Проблемы образования в российских школах

Эссе

Эссе «Современная школа»

Эссе «Современная школа»

Автор: Клячина Ирина Валерьевна

В настоящее время в обществе очень плотно происходят коренные преобразования, которые создают предпосылки для изменений в системе образования. В стремлении изменить прежний уклад, в погоне за западными идеями, в эпоху американизации культур мы забыли о собственных национальных традициях, духовности и нравственности нашего общества. Мы переживаем мучительное время, когда в стране рушатся идеалы, устои человеческой морали.

Образование всегда было и есть источником развития общества, а общество постоянно оказывает влияние на образование и его роль.

Сегодня главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться.

В моём понимании современная школа – это школа успеха, здоровья. Инновации, методики, творческий потенциал – вот те слова, которые чаще всего характеризуют новую школу. Она учит мыслить, искать решение проблем. Современная школа – это творческая мастерская педагога и самого ребёнка в педагогическом процессе, где ребёнок является единственно важным звеном в процессе образования, вокруг которого вращается всё, где каждый ученик талантлив по-своему, а мы, учителя, этот талант должны раскрыть в ребёнке, а не относиться к нему скептически.

Современная школа на сегодняшний день рассматривается с разных сторон: интеллектуальное развитие, физическое, эстетическое, нравственное.

Я считаю, что эти стороны развития будут актуальны всегда, только достигать их нужно по-новому, чтобы в глазах учащихся мы, учителя, смогли увидеть радость и заинтересованность в обучении. Итоги всего этого мы сможем увидеть тогда, когда наши ученики поступят в ВУЗы и будут гордиться полученными в родной школе знаниями, своими учителями, которые помогли им в выборе профессии.

Все мы осознаём то, что современная школа требует квалифицированных педагогов. Если мы, учителя, будем компетентны в своей работе, то наши дети будут стремиться к сотрудничеству с нами, а если у педагога с ребёнком будут всегда доброжелательные отношения, то это приведёт к успеху как самого учителя, так и ученика.

Трудно себе сейчас представить процесс обучения без мультимедийной техники, электронно-дидактических пособий, проекторов, компьютеров, интернета. Школа сегодня приобрела новый современный облик, изменились и её ученики. Современные дети модернизированы, «шагают в ногу со временем»: они овладели сотовыми телефонами, интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. В связи с этим повышаются требования к педагогам.

3 стр., 1148 слов

«качества современного учителя»

... каком бы он не был настроении). Дети должны видеть заинтересованность учителя в каждом ребенке! Современный педагог – человек, способный улыбаться и интересоваться жизнью детей. Важные качества ... методической деятельности каждого учителя закладывает система работы школы. Наша школа осуществляет свою деятельность на основе личностно-деятельностного подхода в образовании. Формируя собственную систему ...

Образование на сегодняшний день от учителя требует многого. Но оно не учитывает, каково ребёнку в этом мире. Где ребёнку получить тепло, любовь, внимание, понимание? Ведь в наше время порой родители наших учеников заняты своими делами, что своим детям не уделяют времени и внимания. Поэтому дети ищут всё это в школе – в общении, прежде всего, с учителями, а уж потом со сверстниками. Если современный учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Отсюда можно сделать вывод, что люди станут корыстными, холодными по отношению друг к другу.

А чтобы общаться с современными модернизированными детьми и понимать их, даже хотя бы на шаг опережать своих учеников, чтобы заинтересовать детей чем-то новым и интересным для них, сам учитель должен стать современным.

Современный учитель, по моему мнению, служит точкой опоры в образовательном процессе и должен иметь свой собственный и определённый метод работы с детьми, построенный на аспектах формирования личности ученика в школе.

Современный учитель должен стать универсально образованным, эрудированным, прогрессивным, доброжелательным, искренним, гуманным, тактичным, обладать деловыми и лидерскими качествами, умениями разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, любить свою профессию и свой преподаваемый предмет, желать с полной отдачей передать детям свои знания, умения, стать профессионалом своего дела, уметь перерабатывать массу информации и находить всё самое интересное, необходимое и полезное как для себя, так и для детей, а также уметь преподнести учебный материал в необычной и эмоционально окрашенной форме.

Современный учитель должен постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием, самокритичностью, стать целеустремлённым и находить способность овладевать новыми современными электронными технологиями, плодотворно работать с родителями и привлекать их к совместному процессу воспитания ребёнка, владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребёнка и вовремя прийти ему на помощь в трудную минуту.

Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знания позволяют вести за собой своих учеников.

Надо учить своих учеников трудиться, думать, созидать, творить; надо построить свою работу так , чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с учителем: делился мнениями, выступал, отстаивая свою точку зрения, то есть предоставлять ему свободу выбора, возможность самостоятельно принимать решения, а также уметь самому слушать и слышать ученика, понимать его.

Современный педагог «должен идти в ногу со временем», так как школа жива до тех пор, пока учитель в ней интересен ребёнку, педагог должен находиться в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на вопрос: «Чему учить детей»?

Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Развитие самостоятельности и подготовка ко взрослой жизни, воспитание личности – вот задача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам выступает как средство образования.

23 стр., 11293 слов

Модернизация образования и современное школьное обществоведение

... образования. Целевая стратегия реформирования современно школьного образования определена в основополагающих государственных документах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2005 г. и Концепции модернизации российского образования ... февраля 2001 г. №122)4. Обществоведческая составляющая гражданского образования в общеобразовательной школе определяется Письмом МО РФ от 15 января ...

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд и использовать на своих уроках для активизации внимания и вызывания интереса учащихся к излагаемому материалу электронные дидактические пособия и электронные учебники.

Современный педагог, на мой взгляд, должен быть, прежде всего, любящим и счастливым. У счастливого педагога учащиеся в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят, поддерживают, в них верят, что у них всё получится и желают им добра.

На мой взгляд, педагог современной школы должен делать всё возможное, а порой и невозможное, главное, чтобы в будущем его ученики успешно поднимались по высоким ступеням жизни, стали готовыми преодолевать сложные препятствия, достигать поставленных целей.

Смысл педагогической деятельности, по-моему мнению, – в ученике; учитель должен любить детей такими, какие они есть, радуясь успехам каждого.

Поэтому, я считаю, что СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА = СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ + МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ УЧЕНИК = СОВРЕМЕННЫЙ, УСПЕШНЫЙ ГРАЖДАНИН России.

Характеристика и причины проблем российских систем образования

Существование и развитие любого государства находится в прямой зависимости от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию и выходу на ведущие позиции в мире, то в первую очередь оно обращает внимание на уровень образованности и грамотности населения. Это связано с тем, что именно благодаря доступной и развитой системе образования, можно подготовить высококвалифицированные кадры, которые будут являться потенциалом развития общества и государства в целом.

Замечание 1

На сегодняшний день существующая система образования переживает довольно сложные времена. Созданная в советское время система образования практически разрушена, ей на смену пришли европейские стандарты и тенденции. Однако достаточно часто эти стандарты и тенденции отвергаются, так как внедряются на неподготовленную почву и не адаптированы под особенности российского менталитета.

В связи с чем, наблюдается достаточное количество проблем, стоящих перед системой российского образования:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Современные проблемы систем образования в России 440 руб.
  • Реферат Современные проблемы систем образования в России 250 руб.
  • Контрольная работа Современные проблемы систем образования в России 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Кризис старой системы образования, обусловленный ее моральным устареванием. Инновации в системы образования плодотворно были внедрены в высшую школу – переход на бакалавриат и магистратуру. В тоже время средняя школа и профессиональные училища остались без изменений. В связи с чем, назревает необходимости пересмотра подхода к школьному и профессиональному образованию. Решение данной проблемы требует колоссальных вложений и труда. Необходимо полностью пересмотреть существующие программы, методическую и учебную литературу, подготовку кадров и т.д.
  2. Излишняя теоретическая направленность российского образования. Российские системы образования построены таким образом, что упор делается на получение теоретических знаний, в то время как практические умения и навыки практически не развиваются. В то же время в европейских странах и Америке система образования в большей степени имеет направленность на получение практического и исследовательского опыта.
  3. Недостаточность финансирования. Данная проблема является актуальной не только для системы образования, но и для многих российских сфер. Нехватка финансового обеспечения приводит к тому, что наблюдается недостаток квалифицированных кадров, так как педагогик попросту не желают работать за ту заработную плату, которую предоставляет им государство и уходит в частные учебные заведения или репетиторство. Оборудование, учебный и методический фонд образовательных учреждений, все это требует обновлений и соответственно финансовых вложений.
  4. Низкий уровень взаимосвязи между этапами обучения. Чаще всего данная проблема остро ощущается выпускниками школ, которые для того чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ нанимают репетиторов для подготовки. То есть школа не в состоянии дать необходимый уровень знаний, предъявляемый следующей ступенью образования — ВУЗом.
  5. Увеличение спроса на поступление в ВУЗ способствует появлению большого количества частных ВУЗов, которые достаточно часто не имеют права на осуществление образовательной деятельности, либо предоставляемые ими образовательные услуги низкого качества. Довольно часто образование, полученное в частном ВУЗе, является номинальным, то есть обучении исключительно ради получения диплома, которое не дает никаких ни теоретических, ни практических знаний и умения по выбрано специальности.
  6. Одной из наиболее острых проблем современных систем образования является коррупция. На сегодняшний день можно купить диплом о высшем образовании через Интернет. Помимо этого к коррупции относятся денежные поборы в учебных заведениях, взятки за зачеты (экзамены), хищения средств из бюджета и т.д.
  7. Падение престижа профессионального образования. Поступление в колледж, техникум, ПТУ и т.д., среди молодежи является не престижным, искажено представление о рабочих профессиях и работе на производстве. В связи с чем, наблюдается нехватка рабочих кадров.

Лень читать?

8 стр., 3787 слов

Образ учителя глазами современных учеников

... видят образ идеального учителя учащиеся нашей гимназии. Так была выбрана тема исследования «Образ учителя глазами современных учеников». Мое исследование вероятно единственная возможность донести до учителей мнение учеников о них. Заставить их взглянуть на себя ...

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Три проблемы современной школы: взгляд учеников

Ежедневное посещение школы для многих учеников превращается в нечто очень ненужное и отнимающее драгоценное время. Мы, Иван Ветошкин и Иван Сурвилло, два одиннадцатиклассника, объясняем, почему.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Биоритмы не в счёт

4 стр., 1820 слов

Художник рябинин самый способный ученик художественной школы. ...

... он практически не пишет. Попав однажды на завод, художники увидели картину, страшно потрясшую Рябинина. Так называемые «глухари», простые рабочие, за гроши, ... заговаривает. (7)Странный юноша! (8)Выдумал такую ерунду, что я не знаю, что о нем и думать. (9)Третьего дня я возил его ... картина, это — созревшая болезнь. Чем она разрешится, я не знаю, но чувствую, что после этой картины мне нечего уже будет ...

Школа совершенно не учитывает тот факт, что у всех людей разные биоритмы. Простейший пример — «совы» и «жаворонки». Как правило, «жаворонки» с большой долей скепсиса относятся к привычкам «сов», считая их хроническими сонями и лентяями. Видимо, эти самые «жаворонки» и постановили начинать занятия в школе рано утром, когда мозг у «сов» ещё не проснулся и не собирается.

Казалось бы, простейшее решение — учёба в две смены. Но это создаст дополнительную нагрузку на учителей, которые и так выматываются.

Предлагаем решить проблему просто: в половине школ начинать занятия утром, в другой половине — часа на два-три позже

Такой вариант, на наш взгляд, спасёт множество учеников от ненавистных ранних подъёмов и позволит повысить продуктивность обучения.

Нас постоянно отвлекают

Бесконечные контрольные, диагностики, приходящие «сверху», промежуточные аттестации, ОГЭ, ЕГЭ и иже с ними… За постоянной подготовкой к разнообразным формам контроля качества теряется основной смысл общего образования — передать ученику знания и навыки, необходимые во взрослой жизни. Умение решать тесты и писать контрольные работы — навык весьма сомнительный. В результате из школы выходят профессионалы в области расстановки крестиков в клеточки, совершенно себе не представляющие, кто такой Гумилёв или когда началась Великая Отечественная.

Если же значительно ослабить сторонний контроль, переложив ответственность за усвоение знаний на учеников, возрастёт мотивация к приобретению нужных знаний и автоматическому отсеиванию бесполезных.

Большой объём ненужных знаний

Даже когда забывается контроль и начинается реальное обучение, оно практически полностью состоит из заучивания фактов и формальных определений. Практических занятий в школе почти нет. Единственный оплот практики — уроки труда, которые то и дело заменяются профанацией вроде складывания оригами.

Огромные объёмы информации, вбиваемые в наши головы, сегодня есть в интернете. Конечно, на любой вопрос в гугл не полезешь: «база» нужна. Вопрос в том, что считать базой: знания, какие болезни переносят клещи, или их подробное строение?

Современные ученики усваивают огромный багаж знаний, но не имеют представления, как эти знания применить в реальной жизни

Мы знаем, что отвечать на ЕГЭ по обществознанию, но не умеем создавать ИП. Знаем строение того же клеща, но что делать при его укусе — не знаем. Понимаем, что компьютер нужно защищать от вирусов, но антивирус выбирать не умеем.

Хорошее решение — интерактивные проекты вроде Мастерславля или Кидзании, где дети получают полезные знания на практике. Второе, ещё лучше — переработать учебную программу и внедрить эту практику в школьные занятия. К примеру, на уроке обществознания можно разыгрывать сценки вроде «полицейский — нарушитель закона», а на уроке физики больше внимания уделять лабораторным работам.

34 стр., 16517 слов

В начале жизни школу помню я учащихся (5 класс)

... в дальнейшем войдут лучшие сочинения из истории родного лицея. («Ждём перемен», «Учитель, Перед именем твоим…», «Переменка», «Класс!», «Есть контакт!», «В начале жизни школу помню я» ... Я выпускник 2005 года . Мне хотелось бы поблагодарить всех учителей за те знания, которые я получил в родной школе: ... S. История написана по рассказам Кашникова Олега Ивановича. Год выпуска из школы - 1987. Классный ...

Понятно, что проблем в современной школе много. Мы выделили три основные с нашей, ученической точки зрения. Какие выделили бы вы? Пишите в комментариях.