По психологии : «Техника управляемого воображения»

Эссе

ЭССЕ

Разработала: Дёмина Г.Н., Техника: «управляемого воображения»

Само словосочетание «управляемое воображение» рождает ассоциации, связанные с чем-то таинственным и новым. Как мы можем управлять своим воображением? Как улучшить и развить навыки творческого воображения? Воображение – это особый вид умственной деятельности и связан с особой функцией мозга.

Воображение не входит ни в одну из психических функций (память, восприятие, внимание).

Оно объединяет их и становится переходной формой между всеми структурами целостного интеллекта. Каково же на самом деле определение воображения? Как использовать технику «управляемого воображения» для его развития? И какую пользу мы можем получить от этого?

Генерирование реальности в изображениях — это только физические возможности человеческого мозга. Его характеристики в том, что он связывает и объединяет органические, семантические и ментальные компоненты мышления. До сих пор неизвестно, где находятся нейронные структуры мозга, ответственные за его появление. Поэтому, в общем, слово «воображение» оправдывает его загадку и его феноменальность, это сущность творчества. С его помощью создаются художественные и культурные шедевры: литература, живопись, скульптура. Все эти результаты достигаются человечеством благодаря этому явлению.

Отражение реальности в сознании с помощью воображения важно как для интеллекта, так и для психики: человек с помощью воображения планирует свои дальнейшие действия и может мысленно представить свое поведение, задуматься о результате предварительные его действия; благодаря воображению человек может перемещаться во времени — в прошлом или в будущем, произвольно вспоминая долгосрочные события из памяти, переживая эти чувства, извлекая из них материал для творчества; в воображении задачи решаются тогда, когда фактическое прямое действие на практике недоступно или не совсем ясно с его помощью, недостающие детали информации могут быть уточнены [6, С.49-53].

Следовательно, воображение является своего рода конструктором, если можно так назвать, благодаря которому у человека появляется возможность создавать и распространять другие реальности [5].

12 стр., 5528 слов

Воображение и креативная функция мышления

... задачи: изучение воображения, как креативности и исследование креативной функции мышления. В данной работе в практической части мы можем воспользоваться методом теоретического анализа. Тест творческого мышления П. ... информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть ...

Человеческое мышление рассматривается как «поток мысленных идей, направляемых языком для достижения определенной цели». Например, увидев сильный дождь, вы можете внутренне сказать: «держа зонтик, можно было бы избежать промокания», и тогда вы возьмете зонтик перед отъездом. В этом процессе мы знаем, что визуальный ввод «капля воды» называется дождем, и можно себе представить, что «держа зонтик» можно было бы не допустить дождя, а можно даже испытать ощущение того, что вы мокрые. Эта постоянная мыслительная способность отличает нас от других людей [6, С.45].

Непрерывное мышление требует способности генерировать мысленное воображение, движимое языком, и извлекать языковые представления из реального или воображаемого сценария.

Метод управляемого воображения был впервые описан R. Dessoille [11] и H. Leuner [13] как часть исследования психосинтеза. Позже, метод был использован в других психотерапевтических методах; например, это был основной инструмент, использованный В. Шутцем в так называемой «Фантазии тела» [9].

По словам В. Шуца, метод управляемого воображения, «изобретенный в психотерапевтическом контексте, имеет гораздо более широкое применение» с точки зрения исследования личности и осведомленности [8].

Целью этого метода является работа человека с содержанием его собственного сознания и, следовательно, поиск в его недрах психотравмирующих факторов или психологических причин, которые влияли на выбор определенного защитного паттерна. При контролируемом воображении субъект свободно допускает появление в сознании определенного изображения или образа.

По словам Шуца, чем менее структурировано инструкция, тем больше вероятность того, что воображение немедленно превратится в место наибольших психологических трудностей. Анализируя воображаемые картины и сопровождающие их чувства, субъект приходит к логической реализации психотравмирующих моментов или к инсайту [9].

Положительные физиологические реакции, инициируемые методами «управляемого воображения», обусловлены следующими физиологическими механизмами:

— изменение типа мышления (от вербального к образно-чувственному) и активация коры правого полушария (Классина С., 2007);

  • формирование новых комбинаций временных связей;

— формирование изображений, оказывающих регулирующее влияние на функционирование периферических процессов;

-инициализация сложных нейрохимических процессов, способствующих активации иммунной системы человека (Росси Э., 1986).

В литературе приводятся примеры таких инсайтов [8, 9]: «На семинаре я попытался в воображении проникнуть в свои очень близорукие глаза. У меня возникла картина стены с битым стеклом наверху и розовый сад по другую сторону, в который я хотел проникнуть, и еще там был волк, которого я боялся. Я не мог разрушить стену и не знал, как быть с волком. Потом стена стала прозрачной (прекрасный символ миопии — сначала стена для того чтобы ничего не видеть, потом вы приспосабливаетесь видеть сквозь нее, но стену все-таки сохраняете).

18 стр., 8710 слов

Женские образы в литературе 19-20 вв

... в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своём романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в ... обрести любовь в жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, ... что-то объединяющее их. Но, тем не менее, Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет убежать ...

Я решил задать себе вопрос, когда была построена эта стена. Когда я сделал это, в моей памяти внезапно высветился эпизод, случившийся, когда мне было двенадцать лет и когда меня ужасно унизительно дразнили за то, что я «строил глазки» девочке. Мгновенно огромное напряжение снялось с моих глаз и с части лица, и мои глаза смогли двигаться в определенных направлениях впервые за тридцать лет. Видимо, их относительная фиксированность была существенным фактором моей близорукости» [8, 9].

Из предыдущего примера видно, что клиент В. Шуца был хорошо подготовлен и эмоционально настроен. И хотя этот пример касается только проблемы со зрением, некоторые важные особенности этого эпизода привлекают внимание. Во-первых, можно отметить, что символические или абстрактные образы, а также реальные образы прошлого могут появляться в воображении. Во-вторых, пример показывает создание высоко эмоционально значимых и чувственно насыщенных образов. Независимо от содержания воображаемого изображения клиент, очевидно, может понять его значение через осознание чувств, которые сопровождают процесс воображения.

условий организации и проведения техники «управляемого воображения» [1]:

1. Клиент должен быть заинтересован в участии (мотивирован).

2. Клиент должен знать причину, по которой он хочет это выяснить (целенаправленно).

3. Клиент сам выбирает форму процедуры (в группе или индивидуально).

4. Клиент сам определяет степень своего участия (хочет ли он назвать проблему, чьи источники он пытается установить; будет ли он озвучивать воображаемые образы и хочет ли он обсудить их с консультантом после процедуры).

алгоритм проведения индивидуального сеанса «управляемого воображения» [1]:

1. Психотерапевт обнаруживает природу интереса и степень (глубину) вовлеченности клиента в этот процесс.

2. Рекомендует расслабиться, сидя в удобном положении (например, откинувшись на спинку стула).

Если клиент чувствует скованность или беспокойство, его следует успокоить и предложить попробовать расслабляющие упражнения или самогипноз.

3. После того, как клиент почувствует себя расслабленным, рекомендуется говорить вслух и с открытыми глазами (эффект полноценного осознания) следующее отношение: «Я хочу знать правду о своей проблеме». В то же время клиент должен четко понимать проблему и хотеть знать правду как можно более честно. Если у клиента возникают сомнения в искренности сказанных им слов, рекомендуется снова расслабиться, а затем повторить установку.

4. Затем клиент закрывает глаза и в своем воображении перемещается в проблемное (например, больное) место. В этот момент ему не рекомендуется пытаться заставить себя что-либо вспомнить. Важно дать полную свободу своему воображению и чувствам. Если клиент мог себе это позволить, то практически сразу или с небольшой задержкой в ​​его уме начинают возникать чувственно насыщенные картины: образы или мысли.

5. Кроме того, рекомендуется произносить то, что предполагалось, и, таким образом, после окончания его смыслового содержания доводить его до уровня сознания.

57 стр., 28441 слов

«Использование творческих заданий на х литературного чтения ...

... предположение о том, что использование творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию воображения у младших школьников. Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие ... воспринимавшихся человеком» [9, с. 39]. Таким образом, воображение - это движущая сила интеллектуального развития, творческой деятельности и духовно-нравственного воспитания и ...

В процессе вербализации очень важно, чтобы клиент обращал внимание на чувства, сопровождающие процесс воображения, поэтому рекомендуется, чтобы терапевт задавал такие вопросы, как: «Что вы чувствуете в данный момент? Каковы ваши чувства там?

6. Процедура строго не регламентирована во времени, т.е. клиент имеет право прервать или продолжить ее по собственному желанию. Как правило, сеанс направленного воображения длится 5-15 минут. После сеанса клиента просят интерпретировать увиденное [1].

По нашему мнению, с помощью предложенного алгоритма вы можете быстро достичь психологически важных моментов и привести к инсайту.

использования техники «управляемого воображения» в различных направлениях психологической помощи.

В свою очередь, привлечение пациента к пониманию (инсайту) может послужить основой для использования этой технологии в качестве инструмента «пилотажно- разведовательного», в случае трудно диагностируемых психосоматических расстройств.

Следует иметь в виду, что первичный инсайт является лишь отправной точкой, началом пути к дальнейшим позитивным изменениям. Продолжительность этого пути самовосстановления варьируется в широких пределах и зависит от активности субъекта, степени мобилизации его личных ресурсов [2].

Описанная техника открывает новые возможности для изучения личности и сознания здорового и больного человека.

Работая с технологией «управляемого воображения» — так называемой визуализацией или ментальным программированием — в психотерапии вы можете решить любую проблему, абстрактно: духовное улучшение, сочетание двух противоположных принципов и т. д. Или прагматично: заработать деньги, осуществить проект, обрести социальную власть, избавиться от болезни [10, С. 27-42].

Хотелось бы обратить внимание на возможность использования «управляемого воображения» в психосоматических случаях. Опять же, психофизиология предлагает нам объяснения как наблюдаемых явлений, так и техники, подходящей для лечения этого типа заболевания. Павлов утверждал, что любая часть тела имеет свое местоположение в корковом представлении. Мы должны знать, что боль устраняется путем рассечения афферентных нейрональных путей. И наоборот, сторонники Павлова, включая Быкова, показали, что любой стимул может стать условным для вызывания наблюдаемого ответа любой точки организма, например в кишечнике [10, С. 27-42].

Если психотерапевт принимает во внимание, что слово заменяет сенсорный сигнал у человека без особой подготовки, ему совершенно ясно, что возможно, исходя из соответствующего зрительного воображения, воздействовать на определенный орган. Эта процедура особенно полезна для облегчения и даже полного устранения боли. Однако это возможно только для людей, которые хорошо обучены управляемому воображению [10, С. 27-42].

Экспериментально подтверждено, что «управляемое воображение» помогает стимулировать формирование следующих физиологических реакций [7]:

  • активация защитных сил организма (Миранда ван Тилбург., 2009);
  • сниженный уровень тревожности (Комисарук Б., 2009);
  • остановить психовегетативные проявления стресса;
  • сниженные реакции на боль (Бахам Г., 2010);
  • активация синтеза эндогенных опиоидов (Eipper F., 2009).

    34 стр., 16546 слов

    Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников

    ... изобразительным искусством для умственного и эстетического развития дошкольников. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. ... образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, ... рисования живописными материалами; 4. Экспериментирует с новаторскими техниками рисования для старшего дошкольного возраста. Объектом ...

«Управляемое воображение» может быть использовано в качестве вспомогательной методики для повышения эффективности комплексных терапевтических программ при лечении различных соматических заболеваний (посредством активации иммунной системы) и психосоматических заболеваний [7].

Таким образом, управление воображением подтверждает его эффективность в мобилизации человеческих способностей, повышении уверенности в себе, усилении эмоций и даже укреплении иммунной системы. Но это совершенно бесполезно для творческого решения проблем. Управляемому воображению не хватает одной ключевой особенности – внезапности, неожиданности. Вы не будете ждать этого, не подготовив место для сюрприза.

Так же, на наш взгляд, существуют сложности и противопоказания использования данной техники.

Эффективность использования методики «управляемого воображения» для прикладных задач самоконтроля здоровья во многом зависит от индивидуальных релаксационных навыков, концентрации внимания, визуализации, волевого контроля дыхания, самообразования «образно-чувственных представлений исцеляющей направленности».

Конечно, люди, которые не проходили регулярную психофизиологическую подготовку с использованием психотехники с «управляемым воображением», могут столкнуться с трудностями при разработке их для введения психотерапевтического компонента в реализацию различных комплексных терапевтических мер, в основном из-за отсутствия навыков формирования образно- чувственных представлений.

Анализируя данную сложность использования технологии, следует расширить возможность ускоренного освоения навыков использования «управляемого воображения» для активации защитных сил организма с целью повышения эффективности инструментально-психотерапевтического сопровождения комплексных терапевтических программ, используемых для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Практически любой поведенческий или когнитивный процесс, для усиления которого требуется моделирование поступающей сенсорной информации, так или иначе оперирует визуальными образами.

Тем не менее, существует относительно небольшая группа людей, у которых мысль о том, что люди могут самостоятельно вызывать в уме визуальные образы, может вызвать крайнее удивление. У этих людей способность формировать воображаемые визуальные образы нарушена: это состояние называется афантезией. С другой стороны, чрезмерный приток зрительных образов занимает важное место в психопатологической структуре тревожных расстройств, депрессии, шизофрении и болезни Паркинсона.

Кроме того, активное воображение является очень важным компонентом технологии «управления воображением».

Таким образом, влияние контроля над воображением на сознание неоднозначно: в разных ситуациях оно может быть полезным, в других оно может быть неблагоприятным, а в некоторых оно может быть совершенно ненужным. Изучая это противоречивое явление, мы даем себе возможность сделать удивительные новые открытия о природе нашей психики.

13 стр., 6477 слов

Развитие творческого воображения младших школьников

... решения данной проблемы определили тему курсовой работы - «Развитие творческого воображения младших школьников». Цель данной курсовой работы: изучить и проверить возможности развития творческого воображения у младших школьников. Объект исследования - процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет - развитие творческого воображения младших школьников. Исходя из цели необходимо ...

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/psihologiya-tvorchestva-vozmojnosti-voobrajeniya-cheloveka/

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники/ Р. Ассаджиоли-М.: Психотерапия, 2008. — 380 с.

2. Дюбуа П. Воображение как причина болезни / Пер. с нем. Б/г, Б/и. 45 с.

3. Дюбуа П. Психоневрозы и их лечение / Пер. с фр. СПб., 1912. 397 с.

4. Лебедев М.А. Проблемы восприятия реальности как общий фактор психотерапии // Психотерапия, 2005, № 2. С. 2–5.

5. Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования/ Розин В.М.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 г.-736 с.

7. Чаусов Г. Инструментальная психотехнология ускоренного освоения приемов «управляемого воображения» для прикладных задач самоуправления здоровьем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ( 20.06.2011).

8. Шутц В. Глубокая простота. Основы социальной философии / Пер. с англ. СПб.: РИФ «Роза мира», 1993. С. 83.

9. Шутц У. Радость. Расширение человеческого сознания / Пер. с англ. М .: Изд во Эксмо, 2003. С. 97–128.

10. The Bulletin of La Societe de Recherches Psychotherapiques de la Langue Francaise, vol.Ill, No.2, May 1965, pp. 27—42.

11. Dessoille R. The Directed Daydream // Psychosynthesis Research Foundation. N.Y. 1965. Frank J.D. Therapentic components shared by au psychotherapies / In: Harvey J.H., Parks M.M. (Eds.), Psychotherapy research and behavior change. Washington, DC: APA, 1982.

12. Goldfried M.R. Toward the delineation of therapentic change principles / American Psychologist, 1980, Vol. 35. P. 991–999.

13. Leuner H. Initiated Symbol Projection // Psychosynthesis Research Foundation. N.Y. 1965.

14. Shutz W. Bodi Fantasi. N.Y.: Irvington, 1983.