Коллективная творческая деятельность: сущность и технологии реализации

Курсовая работа

Введение

Введение

Групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися. Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит. Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых. Длительное время эта проблема разрабатывалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько мет одической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширило сферу научных исследований, придало педагогической теории прикладной характер.

Современному обществу нужен учитель, умело адаптирующий аспекты социальных и личностных отношений в организации и управлении развитием личности школьника.

Технология коллективного творческого воспитания – одно из выдающихся достижений отечественной педагогики (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, С.М. Риверс, Н.М. Шульгин, И.П. Иванов, Ф.Ф. Брюховецкий, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, А.А. Католиков, Ю.М. Цейтлин и другие).

Цель работы – изучить особенности коллективной творческой деятельности, методы ее реализации.

Задачи работы:

1. Изучить особенности творческой деятельности;

2. Описать особенности коллективной творческой деятельности;

3. Выявить особенности коллективной творческой деятельности в современной школе;

4. Изучить методы реализации коллективной творческой деятельности в современной школе.

Объект исследования – коллективная творческая деятельность.

Предмет исследования – методы реализации коллективной творческой деятельности.

7 стр., 3421 слов

«Внеурочная деятельность и ее особенности в учебно-воспитательном ...

... -педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; - классификация; - обобщение материалов исследования; Глава I. Внеурочная деятельность и ее особенности 1.1. Сущность внеурочной деятельности в системе образования РФ Воспитание в школе должно осуществляться только в процессе совместной деятельности ...

Гипотеза работы: коллективная творческая деятельность позволяет сплотить коллектив, увеличить знания и повысить интерес к совместной деятельности.

Методы работы:

1. Теоретические – сбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. Эмпирические методы – наблюдение, беседа.

Фрагмент работы для ознакомления

Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как социально полезной личности, признание его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей. Появилось много работ, развивающих концепцию О.С. Газмана и рассматривающих педагогическую поддержку в широком педагогическом контексте (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская, Т.Г. Яковчук, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин) [11].

Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова) представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова, педагогики сотрудничества Ш.А.Амонашвили. Целевые ориентации: развитие социальной активности, творческих способностей, превращение школы в большую воспитательную систему [10].

С позиций психологического подхода большое значение в жизни коллектива имеет коллективное творческое дело. Выделяют познавательные коллективные творческие дела, художественные коллективные творческие дела, трудовые коллективные дела, спортивные коллективные дела, досугово-развлекательные коллективные дела, коллективные творческие дела, направленные на сплочение коллектива, коллективные творческие дела, направленные на выделение лидеров в группе, коллективные творческие дела, направленные на знакомство в отряде (в период лагерной смены) и тому подобное (Н.И. Дереклеева, С.И. Лобачева).Главное в отношении к наследству педагогов заключается не в академическом изучении, а в творческом освоении и внедрении его в школьную практику. Таковы наши мысли и ассоциации, вызванные глубочайшими идеями отечественных педагогов о значении метода проектирования и моделирования воспитательного процесса. В структуру учебных занятий со студентами по организации и управлению развитием личности в коллективной творческой деятельности включаются следующие этапы: когнитивный аспект изучения материала, погружение в материал, организация мастер-класса, творческий отчет [6].

На этапе информирования преследуется цель – сформировать у студентов ценностно-смысловое отношение к технологии коллективной деятельности. Общая коллективная творческая жизнь – это стремление к достижению по-настоящему трудных, усложняющихся целей, претворение в жизнь принципов служения людям, творческая самоотдача. Здесь же все, весь уклад жизни творчество, самодеятельность, работа, отношения позволяют ребятам проявлять свои самые замечательные качества: сердечность, остроумие, принципиальность, широту знаний и преданность идее. Человечность и все ее оттенки – взаимный интерес, искренность, взаимопонимание, забота друг о друге. Обсуждаемая технология – творчество всех видов применимо и в учении, и во всех других сферах жизни детей. Задача школы улучшить окружающую жизнь и как это сделать: воспитание людей новой формации, которые не оступятся и не сделают ничего против совести. Личностный подход – важное свойство технологии коллективного творческого воспитания, Это радость творческого самовыражения в единстве с потребностью быть полезным обществу, своему классу, школе, родному краю. Совместная деятельность позволяет решать многие задачи. Среди них высокие ценностные ориентации, овладение приемами организации работы, увеличение числа ситуативных лидеров, социальная защищенность каждого члена группы, создание развитой внутригрупповой демократической системы. Традиционные и новые ценности методики коллективного творческого воспитания базируется на органично дополняющих структурных элементах (коллективная организация социально значимой деятельности, коллективное творчество, постановка и реализация долговременных и конкретных целей, обеспечение эмоциональной насыщенности детской жизни) [7].

20 стр., 9598 слов

Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального ...

... дошкольников посредством коллективной творческой деятельности. 4. Определить эффективность проведенных занятий, направленных на повышение уровня развития эмоциональной сферы дошкольников посредством коллективной творческой деятельности. ... организация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональной сферы средствами коллективного творческого дела. Деятельность детей дошкольного возраста ...

На этапе «погружение в материал» студентам предлагается – найти социально-психологическую специфику коллективной (групповой) деятельности.Формирование коллектива. Оно начинается с лидера или группы лидеров. Как правило, лидеры выполняют функции идеологические и организаторские, осуществляют общее руководство в деловом, идейном и психологическом отношении. Высший ранг имеют дела, адресуемые для окружающих людей, города, района, далеких друзей, детдома, ветеранов, и тому подобное. Затем идут дела, направленные на свою группу, класс, школу (выпуск газеты-«молнии», подготовка к конкурсу, участие в спортивной эстафете и другое).

Желательно при этом учитывать моменты психологической совместимости.Раскрытие внутригрупповой демократии и коллективизма. В методике это называется «педагогикой сотрудничества», «дружбой поколений». Периодически проводится сбор («огонек»), который считается высшим органом власти. Деловой руководитель группы приобретает функции исполнительного органа власти. Основой общего сбора является откровенный разговор, все вопросы обсуждаются с предельной искренностью. Основными темами сбора могут быть анализ отчетного периода между сборами, планирование ближней перспективы, планирование перспективы (на четверть, на полгода, год и более), большой итоговый анализ и оценка состояния на данный момент, задачи на будущее. Частота сбора должна быть такова, чтобы не успели исчезнуть из памяти все значимые детали прошедшего периода (1 или 2 раза в неделю).

Проектирование дел и способов их осуществления напрямую связано с раскрытием творческих способностей. В этом направлении есть своя специфика работы данной методики. Так, вместо индивидуальных разработок сценариев, программ применяется метод коллективного сочинительства, широко используется прием «мозгового штурма». Коллективные дела могут быть объединены общей темой: «Новогодний бал», «Путешествие по родному краю», «Рыцарский турнир вежливости», «Волшебная осень», «Дух русской старины», «Город и жители в годы Великой Отечественной войны», «Природа и мы» и другое. Задача педагога – помочь найти оптимальные модели взаимодействия. Критериями успешности коллективного творческого дела выступает прежде всего социально-личностная значимость, духовно-нравственные ценности, содружество, сотворчество, самостоятельность, инициативность. При разделении класса на группировки следует учитывать ориентацию каждого и новые объединения делать максимально цельными. Возможна кооперация между отрядами (классами) различных типов, так как каждый из них в чем-то сильнее, а в чем-то слабее другого. Непременное условие кооперации – взаимное уважение, партнерское равноправие, ответственность и обязательность. Роли в творческой группе могут быть следующие (лидер-организатор, режиссер, его помощники, ответственные инициативных групп, исполнители и участники дела).

7 стр., 3325 слов

Деятельность творческого объединения ‘Мир искусства’

... творческого объединения «Мир искусства». Задачи заключаются в изучении: организации выставок; организации литературно - художественного журнала «Мир искусства»; реформ театра; роли А. Бенуа в культурной деятельности художественного объединения ... 1990-х годов начинает «выкристаллизовываться» наиболее активная группа, для которых искусство становится делом всей жизни. Бенуа, Нувель, Дягилев и Бакст ...

К организации коллективных творческих дел (праздник, туристический слет, фестиваль песни, поход, спортивная олимпиада, смотр дружбы, конкурс вежливости, путешествие по родному краю, по памятным местам Подмосковья и другие) могут быть привлечены члены родительского комитета, общественные представители. Каждое творческое дело разрабатывается коллективно в следующей последовательности: предварительная работа. Педагог продумывает варианты «дел», чтобы предложить их учащимся. Предложенная педагогом идея должна быть воспринята детским коллективом как собственная. Организуемая деятельность имеет практическую направленность, гуманистическую и альтруистическую цель;сбор-старт – для коллективного планирования выбора варианта «дел»;создание «совета дела» (или временной инициативной группы).

«Совет» создается на период выбранного мероприятия, разрабатывает сценарий «дела»;коллективная подготовка «дела»: составление списка «дел», распределение поручений между всеми участниками. Члены инициативных групп выполняют различные задания в зависимости от вида «дела»: промежуточное обсуждение итогов и коррекция;непосредственное проведение самого «дела;заключительное заседание «совета дела». Это может быть беседа в виде радиопереклички, презентация, краткое обозрение событий с помощью «живых» картинок, сценок, чтение писем, телеграмм от друзей, выступление ответственных творческих и инициативных групп [7].

Существенным фактором в подготовке будущего учителя является освоение культуры планирования коллективной творческой деятельности. План педагога предусматривает основные воспитательные задачи, направления, средства их решения на полугодие, год.Творческий план классного коллектива может иметь название «Наши дела», «Наша жизнь» и тому подобные.Поэтапное освоение логической структуры коллективного творческого дела закрепляется на занятиях мастер-класс. Для осмысления информации студентами важно установить систему связей между учебными элементами пройденного материала и наглядно представить основные компоненты изучаемой технологии в виде опорной схемы.С целью построения логической структуры освоения данной технологии были отобраны следующие учебно-творческие элементы:Понятие « социально значимая и творческая деятельность».Объединяющая идея.Совет дела. Инициативные группы.Поручение — дела.Предварительные итоги.Общий результат.Основной объект проектирования в данной технологии – воспитательная тема – воспитывающий модуль.Знание основ развития групповой коллективной деятельности позволяет успешно создавать детские объединения, строить их работу, понимать и прогнозировать события. Апробируются виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, трудовая, эстетическая и другие. Основные формы работы: групповое, парное и коллективное творчество [3].

30 стр., 14829 слов

Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников

... актуальность работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников. Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: ...

В студенческих объединениях есть роль организатора, определяющего и перераспределяющего задания между членами групп. Генератор идей, которому интересно найти и предложить новое решение. Теоретики и аналитики, обращающие внимание на слабые моменты идеи или решения задания. Коллекционеры атрибутов, сведений о событиях в школе, городе, районе, стране. Организаторы-лекторы, продюсеры концертов, декораторы устройства выставки, массовики-затейники по проведению встреч с поэтами, художниками, режиссерами. Коммуникаторы, интересующиеся новыми публикациями по проблеме, обеспечивающие группу новой информацией, неожиданными ассоциациями. Техники-исполнители, доводящие решение до реализации или до оформления. Сопутствующими формами могут быть мероприятия по созданию материальной базы, тренировки, репетиции, «трудовые десанты». Информационно-прагматический обмен осуществляется в пределах рабочей площадки (аудитория, залы учебного заведения).Задача преподавателя – создание системы демократических отношений: теплый внутренний микроклимат, ценится талант, творчество, откровенный душевный подход к студенту. С помощью вариантов социометрической и проективной методик измеряются важнейшие параметры ученической группы: установление лидеров (в зависимости от амплуа – деловой лидер, лидер душевных симпатий и тому подобные), выяснение социального статуса ее членов. При определении взаимных симпатий и антипатий выясняются возможности студентов к совместной работе. Учет особенностей учебных групп, результатов предыдущего занятия, социально-психологических типов, отличающихся системами нравственных ценностей, характерами, психофизиологическими особенностями и другими параметрами предоставляет студенту право выбора формы творческого зачета [6]:Методическая находка. Новый методический прием, новое выполнение известной операции. Например, имитационная игра, тренинг и тому подобное.Методическое усовершенствование. Студент предоставляет конспект или подробный план вида деятельности (проблема, подбор мероприятий, поручения, функциональные роли, методические рекомендации, разработка опорного сигнала и тому подобное).

Например, «Родительское собрание» – деловая игра: кукольный театр, вечер веселых задач, эстафета любимых занятий, литературно-художественный конкурс и другие.Методическое объединение. Анализируется опыт школ города, района, области, Российской Федерации (по выбору студента).

Обобщается опыт работы педагогов-мастеров прошлых веков.Теоретическое обобщение. Доклады, рефераты на темы с направленностью на развитие творческих качеств личности, на создание «алгоритма» сотрудничества и сотворчества. Например, «Микроколлектив – основная ячейка школ и классов», «Методика творческого воспитания – явление педагогическое или еще и социальное», «Коллективное творчество: внедрять или распространять», «Как воспитывать коллективистов по методике И.П. Иванова» и другие.Защита, презентация проектов коллективных творческих дел.Опытно-экспериментальная работа в школе по организации коллективной творческой деятельности. Защита курсового или выпускного квалификационного проекта.Таким образом, подготовка будущего педагога к организации и управлению развитием личности в коллективе, поэтапному освоению технологии коллективного творческого воспитания – необходимое условие реформирования педагогического процесса современного образовательного пространства.Глава 2. Анализ коллективной творческой деятельности в школе2.1 Организация коллективной творческой деятельности в современной школеВпервые идею технологизации воспитания выдвинул А.С. Макаренко. Он был противником стихийности воспитания и предложил «технику создания нового человека».Воспитательная технология — система методов и приемов, направленная на решение типовых педагогических задач. В настоящее время выделяют множество технологий воспитания, одной из наиболее известных является технология коллективного творческого дела И. Иванова, предусматривающая такую организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе достигнутых (полученных) результатов.Методика организации коллективных творческих дел (КТД) разработана еще в 60-е гг. XX века. Коллективное творческое воспитание — особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.Основные идеи: наличие привлекательных для детей идеалов; сменяемость актива; чередование творческих поручений; опора на малые группы; коллективное планирование, организация и анализ общего дела; организация общественно и личностно значимой, художественноинструментованной деятельности; особая позиция педагога как старшего товарища.Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.Выделяют шесть стадий организации и проведения КТД:Первая стадия — предварительная работа. Педагоги и взрослые определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые затем могут быть предложены детям, продумывают способы реализации своих замыслов.Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях).

9 стр., 4007 слов

Организация творческой деятельности детей в условиях коррекционной ...

... Г., вопросы методики и педагогических технологий организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями рассматривали Василевский А. К., Рубинштейн С. Я. Однако, проблема технологий организации творческой деятельности детей в условиях коррекционной школы VIII вида на примере вокального ...

Взрослые в этом случае — это равноправные участники диалога с детьми.Третья стадия — коллективная подготовка дела.Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии разрабатывается конкретный план, осуществляемый советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями).Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.Шестая стадия — ближайшие последствия КТД. На общем сборе в анкете воспитанники и воспитатели высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу это все надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе.Каждый учебный год начинается с выездного сбора планирования, участие в котором принимают администрация, учителя и актив школы. Задача сбора планирования — разделить учебный год на четыре тематических периода и придумать для каждого из них коллективные творческие дела.Социальная структура сбора довольно сложна и напрямую направлена на достижение его педагогических и психологических целей.С психологической точки зрения сбор вполне можно назвать ролевой игрой, имеющей задачу реализовать коммуникативный и творческий потенциал ее участников. В немалой степени этому способствует «концепция праздника», «карнавала», концепция идеальных отношений между людьми.В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию и подросткового, и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.2.2 Организация занятий по развитию коллективного творчестваХудожественное образование в общеобразовательной школе основной целью традиционно провозглашает формирование художественной культуры учащихся. К окончанию освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» школьник должен уметь оценивать и понимать прекрасное во всех его проявлениях, пользоваться плодами мирового культурного развития, участвовать в меру способностей и возможностей в процессах поддержания и обновления общественной культуры, в культурной жизни школы. В целом школа создает возможности для совершенствования личности в процессе художественного общения и художественного творчества. Идея создания условий для социализации и самоактуализации личности ученика в условиях школы заложена в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В нем обозначена гуманистическая направленность образования, которая обуславливает личностно ориентированную модель взаимодействия учителя и ученика, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Л. С. Выготский отмечал: «Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [1].

17 стр., 8393 слов

Менеджмент как деятельность, наука и искусство

... дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, ... и особенностям менеджмента. О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями. Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее управлять непосредственно людьми и ...

Художественно-творческую активность ребенка 7—10 лет мы рассматриваем, с одной стороны, как наличие положительного опыта творческой деятельности, с другой — как высокий интерес к занятиям искусством. По мнению психологов, младший школьный возраст является сензитивным для развития творческой активности в изобразительной деятельности и процессе художественного творчества. Поэтому максимально широкое привлечение в процесс создания образа современных материалов и техник способно, по нашему мнению, активизировать художественно-творческую деятельность младших школьников. Рассмотрим в качестве примера варианты работы с бумагой на уроке изобразительного искусства в начальной школе — квиллинг и художественное конструирование. Выбор в качестве художественного материала бумаги объясняется несколькими причинами: во-первых, для младших школьников это самый доступный и легкий в обработке материал; во-вторых, бумага обладает уникальными выразительными возможностями, конструктивными и пластическими свойствами, интересной фактурой, художественной выразительностью. Практически с самого начала массового употребления бумаги человек взял на вооружение ее уникальные свойства. Пластичность и яркая художественная выразительность композиций, конструкций или образов использовались в различных техниках — аппликация, складывание, вырезание, плетение.Квиллинг сегодня называют «бумажной филигранью». Это вид прикладного творчества, результатом которого становятся ажурные, изысканные, утонченные и легкие украшения для повседневных вещей, таких как открытки, альбомы, шкатулки, рамки. Цветы и узоры, которые создаются на основе роллов (спиралей и завитков) из бумажных лент, не требуют больших материальных затрат. Панно, выполненные в технике квиллинга, служат украшением интерьеров. Родина искусства квиллинга точно не установлена. По одним данным, квиллинг возник в средневековой Европе, по другим — на Ближнем Востоке и в Древнем Египте.

4 стр., 1666 слов

Сочинение воспитание искусством тяжелая трудная работа

... сочинение по русскому языку на тему проблема воспитания истинных мастеров искусства, Сочинения ЕГЭ 2013, Сочинения по русскому , ЕГЭ сочинение по русскому языку на тему проблема воспитания истинных мастеров искусства , Сочинения ЕГЭ 2013 - Сочинения ... касается деятелей искусства. Ведь это тяжелый труд, который ... работами! Таким образом, необходимо серьезно относиться к воспитанию деятелей искусства. ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/kollektivnaya-tvorcheskaya-deyatelnost/

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/kollektivnaya-tvorcheskaya-deyatelnost/

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : 2011. – 394 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. — М. : Педагогика, 2011. – 384 с.

3. Газман, О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя) / О.С.Газман, А.В.Иванов. – М.: 2013. – 384 с.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под общ. ред. Н.Л.Селивановаой. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 384 с.

5. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И.Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 485 с.

6. Иванов, И.П. Звено в бесконечной цепи [Текст]. — Рязань, 2009. – 394 с.

7. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 2011. – 395 с.

8. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем /В.А.Караковский; под ред. Н.Л.Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 692 с.

9. Кожаринова А. А. Использование интегративного подхода в организации занятий декоративно-прикладного искусства с детьми // Педагогика искусства. 2012. № 1. С. 104—114.

10. Коллективная творческая деятельность в школе: Методические рекомендации // Воспитание школьников. – 2003.- № 3.

11. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: ВЛАДОС, 2012. – 495 с.

12. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. М. : Рос. пед. агентство, 2008. – 293 с.

13. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика преподавания в школе : учеб. пособие. М.: Дрофа, 2011. – 193 с.

14. Кутякова, Н.К. Технология подготовки учителя к организации коллективной творческой деятельности в педагогическом процессе /Н.К.Кутякова, В.Ю.Ферцер // Образовательные технологии: ВАК, 2009. — № 2.

15. Лейманова Д. Р. Использование коллективной творческой деятельности на занятиях художественным конструированием у младших школьников // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. — № 4. — С. 96—100.

16. Лобачева, С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. 1–11 классы / авт.-сост. С.И.Лобачева. – М.: ВАКО, 2012. – 293 с.

17. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С.Макаренко // Педагогические сочинения: В 8 т. Т.1. – М.: Педагогика, 2012. – 394 с.

18. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних образовательных учебных заведений (1—9 классы).

М.: Школьная книга, 2011. – 74 с.

28 стр., 13997 слов

«Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся 1-4 классов ...

... воспитания в педагогике; - дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста; - обобщить методы музыкального воспитания учащихся начальной школы; - проанализировать и обобщить формы внеурочной вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе. Новизна данной исследовательской работы заключается в ...

19. Новикова, Л.И. Теория и практика воспитательных систем: В 2 т. / Л.И.Новикова. – М.: Педагогика, 2011. – 483 с.

20. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера [Текст]. — М. : Просвещение, 2008. – 394 с.

21. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; [науч. ред. Н.Б. Крылова]. – М.: Академия, 2006. – 485 с.

22. Петрунина М. А. Самореализация школьника в эстетической деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2012. № 2 (2).

С. 94—100. URL: http://www.vestospu.ru

23. Поляков, С.Д. О новом воспитании: Очерки коммунарской методики / С.Д.Поляков. – М.: Знание, 2013. – 394 с.

24. Савельева О. П., Насонова Е. С. Квиллинг — коллективный проект : метод. рекомендации в помощь педагогу ИЗО и ДПИ. Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 293 с.

25. Шапарь, В.Б Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шапарь [и др.]. — 2-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 384 с.