Эссе о театре ионеско

Эссе

Драматургия абсурда стала новым явлением в европейском театральном искусстве начала 1950-х годов. Она основана на идее полного отчуждения человека от окружающего мира и осознания существования современного общества, как «децентрированного», логически непоследовательного и лишенного ценностных ориентиров. Для драматургов абсурда характерны представления о бессмысленности существования человека во враждебном или равнодушном мире, их философско-теологическими мыслями наполнены пьесы Альбера Камю.

Представление этих произведений характеризуется атмосферой ужаса, изощренных чувств безысходности и одиночества, вызывая в зрителе, читателе или зрителе желание отключиться от реальности и подумать о проблемах трагичности бытия.

Драматурги абсурда активно играют с разложением как формы, так и содержания пьесы: истории, сюжета, языка, композиции и характеров. Они не предлагают положительных альтернативных решений. Именно поэтому пьесы таких авторов могут быть названы «антипьесами».

Одним из наиболее ярких представителей театра абсурда был Эжен Ионеско. В своих произведениях он описывал свою драматургию как «антитематическую, антиидеологичную, антиреалистическую». После премьеры его пьесы «Лысая певица» в 1950 году в Париже было возбуждено обсуждение нового явления в драматургии абсурда.

Для анализа формы выражения театра абсурда мы выбрали драматическое произведение Эжена Ионеско «Урок». Эта трагикомедия написана в 1950 году.

В «Уроке» автор строит сюжет, создавая крайне нелепые и противоречивые ситуации на «уроке». Ионеско поднимает вопросы о тщетности попыток понять божественную истину и сущность человеческого ума через социальный, воспитательный и образовательный опыт. Также он выражает свое недоверие к доминирующей системе, включая образовательную, и в конечном счете отрицает прямую зависимость морали от уровня образования в обществе.

Автор сознательно отказывается от традиционных языковых форм, способных упорядочить художественную реальность, и отрицает те языковые системы, авторы драматических произведений традиционно применяли в литературе для осмысления положения своих героев в мире.

Диалоги персонажей нелепы, трагизм этой абсурдности передается через постоянное использование приемов гротеска, абсурдизации, иронии. Речь героев, как и их характеры, противоречивая и непоследовательная.

33 стр., 16356 слов

По режиссуре по пьесе В. Зимина «Брысь! или истории кота Филофея»

... собой работу над пьесой согласно методу действенного анализа. Овладение методом позволяет полноценно погрузиться и вскрыть мир автора для театрального коллектива и в первую очередь для зрителя. Спектакль - ... и «в зависимости от родовой принадлежности произведения: повествования в сказово - сказочной форме или зрелищная форма восприятия» [8, с. 124-127]. В современной литературной сказке мы можем ...

Диалоги характеризуются разрушением семантического значения речи, расхождением языка и реальности, неудобством, неприспособленностью персонажей, повторяют те же ошибки.

В диалогах доминируют короткие, отрывистые предложения – характерный средство экспрессионизма, с помощью которого автор передает алогичность любого искусственного, идеологизированного упорядочения действительности.

Фактически, речь персонажей теряет свою содержательную актуальность, слово и его семантика распадается, теряет смысл, ценность для сюжета. Герои говорят друг с другом абсолютно напрасно. Язык выступает уже как препятствие общению героев, что, в свою очередь, еще больше большей степени изолирует героев.

Образы-символы, слова-семантические центры (наука, чем, урок и другие) тоже теряют свое значение. Ионеско разрушает саму систему логической структуры речи. Автор также прибегает к нивелированию лексических экспериментов героев в иностранных языках: они превращаются в хаос и карикатуру на лексические эксперименты модернистов.

Добавим к нашему историческому эссе о театре абсурда и Эжена Ионеско, что, поскольку современный мир находится в состоянии распада, то на сцене царит распад: не только слова, но и характеров персонажей. Разрушаются характеры героев, они, как мы уже сказали, непоследовательные и противоречивые, их поведение носит черты иррациональности, клоунады и отчужденности. Сюжет тоже служит выражению авторского мировоззрения.

Развитие сюжета является безупречно традиционным по форме (нарастание действия, кульминация и т.д.), но лишен структуры прежде всего, внутреннего содержания. Трагикомический эффект произведения основан на несоответствия поступков героев и ситуации, во внутренней нерешенности конфликта, в противоречии героев героям при отсутствии четко выраженной авторской позиции. Финал получается подчеркнуто аномальным.

Исследование о театре абсурда и Эжене Ионеско

Авторское сознание в драматическом произведении абсурда «Урок» Эжена Ионеско является целостным на разных уровнях. Во-первых, автор взаимодействует с системой субъектов сознания, представленной персонажами и всезнающим рассказчиком. Во-вторых, автор участвует в сюжетно-композиционной организации произведения. Особенно заметно это на уровне лингвостилистических средств мастерства, которыми пользуется автор.

Контраст и мировоззрение

Великая разница между традиционной композицией и парадоксальными диалогами героев не противоречит друг другу. Напротив, эти элементы дополняют друг друга в посильном служении авторской концепции мирового отчаяния. В своем произведении Эжен Ионеско передает отсутствие аксиологических ориентиров в реальности и ощущение краха всех мировоззренческих подходов к человеку.

Авторское сознание Субъекты сознания Сюжетно-композиционная организация
На уровне автора и исполнителей театрального произведения Персонажи и всезнающий рассказчик Контраст и размытость диалогов

Продолжение исследования изложено выше и подтверждает цель нашего эссе — анализ театра абсурда и его проявлений в произведениях Эжена Ионеско.