Ходасевич. ч 5 Проза

Эссе

Значительное место в творчестве Владислава Ходасевича занимает проза. О ней и продолжится рассказ, но прежде, дорогие читатели насладитесь маленьким эссе Владислава Ходасевича http://create-daydream.narod.ru/index/0-33-

МЕЧТАЙ!

Послушайте Ходасевича и посмотрите.

ВСТРЕЧА.

И каждый вам неслышный шепот,

И каждый вам незримый свет

Обогощают смутный опыт

Психеи, падающей в бред.

Теперь себя я не обижу:

Старею, горблюсь,- но коплю

Все, что так нежно ненавижу

И так язвительно люблю.

А теперь о прозе. «Владислав Ходасевич — подлинный мастер русской прозы, серьезнейший историк литературы, выдающийся литературный критик, для которого «литература была все или почти все» (М. Алданов — известный исторический романист) и сейчас остается одним из самых «непрочитанных» авторов русского зарубежья, причем не только в нашей стране, но и во всем мире.

Он заслужил права на благодарность читателя и память не только как поэт,- но и как литературовед, мемуарист, критик, переводчик. «В каждом из этих своих качеств он был незауряден. Им написано около трехсот литературных статей, на его счету открытия в пушкиноведении. Он оставил «образцы той критической мысли и того критического стиля, которых так мало всегда было в нашей литературе и которые сейчас ушли из нее вовсе» (Н. Н. Берберова).

Первая книга прозы Владислава Ходасевича «Державин», издана в Париже, изд. «Современные записки», 1931.

ПАМЯТНИК ( фрагмент стихотворения Державина)

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

;Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,;

  • Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчётных,

Как из безвестности я тем известен стал…

Особое отношение Ходасевича к Пушкину общеизвестно. Выступая в 1921 году вместе с Блоком вечерах, посвященных Пушкину в Петрограде, Ходасевич призвал людей уходящей культуры «аукаться , перекликаться» именем Пушкина «в надвигающемся мраке».

7 стр., 3179 слов

Сочинение ходасевич о державине

... Йельского университета; написано оно было, по-видимому, летом 1929 г., когда Ходасевич интенсивно работал над книгой "Державин". Текст его, как и все ниже публикуемые документы, написан был ... забывчив, да и критика наша, взволнованно занимающаяся не застаивающейся современностью, не имеет ни досуга, ни слов о важном напоминать. Как бы то ни было, теперь все кончено: ...

Ближе современников и потомков, друзей и родных, к Пушкину стоял Державин.

В краткой заметке, предваряющей книгу, автор писал, что «не ставил себе неисполнимой задачи сообщить какие-либо новые, неопубликованные данные». Его «целью было лишь по-новому рассказать о Державине». Как именно рассказал Ходасевич о Державине? М. Алданов – его современник почувствовал это, сформулировав своё ощущение. «Это чисто пушкинская проза».

Но главное не только в стиле автора. Не располагая свежими материалами и не прибегая к приемам романизованной биографии a la Mopya, поэт подошел к материалу, используя психологические особенности Державина. Герой романа рассказывает о себе в третьем лице.

В предисловии к роману о Державине наш современник Андрей Зорин пишет: «Читателю, который хотел бы познакомиться с судьбой Державина, трудно порекомендовать более ответственное чтение, чем книга Ходасевича. И в то же время это очень исповедальное произведение, вернее, начало той исповеди, которая должна была быть продолжена и увенчана давно задуманной биографией Пушкина».

Андрей Зорин.

Я люблю читать настоящую поэзию. Но могу в день прочесть лишь одно, от силы два стихотворения. Это относится и к стихам Владислава Ходасевича. Но я с трудом отрываюсь от прочтения прозы поэта. Особенно это касается мемуаров «Некрополь».

Некрополь-http://az.lib.ru/h/hodasewich_w_f/text_0020.shtml

http://www.litmir.net/br/?b=76245

В 1939 году, в самый год смерти поэта, вышла эта книга его воспоминаний, быть может, лучшее из написанного о серебряном веке. Время дышит в этих воспоминаниях.

Воспоминания Владислава Ходасевича переплетаются с исследованием. В них присутствует его редкая наблюдательность и удивительное знание человеческой природы. Многие из его окружения считали его злым человеком, но его воспоминания не были бы созданы без любви к людям. Если отличительная черта лучших стихов Ходасевича — духовность, то в мемуарах чувствуется сдержанность и правдивость – стиль его таланта.

«Некрополь».

Вступление Ходасевича.

«Собранные в этой книге воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого основаны только на том, чему я сам был свидетелем, на прямых показаниях действующих лиц и на печатных и письменных документах. Сведения, которые мне случалось получать из вторых или третьих рук, мною отстранены. Два — три незначительных отступления от этого правила указаны в тексте».

В воспоминаниях об Андрее Белом Ходасевич сформулировал свой взгляд на обязанности мемуариста. Высказывание это хочется здесь привести не только потому, что по смежности предметов оно может служить и определением задач биографа, но и потому, что оно как нельзя лучше характеризует личность автора:

«Я долгом своим (не легким) считаю — исключить из рассказа лицемерие мысли и боязнь слова. Не должно ждать от меня изображения иконописного, хрестоматийного. Такие изображения вредны для истории. Я уверен, что они и безнравственны, потому что только правдивое и целостное изображение замечательного человека способно открыть то лучшее, что в нем было.

Истина не может быть низкой, потому что нет ничего выше истины. Пушкинскому «возвышающему обману» хочется противопоставить нас возвышающую правду: надо учиться чтить и любить замечательного человека со всеми его слабостями и порой даже за самые эти слабости. Такой человек не нуждается в прикрасах. Он от нас требует гораздо более трудного: полноты понимания».

14 стр., 6968 слов

Образ русалки в произведениях Пушкина и Лермонтова

... и жизни славян. Что такое славянская мифология? Виды мифологических существ. Интерпретация образа русалки в искусстве, в частности в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Ознакомление со списком ... Велес, Мокошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли огромную армию домовых, леших, берегинь, русалок, фантастических зверей и птиц. И все они, как и сама природа, могли ...

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Конец Ренаты

Брюсов

Андрей Белый

Муни

Гумилев и Блок

Гершензон

Сологуб

Есенин

Горький

Уже первый мемуар «Конец Ренаты» передаёт колорит странной эпохи, отношения между писателями, поиски и ожидания. Всё ярко, необычно. Это эссе вызвало ссору между Брюсовым и Ходасевичем.

В мемуарах притягивает желание узнать больше и честнее об известных деятелях Серебряного века. Многое, очень многое не совпадает с тем, что просачивалось к читателям. И оценки творчества известных писателей и поэтов неожиданно изменяются. И совершенно новых, ранее неизвестных людей, узнаёшь. Свой долг — «исключить из рассказа лицемерие мысли и боязнь слова» — Ходасевич-мемуарист выполнил с достоинством, даже если писатели, о которых он рассказывает, совсем ему не близкие.

На меня сильнейшее впечатление произвели мемуары о Горьком. Я даже скопировала эту статью и поместила на сайте. Но она была удалена. Статья открыла классика советской литературы совсем не так, как мы привыкли к нему.

Открытая вражда Зиновьева, устраивавшего у Горького обыски и грозившего ему, а затем и ссора с Лениным, вынудили Горького покинуть не только Петроград, но и советскую Россию. В 1921 году он жил в Германии, на побережье.

Годы 1921-1925 в жизни Ходасевича неразрывно связаны с Горьким. Писатели познакомились в 1918 году, при организации издательства Всемирная литература. В 1918 году в Москве возник союз писателей. Для вступления в союз требовались две рекомендации членов правления. Одну рекомендацию написал Ходасевич.

С 1921 года, несмотря на «разницу… литературных мнений и возрастов», знакомство это приняло характер тесной дружбы. Горький был одним из самых известных писателей этого периода времени. И тем не менее, Горький находился под влиянием молодого и не такого известного друга.

В ноябре 1923 года Горький пишет Ходасевичу, что «зверство» и «духовный вампиризм» большевиков, именно — Н. Крупской и М. Сперанского, устроивших в России разгром массовых библиотек , побуждают его «писать заявление в Москву о выходе… из русского подданства».

Речь шла об «Указателе об изъятии антихудожественной и контрреволюционной литературы из библиотек, обслуживающих массового читателя»,который запрещал книги Платона, И. Канта, А. Шопенгауэра, В. Соловьева., И. Тэна, Д. Рёскина., Ф. Ницше, Л. Толстого, Н. Лескова, И. Ясинского. Отделы религии в библиотеках должны были впредь содержать только антирелигиозные книги. Все это и вызвало возмущение Горького.

Политическая ориентация Горького, при котором почти постоянно находились эмиссары Москвы, быстро менялась. Во время первой встречи с ним в июле 1922 года Ходасевич был поражен тем, что отношение Горького к советскому правительству шло много дальше его собственного, критического: оно было открыто враждебным. Примирение Горького с советской властью было продиктовано психологической невозможностью для него разрушить массовую иллюзию: легенду, сложившуюся вокруг его имени, образ передового борца за пролетариат, испортить свою героизированную, лубочную биографию. Так понимал это Ходасевич. О тщательно оберегаемой биографии Горького он писал:

2 стр., 503 слов

Владислав фелицианович ходасевич

... была скудна, исключением стали ” кроме перепевов Бальмонта, только книги Ходасевича и Марины Цветаевой – подлинные достижения”. Владислав Фелицианович постоянно находился в творческих исканиях. Для него быть достойным своего ... Но все ж я прочное звено: Мне это счастие дано. В последнем сборнике поэта присутствует и тема смерти. Он называет жизнь промежутком “между купелию и моргом ...

«…я бы не сказал, что Горький в нее поверил или непременно хотел поверить, но, влекомый обстоятельствами, славой, давлением окружающих, он ее принял, усвоил себе раз навсегда вместе со своим официальным воззрением, а приняв — в значительной степени сделался ее рабом… Но я не уверен, что он любил ее».

Ходасевич относился к Горькому, как к личности, тепло. Однако, определённые черты характера писателя, из которых самым уязвимым считал «крайне запутанное отношение к правде и лжи, которое обозначилось очень рано и оказало воздействие как на его творчество, так и на всю его жизнь» Горького, резко осуждал.

Об отношении Горького к Ходасевичу: «Я бы сказала, что перед Ходасевичем он временами благоговел — закрывая глаза на его литературную далекость, даже чуждость. Он позволял ему говорить себе правду в глаза, и Ходасевич пользовался этим. Горький глубоко был привязан к нему, любил его как поэта и нуждался в нем как в друге. Таких людей около него не было: одни, завися от него, льстили ему, другие, не завися от него, проходили мимо с глубоким, обидным равнодушием».

Н. Н. Берберова. Курсив мой, 1972.

Горький о Ходасевиче:

«Ходасевич пишет совершенно изумительные стихи».

13.03.1923, к М. Л. Слонимскому.

По словам Ходасевича, лучшего, на мой взгляд, поэта современной России…

15.03.1923, к К. А. Федину.

Из воспоминаний Берберовой:

«Охлаждение Горького к Ходасевичу наметилось во второй половине 1923 года и затем прогрессировало. Ему способствовали эстетические и политические разногласия, бывшие изначально — и лишь временно заслоненные взаимной человеческой симпатией. Но его подлинной причиной было, несомненно, отношение Ходасевича к творчеству Горького, — а возможно, и конкретная обида, с этим отношением связанная. Легко представить себе, что Ходасевич не вызывал Горького на разговоры о его сочинениях, но на прямые вопросы давал прямые ответы. Вот характерный диалог между писателями:

  • А скажите, пожалуйста, что мои стихи, очень плохи?
  • Плохи, Алексей Максимович.
  • Жалко.

Очень жалко. Всю жизнь я мечтал написать хоть одно хорошее стихотворение».

Ходасевич. Горький, 1936.

«Я и знаю, и хорошо чувствую, как тяжело положение писателя в современной России. Но почему-то все крепче надеюсь, что это скоро минует…

Может быть, это самоутешение? Не знаю. Но я «люблю верить», как на днях упрекнул меня поэт Ходасевич. Верю же я только в человека. Только в него. Это вся моя религия, весьма мучительная, но в той же мере и радостная. Так-то». Горький.

Ходасевич тяготился своей невольной обязанностью и страдал не меньше Горького. Разрыв назревал с двух сторон. 18 апреля он и Н. Н. Берберова уезжают в Париж, ставший к тому времени столицей русской литературной диаспоры. Поэт понимал значение этой разлуки с Горьким.

«…Ходасевич сказал мне: мы больше никогда его не увидим. И потом… добавил с обычной своей точностью и беспощадностью:

  • Нобелевской премии ему не дадут, Зиновьева уберут, и он вернется в Россию».

Н. Н. Берберова. Курсив мой, 1972.

Зоил (пройдоха величавый,

корыстью занятый одной)

и литератор площадной

7 стр., 3022 слов

Ахматова бывает так какая то истома. Анализ стихотворения А.Ахматовой Творчество

... стихи, не ведая стыда…». Простая разговорная речь, характерная для данного стихотворения, одна из главных черт всего творчества Ахматовой вообще. Другой характерной особенностью творчества Ахматовой является использование неполных рифм, что ... процесс создания стихов. Стихотворение входит в цикл «Тайны ремесла». В этой серии стихов поэтесса повествует о творчестве. Она считает, что процесс ...

(тревожный арендатор славы)

меня боятся потому,

что зол я, холоден и весел,

что не служу я никому,

что жизнь и честь свою я взвесил

на пушкинских весах, и честь

осмеливаюсь предпочесть.

Многие читатели, ранее не знакомые с «Некрополем», будут удивлены взглядом Ходасевича на известных и малоизвестных литераторов, взглядов, резко отличающихся от привычных . Думается, Вас, дорогие читатели ждут неожиданности. Пересказать это невозможно и не нужно.

О значении книги «Некрополь» говорит то, что советские литературоведы (Ц. Вольпе, Вл. Орлов и т.п.) заимствовали и фактический материал книги, и целые куски — в форме пересказа или цитаты под ремаркой «один наблюдательный современник пишет».

Фрагменты Некрополя — нечастый случай для мемуарной прозы — имели хождение в самиздате. Эти приметы подтверждают важность и интерес «Некрополя».

Вот ещё ссылка на прозу Ходасевича: проза Ходасевича

Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3: Проза. Державин. О Пушкине. — М.: Согласие, 1997. OCR Бычков М. Н.

СОДЕРЖАНИЕ

Ночной праздник. Письмо из Венеции

Город разлук. В Венеции

Иоганн Вейс и его подруга. Сантиментальная сказка

Заговорщики. Рассказ

Помпейский ужас

Бельфаст

Из неоконченной повести

Жизнь Василия Травникова

«Атлантида»

Младенчество

Виктор Викторович Гофман

Московский Литературно-Художественный кружок

Памяти Сергея Кречетова

О меценатах

Неудачники

Памяти Б.А. Садовского.

В 1954 году, в Нью-Йорке, Н. Н. Берберова издала еще один сборник Ходасевича: «Литературные статьи и воспоминания». Он содержит работы о русских классиках: Дмитриеве, Вяземском, Дельвиге, Гоголе, о современниках поэта (от В. Маяковского до Б. Поплавского) и некоторые из его воспоминаний, в основном, о годах военного коммунизма.

Собранные Н. Н. Берберовой очерки мемуарного характера не уступают лучшим страницам Некрополя — и естественно дополняют их. Замечательны и отзывы о литераторах, с которыми судьба столкнула Ходасевича.

Оценки творчества Владислава Ходасевича.

Лучше и точнее всех дал ему оценку Ходасевичу ВЛАДИМИР НАБОКОВ:

«Крупнейший поэт нашего времени, литературный потомок Пушкина по тютчевской линии, он остается гордостью русской поэзии, пока жива последняя память о ней».

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ о стихах Владислава Ходасевича:

«В кликушестве моды его заслоняют все школы (кому лишь не лень): Маяковский, Казин, Герасимов, Гумилев, Городецкий, Ахматова, Сологуб, Брюсов — каждый имеет ценителей. Про Ходасевича говорят: «Да, и он поэт тоже…». И хочется крикнуть: «Не тоже, а поэт Божьей милостью, единственный в своем роде»…»

1922.

«Ходасевич — величайший из современных русских поэтов…»

Максим Горький. Письмо к редактору бельгийского журнала.

Обширный архив Н.Берберовой, включающий переписку с И. А. Буниным, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, А. И. Куприным, М. И. Цветаевой и др., хранится в библиотеке Йельского Университета.

2 стр., 646 слов

Александра Кушнера «Быть нелюбимым, Боже мой…» (Анализ ...

... вчувствоваться, его стихи растут не на голой почве, своими корнями они уходят в культуру прошлого. Кушнер ощущает свою связь с поэтами-предшественниками.» Стихотворение “Быть нелюбимым, Боже мой…” было ... от этого наслаждение. Стоит обратить внимание на авторский оксюморон, пронизывающий все стихотворение: “Какое счастье быть несчастным…” “Сладкая тоска” с головой накрывает героя в его мыслях, дает ...

БИБЛИОГРАФИЯ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/hodasevich-o-derjavine/

сборник «Молодость». Первая книга стихов. — М.: Книгоиздательство Гриф, 1908. — ??? с.

сборник «Счастливый домик». Вторая книга стихов. — М.: Альциона, 1914. — 78 с.

сборник «Из еврейских поэтов», 1918. — ??? с.

сборник «Путём зерна», 1920. — ??? с.

сборник «Счастливый домик. Стихи». — Петербург — Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. — ??? с.

сборник «Тяжёлая лира». Четвёртая книга стихов 1920—1922. — М., Петроград: Государственное издательство. — 1922. — 60 с.

цикл «Европейская ночь», 1927. — ??? с.

биография «Державин», 1931. — ??? с.

сборник статей «О Пушкине», 1937. — ??? с.

книга воспоминаний «Некрополь», 1939. — ??? с.

Ходасевич В. Ф. Державин. — М.: Книга, 1988. — 384 с. (Писатели о писателях) Тираж 200 000 экз. ISBN 5-212-00073-4

Ходасевич В. Ф. Собрание стихотворений. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 183 с. ISBN 5-235-01129-5

Ходасевич В. Ф. Стихотворения. — Л.: Сов. писатель, 1989. — 464 с. (Библиотека поэта, Большая серия, Издание третье) Тираж 100 000 экз. ISBN 5-265-00954-X

Ходасевич В. Ф. Стихотворения. — Л.: Искусство, 1989. — 95 с.

Ходасевич В. Ф. Стихотворения. (Библиотечка журнала «Полиграфия») — М.: Детская книга, 1990. — 126 с.

Ходасевич В. Ф. Стихотворения / Сост., вступ. ст., прим. В. П. Зверев. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 223 с.

Ходасевич В. Ф. Некрополь. — М.: Сов. писатель — Олимп, 1991. — 192 с. Тираж 100 000 экз. ISBN 5-265-02572-3

Ходасевич В. Ф. Колеблемый треножник: Избранное. — М.: Советский писатель, 1991. — ??? с.

Ходасевич В. Ф. Собрание стихотворений. — М.: Центурион Интерпракс, 1992. — 448 с. ISBN 5-7085-0058-1

Ходасевич В. Ф. По бульварам. Стихотворения 1904-1937 гг. Литературно-исторические статьи. (Из поэтического наследия.) / Редактор-составитель И. А. Курамжина. — М.: Центр-100, 1996. — 288 с.

Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений в 4 т. — М.: Согласие, 1996—1997.

Ходасевич В. Ф. Некрополь. — М.: Вагриус, 2001. — 244 с. ISBN 5-264-00160-X

Ходасевич В. Ф. Стихотворения / Сост., подгот. текста, вступ. ст., примеч. Дж. Малмстада. — СПб.: Академический проект, 2001. — 272 с. (Новая библиотека поэта, Малая серия) ISBN

Ходасевич В. Ф. Стихотворения / Сост. В. Зверев. — М.: Звонница-МГ, 2003. — 320 с. ISBN 5-88093-035-1

Ходасевич В. Ф. Стихотворения. — М.: Профиздат, 2007. — 208 с. ISBN 978-5-255-01558-0

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/hodasevich-o-derjavine/

Лев Аннинский Владислав Ходасевич: «Так нежно ненавижу и так язвительно люблю». Глава из книги «Серебро и чернь»

Автор: Лев Аннинский

Советский и российский литературный критик,

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/hodasevich-o-derjavine/

писатель, публицист, литературовед.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/hodasevich-o-derjavine/

Богомолов Н. А. Жизнь и поэзия Вячеслава Ходасевича // В кн. Ходасевич В. Ф. Стихотворения. — Л.: 1989. — С. 5-51.

Сергей Гандлевский «Орфей в подземке». Поэтическая кухня. СПб, Пушкинский фонд,1998

1 стр., 433 слов

Н. Рубцов «Звезда полей» (Анализ стихотворения, стиха)

... полней». Радость и счастье — это родина. Композиция стихотворения. Стихотворение состоит из 4-х строф. В первой строфе заявлена тема: звезда полей дорога поэту, так как ассоциируется с его малой ... его. Она поддержит каждого, «своим приветливым лучом» успокоит любого «тревожного жителя земли». Звезда полей для Рубцова — это ещё и часть удивительного мира его родной природы. Вспоминая ...

Из воспоминаний Анны Ивановны Ходасевич, урожденной Чулковой // В кн. Ходасевич В. Ф. Собрание стихов. — М.: 1992. — С. 413—433.

Из истории русской поэзии начала 20 в. — М.: 1976.

ЮРИЙ КОЛКЕР. АЙДЕССКАЯ ПРОХЛАДА, Геликон-плюс, Петербург, 2008.

Нерлер Павел «Дар тайнослышанья тяжёлый»… Владислав Ходасевич

Семь искусств» № 6(53) Июнь 2014 года http://7iskusstv.com/2014/Nomer6/Nerler1.php.

Ирена Ронен. Стихи и проза: Ходасевич в творчестве Набокова. «Звезда» 2009 № 4.

Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть xx века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.

Строфы века. Антология русской поэзии — Минск-М.: 1995.

Энциклопедия для детей. Русская литература. XX век. Аванта+ — М.: 1999.

Шубинский В. И. Владислав Ходасевич. Чающий и говорящий. — СПб.: «Вита Нова», 2011. — с. 720 — ISBN: 978-5-93898-329-8 — Серия: Жизнеописание.

Ссылки

Владислав Ходасевич в Викицитатнике?

Владислав Ходасевич в Викитеке?

Владислав Ходасевич на Викискладе?

Владислав Ходасевич Стихи

Владислав Ходасевич стихи в Антологии русской поэзии

Ходасевич на Стихии

Владислав Ходасевич в библиотеке Максима Мошкова

chodasevich — сообщество в Живом журнале

Ходасевич В. О Тютчеве.

Ходасевич Вл. Стихотворная техника М. Герасимова // Горн. 1918.2-3. 56-57

Владислав Ходасевич на сайте «Век перевода»

Владислав Ходасевич Собрание сочинений

Телеальманах Поэты России XX век. Владислав Ходасевич

ЗАПИСЬ БИОГРАФИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ.

1886 16 (28) мая родился в Москве шестой и последний ребенок Фелициана Ивановича и Софии Яковлевны (урожд. Брафман) Ходасевичей. С самого раннего детства часто болел.

1892 Первые стихи.

1894 Поступление в училище Л. Н. Валицкой.

1896 Поездка в Озерки и Сиверскую (близ Петербурга), встреча с А. Н. Майковым. Поступление в московскую третью классическую гимназию. Среди друзей гимназических лет — Виктор Гофман и Александр Брюсов, через которою происходит знакомство с его старшим братом В. Я. Брюсовым.

1898 Женя Кун — первая детская любовь.

1901–1902 Увлечение поэзией Брюсова и К. Д. Бальмонта.

1903 «Стихи навсегда»*. «Нелегально» попадает на заседание Литературно-художественного кружка, где Брюсов читает знаменитый доклад о Фете (январь).

Переезд от родителей на квартиру старшего брата Михаила. «Тарновская» — первая серьезная любовь.

1904 Слушает лекции на юридическом факультете Московского университета. Знакомство с Андреем Белым.

1905 Март: первые стихи в печати (альманах «Гриф»).

Женитьба на Марине Эрастовне Рындиной (17 апреля), одной из первых московских красавиц. Слушает лекции на филологическом факультете Московского университета.

1906 Принимает все большее участие в московской литературной жизни. Печатается (стихи, рецензии, статьи) в символистских журналах («Весы», «Перевал», «Золотое руно») и в московских газетах («Руль», «Голос Москвы» «Русские ведомости», «Утро России» и др ).

2 стр., 784 слов

по направлению «Год литературы». Книга или компьютер? ...

... верить, что в будущем нас ожидает не только противостояние, но и сотрудничество книги и компьютера. Романова М.В. ... назло!» Владислава Титова. Книга была и остаётся самым удобным и надежным источником знания. Книгу можно читать в любом ... том, что компьютер – прямой конкурент книги, нельзя. Среди высказываний на тему «Компьютер» почему-то преобладают ироничные и довольно язвительные. «Компьютер — ...

Знакомство с московскими литераторами: Б. К. Зайцев, П. П. Муратов, В. И. Стражев, Муни (С. В. Киссин), и др. «Карты».

1907 Уход жены (30 декабря), увлекшейся осенью того же года С. К. Маковским.

1908 Первая книга стихов — «Молодость» (М.: Гриф), посвященная «Марине». «Голод».

1909 Начало переводческой (с польского, французского) и редакторской (издание сочинений И. Ф. Богдановича, А С. Пушкина, составление антологий) работы для московского издательства «Польза» (В. Антик и Кo), серия «Универсальная библиотека». Остается на этой работе до 1916 г.

1910 Увлечение Евгенией Владимировной Муратовой, бывшей женой П. П. Муратова. «Карты, пьянство».

1911 «Пьянство, карты». Поездка в Италию (июнь—начало августа), где кончается роман с Е. В. Муратовой. Смерть матери (погибла 20 сентября от несчастного случая).

«Босячество». Сближение с Анной Ивановной Гренцион, младшей сестрой Г. И. Чулкова, которая в 1913 г. станет его женой. Смерть отца (24 ноября).

«Голод».

1912 «Мусагет» (1912—1913).

Дружба с Б. А. Садовским. Портрет работы племянницы, Валентины Михайловны Ходасевич.

1913 Работа для театра-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева.

1914 «Футуристы. Пьянство». Вторая книга стихов — «Счастливый домик» (М.: Альциона), посвященная «Жене моей Анне». Сотрудничает в журнале «София». «Война».

1915 Поездка в Финляндию, Царское Село. Сдвинул себе один из спинных позвонков, когда в темноте шагнул с балкона на даче Любови Столицы. Встреча с М. О. Гершензоном.

1916 Самоубийство Муни (22 марта).

Туберкулез позвоночника. Лечится летом в Коктебеле, живет у М. А. Волошина. «Армяне, финны, латыши» (переводы на русский).

1917 «Революция. Клуб писателей». Лето — в Коктебеле. Сотрудничает в «Народоправстве», «Новой жизни» М. Горького. «Октябрь». «Евреи»: работа над переводами из еврейских поэтов.

1918 Работает секретарем третейского суда при комиссариате Московской области. Работает в театрально-музыкальной секции Московского Совета, в ТЕО Наркомпроса. Чтение лекций о Пушкине в московском Пролеткульте. «Еврейская антология» (М.: Сафрут).

Организация вместе с П. П. Муратовым Книжной лавки писателей. С конца года (до лета 1920 г.) заведует московским отделением изд-ва «Всемирная литература».

1919 Заведует Книжной палатой Московского Совета. «Голод». Болезнь.

1920 «Голод». Заболевает фурункулезом, летом лечится в санатории. Третья книга стихов — «Путем зерна» (М.: Творчество).

17 ноября — переезд в Петроград по инициативе М. Горького.

1921 Поселяется в Доме Искусств («Диск»).

В феврале выступает с докладом «Колеблемый треножник» на Пушкинском вечере. Конец лета — Вельское Устье, колония Дома Искусств.

1922 «Из еврейских поэтов» (Пб.: Изд-во 3. И. Гржебина).

22 июня — отъезд из Советской России с Н. Н. Берберовой. 30 июня — приезд в Берлин. «Статьи о русской поэзии» (Пб.: Эпоха).

Четвертая книга стихов — «Тяжелая лира» (М.; Пг.: Гос. изд-во).

Сотрудничает в берлинских газетах и журналах. Дружба с М. Горьким. Осень–зима — на курорте Saarow (Сааров).

Второе издание «Счастливого домика» (Пб.; Берлин: Изд-во 3. И. Гржебина).

1923 Новое издание «Тяжелой лиры» (Берлин; Пб.; М.: изд-во 3. И. Гржебина).

9 стр., 4475 слов

Работа редактора над изданием для детей

... подразделение, работающее с вышедшими изданиями. Это - «Дом детской книги», в котором собирается вся информация, характеризующая издания для детей. Здесь же организуются читательские ... многими издательствами и включает разработку концепции издания: отбор произведений, моделирование издания, работу над иллюстрациями и аппаратом. Издание новой литературы подразумевает еще один этап-оценку ...

Редактирует вместе с Горьким и Андреем Белым журнал «Беседа» (май–июнь до марта 1925 г.).

Сентябрь — разрыв с Андреем Белым. Ноябрь — переезд в Прагу, Мариенбад. Третье издание «Счастливого домика» (Берлин; Пб.; М.: Изд-во 3. И. Гржебина).

1924 Март–октябрь — скитания по Европе: Венеция, Рим, Турин, Париж, Лондон, Белфаст, Неаполь. С октября до апреля 1925 г. живет у Горького в Сорренто. «Поэтическое хозяйство Пушкина» (Л.: Мысль) издается без участия автора.

1925 Апрель — поселяется в Париже. Пишет для газет «Дни», «Последние новости», сотрудничает в журнале «Современные записки» Дружба с В. В. Вейдле, А. В. Бахрахом, другими молодыми литераторами.

1926 Снова фурункулез. П. Н. Милюков объявляет, что Ходасевич «совершенно не нужен» «Последним новостям». Бедность.

1927 Участвует в литературно-философском обществе «Зеленая лампа». Начинает сотрудничать в газете «Возрождение», где до конца жизни ведет литературно-критический подвал «Книги и люди» и (под псевдонимом Гулливер, позже — совместно с Н. Н. Берберовой) «Литературную летопись». Обостряется полемика с Г. В. Адамовичем о возможности существования эмигрантской литературы и о русской поэзии. «Собрание стихов» (Париж: Возрождение) — последняя книга стихотворений, включая «Европейскую ночь», выходит 1 ноября.

1929 Начинает работу над книгой «Державин».

1930 Апрель — «Современные записки» и «Возрождение» отмечают 25-летие его литературной деятельности.

1931 Выходит в свет «Державин» (Париж: Современные записки).

1932 Апрель — уход Н. Н Берберовой.

1933 Женится на Ольге Борисовне Марголиной.

1937 Издание книги «О Пушкине» ([Берлин]: Petropolis).

1939 В январе серьезно заболевает. Выходит «Некрополь» (Брюссель: Petropolis).

14 июня — смерть. Похоронен на Биянкурском кладбище в Париже.

«Владислав Ходасевич. Собрание сочинений», 2009-2014

Проект литературного общества «Треугольный стол»