Истории «Культурная жизнь СССР в эпоху оттепели: достижения и проблемы» (11 класс)

Эссе

Культурная жизнь СССР в эпоху оттепели: достижения и проблемы

25 февраля 1956 года Никита Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях». Данный доклад стал отправной точкой в освобождении, или частичном освобождении, культуры от «оков сталинской цензуры, не терпевшей индивидуализма».

Но можно ли сказать, что индивидуализм и неординарность в полной мере раскрыли себя в хрущевскую эпоху? Нет, нет и еще раз нет. Но об этом позже, для начала стоит раскрыть саму суть культурной оттепели.

На мой взгляд, все же были факторы, замедляющие процесс культурного развития. Например, в целом культурными событиями управляли деятели искусства, оставшиеся со сталинских времен. Ну а что нового они могут привнести? Это как раз-таки те люди, что крепкой хваткой вцепились в устоявшиеся принципы построения культурной жизни, люди, отрицающие все новое и прогрессивное, люди, которым до сих пор сложно воспринимать окончание борьбы с «низкопоклонством перед Западом». Хотя возвращались на культурную арену и такие деятели, как Ахматова и Пастернак.

Так с чего же началась хрущевская оттепель? А началась она символично: «вначале было слово». Утрированный вариант слова на самом деле обычная повесть. Повесть, давшая целое название эпохе – «Оттепель» – под авторством Ильи Эренбурга.

Теперь, хотя культурный контроль и не был уничтожен, рамки для творчества стали более расплывчатыми. Можно сказать, что Хрущев фактически уничтожил устоявшееся деление на «добро» и «зло», «советское» и «антисоветское». Теперь творцы могли не ограничиваться рамками сурового соцреализма.

Творческие идеи все же продолжали содержать пропаганду. Но нельзя сказать, что это была грубая пропаганда «Иди в село, рожай каждый год, паши без зарплат на пользу государства – и будет тебе счастье». Хотя нынешняя пропаганда и содержала моменты, связанные с пользой государству, но это было существенно иное явление. Так, в киноматографе стал популярен образ романтичного/лирического физика/геолога/любого другого ученого, который предан своему делу, имеет собственные моральные принципы. Это ярко выражено в кинофильме «Девять дней одного года» режиссера Михаила Ромма. Как раз его образ и стал эталоном для нового поколения ученых.

2 стр., 522 слов

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом

... но и протянуть руку. Они понимают, что в данной ситуации может оказаться каждый. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом Несколько интересных сочинений Пожалуй, нет такого человека в нашей стране, кто не знал бы главного ...

Нельзя пропустить такой знаменательный фильм для советского народа, как «Я шагаю по Москве». В нем нет работяг-тружеников, героев труда, непреклонных ученых. Это фильм о простых ребятах, которые лелеют свои мечты, не стремятся к каким-либо высотам, просто дружат, просто любят. Разве не это является культурным прогрессом? Произведение об обычных людях, с обычными потребностями и желаниями.

Будет огромной ошибкой, если я пропущу фильм «Карнавальная ночь». В нем высмеиваются бюрократизм, плановость системы. На самом деле, данный фильм является показательным примером, на мой взгляд, того, как люди относились к «правителям мира сего». Плюс данной картины в том, что основные пороки партийных бюрократов высмеиваются с легкой иронией, а не с озлобленностью. Этот факт помогает поверить в реальность происходящего.

Хотя не все работы получили одобрение. «Застава Ильича» была подвергнута жесткой критике Хрущева еще до выхода в свет. Он упрекал режиссера в том, что персонажи в фильме не могут олицетворять нынешнее поколение советской молодежи, т. к. «не знают, как им жить и к чему стремиться». Хотя такие идеи уже проскальзывали в кинематографе («Я шагаю по Москве»).

Андрей Тарковский. Его работы популярны и в наше время. Особое внимание стоит уделить фильмам «Летят журавли» и «Иваново детство». Хотя общество и было в восторге от кинолент, Хрущев был недоволен ими, в частности, фильмом «Летят журавли». Интересно то, что он раскритиковал данный фильм, а главную героиню грубо прозвал «шлюхой». Однако его резкие высказывания не поменяли мнение публики.

Во время оттепели, если сравнивать с зарубежными странами, был очень интересный феномен: советские люди приходили слушать стихи, в то время как западные ходили на рок-концерты.

Однако такие слушания стихов не отличались полной свободой мысли. Зато она присутствовала в подпольных клубах, таких как СМОГ. Но такие объединения были заранее обречены на «раннюю смерть».

Знаменательными певцами «деревенской литературы» были А. Солженицын и В. Шукшин. Хотя, на мой взгляд, деревенская проза Шукшина является слишком примитивной, оптимистично радужной.

Стоит указать то, что запрет на зарубежную литературу был отменён. Наиболее популярными авторами на то время являлись Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй.

Художники с радостью восприняли разрешения для отхода от соцреализма. Однако радость продолжалась недолго. Когда Хрущев прибыл на выставку Московского отделения Союза художников, где были представлены работы абстракционистов и сюрреалистов, основная мысль его комментариев сводилась к следующему: «такое искусство советскому народу не нужно». С этого времени давление на рамки дозволенного для художников увеличилось.

Стоит сказать о министре культуры СССР, Е. А. Фурцевой. Это достаточно неоднозначная личность. Хотя ее и называют Екатериной Великой, для многих она так и осталась ткачихой, добравшейся до власти. Основой ее культурной политики было следующее: «не нравится мне – не нравится никому». На мой взгляд, к политике Екатерины Алексеевны можно применить следующее выражение: «любая кухарка может управлять государством».

8 стр., 3598 слов

Контрольная работа: Философские взгляды Ф.М. Достоевского

... христианство обратило весь мир к человеку и сделало человека солнцем мира. И антропологизм Достоевского глубоко христианский антропологизм. И именно исключительное отношение Достоевского к человеку делает его христианским писателем. ... вину свою. В иную мировую эпоху, в ином возрасте человека является Достоевский. И у него человек не принадлежит уже тому объективному космическому порядку, которому ...

Огромным упущением для советского общества был запрет на гастроли таких групп, как «Битлз» и «Роллинг Стоунз». По сути, они являлись живыми легендами западной музыкальной индустрии.

Хотя были и добрые дела: выставки Дрезденской галереи, пропуск в страну полотен Святослава Рериха и Фернана Леже, выставка работ Марка Шагала.

Также Фурцева допустила в Советы картины французских импрессионистов и произведение «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. В 1960-х слух советских меломанов услаждали пение Ива Монтана и Симоны Синьоре, музыка оркестра Бенни Гудмена, а в 1974-м в Большом театре выступили оперные исполнители «Ла Скала». Хотя этим список ее культурных допущений не ограничивается, здесь упомянуты самые значимые.

Таким образом, можно прийти к следующему заключению. Страна, фактически избавленная от сталинского ценза, перешла в руки хрущевских ограничений. Свобода мысли до сих пор оставалась в рамках «отражения советского общества». Как бы то ни было, нельзя только в негативном ключе рассматривать деятельность Хрущева и Фурцевой. Благодаря этим людям в тираж выходили ранее запрещенные книги («Мастер и Маргарита»), появлялись новые течения кинематографа, да и в целом культурная жизнь пробуждалась.