По технологии «Современные уроки технологии» 10-11 классы

Эссе

Учение, лишенное всякого интереса и

взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению

гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К. Д. Ушинский.

Обучение на уроках станет более продуктивным, если содержание урока вызывает интерес у учащихся. Заинтересованность удерживает мысли учеников, не дает им отвлекаться, делает любую деятельность на уроке значимой для ученика.

Как же заинтересовать ученика?

Первое, разнообразить формы урока. Избегать рутины. И вот тут открывается широкое поле для творчества учителя.

Предмет “Технология” — особенный. Он формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий и дает им возможность еще в школе приобщиться к труду. Моя задача: выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, умел применить изученное в жизни.

Интерес

Условия для проявления познавательной деятельности:

создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

использование проблемных ситуаций;

практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Для этого использую на уроках большое количество приемов:

использование игр и игровых приемов на уроках;

4 стр., 1640 слов

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ...

... дошкольного возраста; 4) Разработать серию занятий по продуктивным видам деятельности с использованием игровых приемов; 5) Апробировать игровые приемы по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста. Объектом ... является игра. Игра, как основной вид деятельности, интересует ребенка, намного больше, чем скучное задание или упражнение. Игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится ...

— выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;

— стимулирование занимательным сюжетом;

— создание ситуации творческого поиска и др.

Уроки с использованием данных приемов дают прекрасные результаты. Особое место при формировании глубокого познавательного интереса к предмету принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке.

Например:

— в 5 классе по теме «Обработка древесины» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных ремесел;

— в 6, 7, 8 классах по теме «Художественная обработка материалов» — совершается путешествие в мир гравировки различными способами различного материала.

Для создания мотивации учения я использую в своей работе :

Прием «Удивляй!»

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример. Тема: «Рыба и морепродукты». Кулинария. (6 класс)

В сете популярности восточной кухни на практической работе по данной теме готовим Ролы из морепродуктов.

Пример. Конструирование и моделирование (6 класс) Тема: «Поясное изделие. Юбка».

Учитель: У древних людей была одна юбка: «и в пир, и в мир и в добрые люди». По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы-на грязную, рабочую.

Прием «Отсроченная загадка».

Пример. Тема: « Блюда из молока». ( 6 кл.)

Загадку( удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. Учитель: Что общего между ёжиком и молоком? Существует удивительное свойство, присущее обоим: при опасности сворачиваться!

17 стр., 8141 слов

« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста ...

... дошкольников. Изобразительная деятельность детей раннего возраста тесно связана с познанием окружающей жизни. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и ... можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, ...

К месту и вовремя приведенные пословицы и поговорки вразумляют быстрее, точнее и эффективнее, чем долгое объяснение. Их использование на уроках позволяет воспитывать у школьников уважение к труду, бережливое отношение к своему и чужому времени, нетерпимость к лени, хвастовству, работе спустя рукава, учит гордиться прочно усвоенными знаниями, приобретенными трудовыми навыками, приучает к взаимопомощи и ответственности. Моим ученикам , приводимые на занятиях пословицы нравятся, они записывают их и сами часто употребляют. Те крылатые выражения, смысл которых ученикам непонятен, я объясняю, задавая наводящие вопросы и привлекая к обсуждению весь класс. Это способствует развитию у школьников речи и мышления, умения анализировать, сравнивать, проводить аналогию, определять и объяснять понятия.

Вот некоторые пословицы и поговорки, которые могут быть использованы на уроках технологии в различных ситуациях.

Необходимость овладения прочными знаниями: «За одного ученого двух неученых дают, да и то не берут», « Не учась и лаптя не сплетешь», «Наука и труд дивные всходы дают», «Чем больше науки, тем умнее руки».

Воспитание уважения к труду и побуждение учащихся к овладению трудовыми навыками: «С ремеслом не пропадешь», «Уменье везде найдет примененье», «Всякая работа мастера хвалит», «По заслугам и честь».

Трудолюбие: «Без дела жить – только небо коптить», «Делу – время, потехе час», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Никому не мило, когда дело хило», «Чем труднее дело, тем выше честь».

Ответственное отношение к труду: «Не бросай слова на ветер», «Как сказано, так и сделано», «Кто делает на авось, у того хоть все брось», «Не давши слова, крепись, а давши, держись», «Умел начать, умей и кончить», «Большой говорун – плохой работник», «Начиная дело о конце помышляй», «Конец – всему делу венец», «Кончил дело – гуляй смело».

О вреде спешки в работе: «Наскоро сделать –все переделывать», «Быстрая лошадка скоро устает», «Поспешишь – людей насмешишь», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «От спеху чуть не наделал смеху», «Кто делает на авось, у того хоть все брось», «Дело наспех – сделано на смех», «Скорый наспех – людям на смех».

Терпение и настойчивость: «Терпенье и труд все перетрут», «Москва не сразу строилась», «Под лежачий камень вода не течет», «Не говори: «Не могу, говори: «Не хочу».

О необходимости преодоления трудностей и ошибок: «Кто не работает, тот не ошибается», «И на мастера грех бывает», «И на старуху бывает проруха», «Первый блин всегда комом», «Поехала кума неведомо куда».

О скромности: «Хвастать – не косить, спина не заболит», «Звону много, а толку мало», «Я – последняя буква в алфавите», «Словами и туда и сюда, а делом никуда», «Языком кружева плетет», «Не спеши языком – спеши делом».

Взаимопомощь и товарищество: «Кто скоро помог, тот дважды помог»,

18 стр., 8623 слов

Пословицы и поговорки английского языка, особенности их происхождения

... происхождения русских пословиц и поговорок. .Выделить функции пословиц и поговорок в речи . .Провести теоретические и экспериментальные исследования средств и способов перевода пословиц и поговорок. .Проанализировать способы перевода пословиц и поговорок с английского языка на русский. Методы ...

«Совет хорошо, а дело лучше», «Дорога ложка к обеду», «Дружба крепче каменных стен», «Умный собеседник – половина дороги», «Где лад, там и клад».

Список этот можно продолжать. Народная мудрость – действенное подспорье в воспитательной работе.

Для достижения закрепления знаний и расширения кругозора я использую игру

«Составь слова» и сканворды, кроссворды:

т

о

к

о

н

у

а

а

в

с

я

ж

в

о

о

р

п

т

с

е

п

о

к

а

ч

о

л

т

к

н

ь

х

о

л

е

н

а

н

к

о

т

к

в

о

л

« Буквенная абракадабра»

Задание: Среди букв в данной таблице отыщите ответы на вопросы. Слова могут ломаться, читаться справа налево, но не по диагонали. Вопросы:

1. Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей. (Ткань)

2. Гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (Волокно)

3. Южное растение, из плодов которого получают волокно. (Хлопок)

4. Однолетнее травянистое растение, из стебля которого получают волокно. (Лен)

(Ткачество)

12 стр., 5725 слов

Виды росписи по ткани

... и дизайнеров ткани и одежды. Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Для себя я решила освоить один из самых традиционных видов художественной росписи ... батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую ... прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор. Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: ...

6. Тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток. (Пряжа)

7. Нити, идущие вдоль ткани. (Основа)

8. Поперечные нити в ткани. (Уток)

«Буквенный лабиринт».

К д ушинский  1

К д ушинский  2

К д ушинский  3

К д ушинский  4

Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Технология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.