1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества
1.1 Зарубежные исследования
С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: «Как возможно творческое мышление?». Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Интересна, например, идея Платона, в чем-то предвосхитившая идею З.Фрейда, изложенная в учении об эросе [7].
Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть «Эрос», который предстает и как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа — страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.
Существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля [7], которые легли в основу ассоциативной психологии. Ассоцианистский подход получил широкое распространение в XVII – XVIII веках. Он объяснял все умственные процессы через связи и ассоциации между идеями и представлениями, что отразилось на понимании творческого процесса.
Исследование когнитивных процессов является важной задачей психологии. В терминах двух основных компонент — идей (или элементов) и ассоциаций (или связей) между ними — процессы психического функционирования могут быть описаны. Отличительной чертой является признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического. Ассоциативная психология рассматривала ассоциацию как объяснительный принцип, однако не могла объяснить закономерности процесса сознательного мышления, включая творческое мышление.
Исследования психологов-ассоцианистов привели к разработке законов ассоциаций, которые стали крупнейшим достижением психологической науки ХIХ века. Эти законы позволяют объяснить, почему прежний опыт может блокировать творческий подход к решению задачи и почему молодые ученые без энциклопедических знаний могут успешно работать творчески. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций, разработанный на основе этих законов, применяется в эвристике для активизации творческого мышления.
Вюрцбургская школа психологии выделила раздел «психология мышления» и представители этой школы рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач. Именно в Вюрцбургской школе был впервые применен метод экспериментальной интроспекции для исследования мышления. Эти исследования привели к открытию феномена.
Психология творческого мышления
... одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного. Проблема творческого мышления в конгетивной психологии. Р. Л. Солсо отмечает малоизученность проблемы творческого мышления ... в целом. Творческое мышление как психический процесс. Исторический обзор психологических исследований творческого мышления. С давних ...
«безобразного мышления», а также показали, что каждая ассоциация определяется не предшествующей ассоциацией, а направляется задачей – явление, получившее название детерминирующей тенденции. Выделив мышление в самостоятельную деятельность, Вюрцбургская школа фактически противопоставила и оторвала ее от практической деятельности, мышления, языка и чувственных образов. Вместе с тем был в значительной мере предопределен круг вопросов, которые впоследствии стали основными в рамках психологии мышления: соотношение внешней и внутренней деятельности, мышления и языка, мышления и чувственных образов, детерминация мышления и его избирательность, задача и средства ее решения [15].
Сформулированное Вюрцбургской школой определение мышления как процесса решения проблем наложило свой отпечаток на всю последующую историю экспериментальной психологии мышления, которую в определенном смысле можно рассматривать как историю разработки и применения в психологических исследованиях мышления различных вариантов метода проблемных ситуаций.
Близок к Вюрцбургской школе был и О. Зельц, понимавший мышление как функционирование интеллектуальных операций. Развивая свои представления о самом решении задач, О. Зельц наибольшее значение придает самой первой фазе
– образованию «общей задачи», которая формируется в результате обработки исходного материала. Главным ее звеном он видел выделение «предметных отношений» между элементами. Результатом такого выделения О. Зельц полагал образование проблемного комплекса [15], в котором:
- выделены характеристики известного,
- определено место неизвестного,
- выделены отношения между данным и искомым.
Суть проблемности он видел в незавершенности этого комплекса. О. Зельцем введено также важное понятие «антиципация», при этом он подчеркивает, что антиципации подлежит только искомое, т.е. неизвестное получает как бы косвенное определение через отношение к известному.
Выявление отношений между известным и искомым с последующей антиципацией искомого представляет собой процесс образования общей задачи. Таким образом, О. Зельц процесс мышления считал процессом заполнения разрывов или восстановления недостающих звеньев в этом комплексе, а не цепочкой ассоциаций, как считали представители ассоцианистского подхода.
В рамках исследования творческого мышления было проведено обширное исследование, включающее различные подходы и теории. Одним из таких подходов является психоаналитический подход, который впервые выделил фактор, лежащий в основе мыслительной активности.
Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что творческий продукт является результатом выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не удалось найти другой выход. Он предполагал, что творчество является способом косвенного выражения этих энергий.
А. Адлер смещает акценты с сексуальной сферы на социальную и рассматривает творчество как способ компенсации комплекса неполноценности.
К. Юнг видел стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо и считал, что в самом акте творчества проявляются архетипы коллективного бессознательного.
Основные различия между творчеством и креативностью. Что такое ...
... и новых смыслов, связанных с понятием креативность. И одним из актуальных аспектов осмысления данного термина является сопоставление понятий «креативность» и «творчество». Креативность и творчество В обыденной жизни мы часто ставим знак равенства между понятиями «креативность» и «творчество», ...
Психоанализ впервые подчеркнул важность мотивов и значимость бессознательного в мышлении.
Гештальт-психология, представленная М. Вертхаймером, К. Дункером, В. Келером и другими, также внесла свой вклад в изучение творческого мышления. Они утверждали, что целостный образ, или гештальт, возникает не путем синтеза, а сразу как целостный. Мышление в данном случае рассматривалось как деятельность последовательного переструктурирования, вплоть до нахождения необходимого гештальта.
Психологи-гуманисты, такие как Г. Олпорт и А. Маслоу, считали, что основным источником творчества является мотив личностного роста. По Маслоу, это потребность в самоактуализации и полной реализации своих способностей.
Также творческое мышление изучалось в рамках психометрического подхода.
Исследование креативности в когнитивной психологии
В когнитивной психологии, развивающейся на стыке необихевиоризма и гештальт-психологии, важное место занимает изучение креативности. Одним из ключевых направлений исследований является концепция креативности, представленная Дж. Гилфордом и Э.П. Торренсом. Они рассматривали креативность как универсальную познавательную творческую способность [5].
Дж. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Он считал операцию дивергенции, вместе с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности [5].
Р. Стернберг также проводил исследования уровня креативности и зависимости его проявления от воздействующих факторов. Согласно его концепции [5], интеллектуальное поведение может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявляет творческое поведение.
Развитие информационных технологий, особенно появление ЭВМ, имело большое влияние на развитие психологии мышления. Идея «искусственного интеллекта» впервые зазвучала и нашла отражение в исследованиях А. Ньюэлла и Г. Саймона, М. Минского и Дж. Маккарти. В связи с этим, исследования творческого мышления начали развиваться в новом направлении — информационном или когнитивном подходе.
Когнитивная психология сформировалась на основе необихевиоризма и гештальт-психологии, объединенных компьютерной метафорой. Человек рассматривается как активный преобразователь информации, стремящийся к обобщению, интерпретации и восстановлению информации с помощью алгоритмов и стратегий [14, с. 8]. Первоначально основной задачей когнитивной психологии было изучение преобразования информации, происходящего с момента поступления сигнала до получения ответа. В этом направлении проводились исследования, связанные с именем У. Найссера [14].
Таким образом, исследование креативности в когнитивной психологии является важным направлением исследований. Различные концепции исследования креативности, такие как концепция Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, а также Р. Стернберга, позволяют более глубоко изучать эту универсальную познавательную творческую способность.
Психология стала в определенном смысле программной. В настоящее время все больше подчеркивается ограниченность подобного рода аналогий.
Тем не менее, нельзя не признать, что методы смежных отраслей знания дали психологам новые способы видения старых проблем.
Это направление продолжает развиваться и сейчас. Проводимые в рамках когнитивного подхода исследования объединены тематикой, которую в самом общем виде можно охарактеризовать как анализ различных аспектов мыслительной деятельности индивида, широким использованием экспериментальных данных, а также достаточно общим представлением о значимости для анализа мыслительной активности методов, разрабатываемых в теории информации и структурной лингвистике. Когнитивный подход унаследовал от бихевиоризма уверенность в значимости контролируемых лабораторных исследований, а также отношение к проблематике научения и памяти как принципиально важной для понимания мышления и поведения.
1.2 Отечественные исследования
Одним из крупнейших исследователей творческого мышления является Я.А. Пономарев. В своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человеческого мышления от «мышления» машинного: «машина способна работать только с системами знаковых моделей и не способна работать с моделями надстроечно-базальными» [11, с. 173], т.е. субъектными вторичными моделями действительности. Согласно его концепции первичных и вторичных объектных и субъектных моделей действительности, представляющих собой разные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, для решения творческих задач в первую очередь требуется «способность действовать в уме»
(СДУ), отсутствующая у животных, и определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий (ВПД).
[5].
В качестве ментальной единицы творческости мышления Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задач [11].
Исследователи Д.Б. Богоявленская и другие признанные эксперты подходят к изучению творческого мышления с позиций системного подхода. Они предлагают выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. По мнению Богоявленской, интеллектуальная инициатива является наиболее важной качественной характеристикой интеллектуальной активности. Она определяется как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы [2, с. 191]. Таким образом, творчество рассматривается как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности» [2, с. 194].
2. Отличительные особенности творческой личности
Способность к творческому мышлению присутствует у каждого человека в определенной мере. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисовании, лепке и создании различных конструкций из подручных материалов. В подростковом возрасте многие начинают писать стихи, а в зрелом возрасте творческое мышление помогает решать прикладные задачи разного уровня, от повседневных до научно-технических и других.
Однако не каждого человека можно назвать творческой личностью. Творческими обычно называют людей, совершивших научное открытие, гениальное изобретение или создавших произведение искусства, которые были высоко оценены большинством. Также творческой личностью считается человек, неординарно воспринимающий действительность и реагирующий на нее.
Однако последняя формулировка является относительной, так как в нее попадают и люди с психическими отклонениями. Наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других [5].
Ранее выдвигалась гипотеза о наличии прямой зависимости между гениальностью и безумием (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон), однако позднейшие исследования (например, Т. Саймонтона) не подтвердили эту гипотезу [5].
В течение длительного времени способности к интеллектуальному творчеству исследовались в соответствии со здравым смыслом: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.
Результаты исследований Гилфорда и Торренса [5] показали положительную корреляцию между уровнем IQ и креативностью. Эти исследователи использовали психометрический метод и специальные тесты, чтобы изучить связь между интеллектом и способностью к дивергентному мышлению. Они пришли к выводу, что люди с более высоким IQ имеют большую вероятность показать высокие результаты по тестам креативности. Однако у некоторых людей с высоким IQ могут быть низкие показатели креативности. Исследования также показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс предложил теорию интеллектуального порога, согласно которой интеллект и креативность объединяются при IQ ниже 115-120 баллов, а при IQ выше 120 они становятся независимыми факторами.
Однако исследования Гетцельса и Джексона [1] приводят данные, которые свидетельствуют об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности. Эти исследователи не обнаружили связи между IQ и способностью креативного мышления.
Более поздние исследования Воллаха и Когана [5] также использовали тестовый метод, но модифицировали его, чтобы создать условия, наиболее приближенные к обычным жизненным ситуациям. Они убрали ограничения по времени, минимизировали соревновательность и не требовали единственного правильного ответа. В результате исследования, проведенного в таких условиях, они пришли к выводу, что корреляция между креативностью и тестовым интеллектом близка к нулю.
Интеллект и креативность: отличия и сходства
Интеллектуальность и креативность — две важные человеческие характеристики, которые имеют существенные отличия и одновременно глубокие сходства. Оба эти качества могут проявляться как в совместных, так и в отдельных проявлениях. Однако можно говорить о том, что это два аспекта умственной деятельности, которые не коварствуют друг с другом, а, наоборот, часто совмещаются и дополняют друг друга.
Сходства между интеллектуальностью и креативностью
- Оба качества имеют дело с умственной деятельностью;
- Требуют способности находить новые решения;
- Обладают гибким мышлением;
- Требуют способности анализировать информацию и делать определенные выводы на основе существующих знаний;
- Требуют способности к развитию и совершенствованию.
Отличия между интеллектуальностью и креативностью
Интеллектуальность | Креативность |
---|---|
Ограничивается наличием знаний в определенном области | Способность видеть объект под новым углом зрения; |
Требует наличия определенных качеств — например, логического мышления или хорошей памяти; | Способность к преодолению традиционного мышления или креативное мышление, часто происходит на неявном уровне; |
Опирается на знания, полученные определенным образом на протяжении определенного времени; | Требует усилий и способности осуществлять свободное мышление, зачастую выходить за рамки известных знаний. |
Как различные теории определяют креативную личность
Существует несколько моделей, описывающих креативную личность, которые основаны на различных видениях и подходах. Например, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца: быть не ограниченным привычками, не повторять предыдущие решения, не действовать механически, не занимать частичную позицию, не действовать со вниманием, что сосредоточено на ограниченной части проблемы, не действовать частичными операциями, свободно чтобы работать с ситуацией, открыто искать новые решения.
Американский психолог А. Маслоу выделяет 15 принципиально важных характеристик в самоактуализирующейся личности, к которым он относит креативность.
В свою очередь, психолог Дж.Гилфорд выделил 4 качества, присущих креативной личности, таких как оригинальность, нетривиальность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне, семантическая, образная и спонтанная гибкость к идеям и их использованию в нестандартных ситуациях.
Таким образом, креативность и интеллектуальность – это неодинаковые, но одновременно и близкие характеристики человеческого мышления, которые вместе могут быть использованы для достижения выдающихся результатов.
В психологических исследованиях креативности очень часто выделяются различные параметры и характеристики, которые связаны с этим феноменом. Один из авторов, Гилфорд, выделил 6 параметров: способность к обнаружению и постановке проблем, способность к генерированию большого числа идей, гибкость мышления, оригинальность в ответе на раздражители, усовершенствование объекта путем добавления деталей и способность решать проблемы путем синтеза и анализа [5]. Согласно Стернбергу, творческая личность должна обладать такими чертами, как способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, толерантность к неопределенности и готовность противостоять мнению окружающих [5]. Еще одна интересная точка зрения принадлежит Пономареву, который считает, что креативность связана с интенсивностью поисковой мотивации и чувствительностью к побочным образованиям, возникающим при мыслительном процессе [11]. Мак-Киннон отмечает способность одаренных людей более эффективно оперировать противоречивой информацией и подчеркивает, что внутренняя готовность принять противоречие, вместо отбрасывания информации, играет важную роль в осознании проблемы [17]. Однако сложность возникает в случае расхождений между системами ценностей на уровне сознания и подсознания, что может потребовать переоценки и пересмотра картины мира человека и его понимания своего места в ней [17].
Исследование психологической защиты и ее влияния на адаптацию человека к изменяющейся внешней среде
Введение
В условиях современного общества, характеризующегося быстрым темпом изменений и неопределенностью, адаптация человека к постоянно меняющейся внешней среде становится все более важной. Однако, такая адаптация может быть затруднена наличием механизмов психологической защиты, которые предотвращают проникновение подсознательных продуктов на уровень сознания и нарушают устойчивое равновесие, в условиях которого человек привык жить.
Раздел 1: Механизмы психологической защиты
З. Фрейд открыл и описал механизмы психологической защиты, которые играют важную роль в сохранении психической стабильности человека. Действие этих механизмов препятствует проникновению подсознательных продуктов на уровень сознания, что помогает сохранить стабильность всей системы.
Раздел 2: Влияние механизмов психологической защиты на адаптацию
Однако, на уровне подсознания происходит ослабление действия стереотипов и устойчивых представлений, что может затруднить адаптацию человека к изменяющейся внешней среде. Это подтверждается фактами свершений открытий во сне или в измененных состояниях сознания, которые могут происходить под воздействием гипноза или психотропных средств.
Раздел 3: Творческая личность и механизмы психологической защиты
Лица с высоким творческим потенциалом могут иметь ослабленные механизмы психологической защиты. Это может быть обусловлено либо индивидуальным процессом становления личности, либо являться врожденной особенностью. Творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию подсознания, которая может не соответствовать общепринятым моральным мотивам и ценностям.
Заключение
Механизмы психологической защиты играют важную роль в сохранении психической стабильности человека, однако, они могут затруднить адаптацию к постоянно изменяющейся внешней среде. У творческих личностей механизмы психологической защиты могут быть ослаблены, что требует определенной смелости воспринимать и принимать информацию подсознания, несоответствующую общепринятым моральным мотивам и ценностям. Дальнейшие исследования в этой области помогут лучше понять влияние механизмов психологической защиты на адаптацию человека к изменяющейся среде и развитие творческого потенциала личности.
В ходе проведения исследований, посвященных творческой личности, были выделены ряд особенностей, определяющих ее характер и проявление способностей. Одной из главных характеристик креативной личности является смелость. Смелость – это не только физическая отвага, но и психологическая смелость, способность подвергать сомнению устоявшиеся суждения и принципы. Творческая личность осмеливается разрушать привычное ради создания чего-то лучшего. Она думает новыми способами и не боится пойти вразрез с общепринятыми взглядами. Смелость также проявляется в открытом восприятии мира и интуитивном мышлении, не всегда соответствующем логическим законам. Творческий человек даёт волю своей фантазии и пытается реализовать невозможное. Он могут быть конфликтным в отношении коллективных норм, предпочитая прислушиваться к собственному голосу. Основополагающим качеством творческой личности является ее способность быть собой.
Также важными особенностями творческой личности, выделенными некоторыми исследователями, являются терпение и работоспособность. Они считают, что для достижения творческих результатов нужно сочетать бессознательную работу сознательным творческим процессом. Эстетическое чувство также играет важную роль в фильтрации и выборе бессознательных идей.
Некоторые исследователи говорят о важности внутренней и внешней мотивации для проявления творческих способностей. Среди препятствий, которые могут мешать развитию креативности, упоминаются страх быть непохожим на других, склонность к конформизму, моральные запреты и однообразные задачи.
В итоге можно сделать вывод, что творческая личность объединяет в себе зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности и своеобразность взглядов на мир. Она осмеливается рисковать и исследовать новые горизонты, не боясь быть разрушительной для привычного. В процессе развития творческих способностей важно преодолеть моральные и социальные барьеры, найти в себе внутреннюю мотивацию и применять терпение и работоспособность.
Внешняя и внутренняя мотивация в творчестве
Внешняя мотивация в творчестве определяется реакцией социального окружения на творческую деятельность. Она может быть как положительной, включая поощрение вниманием, признание, одобрение и материальное вознаграждение, так и отрицательной, включая резкую критику и наказание. Однако, внешняя мотивация наиболее значима, когда она исходит от референтной группы.
Существенность влияния внешней мотивации зависит от уровня внутренней мотивации. Чем ниже уровень внутренней мотивации, тем сильнее проявляется влияние внешней мотивации.
Исходя из анализа результатов исследований [1-6, 9, 11-13, 15-18], можно выделить несколько факторов, которые влияют на уровень внутренней мотивации в творчестве:
- Интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки [2];
- Самооценка;
- Стабильность эмоционального состояния.
Для стимулирования проявления креативности можно использовать внешние методы воздействия на эти факторы. Однако, следует отметить, что такое воздействие не гарантирует полного раскрытия творческого потенциала.
Рассмотрим некоторые методы стимулирования:
- Минимизация отрицательного влияния моральных и культурных запретов может быть достигнута путем расширения круга интересов личности, например, через обучение. Также положительное воздействие может оказывать самоидентификация с другой личностью, которая позволяет рассмотреть проблему с другой точки зрения, отступив от своих ценностно-ориентационных установок.
- Снятие влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности, может быть достигнуто путем переключения внимания и смены деятельности.
В ходе исследования творческого мышления были рассмотрены различные аспекты и подходы к данной проблеме. Важным фактором, необходимым для проявления креативности, является высокая самооценка. В этой связи, целесообразно оказывать влияние на самооценку, повышая внешнюю положительную мотивацию и минимизируя внешнюю отрицательную мотивацию. Хотя некоторые исследователи считают, что внешняя мотивация положительно влияет только на низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного. Например, знаменитый Реквием В.А. Моцарта был создан подобным образом. Здесь важно отметить, что различия между внутренней и внешней мотивацией не всегда являются абсолютными, и в некоторых случаях они могут перетекать друг в друга, при этом чисто внешняя мотивация может превратиться во внутреннюю. Однако, следует учитывать, что этот метод будет эффективен только в случае реальной необходимости повышения самооценки, в противном случае может сработать правило де Чармса, которое указывает на непродуктивность навязывания внешней мотивации [3] [16].
Исследования биографий творческих личностей также указывают на связь между эмоциональной сферой и проявлением творчества. Установление стабильности в эмоциональной сфере может привести к ослаблению творческого проявления, в то время как сильный всплеск творчества может вызвать различные стрессы, как негативные, так и положительные. Для воздействия на эмоциональную сферу и стимуляции творческого мышления можно использовать методы резкой смены обстановки, окружения или сферы деятельности. Замена привычной среды и предлагаемое разнообразие стимулов помогают ученым, поэтам, художникам преодолевать кризис творчества и находить новые идеи [5].
Заключение
В заключении стоит отметить, что в данной работе невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления, так как остается много неосвещенных ракурсов. Однако, на основании проведенного анализа уже доступных материалов, можно сделать следующие выводы:
- Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой;
- Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.
Например, большинство исследований строятся с использованием творческих задач, в то же время до сих пор не существует единого мнения о том, какие же задачи считать творческими. Отечественным представителем информационного подхода Г.А. Голицыным [3] предложен следующий критерий: если решение (или множество решений) задачи лежит за пределами множества исходных представлений (т.е. сферы сознания) субъекта, то именно такую задачу мы можем считать творческой. Существует и другой подход к определению творческих задач, предложенный современным исследователем творческого мышления Я.А. Пономаревым: «…класс задач, решения которых доступны машинному моделированию, не входит в класс творческих, к последнему могут быть отнесены лишь те, решения которых принципиально не поддаются машинному моделированию. Более того, невозможность моделирования решения таких задач может выступить одним из достаточно отчетливых практических критериев подлинного творчества» [11, с. 13].
Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности.
Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.
2) В последнем разделе автор приводит свою возможную классификацию факторов, влияющих на возможности проявления креативности, а также некоторые способы воздействия на них.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-tvorcheskoe-myishlenie/
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.
1. Введение
Цель данного исследования – изучить различные аспекты творчества и их психологические основы. Для достижения этой цели будет проанализирован ряд литературных источников, в которых авторы затрагивают тему творчества и его влияния на интеллектуальную активность и психологические способности. В данном работе будут рассмотрены следующие вопросы:
1.1 Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества
Издание Ростовского университета (1983) рассматривает вопрос интеллектуальной активности как важного аспекта изучения творчества. Автор Д.Б. Богоявленская в своей статье, опубликованной в книге под редакцией Я.А. Пономарева (1983), анализирует роль интеллектуальной активности в творческом процессе. Особое внимание уделяется взаимосвязи между интеллектом и творчеством, а также психологическими механизмами, направленными на развитие интеллектуальных способностей.
1.2 Информационный подход в психологии творчества
В книге «Исследование проблем психологии творчества» под редакцией Я.А. Пономарева (1983) Г.А. Голицын рассматривает информационный подход в психологии творчества. Автор анализирует влияние информации на творческий процесс, а также роль психологических механизмов обработки информации в формировании творческих способностей и интеллектуальной активности.
2. Результаты исследования
В ходе исследования было выявлено, что интеллектуальная активность играет значимую роль в процессе развития творческих способностей. Интеллектуальная активность связана с психологическими механизмами обработки информации, которые влияют на качество и оригинальность творческого мышления.
Информационный подход в психологии творчества выявил важность обработки информации в процессе формирования и развития творческих способностей. Психологические механизмы, связанные с обработкой информации, играют роль ключевых факторов в процессе творческого мышления.
3. Заключение
Таким образом, результаты исследования подтверждают важность интеллектуальной активности и информационного подхода в изучении творчества. Осознание влияния этих факторов на развитие творческих способностей и интеллектуальной активности помогает понять основы творческого мышления и найти способы его развития.
В данном исследовании мы рассматриваем одну из наиболее важных черт творческой личности — смелость. Это личная смелость, смелость ума и духа, психологическая или духовная смелость, являющаяся основой творческой личности. Творческий человек обладает смелостью задавать вопросы, которые обычно принимаются всеми без разбора. Он имеет смелость разрушать, чтобы строить что-то лучшее. Также он смело мыслит, выдвигая мысли, отличные от мыслей других людей. Творческий человек открыт для опыта и изнутри, и снаружи. Он смело следует своей интуиции, не привязываясь к логике. Он смело воображает невозможное и пытается достичь этого. Он смело отступает от коллективности и, при необходимости, конфликтует с ней. И, наконец, он смело становится собой и остается таким.
Термин «творческие способности» в данном исследовании означает раскрытие творческого потенциала. Это проявление способностей, которые позволяют человеку выразить свою творческую природу.
Термин «установка» в данном исследовании означает определенный взгляд на идею, основанный на убеждениях и эмоциях. Обычно установки мешают проявлению креативности, так как они блокируют проявления бессознательного.
Принцип де Чармса заключается в том, что если человек получает вознаграждение за что-то, что он делает или сделал по своему желанию, то такое вознаграждение может ослабить его внутреннюю мотивацию.
В данном исследовании мы будем рассматривать влияние смелости на проявление творческих способностей, а также влияние установок и вознаграждений на творческую мотивацию.