К открытому уроку по церковному пению у 5 и 9 классов материал по музыке (9 класс)

Эссе

ЭССЕ «Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни»

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Ульям Артур Уорд

Всякая деятельность предваряется упованием. От воспитания музыкой в школе мы ждем осветления будущего наших детей. Стало быть, предполагаем наличие света в самой музыке, а педагогическим искусством надеемся раскрыть его в сердцах школьников — и к этой возвышенной цели направляем педагогический анализ шедевров музыкального искусства. Музыка — это моральный . дает душу вселенной, уму, воображению; музыка придает всему бытию. ( ПЛАТОН)

Раскрыть свет музыки — не значит подменить словом ее пленительную красоту. Не подменить ее оно должно, а помочь формированию музыкального слуха как органа поиска и восприятия небесной красоты.

В начале человеческой истории всякое слово и всякая мысль пелись. Об этом свидетельствует мысль всех народов земли. Вот некоторые свидетельства греков. По Аристотелю, законы воспевались, прежде чем были записаны. По мысли Полибия, «лучше не знать науку, чем быть неискусным в благодарственных песнях». Обобщая эти высказывания, русский автор XVIII века пишет: «История сохранялась песнями».

Пение — живая иллюстрация нашего богослужения с его молитвословиями, продиктованными Духом Святым. Читаешь, например, какую-нибудь книгу — встречается картина, она оживляет рассказ, который яснее запечатлевается у тебя в памяти. То же и церковное пение при богослужении. Вот акафист Иисусу Сладчайшему — весь исполнен молитвенного воздыхания грешника и каждый отдел этих молений оканчивается пение м: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!», что оживляет и усиливает молитвенное наше чувство к Сладчайшему Господу Иисусу. (Епископ Арсений (Жадановский))

9 стр., 4004 слов

Хоровое пение как вид музыкальной деятельности

... и хоровое пение; рассмотреть особенности вокально - хоровой техники; изучить средства музыкальной выразительности; представить приёмы управления хором; раскрыть важность хорового пения в постановке музыкального спектакля. Методы: классификация видов музыкальной деятельности; Сравнение профилей хорового пения; теоретический ...

На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь, открывая Божественное начало в ней? Несомненно, с помощью музыки они хотят вырастить человека. Человека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить, а главное чувствовать.

Учитель, на мой взгляд, и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить, быть отзывчивыми и чуткими, милосердными и неравнодушными.

Знание — великая сила, а мощь — воспитание духовного музыкального слуха, способного изъясняться откровениями.

Материал музыки — интонация. Как и слово, она таит в себе смысл. Специфическое содержание интонации — жизнь души. Душа есть невидимое существо человеческое, наделенное жизнью. Главное в жизни: она имеет вертикальное измерение — может быть святой, светоносной, божественной, чистой. Это высший ее беспредельный предел, жизнь в Боге, ради чего и вызвана она из небытия.

«Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и Бога с душою… Тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и находить покой в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его», — слова эти принадлежат человеку, силой Божией воскрешавшему людей и опытно знавшему то, о чем говорит.

Никакое, пусть даже самое гениальное, сочинение не обладает силой молитвы, поэтому нельзя возлагать на искусство неоправданных надежд. Как говорил профессор В. В. Медушевский, «искусство не спасает человека — спасает Христос…»

Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель).

Музыкальная интонация способна воплотить энергии души, чистые и грязные. В богослужебном пении они светоносны. И в светской музыке интонация может выступать как удивительнейшее средство познания и общения, сгусток бытия, истории, культуры, надмирный свет и озарение жизни.

Считаю, что церковное пение как предмет в православной гимназии указывает дорогу и помогает моим ученикам идти своим путем. Осваивая всё новые и новые знания, они становятся интересными личностями. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».

Им каждому позволено быть самими собой, не подавляется тот, кто хочет быть другим. Музыка – это бескрайний океан воплощений, удивительный мир мечтаний и разнообразная реальность бытия.

Ведь человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. «Эврика!» («нашел»!) — вскричал некогда Архимед. Находят, когда ищут. «Ищите, и обрящете», — ободряет Господь (Мф. 7:7, Лк. 11:9).

Находят, обретают, если правильно ищут. Возвышенный славянский синоним обретения и изобретения — сретение. Сретенье истины произведения, которая всегда в лучшем и в высшем, а не в гадком и худшем, возможно лишь тогда, когда мы идем ей навстречу, а не удаляемся от нее неправдой.

2 стр., 921 слов

Ответственность человека за жизнь на Земле

... Сочинение: Проблема ответственности человека за жизнь на Земле в романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок». Мысль об ответственности человека за жизнь на Земле присутствует в каждом произведении писателя, потому что в этом он видит смысл жизни человека. Буранный Эдигей — один из тех, на ...

Церковное пение есть:

1) выражение религиозной жизни человека,

2) средство общения живых членов церкви

3) средство научения истинам веры.

… Хор от лица Матери-Церкви должен стать учителем верующих, как надо петь молитвы. Хор — это избранные певцы из верующих, ядро, центр, от которого исходят уставные песнопения, хор — это живой образец, живой пример, как требуется петь в церкви. Исполняя песнопения, положенные по чину богослужений, хор должен петь так, чтобы стоящие в храме, наслышавшись, могли усвоить песно пение и так же запеть.

Это назначение хора определяет выбор напевов и гармонизаций, допустимую меру художественных приемов хорового пения, характер пения хора и даже психологию и поведение регента и каждого певца. Хор — не бездушный орган. Каждый певец — активный участник богослужения. Поднимаясь на клирос, певец должен сознавать, что он пришел служить Богу своим голосом. Серьезность задачи должна предостеречь хор от увлечения музыкальными эффектами, которые почти всегда затемняют, а иногда даже вовсе искажают значение текста. Главное внимание певцов должно быть приковано к тексту и к службе в целом.

Опыт работы подтверждает, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю.

Итак, ученик – творец, который бескрылым мертвым вопросам дает огненный, совестливый, духовно-нравственный поворот, способный пробудить высшие стороны души слушателей его пения. Что выражает музыка и что в выражаемом окрыляет душу, что способно восторгнуть ее к неумирающей радости? И содержание музыки и ее духовный смысл — озарение души.

Наши образовательные традиции связаны с исследовательской деятельностью и духовно-нравственное развитие ребенка уже на самых первых этапах — процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивного, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению активному, интенсивному» – посредством собственного опыта.

Ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.

Учитель призван непрестанно возвращать музыке ее возвышенную красоту — через воспитание музыкального слуха (певцов и слушателей) как органа поиска такой неземной красоты.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... см.: Михайленко Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий ... грустный? Есть хочешь?» Обращается к наблюдающему за игрой малышу: «Петя, свари мишке кашу. Он хочет есть». Обычно ребенок с ... на стол тарелку, берет ложку, говорит мишке: «Сейчас Петя нам кашу принесет. Будешь есть, а потом спать». Кормит ...

Выдающийся музыковед Курт, придя в общеобразовательный лицей, привел учащихся и их родителей (они вместе пели в школьном хоре и со школьным оркестром исполняли кантаты и мотеты Баха) в восторг столь бурный, что лицей едва не превратился в консерваторию. Причину успеха Курт видел в том, что музыка стала изъясняться школьникам в духовных понятиях. Всякое иное объяснение, оставляя душу пустой, разоряет возвышенную любовь к музыке.

PS. Наше пение – наша молитва (архимандрит Матфей (Мормыль))

Ангельское пение… с ловно Рая коснулись и мы…

И на грешной Земле з азвучали те ноты…

Высокие ноты Любви… и кто молится в Храме…

Вспоминает себя… б удто в детство вернулась вся жизнь…

И поет и поет , нежно дышит Душа…