителя урок заканчивается, для ученика он продолжается…
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Мельникова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, Академический лицей № 4 при Бухарском государственном университете