Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк — Новая программа , Читаем научный текст, Эссе на основе литературного произведения
Во вступлении следует ответить на вопросы: по какому произведению вы пишете эссе? что вы знаете об авторе произведения? каков жанр произведения? какую проблему вы бы хотели раскрыть в своей работе?
В основной части необходимо изложить чувства и эмоции, которые вы испытывали во время чтения, мысли, которые возникли у вас после чтения произведения. Каждую свою мысль следует иллюстрировать примерами из текста произведения. Основная часть — это ваши рассуждения о том, что вас волнует в произведении. Не забывайте давать собственную оценку персонажу или обстоятельствам, в которых он оказался. Это делает любое эссе ярче и сильнее.
Заключение обычно содержит ответ на вопрос по проблеме, который был поставлен во вступлении.
Читаем художественный текст
1. Прочитайте стихотворение в прозе «Милостыня» И. Тургенева. Перед чтением вспомните, что вы знаете о писателе, какие его произведения читали.
Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.
Он присел на придорожный камень, наклонился вперёд, облокотился, закрыл лицо обеими руками — и сквозь искривленные пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал…
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат — и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба — и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слёзы всё капали да капали, пестря седую пыль.
Василий Тропинин. Нищий старик. 1823 г.
Лямзина т ю жанр эссе к проблеме формирования теории
... жанра произведений целого ряда французских авторов. С другой стороны, сведение жанровых особенностей эссе к особенностям очерка в отечественных исследованиях влечет за собой пренебрежение эссе, которое является самобытным жанром. Эссе ... к теории и функционированию жанра эссе в отечественных и зарубежных исследованиях разнятся. Очевидного жанр эссе ... фактов и решать проблемы познавательного и ...
Василий Шебуев. Нищий. 1808 г.
Павел Чистяков. Римский нищий. 1867 г.
Фёдор Бронников. Старик-нищий. 1869 г.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову — и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
- Ты всё своё богатство роздал, — послышался ровный голос… — Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
- Не жалею, — ответил со вздохом старик, — только вот умираю я теперь.
- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, — продолжал незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не ответил — и задумался.
- Так и ты теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, — ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
Старик подошёл к нему — и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шёл другой — и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба — и сладок показался ему выпрошенный кусок — и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
- Определите тему и основную мысль произведения. Какую проблему поднимает автор?
- Назовите героев произведения. Что автор сообщает нам о своих героях? Откуда мы это узнаём?
2. Рассмотрите репродукции картин известных художников, размещённые на с. 266. Какая тема их объединяет?
- Можем ли мы утверждать, что эти картины объединяет не только тема, но и основная мысль? Аргументируйте свой ответ.
- Все эти картины были написаны в XIX веке. Актуальна ли тема нищенства для современного общества? Как вы думаете, почему современные художники не пишут портреты нищих?
3. Напишите эссе на основе стихотворения в прозе И. Тургенева «Милостыня».
Дома
Выполните одно из заданий по выбору.
- Прочитайте в электронной хрестоматии несколько стихотворений в прозе И. Тургенева и письменно поделитесь впечатлениями со своими одноклассниками и одноклассницами.
- Поделитесь письменно чувствами и эмоциям, которые у вас вызвали картины (задание 2).
- Выскажите письменно своё мнение по проблеме нищеты в современном обществе.